Конспект урока по речевому этикету 3 класс

Обновлено: 04.07.2024

1) формировать понятие о правилах речевого этикета;
2)научить использовать этикетные формулы и правила обращения в устной и письменной речи в соответствии с речевой ситуацией;
3) Воспитывать культуру речевого поведения, интерес к изучению русского языка.

  1. словари русского языка,
  2. раздаточный материал,
  3. мультимедийная установка.

Формы работы: групповая, коллективная.

Учитель приветствует класс:

2. Работа над темой урока.

1) Слово учителя с элементами беседы.

- Почему вы так удивлены?
- Я неправильно обратилась к вам?
- А как же я должна была вас поприветствовать? Почему?
- Итак, как вы считаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
- Что мы с вами должны узнать? Чему научиться?

Вы, наверное, заметили, как по-разному каждого из нас называют люди? Мы в течение дня можем быть и Надей, и Надькой, и Надеждой, и Надюшей. Некоторые обращения звучат ласково, другие – официально, третьи – обидно.

Мы ежедневно здороваемся и прощаемся, обращаемся к кому-нибудь с просьбой, благодарим за труд, за любезность, извиняемся, если допустили какую-нибудь оплошность. И во всех этих ситуациях нашими спутниками выступают волшебные слова – слова речевого этикета.

2) Словарная работа.

Этикет – установленный порядок поведения, форм обхождения. (Ожегов).

Речевой Этикет – система устойчивых формул обращения, предписываемых обществом для установления речевого контакта собеседников, поддержания общения в избранной тональности соответственно их социальным ролям и ролевым позициям относительно друг друга, взаимным отношениям в официальной и неофициальной обстановке. (Лингвистический энциклопедический словарь).

Обращение – 1. Призыв, речь или просьба, обращение к кому-либо…4. В грамматике: слово или группа слов, которыми называют того, к кому обращаются с речью. (Ожегов).

- Какие же этикетные формы обращения употребляются в жизни?

3) Творческая работа (5-7 минут) (Результаты наблюдения над использованием форм обращений в окружающей жизни).

Группа №1. Исследование обращений в нашей школе: в столовой, в коридорах во время перемен, на уроках…

Исследование обращений на улицах села.

Группа №3. Исследование обращений в официальной обстановке (собрания, конференции…)

Результаты творческой работы.

- От чего зависит выбор формы обращения?

4) Анализ ситуаций общения. (Работа в группах. 5-7 минут. Каждая группа получает карточку с текстом; задание и справочные материалы проецируются на доску).

Задание. Вы находитесь в аэропорту Тридевятого царства. Здесь собрались сказочные герои, чтобы лететь в Тридесятое государство. Вдруг они слышат, как диспетчер объявляет об отмене рейса. Если бы вы были диспетчерами, какой вариант объявления и почему вы бы выбрали? Выберите возможный вариант.

Тексты объявлений (Печатный вариант).

Б) Дорогие пассажирчики!

В) Эй, вы! Рейс №13 отменяется. Когда полетите, не знаем.

5) Инсценирование ситуаций общения по группам.

  1. К кому обращаемся?
  2. О чем сообщаем?
  3. О чем просим?

Группа №2. Красная Шапочка приготовила подарок и идет к бабушке на День рождения. По дороге обдумывает, как будет поздравлять бабушку. Помогите девочке:

- Как вы начнете поздравление?
- Как обратитесь к бабушке?

Группа №3. Озвучивание телефонного разговора. Ситуации:

а) к телефону подошла твоя подруга (друг);
б) к телефону подошла мама подруги (друга);
в) к телефону подошёл брат подруги (друга);
г) вы ошиблись номером.

6) Этикетные формулы и правила обращения в письменной речи.

- Я получила письмо от одного знакомого ученика. (Письмо проецируется на экран).

- Как вы думаете, какое впечатление произвело на меня это письмо?

Образец письма. (Печатный вариант)

Лити с приветам,

Миленькая Оличка Никалавна.

Драсьти! Жыву я классно, чё и вам жи лаю. Как там наши?

Ну, пака, жду атвета как соловей лета.

Ваш любимый Коля.

Задание. Папа Карло решил написать поздравительные письма к женскому празднику черепахе Тортилле, лисе Алисе и Мальвине. По своей рассеянности папа Карло забыл написать имя адресата. Помогите папе Карло: вставьте в текст недостающие обращения. Текст поздравлений запишите, выделите обращения.

Тексты поздравлений. (Печатный вариант раздается по группам).

Поздравляю Вас с праздником! Желаю Вам быть по-прежнему такой же доброй, мудрой и щедрой. Как и 300 лет назад, Вы самая обаятельная. Так держать!

Ваш преданный друг, папа Карло.

Поздравляю Вас с женским днем! Желаю Вам оставаться такой же умной, лукавой и привлекательной! Пусть Вам повезет с честным и преданным другом, и Вы сможете заработать миллион.

Поклонник Ваших талантов Карло.

Поздравляю тебя, дорогая девочка, с праздником больших и маленьких женщин! Желаю тебе счастливой и безоблачной жизни, желаю стать звездой театра и кино, а ещё сохранить дружбу со старыми друзьями – Буратино и Пьеро.

Целую тебя. Папа Карло.

- Объясните свой выбор форм обращения. Расскажите о постановке знаков препинания в предложении с обращениями.

Что нового мы сегодня с вами узнали?

Герои каких литературных произведений нам помогали?

Какие условия необходимо соблюдать при выборе форм обращения к собеседнику?

Слово учителя.

4. Домашнее задание.

1 группа – классному руководителю;
2 группа – бабушке;
3 группа – другу (подруге)

Ежедневно - в школе и дома, на улице и в гостях - мы все, взрослые и дети, действуем в соответствии с определенными правилами поведения. И то, что на первый взгляд кажется совсем простым, на деле оказывается не таким уж легким.
Данный материал может пригодиться учителям начальных классов во внеурочное время, в группах продленного дня, во время классных часов.
Цель: формирование у ребенка умения выбрать нужный стилевой уровень и употребить соответствующие выражения речевого этикета.
Задачи:
-образовательная: дать представление о понятии "этикет";
-развивающая: развивать внимание, познавательный интерес, память, речь, активный словарный запас;
-воспитательная: воспитывать уважительное отношение к себе и окружающим собеседникам.

Учитель:
- Здравствуйте, ребята! (Пауза. Дети отвечают приветствием)
- Я вижу, что вы уже знакомы с той наукой, которую мы будем изучать, ведь некоторые уже показали мне, что умеют ответить, когда с ними здороваются.
- Вы скажете мне: "Какая же это наука? Любой первоклассник умеет здороваться! А иногда не только по-русски, но и по-английски!"
- Но надо уметь не только здороваться, но и делать многие другие вещи, которые люди умели делать не всегда.
Например. разговаривать с королем. Или с послом из другой страны. Иногда человеку казалось, что он выражает свои мысли правильно, ведет себя вежливо, а король или посол почему-то обижаются.
И вот давным - давно во Франции придворные ученые решили записать правила поведения при королевском дворе. Они записывали что нужно говорить и что нужно делать в самых разных ситуациях. Они назвали эту книгу "Этикет".
Учитель показывает карточку со словом "Этикет" и прикрепляет ее на доску. Дети хором еще раз проговаривают слово.
Учитель:
- А вот первая загадка для вас. Не для учеников 3 класса, а для ученых - исследователей. Чтобы ее отгадать, надо подумать.
Послушайте меня.
Слово "этикет" появилось во Франции. Но мне стало интересно, как оно пишется по - английски. Посмотрела в русско - английский словарь и удивилась. Слово писалось так же. Посмотрела в русско - немецкий словарь. То же самое. В русско - испанский - так же! О чем это говорит? (Ответы детей.)
- Да, правильно, молодцы. Правила из книги так быстро разлетелись по миру, что люди не успели придумать для этой науки свое собственное название! А почему так быстро? Да потому, что эти правила были всем очень нужны! Чтобы короли и послы, крестьяне и воины, женщины и мужчины, служители церкви и торговцы больше друг на друга не обижались!
Загадка вторая. В русском языке есть слово, которое вы все знаете. Оно родилось от слова "этикет". Угадайте его.
Этикетка! А зачем она? Странный вопрос.
Учитель предлагает нескольким детям баночку с шоколадом, коробку с соком, пачку печенья и просит назвать каждого у кого что.
- Как вы узнали, что у вас? Правильно! Конечно, по этикетке. Вот и мне хочется наклеить на вас невидимую этикетку. Посмотрят на вас люди и сразу увидят - вот идет приятный, воспитанный человек. Я хочу с ним общаться и даже дружить.
- Но этого хочу я. Хотите ли этого вы? Давайте поиграем в такую игру. Я разделю доску на две части. В одной поставлю знак "+", а в другой знак "-".Вы будете называть качества, которые любите и не любите в людях. Я запишу их в ту или иную графу. Начали!

злоба
глупость
грубость
невоспитанность
жестокость
Учитель:
- Теперь пусть каждый выберет одно "положительное" слово. Самое главное. Я поставлю рядом галочку - балл для вашего слова.
Дети по очереди называют слово.
Учитель:
- Подсчитаем какие слова самые главные для нашего класса. Первое место - . второе - . третье -..
Теперь мы можем договориться.
Быть добрым, умным, аккуратным, вежливым классом!
- Молодцы! Спасибо за приятное общение!

Материал содержит презентацию и конспект занятия. Может быть использовано как в рамках внеурочной деятельности (риторика), а также для проведения Недели русского языка.

ВложениеРазмер
chistyy_rucheyok.rar 275.18 КБ

Предварительный просмотр:

Агафонова Елена Викторовна,

учитель начальных классов,

Занятие по речевому этикету.

Цели: раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми;

дать понять, что культура речи – составная часть общей культуры человека наряду со знаниями, начитанностью и умением вести себя;

упражнять в умении правильно произносить и употреблять слова, составлять из них фразы, строить речь в целом.

Внимательно прочтите название темы и высказывание, которое можно считать эпиграфом нашего разговора. Напоминаю, что эпиграф – фраза (цитата), которая поясняет основной замысел, идею произведения, в нашем случае – занятия по этической грамматике.

- О чём пойдёт речь на занятии? ( дети обсуждают название темы, объясняют смысл записанного высказывания)

Дети встают в круг, берутся за руки.

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя были совсем незнакомы.

Что особенного тем мы друг другу сказали?

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, и если надо, то как. Проиграем ситуацию.

Обсуждая и проигрывая предложенные ситуации, вы пользовались определёнными правилами поведения, которые все вместе называются красивым словом ЭТИКЕТ ( фр. – установленный порядок поведения где-либо ). Нам предстоит постичь эту мудрость, чтобы достойно жить среди людей.

  1. Наблюдения за красотой, ёмкостью, выразительностью родной речи.

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом у проталинки,

В траве между корней,

Бежит, струится маленький

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдаёт.

И вкрадчиво под кручею

Её песенки поёт.

- Почему с этих строк начинаем разговор о речевом этикете?

- Перечитайте последние четыре строки. Какую картину вы представляете себе? ( Словесное рисование. )

- Как удаётся автору изобразить песенку ручья? ( Дети вспоминают приём аллитерации – повтор согласного или группы согласных, усиливающих звуковую выразительность художественной речи.)

- Перечитайте название темы занятия. Почему в названии есть слово ручеёк ?

Ручеёк, речка, речь.

- Можно ли найти что-то главное, что роднит эти слова?

Чтобы речка текла плавно, была полноводной, ничто не должно мешать её течению, засорять поток.

А что необходимо, чтобы речь человека текла плавно?

Необходимо, чтобы поток речи не засорялся мусором ненужных, бессмысленных слов, которые не украшают , а портят нашу речь. Попробуем уяснить, от чего надо очистить нашу речь, чтобы она так же приятно и чисто журчала, как ручеёк в лесу.

Чтение учащимися стихотворения С.Михалкова.

Живёт на свете Саша.

Во рту у Саши каша –

Не рисовая каша,

Не гречневая каша,

НЕ манка, не овсянка

На сладком молоке

Когда он вслух читает,

И звуки он глотает,

- О какой каше идёт речь?

( Каша (в переносном значении) – невнятная речь, все слова смешались в единую массу, как зёрнышки в каше.)

- Какой вывод сделаем для себя? Напоминаю: мы очищаем нашу речь от всего ненужного.

Вывод : говорит надо, чётко выговаривая слова, следя за темпом, интонацией, жестами, громкостью своей речи.

Знаете ли вы, что человеку нужно заниматься специальной речевой гимнастикой, чтобы голос слушался его? Прежде всего нужно научиться речевому дыханию, ведь звук нашей речи рождается на выдохе. В момент речи очень важно следить за своей осанкой. Доказано и проверено, что мы свободно дышим и говорим, если правильно стоим, не напрягаем мышцы плеч и шеи, прямо держим голову и свободно, естественно управляем своими руками.

Упражнения в речевом дыхании.

  • Расправьте плечи, поднимите голову и поупражняйтесь в речевом дыхании: вдох через нос – выдох через рот;

краткий глубокий вдох – медленный выдох;

медленный глубокий вдох – краткий резкий выдох.

  • Сделайте глубокий вдох, медленно набирая воздух через нос, задержите дыхание, на выдохе посчитайте от 1 до 10, старайтесь, чтобы воздуха хватило до конца счёта.
  • На одном выдохе усиливайте или ослабляйте звук: гудок приближается и удаляется: М-М-М, Н-Н-Н …, шум ветра: В-В-В…, жужжание пчелы; Ж-Ж-Ж…; звук поддерживайте свободно, без усилий.
  • На одном выдохе произнесите 5-10 звуков [ф], делая короткие промежутки между звуками: Ф! Ф! Ф.

Работа над звукопроизношением

Кроме занятий речевой гимнастикой необходимо следить за чистотой своей речи.

В Древней Греции был выдающийся оратор по имени Демосфен (оратор – тот, кто произносит речь). Его речи играли большую роль в жизни его народа. А в детстве Демосфен был косноязычным (то есть очень плохо говорил). Но мальчику очень хотелось стать оратором, а врачей-логопедов тогда не было. И он сам занялся исправлением своей речи. По утрам он уходил к морю, чтобы никому не мешать, клал в рот себе камешки и упражнялся в правильном и отчётливом произношении слов и фраз. Затруднение, которое он сам себе устроил, - камешки во рту – заставляло его говорить особенно старательно и отчётливо. Постепенно голос его окреп, у него выработалась правильная дикция (отчётливое произношение), и это помогло ему стать одним из замечательных ораторов Древней Греции.

- Зачем я рассказала вам эту историю?

Упражнения в выразительности речи.

А) Спросить, удивляясь;

б) восхищаетесь, радуетесь;

г) грустите, потому что долго не увидитесь с ребятами;

д) спрашиваете и просите одновременно;

е) спрашиваете, чтобы уточнить, скоро каникулы или просто выходные?

Задание : прочтите реплики литературных персонажей, передавая душевное состояние героя, отмеченного автором.

«Имей в виду: я на тебя нисколько не сержусь! Клянусь! – сказал он таким весёлым голосом , что у меня словно камень упал с души. (В. Драгунский).

Какой же совет вы хотели бы дать человеку, который хочет стать талантливым собеседником?

Совет: упражняйтесь в речевом дыхании, учитесь говорить чисто, выразительно.

Разыгрывание речевых ситуаций (игра – тренинг)

Речевая ситуация 1.

Герои: Лёня и Коля.

-Привет, Коля! Ну, значит, пойдём в бассейн?

Ну что с тобой, Коля? Я, значит, ошибся!

- Опять говоришь так!

- Ну как же с тобой говорить?

- Ну, значит, буду говорить так, как ты мне советуешь.

-Какой вывод можно сделать, понаблюдав за разговором мальчиков? Какой совет дадим будущим ораторам?

Совет: не употребляйте в своей речи лишние, сорные слова, не имеющие никакого значения, а лишь мешающие людям понимать друг друга.

Речевая ситуация 2.

Герои: дед Каширин, бабушка, Алёша.

-Ну-ка, пермяк солёны уши, поди сюда! Садись, скула калмыцкая. Видишь фигуру? Это – аз. Говори: аз! Буки! Веди! Это – что?

- Врёшь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть – это что?

- Лежал бы ты отец смирно…

- Стой, молчи! Это мне в пору, а то меня мысли одолевают. Валяй, Лексей! Земля! Люди! Это?

- Мать, ты гляди как взвился, а? Ах, лихорадка астраханская, чего ты орёшь, чего?

- Чем изобилует речь деда Каширина? (Он по-разному называет внука. Эти выражения сродни обзыванию. Речь его груба). Известны ли вам обидные, грубые выражения нашей речи? Как называют такие слова? (Плохие, скверные, нецензурные.)

Интересна история слова скверна. Слово это древнее, и в языках разных славянских народов, в том числе и древнерусском, означало следующее: нечистоты, грязь, мерзость, нечисть, пятно, порок. Зная это, можете ли вы объяснить значения современных слов сквернословить, сквернослов ?

- Понимают ли люди-сквернословы, что речь их нехороша, неприятна для окружающих? Какой совет следует из ваших рассуждений?

Совет: никогда не используй в своей речи скверные слова.

Теперь поговорим о том, какие слова не помешают, а только украсят нашу речь. Знаете ли вы такие слова?

Упражнения в выборе лексики.

- Попробуйте заполнить таблицу, вспомнив, о чём шёл наш разговор.

Употребляй в речи:

Плохие (скверные) слова , обидные выражения, прозвища, нехорошие высказывания по поводу национальности, цвета кожи, языка, умственных способностей и тому подобное

Обменяйтесь своим речевым опытом. Подарите друг другу слова русского языка и активно используйте их в своей речи.

Тест на выбор правильного ответа.

Вы звоните по телефону и хотите поговорить с подругой (другом). Выберите наиболее вежливую форму выражения просьбы.

А) Здравствуйте, позовите, пожалуйста, Машу.

Б) Здравствуйте, позовите Машу!

В) Здравствуйте, извините, Маша дома?

Вы опоздали на урок и хотите войти в класс. Ваш вариант просьбы?

В) Извините, можно войти?

Вы едите в автобусе и хотите пройти к выходу. Ваш вариант обращения к окружающим?

А) Пропустите меня, я выхожу.

Б) Разрешите пройти.

В) Извините, можно пройти?

Вам вручают подарок.

Автор. Приходили к мухе блошки,

Приносили ей сапожки.

А сапожки непростые –

В них застёжки золотые.

Вы его принимаете и отвечаете:

А) Что за чудные сапожки!

Где вы их достали, блошки?

Буду их всю жизнь носить

И весь век благодарить.

Б) У меня уж есть сапожки.

И получше этих, блошки.

Их отдам своей сестре,

Что живёт на той горе.

В) Вам спасибо, мои блошки,

За прекрасные сапожки.

Ох, какое будет горе,

Если мне они не впору.

Каждый образованный человек в своём разговоре соблюдает общепринятые правила. Но речь каждого человека оригинальна, неповторима. Быть хорошим рассказчиком – большое искусство. Всю жизнь человек учится красиво и правильно говорить на родном языке. Помогают ему в этом не только правила речевого этикета, но и лучшие образцы художественной литературы.

- Почему мы начали наш разговор о речевом этикете чтением стихотворения С. Есенина, а заканчиваем прослушиванием этой записи?

Вам продолжать эти традиции, бережно хранить и передавать своим потомкам. В заключение звучит стихотворение И.А. Бунина.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование и закрепление умений вести себя в соответствии с правилами и рекомендациями этикета.

1. Познакомить учащихся с правилами вежливости, правилами поведения в общественных местах, убедить в необходимости соблюдения этих правил; подвести детей к мысли о том, что внимательность, доброжелательность к другим людям проявляется в словах и поступках.

2. Развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся; коррекция взаимоотношений детей, работа над выработкой положительных чёрт характера.

3. Воспитание доброго отношения друг к другу, уважения к ровесникам и взрослым.

Планируемые результаты:

-будут формировать готовность и способности к саморазвитию, мотивацию к обучению и познанию;

- будут развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений и нравственных нормах общения.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- умения принимать и сохранять учебную задачу, направленную на формирование и развитие двигательных качеств;

- адекватно воспринимать предложения и оценку участников игры.

Познавательные УУД:

- осуществлять анализ выполняемых действий;

- активно включаться в процесс выполнения заданий.

Коммуникативные УУД:

- умение работать в группе;

- умение слушать и вступать в диалог;

- способность участвовать в речевом процессе.

Оборудование: жетоны, карточки с заданиями.

Ход занятия

Сегодня, ранним утром, солнце заглянуло к нам
в класс. Каждому из вас оно оставило тёплый лучик, чтобы растопить неуверенность, разбудить желание работать, помогать друг другу, узнавать новое

- У вас на столах лежит лист бумаги. Согните его пополам. Оторвите верхний правый уголок, теперь нижний левый. Оторвите кусочек в центре. А теперь разверните листы и сравните с соседними, одинаковы ли они? Так и мы, люди, все абсолютно разные и живём в самых разных уголках Земли, но всё-таки есть кое-что нас для всех государств общее, без чего любое государство обходиться не может. Что это? - Конечно же, это правила поведения в обществе, т.е. этикет.

Я желаю вам хорошего настроения и успехов.

Объясните смыл этого правила

3. - И сегодня мы с вами совершим не совсем обычное путешествие в страну Этикета.

- В ходе нашего путешествия мы с вами вспомним и закрепим основные правила этикета.

Разминка перед путешествием
1. Встретились старший и младший. Кто должен поздороваться первым?
— младший,
— старший.
2. Кто первым протягивает руку при знакомстве?
— младший — старшему,
— старший – младшему.
3. Кто уступает место в транспорте старикам, женщинам с детьми?
— девушка,
— молодой человек,
— оба.
4. Вы кого-то нечаянно толкнули. Как правильно сказать?
— извините,
— извиняюсь.
6. Вы пришли в театр и пробираетесь на своё место в ряду. Как проходят по ряду перед сидящими людьми?
— спиной к сидящим,
— лицом к сидящим,
— боком к сидящим.
7 Допустимо ли шумное выражение восторга в музее, на выставке?
— нежелательно. В любом случае предпочтительна сдержанность.
— шумное поведение допустимо везде.
8 Как следует принимать подарки?
- Поблагодарить, не раскрывая подарка
— развернуть, порадоваться и поблагодарить
— развернуть и сдержанно поблагодарить, чтобы восторгом не обидеть гостей, преподнесших менее удачные и значительные подарки.
9. Как используется полотняная салфетка?
— её кладут на колени,
— кладут рядом с тарелкой,
— заправляют за воротник.
10. Как берут из общего блюда хлеб?
— руками
— вилкой
11 Сидя за праздничным столом, как есть хлеб?
— откусывать от куска
— отламывать рукой маленькие кусочки и есть их
12 Как познакомить своих друзей с родителями?
— представить родителей друзьям
— представить друзей родителям
13 Можно ли есть на улице, в театре, в транспорте?
— нельзя
— можно, если голоден
— можно во всех случаях

4. - теперь можем смело отправляться в наше путешествие. На каждом острове нас будут ждать приключения, а кое-где и испытания.
В течение тысячелетий люди искали такие способы и формы общения, при которых всем было бы удобно и хорошо, чтобы никто не чувствовал себя неловко. Интересно проследить, как развивалась человеческая мысль, как люди учились вести себя. Начнём с приветствий. И первый остров , который встречается нам на пути.

Остров приветствий
- В разных странах люди приветствовали друг друга по-разному.
*У некоторых индейских племён принято при виде незнакомого человека до тех пор сидеть на корточках, пока он не приблизится и не заметит этой миролюбивой позы. Иногда для приветствия они снимают обувь.
*Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую руку закладывают они за ухо, ещё высовывают язык.
*В Конго во время приветствия протягивают друг другу обе руки и при этом дуют на них.
*В Новой Зеландии, встречаясь и приветствуя друг друга, люди трутся носами.
Но мы с вами все же не тибетцы и индейцы и поэтому на этом острове я предлагаю вам поиграть в игру.

- Итак, предоставим слово командам. Это конечно малая часть существующих вежливых слов. Согласитесь, что очень важно знать и произносить все вежливые и потому волшебные слова.

Набор пословиц для 1 команды

Не дорог подарок - дорого внимание

У себя как хочешь, а в гостях – как велят.

О пустяках спорить – дело упустить.

По одежке не суди, п о делам гляди.

Хоть не богат, а гостям рад.

Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

Береги платье снову, а честь смолоду

Набор пословиц для 2 команды.
От одного слова - да навек ссора.

От слова спасенье, и от слова погибель.

В деревню, где живут одноногие, надо идти на одной ноге.

На незваного гостя – не припасена и ложка.

Других не суди, на себя погляди.

В чужой монастырь со своим уставом не ходят

Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.
- Проверяем, как справились команды. - Как вы понимаете значение этих пословиц!
- Молодцы!

Вы опоздали к началу представления, ваши места в центре зала, как вы поступите?

Вы хотите есть и на улице купили пирожок. Ваши дальнейшие действия?

Вам нужно покинуть концерт, в какой момент это удобнее сделать

У вас дома собралась компания: мальчики и девочки. И вы пригласили своего друга, его никто из присутствующих не знает. Как вы будете всех представлять?

Друг дал вам поиграть в игру. Вы случайно ее сломали. Ваши действия?

Вы в гостях у друга. Играете вместе. Случайно он разбивает любимую мамину вазу. Ваши действия?

Вы разбирались в книжном шкафу, обнаружили книгу, которую друг вам дал почитать и уже забыл, наверное, о ней. Ваши действия?

Вы, находясь в гостях, уронили на соседа тарелку с салатом. Ваши действия?

В переполненном автобусе мужчина наступил на ногу и стоит на ней. Ваши действия?

Вы спешили на урок и в коридоре столкнулись лбами. Вам ужасно больно. Ваши действия?

o Растаять может ледяная глыба, услышав тёплое (спасибо).

o Улыбнётся старый пень, если сказать ему (добрый день).

o Больше кушать мы не в силах, скажем бабушке (спасибо).

o И в мае, и в июле, и в августе при встрече говорят (здравствуйте).

o Чтоб не ругала мама нас за шалости, мы скажем ей (прости, пожалуйста).

o И в Англии, и у нас, и в Дании, прощаясь говорят (до свидания).

o На уроки не проспите. А опоздав, скажите (извините).

- Ну вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие по стране Этикета.

-Что запомнилось вам из нашего путешествия?

-На какой остров вы бы хотели вернуться?

-Сегодня вы показали отличные знания, хорошо работали на занятии, были активными и внимательными.

-Поднимите правую руку ладонью вверх, представьте, что на ней лежит груз знаний, с которыми вы пришли на занятие. Теперь поднимите левую руку, на которой лежат те знания, которые вы получили сегодня. Положите их друг на друга, соедините свои познания, похлопайте друг другу, благодаря за работу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создать условия для формирования культуры поведения учащихся с другими людьми.

Задачи:

= познакомить учащихся с употреблением в речи слов благодарности, извинения, просьбы

= повторить слова приветствия и прощения

= учить учащихся поступать в соответствии правилам вежливого человека

= развивать культуру общения между детьми

= воспитывать уважение к себе и к окружающим людям

Оборудование:

Дополнительные: сборник стихов о вежливости, презентация.

Тип урока: интегрированный –русский и литературное чтение

Ход урока

1. Организационный момент.

Ну-ка проверь дружок.

Ты готовь начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый должен получать

Послушайте стихотворение А. Барто.

Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперёд.

Говорит она, толкаясь:
- Фу! Какая теснота!-
Говорит она старушке:
- Это детские места.

Что вы можете сказать об этой девочке? Сформулируйте тему урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с волшебными словами, которые вежливые люди употребляют, когда благодарят, извиняются или что-то просят. Вспомним те волшебные слова, с которыми мы уже знакомы –это слова приветствия и прощения. Научимся правильно употреблять эти слова в речи при общении. Будем учиться быть вежливыми людьми.

Весь урок у нас пройдет под девизом:

Да здравствует вежливость и доброта,

Да здравствуют добрые лица!

И пусть тот, кто злиться, - стыдиться.

В обиходе вежливого воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы называем волшебными. С помощью этих слов можно даже грустному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение. Поэтому так важно употреблять в своей речи вежливые слова.

3.Работа по теме урока

1) Растает даже ледяная глыба

От слова теплого…(спасибо)

2) Зеленеет старый пень,

Когда услышит …(добрый день)

3) если больше есть не в силах,

Скажем маме мы …(спасибо)

4) Мальчик вежливый и развитый,

Говорит при встрече…(здравствуйте)

5) Когда нас бранят за шалости,

Говорим …(прости, пожалуйста)

6) И во Франции и в Дании

На прощанье говорят…( до свидания)

Молодцы! Все вы знаете эти волшебные слова. Чтобы их закрепить, давайте запишем их в тетрадь. Все ли это вежливые слова? Нет. Их много.

Плакат на доске:

Здравствуйте, до свидания, спасибо, простите, извините, пожалуйста, добрый день.

- Что обозначает это слово?

- Что означает это слово?

- Как мы можем заменить это слово?

До свидания, пока, до вечера, до завтра – это слова прощания.

-Когда мы произносим слова: простите, извините? Это слова извинения.(я виноват, извините, пожалуйста)

- Ребята, все эти слова мы называем волшебными. А какое волшебство они совершают? ( Эти слова делают нашу речь приятнее, более теплой, доброжелательной)

- Все ли правильно употребляют эти слова в речи. Давайте послушаем ваши стихи.

Читайте также: