Машины и механизмы конспект урока
Обновлено: 07.07.2024
В современном мире человека окружают различные машины. Многие из них ты видел.
Машина — это устройство, предназначенное для выполнения какой-либо работы путём преобразования одного вида энергии в другой. Машины разделяют на пять классов.
Машины-двигатели — превращают энергию любого вида в механическую, например электрическую в механическую (стиральная машина) или тепловую в механическую (двигатель в автомобиле).
Машины-генераторы — преобразуют механическую энергию в другой вид энергии, например: турбина электростанции превращает энергию текущей в реке воды в электрическую энергию.
Технологические машины предназначены для изменения размеров и форм заготовок, например станки для обработки древесины и металла.
Транспортные и подъёмно-транспортные машины служат для перемещения людей, грузов, изделий, например автомобили, подъёмные краны, лифты.
Информационные машины предназначены для преобразования информации, например электронно-вычислительные машины (ЭВМ) или персональные компьютеры (ПК).
Машины состоят из одного или нескольких связанных между собой механизмов. Механизм — это устройство, имеющее несколько деталей, в котором при движении одного элемента (звена) другие звенх>я выполняют определённые согласованные движения (табл. 3).
Таблица 3
Виды механизмов(передач)
В винтовом механизме при вращении винта гайка, удерживаемая от вращения, начинает перемещаться вдоль оси винта, например в винтовом механизме переднего и заднего зажимов столярного верстака.
Фрикционный механизм (фрикционная передача) состоит из двух катков (дисков), которые прижаты друг к другу. При вращении одного катка вращается и другой.
Ремённая передача передаёт вращение от одного шкива 1 к другому 2 с помощью ремня 3 (см. табл. 3). В сверлильном станке, с которым ты ознакомишься в § 29, вращение шпинделю со сверлом передаётся от электродвигателя с помощью ремённой передачи.
Детали, из которых состоят изделия, соединяются между собой тем или иным образом. Соединения деталей могут быть подвижными и неподвижными (табл. 4).
Таблица 4
Виды соединений
Все машины и механизмы состоят из отдельных деталей. Детали могут быть простыми и сложными (табл. 5). Простые детали (болт, гайка, шайба) применяют почти во всех изделиях. Сложными называют детали, которые имеют непростую форму и на их изготовление требуется много времени (например, станина станка, зубчатое колесо ручной дрели и др.).
Таблица 5
Примеры простых и сложных деталей
Знакомимся с профессиями
Машинист — специалист, занимающийся управлением различных машин, например машинист электровоза, тепловоза, экскаватора, подъёмного крана. Эта профессия требует большой ответственности, поскольку связана с перемещением людей или грузов.
Водитель — это специалист, который управляет легковым или грузовым автомобилем. Он знает устройство автомобиля, правила его обслуживания, может выполнять несложный ремонт.
Наладчик — специалист, обслуживающий технологические машины — станки. Это рабочий высокой квалификации, который выполняет наладку и настройку станков, следит за точностью их работы. Оператор ЭВМ — это специалист, который занимается вводом и обработкой информации на электронно-вычислительных машинах. Он должен знать устройство компьютера, уметь обслуживать компьютерную технику, работать с программными комплексами и многое другое.
Лабораторно-практическая работа № 16
Ознакомление с машинами, механизмами, соединениями, деталями
- Ознакомьтесь с машинами, имеющимися в школьной учебной мастерской. Запишите в рабочую тетрадь их названия, определите, к какому классу они относятся.
- Ознакомьтесь с механизмами, имеющимися в мастерской. Запишите в рабочую тетрадь их названия и назначение.
- Запишите в рабочую тетрадь примеры подвижных и неподвижных соединений, кроме указанных в таблице 4.
- Найдите в машинах и механизмах, имеющихся в мастерской, простые и сложные детали.
Найди в Интернете информацию о том, какие интересные машины и механизмы помогают человеку в его жизни.
Новые слова и понятия
Машина, технологические машины, информационные машины, механизмы, соединения деталей (подвижные, неподвижные), детали (простые, сложные), машинист, водитель, наладчик, оператор ЭВМ.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Урок № _____ Дата:_________________
Тема: Понятие о механизмах и машинах.
Цели : формирование знаний о машине и механизме; и зучение устройства и принципа работы передач; ф ормирование практических навыков в расчётах передаточного числа; воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям; развитие у учащихся профессионального интереса к технике и оборудованию.
Тип урока: изучения новых знаний .
Формы работы: индивидуальная; фронтальная .
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
В современном мире человеку часто помогают различные механизмы и машины.
Машина — это устройство, которое выполняет определенные действия с целью облегчения физического и умственного труда человека. Например, автомобиль является транспортной машиной, станок для обработки каких-либо заготовок — технологической машиной.
Примером бытовых машин служит пылесос, стиральная машина, холодильник. Сельскохозяйственные машины (трактор, комбайн и др.) помогают человеку в уборке урожая. Компьютер для человека — информационная и вычислительная машина.
В конструкцию машины входит много различных механизмов. Механизм — это устройство для преобразования одного вида движения в другой. В качестве примера рассмотрим винтовой механизм, применяемый в переднем и заднем зажимах столярного верстака
В винтовом механизме вращательное движение рукоятки 2 преобразуется в прямолинейное движение ходового винта вместе с прижимным бруском 3 (рис. а). На рисунке б показана кинематическая схема винтового механизма.
Кинематическая схема – это условное обозначение различных передач движения звеньями (деталями) механизмов.
Механизмы и машины состоят из множества различных деталей, например, в автомобиле их больше 15 тысяч, а в самолете — больше миллиона. Некоторые детали применяются почти во всех машинах (болты, гайки, шайбы и др.). Они называются деталями общего назначения . Другие детали, например корпуса машин, станины станков, являются деталями специального назначения. В таблице показаны некоторые типовые детали машин .
Детали механизмов связаны одна с другой различными способами. Если они не могут перемещаться относительно друг друга, то такая связь называется неподвижной . Неподвижными являются соединения деталей с помощью винтов и гаек (резьбовые соединения), с помощью сварки и др.
Если детали могут перемещаться одна относительно другой, то такая связь между деталями называется подвижной .
Разновидность подвижной связи — шарнирное соединение.
I II . Закрепление изученного материала.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Ознакомление с устройством различных механизмов.
Осмотрите винтовой механизм переднего зажима столярного верстака. Разберитесь, каким образом вращательное движение рукоятки преобразуется в прямолинейное движение прижимного прутка.
Рассмотрите зубчатый механизм дрели и определите, для какой цели он служит.
Формирование знаний о машине и механизме.
ЗАДАЧИ УРОКА:
1. Образовательные задачи:
- Изучение устройства и принципа работы передач;
2. Развивающие задачи:
- Формирование практических навыков в расчётах передаточного числа;
- Приобретение первого самостоятельного опыта в разработке моделей и сборочных единиц.
3. Воспитательные задачи:
- Воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям.
4. Профориентационные задачи:
- Развитие у учащихся профессионального интереса к технике и оборудованию.
ХОД УРОКА:
Организационный момент:
- проверка готовности учащихся к уроку; настрой учащихся на работу;
- доведение до учащихся плана урока.
Машина –устройство предназначенное для облегчения физического и умственного труда человека.
Машины
Без них невозможна жизнь и деятельность современного общества. Представьте себе, что исчезли машины, вырабатывающие электроэнергию, автомобили, перевозящие людей и грузы; бытовые машины и приборы облегчающие домашний труд. Что произойдет с нашей жизнью? (дети отвечают) Тогда жизнь остановится! Машины наши друзья и верные помощники. Технические достижения человечества огромны: механизмы, использованные при строительстве египетских пирамид, паровые машины, электрические двигатели, двигатели внутреннего сгорания, автомобили, станки, компьютеры, космические корабли, бытовые машины и приборы, лазерная техника и роботы. Этот список можно продолжать до бесконечности. Возможно, и вы внесете свой вклад в создание машин XXI века.
Полную информацию смотрите в файле.
-75%
Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку
Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.
Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.
Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.
Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы
Конспект урока для 5 класса "Понятие о машине и механизме"
План-конспект урока по теме "Понятие о машине и механизме" , 5 класс (совместное обучение мальчиков и девочек")
1.2. Способствовать запоминанию цифрового материала как ориентира для понимания количественных характеристик изучаемых объектов
и явлений.
1.3. Способствовать формированию представления о машине, механизмах, деталях машин и их соединениях.
1.4. Способствовать осознанию существенных признаков понятий.
II. Развивающие цели:
2.1. Способствовать обогащению технико-терминологического запаса слов у учащихся
2.2. Способствовать овладению учащимися умением анализировать, выделять главное в тексте, сравнивать, определять и объяснять понятия
2.3. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету
2.4. Содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку.
III. Воспитательные цели:
3.1. Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.
IV. Профориентационные цели:
4.1. Способствовать развитию у учащихся профессионального интереса к технике и оборудованию.
4.2. Способствовать воспитанию у учащихся уважения к работающему человеку.
4.3. Ознакомить учащихся с профессиями машиностроительной отрасли.
Методы обучения: словесный (беседа, объяснение); исследовательский вне урока; работа с учебником; демонстрация с элементами иллюстрирования; метод практических работ.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Приложение 1.
Настрой учащихся на работу.
Но для этого сегодня на уроке Вы должны узнать и понять:
1.Что такое машина, механизм, деталь.
2.Познакомиться с классификацией машин.
3.Понять функции машин.
4.Научиться понимать устройство машин и механизмов по кинематическим схемам
5.Определять по кинематическим схемам типовые соединения деталей.
6.Ознакомиться с видами передач движения.
Методы: беседа, исследовательский метод вне урока.
И так, дорогие друзья, чтобы нам не пришлось изобретать велосипед, каждый уважающий себя инженер-конструктор должен знать историю эволюции машины.
Выступление ученика с докладом:
Так считали древние люди, а мы теперь уже знаем кто является творцом различной чудо-техники.
Как вы считаете мог ли первобытный человек каменного века изобрести машину, которая помогала бы ему выполнять различную работу в сфере его деятельности? (ответы учащихся)
Какие же были первые технические устройства?
Можно ли их назвать машиной? Почему нельзя?
Все Вы знаете стиральную машину, а некоторые дома даже пользуются ей, когда приходиться помогать родителям убираться дома. Так сравним эту современную технику с техническим устройством древних людей например, приспособлением для сверления.
Скажите чем же отличается они? (дети дают ответы)
Приложение 3
Методы: беседа, исследовательский метод вне урока, объяснение с элементами демонстрации.
Изложение учителем нового материала
Понятие о машине.
Теперь Вы уже знаете, что называется техникой и какой объект называется техническим устройством.
Рассмотрим еще одно понятие, которое неразрывно связано с этими терминами. Это — машина (в пер. с лат. — сооружение). Следует отметить, что любая машина — это техника, но не всякая техника является машиной.
Главное отличие машины от других технических устройств заключается в том, что она без приложения человеком силы совершает основные рабочие операции. А орудия труда (лопата, игла, -нож) не могут сами без участия человека совершать работу. Они только помогают человеку выполнять работу. Например, возьмем две бритвы — электрическую и безопасную. Назначение у них одинаковое — резать волосы. Но электрическая бритва — машина, она сама выполняет основную функцию — режет волосы, человек только управляет ею. А вот безопасная бритва не машина, а всего лишь инструмент — простейшее орудие, с помощью которого человек сам совершает работу.
Итак, МАШИНА – это устройство для преобразования Энергии (Электродвигатель), материалов ( станок), информации (ПВМ) или облегчения физического и умственного труда человека
Назовите примеры бытовых машин.
Примером бытовых машин служит пылесос, стиральная машина, холодильник. Сельскохозяйственные машины (трактор, комбайн и др.) помогают человеку в уборке урожая. Компьютер для человека – информационная пишущая и вычислительная машина.
Машина состоит из элементов. Свойства машины будут отличными от свойств составляющих ее элементов (первый признак машины). Например, автомобиль может перевозить грузы. Его же элементы не обладают такой способностью: колесо само по себе хотя и перекатывается, но никого не перевезет, в кузове можно разместить груз, но переместиться он никуда не сможет.
Как мы уже поняли, исторически машины развились из орудий (инструментов и приспособлений). Рассмотрим в качестве примера эволюцию сверлильных работ от орудия до машины.
Доклад ученика:
В историческом музее можно увидеть примитивные орудия каменного века — каменные топоры и мотыги, наконечники копий и стрел, кремневые ножи и скребки для хозяйственных нужд.
Многие из этих орудий поражают одной деталью: у них есть гладкие отверстия для насаживания на деревянную ручку. Как же делали это люди каменного века? Они пользовались незамысловатым устройством, которое сооружалось следующим образом. Из прочного дерева вырезали стержень, один конец которого заостряли. Этот заостренный конец стержня помещали в углубление камня, наполненное мелкозернистым песком. Стержень вращали между ладонями, и нижний острый его конец действовал как сверло.
В дальнейшем появилось устройство, позволяющее облегчить сверление: вокруг стержня спирально закручивали тетиву лука. При приведении лука в движение стержень начинал вращаться, и в нужном месте просверливалось отверстие. Такое техническое устройство называют лучковым приводом. Он был известен и с успехом применялся еще в Древнем Египте около 4000 лет назад
Основная функция лучкового привода — облегчить операцию по вращению стержня и увеличить скорость вращения. Привод стал промежуточным звеном между инструментом и руками человека. Такой вид привода называют механическим. Механизм (в пер. с греч. — орудие, сооружение) -- техническое устройство для передачи и преобразования движения.
Помимо механического способа передачи движение можно передать жидкостью (гидравлический привод) или воздухом (пневматический привод).
Пока стержень для сверления вращался в руках человека, он был орудием. Вместе с приводом, задающим движение, он стал прообразом сложного технического устройства. В нем уже имеются два необходимых и взаимосвязанных элемента: тетива - привод, который
передает движение на рабочий орган, и острый стержень (рабочий орган) - орудие, которое выполняет работу.
Если к рабочему органу добавить трансмиссию, двигатель и органы управления (кнопки, педали, рычаги), то мы получим машину как сложное техническое устройство.
Трансмиссия часть машины, которая передает движение от двигателя на рабочий орган.
Двигатель служит источником энергии. Сверлильный станок или велосипед с мотором - это уже настоящие машины.
Таким образом, машина включает в себя четыре части: двигатель, трансмиссию, рабочий орган и органы управления (плакат «Части машины).
Наличие и минимальная работоспособность этих частей - это второй признак, характеризующий всякую машину и определяющий полноту ее частей.
Классификация машин.
Сегодня мир машин огромен и разнообразен, их подразделяют по функциональному назначению на три большие группы.
Рабочие (I) Машины, которые выполняют определенную работу, а соответственно и преобразуют окружающий нас мир. Например, станочное оборудование, транспорт.
Энергетические (II) Машины, которые преобразуют один вид энергии в другой. Например, электродвигатель.
Информационные (III) Машины, которые преобразуют один вид информации в другой. Например, компьютер, магнитофон, видеокамера.
Рабочие машины, в свою очередь, делятся на три вида.
Технологические, машины, которые преобразуют материалы (станочное оборудование, ручной электрифицированный инструмент).
Транспортные, машины, которые перемещают грузы и пассажиров (все виды транспорта — автомобильный, железнодорожный, морской, воздушный и др.).
Транспортирующие, машины, которые стоят на месте и перемещают грузы и пассажиров (конвейер, эскалатор, лифт и др.).
Особое место в классификации занимают информационные машины. Они появились только в XX в. и отличаются от других машин. Эти машины преобразовывают один вид информации в другой (магнитофон, компьютер, видеокамера).
Отсюда следует третий признак машин, заключающийся в их назначении преобразовывать (превращать из одного вида в другой, из одной формы в другую) энергию, материалы и информацию (Таблица «Классификация машин).
Учащимся уровня В предлагается работа с карточками заданиями.
С учащимися группы С учитель продолжает работу, диктуя для записи в тетрадь основные понятия урока: Машина, механизм, деталь.
ЧАСТИ МАШИНЫ
СВЕРЛИЛЬНЫЙ СТАНОК
1 – ДВИГАТЕЛЬ
2 - ТРАНСМИССИЯ
3 - РАБОЧИЙ ОРГАН
4 - ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ
ТИПОВЫЕ ДЕТАЛИ
ТИПОВЫЕ СОЕДИНЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ
Приложение 4
Закрепление знаний учащихся
Методы: фронтальный опрос (устный), практическая работа.
1.Устройство для передачи или преобразования движения.
2.Типовая деталь
3.Разновидность подвижного соединения
4.Часть машины, которая передает движения от двигателя на рабочий орган.
5.Соединение при котором детали не могут относительно друг друга перемещаться.
6.Изделие, изготовленное из материала одной марки без применения сборочных операций.
Ответы: механизм, шайба, шарнирное, трансмиссия, неподвижное, деталь
1.Запишите в рабочую тетрадь определение новых понятий с которыми Вы сегодня на уроке ознакомились.
3. Выдели из всех предложенных профессий ту, которая тебя заинтересовала, объясни почему.
1. Запишите в рабочую тетрадь определение новых понятий с которыми Вы сегодня на уроке ознакомились, используя учебник и терминологический словарь.
1. Машина -
2. механизм -
3. трансмиссия -
4. деталь -
5. деталь специального назначения (типовая) -
6. деталь общего назначения -
7.подвижное соединение -
8. неподвижное соединение -
3. Какая из профессий тебе кажется самой востребованной в настоящее время, и почему ты так считаешь?
Механизмы — искусственно созданные человеком механические системы, предназначенные для передачи и преобразования движения. Примерами могут служить роликовые коньки, слесарные тиски, зажимы столярного верстака.
Механизмы, входящие в состав машин, весьма разнообразны. Одни являются сочетанием только твердых тел (зубчатые передачи в станках и автомобилях); вторые содержат жидкие и газообразные тела (сжатый воздух в пневмосистемах); третьи включают в себя электрические, магнитные и другие устройства.
В состав механизмов входят валы, приводные ремни, подшипники (плакат) — так называемые звенья.
Механизмы, в которых один вид движения преобразуется в другой, например вращательное в поступательное, называются механизмами преобразования движения.
Принцип их действия рассмотрим на примере винтового механизма.
Винтовой механизм машинных и слесарных тисков состоит из неподвижного винта и подвижной губки (в машинных) и подвижного винта и неподвижной гайки (в слесарных).
На плакате показана кинематическая схема винтового механизма. КИНЕМАТИЧЕСКАЯ СХЕМА – ЭТО УСЛОВНОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПЕРЕДАЧ ДВИЖЕНИЯ ДЕТАЛЯМИ МЕХАНИЗМОВ.
Ведущим звеном машинных тисков (плакат) является винт 1, вращающийся в подшипнике скольжения. Вращательное движение винта преобразуется в поступательное движение губки 2. Ведущим звеном в слесарных тисках ) служит винт 1, соединенный с подвижной губкой 2 и вращающийся в неподвижной гайке 3. В механизме этого вида вращательно-поступательное движение винта превращается в поступательное движение подвижной губки 2. На кинематических схемах с помощью условных изображений показывают те части механизмов, которые принимают участие в передаче движения, — зубчатые колеса (рис. 6), валы, шкивы, ходовые винты, подшипники и т. д.
1.Осмотрите винтовой механизм переднего зажима столярного верстака.
2.Назовите детали из которых состоит механизм и определите их назначение.
3.Все данные занесите в таблицу.
№ п/п
Название детали
Назначение детали
4.Разберитесь каким образом вращательное движение рукоятки преобразуется в прямолинейное движение прижимного бруска
5.Укажите название деталей винтового зажима столярного верстака на техническом рисунке, и на кинематической схеме номера позиций деталей.
6. Укажите на кинематической схеме места подвижных соединений деталей буквой – П, назовите детали механизма которые соединенны одна с другой подвижно.
4. Разберитесь каким образом вращательное движение рукоятки преобразуется в прямолинейное движение прижимного бруска
5. Обозначьте номера позиций деталей винтового зажима столярного верстака на кинематической схеме в соответствии с номерами позиций на техническом рисунке.
6. Укажите на кинематической схеме места подвижных соединений деталей буквой – П, для ответа используйте таблицу «Типовые соединения деталей.
4. Пользуясь учебником § 17 разберитесь каким образом вращательное движение рукоятки преобразуется в прямолинейное движение прижимного бруска. Вывод записать.
6. Укажите на кинематической схеме места подвижных соединений деталей буквой – П, для ответа используйте таблицу «Типовые соединения деталей.
КАРТА ПООПЕРАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ №5М-1-2А
Ф.И.О. учащегося
Все детали винтового механизма перечислены и названы правильно
Назначение деталей винтового механизма определено правильно
Объяснение преобразования движения верно
Номера позиций деталей на техническом рисунке указаны верно
Номера позиций деталей на кинематической схеме указаны верно
Места подвижных соединений указаны верно
Детали в подвижных соединениях названы верно
Сумма баллов
Баллы
0.5
1
1
1
0.5
0.5
0.5
5
Количество баллов за выполнение задания
С
С – самоконтроль
В - взаимоконтроль
КАРТА ПООПЕРАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ №5М-1-2В
Ф.И.О. учащегося
Все детали винтового механизма перечислены и названы правильно
Назначение деталей винтового механизма определено правильно
Объяснение преобразования движения верно
Номера позиций деталей на кинематической схеме указаны верно
Места подвижных соединений указаны верно
Детали в подвижных соединениях названы верно
Сумма баллов
Баллы
0.5
1
1
0.5
0.5
0.5
4
Количество баллов за выполнение задания
С
С – самоконтроль
В - взаимоконтроль
КАРТА ПООПЕРАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ №5М-1-2С
Ф.И.О. учащегося
Все детали винтового механизма перечислены и названы правильно
Назначение деталей винтового механизма определено правильно
Объяснение преобразования движения верно
Номера позиций деталей на кинематической схеме указаны верно
Места подвижных соединений указаны верно
Сумма баллов
Баллы
0.5
1
1
0.5
0.5
3.5
Количество баллов за выполнение задания
С
С – самоконтроль
В - взаимоконтроль
Тест № 5-ТМ-1
1.К какому виду машин относится ручная электрическая дрель?
а) Энергетические
б) Транспортные
в) Информационные
г) Транспортирующие
д) Технологические
2.Устройство для передачи или преобразования движения является:
а) машина
б) инструмент
в) деталь
г) механизм
д) детали специального назначения
3.Машина включает в себя:
а)Двигатель, трансмиссию, органы управления.
б) Двигатель, рабочий орган, трансмиссию
в) двигатель, органы управления
г) Двигатель, трансмиссию, рабочий орган, орган управления
д) Двигатель, рабочий орган
4.Какое условное графическое изображение используют на кинематической схеме для изображения неподвижного соединения детали на валу?
а)
б)
в)
г)
д)
5.К типовым деталям машин относят:
а) корпус машины
б) болт
в) станина станков
г) крышка верстака
д) опоры
Р=5
Приложение 6
Инструктаж по домашнему заданию:
Методы: словесный
Учащиеся группы С должны прочитать и ответить на вопросы в конце §17
Учащиеся группы В должны:
прочитать и ответить на вопросы в конце §17
выучить новые понятия
Определить и записать в тетрадь названия бытовых машин, которые имеются в доме.
Читайте также: