Конспект урока по технологии 4 класс изготовление сувенирного веника домовушка

Обновлено: 04.07.2024

Помочь педагогам в работе по ознакомлению и приобщению детей с народной культурой и традициям.

- Формирования нравственных и патриотических чувств, любви к малой Родине.

- Формирования интереса к истории культуры.

- Воспитания доброты и других лучших качеств личности и бережного отношения друг к другу.

Оборудование: мультимедиа, образец оберегов.

Раздаточный материал: по количеству участников клей, заготовки оберега - Веника и Косы-домовушки, материалы для украшения (крупа, монетки, крупа, ягоды шиповника, семена подсолнуха, бобовые и др.)

Ход мастер-класса.

Сегодня я начну немного с истории: многовековая история культуры неразрывно связана с народными поверьями и приметами. Они пришли к нам из глубины времен как память о наших предках, об их попытках понять окружающий мир, оградить себя от неблагоприятных событий.

Народные обычаи менялись, изменялась и культура народа. На протяжении тысячелетий ни один дом на Руси не обходился без оберегов. Люди верили и верят в силу оберегов, ценят уют домашнего очага.

Уж так устроен человек, что у каждого есть капелька суеверия, обязательно постучим по дереву, сплюнем через левое плечо, а вернувшись, домой за забытой вещью, посмотрим в зеркало. Видимо, срабатывают многовековые привычки, передающиеся из поколения в поколение. Возможно, по этой же причине человек нуждается в самых разных амулетах и талисманах. И вот одной из традиций, с давних времен на Руси, является изготовление оберегов.

-А сейчас я вам предлагаю совершить путешествие на машине времени в далёкое прошлое, к нашим предкам. (Слайд 2).

- Закройте глаза. (Музыка)

(Набрасываю на плечи платок, раздаю ленточки)

- Мы приземлились в Древнюю Русь. Открываем глаза. (Слайд 3).

Мы находимся в славянском посёлке, в чудесной мастерской.

Я мастерица искусница приветствую вас.

- Посмотрите, на столе лежат ленточки, это один из элементов головного убора восточных славян.

-Завяжите их, (показ)

- Теперь вы девицы-красавицы.

- Посмотрите, как жили наши предки. Они были трудолюбивые, всё делали своими руками (Слайд 4).

Восточные славяне преклонялись разным богам. Они смотрели на природу как на живое существо. Думали, что всё зависит от природы, представляли её в виде различных божеств, верили в чудеса, боялись нечистую силу. И поэтому наши предки придумали для себя делать предметы, которые их оберегали бы от всего плохого, а мастерами они были умелыми. И поэтому они мастерили обереги.

А что такое оберег (Слайд 5).

Обереги – символы, которые защищают от порчи и злого духа. Они приносят удачу, богатство, семейное благополучие, любовь, верность, счастье. У каждого дома есть обереги.

- Итак, окунемся в защитную магию.

Плетень. (Слайд 6)

Одним из самых важных оберегов был плетень. Он защищал дом от чужаков и врагов. На плетень вешали подковы на счастье, а глиняные горшки и старые лапти для отпугивания злых сил.

Лапоть. (Слайд 7)

Лапоть издавна был на Руси оберегом семейного счастья и домашнего уюта, в него клали гостинцы для домовых.

Домовой (Слайд 8) - это душа дома. Он хороший хозяин, часто ворчливый, но заботливый и добрый.

Кукла-оберег. (Слайд 9)

Делают куколку без использования иглы, из натуральных тканей - хлопка и льна. Перечислить всё множество кукол-оберегов невозможно, ведь буквально для каждой ситуации существовала своя отдельная куколка.

Вот некоторые из них: желанница; пеленашка; десятиручка; берегиня; крупеничка и т. д. (Слайд 10-11).

- Я предлагаю вам, сделать в подарок оберег, а какой вы узнаете, отгадав загадку.

Удивительный букет: Ветки есть, а листьев нет!

Не привык к парадной вазе, Очищает дом от грязи.

Работяга, не бездельник,

Наш помощник шустрый. (Веник). (Слайд 12)

-Да, мы будем украшать оберег-веник

и косу-домовушку (Слайд 13).

Веник - древнейший оберег, символизирует чистоту в доме. С давних времен служил веник на Руси не только удобным инструментом для уборки дома, но и оберегом, защищающим от порчи и злых духов. В наше время, считают, что такие венички, очень хорошо помогают защитить дом от негативной энергии. Конечно, такие венички, можно приобрести в любом хозяйственном магазине, но сила любого магического предмета значительно больше, если вы сделаете его собственными руками.

Коса - домовушка.

Существует одна тонкость. Дело в том, что все детали, которые закреплены на декоративном веничке или косе, не случайны и имеют определенное значение. Поэтому украшая их, вам необходимо ознакомиться со значением деталей, которые можно прикрепить к талисману.

Карточка каждому на столе. Значение символов в обереге.

Чеснок и перец - выгоняют нечистую силу.

Монетка - успех в делах, привлекает в дом удачу и благосостояние.

Гречка, рис - символизируют достаток, защитят вашу семью от сглаза.

Горох и фасоль - мир и дружба, символ развития и хорошему росту.

Подсолнухи - энергия солнца.

Сухоцветы – уют и красоту.

Ягоды шиповника и кукурузы – символ здоровья у детей.

Семя – зарождение новой жизни.

Семечки - здоровья детей.

Лавровый лист - слава и успех.

Мешковина или мешочек - символ богатства.

Шишка-трудолюбие и достижение успеха.

Колосья пшеницы, ягоды - урожай в хозяйстве, в доме всегда будет вдоволь еды.

Полотно - счастье в доме.

Домашняя выпечка – хлебосольность хозяев.

Бублик – непрерывное кольцо, символ крепкой семьи.

Орех - символ умственной силы, мудрости, долголетие.

Узелок оберегает от скандалов в доме.

Вооруженные этими знаниями, вы можете изготовить талисман, прикрепив на него те символы, которые вам больше всего по душе.

3. Заключительная часть. (Выставка работ). - Какой силой обладает ваш оберег?

Если веничек повесить вверх метелочкой, значит, в ваш дом “притекут” деньги. Если - метелочкой вниз, он по вашему велению станет выметать всё плохое, из вашего дома.

- Я хозяйка мастерской прощаюсь с Вами. - Я рада была с Вами трудиться. (Слайд 14). - Итак, мы возвращаемся в наш 2016 год. Закрываем глаза. (Музыка).

- Сегодня вы узнали об оберегах и как их сделать своими руками.

- Пусть эти обереги охраняют вас от неприятностей, приносят добро и счастье.

- Всем спасибо за работу. (Слайд 15)

Прикреплённые файлы:

Предметные: осознанно подбирать материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни и в соответствии с поставленной задачей; соблюдать безопасные приёмы труда, в том числе с ручными инструментами; изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении изделия; создавать мысленный образ конструкции с целью передачи определённой художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале; работать с различными материалами, зная их свойства (природными материалами, тканью);

Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно; оценка, контроль; удерживать цель в процессе трудовой, декоративно-художественной деятельности; действовать самостоятельно по инструкции, учитывать ориентиры, данные учителем, использовать изученные правила безопасности, способы действий, пошаговые разъяснения, навыки, свойства материалов при выполнении учебных заданий и в творческой деятельности; осознанно использовать безопасные приёмы труда; самостоятельно планировать действия, необходимые для изготовления поделки; Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; различать материалы по декоративно-художественным и конструктивным свойствам; конструировать из разных материалов в соответствии с доступными заданными условиями;

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; задавать вопросы уточняющего характера; высказывать собственное мнение о результатах творческой работы, объяснять инструкции по изготовлению поделок;

Личностные: развитие интереса к практической деятельности, желания создавать что-то своими руками; формирование мотивации к обучению целенаправленной познавательной деятельности; уважительное отношение к труду людей и людям труда, к традициям своего народа; развивать способность к самооценке;

Материалы: веничек; детали для декора; образец оберега;

Инструменты: ножницы; клей;

Приспособления: подкладной лист или клеёнка, подкладная доска, тряпочка для вытирания рук.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

1.Организационный момент, приветствие.

2. Повторение организации работы при изготовлении поделки (Приложение 4, 3).

5. Задает наводящие вопросы для формулирования цели урока и задач. Какие обереги вы видели? Где? Есть ли у вас они дома? Чем отличается покупной оберег от рукодельного? Как вы думаете, какова будет цель нашего урока? Какие знания нам понадобятся для изготовления оберега?

Проверяют организацию рабочего места. Повторяют правила ТБ. При затруднении в формулировании обращаются за помощью к рабочей тетради с. 4-6.

Сморят фрагмент мультфильма, презентацию и слушают вступительное слово учителя.

Отвечают на вопросы после презентации, формулируют цель урока и задачи с помощью которых можем достичь цели.

Актуализация необходимых знаний

Уточняет, какой оберег учащиеся будут изготавливать. Древнейшим оберегом дома считается веник. Делались веники не только для обычной уборки, но и декоративные. Их украшали ленточками, сухоцветами, горохом, зернами. Наши предки, славяне, считали, что такой вот веник из растений, тряпочек, ленточек оберег от всякой нечисти и заботился о нем домовой дома. Предлагает рассмотреть внимательно образец, провести его анализ по опорным вопросам. Из чего состоит это оберег? Какие материалы использовались? С чего можно начать работу? Чем можем украсить? В какой последовательности и как будем приклеивать? Почему древние славяне выбирали такие интересные украшения для веночка? Каждое украшение имело древний символический смысл, соответственно которому оно приносило в дом богатство, здоровье и семейное благополучие.

Предлагает познакомиться с технологической картой выполнения работы и памяткой по символике декора оберега (приложения 1 и 2)

Рассматривают образец поделки, проводят анализ. Высказывают предположения о последовательности выполнения работы, перечисляю возможные детали декора, почему их будут выбирать. Знакомятся с технологической картой урока и памяткой символики декора оберега.

Организация познавательной деятельности

Знакомит учащихся с этапами работы, дает инструкции по изготовлению. У красьте ваш оберег по своему усмотрению. По традиции на нем находится 12 предметов – символов, не больше и не меньше. Список того, что можно разместить в виде композиции на веничке и что это будет обозначать в памятке на ваших столах. Этапы работы сотрите в технологической карте. Помните, чтобы вы не приклеили, ваш оберег будет настоящим, если это сделано с любовью и хорошими мыслями. И напоследок один нюанс. Помните, что веник можно вешать ручкой вниз только на входной двери со стороны улицы. Считалось, что в этом положении он обладает способностью останавливать нечистую силу на пороге дома. Такой веник выметал из дома болезни, горе, несчастья. В доме же веник вешали только ручкой вверх. Дальнейшее зависит от вас. Если вы делаете оберег в подарок, то символы выбирают из того, что вы хотите пожелать тому, кому преподносится подарок. Во время работы помогает учащимся, которые испытывают затруднения в работе, а также обращает внимание на типичные ошибки и подсказывает пути решения проблемы.

Самостоятельно работают по технологической карте, подбирают символы для украшения оберега, создают свой образ работы, используют собственные сочетания символов. Оформляют верхнюю и нижнюю части веника. для этого берут красивую декоративную ленточку (тесьму) и закрывают ею место крепления с помощью клея. Затем крепят крупные детали и дополняют композицию мелким декором. С помощью мелких семечек, злаковых, кукурузы - по желанию выкладывают орнаменты и символы, давая дополнительную силу оберегу и реализуют творческий замысел.

Предлагает учащимся вновь обратиться к схеме организации работы при изготовлении поделки в учебнике, вспомнить этапы работы. Для эффективного самооценивания своей работы, рекомендует воспользоваться планом на с. 7 рабочей тетради. Затем дает возможность учащимся показать и прокомментировать результат своей работы, поделиться своим замыслом, путем представления работы на мини- выставке. Подводит итоги урока.

С имволика оберегов

Лавровый лист – слава, успех.
Плетение символизирует знакомства, дружбу с новыми интересными людьми.
Солнце, цветок подсолнуха – главный славянский оберег, славяне – дети солнца.
Семена подсолнуха – здоровье детей в доме.
Семя – зарождение новой жизни.
Яйцо – продолжение рода.
Кукуруза – символ здоровья у детей, продолжение рода, сплоченность семьи, взаимопонимание.
Веник , направленный вниз – выметает ссоры из избы.
Веник направленный вверх – к деньгам.
Орех – символ умственной силы и здоровья.
Домик – символ семьи.

Гнездо – продолжение рода.
Злаки, бобовые – символ достатка, сытой жизни, благополучной в материальном аспекте..
Мак, зерна мака – символ исполнения желания.
Красный горький перец – мужское начало, символ мужского здоровья.
Шишка – символ трудолюбия и достижения успеха.
Лекарственные травы, ягоды шиповника – символ крепкого здоровья.
Лук оберегает семью от слез.
Ягоды рябины – символ женской молодости, красоты.
Сухоцветы – уют и красоту.
Горох – мир и дружбу.
Мешок – символ богатства.
Узелок оберегает от скандалов в доме.
Бублик – непрерывное кольцо, символ крепкой семьи.

Мешковина – изобилие.
Тыква, семена тыквы – символ плодородия
Хлеб – всему голова – согласие и достаток.
Крупа – мир, лад в доме, желая этого, молодым после венчания осыпали крупой.
Колосья, ягоды, дары природы – урожай в хозяйстве.
Коса, венок – символы бесконечности и непрерывности рода, возрастания благополучия.
Монетка – успех в делах.

Петушок сахарный – чтобы в доме звучал радостный детский смех.
Чеснок и перец изгоняют нечистую силу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В старину веник считался символом счастья и благополучия в доме, а также – оберегом, защищающим дом от нечистой силы.

4 класс Воронежская Татьяна Сергеевна МБОУ СОШ № 6 п. Новый Приморский край Надеждинский район

Воронежская Татьяна Сергеевна

МБОУ СОШ № 6 п. Новый

Приморский край Надеждинский район

За него, скажу ребята, Любят прятаться котята. Если мусор он найдёт, Тут же на совок сметёт. Он углов, кладовок пленник– Очень нужный, скромный… (веник)

За него, скажу ребята, Любят прятаться котята. Если мусор он найдёт, Тут же на совок сметёт. Он углов, кладовок пленник– Очень нужный, скромный…


Веник - древнейший оберег. На венике - размещают природные символы здоровья, любви, достатка и долголетия. Множество примет и поверий связано с веником. Веник, подвешенный вверх метелкой, - к деньгам, а повешенный возле двери метелкой вниз, выметал из дома нечистую силу, болезни, горе и напасти. Издавна существовал обычай обметать специальным веником-оберегом все углы дома по часовой стрелке. Такой веник украшали, считалось, что, чем он нарядней, тем большей силой обладает.

Веник - древнейший оберег. На венике - размещают природные символы здоровья, любви, достатка и долголетия.

Множество примет и поверий связано с веником. Веник, подвешенный вверх метелкой, - к деньгам, а повешенный возле двери метелкой вниз, выметал из дома нечистую силу, болезни, горе и напасти.

Издавна существовал обычай обметать специальным веником-оберегом все углы дома по часовой стрелке. Такой веник украшали, считалось, что, чем он нарядней, тем большей силой обладает.

Веник - древнейший оберег. На венике - размещают природные
символы здоровья, любви, достатка и долголетия.
Множество примет и поверий связано с веником.
Веник, подвешенный вверх метелкой, - к деньгам, а
повешенный возле двери метелкой вниз, выметал из
дома нечистую силу, болезни, горе и напасти.
Издавна существовал обычай обметать специальным
веником-оберегом все углы дома по часовой стрелке. Такой
веник украшали, считалось, что, чем он нарядней, тем большей
силой обладает.

5.
3.
1.
4.
1. пеньковая веревка
2. толстый картон или дощечка
3. клей ПВА
4. ножницы
6.
5. лента
2.
6. украшения для веника

• На дощечку прямоугольной формы
накладывая друг на друга
наматываем верёвку.
• Затем с одного края дощечки
протягиваем под намотку кусок
верёвки и туго завязываем на 2
узла.
• С противоположной стороны
разрезаем верёвки ножницами.

• Собираем верхнюю часть
в пучок распределяя
равномерно верёвку.
• Туго наматываем на ручку
веника верёвку укладывая
каждый виток плотно друг
к другу.

• Переплетаем туго верёвкой
кисти веника придавая основе
форму ( 2 – 3 ряда).
Делим на одинаковые части
каждый ряд:
сначала на 3 части,
затем на 4 части,
а последний ряд – на 5 частей.

Читайте также: