Конспект урока религия древнего рима 5 класс

Обновлено: 07.07.2024

Краткое описание: Разработка урока по истории древнего рима. Тема данной разроботки урока: Римськая религия и культура. Проведенный урок – являеться важным в изучении темы Древнего Рима. Урок состоит из 5 этапов: организационный момент, объяснение нового материала, закрепление материала,

Долинненская общеоразовательная школа I-III ступеней.

Поурочная разработка урока 5 класса.

Тема урока: Римская религия и культура.

Тема: Римская религия и культура.

-сформировать представления про римскую религию и культуру, достижения римского искусства.

- развивать у учащихся способности анализировать исторический материал, работу с учебником.

- воспитать интерес к поиску новых знаний

Тип урока: комбинированный.

Термины: арка, акведук, Колизей, мозаика, римское право, триумфальные

гражданская война, диктатура, император, принцепат, принцепс, преторианская гвардия, прокуратор, династия Ольвиев-Клавдиев, Флавиев, Антонинов.

Римские мифы, которые были отражением повседневной жизни римлян, воспевали неприхотливобраз их жизни, суровость нравов и правил. Древние предания рассказывалиоб отце-военачальника, казнил своего сына за нарушения воинскойдисциплины, о прославленном вождя, который обрабатывал свое поле и после победоноснойбитвы опять возвращался к привычным делам, о неподкупности римских вождей, овоина, который, попав в плен, сжег себе руку на костре, чтобы доказатьврагам мужество римлян. Пораженные враги отпустили героя и сняли осаду Рима.

1. Каких восточных богов позаимствовали римляне?

2. Какое место в жизни римлян занимало гадание?

3. Какие вы видите различия между римскими и греческими религиозными верованиями?

Личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; оценивать роль мифологии в истории человечества; осознать важность изучения истории.

Оборудование: проектор, мультимедийная презентация, ноутбук, реквизит для сценки.

Тип урока: урок открытия новых знаний с элементами развивающего контроля.

  1. Организационный момент.
  2. Мотивационно-целевой этап.

Ребята, вы уже слышали о могучем силаче и герое Древней Греции Геракле. Он совершил 12 подвигов. Сейчас я познакомлю вас с одним из его подвигов.

- Представляете, у нас сегодня на уроке есть корзина с яблоками из волшебного сада Гасперид.

- Скажите, они похожи на волшебные? (нет, яблоки красные).

- Это яблоня из волшебного сада и яблоки не простые, а с секретом. Вы уже знаете, что в каждом мифе Древней Греции есть сложное задание, проблема. Только после того как мы ответим на все вопросы этого дерева, яблоки станут золотыми и подарят нам много знаний.

Дети по очереди называют номер яблока, которому соответствует вопрос. После ответа на него яблоко вешается обратно золотой стороной к зрителям.

4. Чудовище с туловищем человека и головой быка. (Минотавр).

5. Какое животное помогло захватить Трою? (Деревянный конь).

6. Одноглазый великан. (Циклоп).

8. Картинка (Лабиринт)

Теперь плоды на яблоне стали золотыми - это знания, которые нам еще предстоит сегодня вкусить.

Подумайте, что это за яблоко? Ответить на этот вопрос нам помогут актеры.

На одном пиру богиня раздора Эрида решила отомстить богам за то, что не позвали её на пиршество. Она взяла золотое яблоко из далёких садов; одно лишь слово написано было на нём - “прекраснейшей”. Незаметно для всех бросила на стол яблоко. (Кладёт его на стол)

Гера (взяла яблоко) Прекраснейшей, я уверена, что яблоко принадлежит мне, ведь на Олимпе все знают, что я самая прекрасная. Я главная богиня, я жена Зевса.

Афина (забирает яблоко) Да, все знают, что ты красива, но я богиня мудрости и справедливой войны, в честь меня назван красивейший город Греции, поэтому яблоко должно принадлежать мне!

Афродита (забирает яблоко себе) Почему тебе, я тоже дочь Зевса, я родилась из морской пены, я богиня молодости и любви, нет никого прекраснее меня!

(обратились к Зевсу.)

Гера (держа яблоко): Зевс, скажи, кто из нас прекраснейшая.

Зевс: Не дело мне решать женские распри. Пусть лучше этим занимается человек.

Афродита и Афина: Да, кто?

Зевс: Парис, сын царя Трои Приама. Он самый справедливый из смертных. (Уходит. Выходит Парис)

Парис: Прекрасные богини, вы звали меня?

Гера: Возьми яблоко, Парис, (отдаёт ему яблоко) прочитай надпись и реши, кто из нас троих самая прекраснейшая.

Парис: Да не знаю я. Вы каждая прекрасна.

Гера (отводит в сторону Париса): Скажи, что я, и будешь властвовать над Азией. Я всего лишь хочу сделать тебя царём царей. Великие страны покорятся тебе. Сила и власть в обмен на маленькое яблоко.

Афина (берёт за руку Париса и отходит с ним в другую сторону): Красоты, отваги и силы тебе не занимать. Послушай, не хотел бы ты стать мудрым полководцем, не знающим поражений. Обещаю военную славу и победы, если назовёшь меня.

Парис: подожди, но я ещё не выслушал Афродиту.

Афродита: Выбери меня. Я отдам тебе в жёны прекраснейшую из смертных женщин, Елену Спартанскую, дочь Зевса и Леды.

Парис: Спасибо, великодушная Гера, но я и так богат. Благодарю и тебя, справедливая Афина, но слава и так со мной, я известен и в Греции, и в Азии. А вот жены у меня нет. А она красива, Елена Спартанская?

Афродита: Она не просто красива, она самая красивая из смертных. Прекраснейшая женщина в мире будет твоей! Или ты не веришь обещанию богини любви?

Парис: Я верю тебе, Афродита. Да, да, прекраснейшая из богинь - это Афродита. (Отдаёт ей яблоко)

Гера: Дорого заплатишь ты, Парис, за такой выбор!

Афина: Погубишь ты Трою и весь народ!! (Уходят).

- Как повествует миф, в результате этого спора началась одна из самых страшных войн в истории Греции – Троянская война.

- Скажите, а кто это выступал перед нами? (боги).

- Какая тема урока? (Религия древних греков).

- Что мы сегодня узнаем? (Какие были боги и во что верили древние греки).

- Чему научимся? (Получать информацию о жизни греков из мифов).

- Какими личными качествами обладают боги и богини которых мы видели? (ум, хитрость, коварство, расчетливость…).

Они этим похожи на людей? (Да).

- Прошу всех встать. Давайте представим, что мы рабы и вынуждены постоянно работать на своего господина. Наши спины согнуты и напряжены.

Теперь мы свободные граждане Греции. Спина прямая, плечи расправлены. У нас есть дом и занятия. А теперь мы боги! Мы живем высоко на Олимпе. Голова гордо поднята. Свысока мы наблюдаем за жизнью смертных.

А теперь вы ученики 5 класса. Садитесь на свои места. Продолжаем урок.

III. Работа по теме урока.

- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока.

Религия древних греков

1. Знакомство с богами.

- Боги, как считали греки, населяли нашу землю более 3 тысяч лет назад. Жили они на вершине высокой горы Олимп. Они мало чем отличались от людей. Они никогда не старели и не умирали, за что были прозваны бессмертными. Они обладали сверхъестественными способностями и могли легко менять свое физическое обличье, превращаясь в мужчину, женщину, животное и т. д., и использовали эту замечательную способность чаще всего для того, чтобы провести людей и сыграть с ними злую шутку. Как и знатные люди, олимпийские боги были равнодушны к горестям и страданиям простых людей. Они завистливы и жестоки, способны на бесчестный поступок, но в тоже время помогают своим любимцам из людей. Но все боги различались по могуществу и значимости. То есть, мы поговорим о пантеоне греческих богов. Запишите в тетради:

Пантео́н — группа богов, принадлежащих к одной религии.

- Откройте стр. 135. Здесь изображены основные боги Древней Греции. Они разделены по на четыре группы:

1-я группа – самые могущественные;

2-я группа – ближайшие родственники самых могущественных богов;

3-я группа – покровители какого-либо дела;

4-я группа – низшие божества – сатиры и нимфы.

- Сейчас работа с тестом параграфа пункт 1-2 или иллюстрацией заполните в группе таблицу богов и чему они покровительствовали. У каждой группы свои боги.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели: - познакомить учащихся с последними годами процветания Римской империи;

- выяснить, почему городу, который покорял многие народы. Выпала участь быть побеждённым;

- познакомиться с выдающимися римлянами, внёсшими свой вклад в историю древнего Рима

Оборудование : компьютер, презентация ,

1. Организационное начало урока.

2. Проверка домашнего задания.

Тестирование:

1. Народ, вторгшийся в пределы Римской империи и говоривший на непонятном для римлян языке, они называли:

2. По какой причине германцы вынуждены были сосредотачивать у своих границ войско?

А) защищать границы от набегов врагов

Б) воины строили там дома

В) возвращать рабов, которые убегали

3. В начале 4 века в ожесточённой борьбе полководцев власть одержал:

4. Какое сооружение приказал возвести победивший император в свою честь?

В) триумфальную арку

5. Как изменилось положение колонов при императоре Константине?

Б) осталось прежним

6. Епископ в переводе с греческого означает:

7. Почему Константин разрешил христианам открыто молиться?

А) понял, что христиане не призывают к свержению императора

Б) они помогали ему сохранять свою власть

В) их было очень мало, поэтому он не видел в них угрозу

8. Чему учил апостол Павел?

9. В каком году Константин издал указ, разрешавший христианам открыто молиться?

А) глава православной церкви

Б) глава всех христиан

В) епископ города Рима

11. По какой причине Константин перенёс столицу из Рима в другой город?

А) он хотел оставить о себе славу потомкам

Б) ему не нравился этот город

В) он хотел сделать подарок жене

12. Какой город стал новой столицей Рима?

13. В каком году была создана новая столица?

14. Каким способом Константин украшал новую столицу?

А) приглашал известных мастеров украшать город

Б) покупал в других странах диковинки

В) не стеснялся грабить другие города

15. По какому признаку была выбрана новая столица?

А) выгодное географическое положение

Б) отсутствие врагов

В) удалённость от границ

1- Б,2 –А, 3 –Б, 4 –В, 5 –В, 6 –А, 7 –А, 8 –Б, 9 –А, 10 – В, 11 – Б, 12 – Б, 13- Б, 14 – В, 15- А.

(сл. 2) План урока.

Разделение империи на два государства.

Готы идут на Италию.

Гибель Стилихона.

Падение Западной Римской империи.

4. Изучение нового материала.

1) рассказ учителя:

- Как вы думаете, легко ли управлять огромной империей?

- В разных провинциях свободные земледельцы, колоны и беглые рабы поднимали восстание. Варварские племена переправлялись через реки Рейн и Дунай и захватывали её области одна за другой.

- (сл. 3) В 395 году империя была разделена на Восточную Римскую и Западную Римскую империю.

Готы идут на Италию.

(сл. 5) Через несколько лет после разделения империи над Италией нависла грозная опасность. Мечтая завладеть сокровищами Рима, Аларих, вождь германского племени готов двинул свои войска на Рим. К ним стали присоединяться рабы и колоны, показывали готам тайники, где римляне прятали хлеб и оружие.

(сл. 6) В предгорье Альп путь готам преградило римское войско. Командовал имперскими войсками блестящий военачальник Стилихон, германец из племени вандалов. Он разгромил готов, лишь только конницу смог увести с поля боя Аларих.

(сл. 7) В ту пору императором на Западе был трусливый и завистливый Гонорий. В дни нашествия готов он отсиживался в городе Равенна, окружённым мощными стенами и болотами.

В одержанной над готами победе никаких заслуг Гонорий не имел. Однако именно он праздновал триумф, как если бы был великим полководцем. По улицам Рима за колесницей императора шли солдаты, везли военную добычу и статую Алариха, закованную в цепи. Рим шумно праздновал победу, все будто забыли, что лишь одна Италия подвластна императору. По улицам Рима за колесницей императора шли солдаты, везли добычу и статую Алариха, закованную в цепи. Жителей города Гонорий развлекал травлей зверей и конскими бегами. Гладиаторских боёв не устраивали, так как христиане запретили эти развлечение.

Между тем Аларих собрал войско сильнее прежнего и снова двинулся на Рим. Он был готов на мир. Но требовал за это огромный выкуп. Стилихон лучше других понимал, как мало сил для отражения врагов. Он убедил Гонория, что надо выиграть время и собрать требуемую сумму среди богачей. Приближенные императора неохотно расставались со своим золотом. Когда же опасность миновала, они настроили императора против его полководца. Клеветали, что будто Стилихон замыслил захват верховной власти, сговорился с Аларихом: ведь они оба германцы! Гонорий поверил лжи и повелел казнить Стилихона. Тщетно он искал убежища в церкви. Его схватили, объявили врагом отечества и обезглавили. И сразу же началось избиение соратников Стилихона: германцев, состоящих на римской военной службе, их жен и детей. Возмущенные дикой и бессмысленной расправой, тридцать тысяч легионеров – варваров перебежало к готам, требуя вести их на Рим.

Разорение Рима

(сл. 9) После гибели Стилихона достойных противников Аларих не имел. Он решился на осаду Рима. Бездарный и никчемный Гонорий вновь покинул Рим, бросив его жителей на произвол судьбы.

(сл. 10) Готы окружили город, завладели его гаванью в устье Тибра, куда доставлялся хлеб. Голод и страшные болезни терзали осажденных. Серену, вдову Стилихона обвинили в том, что она будто бы призвала Алариха, чтобы отомстить за гибель мужа. Серену обрекли на смерть. Однако Рим не смогли спасти ни казнь женщины, ни жертвы древним божествам. ( дополнительный материал)

(сл. 12 - 13) После разграбления Рима готы с огромной добычей двинулись на юг. По дороге Аларих внезапно умер. Сохранилась легенда о его невиданных похоронах: готы заставили пленников отвести русло одной из рек, на дне ее похоронили Алариха с несметными богатствами. Затем возвратили воды реки в русло, а пленников убили, чтобы никто не знал, где похоронен вождь готов.

ПАДЕНИЕ ЗАПАДНОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ .

(сл. 14) Рим уже не смог противостоять варварам. В середине 5- го века он был захвачен вновь. на этот раз вандалами, которые подвергли город страшному опустошению

Вожди варваров управляли теперь не только западными провинциями, но и Италией. (сл. 15) В 476 году один из германских военачальников лишил власти последнего римского императора. Звали его, как и основателя города, Ромулом.

(сл. 16) В 410 году вестготами был взят Рим, а 4 сентября 476 года вождь германцев Одоакр заставил последнего западного римского императора Ромула Августа отречься от престола.

- Знаки императорского достоинства – пурпурный плащ и диадему германцы отослали в Константинополь. Западная Римская империя перестала существовать.

(сл. 17) В период варварских завоеваний античная культура Эллады и Рима клонилась к упадку. Наступала новая историческая эпоха, которая получила название Средние века.

5. Подведение итога урока.

(сл. 18 ) Вопросы на стр. 281

6. Домашнее задание.

Ведущий: Здравствуйте ребята, я рада приветствовать Вас на нашем уроке.

Данный урок пройдет в театрализованной форм е, и посвящается он Культуре Древнего

Рима. Культура Древнего Рима является визитной карточкой античного мира. В основе

данного явления лежат эллинистические традиции, однако, благодаря историчес ки

сложившимся условиям, и характерным чертам римского госу дарства, культура Древнего

Рима носит свой особенный характер. Для к у льт у ры Древнего Рима характерно ус иление

индивидуализма, где личность противопоставляет себя государств у . От греков же

римляне отличались большей трезвостью и практичностью.

Проблемный вопрос: Почему иску сство Древн его Рима является характеристикой

Учитель: Архитектура Древнего Рима была сродни древнегреческой.

Строительство городов проходят в своем развитии три этапа.

- Используя материалы у чебника выделите этапы развити я архитектуры Дре внего

- Выделите характерные черты и назовите постройки характерные для каждого

Учащиеся: На первом (V в. до н.э.) города застраивались хаотично; преобладали

примитивные жилища из сырца и дерева; мону ментальное строительст во ограничивается

возведением храмов (прямоугольный храм Юпитера Капитолийского, кру глый храм

На втором этапе (IV–III вв. до н.э.) города начинают благо ус траиваться (мощеные

улицы, канализация, водопроводы). Основным типом сооружений становятся инженерные

военные и гражданские постройки – оборонительные стены (стена Сервия IV в. до н.э.),

дороги (Аппиева дорога 312 до н.э.), грандиозные акведу ки, подающие воду на десятки

километров (акведук Аппия Клавдия 311 до н.э.), сточные каналы ( клоака Максима) .

Ощущается сильное этрусское влияние (тип храма , арка, свод).

На третьем этапе (II–I вв. до н.э.) появляются элементы городского планирования:

деление на кварталы, оформление центра города (Фору ма), ус тройство парковых зон на

окраинах. Появляется римский бетон (из щебня, вулканического песка и известкового

раствора), который поддерживает сводчатые перекрытия в больших помещениях. Римские

архитекторы перерабатывали греческие архитектурные формы, с оздавали новый вид

ордера – композитный, соединяющий черты ионийского, дорийского и особенно

коринфского стилей, а также ордерную аркаду – совокупность арок, опирающихся на

Учитель: Для строительства жилых домов римляне используют греческую

перистильную конструкцию (окруженный колоннадой внутренний дворик, к которому

примыкают жилые помещения), однако стараются расположить комнаты в строгой

симметрии (Дом Пансы и Дом Фавна в Помпеях); местом отдыха римской знати

становятся загородные поместья (виллы), свободно организованные и тесно связанные с

ландшафтом; их неотъемлемой частью являются сад, фонтаны, бесе дки, грот ы, стату и и

большой водоем. Собственно римская архитектурная традиция представле на базиликами

(прямоугольные здания с несколькими нефами), предназначенными для торговли и

отправления правосудия (Порциева базилика, Эмилиева ба зилика); монументальными

гробницами (гробница Цецилии Метеллы); триумфальными арками на дорогах и

площадях с одним или тремя пролетами; термами (комплексы ба нных и спортивных

А сейчас, давайте представим как жили люди (архитекторы), строящие эти города,

а также представим, как же жили простые жители Древнего Рима в подобных постройках.

Учитель: Римская скульпт у ра не ориентировалась на изображение физически и

духовно развитого человека; ее героем был римский государственный муж, облаченный в

тогу. В пластическом искусстве домини ровал скульптурный портрет (связа нный обычаем

снимать с умершего восковую маску и хранить ее вместе с фиг урками домашних богов ).

Римские произведения характеризовались большой прозаичностью. Постепенно от

детальной фиксации внешнего облика они переходили к раскрытию вну треннего

Скульптуры создавали выдающиес я деятели того времени. Это был очень сложный

и долговременный труд. Сейчас, давайте у знаем, как же жили и могли творить искус ство

Учитель: В живописи (стенной) господствовали два стиля: первый помпейский

(инкрустационный), когда ху дожник имитировал кладку стены из цветного мрамора (Дом

Фавна в Помпеях), и второй помпейский (архитекту рный), когда он своим рисунком

(колонны, карнизы, портики, беседки) создавал иллюзию расширения пространства

помещения (Вилла мистерий в Помпеях); важну ю роль здесь играло и изображение

Посмотрите на древнеримские картины, кого они изображали?

Учитель: История римской литературы V–I вв. до н.э. распадается на два периода.

Работая по учебнику, выделите характерные черты древнеримс кой литературы.

Учащиеся: До середины III в. до н.э. доминировала устная народная словесность:

заговоры и заклинания, свадебные, застольные, погребальные песни, религиозные гимны

(гимн Арвальских братьев), фес ценнины (песни шуточного и пародийного характера),

сатуры (импровизированные сценки, прообраз народной драмы), ателланы (сатирические

фарсы с постоянными персонажам и - масками: дурак - обжора, дурак - хвастун, старик -

Учитель: Когда и с чем связано рождение письменной культу ры?

Учащиеся: Рождение письменной литературы связано с возникновением

латинского алфавита, он насчитывал двадцать один знак. Самыми ранними памятниками

латинской письменности были анналы понтификов (погодные записи основных событий),

пророчества государственного и частного характера, международные договоры,

похоронные речи или надписи в домах ус опших, родословные списки, юридические

документы. Первый дошедший до нас текст – законы Двенадцати таблиц 451–450 до н.э.;

первый известный нам писатель – Аппий Клавдий (конец IV – начало III вв. до н.э.), автор

нескольких юридических трактатов и сборника поэтических сентенций.

Учитель: С середины III в. до н.э. римская литература стала испытывать сильное

влияние греческой. Большую роль сыграл в первой половине II в. до н.э. кружок

Сципионов; однако римская культура столкнулась и с сильным противодействием

защитников старины (группа Катона Старшего); особое неприятие вызвала греческая

Давайте узнаем, каким образом жили люди того врем ени, которые создавали

Учитель: Произведения первого римского драмату рга Ливия Андроника (ок. 280 –

207 до н.э.) представляли собой переделку греческих трагедий V в. до н.э., как и

большинство сочинений его последователей Гнея Невия (ок. 270–201 до н.э.) и Квинта

Энния (239–169 до н.э.). В то же время Гнею Невию принадлежит заслу га создания

римской национальной драмы – претексты (Ромул, Кластидия); его дело продолжили

Энний (Похищение сабинянок) и Акций (170 – ок. 85 до н .э.), полностью отказавшийся от

Существовали ли другие жанры театрального искусства в то время?

Учащиеся: Андроник и Невий считаются также первыми римскими

комедиографами, создавшими жанр паллеаты (латинская комедия на гре ческий сюжет);

Невий брал материал из староаттических комедий, однако дополнял его римскими

реалиями. Расцвет паллеаты связан с творчеством Плавта (се редина III в. – 184 до н.э.) и

Теренция (ок. 195–159 до н.э.), ориентировавшихся уже на новоаттическую комедию,

особенно на Менандра; они активно разрабатыва ли бытовую тематику (конфликты отцов

и детей, влюбленных и сводников, должников и ростовщиков, проблемы воспитания и

Учитель: Во второй половине II в. до н.э. родилась римская национальная комедия

У ее истоков стоял Афраний; в первой половине I в. до н.э. в этом жанре творили

Титиний и Атта; они изображали жизнь низов и высме ивали падение нравов. В конце II в.

до н.э. литературную форму получила и ателлана (Помпоний, Новий); теперь ее стали

играть после исполнения трагедии для развлечения зрителей; нередко она пародировала

мифологические сюжеты; особое значение в ней приобрела м аска старого богатого

скряги, жаждущего должностей. Тогда же благодаря Луцилию (180–102 до н.э.) сатура

превратилась в особый литературный жанр – сатирический диалог.

Учитель: Давайте вернемся к началу урока, попробу йте выделить характерные

черты Древнеримской культуры, а также выделить в ней гречес кие характеристики.

Для сильных учеников - Подготовить презентацию на тему « Греко - римская

Для средних учеников - Написать рассказ - экскурсию по достопримечательностям

Читайте также: