Конспект урока по русскому языку 1 класс буква з

Обновлено: 07.07.2024

Программа: Школа России.

Предмет: Обучение грамоте.

Цель урока: формировать навыки сознательного, правильного, плавного, выразительного, беглого чтения; способствовать развитию речи, фонематического слуха, внимания, мышления, памяти.

Предметные: владеть навыками плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами, чтение предложений и коротких текстов с интонацией, составление рассказа по иллюстрации.

  • определяют границы собственного знания и незнания.
  • учатся отличать верно выполненное задание от неверно выполненного задания.
    находят ответы на вопросы, используя учебник или слайды, свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке.
  • оформляют свои мысли в устной форме, учатся вести конструктивный диалог.

Оборудование: компьютер, проектор, электронное приложение “Обучение грамоте 1 класс В. Г. Горецкий”, учебник “Азбука” Горецкий В.Г., В.Ю. Лузаков рабочая тетрадь на печатной основе “Русская грамота”, “Толковый словарь” Ожегова С.И., индивидуальные карточки для развития техники чтения “Тренажёр”, пакеты разрезных букв для игры “Составь слово”, индивидуальные карточки для поиска изученной буквы “Сюрприз”. Презентация.

1. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

Разминка с индивидуальной карточкой “Тренажер”. Презентация. СЛАЙД № 2.

Часть задания записана на доске — первая строка. Учитель демонстрирует технику скорочтения: под отдельной гласной ставится точка простым карандашом, а под слиянием согласной и гласной ставится дуга-слияние). Презентация.

У каждого ученика на парте индивидуальная карточка “Тренажёр”.

Дети читают с карандашом в руках первую часть слева на право, а слова записанные в столбик сверху вниз.

Объяснение слов: лоза, муза, завет.

Значение слова Лоза по Ожегову:

Лоза - Длинный гибкий стебель некоторых кустарников. Слайд 3.

Значение слова Муза по Ефремовой:

Муза - 1. Каждая из девяти богинь, покровительниц искусств и наук (в древнегреческой мифологии).

2. перен. Источник поэтического вдохновения, обычно олицетворяемый в образе женщины. СЛАЙД 4.

Значение слова Завет из Википедии:

Завет - Наставление, совет последователям, потомкам. СЛАЙД 5.

2. Актуализация опорных знаний. Игра “Звук заблудился”.

Закричал охотник: “ОЙ!”

ДВЕРИ (ЗВЕРИ) гонятся за мной. СЛАЙД 6.

Забодал меня КОТЁЛ (КОЗЁЛ)
На него я очень зол. СЛАЙД 7.

Был доктор на движенья скуп и вырвал ДУБ (ЗУБ). СЛАЙД 8.

3. Постановка учебной задачи. СЛАЙД 9.

- Какой звук часто встречался в играх? (З)

- Сформулируйте тему урока. Закрепление знаний о согласных звуках [ з ], [ з' ]. Буквы Зз.

- Как вы думаете, зачем мы будем сегодня говорить об изученном ранее?

- Цели нашего урока: развивать умения работать с текстом, составлять слова, предложение, рассказ, развивать связанную речь.

4. Работа с звуковыми схемами слов. Слайд 10.

- Откройте тетрадь на печатной основе “Русскую грамоту” В.Ю. Лузакова с. 26.

Составление схемы слов: РОЗЫ, ЗЕРКАЛО, ЗВЕРИ (раскрасить цветными карандашами). Взаимопроверка.

5. Игры Деда Буквоеда. СЛАЙД № 11.

- Перейдите на с. 27 № 6 “ Русская грамота”.

Нахождение слов и запись их печатными буквами в тетради.

Запись в тетради слов: коза, воз, роза, ветка, закон, кони, звон, озон, озеро, низ, завет.

6. Работа в группах. СЛАЙД № 12.

- Закрепление правил взаимодействия в группе. Приложение № 2.

- Игра “Собери слово”. СЛАЙД № 13.

На каждую команду выдаётся пакет букв, которые нужно собрать, чтобы получилось слово и карточки наклеить на лист бумаги. Приложение № 3.

После окончания работы в группах дети читают все слова. СЛАЙД № 14.

Поиск лишнего слова. Составление предложения с данным словом.

(Например: звери, все остальные неодушевлённые; озеро, у других слов буква З в начале слова).

7. Физминутка. СЛАЙД № 15.

Раз — подняться, потянуться,
Два — согнуться, разогнуться,
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
Давай с тобой попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем,
Подрыгаем, подрыгаем,
И ручками похлопаем,
Похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем,
Потопаем, потопаем.

8. Развитие читательских компетенций. СЛАЙД №16.

Чтение слов, текста. Азбука с. 94.

- О чем текст? Дайте ему название.

- Кто главный герой?

- Зачем принесли розы?

- Чему учит текст?

- Найдите и прочитайте предложение, где говорится о том, какие были розы?

- Найдите и прочитайте предложение, где говорится о том, что было в вазе?

- Найдите и прочитайте предложение, где говорится о том, что было у Зои?

9. Усвоение новых знаний. Электронное приложение к учебнику. СЛАЙД №17.

Составить рассказ по картинкам. Отдых козы и козлят.

- Найдите 6 слов со звуками [ з ], [ з' ]. (Газета, коза, козлята, заколка, зеркало, зонтик)

  • Посмотрите на картинки (показать все картинки сразу).
  • Составьте по ним рассказ (работа в группах).
  • Давайте теперь прослушаем авторский текст по этим картинкам.
  • Какая группа наиболее точно передала смысл рассказа?

10. Итог урока. СЛАЙД №18.

  • Мне сегодня понравилось.
  • Я сегодня впервые.
  • Теперь я знаю, что .

11. Рефлексия. СЛАЙД №19.

- Если все отлично получалось возьми в руки красный карандаш.

- Если немного трудно было возьми желтый карандаш.

- Если многое не получилось — синий.

СЛАЙД №20. Вот сюрприз — найдите изученную букву, раскрасьте волшебный предмет. Он сохранит вас от всех невзгод (зонтик).

Цель: Создание условий для овладения детьми способа чтения слов, предложений с буквой З.

  1. Предметные:
  • развивать фонематический слух ;
  • учить выделять новые звуки из слова, давать им характеристику ;
  • учить слышать, различать новые звуки в словах, определять их место в слове;
  • формировать у учащихся четкий образ буквы З;
  • формировать навыки работы с текстом;
  • развивать связную речь;
  • формировать навык плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами;
  • умение приводить примеры слов с изученными звуками в начале, середине, конце слова;
  • развивать умение соотносить предметные картинки и схемы-модели слов;
  • повторить правила чтения слогов с изученными буквами - а,о,и,у,ы, е;
  • Познавательные УУД:
  • развивать речь, помять, внимание, логическое мышление;
  • формировать умение ставить причинно-следственные связи;
  • формировать способ чтения слогов, слов, текста.
  • Коммуникативные УУД:
  • совершенствовать умение слушать и понимать речь другого;
  • развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока.
  • обогащать речь новыми словами;
  • Регулятивные УУД:
  • развивать способность к самоопределению темы урока;
  • научить применять установленные правила.
  1. Личностные:
  • формировать у детей учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
  • способствовать формированию правильной речи учащихся;
  • воспитывать уважительное отношение к окружающим;
  • развивать умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • сохранять мотивацию к учёбе.

2) ИКТ – технологии;

3) Рефлексивная технология.

Оборудование: презентация, касса букв, лента букв, плакат с буквой, тетради, азбука Горецкий В.К. 1 класс часть 1, 2017 год.

Цель: Организация класса,

мобилизующее начало урока.

II. Актуализация знаний.

1. Работа с лентой букв.

2. Работа со слоговыми таблицами.

Цель: формирование способа чтения.

III. Постановка целей и определение темы урока.
Время : 9:32-9:34

IV.Открытие новых знаний

Цель: формирование новых знаний, УУД

1)Звуковой разбор слова замок для выделения звука [з]

2)Характеристика звука [з]

3)Знакомство со звуком [з']

4)Сопоставление звуков [з], [з’].

5)Знакомство с буквой З з.

6)Работа с лентой букв

7)Печатание буквы З з.

8)Упражнения в слышании данных звуков в словах.

-Чтение слогов по цепочке(1 слог-1 ученик)

-Выборочное чтение слогов

-Чтение всех слогов хором

Цель: усвоение учащимися новой буквы и новых звуков.

1)Чтение столбиков слов по готовым пометам

  • Чтение всех слов 1 учеником
  • Выборочное чтение по заданию

Формирование способа чтения. Работа над сознательностью, правильностью и выразительностью чтения.

  • Чтение текста целиком хорошо читающим учеником

3)Характеристика звуков по схемам в азбуке

4)Работа над связной речью. Составление рассказа по началу

  • Чтение текста в зоопарке учителем или хорошо читающими детьми

Цель: составление рассказа

Цель: выявить, что учащиеся узнали нового, чему научились.

-Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать.

- Проверьте глазками все необходимое для урока: учебник, тетрадь, письменные принадлежности.

- У кого чего-то нет?

- Давайте вспомним, с какими буквами вы уже знакомы? Посмотрите на ленту букв, вспомните, с какими буквами вы уже познакомились.

- Какие буквы согласных звуков вы знаете?

- Какие буквы гласных звуков вы знаете?

- Какие гласные буквы отличается от других и обозначает мягкость согласного?

- Чем отличаются гласные от согласных звуков?

-Прочитайте слоги со слайда. Но для начала давайте вспомним правила чтения слогов.

- Смотрим на гласную стоящую перед согласной, вспоминаем правило чтения слогов, читаем слог.

-Как мы будем читать согласный звук, если после него будет стоять гласная [а]?

-Как мы будем читать согласный звук, если после него будет стоять гласная [о]?

-Как мы будем читать согласный звук, если после него будет стоять гласная [у]?

-Как мы будем читать согласный звук, если после него будет стоять гласная [и]?

-Как мы будем читать согласный звук, если после него будет стоять гласная [ы]?

-Как мы будем читать согласный звук, если после него будет стоять гласная [е]? (разобрали все слоги с буквой н вместе, дальше дети читают слоги со слайда)

-Кому трудно было читать слоги? Поднимите красную светофорик

-Кто не знает правило чтения слогов? Поднимите красную светофорик

- Вот мы и повторили с вами правила чтения слогов, и прочитали слоги. Вы хорошо постарались. Молодцы!

На всех тельняшки.

-Правильно ребята, это зебры, в загадке мы видим строчку чудные коняшки и то что на них есть тельняшки(полосатые кофточки ), а кони в полосатых кофточках это зебры

Не лает, не кусает,

А в дом не пускает.

-Правильно, это замок

-Произнесите слова-отгадки так, чтобы мы услышали первый звук

-Назовем 1 слово ЗЕБРА так, что бы мы услышали первый звук, все вместе

-Назовем 2 слово ЗАМОК так, чтобы мы все услышали 1 звук.

-Какие звуки вы услышали в начале слов?

- Это гласные или согласные звуки?

- Докажите, что это согласные звуки?

- Как вы это поняли?

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

-Сделаем звуковой разбор слова Замок

- Откроем рабочие тетради.

Проверим посадку. Ноги поставь в упор. Спина касается спинки стула. Кулачком проверили расстояние между партой и грудью. Тетрадь под наклоном, проверим расстояние от головы до тетради. Отступим 1 клеточку вниз, 1 вправо.

-Возьмём в руки простой карандаш и начинаем выполнять звуковой разбор вместе.

-Произношу слово, выделяя первый звук голосом: [ззз]амок

-Дадим характеристику. Он:

-Обозначу выделенный звук условным значком квадратик со звоночком, подушечку не раскрашиваем, обозначаем в тетрадях 1 звук

- Произношу слово, выделяя голосом 2 звук: з[ааа]мок.

- Дадим характеристику. Он:

- Обозначу выделенный звук условным значком кружочком.

- Произношу слово, выделяя голосом 3 звук: за[ммм]ок.

- Дадим характеристику. Он:

- Обозначу выделенный звук условным значком квадратик со звоночком, подушечку не раскашиваем.

- Произношу слово, выделяя голосом 4 звук: зам[ооо]к.

- Дадим характеристику. Он:

- Обозначу выделенный звук условным значком кружочком.

- Произношу слово, выделяя голосом 5 звук: замо[ккк].

- Дадим характеристику. Он:

- Обозначу выделенный звук условным значком квадратик без звоночка, не закрашиваю подушечку.

- Называю все звуки в слове по порядку.

- Поставлю ударение. Для этого, позову слово к себе.

- Делю слово на слоги, прохлопаем слово вместе

- Проверим, получилось ли слово. Прочитаем по слогам.

-Прочитаем слово по схеме.

- Произнесём первый звук все вместе.

- Давайте повторим характеристику звука [з].

- Как вы думаете, есть ли пара у звука [з]?

Давайте в этом убедимся, сделаем звуковой разбор слова зебра

- Проверим посадку. Ноги поставь в упор. Спина касается спинки стула. Кулачком проверили расстояние между партой и грудью. Тетрадь под наклоном, проверим расстояние от головы до тетради. Отступим 1 клеточку вниз, 1 вправо.

-Посмотрите на картинку на слайде, назовите слово на картинке

-Назовем слово вместе

- Возьмём в руки простой карандаш и начинаем выполнять звуковой разбор.

- Произношу слово, выделяя первый звук голосом: [ззз']ебра

-Дадим характеристику. Он:

-Обозначу выделенный звук условным значком

- Произношу слово, выделяя голосом 2 звук: з[эээ]бра.

- Дадим характеристику. Он:

- Обозначу выделенный звук условным значком .

- Произношу слово, выделяя голосом 3 звук: зе[ббб]ра.

- Дадим характеристику. Он:

- Произношу слово, выделяя голосом 4 звук: зеб[ррр]а.

- Дадим характеристику. Он:

- Произношу слово, выделяя голосом 5 звук: зебр[ааа].

- Дадим характеристику. Он:

- Называю все звуки в слове по порядку.

- Поставлю ударение. Для этого, позову слово к себе.

- Делю слово на слоги.

- Проверим, получилось ли слово. Прочитаем по слогам.

-Прочитаем слово по схеме.

-Поставьте указку под первый звук в слове

- Произнесём первый звук все вместе.(И индивидуально)

- Давайте повторим характеристику звука [з'].

- Сядем удобно. Посмотрим глазками в сторону окна, не поворачивая головы. Посмотрим в сторону стенки. Посмотрим на потолок, на пол. По кругу покрутили зрачками глаз. Поморгали. (2 раза!)

-Произнесем 1 звук в слове зебра

-Теперь произнесите 1 звук в слове замок

- Произнесите попарно звуки [з], [з’]. Начинай, ______, теперь ты ______, и ты ______. А теперь все вместе.

- Чем эти звуки похожи?

- Чем они отличаются?

- Ребята, эти звуки разные, но обозначаются они одной буквой з. Посмотрите на плакат с буквой З.

-Кто знает, какой буквой обозначаются эти звуки?

- Посмотрите на плакат, сколько букв видите ?

- Какие это буквы?

- А когда мы употребляем большую букву З?

- А на что похожа буква З?

- Ребята, давайте найдем букву з на ленте букв. Где она находится?

- Прочитайте букву з в ленте букв.

- Сейчас мы с вами научимся печатать букву з.

Учебник на подставку, тетрадь с наклоном. Проверим посадку.

- Отступим 1 клетку вниз. Посмотрите, как печатается большая буква З, а затем маленькая буква з.

- А теперь посмотрите, как я

напечатаю большую и маленькую букву Зз.

- Напечатай 1 большую и 1маленькую букву на рабочей строке. Не забываем про посадку.

- Найдите схему слова замок.

- Назовите первый звук.

- На письме какой буквой мы обозначим звук [з]?

- Клеточку вниз и под первым звуком [з] в схеме напечатаем букву з.

- Найдем схему слова зебра.

- Поставим карандаш под первый звук.

- Назовем первый звук в слове зебра?

- Какой буквой на письме обозначим?

- Клеточку вниз и под первым звуком [з’] напечатаем букву з.

- Кто сможет назвать больше слов со звуками [з’], [з] в начале слова?

- Кто сможет назвать больше слов со звуками [з’], [з] в середине слова?

- Открой Азбуку на странице 91. Найди слоги. Вспомним правило, как читаем слоги?

- Прочитайте по цепочки слоги, где согласные читаются мягко.(______)

- Прочитайте продолжая цепочку слоги, где согласные читаются твёрдо.(______)

-Прочитай (______) все слоги

-Прочитаем слоги все вместе

- Встаньте все, немного отдохнем.

Сели, травушку покушали.

Тише, тише, высоко,

Прыгай на носках легко. (2раза)

- Найдите столбик слов. Поставьте карандаш под первое слово столбика.

Прочитаем слова по цепочке.

- А теперь целым словом с опорой на ударение, как говорим.

- Поставили карандашик под второе слово столбика. Читаем.

- А теперь целым словом с опорой на ударение.

-Поставим карандашик под 3 слово столбика

-А теперь целым словом с опорой на ударение

-Поставим карандашик под 4 слово столбика

-А теперь целым словом с опорой на ударение

-Поставим карандашик под 5 слово столбика

-А теперь целым словом с опорой на ударение

-Теперь (_________) прочитает нам все слова

-Прочитайте слова в которых звук[з] твердый

-В которых звук [з’] мягкий

- Ребята, где мы встретили букву з в этих словах?

- А одинаковые ли звуки обозначаются этой буквой в словах?

- Под столбиком слов найдите текст.

Подготовим этот текст для чтения.

- Что значит подготовить для чтения?

-Подготовьте текст для чтения

- Работаем самостоятельно, не забываем про посадку.

- Прочитаем 1 предложение.

- Прочитаем 2 предложение.

- Весь текст прочитает (_______).

-Молодцы, вы читали по слогам , старался, соблюдал паузы.

- Посмотрите на страницу 91 и ответьте на вопросы в синих рамочках. Звуки [з] и [з'] гласные или согласные?

Поясните свой ответ.

- Эти звуки мягкие или твердые?

- В каком случае этот звук бывает мягким?

-Вы отлично справились с этим заданием.

-Прочитайте, какие звери есть в зоопарке?

-Что крикнула Зина?

-Что такое аквариум?

-Кто живет в аквариуме в зоопарке?

-Ребята, налимы это пресноводные рыбки, посмотрите на слайд

-Кто заинтересовал детей, прочитайте

-Что дети узнали о змеях?

-Ребята, рассмотрите иллюстрацию, как вы думаете, она подходит к рассказу? Почему?

-Кто из вас был в зоопарке? Кого вы там видели?

-Ребята, подумайте, какие животные еще могут жить в зоопарке в названии которых встречаются звуки [з],[з‘]

-Вместе с соседом по парте попробуйте составить рассказ, и начните его так :

В субботу наш класс ходил в зоопарк. Там мы видели разных животных. Нам больше всего понравился….

-Прежде чем начать работать вспомним правила работы в паре.

-1 пара, расскажите нам сой рассказ

- С какой новой буквой мы с вами сегодня познакомились?

- А какие звуки обозначает эта буква?

- Дайте им характеристику.

- Посмотрите на ленту букв и скажите, каких букв мы изучили больше — гласных или согласных?

- Назовите гласные буквы, которые мы изучили, затем согласные.

- У вас на столах лежат буквы з, возьмите их. Закрасьте их:

- в зелёный цвет — если вы работали хорошо и у вас всё получилось;

- в жёлтый цвет — если у вас что-то не получилось;

- в красный цвет — если у вас ничего не получилось.

-Покажите мне свои буквы

-Кто-то уже хорошо усваивает материал, а кому-то ещё немного нужно постараться.

t1604945088aa.jpg

Цель урока: познакомить с согласными звуками [з], [з’] и буквами З , з ; развивать умение давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким; создать условия для формирования навыка чтения вслух, развития речи, памяти и логического мышления; учить составлять тексты из 3–4 предложений, сформировать у учащихся знания о звуках [з], [з'] и буквах З з.

Тип урока : урок знакомства с новыми звуками и буквой основного этапа обучения грамоте (урок усвоения новых знаний)

Планируемые результаты:

Личностные результаты: Адекватная мотивация: установка на здоровый образ жизни, личная ответственность за свои поступки

Предметные результаты:

Научатся: выделять в речи согласные звуки [з], [з’], обозначать их буквами, называть парные согласные, читать слоги и слова с изученными буквами; составлять рассказ по иллюстрации, читать текст и отвечать на вопросы по содержанию

Метапредметные (УУД):

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий.

Познавательные: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания.

Образовательные ресурсы:

- вспомогательные: компьютер, проектор, экран.

- вербальные: учебник, часть 1, карточки для звуко-буквенного анализа, тетрадь по чтению.

Методы : наглядный, беседа, диалог, практический, проблемно-поисковый

Формы проведения урока : фронтальная, индивидуальная, парная, учебный диалог.

І. Оргмомент

Встань, как только солнце встанет,

И тихонечко – к окошку.

Руку луч тебе протянет –

Ты подставь скорей ладошку.

И скажем всем: (Дети хором)

Людям, травам, домам, птицам.

И веселым, интересным

День твой должен получиться.

ІІ . Актуализация знаний

- К нам в гости пришла одна героиня. Отгадайте загадку:

Из танцзала короля
Девочка домой бежала,
Туфельку из хрусталя
На ступеньках потеряла.
Тыквой стала вновь карета…
Кто, скажи, девчушка эта? (Золушка) ( Приложение 1)

-Посмотрите у Золушки конверт. А что в нем? Золушка приготовила задания, которые нужно выполнить. Если справимся, получим пригласительный билет, а куда, узнаем позже.

-И так первое задание.

Фонетическая разминка

Покажите как:
- жужжит жук;
- как шипит змея;
- как рычит лев;
- как пыхтит каша;
- как воет волк;

- комар летел и протяжно звенел
- дети – комарики с мамой летят, тоненьким голосом тоже звенят;

- Что мы произносили? (Звуки) .
- Звуки эти разные –
ГЛАСНЫЕ, СОГЛАСНЫЕ.

- Чем они различаются?

- Чем они обозначаются на письме? (буквами);

- Из букв получаются слова;

ІІІ . Самоопределение к деятельности

- Назовите 2 новых звука. (Ответы детей)

- Определите, с чем сегодня познакомимся? А чему надо научиться? (Ответы детей)

IV . Работа над новым материалом

1. Знакомство со звуком

А) Слого-звуковой анализ слова

- На доске предметные картинки, изображающие зебру и звонок.

(Приложение 2)

– Что изображено на картинках?

– Выполните слого-звуковой анализ слов зебра, звонок.

– Выделите согласные звуки [з] и [з’].

– Звуки [з] и [з’] – звонкие; в слове звонок звук [з] твердый, в слове зебра звук [з’] мягкий

- Посчитайте, сколько раз звук З встретится в стихотворении:

За забором зайка скачет,

В лапках букву З он прячет,

Зайка, зайка, выходи,

Деткам букву З верни.

2. Знакомство с буквой З .

- На что похожа буква З? (Ответы детей)

Буква З на В похожа.

Голова, животик тоже.

Только слева без черты

Букву З рисуешь ты.

З – не просто завитушка,

З – пружинка, крендель, стружка.

Извиваюсь, словно змейка.

Срисовать меня сумей-ка!

3. Работа в тетрадях по чтению. Запись буквы З з и слогов за зо зи зу зы

- Перед началом нашей работы разомнем пальчики.

Чтоб красиво написать

Надо пальчики размять

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем буквы мы писать.

V . Первичное закрепление

1. Чтение по слоговой таблице

-А теперь над чем надо поработать?

- Поучимся читать слоги и слова с буквой З по слоговой таблице. (Приложение 3)

2. Чтение слов

- А теперь прочитаем слова в столбиках хором. (Запись на доске)

Зима знакомые зеленел

Произнесите зазвенел звонок

- Назовите двусложные, трехсложные слова. Как вы определили количество слогов в слове?

- А в каком слове больше всего слогов? Сколько слогов?(5)

- Все задания мы выполнили. А теперь узнаем куда приглашает нас Золушка.

3. Работа над стихотворением

А) Чтение стихотворения учителем

Где обедал, воробей?

- Где обедал, воробей?

- В зоопарке у зверей .

Пообедал я сперва

За решеткою у льва.

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона,

С журавлем поел пшена.

Погостил у нoсорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубатый крокодил

Чуть меня не проглотил.

4. Работа по содержанию

- О чем это стихотворение (Ответы детей)

- И так Золушка приглашает нас на экскурсию в зоопарк.

5. Знакомство со словом

- Прежде чем начнем нашу экскурсию по зоопарку , давайте вспомним правила поведения. Хоть наш зоопарк и не настоящий , расскажите, как нужно вести себя в зоопарке ? (Ответы детей) .

6. Повторение правил поведения в зоопарке

Правила поведения в зоопарке

НЕ кормите, НЕ дразните, НЕ пугайте животных.

НЕ бросайте ничего в животных.

НЕ заходите за ограждение, НЕ прислоняйтесь к нему, и тем более НЕ просовывайте руки.

Соблюдайте ЧИСТОТУ и ТИШИНУ.

Топай, мишка, хлопай, мишка,
Приседай со мной, братишка!
Руки вверх, вперёд и вниз,
Улыбайся и садись!

7. Экскурсия по зоопарку

- Начинаем нашу экскурсию по зоопарку . Кто же у нас живет в первой клетке? Слайд 2

-Ребята, что вы знаете о слонах? (Ответы детей) .

-Слоны - самые большие животные, они питаются листьями деревьев, которые срывают своим хоботом – так у слонов называется длинный нос. А вот это бивни. Как вы думаете, для чего они нужны слону? (Ответы детей) . Бивнями слон защищается от врагов, это такие рога.

- Ребята, а как называется детеныш слонихи – слоненок.

- А вот это животное угадать не сложно. Его длинная шея сразу выдает его. Как называется это животное? (Ответы детей) . Слайд 3

- Это жираф. Он может питаться листьями деревьев, до которых не дотягиваются другие. Как вы думаете, почему? (Ответы детей) . Жираф выше всех других животных. Жираф может взять корм и с земли, а также пить воду, но для этого он должен широко расставить передние ноги, чтобы наклониться. Живут жирафы стадами, разделенными на две группы : в одной мамы с детенышами, в другой папы.

- Продолжаем знакомиться с обитателями зоопарка . Отгадайте, кто живет в следующей клетке.

Загадка про зебру

- Вы догадались? (Ответы детей) . Слайд 4

- Это – зебра. Зебры очень пугливы, от врагов спасаются бегством, причем бегают они очень быстро, но не долго – устают. А если убежать не удается, они защищаются зубами и копытами.

- Переходим к следующему животному. Кто же это? Слайд 5

- Это крокодил. Грозное и опасное животное. А почему, как вы думаете? (Ответы детей) .

- Сильные зубы нужны крокодилу для того, чтобы хватать добычу, разрывать и пережевывать.

- Знаете ли вы, чем питается крокодил? (Ответы детей) . Молодые крокодилы едят рыбу, птиц, насекомых, а взрослым по зубам даже зебры, прибежавшие к водоему попить воды. Такие животные, которые как крокодилы, питаются другими животными, называются – хищники.

- Повторите это слово и постарайтесь запомнить. Ну, и конечно, такие зубы служат надежной защитой от врагов.

- Продолжаем нашу экскурсию. Следующее животное обезьяна. Слайд 6

- Она живет на деревьях и там же питается листьями и плодами. Хвост обезьяны помогает ей держаться за ветви деревьев. Мамы обезьяны очень заботливые : купают своих детенышей, обкусывают им ногти, покрикивают на непослушных.

-А это что за зверь? (Ответы детей) .

- Правильно! Это лев. Слайд 7

- Чем питаются львы? (Ответы детей) . Львы не охотятся в одиночку. Живут они тоже большими семьями. Взрослые львы любят поиграть с малышами – львятами. Еще они учат их всему важному для жизни львов.

- А в следующей клетке у нас – бурый медведь. Слайд 8

- Ребята, что вы знаете о медведях. (Ответы детей) .

- Бурый медведь очень крупный массивный зверь. У него густой и длинный мех, длинные когти. Губы и нос черные. Глаза маленькие, хвост короткий скрыт в мехе. А еще медведь сладкоежка он любит мед и ягоды.

- А знаете ребята, что есть медведи, которые живут на севере. Это белый медведь. Слайд 9

- Живет на Северном полюсе, любит есть рыбу. Большого размера. У него очень густая белая шерсть, которая не дает ему замерзнуть.

-В зоопарке есть аквариум. Слайд 10

-Ребята, поднимите руки, у кого дома есть аквариум? А какие рыбки?

-Завершает нашу экскурсию террариум. Слайд 11

Террариум - это особое помещение или емкость для содержания насекомых ящериц, черепах, змей.

- Закончилась наша экскурсия по зоопарку .

- А сейчас немного отдохнем.

Спал цветок (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против неё)

И вдруг проснулся, (Поморгать глазами)

Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки)

Встрепенулся, потянулся, (руки согнуты в стороны (выдох)

Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть враво-влево)

VI . Закрепление знаний и способов действий.

А) Работа с текстом.

- Прочитайте текст в полголоса. (самостоятельно)

Чтение текста учителем

Дети читают текст по предложению.

Перечислите о каких животных шла речь? ( Крокодил, тигр, мартышки, носорог). Найдите в тексте слова, в которых говорится, что делали эти животные? ( крокодил спал, тигр играл,носорог бродил)

- А теперь найдите слова, которые отвечают на вопрос как?

( спал мирно, играл ласково)

-О каких характерных признаках можно узнать из текста?

Крокодил ( какой?) зубастый

Тигр (какой?) грозный.

Мартышки (какие?) весёлые, ловкие.

Носорог (какой?) толстый.

-А теперь посмотрите на иллюстрацию в книге и скажите, про какое животное не шла речь в тексте? (Про зебру)

- А каких животных мы встретили в зоопарке, но в нашем тексте о них ничего не говорится?

Б) Работа в паре

- Составьте с другом рассказ. Начните его так:

В субботу наш клас ходил в зоопарк. Там мы видели разных животных. Нам больше всего понравился…

(Дети работают в паре. Проверяется 2-3 рассказа)

VII . Итоги урока. Рефлексия

- Понравился вам урок?

-Что понравилось? А что не понравилось?

-Передайте свое настроение урока с помощью смайликов.

-Если вам на уроке понравилось, и было интересно, наклейте в тетради смайлик с улыбкой.

-Если на уроке было не интересно и ничего не понятно – наклейте смайлик, который качает головой.

-А если вам было совсем грустно на уроке – наклейте смайлик, который плачет.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактическая цель: сформировать у учащихся знания о звуках [з], [з'], и буквах З з.

Тип урока: урок знакомства с новыми звуками и буквой основного этапа обучения грамоте (урок усвоения новых знаний)

Задачи: 1. Образовательная : познакомить детей со звонкими согласными звуками согласными звуками [з, з '], буквами З з. Учить читать слоги, слова, предложения с этой буквой.

  1. Развивающая: развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания; фонематический слух, внимание, память, словесно-логическое мышление, наглядно-образное мышление, развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.
  1. Воспитательная: воспитывать интерес к чтению, культуре общения, умение слушать друг друга, воспитывать наблюдательность, чуткое отношение к природе.

Методы: наглядный, беседа, диалог, практический, проблемно-поисковый

Формы проведения урока: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, учебный диалог.

Организационный момент.

Если хочешь много знать, Многого добиться,

Урок обучения грамоте

Тема: Звуки [з, з']. Буквы З з.

Дидактическая цель: сформировать у учащихся знания о звуках [з], [з'], и буквах З з.

Тип урока: урок знакомства с новыми звуками и буквой основного этапа обучения грамоте (урок усвоения новых знаний)

Задачи: 1. Образовательная : познакомить детей со звонкими согласными звуками согласными звуками [з, з '], буквами З з. Учить читать слоги, слова, предложения с этой буквой.

Развивающая: развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания; фонематический слух, внимание, память, словесно-логическое мышление, наглядно-образное мышление, развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.

Воспитательная: воспитывать интерес к чтению, культуре общения, умение слушать друг друга, воспитывать наблюдательность, чуткое отношение к природе.

Методы: наглядный, беседа, диалог, практический, проблемно-поисковый

Формы проведения урока: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, учебный диалог.

Организационный момент.

Если хочешь много знать,
Многого добиться,

– Приготовьте свои ушки и глазки, чтобы на уроке они могли всё слышать, видеть и запомнить. Сядем, когда услышим согласный звук [о] [у] [а] [и] [ы] [м] Докажите, что это согласный звук. А ещё какой это звук? (звонкий твёрдый)

Давайте вспомним, чем различаются буквы и звуки.

- Ребята, сегодня мы продолжаем путешествовать по стране Звуков и Букв.

2. Речевая разминка

Но сначала нам нужно сделать речевую разминку.

Комар летел и протяжно звенел – “ЗЗЗЗ”.

Дети–комарики с мамой летят. Тоненьким голосом протяжно звенят: [з’ з’ з’ з’].

Комар звенит: [З З З З], комарик: [з’ з’ з’ з].

3. Самоопределение к деятельности

Назовите 2 новых звука. Определите, с чем сегодня познакомимся? А чему надо научиться?

(познакомимся с новыми звуками и буквой, которая обозначает эти звуки; будем учиться выделять новые звуки в словах, рассказывать всё о новой букве, читать слоги, слова и предложения с этой буквой)

А как мы будем работать?

(Сначала выясним, какие это звуки, как называется новая буква. Затем будем учиться находить новые звуки в словах, читать слоги, слова и предложения с этой буквой. В конце урока проверим свои умения)

4. Работа по теме урока

Ребята, сегодня я предлагаю вам самим побыть исследователями. Вы будете работать в группах с новыми звуками и новой буквой.

Напоминаю правила работы в группе

1. Говори вежливо, не перебивай

2.Называй собеседника по имени

4. Говорим тихо, вполголоса

Задания группам

1. Охарактеризуйте звук[з]. Для этого произнесите его по очереди и определите какой он (гласный, согласный, звонкий, глухой, твёрдый, мягкий). Объясните, почему. Обозначьте его цветовым квадратиком

2. Придумайте слова с твёрдым согласным звуком [з]

3. Охарактеризуйте звук [з’]. Для этого произнесите его по очереди и определите какой он (гласный, согласный, звонкий, глухой, твёрдый, мягкий). Объясните, почему. Обозначьте его цветовым квадратиком

4. Придумайте слова со мягким согласным звуком [з’]

5. Как называется новая буква. На что она похожа? Сравните большую и маленькую буквы.(у учащихся на партах алфавит)

6. Составьте слоги с новой буквой. Прочитайте их.

А теперь давайте послушаем результаты вашей работы

1 группа(сообщает) Каким цветом обозначим этот звук? Возьмите этот квадратик

2 группа (сообщает) А у кого в нашем классе в начале имени или фамилии этот звук? (Зверев, Зорков, Зара)

3 группа (сообщает) Каким цветом обозначим этот звук? Возьмите этот квадратик

4 группа (сообщает)

-А теперь давайте удивим наших гостей. Покажем им, что мы умеем составлять звуковые схемы к словам.

Зима и зайка. (двое у доски, а остальные - на партах).

Разделим слова на слоги.

-Поставим ударение. Определим какой слог ударный.

- Заменим уже известные нам звуки буквами.

- Какие звуки вы не смогли заменить буквами? Почему?

5 группа (сообщает)

Познакомимся с новой буквой, она сегодня к нам пришла(ученица рассказывает стихотворение)

Буква З на В похожа.

Голова, животик тоже.

Только слева без черты

Букву З рисуешь ты.

З – не просто завитушка,

З – пружинка, крендель, стружка.

Извиваюсь, словно змейка.

Срисовать меня сумей-ка!

Напечатаем эту букву в тетради для печатанья.

А вот такой эта буква была в старославянской азбуке. Как она называлась? (земля)

6 группа (Читает слоги)

Подведём итоги работы в группе. Почему в группе интереснее и легче работать?

Чью работу вы хотите особенно отметить и за что?

Только в лес мы вошли,
появились комары. (Изображаем звуком)
1 – хлопок над головой,
2 – хлопок за спиной.
Видим мы – из-за куста
Смотрит рыжая лиса.
Мы лисичку обхитрим,
На носочках убежим.

Первичное закрепление

-А теперь над чем надо поработать?

Поучимся читать слова с буквой З. Прочитаем слова в столбиках хором

зима разные заинтересовали

Зина звери заползали

зимовали узнали выползали

- Назовите двусложные, трехсложные слова. Как вы определили количество слогов в слове?

А в каком слове больше всего слогов? Сколько слогов?(7)

Слова прочитали, а теперь над чем надо поработать? Работаем с текстом.

В Азбуке на с. 91-92 прочитайте название текста.

- Можно ли по названию текста определить его содержание?

- Бывали ли вы в зоопарке?

-Прочитайте текст самостоятельно и приготовьтесь задать вопросы по содержанию.

(Один ученик читает текст вслух)

-А теперь поработайте в паре и задайте друг другу вопросы

Узучив новую букву, нам надо проверить свои знания и умения.

Самостоятельная работа

2. Расскажите друг другу, что вы узнали про новую букву.

(1. Выкладывают зелёный, синий, синий, зелёный квадратики)

Итак, с чем сегодня надо было познакомиться, чему научиться?

жёлтый – Я всё понял! Я – молодец!

зелёный – Не всё понял, есть ошибки. Надо ещё поработать

красный – Мне надо ещё стараться, много ошибок!

А зачем нам всё это нужно знать и уметь?

Как думаете, чему нам предстоит научиться завтра на уроке обучения грамоте?

Наш урок подошёл к концу. Давайте его закончим стихотворением, с которого начали урок.

Читайте также: