Олександр олесь заспів конспект уроку 5 клас

Обновлено: 06.07.2024

анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания.

Воспитательные: способствовать ориентации в мире знаний о нравственности,

осмыслению места человека в системе моральных ценностей эпохи.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Оборудование к уроку: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация.

2. Слово учителя о творческой истории повести:

В основу рассказа легла история, рассказанная Куприну юристом Тулубом о том, как жители одной губернии убили знахарку, обвинив ее в ниспослании града.

3. Аналитическая работа с текстом (по группам)

Группа 1. Полесье. Нравы крестьян.

(Хотел получить свежие впечатления, найти сюжеты для новых рассказов).

Крестьяне, их нравы (глава 1).

Что доказывает, что Иван Тимофеевич - человек мира цивилизации? (Он образован, пытается лечить и учить людей, тоскует по светским дамам).

Избушка Мануйлихи. Какие сказочные элементы используются в описании Мануйлихи? (гл.3)

Сама героиня представляется Ивану Тимофеевичу Аленой. Невольно вспоминаются сказочные персонажи – сестрица Аленушка и братец Иванушка. В этой паре, кстати, девушка мудрее и смелее младшего брата.

Что сначала привлекает Ивана Тимофеевича в Олесе и Мануйлихе? (Таинственность, сказочность. Ученики зачитывают портреты Олеси и Мануйлихи, описание их хаты).

Что доказывает, что они представители духовного мира? (Они близки природе, посвящены в ее секреты, действуют интуитивно).

Почему Олеся и Мануйлиха бегут от людей? (Они боятся злобы, грубости, корысти).

Философ Николай Бердяев писал, что человек, пожив духовно, творчески, хочет после пожить цивилизованно, комфортно, но, ударившись с головой в цивилизацию, он превращается в машину. Каков же тогда выход? Неужели мы все должны уходить в леса, становиться отшельниками? (Нет, нужно совмещать духовные ценности с благами цивилизации).

Чем привлекает портрет Олеси (гл.3,4).

Гадание Олеси. (гл.3). Олеся об Иване Тимофеевиче, о судьбе (гл.4).

Олеся о церкви (гл.6).

Группа 4. О любви.

Зарождение любви (гл.6). Как зарождается любовь: с первого взгляда или в процессе общения?

Что очаровывает Ивана Тимофеевича в Олесе? (гл.6)

Самые счастливые минуты жизни героев (гл.10). Кто первым признаётся в любви? (гл.10)

Иван Тимофеевич о женитьбе (гл.11).

Группа 5. Отношение сельчан к Олесе и Мануйлихе. Избиение Олеси.

Какое несчастье грозит Олесе и её бабушке? (гл.8)

Чем жертвует Иван Тимофеевич, чтобы им помочь? (гл.9)

На какой поступок решилась Олеся, чтобы доказать свою любовь Ивану Тимофеевичу и – главное – самой себе? Что говорит Олеся о церкви? (гл.11) Избиение Олеси. Проклятье (гл.12).

Иван Тимофеевич и Олеся в хате (гл.13).

Гроза, град (гл.14). Нитка коралловых бус – память об Олесе.

- Ваше отношение к главным героям повести

Стремление человека быть ближе к природе, её живительным сокам и невозможность в условиях жёстко регламентирующей его цивилизации осуществить эту идиллию. Человек может быть прекрасным, если будет развивать, а не губить данные природой способности. Социальная среда губит лучшие свойства человеческой души, если человек отдаляется от естественного, заложенного в него природой.

Цели викторины: проверка внимательности чтения произведения, расширение кругозора учащихся, умение быстро ориентироваться при ответе на вопрос, возможность проявить себя.

Как сложится личная жизнь Ивана Тимофеевича по картам?

Никогда не женится, даже попробует руки на себя наложить.

О чём напоследок спрашивала Олеся Ивана Тимофеевича?

Был ли он с ней счастлив.

Чем пытался лечить больных Иван Тимофеевич?

Касторовым маслом, карболкой, борной кислотой, йодом.

Зачем 1 раз в год Олеся ходит в деревню?

Купить мыла и соли, а бабушке – чаю.

Что было самым примечательным в портрете Олеси?

Глаза и надломленные посредине брови, своевольный изгиб губ.

Сколько лет Олесе?

Как зовут и величают Мануйлиху люди, по её мнению?

Зовут зовуткой, а величают уткой.

Что привлекало Ивана Тимофеевича в этой глуши?

Простые нравы, первобытные натуры, обычаи, своеобразный язык, поэтические легенды, предания, песни.

Что принесёт зло Ивану Тимофеевичу, по гаданию Олеси?

Во сколько лет предсказала Мануйлиха смерть Ивану Тимофеевичу?

Что решили предпринять местные мужики после случившегося в грозу?

Какими растениями Мануйлиха лечила Олесю?

Как Мануйлиха называет болезнь Олеси?

Гречневая крупа, сало, лук, картофель, курица.

Как называется место, где разворачиваются описанные события?

Волынская губерния, Полесье.

Какой дар передан Олесе по наследству?

Назовите местную интеллигенцию.

Ксендз, органист, урядник, конторщик.

Сколько времени болел и не виделся с Олесей Иван Тимофеевич?

Какие страшные пытки применили мужики к конокраду Яшке?

В пятки заколотили гвозди, перебили кольями все рёбра.

Где находился подарок исчезнувшей Олеси для Ивана Тимофеевича?

На углу оконной рамы.

Что изменило отношение старухи к Ивану Тимофеевичу при первой встрече?

О чём очень жалела Олеся при расставании с Иваном Тимофеевичем?

Что у них нет ребёночка.

Какой величины был град в день расставания Ивана Тимофеевича с Олесей?

Что пообещала Олеся разъярённым бабам в деревне?

Вы ещё наплачетесь досыта.

Что напоминала хата колдуньи?

Сказочную избушку на курьих ножках.

Настоящее имя Олеси?

Какие подарки приносил Иван Тимофеевич для Мануйлихи?

Как при первой встрече с Мануйлихой Иван Тимофеевич догадался, что она не здешняя, а пришлая в эти края?

Она говорила образно, здесь так не умеют.

Какой обычай крепостничества по отношению к господам сохранился в этих краях?

При встрече с барином целовать ему руку, а иногда и сапоги.

Как звали собаку Ярмолы?

Самое любимое занятие дворян?

Какая болезнь приключилась с Иваном Тимофеевичем?

Продолжите фразу: «Разлука для любви, что ветер для огня: …

Как Олеся доказала Ивану Тимофеевичу, что она умеет колдовать?

Сделала надрез, а потом заговорила кровь.

Какое решение принимает Иван Тимофеевич перед своим отъездом?

Жениться на Олесе.

Чего больше всего в жизни боялась Олеся?

Почему Олеся отказывается гадать на картах Ивану Тимофеевичу?

Она уже гадала один раз, а судьбу нельзя испытывать дважды.

О каких животных Олеся рассказывает сказку Ивану Тимофеевичу?

О зайце и волке.

Как местные бабы расправились с Олесей?

Окружили, раздавались насмешки в её адрес, хотели измазать дёгтем, сбили с ног.

Назовите основные атрибуты ведьмы, которых, кстати, у Мануйлихи не было?

Чёрный кот и сова.

За что люди прогнали ведьму из села?

Извела у одной молодицы дитя.

Какие птицы дружили с Олесей?

О чём писал рассказы Иван Тимофеевич?

Какой картой в колоде является Олеся?

Сколько месяцев Ярмола учился писать свою фамилию?

Почему Олеся никогда не ходила в церковь?

Её душа с рождения продана дьяволу.

За сколько Иван Тимофеевич купил свободу для Олеси и её бабушки?

За ружьё, подаренное уряднику, так как оно ему очень понравилось.

Чего самого элементарного не знает Олеся?

За что все вокруг корили и ругали Ярмолу?

Что подарила Олеся Ивану Тимофеевичу на прощание?

Во сколько раз деревня меньше Петербурга?

На что жаловались больные, приходившие к Ивану Тимофеевичу?

В середине болит, ни есть, ни пить не могу.

Сколько грамотных людей в деревне?

В какой религиозный праздник с Олесей случилась беда?

Печь, травы, корешки, посуда и скворцы.

а) Иван Тимофеевич; б) Иван Петрович; в) Иван Иванович.

2. Что оставила Олеся в память о себе?

а) бусы; б) письмо; в) крест.

а) урядник; б) слуга рассказчика; в) помещик Абросимов.

а) хата Олеси; б) изба рассказчика; в) дом слуги.

5. Что хотели сделать с Олесей женщины?

а) вымазать дёгтем; б) забросать камнями; в) сдать уряднику.

7. Выводы по повести на материалах презентации

8. Подведение итогов, рефлексия:

- Что показалось вам наиболее интересным на уроке? Что было трудным?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по повести "Повесть о Петре и Февронии Муромских"

Это один из уроков в 7 классе по авторской технологии преподавания литературы профессора Воронежского госудврственного педагогического университета Б.С.Дыхановой. кстати, древнерусскую литературу изуч.



Создание гипертекста на уроках литературы. Судьба России в творчестве А. С. Пушкина. (Урок по повестям Ивана Петровича Белкина.)

Цель фундаментального ядра общего образования – формирование гражданской позиции детей. Мы, учителя, должны стремиться к упорядоченным знаниям учащихся. Необходимо стремиться произведение повернуть ли.


Методическая разработка урока литературы Тема: "Нравственные уроки по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе"".

Урок литературы для 5 класса разработан в соответствии с ФГОС.


Презентация к уроку литературы по теме "Нравственные уроки по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе""

Презентация составлена к уроку литературы в 5 классе по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе".


Конспект урока по повести В.Г. Распутина "Уроки французского"

Конспект урока "Уроки доброты" (по повести В.Г. Распутина "Уроки французского").


Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо.

Цель: углубить знания учеников о творчестве известного украинского писателя Александра Олеся; рассмотреть его поэзии “Начала Киева” и “Аскольд и Дир”; совершенствовать умение учеников выразительно читать поэзии, составлять устные рассказы о древнерусских князьях; воспитывать интерес к историческому прошлому нашего государства.

Тип урока: Урок усвоения знаний.

Оборудование: учебник-Хрестоматия, карта.

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

-1. Вступительное слово учителя.

1) Выразительно прочитать поэзию Александра Олеся “Наши предки-славяне”. 2) Какими коллективами жили славяне? Найдите в тексте строки, которые подтверждают вашу мысль. 3) Найдите строки, в которых описаны руководители славян.

4) Что такое вече, его роль у славян? 5) Как славяне боролись против врагов, найдите эти строки в тексте. 6) Какие обычаи были у славян?

Как об этом рассказывает писатель?

3. Мотивация оценок учеников.

III. Восприятие и усвоение нового материала

1. Вступительное слово учителя.

Дети, для лучшего понимания поэзии “Начала Киева” нам нужно вспомнить

произведение, которое мы учили и где также говорится об учреждении Киева. Прошу вас вспомнить это произведение.

-2. Выразительное комментируемое чтение учителем поэзии “Начала Киева”.

-3. Объяснение непонятных слов.

-4. Выразительное осмысленное чтение поэзии учениками.

-5. Устное рисование.

Устно нарисуйте картину, которая возникает в вашем воображении, подтвердите ваши рассказы текстом.

6. Слово учителя.

Дети, а сейчас мы рассмотрим еще одну поэзию Александра Олеся – “Аскольд и Дир”. Что вы знаете из истории Украины об этих воинах?

7. Ответы учеников.

Мы знаем, что Аскольд и Дир – потомки Киевичей. Из летописей известно, что Аскольд прославился своими храбрыми походами против могущественной Византии. Князь Аскольд был христианином, заботился о распространении христианской веры среди русичей-язычников.

-8. Выразительное комментируемое чтение поэзии “Аскольд и Дир” учителем.

-9. Чтение поэзии учениками, объяснение непонятных слов.

-10. Просмотр по карте пути Аскольда и Дира в Киев.

-11. Ответы на вопросы учителя, работа с текстом.

1) Какими чертами характера наделяет автор Аскольда и Дира? Подтвердите свои мысли отрывками из текста. 2) Какими моральными качествами заслужили Аскольд и Дир уважение киевлян?

3) В чем заключалась помощь Аскольда и Дира киевлянам? 4) Какой признак поэтического языка помогает нам так легко читать стихи?

IV. Выводы урока

Дети! На сегодняшнем уроке мы углубили свои знания о творчестве Александра Олеся. Мы еще раз убедились, что прошлое нашего государства заслуживает нашего внимания, так как тот человек, который не знает прошлого своего народа, не достоин будущего.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по обновленной программе рассчитан на учащихся 5 класса.

Средняя школа № 47 Открытый урок по русскому языку и литературе в 5 Ә классе Тема: ” Струны Великой степи” Учитель І категории Абдыгожаева Жанна Жуатхановна 22.01.2018 г.

Средняя школа № 47

Открытый урок по русскому языку и литературе в 5 Ә классе

” Струны Великой степи”

Учитель І категории

Абдыгожаева Жанна Жуатхановна

Этапы урока: І. Эмоциональный настрой , кюй “Көңіл ашар” .Оргмомент (приветствие). ІІ. Проверка домашнего задания. Синквейн. Опрос “Золотая домбра”. ІІІ. Словарная работа на трех языках. ІҮ. Изучение новой темы. Вывод. - “Заполнение слепой таблицы”.

Этапы урока:

І. Эмоциональный настрой , кюй “Көңіл ашар” .Оргмомент (приветствие).

ІІ. Проверка домашнего задания. Синквейн. Опрос “Золотая домбра”.

ІІІ. Словарная работа на трех языках.

ІҮ. Изучение новой темы. Вывод.

- “Заполнение слепой таблицы”.

Эмоциональный настрой (Психологическое расположение к уроку)

Оргмомент (организация внимания).

Армысыздар баршаңыз!

Hello everyone !

Здравствуйте всем!

Привет ,солнышко,

Привет, холодок,

Привет, дружок,

Начинаем урок!

Домашнее задание Синквейн 1.Слово (что?) 2 Два признака (Какой?). 3 Три действия (Что делает). 4 Одно предложение (с данным словом). 5 Синоним (к данному слову). ПРИЕМ “Золотая домбра” Устно вопросы по тексту : “Мастер Али” О ком текст? Что изобрел мастер Али? Какая участь постигла домбру? Почему?

Домашнее задание

2 Два признака (Какой?).

3 Три действия (Что делает).

4 Одно предложение (с данным словом).

5 Синоним (к данному слову).

ПРИЕМ “Золотая домбра”

Устно вопросы по тексту : “Мастер Али”

  • О ком текст?
  • Что изобрел мастер Али?
  • Какая участь постигла домбру?
  • Почему?

Двадцать второе января Классная работа Струны Великой степи. Склонение прилагательных во множественном числе.

Двадцать второе января Классная работа

Струны Великой степи.

Склонение прилагательных во

множественном числе.

Эпиграф урока : Прекрасны бескрайние казахские степи с золотыми колосьями пшеницы и с тюльпанами необычайной красоты.

Эпиграф урока :

Прекрасны бескрайние казахские степи с золотыми колосьями пшеницы и с тюльпанами необычайной красоты.

Словарь к новой теме: Инструмент –аспап – tool Звук-үн- sound Мелодия-әуен-melody Струны-ішек-string

Словарь к новой теме:

Инструмент –аспап – tool

Звук-үн- sound

Мелодия-әуен-melody

Струны-ішек-string

Изучение новой темы: Найдите неверное употребление прилагательных: Родные поле – родное поля Народные песня – народная песни Казахские композитор- казахский композиторы ВЫВОД.

Изучение новой темы: Найдите неверное употребление прилагательных:

Родные поле – родное поля

Народные песня – народная песни

Казахские композитор- казахский композиторы

Верный вариант: Единственное число Множественное число Казахск ИЙ композитор - казахск ИЕ композитор ы Народн АЯ песн я – народн ЫЕ песн и Родн ОЕ пол е – родн ЫЕ пол я ВЫВОД: Прилагательные во множественном числе имеют окончания -ые, -ие. По родам не изменяются.

Верный вариант:

Единственное число Множественное число

Казахск ИЙ композитор - казахск ИЕ композитор ы

Народн АЯ песн я – народн ЫЕ песн и

Родн ОЕ пол е – родн ЫЕ пол я

Прилагательные во множественном числе имеют окончания -ые, -ие.

По родам не изменяются.

 ПРИЕМ «Заполнение слепой таблицы Устно Род прилаг. Вопрос Окончания прилагательных Мужской род Едиственное число Женский род Множественное Средний род число

ПРИЕМ «Заполнение слепой таблицы Устно

Окончания прилагательных

Мужской род

Едиственное число

Женский род

Множественное

Средний род

Мужской род

Окончания прилагательных

Женский род

Как ой ?

Едиственное число

Множественное

Как ая ?

Средний род

число - КАК ИЕ ?

Как ое ?

Слушание. Текст “Душа казаха” Курмангазы Сагырбайулы

Слушание. Текст “Душа казаха”

Курмангазы Сагырбайулы

Чтение 1 микротекст 2 миктотекст

2. Описывается культура .

3. Говорится о бескрайних .

4. В казахских степях растут сочная . золотая . разноцветные .

5. В звуках домбры живет .

1. Этот текст о звуках домбры;

2. Описывается культура казахского народа;

3. Говорится о бескрайних степях;

4. В казахских степь растут сочная трава, золотая пшеница, разноцветные цветы;

5. В звуках домбры живет душа казаха;

Работа с текстом Определите стиль текста ? ? ? ?

Работа с текстом

Определите стиль текста

Работа с текстом Верный ответ Стиль текста Художественно- литературный Официально-деловой Пулицис- тический Научный

Работа с текстом Верный ответ

Стиль текста

Художественно- литературный

Официально-деловой

Работа с текстом Определите тип текста ? ? ?

Работа с текстом

Определите тип текста

Работа с текстом Тип текста Описание Повествование Рассуждение

Работа с текстом

Повествование

Рассуждение

Физминутка Имитируем игры на музыкалных инструментах Играю на домбре Играю на кобызе Играю на сырнай

Имитируем игры на музыкалных инструментах

Играю на домбре

Играю на кобызе

Играю на сырнай

Письмо Упражнение 350 Прочитать текст. Сказать о чем? Списать первое предложение , подчеркивая прилагательные во множественном числе как член предложения. Домбра – одно из великих изобретений, которое подарили миру тюркские народы. .

Упражнение 350

Прочитать текст. Сказать о чем? Списать первое предложение , подчеркивая прилагательные во множественном числе как член предложения.

Домбра – одно из великих изобретений, которое подарили миру тюркские народы.

Письмо Упражнение 350 Приалагательные во множественном числе: великих (каких?), тюркские (какие?) Домбра – одно из великих Р.п . изобретений, которое подарили миру тюркские И.п. народы.

Упражнение 350

Приалагательные во множественном числе: великих (каких?), тюркские (какие?)

Домбра – одно из великих Р.п . изобретений, которое подарили миру тюркские И.п. народы.

Письмо 3мин Синий цвет. ПАРНАЯ РАБОТА (с места) Работа с детьми с повышенной успеваемостью. Карточки. Зеленый цвет. Упрощенная работа. Работа с детьми, требующие усиленного внимания . Карточки Желтый цвет. Индивидуальная работа. Работа с детьми, требующие усиленного внимания . Карточки

Письмо 3мин

Синий цвет. ПАРНАЯ РАБОТА (с места) Работа с детьми с повышенной успеваемостью.

Зеленый цвет. Упрощенная работа. Работа с детьми, требующие усиленного внимания .

Желтый цвет. Индивидуальная работа. Работа с детьми, требующие усиленного внимания .

Синий цвет. ПАРНАЯ РАБОТА (с места) Работа с детьми с повышенной успеваемостью. Карточки. Из первого предложения текста выписать прилагательные +существительные во множественном числе : Певучие, ритмичные звуки домбры повествуют о бескрайних степях, о тихих джайляу с большими стадам и. 1) певучие, ритмичные звуки; 2) о бескрайних степях; 3) о тихих джайляу; 4) с большими стадами. Из третего предложения текста выписать прилагательные + существительные во множественном числе : В степных звуках домбры можно услышать шелест густых трав и звон маленьких ручейков, радость птичьих хоров и стук конских копыт. 1) в степных звуках; 2) густых трав; 3) маленьких ручейков 4) конских копыт

Синий цвет. ПАРНАЯ РАБОТА (с места) Работа с детьми с повышенной успеваемостью. Карточки.

Из первого предложения текста выписать прилагательные +существительные во множественном числе :

Певучие, ритмичные звуки домбры повествуют о бескрайних степях, о тихих джайляу с большими стадам и.

1) певучие, ритмичные звуки;

2) о бескрайних степях;

3) о тихих джайляу;

4) с большими стадами.

Из третего предложения текста выписать прилагательные + существительные во множественном числе :

В степных звуках домбры можно услышать шелест густых трав и звон маленьких ручейков, радость птичьих хоров и стук конских копыт.

1) в степных звуках;

3) маленьких ручейков

4) конских копыт

Зеленый цвет . Индивидуальная работа. Работа с детьми, требующие усиленного внимания . Карточки 3 мин Найди переводы , затем запиши в тетради: 1. Жас дарындар Красивые мелодии 2. Әдемі әуендер Народные инструменты 3.Ұлттық аспаптар Юные таланты Соедини прилагательные с существительными, затем запиши в тетради: 1. Великие инструменты 2. Мелодичные степи 3. ациональные звуки Подбери прилагательные из текста, употребив в Именительном падеже: (Какие?) Густые травы (Какие?) Маленькие ручейки (Какие?) Теплые чувства

Зеленый цвет . Индивидуальная работа. Работа с детьми, требующие усиленного внимания . Карточки 3 мин

Найди переводы , затем запиши в тетради:

1. Жас дарындар Красивые мелодии

2. Әдемі әуендер Народные инструменты

3.Ұлттық аспаптар Юные таланты

Соедини прилагательные с существительными, затем запиши в тетради:

1. Великие инструменты

2. Мелодичные степи

3. ациональные звуки

Подбери прилагательные из текста, употребив в Именительном падеже:

(Какие?) Густые травы

(Какие?) Маленькие ручейки

(Какие?) Теплые чувства

Желтый цвет . Индивидуальная работа. Работа с детьми, требующие усиленного внимания . Карточки

И.п. (есть кто?) велик ие композитор ы

Р.п. (нет кого?) велик их композитор ов

Д.п. (дать кому?) велик им композитор ам

В.п. (вижу кого?) велик их композитор ов

Т.п. (горжусь кем? ) велик ими композитор ами

П.п. (думаю о ком?) о велик их композитор ах

И.п. (есть что?) бескрайн ие степ и

Р.п. (нет чего?) бескрайн их степ ей

Д.п. (дать чему?) бескрайн им степ ям

В.п. (вижу что?) бескрайн ие степ и

Т.п. (горжусь чем? )бескрайн ими степ ями

П.п. (думаю о чем?) о бескрайн их степ ях

Творческая работа

Творческая работа

Нажмите, чтобы узнать подробности

способствовать переосмыслению понятия “человек в ситуации нравственного выбора”.

Оборудование:

учебник под ред. В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина;

раздаточный материал (кроссворды).

Лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня.В. Г. Короленко

I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

Читая художественное произведение, мы стараемся понять то главное, что хотел донести до нас автор. Писатели вводят нас в мир человеческих отношений, пытаются пробудить в наших душах добрые и искренние чувства, интерес и уважение, бережное отношение к человеку.

Владимир Галактионович Короленко, обладая уникальным литературным талантом, сумел проникнуть в тайники человеческой души и показать, что самый великий дар, данный человеку, - это чуткое сердце, способное воспринять состояние других людей, понять их, проникнуть в их внутренний мир, посочувствовать им, разделить с ними радость и горе. Таким даром – чутким сердцем – обладал и сам писатель. В основе его мироощущения лежат сострадание, сочувствие, ощущение чужой боли как своей.

III. Словарная работа. Презентация.

Уточним значение слов, которые будут нужны нам на уроке.

Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; правила поведения, определяемые этими качествами.

Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

IV. Изучение нового материала.

1. Почему знакомство с Валеком и Марусей целиком увлекло Васю?

2. Валек и Маруся. Какими их увидел Вася?

Я предлагаю вам, как обычно, вопросы, разные по степени сложности. А вы для себя выберите те, на которые сможете ответить. Начнем с наиболее простых вопросов. (Предлагаются дифференциронные задания.)

3. Почему Вася, наблюдая за Марусей, стал невольно сравнивать ее со своей сестрой Соней?

4. Дифференцированные задания.

Подведем итог нашим наблюдениям.

5. Дифференцированные задания.

Обратим внимание на описание подземелья.

(Вывод. Серый камень является символом жестоких, несправедливых законов общества.)

7. Не меньшее потрясение испытывает Вася, познакомившись не только с тем, где живут его друзья, но и узнав, как они добывают средства к существованию.

Прочитайте по ролям диалог Васи и Валека из V главы.

Когда Валек сказал Васе прямо, что они нищие и им приходится воровать, чтобы не умереть с голоду, Вася ушёл домой и горько плакал от чувства глубокого горя.

Символ жестоких, несправедливых законов общества

9. Работа с кроссвордом

А теперь разгадайте кроссворд по содержанию повести. Разгадав его, вы прочтете по вертикали зашифрованное в нем ключевое слово, которое ярко характеризует отношение Васи к отверженным детям.

Чувство, которое испытывает Вася, глядя на Марусю. (Грусть.)

Должность отца Васи. (Судья.)

Самое красивое здание в Княж-городке. (Тюрьма.)

Что скрасило последние дни умирающей Маруси? (Кукла.)

Место, где состоялось знакомство Васи с Валеком и Марусей. (Часовня.)

Чувство, которое испытывает Вася в родном доме . (Одиночество.)

Место, где жили Валек и Маруся. (Подземелье.)

Дерево, которое росло перед входом в подземелье. (Черемуха.)


Учащиеся читают ключевое слово гуманизм. Учитель дает толкование лексического значения этого слова.

Гуманизм – гуманность, человечность, человеколюбие.

Слово учителя

V. Обобщение.

1. Какие изменения произошли в сознании Васи под влиянием встречи с новыми друзьями?

Характер Васи и его отношение к жизни после встречи с Валеком и Марусей сильно изменились. Вася научился проявлять терпение. Когда Маруся не могла бегать и играть, Вася терпеливо сидел с ней рядом и приносил цветы. В характере мальчика проявилось сострадание и умение смягчать чужую боль. Он почувствовал глубину социальных различий и понял, что люди не всегда совершают плохие поступки (например, воруют) потому, что хотят этого. Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятиями справедливости, верности и человеческой любви.

Слово учителя

VI. Домашнее задание.

Прочитать главы VI, VII, VIII.

VII. Рефлексия.

Читайте также: