Конспект урока по окружающему миру 2 класс явления природы

Обновлено: 03.07.2024

Цель урока: Создание условия для формирования знаний о явлениях природы.

Формы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная

Образовательные:

систематизировать знания о живой и неживой природе

Развивающие:

Развивать умение рассуждать, быть внимательными и активными;

Навыки исследовательской деятельности.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе, дружелюбие, взаимопомощь, интерес к школе, самостоятельность в работе, интерес к предмету, любознательность.

Планируемые результаты:

Регулятивные:

Учащийся сможет совершенствовать умение работать по предложенному учителем плану.

Учащийся получит возможность научиться выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме.

Познавательные:

Учащийся сможет осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Учащийся закрепит умение использовать знаково-символические средства для решения учебных и практических задач.

Коммуникативные:

Учащийся сможет совершенствовать умение слушать и понимать речь других.

Учащийся сможет совершенствовать умение строить речевые высказывания в устной форме.

Учащийся сможет совершенствовать умение адекватно передавать информацию.

Учащийся сможет совершенствовать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями общения.

проявлять целостный взгляд на мир в многообразии и взаимосвязи объектов природы.

формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.

осознавать личную ответственность за свои поступки по отношению к природе.

Учащийся закрепит навыки сотрудничества в учебной деятельности с взрослыми и сверстниками .

Цель деятельности учителя: формирование знаний о явлениях природы ,формирование знаний об этих явлениях для жизни растений, животных и человека; развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни.

Планируемые результаты:

-Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося ;

-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

- уметь: пользоваться термометрами и измерять с помощью них температуру воздуха, отличать явления живой природы от явлений неживой природы.

ВложениеРазмер
Конспект урока "Явления природы" 102.07 КБ
Презентация к уроку явления природы" 2.82 МБ
раздаточный материал 11.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру

Цель деятельности учителя: формирование знаний о явлениях природы ,формирование знаний об этих явлениях для жизни растений, животных и человека; развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни.

-Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося ;

-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

- уметь: пользоваться термометрами и измерять с помощью них температуру воздуха, отличать явления живой природы от явлений неживой природы.

Методы и приемы

1.Этап самоопределения к деятельности

-Здравствуйте, урок окружающего мира у вас проведу я.

Присаживайтесь те, кто замерз сегодня по пути в школу.

Теперь садятся, кто оделся тепло и не мёрз.

Готовят рабочее место

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Актулизация знаний и мотивация

- Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг …
- На предыдущем уроке мы с вами начали говорить о природе. Давайте вспомним, какая бывает природа?

- Распределите по группам предметы живой и неживой природы.
- Прочитайте слова, которые вам даны.

-2 человека работают у доски на оценку
- Выполняйте задание.

- Что вы заметили?
- Какие это предметы?

- Они являются природой?
- Почему?
- Молодцы, вы хорошо усвоили тему прошлого урока. Сегодня мы с вами продолжим изучать природу.

Книга, солнце, ткань, дом, горы, автомашина, акула, вода, одежда, гриб, луна, цветок, камни, бабочка, дождь, кустарник, тюлень, дерево, лось, грач, холодильник, снег, шалаш, карась, звезды

- Остались предметы, которые не относятся ни к одной из колонок.

- они созданы человеком.

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

3.Постановка учебной задачи

– Сегодня на уроке мы продолжим говорить о природе. А вот о чем именно, вам предстоит догадаться самим.

- Что вы видите на фотографиях? (СЛАЙД)

- Как все это можно назвать одним словом? Кто догадался?

- Какую цель поставим перед собой на уроке?

Отвечают на вопросы

Цель: узнать о явлениях природы.

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

Работа с учебником

Практический: эксперимент в группах

- Все изменения в природе называются природными явлениями или явлениями природы.

- Давайте обратимся к учебнику и прочитаем, что еще относится к природным явлениям. Ребята, странице 28, найдите текст.

Начинаем читать его по цепочке, по одному предложению, пока я не остановлю вас.

-Ответьте теперь мне на вопрос, что такое явления природы?

-Ребята, найдите рисунки на с. 28. Рассмотрите их, и ответьте мне на вопрос, какие явления могут происходить с этими объектами неживой природы и живыми существами?

-Какие еще явления могут происходить в живой и неживой природе? Приведите свои примеры.

Ребята, посмотрите на доску, я привела свои примеры явлений в природу.

- Очень многие явления природы связаны со сменой времен года (сезонов), поэтому они называются сезонными.

- Сколько времен года вы знаете?

-Давайте посмотрим с вами небольшое видео.

-Какие изменения в природе вы заметили с изменением времени года? А как по-другому они называются?

- Сейчас вы разобьетесь на группы по временам года.

- Вспомним правила работы в группе.

2.Один говорит, другие слушают

3.Работаем тихо, чтобы не мешать дургим

4.Не согласен- предлагай!

Каждой группе достанется одно из времен года, вы должны будете назвать четыре признака этого сезона. На работу вам дается 5 минут.

Потом один ученик из подгруппы выступит с ответом у доски.

- Какие четыре признака у зимы? А у лета?

Воспринимают на слух

Выполняют чтение по цепочке

Явление природы- это различные изменение природы.

- Сосульки могут таять, а могут расти. Из тучи может идти дождь, снег, град. Снежинки могут таять. Птицы осенью улетают на юг, а весной снова прилетают. Гусеница может превратиться в бабочку и т. д.

. Снегопад, иней, ледоход, северное сияние, радуга, гроза, дождь, туман, ветер, половодье, роса, гололедица — явления неживой природы;

листопад, выведение птенцов, появление детенышей у зверей — явления живой природы.

- 4 : лето зима осень весна

Смотрят обучающее видео

Вспоминают правила работы в группах

Выполняют действия по заданию учителя

П: c вободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата действия

Теперь немного разомнемся. Выполняйте упражнения в соответствии с заданием.

Выполняют действия по заданию.

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков

5. Первичное закрепление во внешней речи

Работа с тетрадью стр.20

Работа с учебником

Работа с тетрадью стр.22

- Давайте откроем тетрадь на с.20 упражнение номер 1, и запишем определение явления природы. Кто может повторить определение? Теперь запишите в тетради.

- А какое время года сейчас?

- Сегодня вы шли в школу. Какой показалась вам погода?

- В зависимости от погоды люди одеты в соответствующую одежду. А как, находясь дома, можно определить, во что одеться?

- Температуру воздуха измеряют специальным прибором - термометром.

-Ребята, откройте с. 30 и найдите определение термометру, прочитай его. Теперь запишите определение в тетради.

- Теперь в учебнике посмотрите внимательно на иллюстрацию. Что на ней изображено? Одинаковые они или разные? Что у них общего, чем они отличаются?

-Все они сходны по строению: есть стеклянная трубочка с жидкостью и шкала. Разница в том, что шкала в термометрах разная.

- Как вы думаете, почему у разных термометров различные шкалы?

-Посмотрите на доску, из чего состоит термометр?(СЛАЙД)

-Теперь откройте в тетради с.22, найдите задание под цифрой один, запишите части термометра.

-Теперь давайте с вами посмотрим на настоящий термометр.

- Сейчас я пройду и всем покажу его значение на данный момент. Он показывает температуру воздуха. На каком значении находится ртуть?

- Теперь я опущу его в стакан с теплой водой

- Сейчас снова пройду и покажу вам термометр, а вы скажете, что изменилось.

Запишите значение, которое вы увидели на странице 22 в таблицу.

Посмотрите как обозначаются градусы.

- Теперь я опущу его в стакан с ледяной водой.

- Я пройду, а вы скажете, что изменилось.

Запишите значение, которое вы увидели на странице 22 в таблицу.

-Как у нас меняется столбик с жидкостью в трубке термометра, когда он нагревается? А если температура понижается, то что делает столбик термометра?

Явление природы- это различные изменение природы.

Отвечают на вопрос.

Термометр- это прибор для измерения температуры.

Несколько видов термометров

- Размер, вид, крепления

- Общее: столбик с цифрами.

Воспринимают на слух

Отвечают на вопрос.

Рассматривают части термометра

Выполняют задание в рабочей тетради

- Изменился уровень ртути в колбе, теперь он стал выше.

- Уровень ртути стал ниже и показывает на число меньшее.

П: свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

П: свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

- Теперь проверим, как вы запомнили информацию, узнанную на уроке.

Посмотрите на задание №2 Что нужно сделать?

Обозначьте стрелками, что происходит со столбиком жидкости в трубке термометра, когда нагревается и когда остывает.

И выполните №6 в рабочей тетради.

- обменяйтесь тетрадями и проверьте свои ответы по эталону.

- если есть ошибки, поставьте карандашом рядом минус, если все верно, то +

- Ответить на вопросы и выбрать верный ответ из данных

Сверяют ответы с эталоном

Р: осуществлять итоговый контроль;

Р: осуществлять итоговый контроль;

7. Включение в систему знаний

- Откройте рабочую тетрадь на странице 20 выполните №2 Что нужно сделать?

- Как понять, какие слова зашифрованы?

- проверяем по эталону.

Какие явления закрасили зеленым?

- Какие явления закрасили?

Какие пары вы составили?

- выполнить закрашивание явлений природы по категории

Р: осуществлять итоговый контроль;

Р: формулировать выводы из коллективного обсуждения

8. Рефлексия деятельности (по продукту)

-Ребята наш урок подходит к концу, давайте вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили.

- Что такое явления природы?

- Что называется сезонными явлениями?

- Чем измеряют температуру?

- Какие задания вам понравилось выполнять?

Какую тему мы изучали сегодня на уроке?

Какую цель мы ставили?

- Теперь заполните лист самооценки, где вы оцениваете свою работу на уроке.

Спасибо за урок. До свидания.

Отвечают на вопросы

Цель: узнать о явлениях живой и неживой природы.

Оценивают свою работу на уроке

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата действия

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по окружающему миру

Цель деятельности учителя: формирование знаний о явлениях природы ,формирование знаний об этих явлениях для жизни растений, животных и человека; развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни.

Планируемые результаты:

Личностны е:

-Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося ;

-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

- уметь: пользоваться термометрами и измерять с помощью них температуру воздуха, отличать явления живой природы от явлений неживой природы.

Этапы урока

Методы и приемы

Содержание урока

Формируемые

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Этап самоопределения к деятельности

-Здравствуйте, урок окружающего мира у вас проведу я.

Присаживайтесь те, кто замерз сегодня по пути в школу.

Теперь садятся, кто оделся тепло и не мёрз.

Готовят рабочее место

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Актулизация знаний и мотивация

- Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг …
- На предыдущем уроке мы с вами начали говорить о природе. Давайте вспомним, какая бывает природа?

- Распределите по группам предметы живой и неживой природы.
- Прочитайте слова, которые вам даны.

-2 человека работают у доски на оценку
- Выполняйте задание.

Живая природа

Неживая природа

- Что вы заметили?
- Какие это предметы?

- Они являются природой?
- Почему?
- Молодцы, вы хорошо усвоили тему прошлого урока. Сегодня мы с вами продолжим изучать природу.

Книга, солнце, ткань, дом, горы, автомашина, акула, вода, одежда, гриб, луна, цветок, камни, бабочка, дождь, кустарник, тюлень, дерево, лось, грач, холодильник, снег, шалаш, карась, звезды

- Остались предметы, которые не относятся ни к одной из колонок.

- они созданы человеком.

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

3.Постановка учебной задачи

– Сегодня на уроке мы продолжим говорить о природе. А вот о чем именно, вам предстоит догадаться самим.

- Что вы видите на фотографиях? (СЛАЙД)

- Как все это можно назвать одним словом? Кто догадался?

- Какую цель поставим перед собой на уроке?

Отвечают на вопросы

Цель: узнать о явлениях природы.

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

Работа с учебником

Практический: эксперимент в группах

- Все изменения в природе называются природными явлениями или явлениями природы.

- Давайте обратимся к учебнику и прочитаем, что еще относится к природным явлениям. Ребята, странице 28, найдите текст.

Начинаем читать его по цепочке, по одному предложению, пока я не остановлю вас.

-Ответьте теперь мне на вопрос, что такое явления природы?

-Ребята, найдите рисунки на с. 28. Рассмотрите их, и ответьте мне на вопрос, какие явления могут происходить с этими объектами неживой природы и живыми существами?

-Какие еще явления могут происходить в живой и неживой природе? Приведите свои примеры.

Ребята, посмотрите на доску, я привела свои примеры явлений в природу.

- Очень многие явления природы связаны со сменой времен года (сезонов), поэтому они называются сезонными.

- Сколько времен года вы знаете?

-Давайте посмотрим с вами небольшое видео.

-Какие изменения в природе вы заметили с изменением времени года? А как по-другому они называются?

- Сейчас вы разобьетесь на группы по временам года.

- Вспомним правила работы в группе.

2.Один говорит, другие слушают

3.Работаем тихо, чтобы не мешать дургим

4.Не согласен- предлагай!

Раздаточный материал

Каждой группе достанется одно из времен года, вы должны будете назвать четыре признака этого сезона. На работу вам дается 5 минут.

Потом один ученик из подгруппы выступит с ответом у доски.

- Какие четыре признака у зимы? А у лета?

Воспринимают на слух

Выполняют чтение по цепочке

Явление природы- это различные изменение природы.

- Сосульки могут таять, а могут расти. Из тучи может идти дождь, снег, град. Снежинки могут таять. Птицы осенью улетают на юг, а весной снова прилетают. Гусеница может превратиться в бабочку и т. д.

. Снегопад, иней, ледоход, северное сияние, радуга, гроза, дождь, туман, ветер, половодье, роса, гололедица — явления неживой природы;

листопад, выведение птенцов, появление детенышей у зверей — явления живой природы.

- 4 : лето зима осень весна

Смотрят обучающее видео

Вспоминают правила работы в группах

Выполняют действия по заданию учителя

П: c вободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата действия

Динамическая пауза

Теперь немного разомнемся. Выполняйте упражнения в соответствии с заданием.

Выполняют действия по заданию.

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков

5. Первичное закрепление во внешней речи

Работа с тетрадью стр.20

Работа с учебником

Работа с тетрадью стр.22

- Давайте откроем тетрадь на с.20 упражнение номер 1, и запишем определение явления природы. Кто может повторить определение? Теперь запишите в тетради.

- А какое время года сейчас?

- Сегодня вы шли в школу. Какой показалась вам погода?

- В зависимости от погоды люди одеты в соответствующую одежду. А как, находясь дома, можно определить, во что одеться?

- Температуру воздуха измеряют специальным прибором - термометром.

-Ребята, откройте с. 30 и найдите определение термометру, прочитай его. Теперь запишите определение в тетради.

- Теперь в учебнике посмотрите внимательно на иллюстрацию. Что на ней изображено? Одинаковые они или разные? Что у них общего, чем они отличаются?

-Все они сходны по строению: есть стеклянная трубочка с жидкостью и шкала. Разница в том, что шкала в термометрах разная.

- Как вы думаете, почему у разных термометров различные шкалы?

-Посмотрите на доску, из чего состоит термометр?(СЛАЙД)

-Теперь откройте в тетради с.22, найдите задание под цифрой один, запишите части термометра.

-Теперь давайте с вами посмотрим на настоящий термометр.

- Сейчас я пройду и всем покажу его значение на данный момент. Он показывает температуру воздуха. На каком значении находится ртуть?

- Теперь я опущу его в стакан с теплой водой

- Сейчас снова пройду и покажу вам термометр, а вы скажете, что изменилось.

Запишите значение, которое вы увидели на странице 22 в таблицу.

Посмотрите как обозначаются градусы.

- Теперь я опущу его в стакан с ледяной водой.

- Я пройду, а вы скажете, что изменилось.

Запишите значение, которое вы увидели на странице 22 в таблицу.

-Как у нас меняется столбик с жидкостью в трубке термометра, когда он нагревается? А если температура понижается, то что делает столбик термометра?

Явление природы- это различные изменение природы.

Отвечают на вопрос.

Термометр- это прибор для измерения температуры.

Несколько видов термометров

- Размер, вид, крепления

- Общее: столбик с цифрами.

Воспринимают на слух

Отвечают на вопрос.

Рассматривают части термометра

Выполняют задание в рабочей тетради

Рассматривают термометр.

- Изменился уровень ртути в колбе, теперь он стал выше.

- Уровень ртути стал ниже и показывает на число меньшее.

П: свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

П: свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

- Теперь проверим, как вы запомнили информацию, узнанную на уроке.

Посмотрите на задание №2 Что нужно сделать?

Обозначьте стрелками, что происходит со столбиком жидкости в трубке термометра, когда нагревается и когда остывает.

И выполните №6 в рабочей тетради.

- обменяйтесь тетрадями и проверьте свои ответы по эталону.

- если есть ошибки, поставьте карандашом рядом минус, если все верно, то +

Закрепляют материал

- Ответить на вопросы и выбрать верный ответ из данных

Выполняют задания

Сверяют ответы с эталоном

Р: осуществлять итоговый контроль;

Р: осуществлять итоговый контроль;

7. Включение в систему знаний

- Откройте рабочую тетрадь на странице 20 выполните №2 Что нужно сделать?

- Как понять, какие слова зашифрованы?

- проверяем по эталону.

Какие явления закрасили зеленым?

- Какие явления закрасили?

Какие пары вы составили?

https://7gy.ru/images/gdz/okr-mir-rt-2kl-1c-shr/20-2.jpg

- выполнить закрашивание явлений природы по категории

Закрепляют материал

Выполняют задание

Р: осуществлять итоговый контроль;

Р: формулировать выводы из коллективного обсуждения

8. Рефлексия деятельности (по продукту)

-Ребята наш урок подходит к концу, давайте вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили.

- Что такое явления природы?

- Что называется сезонными явлениями?

- Чем измеряют температуру?

- Какие задания вам понравилось выполнять?

Какую тему мы изучали сегодня на уроке?

Какую цель мы ставили?

- Теперь заполните лист самооценки, где вы оцениваете свою работу на уроке.

Спасибо за урок. До свидания.

Отвечают на вопросы

Цель: узнать о явлениях живой и неживой природы.

Оценивают свою работу на уроке

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата действия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные:

Познакомить детей с сезонными явлениями природы;

Познакомить детей с необычными явлениями природы.

Развивающие. Развивать: кругозор учащихся, наблюдательность и любознательность детей; познавательную активность детей, умение выражать свои мысли, рассуждать.

Воспитывающие. Способствовать воспитанию: дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; интереса к предмету; эстетических чувств.

Планируемые результаты:

Предметные. Обучающиеся:

ознакомятся с сезонными явлениями природы;

ознакомятся с необычными явлениями природы.

Метапредметные. Учащийся получит возможность закрепит умения:

Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; самостоятельно определять и формулировать тему урока.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи; уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться; осуществлять взаимный контроль.

Личностные. Развить у учащихся:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

положительное отношение к учению, уважительное отношение к собеседнику.

Организационный момент: сядьте ровно, проверьте готовность к уроку: всё ли необходимое есть на партах, нет ли ничего лишнего.

Актуализация знаний: давайте сперва вспомним с вами, что мы проходили на прошлом уроке, посмотрите на слайд и разгадайте ребус, кто справился – поднимите руку:


(природа)

Молодцы! Вспомните, на какие две группы можно разделить объекты природы? (Живая и неживая). /Листочки с таблицами/ Приведите мне примеры живой и неживой природы, для этого посовещайтесь в группах по 3 человека и приведите по 5 примеров к каждой группе.

Чем отличается живая природа от неживой? (Живые существа – дышат, питаются, растут, размножаются и умирают). А как связана между собой живая и неживая природа? (Без тепла, света, воздуха и воды живые существа не могли бы жить).

Можем сделать вывод: в природе все взаимосвязано и живая природа не может существовать без неживой.

Постановка проблемной ситуации: посмотрите на изображения, перечислите, что вы видите: дождь, солнце, ветер дует, туман, град, гроза, радуга… Можете ли вы назвать всё перечисленное одним словом? (Не могут)

Выход из проблемной ситуации: Чтобы определить, какое же слово общее для данных, я хочу предложить вам поработать с раздаточным материалом: вам необходимо решить анаграмму, то есть переставить буквы местами так, чтобы получилось словосочетание и тогда вы сможете узнать, какое же слово объединяет всё, что изображено у нас на слайде.

ЛНИЯВЕЯ РДИПОЫР – ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ

2. Какие бывают явления природы.

3. Природные явления сезонов года.

Открытие знания: В природе постоянно происходят изменения: то идет снег, то дождь, то печет солнце, то находят тучи. Все это называется природными явлениями или явлениями природы.

Явления природы – это изменения, которые происходят в природе независимо от воли человека. Очень многие явления природы связаны со сменой времен года (сезонов), поэтому они называются сезонными.

Для каждого сезона, а их у нас 4, давайте с вами вспомним их: весна, лето, осень, зима, характерны свои природные и погодные явления. Мы с вами вспомнили, что природу принято делить на живую (это животные и растения) и неживую. Поэтому и явления тоже делят на явления живой природы и явления неживой природы. Явления живой природы – это те явления, которые происходят с растениями или животными: цветение, опадение листьев, перелёт птиц, смена окраски животных, зимние спячки и прочее. К явлениям неживой природы относят: грозу, радугу, дождь, туманы, ураганы и так далее. Давайте с вами разберём, какие же природные явления характерны для каждого из сезонов.

Посмотрите на изображение и подумайте, какие природные явления могут быть характерны для зимы.

Зимой выпадает снег, становится холодно. Реки и озера сковываются льдом. Зимой самые длинные ночи и самые короткие дни, рано темнеет. Солнце почти не греет.

Таким образом, характерные для зимы явления неживой природы:

Снегопад - это выпадение снега.

Метель – это снегопад с ветром. Сильная метель может даже сбить с ног.

Ледостав - это установление на поверхности воды корки из льда.

К явлениям живой природы можно отнести смену окраски зайцев и белок, спячку медведей и ежей, прилёт таких птиц, как снегири.

Весной после долгой зимы солнышко пригревает все сильнее, на реке начинается ледоход, на земле появляются проталины, набухают почки, вырастает первая зеленая травка. День становится длиннее, а ночь короче. Становится теплее. Перелетные птицы начинают свое путешествие в те края, где они будут выращивать своих птенцов.

Какие явления природы бывают весной?

Снеготаяние – поскольку от солнца приходит больше тепла, снег начинает таять.

Половодье – отовсюду к рекам стекаются ручьи растаявшего снега, они наполняют водоемы, вода выходит из берегов.

Проталины – они появляются везде, где снежный покров был более тонким и где попадало на него больше солнышка. Именно появление проталин говорит о том, что зима сдала свои права, и началась весна. Сквозь проталины быстро пробивается первая зелень, на них можно найти первые весенние цветы – подснежники. Снег еще долго будет лежать в расщелинах и впадинах, но на возвышенности и на полях он тает быстро.

Ледоход – весной становится теплее, ледяная корка на реках и озерах начинает трескаться, постепенно лед тает. Да еще и воды в водоемах становится больше, она уносит льдины по течению - это ледоход.

Для весны уже не характерен снегопад, но зато начинают идти дожди.

Гроза – в конце мая может прогреметь первая гроза. Еще не такая сильная, но яркая. Гроза - это разряды электричества в атмосфере.

Это все примеры явлений неживой природы. Рассмотрим несколько примеров из живой природы:

Цветение – первые почки на деревьях появляются в конце апреля – в начале мая. Трава уже пробила свои зеленые стебли, а деревья готовятся надеть зеленые наряды.

Прилет перелётных птиц, пение птиц.

Летом трава зеленеет, цветы расцветают, на деревьях зеленеют листья, можно купаться в реке. Солнце хорошо пригревает, бывает очень жарко. Летом самый длинный день и самая короткая ночь в году. Зреют ягоды и плоды, поспевает урожай.

Летом бывают природные явления, такие как:

Дождь – летом дождь обычно теплый, он помогает напоить леса и поля. Часто летний дождь сопровождает гроза. Если одновременно идет дождь и светит солнце, говорят, что это "Грибной дождь". Такой дождь бывает, когда тучка маленькая и не закрывает солнце.

Жара – летом лучи солнца падают на Землю более отвесно и интенсивнее нагревают ее поверхность. А ночью поверхность земли отдает тепло в атмосферу. Поэтому летом бывает жарко и днем, и даже иногда ночью.

Радуга – возникает в атмосфере с повышенной влажностью, часто после дождя или ливня с грозой.

К явлениям живой природы, к примеру, относятся: Цветение – оно начинается весной и продолжается все лето.

Осенью уже не побегаешь на улице в майке и шортах. Становится холоднее, листва желтеет, опадает, улетают перелетные птицы, ­исчезают из виду насекомые.

Для осени характерны такие явления природы:

Туманы – при высокой влажности воздуха, например, после дождя или сырое, прохладное время года, охлаждаемый воздух превращается в небольшие капельки воды, парящие над землей - это и есть туман.

Роса – это капельки воды из воздуха, выпавшие утром на траве и листьях. За ночь воздух остывает, водяной пар, который находится в воздухе соприкасается с поверхностью земли, травы, листьями деревьев и оседает в виде капелек воды.

Ливень – это сильный, "проливной" дождь.

Листопад – дерево начинает избавляться от листьев, чтобы выпавший снег зимой не сломал ветви. Еще до листопада листья деревьев сохнут, желтеют или краснеют и, постепенно, ветер сбрасывает листья на землю, образуя листопад.

Перелёт птиц на юг.

Кроме описанных выше сезонных явлений природы можно назвать еще несколько, которые не связаны с каким-то временем года. Это довольно необычные явления природы, которые являются достаточно редкими, а некоторые из них даже и очень опасными, как для природы, так и для человека: северное сияние, шаровая молния, мираж, цунами, землетрясение, торнадо, извержение вулкана.

Закрепление:

Сейчас мы с вами выполним игровое задание на ваших планшетах. Откройте его и выполните в парах.

Learning: вам необходимо распределить природные явления на две группы: те, которые происходят в живой природе и те, которые происходят в неживой природе.

Явления в живой природе: распускание листьев на деревьях, цветение, опадение листвы, рождение детёнышей у животных, смена окраса у зайца, зимняя спячка у медведя, перелёт птиц.

Явления в неживой природе: гроза, дождь, туман, снегопад, ледостав, ледоход, смерч, волна, землетрясение, извержение вулкана, падение метеорита.

И вы выполните небольшой тест по нашей сегодняшней теме. Подпишите листочки сверху и приступайте к тесту, у вас есть пара минут:

Явления природы – это …

изменения в жизни человека и животных

это изменения, которые происходят в природе независимо от воли человека +

изменения, связанные с перепадом температуры

Отметь явление неживой природы

Вода на морозе замерзает и превращается в лёд +

Растения растут, тянутся к свету

Перелётные птицы на зиму улетают в тёплые края

Отметь явления живой природы

Осенью листья на деревьях пожелтели и опали +

Утром взошло солнце

Зимой река покрылась людом

Весной перелётные птицы прилетели из тёплых стран +

Найди правильный порядок времён года

Осень, зима, лето, весна

Зима, весна, лето, осень +

Весна, зима, лето, осень

Отметь природные явления, происходящие зимой:

Поменяйтесь с соседом своими тестами, посмотрите на доску и выполните взаимопроверку. Поставьте рядом с вопросов плюс, если ответ правильный, если неправильный – минус. На слайде также написаны критерии, по которым вы можете поставить отметку, поставьте её, пожалуйста, рядом с фамилией, вверху листа. Сдайте тесты мне, спасибо.

Подведение итогов

– О чём мы сегодня говорили на уроке? (О явлениях природы)
– С чем связаны явления природы? (С сезонными изменениями)

– На какие группы можно разделить явления природы? (явления живой природы, явления неживой природы)
– Приведите примеры осенних изменений? (Дождь, дни короче, птицы улетают)

Читайте также: