Бунин листопад конспект урока 3 класс школа 21 века

Обновлено: 06.07.2024

Цели урока:

Образовательные: познакомить учащихся с новым произведением, способствовать формированию целостного представления об основной идее произведений, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста произведения.

Развивающие: содействовать формированию и развитию умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, про себя, вслух; создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.

Воспитывающие: содействовать воспитанию любви к природе.

Учебник: Л.А. Ефросинина. Литературное чтение. 4-й класс.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Форма урока: урок-экскурсия.

Логика урока: мотивация – актуализация полученных ранее знаний и умений учащихся – организация восприятия и усвоения – организация осмысления – первичная проверка понимания вопроса – организация первичного закрепления – анализ первичного закрепления – рефлексия.

ПЛАН УРОКА

1. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке. Постановка цели урока.

2. Актуализация полученных ранее знаний и умений: результаты дифференцированной домашней работы в рабочих тетрадях методом экспресс-опрос, самостоятельное чтение.

3. Речевая разминка.

5. Организация усвоения учащимися материала: выразительное чтение отрывка стихотворения учителем и подготовленными учащимися.

6. Физкультминутка: упражнения на развитие внимания, упражнения для глаз.

7. Организация осмысления учащимися нового материала: подготовка учащихся к чтению.

8. Первичная проверка понимания рассказа: выборочное чтение отрывка по смысловым частям, работа по формированию навыка выразительного чтения: соблюдение интонации и придание голосу нужной эмоциональной окраски.

9. Организация деятельности школьников в рабочей тетради.

11. Итог урока. Обобщение и систематизация новых знаний, полученных на уроке.

12. Разноуровневое домашнее задание.

Ход урока

Занятие сопровождается компьютерной презентацией. (Приложение)

1. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке

(Слайд 1)

Учитель:

Ну-ка проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте,
Всё в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Пожелаем всем удачи.
За работу, в добрый час!

Постановка цели урока

(Слайд 2)

На сегодняшнем уроке мы будем,
Думать, размышлять,
На вопросы отвечать,
Выразительно читать.

2. Актуализация полученных ранее знаний и умений

(Слайды 3)

Тренировочное чтение

(Слайд 4)

Вопросы после чтения:

- К какому жанру относится произведение?
- Кто автор?
- О чём этот текст?

3. Речевая разминка

(Слайд 5)

У.: На уроке мы будем много читать. Сделаем речевую разминку. Итак, вперед, разминка ждет!

Упражнение 1. Артикуляционная гимнастика

Открыть рот, кончик языка поднять к верхним зубам, потом опустить вниз, повернуть вправо, влево, кругом.

Упражнение 2. Развитие высоты голоса

Повышение и понижение голоса при произнесении гласных:

Упражнение 3. Дыхательная гимнастика

Погасите активным и прерывистым выдохом несколько воображаемых горящих свечей (фу! – фу! – фу!).

Упражнение 4. На развитие интонационной выразительности речи

У.: Кто сейчас отправляется на экскурсию?

Д.: Мы сейчас отправляемся на экскурсию.

У.: Мы когда отправляемся на экскурсию?

Д.: Мы сейчас отправляемся на экскурсию.

У.: Что мы делаем сейчас?

Д.: Мы сейчас отправляемся на экскурсию.

У.: Куда мы отправляемся сейчас?

Д.: Мы сейчас отправляемся на экскурсию.

У.: Прочитайте предложение: печально, удивлённо, радостно.

Да, сегодня мы отправляемся на экскурсию. Мы будем наблюдать за природой! Мы готовы к дальнейшей работе.

4. Организация восприятия учащимися материала

(Слайд 6)

Учитель показывает рисунок с изображением листопада.

У.: За чем будем наблюдать?

Д.: За природой.

Словарная работа

(Слайд 7)

Чтение за диктором.

Вдова - женщина, у которой умер муж.

Подсед - ярус молодых деревьев.

И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

Заквохчет дрозд, перелетая
Среди подседа.

5. Организация усвоения учащимися материала: выразительное чтение отрывка стихотворения учителем и подготовленными учащимися

(Слайд 8)

У.: Определите жанр и тему произведения. Докажите свою точку зрения. Познакомить вас с текстом мне помогут Катя, Федя и Даша. (Учитель и дети читают отрывок.)

Д.: Стихотворение о природе.

6. Физкультминутка на развитие внимания (по Базарному)

У.: Прочитайте слова на листиках и составьте предложение об осени. Слова для чтения (слева): лес, точно, снег, терем, снежинка, расписной. Слова для чтения (справа): лиловый, сосулька, мороз, золотой, шапка, багряный, солнце.

Дети составляют предложение:

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.

Физкультминутка для глаз

7. Организация осмысления учащимися нового материала: подготовка учащихся к чтению

У.: Кому понравилось произведение? Что понравилось, что не понравилось? Какие чувства вызывает произведение?

Составление модели обложки

(Слайд 9)

У.: Кто автор? Определите жанр и тему произведения. Как называется это произведение?

8. Первичная проверка понимания произведения. Чтение учащимися отрывка стихотворения по смысловым частям. Определение тона чтения

У.: Ребята, определите тон чтения текста в начале, в середине, в конце?

Д.: Радостный, смешанный, грустный.

(Слайд 10)

Вопросы перед чтением:

- С чем поэт сравнивает лес?
- Какие деревья в лесу?
- Чем пахнет лес?

(Слайд 11)

Вопросы перед чтением:

- Какие осенние картинки нарисовал автор?
- Найди сравнения. (Лес-терем, лес-стена, елочки-вышки, просветы-оконца.)
- Как изменилось настроение автора?

9. Организация деятельности школьников в рабочей тетради

(Слайд 12)

1) прочитайте,
2) подчеркните сравнения,
3) найдите рифмы,
4) расставьте паузы,
5) выразительное чтение отрывка учащимися.

(Слайд 13)

- Ноябрь - сентябрю внук.
- Сентябрь - первый месяц осени.
- Сентябрь - чародей цвета.
- Сентябрь - пора золотой осени.
- Ноябрь - ворота зимы.
- Ноябрь - последний месяц осени.

Д.: Сентябрь-первый месяц осени.

Сентябрь - пора золотой осени.

Сентябрь - чародей цвета.

(Слайд 14)

У.: Придумайте предложения об осени с предложенными рифмами.

1. Пришла-принесла.
2. Солнце-оконце.

11. Итог урока. Обобщение и систематизация новых знаний

(Слайд 15)

У.: Каким бывает лес осенью по настроению, по внешнему виду?

12. Разноуровневое домашнее задание. По выбору

(Слайд 16)

Выучить наизусть понравившийся отрывок.

Оформить обложку к стихотворению и подписать словами из текста.

Сочинить свои стихи, используя рифмы.

13. Рефлексия

Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных целей и высказывается одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось…
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…

У.: Если вам урок понравился, то я предлагаю украсить осеннее дерево листьями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи урока: наблюдение за эмоциональной окрашенностью лирического произведения; использование различных приёмов выразительного чтения, повторение знаний о сравнении и рифме.

Планируемые результаты:

Предметные: читать произведение с соблюдением норм произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая, таким образом, понимание прочитанного.

Личностные: понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой.

Метапредметные: планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста.

Организационный момент:

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок литературного чтения,

Проверьте готовность к уроку.

Актуализация знаний:

Ребята, какое сейчас время года? (осень).

Что характерно для осени?

- Многие поэты любили эту пору и посвятили ей немало поэтических строк.

- А какой поэт особенно восхищался этим временем года? (А.С.Пушкин)

Речевая разминка.

- Прочитайте стихотворение, подумайте, какое слово надо добавить?

Вот и осень наступила

Вслед за летом, точно в срок,

И в садах позолотила

Каждый маленький листок.

Листья стайками летят

В нашем парке …(листопад).

- Как образовалось слово “листопад”?

Слово учителя об И.А.Бунине.

Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России, в родовитой, но обедневшей дворянской семье. Детство поэта прошло в деревне среди “моря хлебов, цветов, трав”, “в глубочайшей полевой тишине”. Слушая с родителями предания и песни, он рано обнаружил артистические способности и редкую впечатлительность. Писать Иван Алексеевич начал рано, семи – восьми лет, подражая А.С.Пушкину, М.Ю.Лермонтову.

Ивану Алексеевичу рано пришлось самому зарабатывать на жизнь. В 1887году, когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил.

В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. В эмиграции говорили о нем как о первом среди современных русских писателей.

С болью переживал Иван Бунин события в России во время Великой Отечественной войны. С огромной радостью он встретил победу советских войск в этой войне.

В 1933 году, когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения).

Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже и похоронен на русском кладбище.

Физкультминутка.

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет,

Зашумел листвою клен.

Ветер тихо клен качает

И листочки обрывает.

Листья желтые летят,

В нашем классе листопад.

Творческая работа.

- В нашем классе сегодня тоже листопад. Посмотрите, у вас на партах листья.

- Дома вы готовили описание этого природного явления. Давайте послушаем, что вы представляете, когда слышите слово листопад.

(Чтение записей учащихся.)

1. Осенью с деревьев опадают листья. Когда они падают, то кружат над землёй. Листья устилают дороги, как золотой коврик. Идёшь по нему, а листья шуршат под ногами. Это листопад.

2. Листопад – это осенний дождь и скорое наступление зимы. Много листьев лежит на земле. Листопад – это красиво. Листья изящно кружатся в воздухе, как балерины. Мне нравится смотреть на этот балет.

3. Наступила осень. Все листья падают на землю. Везде лежат красные и золотые листья. Они шуршат под ногами. Кажется, что идёшь по красивому говорящему ковру.

4. Осень пора листопада. В это время на улице, во дворе очень красиво. Деревья роняют красные и жёлтые листья. Земля покрыта ярким, разноцветным ковром. Приятно идти по мягким, шелестящим листьям. Хороша природа в пору листопада.

- А теперь послушайте, как И.А.Бунин описывает листопад.

Работа над стихотворением “Листопад”.

Выразительное чтение стихотворения учителем.

Учащиеся с закрытыми глазами прослушивают его.

- Какие картины природы предстали перед вами?

Беседа по содержанию прочитанного.

- Итак, какие картины природы вы нарисовали в своём воображении?

- Какое настроение выражено автором? (радость, чувство покоя, праздничное настроение)

- Чем восхищается автор?

- Вызвало это стихотворение у вас какие-то чувства, мысли?

Словарно – лексическая работа.

- Объясните значение слова завороженный – очарованный, околдованный.

- Подберите синонимы к словам:

Лиловый – фиолетовый, сиреневый;

Багряный – красный густого, тёмного оттенка.

Лазурь – светло-синий цвет, синева.

- Подберите антонимы к слову замирает – возрождается, оживает.
Работа над содержанием стихотворения.

Чтение учащихся про себя.

— Прочитайте про себя и подготовьтесь к анализу.

Хоровое чтение по частям с анализом


— Кто главный герой этого стихотворения? (Лес)

— А почему лес расписной?

- Кто его расписывал? (его расписала осень разными цветами красок: жёлто-золотыми, лиловыми, багряными)

— С чем сравнивает поэт лес? (с теремом)

Найдите и зачитайте этот отрывок.

— Что такое терем?

Кто жил раньше в теремах?

Чем терем отличается от простой избы?

— Давайте найдём в стихотворении доказательство того, что осенний лес действительно похож на терем.

— С помощью, каких слов и выражений автор рисует берёзы? Зачитайте

Жёлтые берёзы, у них листочки резные и блестящие, мы наблюдали такие, когда были на прогулке. Жёлтый цвет берёз очень красиво сочетается с голубизной неба.

— Что говорит о ёлочках? Зачитайте.

Ёлочки не меняют цвет осенью и чётко выделяются на золотом фоне берёз.

— Какие ещё деревья автор увидел в осеннем лесу? (Клёны)

— Почему образуются просветы? С чем автор сравнивает эти просветы? (С оконцами терема)

— Удалось ли автору показать сходство осеннего леса с расписным теремом?


А теперь прочитаем вторую часть текста до последнего четверостишия. Опишите своими словами картины, которые вы увидите, и соотнесите их с текстом.

- Автор рисует паутину, похожую на серебряную сеть:

"Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть, из серебра".

- Мотылька, похожего на белый лепесток.

- Это последний мотылек, - уже нет насекомых. Мотылек пригрелся на солнышке, ему тепло, приятно, он замер на паутине:

"И точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом".

- День солнечный, яркий:

"Сегодня так тепло кругом"…

- Какие слова помогают автору показать, что в осеннем лесу наступает тишина? (мертвое молчанье, можно в этой тишине расслышать листика шуршанье).

Учитель. А почему о тишине автор говорит, что она - "мертвая"?

Учащиеся - Чтобы понять, что в лесу нет никаких звуков: ни шума ветра, ни птичьих голосов "в лесу и в синей вышине"…

- А еще чтобы услышать на фоне такой тишины еле заметные звуки падающего листика:

"Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье".

А можете вы услышать эти звуки в стихотворении?

Вспомните, в 1-м классе мы говорили о звуковых средствах описания картин в художественных текстах.

Можете вы их найти в этом четверостишии?

Попробуйте найти в стихотворении слова, в которых употребляются звуки, передающие шуршание листика:

— Какой звук повторяется в этом отрывке? (с, ш)

— Для чего? (чтобы передать шорох листьев)

Учитель Этот приём называется звукопись.

Ещё в стихотворении присутствует обонятельный образ.

— Для чего Бунин описал звуки и запахи леса? (Чтобы легче было представить картину осеннего леса)

А теперь давайте посмотрим, какая богатая цветовая гамма в изображении осенних картин в стихотворении И.А. Бунина.

Жёлтый – жёлтою резьбой

Голубой – в лазури голубой

Синий – в синей вышине

Серебристый – как есть из серебра

Белый – белый лепесток

- Как можно догадаться, что красота осени недолговечна?
- Почему в стихотворении несколько раз повторяется слово “сегодня”? Что хотел сказать Бунин своим читателям?

— Можно ли назвать Бунина художником слова? Почему?

Работа в парах

Для того чтобы так замечательно описать лес осенью поэт использовал средства художественной выразительности.

— Какие вы знаете средства художественной выразительности? (Олицетворения, сравнения, эпитеты)

Олицетворение - художественный приём, основанный на наделении неодушевлённых предметов человеческими качествами и чувствами.

Сравнение - это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.

Эпитет – это слово или выражение в художественном тексте, обычно поэтическом, лирическом, которое несет в себе особо выразительные свойства, подчеркивая в объекте изображения что-то такое, что присуще лишь ему одному. Он помогает подать предмет тонко, образно и ярко.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели и задачи урока : наблюдение за эмоциональной окрашенностью лирического произведения; использование различных приёмов выразительного чтения, повторение знаний о сравнении и рифме.

Планируемые результаты :

Предметные : читать произведение с соблюдением норм произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая, таким образом, понимание прочитанного.

Личностные : понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой.

Метапредметные : планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста.

Организационный момент:

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок литературного чтения,

Проверьте готовность к уроку.

Актуализация знаний:

Ребята, какое сейчас время года? (осень).

Что характерно для осени?

- Многие поэты любили эту пору и посвятили ей немало поэтических строк.

- А какой поэт особенно восхищался этим временем года? (А.С.Пушкин)

Речевая разминка.

- Прочитайте стихотворение, подумайте, какое слово надо добавить?

Вот и осень наступила

Вслед за летом, точно в срок,

И в садах позолотила

Каждый маленький листок.

Листья стайками летят

В нашем парке … (листопад) .

- Как образовалось слово “листопад”?

Слово учителя об И.А.Бунине.

Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России, в родовитой, но обедневшей дворянской семье. Детство поэта прошло в деревне среди “моря хлебов, цветов, трав”, “в глубочайшей полевой тишине”. Слушая с родителями предания и песни, он рано обнаружил артистические способности и редкую впечатлительность. Писать Иван Алексеевич начал рано, семи – восьми лет, подражая А.С.Пушкину, М.Ю.Лермонтову.

Ивану Алексеевичу рано пришлось самому зарабатывать на жизнь. В 1887году, когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил.

В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. В эмиграции говорили о нем как о первом среди современных русских писателей.

С болью переживал Иван Бунин события в России во время Великой Отечественной войны. С огромной радостью он встретил победу советских войск в этой войне.

В 1933 году, когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения).

Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже и похоронен на русском кладбище.

Физкультминутка.

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет,

Зашумел листвою клен.

Ветер тихо клен качает

И листочки обрывает.

Листья желтые летят,

В нашем классе листопад.

Творческая работа.

- В нашем классе сегодня тоже листопад. Посмотрите, у вас на партах листья.

- Дома вы готовили описание этого природного явления. Давайте послушаем, что вы представляете, когда слышите слово листопад.

(Чтение записей учащихся.)

1. Осенью с деревьев опадают листья. Когда они падают, то кружат над землёй. Листья устилают дороги, как золотой коврик. Идёшь по нему, а листья шуршат под ногами. Это листопад.

2. Листопад – это осенний дождь и скорое наступление зимы. Много листьев лежит на земле. Листопад – это красиво. Листья изящно кружатся в воздухе, как балерины. Мне нравится смотреть на этот балет.

3. Наступила осень. Все листья падают на землю. Везде лежат красные и золотые листья. Они шуршат под ногами. Кажется, что идёшь по красивому говорящему ковру.

4. Осень пора листопада. В это время на улице, во дворе очень красиво. Деревья роняют красные и жёлтые листья. Земля покрыта ярким, разноцветным ковром. Приятно идти по мягким, шелестящим листьям. Хороша природа в пору листопада.

- А теперь послушайте, как И.А.Бунин описывает листопад.

Работа над стихотворением “Листопад”.

Выразительное чтение стихотворения учителем.

Учащиеся с закрытыми глазами прослушивают его.

- Какие картины природы предстали перед вами?

Беседа по содержанию прочитанного.

- Итак, какие картины природы вы нарисовали в своём воображении?

- Какое настроение выражено автором? (радость, чувство покоя, праздничное настроение)

- Чем восхищается автор?

- Вызвало это стихотворение у вас какие-то чувства, мысли?

Словарно – лексическая работа.

- Объясните значение слова завороженный – очарованный, околдованный.

- Подберите синонимы к словам:

Лиловый – фиолетовый, сиреневый;

Багряный – красный густого, тёмного оттенка.

Лазурь – светло-синий цвет, синева.

- Подберите антонимы к слову замирает – возрождается, оживает.
Работа над содержанием стихотворения.

Чтение учащихся про себя.

— Прочитайте про себя и подготовьтесь к анализу.

Хоровое чтение по частям с анализом

hello_html_646c781a.jpg

— Кто главный герой этого стихотворения? (Лес)

— А почему лес расписной?

- Кто его расписывал? (его расписала осень разными цветами красок: жёлто-золотыми, лиловыми, багряными)

— С чем сравнивает поэт лес? (с теремом)

Найдите и зачитайте этот отрывок.

— Что такое терем?

Кто жил раньше в теремах?

Чем терем отличается от простой избы?

— Давайте найдём в стихотворении доказательство того, что осенний лес действительно похож на терем.

— С помощью, каких слов и выражений автор рисует берёзы? Зачитайте

Жёлтые берёзы, у них листочки резные и блестящие, мы наблюдали такие, когда были на прогулке. Жёлтый цвет берёз очень красиво сочетается с голубизной неба.

— Что говорит о ёлочках? Зачитайте.

Ёлочки не меняют цвет осенью и чётко выделяются на золотом фоне берёз.

— Какие ещё деревья автор увидел в осеннем лесу? (Клёны)

— Почему образуются просветы? С чем автор сравнивает эти просветы? (С оконцами терема)

— Удалось ли автору показать сходство осеннего леса с расписным теремом?

hello_html_m2651a5ab.jpg

А теперь прочитаем вторую часть текста до последнего четверостишия. Опишите своими словами картины, которые вы увидите, и соотнесите их с текстом.

- Автор рисует паутину, похожую на серебряную сеть:

"Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть, из серебра".

- Мотылька, похожего на белый лепесток.

- Это последний мотылек, - уже нет насекомых. Мотылек пригрелся на солнышке, ему тепло, приятно, он замер на паутине:

"И точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом".

- День солнечный, яркий:

"Сегодня так тепло кругом"…

- Какие слова помогают автору показать, что в осеннем лесу наступает тишина? (мертвое молчанье, можно в этой тишине расслышать листика шуршанье).

Учитель . А почему о тишине автор говорит, что она - "мертвая"?

Учащиеся - Чтобы понять, что в лесу нет никаких звуков: ни шума ветра, ни птичьих голосов "в лесу и в синей вышине"…

- А еще чтобы услышать на фоне такой тишины еле заметные звуки падающего листика:

"Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье".

А можете вы услышать эти звуки в стихотворении?

Вспомните, в 1-м классе мы говорили о звуковых средствах описания картин в художественных текстах.

Можете вы их найти в этом четверостишии?

Попробуйте найти в стихотворении слова, в которых употребляются звуки, передающие шуршание листика:

— Какой звук повторяется в этом отрывке? (с, ш)

— Для чего? (чтобы передать шорох листьев)

Учитель Этот приём называется звукопись.

Ещё в стихотворении присутствует обонятельный образ.

— Для чего Бунин описал звуки и запахи леса? (Чтобы легче было представить картину осеннего леса)

А теперь давайте посмотрим, какая богатая цветовая гамма в изображении осенних картин в стихотворении И.А. Бунина.

Жёлтый – жёлтою резьбой

Голубой – в лазури голубой

Синий – в синей вышине

Серебристый – как есть из серебра

Белый – белый лепесток

- Как можно догадаться, что красота осени недолговечна?
- Почему в стихотворении несколько раз повторяется слово “сегодня”? Что хотел сказать Бунин своим читателям?

— Можно ли назвать Бунина художником слова? Почему?

Работа в парах

Для того чтобы так замечательно описать лес осенью поэт использовал средства художественной выразительности.

— Какие вы знаете средства художественной выразительности? (Олицетворения, сравнения, эпитеты)

Олицетворение - художественный приём, основанный на наделении неодушевлённых предметов человеческими качествами и чувствами.

Сравнение - это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.

Эпитет – это слово или выражение в художественном тексте, обычно поэтическом, лирическом, которое несет в себе особо выразительные свойства, подчеркивая в объекте изображения что-то такое, что присуще лишь ему одному. Он помогает подать предмет тонко, образно и ярко.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые результаты обучения: предметные: расширять информационное поле о средствах выразительности в поэзии; совершенствовать умения выразительного чтения.

Метапредметные: регулятивные: использовать полученные умения в учебной деятельности при решении практических и творческих задач; осваивать способы решения задач проблемно-поискового характера; владеть операциями сравнения, анализа, обобщения; устанавливать аналогии.

Коммуникативные: овладевать коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при фронтальной работе и работе в парах.

Личностные: формировать эстетические потребности, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость; мотивацию бережного отношения к духовным ценностям.

Читайте также: