Конспект по теме авария с выбросом радиоактивных веществ

Обновлено: 06.07.2024

Оценить 306 0

8 класс, общеобразовательный.

Аряпов Альберт Растямович

Обобщить и закрепить знания о радиационной опасности, последствиях радиационных аварий и правилах поведения при радиационных заражениях.

Развивать умения критически мыслить, высказывать, формировать и отстаивать свою точку зрения, подкрепить ее научными знаниями.

Продолжить формирование экологического мышления, вскрыть комплексный характер единства экологических, социально-экономических проблем по защите окружающей среды от радиационной опасности.

Подготовка к уроку:

2.Готовится иллюстративный материал: карточки-задания, кроссворд, цифровые карточки т.д.

З.Вырабатываются критерии итоговой оценки за игру.

4.В игре участвует весь класс, формируются 3 ряда участников, помощники-консультанты.

В начале урока учитель сообщает о его теме и целях, говорит, что урок проводится в виде игры.

УЧИТЕЛЬ: Сегодня вы, ребята, являетесь кандидатами в спасатели. Сколько рядов, столько и отрядов спасателей. Но вы знаете, чтобы попасть в отряд спасателей, надо показать не только свои физические данные, но и теоретические. Соревнование между рядами выявит кто же из кандидатов станет настоящим спасателем. Этот ряд получает отличную оценку, но вы можете получить оценку также в личном зачете независимо от ряда. Игра проводится в несколько этапов.

ЭТАП 6. Лирический момент - анализ стихов, где упоминается понятие радиации.

ЭТАП 7. Выводы по теме - беседа по следующим вопросам: В чем нравственный урок Чернобыля? Что такое человеческий фактор?

Что надо сделать, чтобы не допускать радиационные аварии? Что нового, важного дало изучение этой темы?

Материал к уроку

1. Самопроизвольный распад ядер атомов называется . (радиоактивность)

2. Сопровождается выделением большого количества . (энергия)

З. Ионы бывают . (отрицательные и положительные)

4. Естественные радиоактивные вещества . (радионуклиды)

5. Явление радиоактивности широко используется .

6. Объекты, на которых хранятся, перерабатываются, используются радиоактивные вещества являются . (радиационно опасными)

7. Радиоактивные выбросы являются источником . (радиоактивного заражения)

8. Аварии, приводящие к выбросу радиоактивных веществ, называются (радиационными)

9. Самая опасная - радиационная авария . (глобальная)

10. Космическое облучение называют еще . (внешним)

11. Радионуклиды, попадающие в организм с пищей, водой и воздухом, являются источником . (внутреннего облучения)

1. Мы родились в среде естественных и искусственных проникающих лучей (+) 2. Известно 3 вида облучения (-)

3. Источником внутреннего облучения являются изотопы, попадающие с продуктами питания, водой и воздухом в организм человека (+)

4. Бетон и деревянные вещи выделяют большое количество радона (+)

5. Радон - курящим не помеха (-)

6. Известно 3 поражающих фактора при радиационной аварии (-)

7. Радиационному заражению подвергаются малые и большие территории (+)

8. Радиационное заражение нетрудно обнаружить (-)

9. Основные принципы защиты от ионизирующего облучения: защита временем и расстоянием (-)

10. Почва загрязняется радионуклидами после аварии до 30 см. (+)

11. Солнце создает естественный радиационный фонд земли (+)

1. Почему запретили ядерные испытания?

2. Почему человечество не может отказаться от использования атомной энергии?

3. Почему чем выше поднимаешься в горы, тем выше уровень радиационного излучения?

4. Почему надо часто проветривать квартиру. особенно зимой?

5. Почему так опасно радиационное излучение после аварии на АЭС?

6. Почему нельзя долго смотреть телевизор?

1. Самый опасный поражающий фактор при радиационной аварии (заражение)

З. Поражающий фактор при радиационной аварии (воздействие)

4. 3алелывание щелей в окнах, дверях (герметизация)

5. Место для хранения продуктов в квартире (шкаф)

6. Источник радиационного заражения (авария на АЭС)

7. Средство защиты органов дыхания (противогаз)

8. Ее снимают перед дверью и засовывают в полиэтиленовый пакет (обувь)

9. Беспощадный убийца-газ (радон)

10. Ее особенно соблюдают, чтобы уменьшить внутреннее облучение (гигиена)

11. Подручные средства защиты органов дыхания (платок)

12. Ее сразу заклеивают при входе в квартиру (вентиляция)

13. Надо внимательно следовать указаниям штаба (ГО)

14. Обязательно проведи защиту после герметизации (продукты)

15. Ее содержат в закрытых сосудах (вода)

16. Средство для индивидуальной защиты органов дыхания (респиратор)

17. Семь дней принимают калий (йодный)

18. Если нет йодного калия, используют раствор (йода)

19. Одежду с улицы, обувь, продукты помещают в пакеты (пластиковые)

20. Если ты очень далеко от убежища, то можешь укрыться (в квартире)

21. Она как снег, но невидима и опасна (радиационная пыль)

Экологические задачи

Ученые обратили внимание на то, что жители некоторых побережий в зоне тундры стали лысеть. У них были выявлены первые признаки лучевой болезни. Как могли заболеть люди, если взрывы производились за тысячи километров? - (с осадками радиоактивные вещества попадали в лишайник, которым питается северный олень. Вследствие этого в его мясе накапливались радиационные вещества. Конечное звено пищевой цепи - человек. Основная пища жителей тундры – олени.

Сейчас много говорят об озоновом слое, его сохранении. Объясните, почему возникла эта проблема - озоновый слой защищает нашу планету от космических излучений. Люди, живущие на участках земли, расположенных под озоновыми дырами, получают сильные ожоги, у них появляется рак кожи.

Знаете ли вы?

В Москве находится 1500 предприятий, использующих ядерные установки или радиоактивные материалы.

С 1945 года в мире произведено более 2000 ядерных испытаний, из них 500 в атмосфере.

В зону заражения после чернобыльской АЭС попала огромная территория, на которой проживало 17 000 000 человек.

ВложениеРазмер
metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_obzh_avarii_s_vybrosom_radiatsionno-opasnyh_veshchestv.doc 64 КБ

Предварительный просмотр:

Петродворцового района г. Санкт-Петербурга

по основам безопасности жизнедеятельности

Тема: Аварии с выбросом радиоактивных веществ

Урок № 13 Аварии с выбросом радиоактивных веществ;

Тип урока : изучение новых знаний;

Вид урока : комбинированный;

Цель урока : дать представление о последствиях аварий на радиационно опасных объектах.

Развивающая : развитие внимания, логического мышления, познавательного интереса к курсу ОБЖ;

Воспитательная: формирование чувства ответственности, гуманного отношения к окружающему миру.

Работа учителя, ссылки

Работа учеников, ссылки

проверка присутствия учащихся, напоминание о правилах занятия, о соблюдении ортопедического режима

Приготовиться к уроку

Проверка домашнего задания

Тест-опрос (презентация) по материалу предыдущего урока: радиация, виды аварий на РОО, характеристика очагов поражения;

Провести тест-опрос с использованием проектора

По окончании предлагается проверить себя по открытым на экране ответам и оценить в баллах свои результаты.

Изучение нового материала

Объявление темы и основной цели урока, записываются пункты плана изучения темы.

  1. Последствия радиационных аварий;
  2. Особенности радиоактивного загрязнения местности;
  3. Характер поражения людей и животных.

Сегодня нам предстоит выяснить к каким последствиям приводят аварии на РОО. Пункт №1: Последствия радиационных аварий

Для аварий на радиационно - опасных объектах характерен выброс радиоактивных продуктов в окружающую среду. Он приводит к радиационному загрязнению воздуха, воды, почвы и, следовательно, к облучению персонала объекта, а в некоторых случаях и населения (см. схему 11). При этом из атомных реакторов выбрасываются в атмосферу радиоактивные вещества в виде мельчайших пылинок и аэрозолей. Может произойти разлив жидкости, приводящий к радиоактивному загрязнению местности, водоемов.

Прочтите текст на с.110_и назовите основные последствия аварий с выбросом рад. веществ

Рассмотрим виды воздействие рад. воздействия на человека и животных. ( с.111 )

Вопрос : Какие виды воздействия можно выделить на этом рисунке?

Закрепление. Блиц вопрос-ответ (учитель – ученик)

Каковы основные последствия аварии?

Назвать виды радиационного воздействия на человека.

Рассмотрим Особенности радиоактивного загрязнения (заражения) местности

Ученикам предлагается объяснить значение символов, изображённых на доске.

Работа с карточками

Найдите правильный вариант для выделения особенностей заражения местности

радиоактивные продукты (пыль, аэрозоли) легко /трудно проникают внутрь помещений

сравнительно небольшая высота подъема радиоактивного облака приводит к загрязнению населенных пунктов и лесов значительно больше /меньше , чем открытой местности

при большой продолжительности радиоактивного выброса, когда направление ветра может многократно меняться, возникает вероятность радиоактивного загрязнения местности практически во все стороны от источника аварии . ( да или нет?)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Аварии с выбросом радиоактивных веществ. Радиоактивность и радиационно-опасные объекты. Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты.

Изучить понятие радиоактивности, ознакомить с радиационно опасными объектами.

Закрепить знания о происшествиях на АЭС; повторить алгоритм действий по оказанию первой помощи при поражениях АХОВ; как надо действовать при попадании ядовитых веществ на открытые участки тела.

Организационный момент.

Сегодня на уроке мы узнаем, что такое радиоактивность, какие существуют радиационно-опасные объекты и виды происшествий на АЭС.

Изучение нового материала.

Настя запиши в тетрадь дату и тему, отступив 4 клеточки вниз.

Человек в естественных условиях облучается от источников как внешних. Так и внутренних. К источникам внешнего облучения относят, прежде всего, космическое излучение, образующееся при звездных взрывов в Галактике и солнечных вспышках.

Радиоактивность – самопроизвольный распад ядер атомов нестабильных химических элементов (изотопов), сопровождающихся излучением потока элементарных частиц и квантов электромагнитной энергии. Это явление называется ионизирующим излучением.

Радиоактивные вещества (радионуклиды) рассеяны по всем материалам живой и неживой природы.

В самом широком смысле слова радиация охватывает все существующие в природе виды излучений – радиоволны, инфракрасное излучение. Имея электромагнитную природу, они различаются длиной волны, частотой и энергией. При распаде нестабильного ядра-радионуклида из него вылетают с большой скоростью одна или несколько частиц высокой энергии. Поток этих частиц называют радиоактивным излучением или попросту радиацией.

Люди познакомились с явлением радиоактивности чуть больше 100 лет назад. Открыли и объяснили это явление Пьер и Мария Кюри.

Современные технологии, использующие явление радиоактивности: (на доске). Самостоятельно Настя запишет на доске.

-переработка радиоактивного сырья и отходов;

-внедрение радиоактивных элементов в различные области техники, науки, медицины.

Радиационно-опасный объект – объект, на котором хранят, перерабатывают, используют или транспортируют радиоактивные вещества, при аварии на котором может произойти излучение и заражение людей, животных, растений.

Степень радиационного поражения зависит от: (на доске)

-от полученной дозы -времени облучения

Радиационная авария- авария на радиационно-опасном объекте приводящая к: - к выбросу радиоактивных продуктов -ионизирующему облучению.

Характер воздействия радиации зависит от вида ионизирующего излучения и его дозы.

Доза- это количество энергии поглощенное веществом.

Доза излучения- энергия радиоактивного излучения, поглощённая единицей массы облучаемого вещества.

Доза облучения может быть однократная (облучение, полученное в первые четверо суток); многократная (продолжительность облучения превышает 4 суток).

К особенностям биологического действия ионизирующего излучения относят: неся огромную опасность для здоровья, оно не ощутимо для человека; скрытый инкубационный период; генетические эффекты- изменение половых клеток; дозы излучений накапливаются в организме; наиболее чувствительны к облучению дети.

Развивающие : формирование интеллектуальных умений на основе сравнения, обобщения и анализа; развитие коммуникативных навыков, памяти, внимания, наблюдательности;

Воспитательные : формирование толерантного отношения друг к другу, умения принимать мнение другого человека; формирование культуры безопасного поведения и мышления.

Личностные УУД: научиться общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения в процессе беседы; научиться сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу; выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно принимают причины успешности и неуспешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: научиться ставить цели и искать пути их достижения; уметь оценивать свою деятельность; научиться прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Коммуникативные УУД: уметь работать в группе и договариваться друг с другом; участвовать в коллективном обсуждении проблем; уметь слушать и понимать других; уметь аргументировать свое мнение, уметь выполнять различные роли в группе.

Познавательные УУД: уметь анализировать объекты с целью выделения существенных и несущественных признаков; уметь выбирать основания для классификации; совершенствовать навыки работы с научным текстом, рисунками, схемами; устанавливать причинно-следственные связи.

Планируемые результаты

Знать основные понятия темы (радиоактивность, радиационная авария, ионизирующее излучение (ИИ));

Знать характеристику основных видов ИИ; радиоактивного заражения; факторов, влияющих на степень поражения ИИ; биологического воздействия ИИ;

Уметь приводить примеры радиационно опасных объектов на территории России;

Знать алгоритм безопасного поведения населения при радиационной аварии.

развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

формирование потребности осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды

Метапредметные:

овладение умениями формулировать понятия;

выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

владение навыками самостоятельного определения целей и задач по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Межпредметные

Урок обобщающего повторения

Формы урока

Оборудование

Мультимедийный проектор, ноутбук, раздаточный материал по группам

Дидактическая
структура
урока

Деятельность
учителя

Деятельность
учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

I. Вводная часть

Приветствие, организация класса (проверка отсутствующих).

Связь с предыдущим материалом урока.

Вступительное слово учителя о предстоящей игре. Постановка познавательных задач на урок.

Эмоциональный настрой на предстоящую игру.

Личностные: самоопределение, положительное отношение к уроку, самоорганизация.

Познавательные: целеполагание (мотивация), смыслообразование.

Коммуникативные: формирование умения планировать сотрудничество с учителем и сверстниками

II . Проверка домашнего задания

Организация проверки домашнего задания, раздача индивидуальных карточек-домино.

Разъяснение требований по работе с карточками-домино.

Ознакомление с содержанием карточек-домино.

Личностные: соблюдение правил поведения обучающихся на уроке, формирование навыков самоонализа и самоконтроля.

Регулятивные: сформировать взаимодействие с окружающими; уметь сверяют свои действия и при необходимости их исправлять.

Коммуникативные: владение приёмами и навыками общения со сверстниками; владение приемами и навыками общения с учителем; готовность к коллективной форме работы.

III . Закрепление материала

Вступительное слово учителя о структуре игры. Ознакомление с критериями оценивания знаний.

Деление обучающихся на 3 команды - альфа, бета, гамма ( согласно карточкам-домино ).

Назначение капитанов команд.

Ознакомление с правилами игры.

Работа со слайдом презентации (5 слайд).

Работа со слайдом презентации (6 слайд).

Работа с раздаточным материалом. Эстафета.

Работа по карточкам.

Цель: собрать из предложенных слов формулировку понятия; выяснить, что это за понятие (работа по командам).

Время выполнения – 2 минуты.

Максимальное количество баллов - 2.

Цель: охарактеризовать вид излучения по 3-м параметрам – природа излучения, проникающая способность, способы защиты (работа по командам).

Время выполнения – 3 минуты.

Максимальное количество баллов -3 .

Цель: определить в каком субъекте РФ находятся представленные на слайде АЭС (участвуют только капитаны).

Время выполнения – 2 минуты.

Максимальное количество баллов - 3.

Цель: выбрать из предложенных утверждений только те, которые подходят к выбранной командами теме (проводится в форме эстафеты).

Предварительное совещание в команде - 1 минута.

Время выполнения – 4 минуты.

Максимальное количество баллов - 4.

Цель: составить правильную последовательность безопасного поведения населения в условиях радиационной аварии (одно задание на все команды).

Время выполнения – 6 минут.

Максимальное количество баллов - 6.

Личностные: развивать интерес; формирование собственной позиции и собственного отношения; формирование целостности мировоззрения соответствующего уровню развития науки и общественной практики.

Регулятивные: осознание (оценивание) учеником того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению; формировать умения делать выводы и заключения; сформулировать взаимоотношения с окружающими; умение работать по регламенту, ставить цели и анализировать условия их достижения; умение отличать правильно выполненное задание от неправильного.

Познавательные: закрепить имеющиеся знания; умение работать с различными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую; умения применять знания в новой ситуации; умение ориентироваться в системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

Коммуникативные: владение приёмами и навыками общения со сверстниками; владение приемами и навыками общения с учителем; готовность к коллективной форме работы, умение участвовать в обсуждениях и строить продуктивное взаимодействие в группе сверстников.

IV. Заключительная часть

Оглашение результатов игры.

Оценка степени успеха каждой команды по количеству набранных баллов.

Раздача карточек само- и взаимоконтроля.

Объяснение домашней работы.

Обучающиеся отслеживают и анализируют результаты деятельности своей команды, оценивают свои успехи и сравнивают их с успехами одноклассников.

Проводят само- и взаимооценку.

Записывают домашнее задание.

(см. в Приложении).

Домашнее задание:

1. Прочитать главу 4. АВАРИИ С ВЫБРОСОМ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ (стр. 80 – 101) и подготовиться к проверочной работе.

2. Составить кластер по теме урока.

Личностные: адекватное понимание причин успеха/неуспеха, самооценка на основе критерия успешности.

контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

формирование умения в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценивания и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех исходя из имеющихся критериев.

владение продуктивного взаимодействия с сверстниками, умение участвовать в коллективном обсуждении.

Конспект урока

I. Вводная часть

II. Проверка домашнего задания

Молодцы, ребята! Мы с вами закончили разминку и вспомнили основные моменты из предыдущих тем урока. А теперь перейдем к самой игре!

III. Закрепление материала

Игра будет состоять из 5 туров, каждый из которых будет оцениваться определенным количеством баллов. Все задания будут выполняться на время. От вас будет требоваться быстрота, ловкость и точность ответа. Поэтому вам предстоит тщательно потрудиться, чтобы набрать максимальный бал за выполнение заданий!

IV. Заключительная часть

Несомненно, всем вам на следующем уроке пригодятся эти знания при написании проверочной работы. И я уверена, что с ней вы справитесь также хорошо, как и с сегодняшней игрой.

Давайте запишем домашнее задание. Прочитать главу 4. АВАРИИ С ВЫБРОСОМ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ (стр. 80 – 101) и еще раз повторить основные моменты. Также вам нужно составить кластер по теме урока, обобщив все полученные знания.

На этом наш урок подходит к концу. Всем спасибо, все свободны.

II. Проверка домашнего задания

Нарушение пределов безопасной эксплуатации установки, при которой произошёл выход радиоактивных продуктов

Читайте также: