Конспект урока по обществознанию боголюбов

Обновлено: 10.07.2024

Обществознание – это комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества.

Человек – это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.

Общество – это совокупность людей, объединённых способом производства материальных благ на определённой ступени исторического развития, определёнными производственными отношениями.

Государство – это основной политический институт общества, осуществляющий управлении им и охрану его социально-экономической структуры.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. – М.: Просвещение, 2017.
  2. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. Электронная форма учебника.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Обществознание – это комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества.

Знания – это система представлений человека о законах природы, обществе, о самом себе.

Общество – это совокупность людей, объединенных способом производства материальных благ на определенной ступени исторического развития, определенными производственными отношениями.

Обществознание, как учебный предмет, учит на основе знаний формировать собственное отношение к людям и их взаимоотношениям, к природе и государству в целом.

Обществознание включает знания из других отраслей науки: философия, социология, политология, этика, история, экономика.

Знания, полученные в результате изучения обществознания, помогут вам найти своё место в мире, увидеть возможности реализации своих способностей.

1) Познавательная – это познание и понимание общественной деятельности, формирование представления о развитии общества.

2) Методологическая – это разработка общих подходов и методов изучения общественных явлений.

3) Образовательная – это формирование необходимых современному человеку знаний, о человеке и общества.

4) Практическая – это разработка принципов и способов деятельности людей в обществе.

Обществознание - не единственный предмет, который изучает общество. Также с изучением общества тесно связаны такие науки, как:

- Этнография и др.

В этом году в рамках курса обществознания вы узнаете, чем именно человек отличается от животного, что такое наследственность и индивидуальность, кого называют личностью и в чем заключаются основные потребности человека. Также узнаете, что называют деятельностью, каким бывает труд, все об образовании, самооценке и самосознании, о межличностных отношениях и их особенностях, о роли чувств в отношениях между людьми, о социальных группах, лидерах и многое другое.

Давайте познакомимся с ключевыми понятиями, с которыми вам предстоит встретиться.

Человек – это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.

Первые люди появились около 2,5 млн. лет назад, с тех пор человек не перестает совершенствоваться как внутренне, так и внешне. Изучением человека занимается множество наук. Условно их можно разделить на прикладные и теоретические. Отличие прикладных наук в том, что открытия и исследования в таких науках имеют прямую ориентацию на практику. Примеры прикладных наук: генетика, социология, селекция.

Вы непосредственно являетесь членами разных обществ: например, одноклассников, учеников определенной школы, жителей одного квартала, города, страны и т.д.

Любое общество обладает следующими признаками:

  • Целостность (взаимодействие отдельных субъектов общества, объединенных общими целями, направленными на достижение общих интересов);
  • Устойчивость (способность сохранять текущее состоянии при влиянии внешних воздействий);
  • Динамичность (возможность развиваться).

Выделяют следующие функции общества:

  • Репродуктивная (то есть рождение новых членов общества);
  • Производственная (производство материальных и духовных благ);
  • Регулирующая (установление правил поведения людей в обществе);
  • Социализирующая (получение человеком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе).

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

  • Социальную (народы, нации, классы и т.д.);
  • Экономическую (производительные силы, производственные отношения);
  • Политическую (государство, партии);
  • Духовную (религия, мораль, наука, образование).

Человеческое общество оказывает на природу и положительное и отрицательное влияние. К положительному влиянию можно отнести очистку водоемов, создание заповедников. А к отрицательному - вырубку леса, браконьерскую деятельность.

Все мы, живущие в нашей стране, являемся гражданами своего государства.

Государство – основной политический институт общества, осуществляющий управление им и охрану его социально-экономической структуры.

Каждое государство обладает такими признаками, как территория, суверенитет (независимость), население, органы управления, право, правоохранительные органы, армия, система налогов.

Какие же функции исполняет государство или проще говоря для чего оно так необходимо обществу?

Во-первых, это налаживание жизни внутри общества (например, строительство дорог, развитие образования, медицины, поддержание порядка во всех областях жизнедеятельности).

Во-вторых, это внешние функции, к которым относятся оборона страны, налаживание экономических и культурных связей с другими государствами.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Установите соответствие между функциями обществознания.

1) Разработка общих подходов и методов изучения общественных явлений.

2) Формирование необходимых современному человеку знаний, о человеке и общества.

3) Разработка принципов и способов деятельности людей в обществе.

А. Методологическая функция. Б. Практическая функция. В. Образовательная функция.

Ответ: 1-А 2-В 3- Б

Методологическая функция обществознания заключается в разработке общих подходов и методов изучения общественных явлений.

Практическая функция обществознания заключается в разработке принципов и способов деятельности людей в обществе.

Образовательная функция обществознания отвечает за формирование необходимых современному человеку знаний, о человеке и общества.

Задание 2. Ответьте на вопросы, чтобы узнать какое самое маленькое государство в мире.

Для каждого верного утверждения поставьте 1, для каждого неверного утверждения – 0.

1. Регламентирующая функция общества означает установление правил поведения людей в обществе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Подробное планирование каждого урока (на 1 четверть).




Поурочные разработки к учебникам А.А. Вигасина, Г.И. Годера, История, 5 класс.

Подробные поурочные планы содержат весь необходимый материал для проведения полноценных уроков по истории Древнего мира в 5 классе общеобразовательных школ, рассчитаны на преподавателей, работающих по.

Поурочные разработки к учебникам А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, История России, 7 класс.

Подробные поурочные разработки по истории для 7 класса содержат все необходимые педагогу для проведения полноценных уроков материалы: методические советы и рекомендации, комментарии, дополнительную ин.


Рабочий материал ориентирован на использование учебника Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой, Н.И. Горецкой и др. Обществознание. 5 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013.

Тип урока: урок изучения нового.

Цели:

развивающая: формировать умения давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; делать несложные выводы;

воспитательная: сформировать положительную установку на изучение нового обществоведческого предмета.

коррекционная: коррекция мышления на основе анализа и синтеза.

Оборудование: учебник Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Горецкая и др. Обществознание. 5 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013; таблички со словами.

Основные понятия: обществознание, общество.

Ход урока:

I. Организационный момент. Слуховая проверка

II. Мотивационно-целевой этап.

  • С этого учебного года вы начинаете изучать новый предмет — обществознание. Его вы будете изучать до окончания школы.
  • Что это за предмет? Какую роль он играет в жизни общества? Чему он учит? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

III. Изучение нового


Задание. Перед Вами человечки. Попробуйте их объединить в группы (мальчики и девочки, взрослые и дети, народности).



ОБЩЕСТВО – это все люди в прошлом, будущем и настоящем.

Ты и сам являешься частью этого общества: ведь ты окружён людьми, ты учишься в школе, ты живёшь в прекрасной стране — России. Живя в обществе, ты каждый день вступаешь в контакты с людьми. С близкими ты обсуждаешь то, что волнует тебя, что вызывает любопытство. Но ты незримыми нитями связан и с теми людьми, с которыми, возможно, лично не знаком. Ведь ты пользуешься тем, что создают своим трудом земледельцы, рабочие, инженеры и представители многих других профессий. Ты живёшь в построенном кем-то доме. Может быть, этот дом построили твои близкие или дальние родственники. А возможно, ты не знаешь, кто эти люди. Но результат их деятельности даёт тебе кров и тепло.

Ты ходишь в школу. Кроме тебя, там учатся и другие ребята. Во всех городах и многих небольших посёлках есть школы. В них тоже учатся ребята от 7 до 17 лет. Все они относятся к такой общественной группе, как школьники. Ты только вдумайся: ты садишься за парту, и в это же время миллионы школьников в разных частях Земли спешат в классы. Всё-таки это здорово — быть частью огромного целого.

Важной частью любого общества является семья. Можно сказать, что всё общество состоит из семей. Члены семьи — родственники. А все семьи составляют общество.

Ты живёшь в Российской Федерации. В разные исторические времена наше государство называлось по-разному. Но оно всегда было важной частью мира.

  • Что это? (Планета)
  • Кто это? (Животные)
  • Кто это? (Птицы)
  • Кто это? (Рыбы)
  • Кто это? (Люди)


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ – это наука, которая изучает общество и общественные процессы.

— Что изучает ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ?

2. Науки, изучающие общество.


  • Предлагаю совершить увлекательное путешествие в Царство общественных наук. Оно большое и состоит из отдельных королевств.


Учащимся раздаются карточки с названиями и описаниями общественных наук. Учитель за экраном читает характеристику науки, а учащиеся определяют у кого есть такая карточка. Ученик – обладатель карточки выходит к доске демонстрирует общественную науку и рассказывает о ней.

3. Как работать с учебником.

  • Нашим путеводителем в путешествии в мир знаний станет учебник по обществознанию. Давайте познакомимся с ним.
  • Откройте оглавление и опишите структуру учебника.

(Ученики выполняют задание.)

(О чем мы узна­ем. На какие вопросы ответим.)

  • Как вы думаете, почему авторы учебника начинают главу именно с таких установок?
  • А теперь откройте § 1.
  • Текст параграфов необходимо читать, особое внимание обра­щая на выделенные жирным шрифтом слова. Их значение дано в словаре, который расположен в конце учебника.
  • Проверим, на­сколько хорошо вы поняли замысел авторов.

(Ученики выполняют задание учителя: находят определение выделенного слова.)

  • Однако основной текст учебника не является единствен­ным источником информации. Вам необходимо внимательно работать и с вопросами, заданиями, дополнительными руб­риками.

Задание. Разделитесь на группы. Каждая группа, изучив опре­деленную рубрику учебника, расскажет нам: 1) для чего применяется данная рубрика; 2) алгоритм работы с этой рубрикой.

(Проверка выполнения задания.)

IV. Закрепление и обобщение.

Задание 1. Правильно назови слова, расставляя ударение.

Что такое общество?

Что такое обществознание?

Какие науки помогают изучать обществознание?

Задание 2.Составьте синквейн со словом обществознание.

Синквейн — это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме.

Правила написания синквейна:

На первой строчке записывается одно слово — существительное, это и есть тема синквейна.

На второй строчке — два прилагательных, раскрывающих данную тему.

На третьей — три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме.

На четвертой строчке — короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к данной теме.

Пятая строчка — это слово-резюме (обычно существительное), которым автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с данной темой.

  1. Обществознание
  2. полезное, важное, интересное
  3. обучает, развивает, помогает
  4. наука об обществе (состоит из множества наук, часть мира)
  5. Человечество.

V. Итог урока.

  1. Рефлексия.
  2. Оценивание работы учащихся. Выставление отметок.
  3. Домашнее задание. Выучить определения в тетради.

Формировать знания, необходимые для социальной адаптации в обществе.

Развивать познавательный интерес, критическое мышление,

объективно воспринимать социальную информацию. Учить

анализировать. Содействовать развитию компетенции в

различных сферах жизни.

Воспитывать гражданскую ответственность, трудолюбие,

уважение к мнению одноклассников.

Необходимое оборудование: учебник Обществознание 6 класс под ред. Боголюбова, мультимедийная доска, проектор, компьютер, распечатанные на листах формата А4 картинки с профессиями.

Организационный момент. Приветствие (2 мин.)

Изучение нового материала(25 мин).

Обсудим вместе:( Беседа по вопросам)

1) Как найти дело по душе?

2) Нужно ли планировать свою жизнь?

4) Какой образ жизни можно назвать достойным?

2.1. Слагаемые жизненного успеха.

( Вступительное слово учителя).

Одни видели смысл жизни в удовольствиях.

Другие предлагали ограничиться лишь удовлетворением самых необходимых потребностей (в еде, сне), а счастье видели в самом человеке его внутреннем мире.

Учащиеся читают об античном философе Диогене, который жил в бочке, отказывался от имущества и благ. Своих учеников мудрец убеждал, что только полная независимость от всех внешних условий может составить человеку счастье и дать ему благополучие.

1) Ты поддерживаешь или опровергаешь подобный образ жизни?

2) Приведите примеры, когда выдающиеся жители Древней Греции и Рима придерживались иной точки зрения на жизнь.

Прежде всего, Солон отменил жестокие законы Дракона. Затем он повелел выкинуть с полей долговые камни. Отныне сделавший новый долг бедняк отвечал за его выплату всем своим имуществом, но даже если имущества не хватало, то должника запрещалось обращать в рабство. Солон распорядился отпустить на волю всех должников на своей родине. Тех же, кто был продан за море, он велел отыскать и выкупить за деньги государства…

1) Почему Солон вызвал недовольство и знати и демоса?

2) Что хорошее и полезное совершил он в своей жизни?

Тиберий Гракх.

Проезжая по Италии, Тиберий заметил, что везде, на всех работах работают рабы. Тиберий встревожился, понимая, как опасно скопление невольников. К тому же, разорение земледельцев ослабляло военное могущество Рима. Вернувшись в Рим, он стал добиваться должности народного трибуна. Тиберия выбрали народным трибуном. В 133г. до н. э. Тиберий предложил принять закон, по которому, излишки земли отбирались у богатых и небольшими участками передавались бедным гражданам без права продажи.

Однако, утвердить этот закон не удалось. Рабовладельцы яростно сопротивлялись. Стремясь опорочить Тиберия, они заявляли, что его цель—не благо бедняков, а смута и захват власти. Противники передела земли спровоцировали беспорядки, в результате которых Тиберий был убит. Его брат --Гай Гракх ,продолжил дело Тиберия, но утвердить закон не удалось.

1) Почему сенаторы сопротивлялись принятию и проведению закона?

2). Почему Гай Гракх продолжил дело брата, хотя знал, что это опасно?

3)На основании примеров скажите, какай образ жизни вы поддерживаете или опровергаете. Почему?

4) В чем цель и смысл жизни?

5) Как добиться успеха?

2.2. Привычка к труду помогает успеху.

-Человек определяет путь к жизненному успеху. Одни видят его в полной материальной обеспеченности, другие—в полезном труде, где только и может проявиться творческая личность.

Жизни для того на свете нет,

Кто ищет пищу в суете сует,

Кто лишь до плоти ищет пропитанья,

Пренебрегая пищею познания.

Не очень сходны меж собою тот,

Кто суть познал, и тот, кто познает.

Порвите ж цепь, свободу обретая,

Хоть может, эта цепь и золотая.

Работа по услышанной притчи.

1) В чем хочет убедить поэт своих читателей?

2) Как вы думаете, материальное богатство, деньги освобождают или закабаляют?

3) Могут ли только они обеспечить счастье, успех и полноту жизни человека?

Чтение небольшого отрывка самостоятельно (учебник, с. 92).

Успех, благополучие в жизни во многом зависит от готовности и привычки к труду, без которого жизнь не может быть ни достойной, ни счастливой. (записывают в тетрадь).

Применение компьютера. Высвечивается высказывание К. Д. Ушинского:

1).Как вы понимаете слова К. Д. Ушинского?

3. Готовимся выбирать профессию (10 мин).








Обучающиеся выбирают понравившиеся картинки профессий, и дают объяснение своему выбору

1)Почему вы выбрали этот вид деятельности?

2)Какая вам профессия по душе?

3)Как вы думаете, поможет ли вам ваш жизненный опыт или опыт ваших родителей в выборе профессии?

4)Что такое призвание?

(Учащиеся подводятся к выводу о том, что одно из слагаемых жизненного успеха—это способность найти свое призвание и реализоваться в нем. Прежде всего необходимо определить и осмыслить свои личностные возможности, способности, дарования, на их основе развить склонности, которые затем могут стать призванием. )

1)Что восхищает в этом человеке?

2)Какие качества проявил Норов, чтобы достичь жизненного успеха?

3)Чему мы должны учиться у Норова?

Вывод: Успеху в жизни во многом способствует трудолюбие, целеустремленность и воля

Высказывания о труде.(Демонстрируются на слайде).

Труд побеждает все. (Гомер)

Безделье ускоряет наступление старости, труд же продлевает нашу молодость. (Цельс).

Обществознание — комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Как учебный предмет оно включает в себя основы общественных наук (философии, социологии, социальной психологии, правоведения, экономики, политологии и др.) и сосредотачивается на специальных знаниях, необходимых для эффективного решения наиболее типичных проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни. Оглавление представлено в соответствии с кодификатором ОГЭ по обществознанию

1. Человек и общество

2. Сфера духовной жизни

3. Экономика

4. Социальная сфера

5. Политика

6. Право

Обществoзнание — сводный учебный курс, содержащий основные выводы современных наук об обществе, о законах его развития, о человеке.

Обществознание

Философия — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Социология — наука о человеческом обществе, его структуре, законах его развития, о поведении людей.
Этика — наука о морали, ее происхождении, развитии, принципах, нормах и роли в обществе.
Психология — наука о закономерностях развития и функционировании психики, о ее влиянии на жизнедеятельность.
Экономика — наука, изучающая рациональное (эффективное) поведение людей в процессе производства, распределения и потребления благ.
Этнология — наука о составе, происхождении, расселении народов мира.
Политология — наука о политике, о политической власти, о политической деятельности.
Эстетика — наука о прекрасном в действительности, о законах красоты и восприятии ее человеком.
Культурология — наука о культуре, закономерностях ее развития, о ее влиянии на сферы жизни общества.
Педагогика — наука о воспитательных отношениях, о воспитании человека.
История — наука о развитии человечества, его прошлом, настоящем и будущем.

Источники идей и источники цитат для конспектов по обществознанию:

(с) Цитаты из вышеуказанных учебных пособий использованы на сайте в незначительных объемах, исключительно в учебных и информационных целях (пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ).

Читайте также: