Конспект занятия по социокультурным истокам в средней группе

Обновлено: 05.07.2024

Тема осваиваемой социокультурной категории: Семья.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое , художественно-эстетическое развитие.

Задачи:

  • дальнейшее обучение выполнению правил поведения в ресурсном круге;
  • формирование умения работать с литературно-художественной информацией в книгах для развития и альбомах для рисования.
  • развитие коммуникативно-речевых умений и навыков детей;
  • развитие самооценки у детей;
  • развитие способности проявлять доброту, заботу по отношению к близким.
  • воспитание добрых чувств и отношений со сверстниками и взрослыми;
  • воспитание уважительного отношения к близким и родным.

Виды деятельности: коммуникативная, речевая, восприятие художественной литературы, игровая, познавательная, музыкально-художественная.

Формы организации: работа в паре и индивидуальная 10 челочек (самостоятельная деятельность детей).

Формы реализации детских видов деятельности: Беседа. Самостоятельная художественная речевая деятельность. Ситуативный разговор. Создание игровой ситуации. Игра. Работа в паре.

Оборудование:

Место проведения: групповое помещение дошкольного учреждения.

Ход занятия

1. Первая часть (вступительная). Организационный момент

Воспитатель:

Мы ладошку к ладошке сложили,
И друг другу дружить предложили.
Будем мы веселиться, играть,
Чтобы умными, дружными стать.

Ребята, какие вы все веселые, у вас хорошее настроение?

Воспитатель: И у меня хорошее настроение.

Когда у человека хорошее настроение он часто улыбается. Вот и мы радуемся, улыбаемся вот так (показать как улыбаться).
Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения.

(Предложить детям сесть на стулья).

Присоединение к теме.

Воспитатель: Ребята, попробуйте отгадать загадки, и вы узнаете, о чем мы сегодня будем с вами беседовать.

Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
Всех милее наша. мама.

Кто не в шутку, а всерьез
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно. папа.

Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша. бабушка.

Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед -
Мой родной, любимый. дед,

Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная. семья.

Правильно! Мы поговорим о семье.

Ребята, как вы думаете, что такое семья?

Дети: Семья – это папа, мама, брат, сестренка, дедушка, бабушка.

Воспитатель: Правильно. Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Все члены семьи любят, уважают друг друга, заботятся друг о друге.

Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — Ванечка
Этот пальчик — Танечка,
Этот пальчик — Манечка,
Этот пальчик — Олечка,
Этот пальчик — Колечка,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья.

Воспитатель: - Как в вашей семье родные и близкие заботятся друг о друге? (Ответы детей)

Воспитатель: (подводит итог)

- Когда вам становится грустно, ваши близкие вас приласкают, пожалеют, а когда вам весело — они порадуются вместе с вами.

Ребята, мы с вами разучили много пословиц о семье, давайте некоторые из них вспомним.

Не нужен и клад, когда в семье мир да …лад.

Семья — это самое дорогое, родное для человека. И когда в доме тет ссор, когда вам уютно, вы получаете тепло и поддержку, то никакие сокровища этого не заменят. Счастье в семье дороже любого клада.

Не красна изба углами, а красна . пирогами.

Дом хорош не внешним видом, богатством и красотой, а гостеприимством хозяев.

У дедушки Трифона семеро детей.
У дедушки Трифона семеро детей.
Они не пили, не ели,
Все на дедушку глядели,
И все делали вот так!
И все делали вот так!

Дедушка Трифон показывает движения. Имитирующие мужской труд (рубит дрова, копает землю, косит траву, пилит дрова и т.д). При каждом новом движении повторяет слова: И все делали вот так! Дети, повторяющие движения за ведущим наиболее точно, становятся при повторении игры дедушкой Трифоном.

Передают друг другу блин, отвечая на вопрос.

Воспитатель: - Спасибо вам, ребята, за интересный разговор и еще раз хочу сказать, что семья — это самое дорогое, ценное и родное для человека, и нам всегда хорошо, когда рядом с нами находятся близкие родные нам люди.

3. Третья часть (заключительная). Рефлексия

Воспитатель: - Ребята, у меня есть волшебные фигуры, которые помогут нам с вами поделиться на пары. (дети из корзины достают геометрические фигуры разных цветов, у кого совпадет парная фигура (по цвету и форме), оказывается друг с другом в паре.

ИТОГ

Воспитатель: Подошло занятие к концу, о чем мы с вами беседовали в начале? (Ответы детей)

Воспитатель: Для чего вы передавали блин? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы. А теперь давайте ещё раз мы скажем. Что же такое домашнее тепло.

Дети: Когда вам становится грустно, ваши близкие вас приласкают, пожалеют, а когда вам весело — они порадуются вместе с вами.

Суть духовно - нравственного воспитания дошкольников заключается в формировании у ребенка понятий о нематериальных ценностях в жизни. Это значимость семьи для каждого человека, уважение старшего поколения, желание совершать добрые поступки, бережное отношение к природе. В детском саду, наравне с домашним воспитанием происходит процесс духовного развития детей.

ВложениеРазмер
konspekt_zanyatiya_po_istokam_dobraya_zabota.docx 26.35 КБ

Предварительный просмотр:

организованной образовательной деятельности

с воспитанниками 5-го года жизни

Чмеленко Галина Ивановна

- Развивать речь детей, активизировать словарь, уточнить понятия, обозначающие отношение человека к животным ( добрая, заботливая, внимательная, ласковая хозяйка)

- Воспитывать у детей доброе отношение к животным.

- Развивать способность договариваться, приходить к единому мнению.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

1 Развито умение понятно формулировать свои мысли, вести беседу со сверстниками.

2 Сформирована потребность в совершении добрых поступков.

- Загадывание загадок, объяснение смысла пословиц и поговорок о заботе человека о домашних животных.

- Проведение серии познавательных занятий по знакомству с домашними животными.

Словарная работа : Плетень, ясли, колодец, пастбище.

Оборудование и материалы:

Аудиозапись с голосами домашних животных.

Индивидуальные задания на листах.

Дети входят в группу, становятся полукругом.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите

- Как много к нам пришло гостей!

Скажите, здравствуйте, скорей!

Но это ещё не все гости, кто- то приехать не смог. Далеко от нас в одной деревне живет старенькая одинокая, добрая, заботливая бабушка - старушка, а зовут её Матрёна Ивановна.

( на фланелеграфе изображение бабушки). Она прислала нам необычное письмо, не в конверте, а звуковое письмо с голосами животных. Послушайте его.

- Голоса каких животных вы услышали? ( Дети отвечают)

- Где этих животных можно встретить? ( В деревне)

- У всех этих животных есть хозяин или хозяйка. Она заботится о них.

- Бабушка Матрёна приготовила для вас загадки о животных, которые живут у неё во дворе.

С колокольчиком идет,
Травку медленно жует.
Нагуляется на поле
Много молока дает! (Корова)

Может, тыква с хвостиком

Забежала в гости к нам,

Под крылечко юркнула

И довольно хрюкнула? (Поросёнок)

Чемпион он в быстром беге,

Он, как трактор без колёс,

Возит грузы на телеге,

Любит сено и овёс. ( Конь)

Я скажу вам: "Ме-ме-ме!

Подготовьтесь-ка к зиме!

Шерсть мою скорей стригите

И носки себе вяжите!" (Коза)

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперёк.

Человеку верный друг,

Чутко слышу каждый звук.

У меня отличный нюх,

Зоркий глаз и острый слух. (Собака)

У него четыре лапки.

Эти лапки цап-царапки.

Пара чутких ушей.

Он гроза для мышей. (Кот)

Кто кричит во дворе,

Будит нас на заре?

У него есть перья - пух!

И зовут его . ! (Петух)

Кто кудахчет рано утром?

Кто цыплят к себе зовёт,

Их семейкой собирает?

Нам яички раздаёт? (Курица)

- Ребята, скажите, пожалуйста, кого вы видите на этом дворе у бабушки?

(корова, лошадь, собака, кошка, овцы, козы и т. д.)

- Как, одним словом можно назвать этих животных? (Домашние).

(Потому что они живут рядом с человеком).

- У всех этих животных есть хозяин или хозяйка. Она заботится о них.

Дети садятся полукругом, перед ними макет двора с домашними животными.

- Для чего человек заводит животных? Какая от них польза?

(Лошадь в селе для того, чтобы перевозить тяжести. Летом её запрягают в телегу, зимой в сани).

Раньше на лошадях ездили везде: в городах их запрягали в экипажи, конки. Потом им на смену пришли автомобили. А в деревнях лошади остались.

- Для чего человеку корова? (Она даёт мясо и молоко).

В любое время года коров доит доярка. Затем шофёр на машине везёт молоко на молочный завод, где из него делают разные продукты.

- Какие молочные продукты, ребята, вы знаете? (Творог, сметану, кефир, йогурт, сыр. )

- Кого ещё держит возле себя человек в деревне? (Свинью).

Свиное мясо очень вкусное и питательное. А сало даже синички любят!

- Для чего человек разводит овец и коз?

Их стригут, и их шерсти делают теплые ткани, шерстяную пряжу - нитки.

- Что шьют из ткани, для чего нужны шерстяные нитки?

Люди придумали много разных тканей, и можно бы не заниматься разведением коз и овец. Но дело в том, что козье молоко считается целебным. А из шерсти козы вяжутся вот такие тёплые, красивые шали .Овечьи шубы считаются очень тёплыми, а из шерсти овцы вяжутся вот такие тёплые носочки и варежки.

- Ребята, а вы знаете стихи о домашних животных?

(Чтение детьми стихов о домашних животных).

- Для того, чтобы домашние животные приносили пользу, за ними необходимо ухаживать. Но как?

Во - первых, кормить.

- Как это делают летом?

Летом это сделать проще. Коров, коз, овец пасут на лугу.

- Кто это делает? (Пастух).

- Кто заботится о них? (Люди).

- Как? (Люди летом косят и сушат траву на зиму, заготавливают сено, корм: картофель, овощи, зерно).

- Ребята , а у вас есть дома животные? (Рассказ детей о домашних животных и о заботе о них).

Дети встают в круг, взявшись за руки, идут по кругу вправо (влево) и припевают:

- Далеко, далеко, на лугу пасутся ко…? Козы?

Далеко, далеко, на лугу пасутся ко…? Кони?

Далеко, далеко, на лугу пасутся ко…? Коровы?

- Правильно, коровы. Пейте дети молоко, будете здоровы!

Пословицы о добром отношении к животным

Как вы понимаете пословицу

Воспитатель : - А сейчас, садитесь, пожалуйста, за столы, будем работать в парах. Вам нужно позаботиться о каждом животном. Рассмотрите иллюстрации вместе и договоритесь: кто будет соединять домашнее животное и корм, который он любит, а кто будет рассказывать о выполнении работы. Один рассказывает, а другой - слушает. Когда договоритесь, проведите линии от животного к корму. Эту работу сделайте сообща, вместе, в паре.Расскажите, как вы позаботились о животных. Решите, кто будет рассказывать.

(Рассказы детей о выполненной работе)

- А теперь послушайте, как бабушка Матрёна Ивановна заботится о своих домашних животных.

- Бабушка Матрёна кормит собаку вкусными косточками.

- Для коровы она накосила сена.

- Курице припасла зерно.

Посмотрите на свои картинки, сравните с этой и поднимите руки те дети, кто позаботился о домашних животных так же.

- Ребята, как вы думаете, что бы нам сказали животные, если бы они умели говорить?

- Молодцы! Спасибо вам за заботу и любовь к животным.

- Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?

- Подумайте и скажите, что же такое добрая забота человека о животных?

Ответы детей: - Добрая забота о животных – это когда человек помогает животным, а животные благодарят его.

- Это кормить, ухаживать и строить им жильё.

- Добрая забота – это доброе отношение к братьям нашим меньшим.

- А сейчас возьмите свои поделки цыплят и подарите нашим гостям на память. ( Дети дарят поделки присутствующим)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия

по программе социокультурные истоки

Воспитатель: Зуева Е.А.

- Приобщение к семейным ценностям и традициям семьи.

- обучение выполнению правил поведения в ресурсном круге;

- мотивация родителей на совместную деятельность с ребенком и воспитателем.

- развитие коммуникативно-речевых умений и навыков детей;

- развитие самооценки у детей.

- формирование у детей и родителей отношения к семье, как основной из главных социокультурных ценностей.

-формирование у детей способности договариваться, приходить к единому мнению.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций по теме;

- разучивание пословиц, поговорок о семье;

ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Организационный момент.

Дети вместе с воспитателем и родителями заходят в группу.

2. Подготовительный этап. Ресурсный круг.

-Как можно назвать одним словом всех тех, кто изображен на фотографиях? (Семья)

-А какую семью можно назвать дружной? Почему? (В которой вместе помогают друг другу, читают книги, гуляют, вместе трудятся и т.д.).

Рассказ 2-3 детей о своей дружной семье.

-Ребята, а какие стихи , пословицы, поговорки вы знаете о семье? (выступление 2-3 детей).

Расставить столы по кругу. Предлагаю детям сесть за столы так, чтобы дети сидели парами.

-Ребята, откройте пожалуйста книгу на той странице, где лежит закладка.

Время работы 3 минуты.

(Обращаю внимание на иллюстрации с изображением дружной семьи: семейная прогулка, семейное чаепитие, семейное чтение, совместный труд на даче. При затруднении воспитатель помогает выполнить задание).

По завершении индивидуального этапа прошу всех одновременно закончить работу и внимательно выслушать следующее задание.

4. Работа в паре.

Время работы – 3 минуты.

(Воспитатель наблюдает за действиями детей, поощряет тех, кто общается в спокойной, доброжелательной форме. За минуту до окончания данного времени предупреждаю детей и родителей о своевременном завершении диалога).

- А теперь договоритесь кто из вас от каждой пары будет представлять совместное решение.

-А теперь поднимите руку кто выполнил эту работу по - другому?

(Далее воспитатель даёт экспертную оценку: показывает иллюстрации и объясняет правильность выбора).

-А теперь послушайте пожалуйста внимательно, как правильно нужно было выполнить это задание.

(Обобщает результаты работы, отмечает детей, которые внимательно слушали друг друга, вежливо общались, вовремя справились с заданием).

Экспертная оценка звучит мотивация о выборе всех 4 иллюстраций.

6. Рефлексия.

- Понравилось ли вам работать в паре?

(Воспитатель предлагает детям договориться между собой, чем они совместно хотели бы заняться в группе: построить дом для куклы, слепить игрушку, подклеить книгу, нарисовать картинку и т. д.).

- Что интересного вы увидели сегодня на занятии? С каким настроением вы пойдете домой?

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Учить узнавать русские народные сказки; учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказок.

2. Развивать память, внимание, логику. Развивать умения узнавать сказки и их героев.

3. Формировать положительную установку на участие в занятии, доброжелательные отношения. Воспитывать взаимопомощь, дружелюбие.

1. Учить узнавать русские народные сказки; учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказок.

2. Развивать память, внимание, логику. Развивать умения узнавать сказки и их героев.

3. Формировать положительную установку на участие в занятии, доброжелательные отношения. Воспитывать взаимопомощь, дружелюбие.

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок. Рассматривание иллюстраций к сказкам. Игры драматизации. Загадывание загадок.

Воспитатель: Ребята посмотрите к нам пришли гости. Давайте, поприветствуем наших гостей.

Воспитатель: Давайте встанем в круг.

Собрались все дети в круг!

Я - твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмемся.

И друг другу улыбнемся.

Вот и стало светло в нашей группе от улыбок, ведь каждая улыбка-это маленькое солнышко.

Воспитатель: Ребята, сегодня по дороге в детский сад я встретила почтальона, и он передал нам письмо. Давайте вместе прочитаем и узнаем от кого оно. (Открывается конверт и читается).

Воспитатель: Ребята как мы можем помочь Колобку?

Воспитатель: А как мы можем попасть в сказочную страну? А чтобы попасть в сказочную страну надо знать и любить сказки. А вы любите сказки? А какие сказки вы знаете?

Воспитатель: Тогда мы с вами отправимся в страну сказок, но вот беда, туда пешком не дойти, и на машине не доехать, как же нам добраться? Какие средства передвижения бывают в сказках? (Ответы детей: печка, ступа, сапоги-скороходы, метла, ковер-самолет).

Воспитатель: - Вот на ковре-самолете мы и полетим. Давайте возьмемся за руки, закроем глаза и скажем:

«Раз, два, три ковер лети! Представляем. Что мы летим над горами, лесами, морями. Вот уже мы с вами приземляемся На волшебную полянку, открываем глаза. Вот мы и в сказке. Оглядитесь, дети, вы! Может где-то под кустомЧудо -чудное найдем?

Дети находят лукошко

Что мы с вами там найдем?

Ну - ка. (имя ребенка) подойди

И в лукошко загляни.

Ребенок находит клубочек.

Я загадки вам прочту.

Отгадайте, не зевайте

Сказку сразу называйте!

Стоит домик расписной,

Он красивый и большой.

По полю зверюшки шли,

Остались в доме жить они.

Воспитатель: Как звери жили в Теремке?

Бабушка за дедушку,

«Ох, никак не вытянуть,

Общий, дружный труд. (Репка)

Не послушался братишка

И попил из лужицы

Много горя принесла

Им нечистая вода. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

Вы все загадки отгадали, много сказок мне назвали.

На карточках картинки с героями сказок добрые и злые.

Воспитатель: Ребята давайте сейчас каждый из вас выберет героя и расскажет нам добрый он или злой? И почему он так решил?

Дальше идут и видят, разбросаны картинки и рядом лежит конверт с заданием.

Ой, ребят, откройте глазки!

Хитрая лиса перепутал сказки

Дети проходят к столам. На двух столах лежат разрезанные картинки перемешанных сказок. Девочки собирают за одним столом две сказки, мальчики за другим столом две сказки.

Воспитатель: Ребята смотрите, мы собрали перепутанные сказки? Сейчас наш колобок попадет в свою сказку? Появляется колобок и благодарит ребят.

А нам ребята пора возвращаться в детский сад.

Давайте возьмемся за руки, посмотрим, друг другу в глаза, улыбнемся и произнесем волшебные слова:

Воспитатель: Ну что ребята помогли мы Колобку попасть в свою сказку? А как мы помогли ему? Какие задания мы с вами выполняли сегодня? Ребята вы сегодня решали интересные и сложные задания Лисы. Помогали Колобку попасть в его скаку.

А какой поступок мы с вами совершили, когда помогли Колобку? Добрый или злой?

Воспитатель: О каких сказках мы с вами говорили?

Воспитатель: Что побеждает во всех сказках?

Дети: Дружба и доброта.

Воспитатель: Будем такими дружными и добрыми как персонажи сказок, всегда приходить на помощь друг другу.

Читайте также: