Конспект урока по музыке 1 класс музыкальная азбука

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок по музыке в 1 классе

"Музыкальная азбука"

Задачи занятия:

Образовательные:

проанализировать, как музыка, средства музыкальной выразительности идут к созданию музыкального образа;

проконтролировать степень усвоения знаний с помощью теста.

Воспитательные:

формировать умение учащихся давать эмоционально-образную оценку произведениям искусства и явлениям жизни;

формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре;

воспитывать патриотизм, доброе отношений друг к другу и к окружающим.

воспитывать нравственно-эстетические чувства.

Развивающие:

развивать интонационный слух и творческие способности учащихся;

совершенствовать вокально-хоровые навыки;

развивать творческие способности, вовлекая детей в эмоциональное исполнение попевок, песен, игры на музыкальных инструментах;

развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

развивать коммуникативные навыки, формировать навыки самооценки и рефлексии.

I .Орг момент

Прозвенел для нас звонок,

По местам тихонько сели, на меня все посмотрели! СЛАЙД 1

-Здравствуйте ребята! Как ваше настроение? Тогда мы приступаем к уроку

II .Актуализация опорных знаний

-Ребята, а Что такое МУЗЫКА? Или из чего состоит музыка? (Звуки)

-А какие звуки? (Музыкальные)

-Кто принимает участие в появлении музыки на свет? (Композитор, исполнитель, слушатель)

-Как можно исполнить музыку? (Голосом или на музыкальном инструменте)

-Сейчас мы закроем глаза и каждый представит свою маму.

Какая у вас мама?

Каждый из вас увидел свою маму, ее внешность, как она выглядит, то есть вы увидели ее

А что такое вообще портрет? ( Изображение какого-либо человека или существа).

Обычно портреты рисуют красками, но музыка тоже может нарисовать только своими музыкальными красками.

Сегодня на уроке мы будем угадывать музыкальные портреты, которые нам будет рисовать музыка.

Давайте представим, что к нам в класс входит гостья - кто она? - персонаж сказки или обычный человек.

Как звучала музыка? ( стремительно, решительно, с акцентами)

О ком она рассказала? ( о сказочном персонаже, о Бабе Яге) СЛАЙД 2

Мелодия –– последовательность музыкальных тонов, имеющая определенный темп и ритм. (от греч. «мелодия, мелос, т.е. напев, песня )

А что такое человеческая речь?

Из чего состоит человеческая речь?

Как человеческая речь состоит из сопряженных (подходящих) по смыслу слов, так и мелодия состоит из сопряженных по смыслу звуков. Как не всякая последовательность слов является речью (напр., школа, птицы, чайник, платье), так и не всякая последовательность звуков является мелодией.

Мелодическую мысль образует певучесть, музыкальная связанность, завершенность

Из чего состоят слова?

Что нужно знать, чтобы записать слова? (буквы, алфавит)

А чтобы записать мелодию, что нужно знать? (ноты).

III . Изучение нового материала

а сколько их всего?

Да, их всего семь, но сколько музыкальных произведений сочинено композиторами, сколько песен написано. В каждой нотке заложена огромная сила. Эта сила может нас развеселить, а может заставить плакать. А кто знает название всех семи нот. СЛАЙД 7

До, ре, ми, фа, соль, ля, си! (Давайте все вместе повторим)

А теперь мы не много отдохнем, а помогут нам в этом наши 7 нот.

Физ. минутка: ДО – попрыгаем на месте 1-2-3!

РЕ – похлопаем в ладоши 1-2-3!

МИ – побегаем на месте 1-2-3!

ФА – наклоны, дружно, вместе 1-2-3!

СОЛЬ – потянемся повыше 1-2-3!

ЛЯ – присядем, да пониже 1-2-3!

СИ – надуемся как шар 1-2-3!

И все дружно спустим пар 1-2-3.

Чтобы пьесу записать

Ноты нужно твердо знать!

Есть у радуги семь красок,

А у музыки семь нот.

Только кто же без подсказок

Эти ноты разберет?

Как слова записывают с помощью букв, так и музыку записывают с помощью нот.

СЛАЙД 5,6. Эти полоски – нотный стан. На них записывают нотки. Сейчас мы посмотрим на нотки и послушаем их. Но прежде, чем это сделать, я хочу обратить ваше внимание на этот знак в начале нотного стана.

Цель: знакомство с фортепианной клавиатурой и названиями нот.

  • познакомить учащихся с нотной записью;
  • заинтересовать чтением нотного текста;
  • совершенствовать навыки самостоятельной работы;
  • развивать внимание, наблюдательность, музыкальную память; музыкальный слух.

Форма урока – Урок - практическая работа.

Знакомство с музыкальной грамотой.

Сегодня на уроке мы в очередной раз совершим путешествие в мир музыки. Но для того, чтобы совершить это путешествие, нам надо взять с собой: внимание, дисциплину, память, любознательность и воображение. Вы со мной согласны? ( ответы детей)

Учитель: – Скажите, что нужно знать, чтобы читать книжки?

Дети: – буквы, азбуку.

Учитель: - А у нас книжки особенные – музыкальные. Что же там? Отгадайте загадку:

На листочке, на страничке –

То ли точки, то ли птички

Все сидят на лесенке

И щебечут песенки.

Конечно, это НОТЫ. А поют ноты вот так:

(учитель поет звукоряд, комментируя текстом)

-А теперь давайте все вместе повторим названия ноток, и конечно пропоем

(дети вместе с учителем пропевают ступени звкоряда)

-Пришло время открыть тетради. Посмотрите внимательно, давайте вспомним, что нового мы узнали на прошлом уроке?

(ответы детей: нотный стан, скрипичный ключ)

-Сегодня мы на нотном стане будем располагать наши нотки.

(работа в тетради)

арт- терапевтическое упражение по Стрельниковой

Исходное положение: встать прямо, показать ладошки “зрителю”, руки далеко от тела не уводить. Делайте короткий, шумный. Активный вдох носом и одновременно сжимайте кулачки в ладошки.

Исходное положение: встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу. В момент короткого и шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются

(работа в тетради)

-Сегодня я вас познакомлю с очень интересной песней. Припев вы уже знаете и можете мне тихонько подпевать

(учитель исполняет, дети слушают и подпевают)

Чтоб выучиться пению
Имеем мы терпение,
И чтоб урок у нас не зря прошел.
Должны мы быть старательны,
Послушны и внимательны.
И выучить все ноты хорошо!

Припев: До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.
До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.

2. Возьмем свои тетрадки мы,
И ноты по порядку мы,
Запишем, чтобы каждый помнить мог.
Должны мы быть старательны,
Послушны и внимательны,
И дома каждый раз учить урок!

Припев: До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.
До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.

(работа над вокальными навыками в припеве песни)

Наш урок подходит к концу. Что же нового вы сегодня узнали и чему научились?

- Сегодня вы получаете домашнее задание: каждый из вас приготовит по одному слову, где встречается одна-две нотки…

Релаксация:
- Каждый из нас закончил урок с определенным настроением. Какое оно у вас я не знаю, а могу лишь догадываться.
Оцените себя, используя смайлики

Нажмите, чтобы узнать подробности

1 четверть. Тема урока№2: "Музыкальная азбука. Ноты, нотный стан". Тип урока: Знакомство с новой темой. Форма урока: Традиционный.Урок-беседа.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) школа

План – конспект урока музыки в 1 классе по теме:

Учитель: МКОУ С(К)Ш

Цель: познакомить детей с нотной грамотой: нотный стан, положение нот первой октавы, названия нот, скрипичный ключ.

1. Развивать стремление изучать название нот; упражнять детей в чистом пропевании гаммы в восходящем и нисходящем порядке.

2. Развивать музыкальные способности детей в процессе слушания музыки, пения, игры на музыкальных инструментах.

3. Формировать у детей эстетические чувства, вызвать положительные эмоции.

4. Воспитывать интерес и развивать музыкальную восприимчивость к музыкальным произведениям.

Дидактический материал к уроку: слайдовая презентация, аудиозаписи, набор детских музыкальных инструментов, кукла Петрушка, пирамиды с изображением знаков, обозначающих ноты, шапочки для нот.

Содержание и методика проведения:

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами в нашем музыкальном зале. Давайте поприветствуем друг друга.

Приветствие:

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Вместе с ней и я.

(Выполнение упражнения вместе с детьми).

Учитель: Много раз мы приходили в этот зал, где волшебная музыка дарила нам свои мелодии: грустные, весёлые, нежные, задорные, колыбельные и плясовые. И сегодня мы с вами совершим путешествие в прекрасную страну

Учитель: Посмотрите, мы оказались в стране, где живёт удивительный народ. Он очень музыкальный, может петь и танцевать. А зовут его – музыкальные ноты. А вы знаете, где живут ноты? (Ответы детей).

Правильно в домике (Слайд №2).

В этом чудесном пятиэтажном доме у каждой нотки была своя маленькая комната, которая находилась на отдельном этаже.

Каждое утро проснувшись, нотки выстраивались по порядку, каждая нотка пела свой звук по очереди, первой всегда начинала петь нотка До. Так они и распевались.

А сейчас, ребята споём распевку про ноты.

До – воробышка гнездо,

Ре – деревья во дворе,

Ми – котёнка покорми.

Фа – в лесу кричит сова,

Соль – играет детвора,

Ля – красивая земля,

Си – все снова повтори.

До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

Си, Ля, Соль, Фа, Ми, Ре, До.

Семь всего лишь нот на свете: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си

Ты запомни ноты эти, хорошенько разучи.

Учитель: Ребята, чтобы зайти в дом и свою квартиру, что для этого нужно?

(Подсказка: чем открывают дверь?)

А у нот, так же, как и у нас есть свой ключик.

Чтобы в домик нам попасть,

Нужно ключик отыскать.

Завитой, красивый знак -

Это ключ отличный,

Это ключ скрипичный (Слайд №4).

В дом вошли мы необычный: Пять линеек! Вот так дом! (Слайд №5)

Учитель: Что такое? Что за чудо? Это ноты? А откуда? Как будто разорвали здесь нотную тетрадь. И ноты разбросали – нам надо их собрать.

Вот теперь все нотки в сборе,

Значит петь сумеем вскоре!

Будем с нотами дружить,

Песни новые учить.

Мир поющий, так чудесен,

Много в нём прекрасных песен!

Услышав нашу весёлую песню – к нам спешит гость. Кто же он?

(Учитель одевает куклу Петрушку и разыгрывает сценку за ширмой).

Петрушка: Ой – ой – ой!

Учитель: Кто это кричит?

Петрушка: Здесь я, здесь! На меня инструменты упали и их нужно собрать.

Учитель: Вот беда, какая! А какие же инструменты?

Петрушка: Музыкальные! Я не знаю, как они называются. Здесь лежит какой-то молоточек, я им постучу по инструментам (ксилофон, металлофон, бубен, треугольник, погремушка, колокольчик).

(Дети по звуку угадывают название каждого инструмента).

Учитель: Ну, вот мы и отгадали, какие инструменты упали на Петрушку.

Петрушка (выходит из-за ширмы): Здравствуйте, дети! Хорошо вы знаете, как звучат музыкальные инструменты, а ещё поиграть хотите?

Учитель: А какая у тебя игра, Петрушка?

Учитель: На стенках пирамиды изображены знаки, обозначающие звуки. Как называются эти знаки? (Ответы детей) Оказывается, из нот можно строить пирамиды.

Учитель: Послушайте считалку.

До – Ре – Ми – Фа – Соло – Ля – Си

Едет кошка на такси.

А котята прицепились

И бесплатно прокатились.

Запомнили расположение нот? А теперь давайте построим пирамиду.

(Дети строят различные варианты пирамиды, учитель помогает определить, какой кубик стоит выше, какой ниже других и называют ноты).

Петрушка: Повеселился я с вами, пора мне домой идти (Петрушка уходит).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока для 1 класса по теме "Музыкальная азбука", можно положить в копилку учителю. Разнообразьте свои уроки и дети вас оценят!

Программа Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С.

Планируемые результаты

Предметный результат: развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам музыкально – творческой деятельности.

Личностные результаты: развитие мотивов учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования.

Метапредметный результат: овладению способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера.

Учебный предмет

Расширение и углубление знаний

Цель, задачи урока

Цель: Знакомство с музыкальной грамотой

1. Обучение музыкальной (нотной) грамоте с помощью компьютерной игры

2. Развитие и закрепление нового материала средствами компьютерного музыкального творчества.

3. Воспитание эмоциональной отзывчивости на музыкальный материал.

Технологии, методы

Словесные методы (рассказ, объяснение, беседа);

Наглядные методы (показ и использование репродукций, дидактического раздаточного материала);

Основные понятия, термины

нотный стан, нотоносец, скрипичный ключ, ноты.

Организация пространства

Формы работы

Пластическое интонирование (исполнение музыки движением)

Цветное моделирование музыки

Словесное рисование музыки

Мультимедиа-проектор, компьютер (ноутбук), оборудованный звуковыми колонками, большой экран для показа слайдов и караоке, музыкальный центр для воспроизведения музыкального материала в формате МР 3.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организационный момент

Я очень рада видеть вас в нашем музыкальном классе.

Сейчас музыкальный начнётся урок.

Об этом сказал нам весёлый звонок,

Сказал, заливаясь на ноте высокой:

Дети входят в класс под музыку, образуют круг.

Регулятивные УУД (самоконтроль)

Актуализацация знаний

-Давайте вспомним три главных жанра в музыке, как они называются?

Дети поднимают руки и отвечают на поставленные вопросы

(песня, танец, марш)

Коммуникативные УУД (построение речевых высказываий)

Закрепление зрительного образа и музыкальных терминов.

Регулятивные УУД (осознание качества и уровня усвоения)

Постановка цели урока

-Вы узнаете тему урока, если отгадаете загадку:

Семь кружочков - малышат

На линеечках сидят

Ах, как дружно все живут,

Звонко песенки поют.

Очень заняты работой

Эти радостные… (слайд №2)

-На прошлом уроке мы познакомились с названием нот. Сколько нот всего. Назовите их по порядку

(Слайд с названием темы урока № 4 )

Дети отвечают: Ноты.

Называют ноты и считают их.

Регулятивные УУД (Целеполагание )

Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)

Объяснение нового материала

Ребята, чтобы настроиться на усердный труд, нужно быть внимательными.

-Ребята, что такое ноты? Это знаки, которыми записываются музыкальные звуки.

Ноты живут в музыкальном домике, который называется нотный стан. Сосчитайте, сколько линеек содержит нотный стан? Счёт линеек ведётся снизу вверх, как этажи в доме.

Посмотрите на экран (слайд нотного стана №5)

Многие музыканты нотный стан называют Нотоносцем.

Как вы думаете, почему его так называют?

Музыкальный домик нелегко открыть, если нет чего?

Ключ этот называется скрипичным. Повторите за мной.

Учитель показывает ( слайд№6)

У каждой ноты есть своё место. Одни пишутся на линейках, другие между линейками.

Учитель показывает (слайд№3)

Нотам дали имена, нота каждая нужна.

Ребята, сегодня у нас большая радость. Нам прислали приглашение в удивительную страну – мир загадочных звуков. А хотите узнать, кто нас туда пригласил? Приглашение от её высочества принцессы Мелодии, она управляет всеми красками музыки. Все её любят и дружны с ней, поэтому в её дворце всегда царит радость, веселье, много музыки и разноцветья. Сейчас я раздам вам пригласительные билеты в виде ноток, и мы отправимся к принцессе Мелодии. Ах, что же случилось? Куда исчезли разноцветные пригласительные билеты?

Кощей: Краски музыки – семь нот,

Я их спрятал под замок.

А принцессу я решил заколдовать.

Мир бесцветный будет всюду,

Учитель: Всё понятно. Это Кощей Бесцветный спрятал все краски музыки и заколдовал принцессу Мелодию.

Кощей: Да, да, да! С детства не люблю всякие краски, а запер я их в шкатулках, а принцесса спит крепким сном. Пока принцесса спит, а ноты в шкатулках, вам меня никогда не одолеть!

Учитель: А скажите нам ваша Тусклость, какими ключами открываются шкатулки, и как нам расколдовать принцессу Мелодию?

Учитель: А мы попробуем, правда, ребята? Наши ребята старательно занимались и многое узнали.

Вот и первая шкатулка.

Какой музыки больше не любит и боится Кощей Бесцветный? Какая музыка его расстраивает, раздражает?

Послушайте музыку, вспомните, как называется музыкальное произведение, какой композитор её сочинил?

(Слайд с портретом композитора №7)

Ребята, посмотрите, наша шкатулка открылась, а в ней нотка ДО. Ребята, давайте вспомним, где располагаются наши ноты?

Вот мы и поместим нашу нотку ДО не на нотный стан, а чуть ниже, она находится на добавочной линейке.

Кощей приносит 2 шкатулку.

Послушайте и назовите любимую музыку принцессы Мелодии.

Почему вы решили, что это вальс, а не полька?

(слайд с портретом Майкапара №8)

Ребята открылась 2 шкатулка, а в ней нота РЕ,

Которая пишется под первой линейкой.

Чтобы открыть третью шкатулку, помогите закончить двустишия:

(Слайд с текстом №9)

Звуки выстроились в ряд, получился

Дружбу звуков говорят, называют, словом

Светлый мир просторный открыл нам лад

Мир, в сумрак погружённый, открыл нам лад

Ребята, открылась 3-я шкатулка, а в ней нотка МИ, которая пишется на первой линейке (вернёмся к слайду №3)

Чтобы открыть 4-ю шкатулку, я предлагаю исполнить вам песни разного характера, с какой песни вы хотите начать?

Ребята, а в какой цвет вы раскрасили бы эту песню?

А эту песню, в какой бы цвет вы раскрасили?

Вы правильно подобрали цвета к песням, холодными тонами раскрасили песню о зиме, а тёплыми тонами о маме, потому что наши мамы самые добрые, красивые, любимые.

Открывается шкатулка с нотой ФА, которая пишется между 1 и 2 линейкой. (слайд №3)

Чтобы открыть 5 шкатулку, отгадайте загадку:

Румбы, бубны, ложки,

Если инструменты взять, дружно вместе заиграть…

Я тут буду дирижёром,

Кто же вы? Ответьте хором!

Так изобразим же оркестр.

Вот какой у нас получился дружный оркестр.

Ребята, открылась шкатулка с нотой СОЛЬ, которая пишется на второй линейке. (слайд №3)

Ну, а следующую ноту мы найдём в нашем классе. В чьих именах прячется нота ЛЯ?

Открывается шкатулка, а в ней нота ЛЯ, которая пишется между 2 и 3 линейками. (слайд №3)

Определить правильный нотный стан.

Открывается 7 шкатулка, а в ней нота СИ, которая пишется на 3 линейке.(слайд №3)

Появляется принцесса Мелодия.

Загадки музыкальные смогли вы разгадать

И пробудив меня от сна, смогли расколдовать.

Спасибо ребята, что меня расколдовали и вернули мои разноцветные нотки.

Читайте также: