Конспект урока по русскому языку 5 класс повторение изученного в 4 классе
Обновлено: 02.07.2024
Тип урока : актуализация знаний и умений.
Цель деятельности учителя: обобщить, систематизировать знания учащихся по теме, повторить пунктуацию.
Планируемые образовательные результаты :
Метапредметные: способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию.
Методы и формы обучения : наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование : интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.
Наглядно-демонстрационный материал: мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем.
Основные понятия : простое предложение, главные и второстепенные члены предложения, односоставные предложения, однородные и обособленные члены предложения, обращения и вводные слова.
Организационная структура (сценарий) урока
Обучающие
и развивающие компоненты, задания
Осуществляемая деятельность
обучающихся
Формы
организации взаимодействия
Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)
1.Мотивация к учебной деятельности.
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.
Создает эмоциональный настрой на урок.
Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.
Мотивация к учению. Ценностно-смысловая ориентация учащихся.
2.Актуализация
и пробное учебное действие
Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа
Методическая разработка урока русского языка "Части речи. Повторение изученного в начальной школе" поможет организовать повторение изученного по морфологии, актуализировать опорные знания учащихся и вывести на новый этап - определения роли частей речи в тексте и в организации языковых средств выразительности.
План-конспект урока русского языка в 5 классе.
- Обобщить известную информацию об изученных частях речи.
- Выработать умение различать части речи по вопросам и значению.
- Научиться определять роль частей речи в тексте.
Задачи:
1. Закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи.
2. Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, грамотную речь.
3. Развивать коммуникативные навыки, воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.
4. Воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброе отношение к природе.
Оборудование:
1. Компьютер, электронная доска, презентация к уроку, видеофизкультминутка.
Существительное - школа,
Просыпается - глагол.
С прилагательным веселый
Новый школьный день пришел.
Встали мы - местоименье,
Бьет числительное семь.
За ученье, без сомнения,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни - у нас частицы.
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья: ох и ах!
Беседа после прочтения стихотворения:
-Какие части речи перечислены? Какие не упоминаются?
- Какой теме будет посвящён урок?
-Какие цели мы перед собой ставим?
3. Записываем тему урока.
4. Актуализация опорных знаний.
-На какие 2 большие группы делятся все части речи?
- По каким признакам они делятся? (Значение, вопрос и каким членом предложения являются)
5. Заполним таблицу
Самостоятельные (сущ., прилагательное, глагол, местоимение, числительное, наречие) и служебные части речи (предлог, союз, частица)
- Что вы можете сказать о каждой части речи?
6. Физкультминутка.
План анализа текста.
1. Тема текста
2. Основная мысль
4. Варианты заглавия
5. Работа с микротемами: составляем план текста.
6. Какие части речи используются как средства языковой выразительности?
Выписываем подчёркнутые словосочетания и слова; определяем языковое средство выразительности; надписываем над каждым словом часть речи.
Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне листвы выделяются яркие островки красно-жёлтых клёнов и осин. В медленном танце падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.
Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виднеется.
Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко прощебечет суетливая птица. И от этого тишина ещё слышнее, она оглушает человека.
Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу! Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём.
8. Рефлексия. Подведение итогов учебной деятельности. Результаты урока.
- Что узнали нового на уроке?
- Что вспомнили из изученного ранее?
5 класс.
Тип урока: урок повторения и обобщения
Форма урока: урок-сказка
1) повторить и обобщить изученный материал по теме; 2) повторить изученный материал по литературе о русских народных сказках; 3) закрепить навык работы с орфограммами этого раздела; 4) уметь писать слова на изученные орфограммы; 5) уметь графически обозначать условия выбора правильных написаний; 6) формировать языковую, лингвистическую, культуроведческую и коммуникативную компетенции; 7) воспитывать интерес к русскому языку, к устному народному творчеству; 8) воспитание коллективизма, умения работать самостоятельно.
Оборудование: компьютер, презентация, медиапроектор, интерактивная доска, учебники для 5 класса (авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.).
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
- К какому типу сказок она относится?
- По каким законам строятся волшебные сказки?
- Что произошло, когда Иван-царевич сжег лягушечью кожу?
III. Путешествие по сказочному лесу
-Итак, в добрый путь!
1. Старичок, который подарил Ивану-царевичу волшебный клубок, дал ему три совета.
Задание. Вставить пропущенные буквы (в скобках написать проверочное слово) (слайд 2).
- Перед выполнением задания вспомним: что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне слова?
- Сл..зами горю не поможешь.
- Риск – благ..родное дело.
- В..лков бояться – в лес не х..дить.
Задание: вставьте пропущенные буквы в слова с непроверяемыми гласными.
1 вариант – 1 столбик, 2 вариант – 2 столбик (слайд 3).
2. Катится клубочек по тропинке. Вдруг выходит навстречу Ивану медведь (слайд 4). Чтобы медведь помог герою, необходимо выполнить несколько его заданий.
Что вы знаете о правописании непроизносимых согласных?
Задание. Запись под диктовку. Подчеркнуть непроизносимые согласные.
Солнце, тростник, известный, опасность, местность, сердце, окрестность, участник, вестник, ненастный.
- Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании непроверяемой согласной в корне слова?
Задание. По лексическому значению определите слово. Подчеркните в этих словах непроверяемые согласные (слайд 5).
Спортивная командная игра с мячом, который забрасывают руками в кольцо с сеткой – (баскетбол)
Спортивная игра с шайбой на льду – (хоккей)
Заплечный мешок с лямками и карманами для переноса вещей – (рюкзак)
Название дороги с твердым покрытием – (шоссе)
Коллекция засушенных растений – (гербарий)
Первый дневной прием пищи – (завтрак)
- Чтобы Иван-царевич продолжил свой путь дальше, медведь предлагает еще одно задание. Вспомните, что нужно знать, чтобы правильно написать согласную в корне слова?
Задание: запишите слова, соответствующие картинкам. Обозначьте проверяемые согласные в корне слова (слайд 6).
(дуб, утюг, варежка, веревка, ложка, беседка).
IV. Физкультурная минутка
V. Путешествие по сказочному лесу (продолжение)
4. Пошел Иван-царевич дальше, встретился ему заяц (слайд 8):
- Ребята, давайте перед выполнением карточки вспомним, когда пишется разделительный Ъ, а когда разделительный Ь?
Задание: распределите в два столбика: меч, дочь, уж, тушь, ключ, дичь, кулич, страж, мышь (слайд 10).
С мягким знаком
Без мягкого знака
6. А Иван-царевич продолжил свой путь. Видит: перед ним избушка, а в ней сидит Баба-Яга (слайд 11). Она-то и рассказала Ивану-царевичу, как победить Кощея Бессмертного и где найти его смерть. Только сначала проверила, как Иван-царевич пишет предлоги с существительными (Приложение 3).
Чтобы Иван-царевич открыл этот сундук, вам необходимо ему помочь, разгадав слово. Давайте разгадаем его вместе!
- Написание в словах по орфографическим правилам или по традиции называются…. (ОРФОГРАММА)
VI. Подведение итогов урока (слайд 13)
- Молодцы! И в нашей сказке Иван-царевич оказался победителем. А помогли ему в этом вы, ребята! Понравился Вам урок?
VII. Выставление оценок
Оценка за урок будет выставлена с учетом выполнения самостоятельной работы по карточкам, а также за устные ответы на уроке.
VIII. Домашнее задание
Подготовиться к контрольному диктанту.
Приложение 1
Слова для справок: ёж, карандаш, мышь, ландыш, камыш, стриж.
Задание 2. Вставьте пропущенные буквы.
Печ. ть, нач. ло, ч…до, прич. лить, песч. ный, ч…ткость, угощ. ть, ч…деса, вращ. ть, щ…ка, случ. й, площ. дь, рощ. саранч. .
Задание 3. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограммы ЖИ-ШИ, ЧУ-ЩУ.
В глубинах океана почти нет света. Там размножаются только красные водоросли. По ж..дкому илу ковыляют десятиногие раки с длинными ч..вствительными щ..пальцами. проплывают во мраке удивительные рыбы с ш..рокими ртами. У одной совсем нет глаз. У другой глаза торчат как два телескопа.
Приложение 2
- 1.Задание: вставьте пропущенную букву ь или ъ.
Сер(..)ёзная опасность, об(..)единиться с друз(..)ями, взять бар(..)ер, об(..)явить благодарность, под(..)ехать к под(..)езду, нес(..)едобный гриб, обез(..)яна с(..)ёжилась, вз(..)ерошенные вороб(..)и, необ(..)ятные просторы, в(..)ются над степ(..)ю, журчание руч(..)я, с(..)есть вермишель.
- 2.Задание: к данным словам подберите подходящие по смыслу имена существительные. Запишите получившиеся словосочетания в форме родительного падежа.
Приложение 3
Задание: запишите сочетания слов, выбирая нужный предлог и образуя правильную форму слова. Вставьте пропущенные буквы. Укажите, слитно или раздельно пишется предлог с существительным.
Работают (на, в) завод(..), прив(..)зти (с, из) магазин(..), приехать (с, из) Греции, поехать (на, в) Грецию, приедем (с, из) Урала, выгл(..)нул (с, из-за) угла, л(..)карство (от, для) г(..)л(..)вной бол(..), ук(..)зать (о, на) недостатк(..), г(..)ворить (о, за) дел(..).
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №4
города Щигры Курской области
Тема, класс:
Имя существительное . Повторение. 5 класс
Тип:
Урок повторения изученного ранее.
Характеристика
класса
Общеобразовательный класс со средним или выше
среднего показателем качества знаний
Программа:
Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А.Тростенцовой и других. 5-9 классы, 2010.
Учебник:
Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Автоы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2011- 317с.
Раздел:
Количество часов: 204 учебных часа в год, 6 учебных часов в неделю
Методы:
Формы работы:
самостоятельная, работа в парах и группах, фронтальная работа, творческая работа, игра.
Тема:
«Повторение изученного в начальной школе
Обучающие:
$1 · систематизировать знаний обучающихся об имени существительном;
$1 · повторить орфограмм, связанных с правописанием имён существительных.
Развивающие:
- развивать творческие способности учащихся;
- развивать орфографическую зоркость, самоконтроль.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету, позитивное отношение к изучению русского языка;
- расширять кругозор обучающихся;
- воспитывать эстетический вкус.
Задачи урока через планируемые результаты:
Личностные :
$1 · создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;
$1 · создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу;
$1 · формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.
Предметные:
- знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль имён существительных;
- умение находить существительные в тексте, разбирать их.
Метапредметные:
Регулятивные:
- формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;
- учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом;
- уметь оценивать свою работу.
Коммуникативные:
- развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
- сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе, отвечать на вопросы, слушать и слышать;
- формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные:
- формировать умение работать с текстом, выполняя учебно- познавательные действия, осуществляя логические операции анализа, синтеза, классификации;
- понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач;
- извлекать нужную информацию.
Тип урока: урок повторения.
Основные методы обучения:
Оборудование:
мультимедийный проектор;
компьютер;
раздаточный материал.
Ход урока.
1 этап. Организационный. Мотивирование к учебной деятельности.
Задача учителя : создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на урок, проложить невидимую нить понимания, единой устремленности понимания в сотрудничестве.
Учитель просит детей повернуться лицом друг к другу , взяться за руки, посмотреть друг другу в глаза и улыбнуться.
Учитель: Давайте постараемся сохранить благоприятную атмосферуна уроке, будем очень внимательны, бережны и друг к другу, и к словам, которые будем произносить.
2 этап. Актуализация знаний. Формулирование темы.
Учитель : Ребята! На доске записаны слова. Ваша задача заключается в следующем: найти четвёртое слово, которое относится к третьему, как второе к первому.
Телефон/ ухо = кино/ … ( глаза)
Двор/ ворота = дом/ … ( дверь)
День/ свет = ночь/ … ( тьма)
Весна/ осень = рассвет/ …(закат)
Человек /платье = дерево/ …(листва)
Дружба/ любовь = вражда/ …( ненависть)
Учитель: Найдите среди записанных слов антонимы. Выпишите их в тетрадь.
( День – ночь , свет – тьма , рассвет – закат , весна – осень , дружба – вражда , любовь – ненависть ).
Учитель: Что объединяет все эти слова?
( Обозначают предмет, отвечают на вопрос ЧТО?)
Учитель: Вспомните, как называется эта часть речи.
Учитель: Помогите мне сформулировать тему.
Ученики формулируют тему. Тему записываем на доске и в тетрадях.
Учитель: Вспомните, что вы, ребята, знаете об имени существительном.
3 этап. Целеполагание и мотивация
Дети предлагают цели:
- вспомнить, что такое имя существительное;
- какие морфологические признаки свойственны этой части речи?
- как изменяются имена существительные?
- каким членом предложения может быть?
4 этап. Реализация. Первичное усвоение новых знаний.
Получение новой информации происходит из
материала параграфа 20.
Учител ь: Ребята! Я предлагаю вам внимательно прочитать параграф. На доске записаны значки . Попробуйте их расставить рядом с теоретическим материалом в ваших учебниках.
? – осталось непонятным
Работа с текстом после прочтения:
$1 1. Что вы знали по этой теме? (каждый ученик проговаривает, что он знал по данной теме)
$1 2. Какая информация была новой? +
$1 3. А о чём вы думали иначе?
$1 4. Что осталось непонятным?
5 этап. Первичная проверка понимания.
6 этап. Первичное закрепление.
1)Учитель: На экране вы видите слова, которые вам необходимо распределить на три группы. Какие? ( в соответствии с принадлежностью к определённому роду). Класс работает в тетрадях самостоятельно, трое обучающихся – у доски.
Лошадь, круиз, колено, пароход, весна, полено, стужа, пароль, ожерелье, подливка, мышь, окно, школа, трость, пение, юноша, доченька, дочь.
Дополнительное задание: записать транскрипцию выделенных слов.
2) Словарный диктант .
Учитель: К данным словам подобрать подходящие по смыслуименаприлагательные , согласуя их с существительными.
Луч (солнечный), речь (устная), вещь (новая), карандаш (цветной), рысь ( хищная) , ночь ( тёмная), шалаш ( большой), ключ ( железный).
Учитель: Ребята, с какой орфограммой мы столкнулись?
( Ь после шипящих на конце существительных).
3) Работа с упр. 91. Дети выполняют его в паре: один выписывает 3 существительных во множественном числе, другой – в единственном. Затем осуществляется взаимопроверка.
Тем временем 1 учащийся работает с карточкой.
От данных существительных образовать форму множественного числа: абажур, параш…т, пл…нета, спор…смен, мастер, деталь, п…мидор, скр…пач.
Учитель: Посмотрите на экран. Что изображено на картинках? Чем необычны названные вами существительные?
( Очки, ворота, дрова; лапша, горох)
( Одни имеют только форму множественного числа, другие – только единственного)
Учитель: Что вы вспомнили, выполняя эту работу?
( Существительные изменяются по числам).
Физкультминутка.
4)Учитель: 1 учащийся пишет на доске все падежи, 2 – вопросы к ним, 3 – примеры.
Учитель: А теперь посмотрите на тексты, напечатанные на листиках, лежащих на ваших столах. Укажите падежи имён существительных.
Давайте проверим, верно ли вы выполнили задание. ( На экран выводятся предложения, дети проверяют себя).
1) Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
2) Идём во тьме и в тишине.
3)Под ногами хрустит снег.
4)Холодный месяц на сосне корабликом стоит.
5) Учитель: Ребята, а почему у каждого падежа 2 вопроса?
Да, существительные бывают одушевлёнными и неодушевленными.
На дом вы получали задание нарисовать различные предметы. Они перед вами. Какие из существительных, называющих эти предметы, одушевлённые, а какие неодушевлёнными?
( Собака, стол, рак, ручка, цветок, дом, дерево, лошадь).
Учитель: Превратите неодушевлённые существительные в одушевлённые:
Труба ( трубач), помощь, камень, баян, вклад, Москва, журнал.
Учитель: Какая морфема помогла нам совершить данные превращения?
6) Учитель: Идём, ребята, дальше! На экране слова, записанные в два столбика. Необходимо стрелочками соединить синонимы. Один обучающийся работает с интерактивной доской, дети – в тетрадях.
Учитель: Сделайте соответствующие разборы.
7) Учитель: И снова, ребятки, посмотрите на ваши парты. На них лежат ещё одни листочки с текстом. Вставьте пропущенные буквы в окончаниях существительных. Какое правило нам необходимо вспомнить? Какие слова-помощники мы знаем? ( 1 скл. –земля, стена; 2 скл. –конь, окно; 3 скл. –глушь ). Это, дети, самостоятельная работа. Выполнив, листочки сдайте.
Где очки у тёт… Вал…?
У неё очки пропали!
Ищет бедная старушка на подушк…,
На кадушк…, в духовк…, в кладовк…,
В старом лукошк…, в миск… у кошк… .
Искала и в беседк…, спросила у соседк… .
А они на самом деле
У неё на лбу сидели!
7 этап. Домашнее задание.
№1 Упражнение №96 или 89.
№2 Составить небольшой рассказ об отдыхе на море( на пруду), используя максимальное количество имён существительных.
8 этап. Рефлексия.
Каждый ученик индивидуально работает с листом рефлексии, где он формулировал цель, если цель достигли, то ставим +, если нет - ставим -, если остались вопросы- ставим ?
Задача учителя: осуществить рефлексию учащимися собственной деятельности и провести необходимую коррекцию.
В конце урока ученики заполняют индивидуальный рефлексивный лист и сдают его учителю.
Читайте также: