Конспект урока по окружающему миру охрана растений 3 класс плешаков

Обновлено: 03.07.2024

Автор: Андреева Ирина Анатольевна

Населенный пункт: Московская область, город Ивантеевка

Цели урока:

Образовательные:

- создать условия для обобщения знаний учащимися о значении растений в жизни животных и человека;

- рассмотреть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе;

- показать важность охраны растений.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;

- развивать умения устной речи, кругозора, творческой фантазии, наблюдательности.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе, интерес к окружающему миру;

- воспитывать желание учиться и делать открытия;

-воспитывать умение слушать других.

В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.

Личностные УУД:

-внутренняя позиция школьника;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-самоанализ и самоконтроль результата;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации;

-применение методов информационного поиска;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

-формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, лабораторные стаканы, фильтр, воронка, краски.

Плакат М.Пришвина “ Охранять природу – значит, охранять Родину ”, Красная книга, растения Красной книги, картины с лекарственными растениями, карточки с надписями, кроссворд, кассета с песней “ Не рвите цветы ”Ю.Антонова, карточки для аппликации .

Используемые технологии:

- ИКТ

Ход урока

1. Организационный момент (Слайд 1)

Прозвенел звонок для нас.

Все вошли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу класс наш хоть куда.

Мы начнём урок друзья.

- На прошлых уроках мы с вами много говорили о растениях и экологии.

Давайте вспомним о чём шла речь? Проверим хорошо ли вы всё запомнили.

2. Актуализация опорных знаний. (Фронтальный опрос)

а) Проверка домашнего задания (Слайд 2 ).

1. Что изучает наука ботаника? (Наука о растениях) (Слайд 3 ).

2.Какие группы растений вы знаете? (Водоросли, мхи. Папоротники.

хвойные растения. Цветковые растения)

КАРТОЧКА 1

- Обозначь цифрами последовательность стадий развития растений:

 - взрослое растение с плодами и семенами;

 - проросток с развивающимися корешками;

 - взрослое растение с цветками;

 - проросток с развивающимися стеблем и листочками.

КАРТОЧКА 2

- Как расселяются растения? Напиши рядом с названием растения способ распространения его семян.

3.Работа по теме:

(Учитель читает описание растения. Первый отгадавший ученик вписывает название растения в пустые клеточки на доске)

1.Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот – вот пробежит ветерок и над поляной послышится тихий серебристый перезвон. (Колокольчик) (Слайд 4 ).

2.Цветет он майскою порой,

Его найдешь в тени лесной:

На стебельке, как бусы в ряд,

Цветы душистые висят (Ландыш) (Слайд 5 ).

3.Один из самых ранних цветков в нашем лесу. Появляется он, когда кое – где ещё лежит снег. Когда холодно. И как будто дрожит цветок на ветру. (Подснежник) (Слайд 6 ).

Учитель: Перед вами три растения. (Слайд 7 ).

- Что вы можете рассказать про эти растения? (Это травянистые растения)

- К какой группе они относятся? (К группе цветковых растений)

- Что вы знаете про цветковые растения? (Это наиболее разнообразная группа. Есть цветки и плоды. Имеют и все другие части: корень, стебель, листья)

Чтение стихотворения наизусть подготовленным учеником.

(Слайд 8 ). Моя планета – человеческий дом.

Но как ей жить под дымным колпаком,

Где сточная канава – океан,

Где вся природа поймана в капкан,

Где места нет ни аисту, ни льву,

Учитель: - Какое настроение вызвало стихотворение?

Дети: (Грустное, печальное, жалость к природе)

Дети: (Природа находится в опасности)

Учитель: - Кто приносит вред природе?

Учитель: - А как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

Дети: (Природа в опасности. Охрана природы. Охрана растений.)

- Какое значение имеют растения для животных? (Кислород, служат убежищем, дают пищу, лекарство) (Слайд 10).

- А какое значение имеют растения для человека? (Кислород, пища, лекарство, ткани, древесину) (Слайд 11 ).

- Как хорошо, что на Земле есть растения! Сколько радости доставляет нам их красота!

М.Пришвин (Слайд 12 ).

Вывод: Без растений не было бы жизни на Земле.

К сожалению, хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни растений. К примеру, на месте леса люди строят завод или роют карьер, на месте луга устраивают ферму.

Много дикорастущих растений гибнет. Так постепенно человек как бы наступает на природу.

Природа, как израненная птица, кричит, просит о помощи! Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на Земле после нас.

5. Охрана природы

По вине людей уже исчезли или находятся на грани исчезновения многие виды растений .

-Внимание! Экологическая задачка

- Сколько погибло бы цветущих растений, если каждый ученик вашего класса сорвал бы по 5 штук?

- А если не 5, а 10 штук? (Слайд 13).

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы,

Опустеют все поляны, и не будет красоты.

Учитель: -Какой вывод можно сделать?

Поэтому люди создали специальную книгу.

Учитель: Вы уже умеете делать доклады, на уроках часто выступаете с проектами. Егор работал над мини – проектом и что узнал интересного нам сейчас расскажет.

Доклад ученика.

Многие растения и стали редкими. Они занесены в красную книгу. Красной она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности.

(Слайд 14 ). Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений. Растения

нуждаются в охране. Поэтому люди создали Красную книгу. ( показ книги )

В 1966 году Международная Красная книга была издана в очень необычном виде. У нее была красная обложка, а страницы – разноцветные.

Чёрные: На чёрных страницах списки тех, кого мы уже никогда не увидим, кто уже вымер.

Красные: На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие растения и животные.

Жёлтые: На жёлтых страницах те растения и животные, количество которых быстро снижается, которым грозит “ переселение ” на опасные красные страницы.

Белые: На белых страницах записаны те животные, которые до сих пор мало изучены, места их обитания труднодоступны или точно не установлены.

Зелёные: На зелёных страницах – самых обнадёживающих – те животные и растения, которых удалось сохранить, спасти от вымирания.

Красная книга – это не только сигнал бедствия, но и программа по спасению редких видов растений, находящихся под угрозой исчезновения. В Красную книгу России занесены:

(Слайд 15) – Подснежник

(Слайд 16)– Ятрышник.
(Слайд 17) – Водяной орех

(Слайд 18) – Кувшинка

(Слайд 19) – Купальница

(Слайд 20) – Волчье лыко

(Слайд 21) – Ландыш

Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.

Учитель: Говорят, что растения - богатство природы.

- Какие растения могут помогать людям? (Лекарственные)

-Какие лекарственные растения знаете вы?

_А знаете как их нужно собирать? (Собирать их нужно так, чтобы не нанести вреда природе. Лучше заготавливать те растения, которые часто встречаются.)

6.Работа в группах. (Задания на листах, в конвертах для каждой группы).

Вам предстоит найти правильный ответ на вопросы викторины и наклеить нужные картинки – ответы.

1.Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? (Подорожник)

2.Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?

3.Какая ягода в лесу заменяет лимон? (Клюква)

4.Какими лечебными свойствами обладает мать –и –мачеха?

(Отвар – средство от кашля)

5.Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает?(Валериановые капли – при нервных расстройствах)

Проверка (Слайд 22 ).

Учитель: Есть такое мнение в том, что люди, даже не срывая растений могут их погубить. В чём причина этого? – вытаптывание.

Проверим на (Слайде 23)

- Как можно объяснить это правило?

Вот почему в лесу лучше ходить по тропинкам

- Где мы можем ещё проверить знание наших правил? ( В учебнике)

7.Работа по учебнику: (стр.84)

- Поработаем в парах. По этим условным знакам сформулируйте правила поведения в природе и обсудите с соседом по парте.

(Слайд 24) - не рвать растения.

(Слайд 25) - собирать растения бережно.

- А когда ходим в поход или на пикник с родителями , то какое ещё надо соблюдать правило.

Дети: убирать мусор.

(Слайд 26)

-Какие ещё правила знаете?

- Не ломайте ветви деревьев и кустарников.

(Растение живое существо, листья участвуют в дыхании и питании растения.)

- Не повреждай кору деревьев!

(Не делай надписей)

- Не собирай берёзовый сок. Помни , что это вредит дереву! (Через ранки проникают микробы)

Чтение текста.

(Слайд 27 ) заповедники,

(Слайд 28 ) ботанические сады.

Во всём мире и в нашей стране редкие растения запрещено собирать. Под особой защитой они находятся в заповедниках, национальных парках. Много растений со всего мира выращивают в ботанических садах.

- Что люди могут сделать для охраны растений? ( Сажать больше деревьев и кустарников ).

8.Индивидуальная работа в тетрадях.

Стр.37, задание 2.

- О чём говорит первый рисунок? Подберите соответствующую запись.

- Впишите в первый рисунок цифру 2.

- А что изображено на втором рисунке? Найдите для этого рисунка подпись.

- Впишите во втором рисунке цифру 1.

- Продолжим работать в рабочих тетрадях, страница 39, задание № 6.

- Запишите буквы по порядку. Что получилось? ( Берегите растения! )

- Какой вывод мы можем сделать?

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда.

Пусть птенцам и маленьким зверятам,

Хорошо живётся с нами рядом. (Слайд 29)

Прекрасен мир живой природы, а люди – часть его. Нам надо сообща беречь, умножать, познавать этот великий мир! Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, а значит и человека в самом великом смысле этого слова!

10.Рефлексия: (Слайд 30)

-Сегодня на уроке многие ребята были очень активны, за это они получают пятёрки.

11.Домашнее задание. В тетрадях стр.38., учебник 82 -86.

- Ну а хотела бы я завершить наш урок песней. Ю.Антонова.“ Не рвите цветы ”

Урок к учебнику А.Плешакова "Окружающий мир". На уроке индивидуальная и фронтальная работы, викторина "Узнай растение", знакомство с Красной книгой, использование презентации.

Содержимое разработки

Окр.мир 3 класс Урок 18.

Тема: Охрана растений.

Цель: систематизировать знания об охране растений.

Задачи: 1. Обобщить знания учащихся о значении растений в жизни

животных и человека; рассмотреть основные экологические

правила, которые должны для каждого человека стать

нормой поведения в природе.

2. Работать над развитием речи, воображения, логического

3. Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к род-

ному краю, умение работать в отношениях «ученик –

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять, по­чему многие растения стали редкими и как нужно охранять расте­ния, оценивать поступки людей по отношению к природе, форму­лировать правила друзей природы, анализировать, делать выводы.

Метапредметные :

Познавательные- учатся делать обобщение по изучаемой проблеме,умеют самостоятельно работать, ориентируются в системе знаний. Могут извлекать из текста нужную информацию.

Коммуникативные- Закрепляют умение работы самостоятельно в процессе работы на уроке.

Могут предлагать вопросы по содержанию темы. Распознают на слух вопросы и отвечают на них.

Личностные: Осмысление необходимости сотрудничества и взаимопомощи, уважение мнения сверстников по обсуждаемой проблеме,

умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Тип урока- урок усвоения новых знаний

Оборудование: карточки с заданиями; распечатки памятки, презентация

I . Организационный момент.

II . Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

1. Индивидуальные задания

(Учитель раздает ученикам карточки с заданиями.)

1) Найди неверное утверждение.

• Корень находится в почве, всасывает воду и питательные ве­щества.

• Листья растут на стебле, с их помощью растения дышат и питаются.

Цветок образуется на листьях, из него развиваются плоды и семена.

• Семена образуются из цветка и плода, ими растения размножаются.

2) Выбери правильное описание развития растения из семени.

• Семя — проросток — растение с цветком — взрослое растение.

• Семя — проросток с корешком — растение с плодами — взрослое растение с цветками.

• Семя — проросток с несколькими листьями — взрослое растение с цветками — растение с плодами.

Семя — проросток с корешком — проросток с несколькими листья­ми — взрослое растение с цветками — растение с плодами.

2. Фронтальный опрос

— Весной в цветущие сады часто выносят ульи с пчелами. Для чего это делают?

— Как происходит опыление растений?

— Что образуется на месте цветков после опыления?

— Как распространяются плоды и семена растений?

— Какое значение это имеет для растений?

— Какие условия нужны для прорастания семян?

— Как растение развивается из семени?

III . Мотивация учебной деятельности. Определение темы и целей.
Стихотворение (Дикарь в лесу)

Хозяйка белочка в лесу Стал гнуть орешину-сломал,

Орехи собирала. Зажал под мышкой ветви,

Она в лесу том каждый сук Нашел один орех – сорвал,

И каждый кустик знала. Сорвал второй и третий…

Однажды в лес противный тип Отбросил куст и, как медведь

Пришел с большой котомкой. Пошел себе довольный.

Небрежно сбил ногою гриб. А бедной белке и смотреть

И выругался громко. На это было больно.

-На что белке было больно смотреть?

Учитель: - Как вы думаете с какой целью мы слушали стихотворение?
- О чём мы будем говорить сегодня на уроке? ( Об охране растений.)
- Сформулируйте тему нашего урока.( открыть доску )
- Прочитайте тему урока.
Тема сегодняшнего урока “Охрана растений”.
- Какие задачи мы будем сегодня ставить на уроке?
- Зачем? ……. нужно охранять растения?
- Почему? ……… многие растения в природе стали редкими?
- Для чего? …….. нужно знать правила охраны растений?
Учитель: - Вот и постараемся ответить на эти вопросы сегодня на уроке.

— Какое значение для животных и человека имеют растения?

— Нужно ли охранять растения? Зачем?

IV . Восприятие нового материала. Работа по теме урока.

Охрана растений

Как хорошо, что на Земле есть растения! Сколько радости до­ставляет нам их красота! Они выделяют в воздух кислород, необхо­димый для дыхания живых существ. Для животных растения — это и дом, и пища.

К сожалению, хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни растений. К примеру, на месте леса люди строят завод или роют карьер. Много растений при этом погибает. Так постепенно человек как бы наступает на природу, губит ее. По­этому растения нуждаются в охране.

Послушайте стихотворение о подснежниках. Слайд № 4.
Вот букет: он брошен вместе с сором.
Умирают, сжавшись, лепестки …
Это мы срываем без разбора
Беззащитные тугие стебельки.
Для чего мы рвали их? Не знаю!
Быстро вянет нежный первоцвет,
Пусто, скучно стало на поляне:
Вестников весны там больше нет!
Очень просто погубить живое,
Ведь подснежники не могут нам сказать:
“Наслаждайтесь нашей красотою –
Только очень просим нас не рвать!”

— Какие правила охраны растений вы знаете?

Правила охраны растений

1. Если вы оказались в лесу или на лугу, старайтесь не вытаптывать траву. Ведь хрупкие стебельки трав под ногами человек ломают­ся, почва уплотняется. В ней становится мало воды и воздуха, необходимых растениям. Нужно стараться ходить только по тропинкам.

2. Не рвите полевые цветы и не собирайте их в букеты. Букеты можно составлять только из садовых цветов.

3. Не ломайте ветки деревьев и кустарников. Дерево или куст может заболеть и погибнуть.

4. Не ловите насекомых-опылителей и насекомых-хищников. Ведь они опыляют растения и уничтожают тлей и других вредителей.

5. Помните! Растения — живые существа! Они все бескорыстно от­дают людям, но они беззащитны и нуждаются в нашей помощи.

6. Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.

Некоторые растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых цветков. Такие растения не дадут плодов и семян, а значит, и потомства. Сорванные растения быстро вя­нут, а в природе они еще долго могли бы радовать нас!

Запомните, выросший на лугу цветок находится у себя дома, он связан с другими обитателями луга. Например, к нему приле­тают насекомые, которые питаются его нектаром. После цветения появляются плоды с семенами. Они попадут в почву, где из семян вырастут новые растения. Имеем ли мы право срывать цветок только для того, чтобы некоторое время полюбоваться им? Конеч­но, нет. Для этого люди специально выращивают растения в садах, на клумбах, в оранжереях и т. д. А красивые дикорастущие цветы должны оставаться в природе.

2.Значение растений для животных и человека. ( Слайды № 5 и 7.)
- Какое значение имеют растения для животных, человека?
Учитель: -Откроем учебник на стр.82 в учебнике и ответим на первый вопрос.
3. Викторина “Узнай растение”. .
- Ответив на вопросы викторины, вы скажете, что общего в словах отгадках.?
Ученик читает описание растения ( отгадка на доске )
1) Гирлянды белых, маленьких колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветов – красная ягода. Но не бери её в рот – она ядовита.( ландыш – картинка )
2) Вся поляна покрыта голубыми цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот-вот пробежит ветерок – над поляной послышится серебряный перезвон. (колокольчик - картинка.)
3) Один из самых ранних цветков в нашем лесу. Часто называют его подснежником, ведь появляется он, когда кое – где ещё лежит снег, когда ветрено , холодно. И как будто дрожит цветок на ветру.
( ветреница - картинка)
Учитель: - Итак, что общего в словах отгадках ?
Ученик: - Все они занесены в Красную книгу России. (Слайды № 8.)
Ученик читает стихотворение.
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны, и не будет красоты.
Учитель: - Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений. Растения нуждаются в охране. Поэтому люди создали Красную книгу.
V . Физкультминутка

4. Знакомство с Красной книгой. ( Слайд № 9.)
Учитель:- Как в Республике Крым охраняют редкие и исчезающие виды животных и растений?

— Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 82—83. Многие из этих растений занесены в Красную книгу России.

Лекарственные растения

— Какие растения называются лекарственными? (Растения, при помощи которых человек лечит какое-либо заболевание.)

— Назовите лекарственные растения.

— Рассмотрите их в учебнике на с. 83.

— Прочитайте на с. 84 правило заготовки лекарственных ра­стений.

Можно собирать только те лекарственные растения, которых в вашей местности много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе. Лучше заготавливать те растения, которые чаще встречаются: подорожник, пастушью сумку, пижму, тыся­челистник.

Не забывайте, что в природе все взаимосвязано.

— Почему многие растения не оставят потомства, если ребята будут ловить бабочек?

— Что произойдет с деревьями, если в лесу станет мало птиц?

Охрана растений тесно связана с охраной насекомых-опыли­телей, хищных птиц, насекомых и борьбой с загрязнением воды и воздуха.

VI . Закрепление изученного материала

1.Пословицы о растениях . ( Слайд № 18.)

Давайте проверим, чему мы научились на уроке. Проведем графический диктант.

2.Графический диктант

(После выполнения задания проводится самопроверка. Уча­щиеся читают и объясняют утверждения, учитель ставит знаки на доске.)


VII . Рефлексия учебной деятельности.
Учитель:- А теперь давай те проверим все ли задачи нами выполнены?
- Зачем…….нужно охранять растения?
- Почему………многие растения в природе стали редкими?
- Для чего……..нужно знать правила охраны растений?
- Ребята, какой бы вы сделали вывод по уроку?
(Каждый человек должен бережно относиться к растениям. Следует знать и соблюдать экологические правила.)
- Сегодня я узнал ( ла )….. ( Слайд № 19.)
- Меня удивило ….
- Я понял ( ла )……

VIII . Подведение итогов урока.

— Какие правила поведения в природе вы будете выполнять?

— Что нового вы узнали на уроке?

— Что люди делают для охраны растений?

На земле исчезают цветы.

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нами понято было едва ли.

Беззаботно топтали мы их

И бездумно, безжалостно рвали.

Нам казалось все мало, все мало.

А потом в толчее городской

Мы охапку тащили устало.

И не видели, как из-под ног,

Молчаливо, дыша еле-еле,

Обреченно глядел василек,

Безнадежно гвоздики глядели.

XVlll. Оценки за урок.
Учитель: - Замечательный писатель М. М. Пришвин, всей душой любивший природу, сказал:“Охранять природу – значит охранять Родину”.

Цель: познакомить с основной классификацией растений.

Планируемые результаты: учащиеся научатся классифицировать растения, определять их с помощью атласа-определителя, аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.

Оборудование: карточки с заданиями; распечатки таблицы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

1. Индивидуальные задания

(Учитель раздает ученикам карточки с заданиями.)

1) Вставь пропущенные слова.

(Горы). разрушаются. Из. (камней). (песка). (глины). (растений), . (живых организмов) образуется слой, который называется почвой.

2) Выбери правильные утверждения.

1. Почва образуется от разрушения земли.

2. Почва образуется от разрушения гор, скал, камней.

3. Почва — это верхний плодородный слой земли, состоящий из мелких камешков, песка, глины, перегноя, живых организмов.

4. Почва — это верхний слой земли, состоящий из камешков, песка и глины.

5. Образуется почва очень медленно.

6. Образуется почва очень быстро.

— Что такое плодородие почвы? Как его поддерживать? (Плодородие — это свойство почвы, способность давать высокий урожай. Надо чередовать культуры на одном поле, правильно вспахивать поле, препятствовать росту оврагов, выдуванию почвы, правильно применять химические удобрения.)

— Какая связь существует между горными породами, животными, почвой? (Почва образуется из горных пород, в состав которых входят песок, глина. Растения, животные — перегной.)

2. Фронтальный опрос

— Что такое почва?

— Из чего состоит почва?

— Как образуется почва? (За счет разрушения горных пород.)

— Какие живые существа обитают в почве?

— Как они влияют на ее плодородие?

III. Самоопределение к деятельности

Стоит дерево, цветом зелено; в этом дереве четыре угодья: первое - больным на здоровье, другое — от тьмы свет, третье — дряхлых пеленание, а четвертое — людям колодец. (Дерево — береза; четыре угодья: банный веник, лучина, связывание берестой битых горшков, березовый сок.)

Красно, а не кумач;

Кругло, а не мяч;

Кисло, а не квас;

С болот, а не бекас. (Клюква.)

Цветок - как бубенчик,

Цветет он не пышно,

Звенит ли — не слышно. (Подснежник.)

— Что общего между отгадками? (Относятся к царству растении.)

— Назовите еще представителей царства растений.

Сегодня на уроке мы научимся классифицировать растения.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

Разнообразие растений

— Рассмотрите схему на доске.


— На какие три группы можно разделить все растения? (Деревья, кустарники, травы.)

— Дополните схему. Напишите названия растений в каждой группе.

— Из каких частей состоят все растения? (Из корня, стебля, листа, цветка, плода с семенами.)

• Орган находится в почве, растет вниз. (Корень.)

• Органы растут на побегах, при их помощи растения питаются и дышат. (Листья.)

• Орган образуется на стебле, из него развиваются плоды. (Цветок.)

• Орган образуется из цветка, в нем развиваются семена. (Плод.)

• Орган растет вверх, по нему проходят питательные вещества и вода. (Стебель.)

• Органы находятся в плодах, ими растение размножается. (Семена.)

2. Работа по учебнику

— Рассмотрите в учебнике иллюстрацию на с. 69. Сравните растения, то есть найдите сходства и различия. (У одних растений есть цветки, у других нет. У одних растений иголки — видоизмененные листья, у других листья. Одни растения живут в воде, другие на суше. И т. д.)

— Прочитайте текст на с. 70.

— На какие группы делится царство растений? (Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения.)

— Как называется наука о растениях? (Ботаника.)

— Где растут водоросли? (В воде.)

— Где можно встретить мхи? (Во влажных местах.)

— Как узнать папоротники? (По красивым листьям, похожим на перья.)

— Назовите хвойные растения. (Сосна, ель, кедр и т. д.)

— Какая из групп наиболее разнообразна? (Цветковые растения.)

3. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки. На каждом рисунке изображены представители разных групп царства растений. Найдите их отличительные признаки, пронумеруйте рисунки. (2, 4, 5, 1, 3.)

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

— Расскажите о разнообразии растений.

— Прочитайте. Зачеркните лишнее в каждом ряду. Обоснуйте ответ. (В первом ряду лишнее — морская капуста. Она относится к водорослям, остальные — цветковые. Во втором ряду лишнее — липа. Она относится к цветковым растениям, остальные — к хвойным.)

(Учитель может предложить детям усложненное задание — по аналогии -составить свое задание и предложить выполнить его другим ученикам.)

4. Работа по учебнику

— Прочитайте в учебнике текст на с. 72.

— К какой группе относятся растения, изображенные на иллюстрации? (Кгруппе цветковых.)

— Сколько видов растений на иллюстрации? (Три: одуванчик, подорожник, клевер.)

— Найдите сходства и различия между этими растениями. (Сходства: части растений одинаковые, размножение — плоды с семенами. Различия: разные по форме листья, цветки.)

Ученым сейчас известно около 500 тыс. видов растений. Из них почти 250 тыс. цветковые. Мхов на свете около 27 тыс. видов, папоротников — более 10 тыс. А вот хвойных всего около 600 видов.

5. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Прочитайте задание. Запишите, сколько растений каждого вида показано на рисунке в учебнике (с. 72).

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

— Прочитайте задание. Запишите по три примера различных видов растений.

(После выполнения задания проводится проверка.)

— К каким группам они относятся?

— Что интересного вы о них знаете?

— К какой группе растений относятся яблоня и дуб? (К группе цветковых растений.)

— Но яблоня и дуб — это растения разных . (видов).

(После выполнения задания проводится проверка.)

V. Физкультминутка

Мы клееной лужайке вышли,

Поднимали ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Кто из нас вот так шагал —

Не споткнулся, не упал.

Вот мы в лес пришли,

Белый гриб нашли.

Вот грибок, другой грибок.

Положу их в кузовок.

VI. Закрепление изученного материала

Практическая работа

(Учитель раздает детям распечатки таблицы.)

Разнообразие растений

Группа

растений

Корень

Стебель

Листья

Размножение

Особенности жизнедеятельности

Ответ.

Группа

растений

Корень

Стебель

Листья

Размноже ние

Особенности жизнедеятельности

Живут в основном в воде

Живут в сырых местах, жизнеспособны, не имеют цветков

Живут в сырых местах, жизнеспособны, не имеют цветков

Стержневая или мочковатая система

В виде иголок (хвоя)

Семена образуются в шишках

Почти все относятся к вечнозеленым

Стержневая или мочковатая система

Травянистый или одеревенелый

Листовая пластина с черешком

Из цветков образуются плоды с семенами

Очень разнообразны и многочисленны

VII. Рефлексия

(Работа проводится в группах.)

— К каким группам растений относятся: роза, лиственница, морская капуста, клен, кедр?

— Придумайте подобное задание для своих одноклассников. Проверьте, научились ли они классифицировать растения.

— Определите с помощью атласа-определителя 2—3 растения в классе, в других помещениях школы или возле школы (по вашему выбору). Проверьте, правильно ли определили растения другие ребята.

VIII. Подведение итогов урока

— На какие группы делятся растения?

— Приведите примеры растений разных групп.

— Приведите примеры растений разных видов, но одной группы.

— Что особенно вам понравилось на уроке?

Домашнее задание

2. Рабочая тетрадь: № 7—8 (с. 31).

Дополнительный материал

Много интересного рассказывают о себе лесные обитатели. Послушайте их рассказы, определите, кто эти герои, к какой группе растений относятся.

У самой дороги расту, у всех на виду красуюсь. Интересно, сорвет меня кто-нибудь?

Сейчас погадаю: сорвут — не сорвут, сорвут — не сорвут, сорвут - не сорвут. Теперь ясно — не сорвут: ни лепестка не осталось! (Ромашка.)

2. Посадил ты меня в землю, а теперь обижаешься — отчего, дескать, медленно расту? Невдомек тебе, что расту я в обе стороны. Кверху стволик тянется с веточками. А вниз — становой корень уходит, землю буравит. И корень этот куда длиннее, чем ствол. И работа у него тяжелая — землю раздвигать, до глубокой воды добираться. А вот как доберется, укрепится, начнет воду качать — тогда и я пойду в рост. Будет у меня веток — сотни, листьев — тысячи, желудей — тьма-тьмущая. И стоять буду крепко. (Дуб.)

3. Мы и ростом невелички, и цветы у нас капельные, и запаха приятного нет. Аты нас все равно не забудешь. Увидишь голубое небо весной - нас вспомнишь. Встретишь голубое чистое озеро — нас вспомнишь. Глаза у кого-нибудь увидишь голубые — опять нас вспомнишь. (Незабудки.)

4. Далеко-далеко внизу, у корней моих, ручеек в траве позванивает. Вровень с поясом березки да осинки стоят. До плеч моих только ели старые дотянулись. А выше моей головы только лишь облако ходячее в синем небе. Не по мне коротышкой быть, в тени сидеть — свет люблю, ясное небушко. Я бы еще не так вымахала, но ведь мы, деревья, не круглый год растем. Вот только два весенних месяца кверху тянусь, а там — стоп! Все. Другими делами надо заниматься: шишки завязывать, хвою обновлять, почки новые закладывать. Зато и вырастаю же я за эти два месяца — будто подпрыгиваю. (Сосна.)

5. Считается, что мое научное название — кампанула — связано с появлением колокола у первых христиан в итальянской провинции Кампании. Об этом повествует старинная легенда.

Жил некогда епископ Паулиний, любивший по вечерам прогуливаться среди полей, отдыхая от земных дел. В один из летних вечеров, когда воздух был напоен запахом полевых трав и они тихо шелестели, раскачиваясь от легкого дуновения ветерка, епископ был так очарован красотой окружающей его природы, что опустился на колени и стал читать молитву, вознося хвалу Богу за ниспосланную ему благодать. Вдруг откуда-то донесся мелодичный звон. Епископ посмотрел вокруг и увидел недалеко плавно раскачивающийся лиловый цветок. Божественное совершенство формы этого цветка так поразило его, что, придя домой, Паулиний велел изготовить гигантское подобие цветка — колокол, который подняли на башню местного собора. Назови мое имя. (Колокольчик.)

7. В старину сапоги для русских солдат делали особым способом: в подметку между двумя слоями кожи вставляли прослойку из моей коры. Она не пропускала внутрь сапога влагу. И в сырую погоду воины редко простужались и редко болели. В наше время таблетки, изготовленные из моей древесины, применяются при отравлениях, так как очищают весь организм. А деготь входит в состав мази Вишневского и лечит даже страшные ожоги. Но самая приятная польза от меня заключается в том, чтобы попариться веником в бане и выпить сока после банной процедуры. Назови мое имя. (Береза.)

А еще я украшаю лес и служу лекарством для лосей. Люди тоже научились делать из меня лечебные препараты. Но я украшаю не только лес. Фигурки, изображающие меня, можно встретить на новогодней елке и детской площадке. Ты узнал меня? (Мухомор.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель урока - помочь учащимся понять, что нужно делать для сохранения удивительного мира природы.

Урок окружающего мира в 3-м классе

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Цель: помочь учащимся понять, что нужно делать для сохранения удивительного мира природы.

обучающий аспект

показать значимость растений в жизни человека, сформулировать правила поведения в природе;

обогатить личный опыт учащихся примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой;

помочь учащимся осознать практическую значимость изучаемого материала;

развивающий аспект

развивать познавательную активность детей, интерес;

развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать и делать выводы;

развивать память и внимание учащихся;

воспитывающий аспект

воспитывать бережное отношение к растениям, любовь к природе;

воспитывать коммуникабельность, культуру сотрудничества.

Оборудование урока: мультимедиапроектор; компьютер; презентация

Этапы урока:

подготовка к активной учебно-познавательной деятельности,

1 этап. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.

Задачи этапа:

Мотивировать детей на учебную деятельность.

Уметь формулировать учебную задачу.

Воспитывать культуру слушания.

Создание эмоционального настроя

- Добрый день! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнёмся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнём наш урок.

Постановка проблемы и ее решение

- Ребята, сегодня на лесной опушке с утра стоит шум. Отгадайте загадки и узнаете, кто же это там шумит?

Стоит на поляне

В зеленой кофточке

В белом сарафане. (береза)

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет

А в иголках круглый год. (ель, сосна)

Темной он покрыт корой,

Лист красивый, вырезной.

А на кончиках ветвей

Много – много желудей. (дуб)

- Кто же это поднял шум? Растения.

-Закройте глаза и посчитайте до 5, а теперь откройте глаза (появился горшочек с цветущим растением), снова закройте глаза и посчитайте до 5 (появляется горшок с засохшим растением). Что изменилось?

В одном горшочке красивое, цветущее растение. Оно радует нас своими цветами. В другом - погибшее растение. Оно уже не зацветет и радовать своей красотой не будет.

- Как вы думаете, что шепчут нам растения, о чем они хотят нас попросить? Растения гибнут, некоторые из них просто исчезают. Растения просят о помощи.

На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты,
Оставляет нам каждое лето.
Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны, и не будет красоты.

- Чему учит нас это стихотворение? Нужно беречь растения.

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? Охрана растений. Слайд 6

-Что мы хотим узнать сегодня на уроке по этой теме?

Слайд 7 Почему растения погибают? Что мы можем сделать, чтобы сохранить растения? Вот на эти вопросы мы постараемся ответить.

2 этап. Применение знаний.

Задачи этапа:

Уметь применять информацию об охране растений в стандартных и нестандартных учебных ситуациях.

Развивать навыки управления собственной деятельностью: планировать, контролировать, оценивать.

Воспитывать культуру сотрудничества.

Как хорошо, что на Земле есть растения! Без растений не было бы жизни на Земле!

- Какое значение имеют растения для людей?

- Растения выделяют в воздух кислород, необходимый для дыхания живых существ.

- Для животных растения – это и дом и пища.

- Люди питаются растениями и продуктами, полученными из них.

- Многие растения лекарственные.

- Волокна хлопчатника и льна идут на изготовление тканей.

- Не могут люди обойтись и без древесины.

Несомненно, жизнь животных, человека полностью зависят от растений.

Выявление причин исчезновения растений.

Работа в парах. Учебник с.84-85

- Подумайте, ребята, как или чем наносит вред растениям человек?

1.Хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни растений. К примеру, на месте леса ______________ .

2.Очень многие растения становятся редкими из-за того, то люди __________________________.

3.Бывает, что люди, даже не срывая растений, губят их. Причина этого-_________________________. Под ногами людей уплотняется почва. В такой почве остается мало ___________________________ и растения погибают.

Слайд 11-13 Проверка.

К сожалению, деятельность человека изменила условия жизни растений. Тысячи гектаров леса сгорают в России по вине человека. Причиной тому не потушенный костер. Выпиливая леса, люди оставляют после себя опустошённые голые пространства с грудами обрубленных веток. На месте леса люди строят заводы или роют карьер. Много растений при этом погибает.

Очень многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых цветков. Такие растения не дадут плодов и семян, а значит, и потомства. Сорванные растения быстро вянут, а в природе они ещё долго могли бы радовать нас!

Замечательное богатство природы – лекарственные растения. Некоторые виды лекарственных растений из–за неумеренного сбора уже стали редкими. Эти растения совсем не надо собирать. Лучше всего заготавливать: пижму, подорожник, пастушью сумку, тысячелистник, калган.

Бывает, что люди, даже не срывая растения, губят их. Причина этого - вытаптывание. Идёт человек по лесу и не замечает, как у него под ногами ломаются, втаптываются в землю хрупкие травы. К тому же под ногами людей уплотняется почва. В такой почве остаётся мало воздуха, воды, и растения на ней жить не могут, они погибают.

Человек наносит вред растениям:

- неумеренным сбором лекарственных растений.

– Как вы думаете, что ожидает растения в дальнейшем?

Беседа о лекарственных растениях.

Растет лекарство под ногами

Прошу вас, убедитесь сами.

Кладем на ссадину листочек,

И ссадина не кровоточит.

И можно снова в путь –дорогу.

Ведь их у нас так много!

Подорожник – многолетнее растение. Встречается вдоль дорог (отсюда его название). Листья подорожника прикладывают к ране для обеззараживания и скорейшего заживления.

Держит девочка в руке облачко на стебельке.

Погляди на зверобой

Он на лугу повсюду.

Он поможет нам с тобой

Вылечить простуду.

Наши предки считали зверобой растением с чудодейственными свойствами, помогающим от всевозможных болезней. Так, он убивает микробы, затягивает раны, останавливает нагноения.

Белая корзина, золотое донце.

Растение, которое мы зовем ромашкой, иначе называют нивяник, он занесен в Красную книгу.

Растение поможет нам при простуде.

Правила друзей природы.

- Выясните с помощью текста учебника, как нужно вести себя в природе, чтобы не причинять растениям вреда? [с.86]

1. Находясь в природе, не будем срывать растения для букетов. Будем составлять букеты только из тех растений, которые выращены человеком.

2. Собирать лекарственные растения будем только в тех местах, где их много. Часть растений обязательно оставим в природе.

3. В лесу будем стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибали от вытаптывания.

Учитель на доске вывешивает экологические знаки.

Слайд 18 Физкультминутка.

Слайд 20-23
1. Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? Приложить лист подорожника.
2. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? Сфагнум, или торфяной мох. Он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол.
3. Какая ягода заменяет лимон? Клюква, содержит лимонную кислоту.
4. Плоды каких кустарников богаты витамином С? Черная смородина, шиповник.

В любой ситуации надо помнить о правилах поведения в природе и поступать так, чтобы ваши действия приносили пользу окружающему миру и самому человеку.

Знакомство с Красной книгой.

Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений. Растения нуждаются в охране. Поэтому люди создали Красную книгу. Показ книги.

- Красная книга! Почему она Красная? Красный цвет - это сигнал опасности. Остановитесь, люди! Ещё один неосторожный шаг, и может быть поздно.

Охраняется Красной книгой
Столько разных животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Красная книга, Красная!
Значит природа в опасности!

Идея Красной книги – спасти животный и растительный мир.

Многие растения, например подснежники, водяной орех, венерин башмачок внесены в Красную книгу России. Гораздо реже, чем раньше, попадаются на глаза кувшинка, купальница. Возле больших городов осталось мало ландышей, колокольчиков. Все эти растения нуждаются в охране.

- Мы проделали большую работу на уроке. К какому выводу мы пришли? Каждый человек должен бережно относиться к растениям.

Слайд 32

Человек! Ты царь природы!
О тебе веду я речь.
Можешь ты помочь живому,
Иль на гибель всех обречь.
Помоги траве родиться,
Белкам жить, а речкам течь.
Ты на свете самый главный.
Значит должен всех беречь!

3 этап. Рефлексивно-оценочный этап.

Оценка урока обучающимися:

- Кто считает, что узнал много полезного и важного – прикрепит оранжевый цветок.

- Если урок был интересный – розовый цветок.

- Если урок понравился, но показался трудным синий цветок.

У нас получилась цветущая поляна! Благодарю за работу!

Список литературы:

1.Плешаков А.А., Крючкова Е.А., Окружающий мир: Учебник. - М: Просвещение/Учебник, 2011.

2. Плешаков А.А., Крючкова Е. А., Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. - М: Просвещение, 2011.

3. А.А. Плешаков. От земли до неба: Атлас – определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2008.

Читайте также: