Конспект по теме пдд 10 класс

Обновлено: 06.07.2024

Правила дорожного движения (ПДД) — совокупность норм, которые регламентируют обязанности всех участников дорожного движения и устанавливают технические требования к транспортным средствам в целях создания условий для безопасной езды.

Дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, или повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинен иной материальный ущерб.

Пешеход - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на велопешеходной дорожке и не производящее на них работу.

Велосипед - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель.

Пассажир - лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

Основная и дополнительная литература по теме урока

Основная литература:

  1. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и профильный уровни уровень. М.: Просвещение, 2018. 304 с. (страницы 16 – 21)

Дополнительная литература:

  1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы: Сборник ситуативных задач. 10-11 кл. М.: Просвещение, 2016. 128 с.
  2. Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Тетрадь для оценки качества знаний. 11 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2018. 80 с.
  3. Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для любого учебника. 10 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа. 2018, 64 с.

Интернет-ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Все основные правила и принципы обеспечения безопасности на различных видах транспорта, государственное управление и контроль за соблюдением правил безопасности пешеходами, пассажирами и водителями, осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми документами – федеральными законами, нормативными документами транспортной отрасли и правилами.

Данные нормативы помогают нам различать опасности, возникающие в многообразных ситуациях на транспорте, дают алгоритм действий, в соответствии с которыми можно составлять модели личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных ситуациях на дороге, которые относятся к участникам дорожного движения - пешеходов, пассажиров и водителей транспортных средств, что позволит избежать серьезного воздействия и сохранить жизнь и здоровье.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Выберите тип интерактивного теста:

I группа – не более 20%:

1. Единичный / множественный выбор;

II группа – не более 30%:

2. Выбор элемента из выпадающего списка;

3. Установление соответствий между элементами двух множеств;

5. Добавление подписей к изображениям;

6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;

7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;

III группа – не менее 50%

4. Ребус – соответствие;

8. Сортировка элементов по категориям;

9. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;

10 . Подчеркивания / зачеркивания элементов;

11. Выделение цветом;

12. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте;

13. Смежный граф (автоматически заполняемый);

14. Лента времени

Информация о тестовом вопросе:

Вставьте пропущенные слова:

Информация об ответах

Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все остальные варианты являются неправильными

Выберите тип интерактивного теста:

I группа – не более 20%:

1. Единичный / множественный выбор;

II группа – не более 30%:

2. Выбор элемента из выпадающего списка;

3. Установление соответствий между элементами двух множеств;

5. Добавление подписей к изображениям;

6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;

7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;

III группа – не менее 50%

4. Ребус – соответствие;

8. Сортировка элементов по категориям;

9. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;

10 . Подчеркивания / зачеркивания элементов;

11. Выделение цветом;

12. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте;

13. Смежный граф (автоматически заполняемый);

14. Лента времени

Информация о тестовом вопросе:

Установите соответствия:

А. Дорожное движение

1. Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб

Б. Безопасность дорожного движения

2.Совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог

транспортное происшествие

3. Лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства

Г. Участник дорожного движения

4.Состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий

Информация об ответах

Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все остальные варианты являются неправильными

1. Углубить знания учащихся о правилах дорожного движения.
2. Активизировать знания детей в области правил дорожного движения, развивать внимание, сообразительность.
3. Воспитать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

1 вед. С началом учебного года!

2 вед. Я по улице шагаю и стараюсь не спешить.
Я науку эту знаю, как по улице ходить . Дорожная азбука - о ней мы сегодня и поговорим.

2 вед. Как красиво выглядят города с высоты птичьего полета. Огромное количество дорог, как паутина висит над городом. Дорога всегда манит. На какие части делиться дорога? ( На тротуар и мостовую. Мостовая для машин. Тротуар – для пешеходов).
Это было 200 лет назад . В столице Франции - Париже – построили новый театр. Богатые зрители ехали в каретах, бедные шли по той же дороге пешком. Неразбериха, толкотня, шум, гам. И многие театралы вместо зрительного зала попали в больницу. Нужно было срочно что-то придумать. Думали-думали и придумали! По обе стороны улицы, ведущей у театру, отгородили небольшие таблички, на которых написали… Что написали? Дорога для пешеходов. Только написали по-французски. А по-французски дорога для пешеходов звучит ТРОТУАР.

Как нужно двигаться по тротуару? (держаться правой стороны)
Итак, по дорогам движется транспорт, а по тротуарам идут люди. И для каждого из них есть свои правила. Это правила дорожного движения. Их составили для того, чтобы не было аварий.
1 вед. Виды транспортных средств В зависимости от места передвижения весь транспорт делится на 4 большие группы. Какие? (воздушный, наземный, подземный, водный.)

История автомобиля Знаете ли вы когда и при каких обстоятельствах появились первые автомобили? Свыше 500 лeт тому назад один китайский богдыхан обратил внимание на цветок венчика ветреницы, который под воздействием ветра перекатывался по полю. Так появилось колесо. Первые деревянные, грубые повозки появились во 2-ом тысячелетии до н.э. , Паровая тележка, одноместный экипаж, велосипед, самодвижущийся экипаж, телега, трехколесный экипаж, самодвигающаяся коляска, карета, паровая машина, самокатка, педальный велосипед, электроцикл, бензиновый автомобиль, автомобили с дизельным топливом - вот какой непростой и долгий процесс создания того автомобиля, который мы видим в настоящее время.

2 вед. Статистика Ежегодно в мире в результате ДТП погибают и получают ранения более 50 млн. человек. По данным Всемирного банка глобальные экономические потери составляют более 500 млрд. долларов в год. Всемирная организация здравоохранения свидетельствует, что на долю ДТП более 30% смертельных исходов от всех несчастных случаев. В ХХ веке автомобиль стал причиной смерти около 30 млн. человек. В России потери, связанные с ДТП в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров и других видов несчастных случаев. Масштаб ДТП угрожает национальной безопасности. ( Из доклада рабочей группы Президиума Государственного совета Российской федерации).
Прогнозы По данным Всемирной организации здравоохранения, если срочно не предпринять мер, то в ближайшие годы уровень смертности на дорогах мира вырастет на 60%. И этим Земля будет обязана странам с низким и средним уровнем доходов населения, где из-за плохих дорог, старых автомобилей и отсутствия водительской культуры рост смертности может достичь 83%.

1 вед. Причины ДТП Мы должны уважать дорогу, чтобы дорога уважала вас. Зачем нам это? Давайте посчитаем, сколько детей погибает на дорогах.
• Ежедневно на дорогах России погибает около 1,5 тысяч детей чьих-то самых лучших, самых любимых, чьих—то самых, самых.
• 24 тысячи получают ранения. И,- это не просто цифры. Это чьи-то невосполнимые потери, чьи-то страдания, боль, крушение чьих-то надежд. Если смотреть на эти цифры в сравнении с вселенной, то они ничтожно малы. Если рассматривать по количеству выплаканных слез матерей, родственников, то это огромные цифры.
Кто виноват в их смерти? Виноваты сами дети. Дети не уважали дорогу, а дорога "отплатила” им за это. Дорога не терпит не послушания и забирает жизни. По статистике, примерно три четверти всех ДТП с участием детей происходит в результате их непродуманных действий. Среди них наиболее частыми являются:
1. Переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест: 35-40%
2. Неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств или других препятствий, мешающих обзору: 25-30%
3. Неподчинение сигналам светофора: 10-15%
4. Игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуара: -5-10%

Бурлит в движенье мостовая:
Бегут авто, спешат трамваи.
Вы будьте правилу верны-
Держитесь … (правой стороны).
У любого перекрестка
Вас встречает …(светофор)
И заводит очень просто
С пешеходом разговор.

Свет зеленый –…( проходи) ,
Желтый – лучше …(подожди).
Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться …(опасно).

Для пешеходов есть и подземные переходы.
Без промедленья машины снуют,
Улицу переходить не дают.
Ты осмотрись – под колеса не лезь,
Здесь переходы подземные есть!

В школе вы – ученики,
А в театре – зрители,
А в музее, в зоопарке –
Все мы посетители.
А коль на улицу ты вышел,
Знай, приятель, наперед:
Всех названий стал ты выше,
Стал ты сразу …(ПЕШЕХОД)

Участники дорожного движения Пешеход, шофер, пассажир — люди, от поведения которых зависит порядок на дорогах. Каждый из них имеет свои правила. Любой человек может быть и пешеходом, и водителем, и пассажиром, поэтому правила дорожного движения должны изучать и знать как взрослые люди, так и дети.

Дорожные знаки Знание дорожных знаков так же важно, как и знание правильного поведения на дороге. Одно без другого существовать не может. Дорожные знаки регулируют движение транспорта и пешеходов, в сложной дорожной обстановке. Назначение дорожных знаков легко запомнить. Запрещающие - круглые с красной каймой (Ассоциация с огнем) с белым, а некоторые с голубым фоном. Предупреждающие — треугольной формы, с красной каймой. Предписывающие, т.е. указывающие направление движения, минимальную скорость и т.д. — голубые круглые. Информационно — указательные знаки - они имеют различный фон: синий, зеленый, белый, желтый. Прямоугольные, квадратные, 6-угольные.

Памятка.
1. Умей не только видеть, но и слышать улицу.
2. Обращай внимание на сигналы автомобиля (указатели поворота, заднего хода, тормоза)
3. Контролируй свои движения: поворот головы для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобиля.

Чтоб жить, не зная огорченья,
Чтоб бегать, плавать и летать,
Ты должен правила движенья
Всегда и всюду выполнять!

Беседа с ребятами по общим правилам движения пешеходов

Учитель: Где разрешается ходить пешеходам?

Ребята: Пешеходы могут ходить по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочине.

Учитель: Какой стороны дороги должны придерживаться пешеходы в городе и за городом?

Ребята: В городе нужно придерживаться правой стороны, а за городом идти навстречу движущемуся транспорту.

Учитель: Почему за городом мы должны идти навстречу транспорту?

Ребята: Это потому, чтобы люди хорошо видели встречные машины и заранее могли отойти в сторону.

Учитель: Как должны двигаться лица, которые находятся в инвалидных колясках или ведут мопед, мотоцикл?

Ребята: Они должны следовать по ходу движения транспортных средств.

Учитель: Что должен иметь пешеход в тёмное время?

Ребята: Для того, чтобы быть заметным на дороге, нужно иметь фонарик, чтобы светом обратить на себя внимание водителя, верным помощником является зеркальце или любой светоотражающий предмет.

Учитель: Где можно переходить улицу?

Ребята: Дорогу можно переходить в трёх местах:

по пешеходному переходу (надземному, наземному и подземному);

на перекрёстках по линии тротуаров и обочин;

при отсутствии пешеходных переходов и перекрёстков – на участках без разделительной полосы и ограждений, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.

Учитель: Где можно водить группы детей?

Ребята: Только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а если их нет, то по обочинам и только в светлое время суток в сопровождении не менее двух взрослых.

Учитель: Как можно перейти дорогу, если она регулируется светофором?

Учитель: Как положено переходить дорогу на нерегулируемом перекрёстке?

Ребята: Прежде чем начать переход, необходимо посмотреть налево и убедиться в безопасности, дойти до середины, посмотреть направо и закончить переход.

Учитель: Как велосипедист должен переходить дорогу?

Ребята: Велосипедист обязательно должен сойти с велосипеда и пешком перейти дорогу, ведя велосипед рядом за руль.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Классный час по ПДД

“ Обязанности пешеходов,

водителей, пассажиров”

Из опыта работы

Городничевой Анны Игоревны

“ Обязанности пешеходов, водителей, пассажиров”

Углублять знания учащихся о правилах дорожного движения.

Формировать представления школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам.

Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения пешеходов, пассажиров, водителей на улице, дороге, с целью предупреждения дорожно-транспортного травматизма.

Оборудование: медиапроектор, компьютер, правила дорожного движения.

Актуальность: Основные причины ДТП: нарушения ПДД со стороны водителей — 74,3%, нарушения ПДД со стороны пешеходов — 30,8%, неудовлетворительное состояние улиц и дорог — 22,7%, технические неисправности транспортных средств — 2,5%.

1.Вступительное слово учителя.
2.Знакомство с обязанностями пешеходов.

А теперь ознакомимся с обязанностями пешеходов:
1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам. При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости – с включенными фонарями: спереди – белого цвета, сзади – красного. Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

3. Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии – на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

4. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии – транспортного светофора.

5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.

6. Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения, и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

7. При приближении транспортных средств с включенными синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на ней должны уступить дорогу этим транспортным средствам и незамедлительно освободить проезжую часть.

8. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии – на тротуаре или обочине.

Обязанности пассажиров.
Обязанности у пассажиров не так многочисленны, как у водителей, но в любом случае они есть. При этом ответственность за их выполнение со стороны пассажиров несет водитель.
1. Пассажиры, обязаны быть пристегнутыми предусмотренными ремнями безопасности, вне зависимости от того, на каком месте они располагаются;
2. Посадку или высадку производить со стороны тротуара или обочины, убедившись в ее безопасности и отсутствии помех для других участников движения.
3.Пассажирам запрещается открывать двери во время движения, отвлекать водителя от управления транспортным средством.

Обязанности водителя.

Сегодня мы поговорим с вами о более взрослых вещах – об автомобилях. Недалеко то время, когда это чудо техники будет в каждой семье. Я убеждена, что вы уже с интересом поглядываете на папин или мамин автомобиль, представляя себя за рулем. Ждать недолго, пройдет несколько лет, и вы, окончив школу и получив водительские права, на законных основаниях нажмете на педаль автомобиля.

Вот поэтому я и обращаюсь к вам сейчас, как к будущим равноправным участникам дорожного движения в надежде, что вы уже сегодня усвоите необходимые истины, более того – поможете закрепить их в сознании ваших родителей.

Начнем с ремня безопасности. Скажите, ваши родители всегда ли пристегиваются? Не всегда. К сожалению, более ста граждан, которых ежедневно недосчитываются в России, тоже пренебрегали ремнями безопасности. И если бы все они были пристегнуты ремнями безопасности, эта страшная цифра сократилась бы на две трети.

Что же происходит с водителями и пассажирами, если они не пристегнуты, на скорости 80 км в час наезжают на дерево или стену? Через 0,03 секунды после удара вдавливается бампер; сила, в 30 раз превышающая вес автомобиля. Останавливает его движение на линии передних сидений; в тоже время пассажиры продолжают двигаться по инерции со скоростью 80 км. в час. Спустя секунды водитель грудной клеткой ломает руль и с силой 9 тонн ударяется о приборный щиток. Затем водитель и пассажир рядом с ним ударяются головой о лобовое стекло… Наверное, хватит и так ясно, в живых не останется никто. Будь водитель и пассажир пристегнуты, они имели реальные шансы выжить.

В общем, ремни безопасности далеко не бесполезные в автомобиле. Не зря же чемпион мира по Формуле-I Ральф Шумахер пристегивается, даже, когда ему надо отогнать машину от дома в гараж. И проехать то всего-то тридцать метров. Словом, пристегнутые ремни во всем мире – такая же обыденность, как зубная щетка.
Прогресс не стоит на месте. Уже выпускаются устройства, которые предупреждают водителя звуковым сигналом о необходимости пристегнуться. Больше того, есть ремни, которые автоматически пристегивают водителя и пассажиров. А пока напомните папе, чтобы он пристегнулся. Так больше шансов, что ваша семья будет собираться за ужином в полном составе.

Ученик 2:

Думаю, не стоит и говорить о том, что водитель обязан знать и соблюдать Правила дорожного движения, а кроме этого:· иметь при себе водительское удостоверение, свидетельство о регистрации, полис обязательного страхования гражданской ответственности;· быть пристегнутым ремнем безопасности и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями; обеспечивать исправность транспортного перед выездом и в процессе движения; · проходить по требованию сотрудников милиции освидетельствование на состояние опьянения;

Ученик 3:

Сегодня мы пытаемся разобраться, что мы делаем на дороге не так. Не забудем и самое распространенное транспортное средство доступное школьникам – велосипед.

Запомним первое: это самое незащищенное транспортное средство. У него нет дверей, предохраняющих от удара сбоку, нет бампера, который отчасти принял бы на себя лобовой удар. Поэтому при любом столкновении или наезде на препятствие велосипедист очень уязвим. А себя надо беречь – полноценных запчастей для человека пока не изобрели.

Ученик 1:

Второе: ездить на велосипеде комфортно там, где для этого создана специальная безопасная зона. Так как таких зон очень мало, старайтесь предупредить любую потенциальную опасность. Например, вы вышли из подъезда и сели на велосипед. У него шины накачены, тормоза в порядке, светоотражательные сигналы на месте. А недалеко от вас мужчина садится в машину и его дальнейшие действия вам пока неизвестны. Подождите, пока автомобиль поедет, и пропустите его. Другой пример, вы едете по двору и сворачиваете в арку дома. Вы не знаете, что вас ждет там, поэтому сбавьте скорость, притормозите, въезжая в арку.

Третье правило: никогда не пытайтесь проехать между едущим и стоящим автомобилем. Остановитесь, пропустите движущийся на вас автомобиль. Не считайте это за трусость, это всего лишь здравый смысл. Элементарное чувство самосохранения.

Ученик 3:

Теперь главное: старайтесь не выезжать на проезжую часть, даже если вам исполнилось 14 лет.

Учитель:

Сегодня мы с вами узнали, как вести себя за рулем велосипеда, автомобиля, изучили обязанности пешехода и пассажира и поняли главное – не стоит подвергать свою жизнь неоправданному риску. Быть осторожным на дороге – это не трусость, а расчет.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Классный час "Автомобиль.Дорога.Пешеход" 9-10 класс

(классный час в 9-10 классах)

1. Углублять знания учащихся о правилах дорожного движения.
2. Активизировать знания детей в области правил дорожного движения, развивать внимание, сообразительность.
3. Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

Я по улице шагаю и стараюсь не спешить.
Я науку эту знаю, как по улице ходить.

Посмотрите, как красиво выглядят города с высоты птичьего полета. Огромное количество дорог, как паутина висит над городом. Дорога всегда манит.

1. На какие части делиться дорога? (На тротуар и мостовую. Мостовая для машин. Тротуар – для пешеходов).
Это было 200 лет назад. В столице Франции - Париже – построили новый театр. Богатые зрители ехали в каретах, бедные шли по той же дороге пешком. Неразбериха, толкотня, шум, гам. И многие театралы вместо зрительного зала попали в больницу. Нужно было срочно что-то придумать. Думали-думали и придумали! По обе стороны улицы, ведущей у театру, отгородили небольшие таблички, на которых написали… Что написали?

Дорога для пешеходов. Только написали по-французски. А по-французски дорога для пешеходов звучит ТРОТУАР.

2. Как нужно двигаться по тротуару? (держаться правой стороны) .
Итак, по дорогам движется транспорт, а по тротуарам идут люди. И для каждого из них есть свои правила. Это правила дорожного движения. Их составили для того, чтобы не было аварий.
Поселок Плоскошь отличается от крупных городов. Но и он имеет много дорог и перекрестков, поэтому нам тоже необходимо быть внимательными на улицах поселка.

В зависимости от места передвижения весь транспорт делится на 4 большие группы. Какие? (воздушный, наземный, подземный, водный.)


Знаете ли вы когда и при каких обстоятельствах появились первые автомобили?
Свыше 500 лeт тому назад один китайский богдыхан обратил внимание на цветок венчика ветреницы, который под воздействием ветра перекатывался по полю. Так появилось колесо. Первые деревянные, грубые повозки появились во 2-ом тысячелетии до н.э.
Мусколоход, паровая тележка, одноместный экипаж, велосипед, самодвижущийся экипаж, телега, трехколесный экипаж, самодвигающаяся коляска, карета, паровая машина, самокатка, педальний велосипед, электроцикл, бензиновый автомобиль, автомобили с дизельным топливом - вот какой непростой и долгий процесс создания того автомобиля, который мы видим в настоящее время.
Ежегодно в мире в результате ДТП погибают и получают ранения более 50 млн. человек. По данным Всемирного банка глобальные экономические потери составляют более 500 млрд. долларов в год. Всемирная организация здравоохранения свидетельствует, что на долю ДТП более 30% смертельных исходов от всех несчастных случаев. В ХХ веке автомобиль стал причиной смерти около 30 млн. человек. В России потери, связанные с ДТП в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров и других видов несчастных случаев. Масштаб ДТП угрожает национальной безопасности. ( Из доклада рабочей группы Президиума Государственного совета Российской федерации).

По данным Всемирной организации здравоохранения, если срочно не предпринять мер, то в ближайшие годы уровень смертности на дорогах мира вырастет на 60%. И этим Земля будет обязана странам с низким и средним уровнем доходов населения, где из-за плохих дорог, старых автомобилей и отсутствия водительской культуры рост смертности может достичь 83%.

Причины ДТП.
Мы должны уважать дорогу, чтобы дорога уважала вас. Зачем нам это? Давайте посчитаем, сколько детей погибает на дорогах.
• Ежедневно на дорогах России погибает около 1,5 тысяч детей чьих-то самых лучших, самых любимых, чьих—то самых, самых.
• 24 тысячи получают ранения. И,- это не просто цифры. Это чьи-то невосполнимые потери, чьи-то страдания, боль, крушение чьих-то надежд. Если смотреть на эти цифры в сравнении с вселенной, то они ничтожно малы. Если рассматривать по количеству выплаканных слез матерей, родственников, то это огромные цифры.
Кто виноват в их смерти?
Виноваты сами дети. Дети не уважали дорогу, а дорога "отплатила” им за это. Дорога не терпит не послушания и забирает жизни. По статистике, примерно три четверти всех ДТП с участием детей происходит в результате их непродуманных действий. Среди них наиболее частыми являются:
1. Переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест: 35-40%
2. Неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств или других препятствий, мешающих обзору: 25-30%
3. Неподчинение сигналам светофора: 10-15%
4. Игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуара: -5-10%

Бурлит в движенье мостовая:
Бегут авто, спешат трамваи.
Вы будьте правилу верны-
Держитесь … (правой стороны).
У любого перекрестка
Вас встречает…(светофор)
И заводит очень просто
С пешеходом разговор.

Свет зеленый –…( проходи),
Желтый – лучше …(подожди).
Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться…(опасно).

Для пешеходов есть и подземные переходы.
Без промедленья машины снуют,
Улицу переходить не дают.
Ты осмотрись – под колеса не лезь,
Здесь переходы подземные есть!

В школе вы – ученики,
А в театре – зрители,
А в музее, в зоопарке –
Все мы посетители.
А коль на улицу ты вышел,
Знай, приятель, наперед:
Всех названий стал ты выше,
Стал ты сразу…(ПЕШЕХОД)


Пешеход, шофер, пассажир — люди, от поведения которых зависит порядок на дорогах. Каждый из них имеет свои правила. Любой человек может быть и пешеходом, и водителем, и пассажиром, поэтому правила дорожного движения должны изучать и знать как взрослые люди, так и дети.

Знание дорожных знаков так же важно, как и знание правильного поведения на дороге. Одно без другого существовать не может. Дорожные знаки регулируют движение транспорта и пешеходов, в сложной дорожной обстановке. Назначение дорожных знаков легко запомнить. Запрещающие - круглые с красной каймой (Ассоциация с огнем) с белым, а некоторые с голубым фоном. Предупреждающие — треугольной формы, с красной каймой. Предписывающие, т.е. указывающие направление движения, минимальную скорость и т.д. — голубые круглые. Информационно — указательные знаки - они имеют различный фон: синий, зеленый, белый, желтый. Прямоугольные, квадратные, 6-угольные.

Виды дорожных знаков
Число знаков росло с каждым годом, начиная с 1909 года.
Знаки:
1.Пешеходный переход
2.Запрет движения на велосипедах
3. Дети на дороге

Перебегать улицу перед приближающимся транспортом…

Цепляться за машины…

Играть на проезжей части … ЗАПРЕЩАЕТСЯ!

1. Как называется любой человека, находящийся на дороге? (Лицо).
2. Как называется устройство, предназначенное для перевозки людей, грузов и оборудования? (Транспортное средство).
3. Как называется лицо, управляющее каким-либо транспортным средством? (Водитель).
4. Как называется лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве или на нем? (Пассажир)
5. Как называется полоса земли с поверхностью искусственного сооружения, используемая для движения транспортных средств и пешеходов? (Дорога)
6. Как называется лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на нем работу? (Пешеход).
7. Как называется лицо, передвигающееся в инвалидной коляске без двигателя по дороге? (Пешеход)
8. Какое немеханическое транспортное средство человек может вести руками по дороге, чтобы приравниваться к пешеходу? (Велосипед)
9. Какое механическое транспортное средство может вести по дороге лицо, чтобы его можно было приравнять к пешеходу? (Мотоцикл)
10. Какое устройство может применять на дороге пешеход для перевозки груза своими силами? (Тележка)
11. Какое устройство может использовать пешеход для перевозки в теплое время детей и лиц с ограниченными возможностями? (Коляска)
12. Как называется лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами дорожного движения и непосредственно осуществляющие указанное регулирование? (Регулировщик).
13. Каким знаком обозначается транспортное средство спереди и сзади, используемое для перевозки детей, показать. (Дети)
"Составление азбуки улиц и дорог”. Я называю буквы алфавита, а вы должны на каждую букву назвать слова, связанные с автомобилем и правилами дорожного движения.

Памятка.
1. Умей не только видеть, но и слышать улицу.
2. Обращай внимание на сигналы автомобиля (указатели поворота, заднего хода, тормоза)
3. Контролируй свои движения: поворот головы для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобиля.

Чтоб жить, не зная огорченья,
Чтоб бегать, плавать и летать,
Ты должен правила движенья
Всегда и всюду выполнять!

Во всех странах мира дети стараются никогда не нарушать Правила дорожного движения, потому что правильное поведение на дорогах - показатель культуры человека!

1. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения / авт. – сост. В.Е.Амелина,

Урок ОБЖ. Правила и безопасность дорожного движения.

ТЕМА УРОКА : Правила дорожного движения и безопасность на дорогах.

ЦЕЛИ УРОКА : 1.Изучить п равила и меры безопасности дорожного движения. 2.Отработать модели поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения.

1. П равила и безопасность дорожного движения.

2. Модели поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения.

ВРЕМЯ : 45 минут (-проверка наличия и готовности учащихся – 2мин;

-изложение темы урока – 23мин.;

- отработка моделей – 20мин.).

МЕСТО : Кабинет ОБЖ.

МЕТОД : Лекция, отработка моделей поведения учащимися.

Ежедневно и постоянно по улицам городов и населенных пунктов передвигаются тысячи людей, которые спешат на работу, в школу, во многие другие места или возвращаются домой. Для передвижения в заданном направлении люди пользуются общественным транспортом, личными транспортными средствами (автомобилями, мотоциклами, велосипедами) или идут пешком. Все они являются участниками дорожного движения.

Участник дорожного движения — это лицо, принимающее непосредственное участие в движении в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства .

Для того чтобы это движение носило упорядоченный характер и обеспечивало всем участникам возможность быстро и безопасно двигаться в необходимом им направлении, они должны соблюдать определенные правила, которые регулируют движение на улицах и дорогах. Это Правила дорожного движения.

Дорога — это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения (моста).

Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы. Проезжая часть дороги предназначена для движения безрельсовых транспортных средств (легковых и грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов), трамвайные пути — для трамваев, тротуары — для пешеходов, обочина — для движения пешеходов и для остановки автомобилей. Разделительная полоса разделяет смежные проезжие части и не предназначена для движения или остановки транспортных средств и пешеходов. Разделительная полоса (как и тротуар) немного возвышается над проезжей частью дороги. На разделительной полосе может быть устроен газон или установлены ограждения.

Для обеспечения безопасности на улицах и дорогах осуществляется регулирование дорожного движения — управление потоком движения транспорта и пешеходов. Дорожное движение регулируют дорожная разметка, дорожные знаки, светофоры и регулировщики.

Общие правила поведения участников дорожного движения

1.Участники дорожного движения (водитель, пешеход и пассажир) обязаны:

— знать и соблюдать относящиеся к ним требования пра­вил дорожного движения, сигналов светофора, знаков и раз метки, а также выполнять распоряжения регулировщиков;

—помнить, что в нашей стране установлено правосторон­нее движение транспортных средств.

2. Участникам дорожного движения запрещается:

— повреждать или загрязнять покрытие дорог;

— снимать, загораживать, повреждать, самовольно уста­ навливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения;

— оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения.

Безопасность пешехода на дороге

1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеход­ ным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам, велоси­ педной дорожке или в один ряд по краю проезжей части до­ роги.

2. Вне населенных пунктов при движении по краю проез­жей части дороги пешеходы должны идти навстречу транс­ портным средствам.

3. В случае если пешеход ведет велосипед, мотоцикл или мопед, он должен следовать по ходу движения транспортных средств.

4. При следовании по улице пешеход должен стараться об­ ходить стороной выезды из гаражей, с автостоянок и других подобных мест, чтобы не попасть под выезжающий автомобиль.

5. Пешеход не должен останавливаться в непосредственной близости от проходящего автомобиля.

Движение пешехода по улице в сильный гололед

1.Перед выходом из дома следует подготовить обувь, что­ бы повысить устойчивость при ходьбе в гололед (натереть подошву наждачной бумагой, приклеить на подошву изоляцион­ ную ленту, чтобы увеличить сцепление обуви с дорогой);

2. Из дома рекомендуется выходить с запасом времени, что­ бы не спешить в пути.

3. При ходьбе наступать на всю подошву, расслабив ноги в коленях, быть готовым к падению. Желательно, чтобы руки были свободны от сумок и прочих предметов.

4. При падении напрячь мускулы рук и ног, при касании земли перекатиться на бок. Помните! Самое опасное падение — это падение на прямую спину и на расслабленные прямые руки.

Переход проезжей части дороги

1. Переходить проезжую часть дороги нужно по пешеход­ ным переходам. Самый безопасный переход — подземный или надземный. При их отсутствии переходить проезжую часть можно на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

2.В местах, где движение регулируется, для перехода про­ езжей части необходимо руководствоваться сигналами регули­ ровщика либо пешеходного светофора или транспортного све­ тофора.

3.При отсутствии в зоне видимости перехода или пере­ крестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках с разделительной полосой там, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.

4.На нерегулируемых пешеходных переходах можно выхо­ дить на проезжую часть дороги, убедившись, что переход бу­ дет безопасен. Для этого необходимо внимательно посмотреть сначала налево, потом направо, чтобы убедиться, что побли­зости нет машин.

5. Нельзя выбегать на дорогу.

6. Перед переходом дороги надо замедлить шаг и оценить обстановку; даже при переходе дороги на зеленый сигнал све­ тофора необходимо осмотреться.

7. Не следует переходить проезжую часть дороги перед мед­ ленно идущей машиной, так как можно не заметить за ней д ругую машину, идущую с большей скоростью.

8. Нельзя выходить на проезжую часть из-за стоящего транс­ портного средства или другого препятствия, ограничивающе­ го видимость проезжей части дороги, не убедившись в отсут­ ствии приближающихся транспортных средств.

9. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны ос­ тановиться на линии, разделяющей транспортные потоки про­ тивоположных направлений. Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора или регулировщика.

10.При приближении транспортных средств с включенным синим проблесковым маячком и звуковым сигналом даже при зеленом сигнале светофора для пешеходов необходимо воздер­ жаться от перехода проезжей части дороги и уступить этим транспортным средствам проезжую часть.

Безопасность пассажира

1. Ожидать автобус, троллейбус и трамвай можно только на посадочных площадках (на тротуарах, на обочине дороги).

2. Посадку в транспортное средство начинают только при полной его остановке, соблюдая очередность и не мешая дру­ гим пассажирам.

4. Войдя в салон транспортного средства, необходимо обра­ тить внимание на то, где расположены запасные и аварийные выходы.

5. При отсутствии свободных мест для сидения, можно сто­ ять в центре прохода, держась рукой за поручень или за спе­ циальное устройство.

6.Нельзя стоять у входной двери, а тем более опираться на нее, так как она в любой момент может открыться.

7. Передвигаться по салону в общественном транспорте ре­ комендуется только при его полной остановке.

Меры безопасности при возникновении пожара в автобусе, троллейбусе, трамвае

1. Немедленно сообщить о пожаре водителю и пассажирам, потребовать остановить транспорт и открыть двери.

2.При заблокировании дверей для эвакуации из салона транспортного средства использовать аварийные люки в кры­ше и выходы через боковые стекла (при необходимости мож­ но выбить стекла ногами).

3. При эвакуации не допускать паники и выполнять указа­ ния водителя.

4. В любом транспортном средстве имеются материалы, ко­торые при горении выделяют ядовитые газы, поэтому необхо­ димо покинуть салон быстро, но без паники, закрывая рот и нос платком или рукавом одежды.

5.В троллейбусе и трамвае металлические части могут оказаться под напряжением, поэтому, покидая салон, к ним лучше не прикасаться.

6.Выбравшись из салона, необходимо отойти подальше от транспортного средства, оказать посильную помощь пострадав­ шим.

Правила безопасного вождения велосипеда и мопеда

Велосипед и мопед относятся к транспортным средст вам. Управлять велосипедом при движении по дорогам раз­ решается лицам не моложе 14 лет, мопедом — не моложе 16 лет.

1. Водители велосипеда и мопеда должны двигаться только по крайней правой проезжей части дороги в один ряд как можно правее.

2. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.

3.Водителям велосипеда и мопеда запрещается:

-ездить не держась за руль;

-перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сидении, оборудованном надежными подножками;

-перевозить груз, который выступает более чем на 0,5м по длине или ширине за габариты велосипеда или мешает его управлению;

-двигаться по проезжей части дороги при наличии ря­ дом велосипедной дорожки.

4. Передвигаясь на велосипеде или мопеде, можно выпол­ нять левый поворот или разворот лишь на дорогах, имеющих одну полосу для движения в данном направлении и не имею­ щих трамвайного движения.

Требования к техническому состоянию и оборудованию велосипедов

1. Велосипеды должны иметь исправные тормоза и звуко­ вой сигнал, т. е. соответствовать техническим требованиям за­ вода-изготовителя.

2. При движении на дорогах в темное время суток велоси­ педы должны быть оборудованы внешними световыми прибо­ рами: впереди — фарой белого цвета, сзади — фонарем или световозвращателем красного цвета, с боковых сторон — све товозвращателем оранжевого или красного цвета.

Читайте также: