Прямая речь диалог 5 класс конспект урока фгос ладыженская

Обновлено: 05.07.2024

Прямая речь – это высказывание какого-либо лица, передаваемое дословно.

Косвенная речь – воспроизведение чужого высказывания, которое каким-то образом изменено.

Диалог – это разговор двух или более лиц.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение,2016. – с. 113,116

Дополнительная литература:

1. Львова С. И., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1 // Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012. – с.143

2. Панов М. В., Русский язык. 5 класс. // Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С., Ильина Н. Е., Рочко Т. А. – М.: Русское слово, 2008 – с. 347

3. Розенталь Д. Э. Русский язык на отлично. Правила и упражнения. – М.: Оникс, Мир и Образование, 2009 – с. 281-283

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Когда мы хотим передать слова собеседника или свои собственные, но сказанные ранее, то мы используем предложения с прямой речью.

Слов автора и прямая речь связываются без союзов, по смыслу и при помощи интонации. Слова автора указывают, кому принадлежит высказывание, при каких условиях оно было произнесено, как произнесено.


В словах автора часто употребляются слова и словосочетания, которые обозначают процессы речи или мысли: говорить, сказать, спросить, ответить, прошептать, крикнуть, спросить, вспомнить и т.д.

На письме прямая речь выделяется кавычками.

В схемах прямая речь обозначается буквой П, п, слова автора – А, а. В некоторых учебниках прямая речь обозначается заштрихованным прямоугольником, а слова автора – прямоугольником без штрихов.


Схемы расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью выглядят следующим образом.


В первом столбике представлены схемы предложений, в которых слова автора расположены перед прямой речью. Обратите внимание, что точка ставится после кавычек, а восклицательный, вопросительный знаки и многоточие – внутри кавычек.

Во втором столбике представлены схемы предложений, в которых слова автора стоят после прямой речи. Обратите внимание, что во всех схемах слова автора пишутся с маленькой буквы.

В третьем столбике представлены схемы предложений, в которых слова автора разрывают прямую речь. Более подробно с этими правилами вы будете знакомиться позже.

Прямая речь, представляющая собой разговор двух или более лиц, называется диалогом. Слова каждого лица, участвующего в разговоре, называются репликами. Слова автора могут сопровождать реплику, а могут и отсутствовать.

Все реплики диалога даются с нового абзаца, и перед каждой репликой ставится тире. Если реплика сопровождается словами автора, то ставятся те же знаки препинания, что при прямой речи, но без кавычек.

На покрытой мешками соломе вокруг Тимура расположились ребята.

– В доме номер двадцать два девчонка плачет, – как бы нехотя сообщил Гейка.

– Чего же она плачет?

– Спрашивал – не говорит.

– А ты спросил бы получше… Может быть, кто-нибудь её поколотил… обидел?

– Спрашивал – не говорит.

– А велика ли девчонка?

– Вот ещё беда! Кабы человек… а то – четыре года! Постой, а чей это дом?

– Дом лейтенанта Павлова. Того, что недавно убили на границе.

Теоретический материал для углубленного изучения

Косвенная речь.


Во втором предложении указано, кто сказал, что он сказал, но дословно речь героини не передана.

С точки зрения синтаксиса, предложение с косвенной речью – это сложноподчинённое предложение. Главное предложение в нём – это слова автора, а придаточное – прямая речь. При замене прямой речи косвенной часто меняется порядок слов в предложении.

Придаточное предложение, передающее чужую речь, присоединяется к главному при помощи союзов.

Если прямая речь представляет собой повествовательное предложение, то используются союзы что, будто.

Если прямая речь представляет собой побудительное предложение – чтобы.

Если прямая речь – это вопросительное предложение, то роль союзов выполняют вопросительные местоимения, наречия, частицы, которые были в прямой речи, или союз ли.

В косвенной речи личные местоимения 1-го и 2-го лица ставятся в форму 3-го лица. Местоимения и глаголы употребляются не от лица автора, а от лица того человека, который рассказывает об этом. Обращения, слова ДА и НЕТ, частицы и междометия при замене прямой речи опускаются.


В первом предложении представлена прямая речь. При переводе её в косвенную появляются союзы что, чтобы. Местоимение наши меняется на местоимение их, обращение папа меняется на дополнение с добавлением глагола попросила папу.

Косвенная речь передает содержание прямой речи с большей или меньшей точностью.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Укажите, какой схеме соответствует данное предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены!)

Внимание раздался с чердака звонкий, торжествующий голос Жени. Подаю по форме номер один позывной сигнал общий.

Разбор задания: Читаем предложение. Находим в нём, кто говорит и что говорит. Мы видим грамматическую основу голос раздался. Это слова автора. Этот голос говорит внимание и подаю позывной. Следовательно, слова автора расположены в середине прямой речи. Слово внимание передаёт призыв, следовательно после него надо поставить восклицательный знак. Ответ: 2.

Выделите зелёным цветом слова автора в предложениях. (Знаки препинания не расставлены!)

1. Ольга в страхе спросила Женя, ты откуда? Как ты сюда попала?

2. Ты вся в грязи, лицо чёрное! Как ты сюда попала? опять спросила Ольга.

Разбор задания: В первом предложении Ольга спрашивает Женю, следовательно слова автора в начале предложения. Собственно прямая речь начинается с обращения.

Во втором предложении Ольга продолжает спрашивать Женю. Вначале идёт прямая речь, а потом слова автора.

1. Ольга в страхе спросила Женя, ты откуда? Как ты сюда попала?

2. Ты вся в грязи, лицо чёрное! Как ты сюда попала? опять спросила Ольга.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Прямая речь. Диалог

Цель: повторить полученные в 5 классе знания учащихся о диалоге, прямой и косвенной речи, о знаках препинания при них, формировать умение отличать предложения с прямой речью от диалога, совершенствовать пунктуационные навыки, умения составлять схемы предложений с прямой речью, составлять предложения по заданным схемам.

- Давайте вспомним, что такое диалог? Прямая речь?

Диалог – это разговор двух или нескольких лиц.

Прямая речь – слова какого-либо лица, передаваемые от его имени автором дословно.

- Из скольких частей состоят предложения с прямой речью? Вспомним схемы таких предложений.

- Какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью.

III . Закрепление.

1) Диктант (у доски)

2) Распределительный диктант (индивидуально)

Заполните карточки со схемами предложений с прямой речью номерами предложений на доске, строение которых соответствует схеме

3) Конструирование (в парах). Раздается два набора карточек: на белых - разрезанные предложения с косвенной речью, на красных – различные знаки препинания. Первая задача: собрать предложения. Вторая: вспомнив алгоритм действия, переделать предложения с косвенной речью в предложения с прямой.

Предложения для конструктора

Охотник крикнул нам, чтобы мы не ходили на болото, там опасно.

Медсестра сказала мне, что доктора сегодня не будет.

Приезжий спросил у москвича, как ему пройти на Красную площадь.

Мне было сказано, что так поступать нельзя.

Взаимопроверка (в четверках)

4) Работа с карточками (в парах). Прочитайте шуточные диалоги из фольклора, расставьте необходимые знаки препинания.

Где ты брат Иван

А Петр что делает

Да на печи лежит.

Предупреждал, советовал, сообщил, оповестил, уведомил, осведомил, информировал, говорил, сказал, посоветовал, попросил, ответил, подумал, поразмышлял, молвил, скомандовал, спросил, поинтересовался, проворчал

Меня вы, бедную, не погубите

И землю вровень хоть с горою затопите,

Чтобы в моих поместьях никогда

молится Лягушка из норы

«Чем кумушек считать трудиться,

Ей Мишка отвечал.

«Соседка, слышала ль ты добрую молву? –

Ведь кошка, говорят, попалась в когти Льву?

Вбежавши, Крысе Мышь сказала, -

Листы на дереве с зефирами шептали;

И вот как о себе зефирам толковали:

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.

им отвечает Соловей.

«Ах ты, обжора! ах, злодей! –

Тут Ваську Повар укоряет, -

IV . Итоги урока . Д/з упр. 57 (по учебнику Ладыженской)

Дополнительный материал

1) Купец ________________ Аленький цветочек нехитро найти, да как же узнать мне, что краше его нет на белом свете. (удивленно спросил)

2) Мохнатое чудовище _________________ Как ты посмел сорвать в моем саду мой любимый цветок (громко прокричало)

3) Пусть та дочь и выручает отца, для кого он доставал аленький цветочек _________________ старшая дочь. (громко сказала)

2. Контрольная работа

1) Укажи схемы предложений с прямой речью, в которых допущены пунктуационные ошибки.

а) Ах ты, обжора! ах, злодей! –

Тут Ваську Повар укоряет.

в) «Не радуйся, мой свет, -

Ей Крыса говорит в ответ, -

г) Скоро ли Москва то и дело спрашивали маленькие пассажиры.

3) Установите соответствие между схемой и предложением (знаки расставлены частично)

«Далече ли до крепости спросил я у своего ямщика (Пушкин).

Покажи – закричал Данила-мастер. – Без цветка мне жизни нет. (Бажов)

Повторяла она в отчаянии Лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского. (Пушкин)

Метапредметные:

1. Познавательные : владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать; свободно пользоваться словарями различных типов.

2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее, соотносить цели и результаты своей деятельности, определять степень успешности работы.

3. Коммуникативные : строить связное монологическое высказывание, представлять результат своей деятельности, оценивать деятельность одноклассников.

Личностные : формировать адекватную самооценку , устойчивую мотивацию к обучению, уважительное отношение к русскому языку, прививать интерес к познавательной деятельности , стремление к речевому самосовершенствованию.

Формы обучения

Индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы обучения

По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный.

По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный.

Приемы обучения

Фронтальный опрос, работа в группах, индивидуальные задания.

Эмоционально-ценностный компонент урока

Деятельностный компонент урока

Уметь находить прямую речь в предложении; расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Образовательные интернет-ресурсы

Оборудование

Мультимедийный проектор, экран, компьютер (ноутбук), презентация; бумажные карточки с заданиями, учебник, доска, мел.

Наглядно- демонстра-ционный материал

Решаемые проблемы

Что такое прямая речь? Как отличить слова автора от прямой речи? Как расставить знаки препинания в предложениях с прямой речью?

Основные понятия

Прямая речь, кавычки, слова автора

Решаемые проблемы

Что такое прямая речь? Как отличить слова автора от прямой речи? Как расставить знаки препинания в предложениях с прямой речью?

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу.

Учитель. - Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке. Улыбнитесь друг другу, и мы начнем наш урок.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

1. Мотивация (самоопределение) к совершению учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создание условий для возникновения внутренней готовности включения в деятельность.

Организация учебного процесса на этапе 1. Актуализация знаний.

Выполнение индивидуальных заданий учащимися у доски.

1. Выполнить синтаксический разбор предложения.

Катя сказала, что прилетели снегири 4 .

2. Выполнить разбор слова по составу. Прилетели 2

При – лет – е - л - и 2

Беседа с классом.

-Какой раздел русского языка мы с вами изучаем? (Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.)

- Для чего нам нужна пунктуация? (Пунктуация учит нас правильно ставить самые разные знаки препинания.)

- Какие знаки препинания вы знаете? (Точка, запятая, вопросительные, восклицательные знаки, двоеточие, кавычки.)

- А вы знаете, когда мы ставим кавычки в предложениях? (Нет, но мы видели в текстах некоторых упражнений.)

- А вам интересно узнать ответ на этот вопрос? ( Да.)

Один из учеников в классе оценивает их работу с аргументацией.

Обращаем внимание учащихся на предложение на доске.

- Какой вопрос вы задали ко второму предложению в составе сложного? ( О чём сказала Катя? Что сказала Катя? )

- Верно. Здесь чужая речь передана примерно. Как называется такая речь? Может, кто знает? Скажите . Перед собой мы видим пример косвенной речи.

Формулируют ответы на вопросы учителя, записывают предложение? Выполняют грамматические работы, обосновывают своё решение, оценивают работы одноклассников.

2. Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений.

Организация учебного процесса на этапе 2

- Молодцы! Дословная речь будет называться прямой речью.

Формулирование темы урока.

- Запишем в тетрадях тему урока. (Записи в тетрадях)

- Возможно, кто-то из вас уже знаком с этим понятием. Сейчас возьмите карточки под номером 1 и заполните только левый столбик (колонку)


-------------------------------------------------------------------------------------------------------

Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал на уроке?

(Известная информация и предположения.) (Новая информация.)

- Возникли ли у вас какие-нибудь вопросы по теме сегодняшнего урока? Учитель записывает вопросы детей на доске (Как оформляется на письме прямая речь? Что такое прямая речь? Как отличить от других предложений предложения с прямой речью? …)

У чащиеся формулируют тему урока, обсуждают ситуацию,

анализируют, осознают, что знаний недостаточно, формулируют вопросы (мысли) для планирования пути достижения целей, понимания темы урока.

3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе плана действий для достижения целей.

Организация учебного процесса на этапе 3

- Посмотрите на вопросы, записанные на доске, и скажите, чем мы будем заниматься на уроке. Чтобы найти ответы на эти вопросы, д авайте составим план действий. Каков будет первый шаг? (Научиться замечать, находить прямую речь) Второй? (Узнать правила оформления прямой речи.) Третий? (Научиться ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью.)

Постановка цели урока.

- Итак, цели сегодняшнего урока. Чему мы должны с вами научиться? (Уметь записывать предложения с прямой речью, ставить знаки препинания в них; находить предложения с прямой речью, выявлять их на слух.)

- Чтобы достичь поставленных целей, сначала вчитаемся в каждое слово темы. Все ли для нас здесь знакомо? Слово речь нам знакомо? Что такое речь? (Использование толкового словаря для проверки)

Работа с учебником.

- Сейчас поработаем с материалом для самостоятельных наблюдений на странице 113. Два данных предложения с выделенной частью зачитает … (Чтение записи в учебнике.

Максим Горький писал, что надо обогащать себя знанием русского языка и больше читать. )

- Чем отличаются эти предложения друг от друга? ( В первом предложении слова переданы дословно, точно, от имени писателя. Это будет прямая речь. А во втором – с искажением. Это косвенная речь.) Запасной вопрос: Сравните эти два предложения и скажите , в котором предложение с прямой речью, в котором оформлена косвенная речь.

- Молодцы! Вы увидели прямую речь. Кто заметил, в чём особенность оформления предложения с прямой речью? (Обратили внимание на знаки препинания, в которые заключается дословная (прямая) речь, - кавычки. То есть для записи прямой (правдивой) речи существуют специальные пунктуационные знаки - кавычки )

- Ребята, на сколько частей можно разделить первое предложение, и как они называются? (На две части. 2 часть – это прямая речь, а как называется 1 часть мы узнаем сегодня.)

- Прочитаем правило учебника на странице 113. Проверим себя и узнаем из каких частей состоит предложение с прямой речью. (Чтение правила учеником.)

- Итак, из каких частей состоит предложение с прямой речью? (Из прямой речи и слов автора.)

Запись на доске учителем с комментариями.

- В учебнике же прямая речь будет обозначаться заштрихованным прямоугольником , заключённым в … кавычки. (Записи на доске.)

- Слава автора, которые вводят в предложение чужую речь, мы на доске и в тетрадях будем обозначать буквой а или А , а в учебнике вам будет дан пустой прямоугольник.

- Обратите внимание на то, какой пунктуационный знак стоит (разделяет) между словами автора и прямой речью. Какой? (Двоеточие.) Какие знаки в конце предложений? (Выводы учеников. Формулировка правила.)

Учащиеся обсуждают, анализируют, высказывают свою точку зрения, в сотрудничестве планируют пути достижения целей; составляют плана действий.

4. Практическая деятельность по реализации построенного проекта

Организация учебного процесса на этапе 3

Работа с учебнком .

Выполнение упражнения 245 . Чтение задание. Проговаривание.

- Работаем по образцу , данному в правиле. (Составление схем с комментированием и запись его в 1 столбик.) Какие глаголы говорения, которые вводят в предложение чужую речь, здесь есть? (Сказала, заплакали, зарыдало, шепнул.)

- В данных схемах слова автора указаны большой буквой. Почему? (Находятся в начале предложения с прямой речью. Предложения мы всегда начинаем с большой буквой.)

- Где должны находиться слова автора, чтобы в схеме мы их записали маленькой буквой? (После прямой речи.)

Работа с материалом для самостоятельных наблюдений на странице 114.

Вывод. Формулировка правила.

- Ребята, посмотрите на схемы предложений, которые записаны на доске. Чем отличаются схемы предложений в первом столбике от схем во втором столбике? Чем похожи схемы предложений в одном столбике? (Часть , в которой указывается автор, пишется с большой буквы, когда начинает предложение и с маленькой, когда находится после прямой речи.)

- Как оформляется прямая речь? ( Прямая речь всегда берется в кавычки и пишется с большой буквы, слова автора отделяются от прямой речи двоеточием или тире – в зависимости от того, где находятся: до или после прямой речи.)

- Можем ли мы поменять местами эти 2 части ? (Да. Слова автора и прямой речи могут стоять по-разному по отношению друг к другу.) Меняются ли знаки препинания при этом (Да.) Обращаем внимание на схемы и постановку пунктуационных знаков.

Работа с предложением , которое обсуждали в начале урока. Превращаем косвенную речь в прямую и добавляем Кате эмоцию (с помощью наречия). Расставляем знаки с помощью алгоритма, составляем схему.

Осваивают лингвистические термины, составляют схему предложения с прямой речью, делают вывод.

Физкультминутка

5. Первичное закрепление

с проговариванием во внешней речи

Цель этапа: закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.

Организация учебного процесса на этапе 5

1.“А, старая знакомая, здравствуй!” - ласково проговорила Лиса. 2. Заяц сказал: “Берегись, Серая Шейка, она опять придет”. 3. “Ведь вы весной вернетесь?” - спрашивала Серая Шейка. ( Дми́трий Нарки́сович Ма́мин - Сибиря́к )

2.“Уходи, пожалуйста, я совсем не хочу с тобой разговаривать”, - ответила Серая Шейка.

Воспринимают информацию на слух, анализируют, сопоставляют и обобщают, выполняют задание

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

У чащиеся самостоятельно выполняют задания и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Организация учебного процесса на этапе 6

Выполнение диффиринцированных заданий по группам на выданных листах. Карточка № 2 в приложении.

- Сейчас выполним задания на карточке № 2. Положите её перед собой. Выполняем задания пошагово, по порядку.

- Сначала выполним задание № 1 . Здесь, прямо на карточке, надо расставить знаки препинания. У вас 1 минута! … Теперь берём чёрную ручку и проверяем по эталону – решению на экране. Это быстро. Проверили! Здесь каждому надо было правильно поставить 4 знака. Если вы , казалось бы, просто перепутали знаки местами – это всё равно ошибка, и не одна , а две! Оцениваем!

- Выполняем задание № 2 . Надо вам провести соответствия. Найти, которое предложение будет относиться к какой записанной схеме. Номер соответствующего предложения надо будет вписать в пустую клеточку под схемой. У вас 2 минуты! … Теперь меняемся карточками с соседом по затылку. 1 парта со 2. 3 с 4. Пятая парта меняется работами с соседом по плечу. Берём чёрную ручку и проверяем по эталону – решению на экране. Проверили! Оцениваем! Здесь каждому надо было правильно проставить цифры от 1 до 5.

- Проверяюшие, запишите своё имя под третьим заданием той же чёрной ручкой. Верните карточки хозяевам.

- Теперь оценим: кто и как работал. (Выставление оценок.)

1 задание по эталону проверяет свою работу сам ученик.

2 – сосед по парте (взамопроверка)

3 – озвучивают предложения, которые получились. Оценивают одноклассники и учитель.

Для учащихся, допустивших ошибки, представить возможность выявления причин ошибок и их исправление.

Составляют предложения. Проверяя упражнение, учащиеся отмечают ошибки, выставляют себе оценку по шкале баллов. Проводится анализ и исправление ошибок.

7. Включение в систему знаний и повторения

Цель этапа: повторить и закрепить

Организация учебного процесса на этапе 7

Восстановление текста , высвеченного на экране.

Прямая речь –это слова ________ , передаваемые без изменения.

В предложениях с прямой речью различают слова автора и ___________.

Прямая речь заключается в __________ и всегда пишется с __________ буквы.

- Теперь предлагаю вам вспомнить тему сегодняшнего урока. Как она называется? (Прямая речь.)

- Какие цели были поставлены нами на уроке? (записи на доске.)

- Предлагаю вам оформить 2 столбик таблицы в карточке № 1.

- 2 и 3 группы выполняют упражнение 248. (Затем учащиеся объясняют , какие пунктуационные знаки они использовали и почему. Класс оценивает, если будут ошибки, исправляет.)

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность.

Организация учебного процесса на этапе 8

- Чему был посвящен урок? Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите. (Изучению предложений с прямой речью и постановке знаков препинания в них… См. на записи.)

- В чём испытывали трудности?

- Что помогло нам их преодолеть? (Не всегда правильно ставим знаки препинания в предложениях с прямой речью)

- Теперь оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.

Научился находить ____________, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

Осуществляют самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности.

9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель этапа: объяснить порядок выполнения домашних упражнений.

Организация учебного процесса на этапе 8

- Я рекомендую вам домашнее задание, которое поможет вам закрепить полученные знания и преодолеть трудности

1) параграф 48 повторить, выучить правила (всем!)

2) выполнить упражнения 249 – 1 и 2 группам, 247 – 3 группе (Объяснение заданий.)

3) Найти предложения с прямой речью в газетах и журналах (в средствах массовой информации), переписать в тетрадь.

Спасибо, я вами довольна.

Карточка № 2.

1. Расставьте пропущенные знаки препинания.

3 Учитель спросил Вы читали сказки А.С.Пушкина

2. Запишите в колонки номера предложений с прямой речью, соответствующие данным схемам. Расставьте знаки препинания.

1. Серая Шейка спрашивала Ведь вы весной вернетесь

2. Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик советовала старая утка. 3. Неужели река замерзнет думала Серая Шейка. 4. Ах, как ты меня напугала, глупая проговорил заяц.

5. Лисичка сказала Я тебя съем

Составьте и запишите предложения по схемам.

Карточка № 2.

1. Расставьте пропущенные знаки препинания.

2 А.С.Пушкин писал Что за прелесть эти сказки

2. Запишите в колонки номера предложений с прямой речью, соответствующие данным схемам. Расставьте знаки препинания.

1. Серая Шейка спрашивала Ведь вы весной вернетесь

2. Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик советовала старая утка. 3. Неужели река замерзнет думала Серая Шейка. 4. Ах, как ты меня напугала, глупая проговорил заяц.

5. Лисичка сказала Я тебя съем

1. Мальчик весело крикнул: «__________________

Карточка № 2.

1. Расставьте пропущенные знаки препинания.

1 Максим Горький говорил Хорошая книга – праздник

2. Запишите в колонки номера предложений с прямой речью, соответствующие данным схемам. Расставьте знаки препинания.

1. Серая Шейка спрашивала Ведь вы весной вернетесь

2. Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик советовала старая утка. 3. Неужели река замерзнет думала Серая Шейка. 4. Ах, как ты меня напугала, глупая проговорил заяц.

5. Лисичка сказала Я тебя съем

Из двух предложений составьте одно с прямой речью. Составьте схемы.

1. Пишут птицы и зверушки. Сделай нам кормушки!

2. Под глубоким снегом трудно найти корм маленькой птице. Сказала девочка.


------------------------------------------------------------------------------------------------

Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал на уроке?

(Известная информация и

предположения.) (Новая информация.)


------------------------------------------------------------------------------------------------

Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал на уроке?

(Известная информация и

предположения.) (Новая информация.)

Вариант продолжения урока (по времени).

1)Укажите схему построения предложения с прямой речью, в которой допущена ошибка в постановке знаков препинания.

2) Какое предложение соответствует схеме?

1. Старший молвил Что за диво!

2. Там, в лесу, стоит одна отвечает ей она.

3. Вы у меня в гостях, ребята сказал дедушка.

4. Ну, трогай громко скомандовал вожак.

3) Указать предложение с пунктуационной ошибкой.

4) Расставьте знаки препинания при прямой речи. Составьте схемы данных предложений.

Куда же вы спросил Андрей _________________

Держись за лодку успел крикнуть мальчик. ____________

Расскажи, что ты знаешь о звуке мягко обратился ко мне экзаменатор.__________

Нажмите, чтобы узнать подробности

-Какие вы знаете виды предложений по цели высказывания? Примеры. --- - Какими бывают предложения по интонации? -Какими бывают предложения по наличию второстепенных членов? -Какие предложения называются сложными? -Как на письме отделяются простые предложения в составе сложного?

III. Изучение нового материала

1.Постановка проблемы.

Ученик работает на другой половинке доски. (расставляет пропущенные знаки препинания в предложениях:

Петя ты выучил правило

2) Приплыла к нему рыбка спросила

Чего тебе надобно старче

-Проверим работу, выполненную …….

-Ребята, все ли знаки препинания расставил…

- Из скольких частей состоит предложение? …

- Ребята, кто знает, как называются такие предложения в русском языке? (Такие предложения называются предложениями с прямой речью).

2.Формулирование темы и задач урока.

- Каких знаний нам не хватает?

- Чему мы должны научиться сегодня на уроке? (правильно, грамотно записывать такие предложения и отличать их от других предложений, правильно ставить знаки препинания при прямой речи)

Из чего состоят предложения с прямой речью.

Как на письме отделяются слова автора от прямой речи.

Схемы предложений с прямой речью.

-Какова тема нашего урока? (Прямая речь) (Тему записываю на доске)

- Запишите в тетрадях тему урока.

3.Поиск решения проблемы.

1)Работа с правилом. - Прочитайте в учебнике на стр.98, что такое прямая речь?

Максим Горький писал, что надо обогащать себя знанием русского языка и больше читать.

- Кому принадлежат выделенные слова? В каком случае они переданы точно от имени писателя?

- В каком предложении прямая речь? (1) Во втором предложении косвенная речь.

2) Исследование построения предложений с прямой речью.

- Обратите внимание на запись и построение предложения. Что нового вы увидели в оформлении предложения? (Есть кавычки)

- Где стоят слова автора? (после прямой речи.)

- Как оформлена прямая речь? (Она заключена в кавычки, написана c большой буквы; после прямой речи стоит тире.)

- Изменятся ли знаки препинания, если части предложения поменяем местами?

- Где стоят слова автора? (перед прямой речью.) Знаки сохранились?

- От чего зависит расстановка знаков препинания в предложениях с прямой речью? (В каком порядке идут прямая речь и слова автора)

-Какие слова вводят прямую речь? (сказал, предложил)

- Составим схемы предложений, обозначив прямую речь буквой П , слова автора- А.

-Обратите внимание на то, что на письме при прямой речи кавычки обозначаются не так, как в тексте книги. (Объяснить, как пишутся кавычки на письме, табличку вешаю на доске; дети пишут 2 схемы на доске)

- Что является опознавательным признаком для употребления знаков препинания при прямой речи? (Чёткое разграничение прямой речи и слов автора)

Физминутка Игра на внимание

3) Составление схем предложений. Работа в группах.

Прочитайте предложения из упражнения 236. Где стоит прямая речь? (После слов автора)

- Составьте схемы предложений.

(дети пишут на листах, по одной схеме прикрепляется на доске)

Микро итог: Итак, прямая речь выделяется кавычками и пишется с большой буквы. В каждом из приведённых случаев прямая речь стоит после слов автора, поэтому ставится двоеточие.

-Прямая речь может содержать предложения с разной интонацией- восклицательные и невосклицательные, разные по цели высказывания: повествовательные, побудительные и вопросительные. Вопросительный и восклицательный знаки ставятся перед кавычками. Точка за кавычками.

4) Соотнесение предложений со схемами. Работа в группах. Найти в упр.237 предложения, соответствующие схемам. Таблички прикрепляю на доске ( 1гр. к схеме №1, 2- №2, 3гр. -№3) Проверим…

открывается 2 половина схем

5) Сравнение схем

4. Решение проблемы. (Возвращение к проблемному заданию)

IV. Закрепление изученного.

Работа в группах. Кто быстрее и правильно?

Из какой сказки эти предложения? Как речь героев характеризует их? Как следует обращаться к людям?

Должны получиться следующие предложения:

Устно составить предложения с прямой речью в парах ( 1 ученик читает слова автора, 2-прямую речь)

Слайд №6 3) В словах автора выделены глаголы. При списывании подчеркните тот глагол, который вводит прямую речь в высказывание. Поставьте пропущенные знаки препинания.

Саша посм..трел на друга и сказал всё будет хорошо

Лена отв..ла Машу в стор..ну и спросила ты почему опоздала?

Катя подб..жала к маме и прош..птала мамочка я скучала по тебе.

Слайд №7 4) Проверим работу, выполненную Незнайкой

V. Домашнее задание.

Самостоятельно сост. 3-5 предложений с прямой речью. параграф 48

VI. Итог

1.Что такое прямая речь?

2.Из каких частей состоит предложение с прямой речью?

3.Где может стоять в предложении прямая речь? Слова автора?

4.Как ставятся знаки препинания, если прямая речь стоит после
слов автора? Перед словами автора? Приведите примеры.

- Какие знаки препинания используются в предложениях с прямой речью? (Точка, вопросительный, восклицательный знак, двоеточие, запятая, кавычки, тире).

Читайте также: