Революционер на троне конспект

Обновлено: 07.07.2024

Каждый учитель стремится провести урок как можно лучше, эффективнее. Для этого ему необходимо выявить резервы по повышению профессиональных знаний и умений для реализации актуальных педагогических задач. Среди этих резервов может быть внедрение новых приемов и методов обучения, опора на педагогику сотрудничества.

  • коммуникативный диалог или дискуссионная деятельность,
  • изучение источников или исследовательская деятельность.

Урок истории в 10 классе

Цели:

1. Обобщить знания обучающихся о петровской эпохе, показать значимость реформ Петра I для развития Российского государства.

2. Формировать умения учащихся вести дискуссию, анализировать и делать обобщающие выводы, отработать технологию метода КСО.

3. Пробуждать у учащихся интерес к отечественной истории, историческим деятелям, на их примерах воспитывать лучшие качества гражданина своей страны, формировать активную гражданскую позицию.

Оборудование: Историческая карта “Россия в XVIII веке. Европейская часть”, историческая литература, посвященная деятельности Петра I, раздаточный материал, листы ватмана, маркеры.

Метод: исследование, дискуссия с элементами метода КСО (статические пары, динамические пары), творческая мастерская учащихся.

Ход урока

Актуализация известных знаний (проводится в форме дискуссии с применением метода КСО).

Мотивационная заставка урока:

Великий Петр был первый большевик,
Задумавший Россию перестроить,
Склонениям и нравам вопреки,
За сотни лет к ее грядущим далям.
М.Волошин “Россия”

I. Самостоятельная работа.

В начале урока в качестве закрепления изученного материала применяется метод КСО (статические пары, динамические пары). Учащимся предлагаются 4 карточки:

1 карточка. Какие сферы общественной жизни начала 18 века в наименьшей мере были охвачены процессом модернизации? Объясните причины этого явления.

2 карточка. Какой тип личности формируется в эпоху Петра I?

3 карточка. Основные реформы Петра I.

4. Карамзин писал, что ПетрI очеловечил русский характер, сделал его универсальным, но называл его “подражателем”, “обезьяной и попугаем одновременно”. Что имел в виду Карамзин?

На каждый вопрос отводится по 2 минуты, по команде учащиеся обмениваются вопросами – ответами.

II. Актуализация знаний обучающихся.

Начало обсуждения деятельности Петра I проводится с помощью схемы абсолютизма (используется интерактивная доска).

III. Дискуссия.

- Какие знаменательные события произошли в 1721 году?

Ответы:

а) окончание Северной войны;

б) заключение Ништадского мира;

в) провозглашение империи в России.

- Что такое империя? Какая форма правления существовала на этом историческом промежутке времени?

Ответ: Империя – сильное, большое государство; форма правления – абсолютизм.

- Работа со схемой “Абсолютизм и его черты”, по каждый пункт анализируется, даются оценки реформам Петра Великого, одновременно ведется дискуссия, т.к. каждая реформа Петра I противоречива, имеет как положительные, так и отрицательные моменты.

Окончательный вывод делается в виде “защиты плаката”.

Учащиеся делятся на 3 группы, им предлагается нарисовать, а затем защитить свой плакат, используя эмпирический и иллюстративный методы.

Задания.

1. Представить эпоху Петра I в определённой цветовой гамме.

2. Изобразить дерево и цветок, которые являются, по мнению учащихся, символами петровской эпохи.

3. Озаглавить плакат формулой (формулы предлагаются учителем или самими учащимися)

  • “Реформатор” (Н.М.Карамзин)
  • “Революционер на троне” (Н.М.Карамзин)
  • “Человек среди варваров”
  • “Суперзверь” среди “зверей”
  • “Неординарная личность”
  • “Разрушитель”
  • “Созидатель”
  • “Дракон московский” (А.Бушков) и т.д.

(На творческую мастерскую дается 10-15 минут, на защиту – 3 минуты)

Учащиеся приходят к выводам:

Реформы Петра I затронули почти все сферы общественной жизни страны (перечисляются со знаками “-” или “+”)

Реформы Петра I формировали сложный тип личности:

а) несущую пользу Отечеству

б) за свою службу получающую награду

в) ощущающую себя личностью, обладающей честолюбием.

Выбранные формулы плаката комментируются, здесь же учитель обращает внимание учащихся:

- на эпиграф урока. Выясняется, что имел в виду Волошин, называя Петра I “первым большевиком”;

“За сотни лет к ее грядущим далям” (именно петровские реформы заложили модель российского общества со всеми его противоречиями);

- выясняется, что же имел в виду Карамзин, когда писал, что Петр I – это “подражатель, обезьяна и попугай одновременно”, “Мы стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России. Виною - Петр” (Петр подключил русских к мировой цивилизации, но подражание Западу привело их к обезьянничеству, а это, в свою очередь, к одичанию).

ВЫВОД.

Итак, кто же Петр I - “Реформатор” или “Революционер на троне”?

Учащиеся приходят к выводу, что он “Реформатор”, потому что понимал необходимость модернизации общества и проводил её.

Однако он и “Революционер”, потому что придал процессу модернизации ускорение. При этом используемые им методы модернизации были противоречивые, жестокие, а в некоторых случаях даже разрушительные.

Обязательно необходимо обратить внимание учащихся на актуальность обсуждаемой темы, т.к. на уроках истории мы формируем тип личности гражданина сегодняшнего дня.

Рост Петра I составлял 208 сантиметров. С XV по XVII в. аршин равнялся 68 сантиметрам, с XVIII в. – 71,1 сантиметра. Разрубание куска сукна являлось признаком не только огромной силы, но и большой ловкости. Во время встреч двух союзников в Северной войне, Августа Сильного и Петра I, правители развлекались тем, что один завязывал металлическую кочергу в узел, а другой развязывал.

Петр родился 30 мая 1672 г. Он был четырнадцатым ребенком царя Алексея Михайловича и первым сыном от второго брака царя с Наталией Кирилловной Нарышкиной. Сводный брат Петра Федор Алексеевич царствовал после смерти Алексея Михайловича в 1676—1682 гг. и скончался бездетным. Нарышкины провозгласили царем Петра, но Милославские из рода первой жены Алексея Михайловича при поддержке стрельцов объявили царями одновременно и Петра, и Ивана, который был старше Петра, но не способен к управлению. В 4 года Петр остался без отца, в 10 лет его провозгласили царем, в 17 (1689) он отстранил от власти свою сводную старшую сестру Софью Алексеевну, которая правила в 1682—1689 гг. В 1696 г. он стал единоправным и самодержавным российским монархом, так как его соправитель Иван V умер. Двумя годами раньше умерла мать Петра. Петра отличали редкостная память, живой ум, общительность, твердый характер, огромная энергия. Петр владел многими ремеслами, многое увидел и узнал в Европе.


Царь Петр Алексеевич во время Стрелецкого бунта в Москве.


Петр I. Неизвестный художник, первая половина XVIII в.

Невозможно понять всю логику рассуждений Петра I. Он делился своими мыслями с помощниками. Он подписал тысячи документов, большинство из которых продиктовал лично. Известны его разнообразные проекты, усилия и реальные дела. Почти все авторы сходятся на том, что реформы в правление Петра I во многом были обусловлены военными задачами и проводились без какого-либо плана. Но вряд ли можно упрекать царя за это. Война, даже тщательно подготовленная, очень часто ломает все планы и заставляет все менять на ходу. Петр I определил свою миссию – сделать Россию сильным государством, европейской сверхдержавой. Главной стратегической целью царь считал выход страны к морям, что являлось залогом процветания Голландии, Англии, Франции, Швеции, Турции и других морских держав. Без выхода к морям экономика страны интенсивно развиваться не могла.

Главным достоинством преобразовательной деятельности Петра было то, что на протяжении четверти века реформы проводились практически непрерывно и охватывали почти все сферы жизни общества.

В. О. Ключевский о Петре I: «Война была главным движущим рычагом преобразовательной деятельности Петра, военная реформа – ее начальным моментом, устройство финансов – ее конечной целью. Преобразованием государственной обороны начиналось дело Петра, к преобразованию государственного хозяйства оно направлялось; все остальные меры были либо неизбежными следствиями начального дела, либо подготовительными средствами к достижению конечной цели…

В политической сфере Петр I все построил по военному образцу. Во главе страны – отец-командир, который всем командует, все определяет, не подлежит никакой критике. Петр назначал членов Сената, определял президентов и состав коллегий, назначал губернаторов, назначал и снимал с должности любых лиц. Церковь была также подчинена государству. Петр считал, что он служит России самым наилучшим образом. Любое другое мнение по этому вопросу его просто не интересовало.

Петр Великий похоронен в Петропавловском соборе, который стал усыпальницей всех российских императоров. До этого правителей хоронили в Архангельском соборе Кремля.

После смерти Петра Великого началась трехсотлетняя дискуссия о характере его деяний, о том, в каком направлении Россия пошла в результате его реформ, а также о личности Петра Великого.

И это все о нем! И как же разобраться? Как оценить роль личности, которую многие считают самой главной в истории России?

В Англии, Голландии, Швеции, Дании, в германских и некоторых других государствах возрастающую или решающую роль в политической жизни играл парламент. Петру английский парламент не понравился, и в России он появился лишь в 1906 г. Это в политической сфере. Западные государства поощряли частное предпринимательство, обеспечивали условия для его развития; формировался рынок, в том числе и наемного труда. В России частное предпринимательство полностью зависело от государства, преобладал труд крепостных рабочих. В Англии в 1679 г. (в Голландии еще раньше) были определены некоторые наиболее важные права личности; в юридической практике признан, например, принцип презумпции невиновности. В России любой человек оставался бесправным, беззащитным, букашкой перед произволом власти, чиновника, императора. Реальным результатом петровских реформ стало создание полицейского, деспотического государства. Сам Петр, по воспоминаниям его современников, считал, что достаточно взять у Европы все полезное для того, чтобы стать сильнее. А после этого можно повернуться к Европе спиной.

Петр создал модель государства и общества, приспособленного к ведению тяжелой войны. Он считал, что действует во благо своей страны и своего народа. Большинство так считает до сих пор.

С образованием Петру не повезло: учил царевича дьяк Никита Зотов, преподаватель никудышный, судя по обилию грамматических ошибок в письмах Петра.

молодой-Петр-I (485x600, 58Kb)

Формально Петра вместе с больным и неспособным к правлению братом Иваном провозгласили царями 27 апреля1682 г. Но фактически власть в стране захватила старшая сестра Софья. Приверженцы царевны спровоцировали стрелецкий бунт, мятежники ворвались в царские покои и на глазах Петра растерзали приближенных бояр.

Ужас, пережитый в детстве, преследовал Петра всю жизнь: его мучили нервные припадки, а лицо часто искажала судорога.

мятеж-стрельцов1 (650x451, 41Kb)

Петр-I-допрашивает1 (700x543, 84Kb)

утро-стрелецкой-казни1 (700x405, 104Kb)

Петр-на-смертном-одре (428x599, 69Kb)

Петр Первый считается одним из самых неоднозначных российских правителей за всю историю. Первый император, также называемый Великим, произвел в стране настоящую техническую и культурную революцию.

Два года путешествовал по Европе, чтобы обогатиться опытом соседей, ввел обязательную воинскую повинность, организовал постоянные армию и флот. Он научился эффективно бороться с алкоголизмом и фальшивомонетчиками, а еще увлекался медициной и популяризировал ее. Его личность даже спустя века вызывает споры у историков: кто же он на самом деле – гений или автор катастрофических для страны реформ?






Подробнее в сюжете: История

Онлайн-трансляция эфирного потока в сети интернет без согласования строго запрещена. Трансляция эфира возможна исключительно при использовании плеера и системы онлайн-вещания Закрытого акционерного общества МТРК "Мир".

Читайте также: