Бунин листопад конспект урока 3 класс школа 21 века
Обновлено: 06.07.2024
Цели урока:
Образовательные: познакомить учащихся с новым произведением, способствовать формированию целостного представления об основной идее произведений, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста произведения.
Развивающие: содействовать формированию и развитию умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, про себя, вслух; создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.
Воспитывающие: содействовать воспитанию любви к природе.
Учебник: Л.А. Ефросинина. Литературное чтение. 4-й класс.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Форма урока: урок-экскурсия.
Логика урока: мотивация – актуализация полученных ранее знаний и умений учащихся – организация восприятия и усвоения – организация осмысления – первичная проверка понимания вопроса – организация первичного закрепления – анализ первичного закрепления – рефлексия.
ПЛАН УРОКА
1. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке. Постановка цели урока.
2. Актуализация полученных ранее знаний и умений: результаты дифференцированной домашней работы в рабочих тетрадях методом экспресс-опрос, самостоятельное чтение.
3. Речевая разминка.
5. Организация усвоения учащимися материала: выразительное чтение отрывка стихотворения учителем и подготовленными учащимися.
6. Физкультминутка: упражнения на развитие внимания, упражнения для глаз.
7. Организация осмысления учащимися нового материала: подготовка учащихся к чтению.
8. Первичная проверка понимания рассказа: выборочное чтение отрывка по смысловым частям, работа по формированию навыка выразительного чтения: соблюдение интонации и придание голосу нужной эмоциональной окраски.
9. Организация деятельности школьников в рабочей тетради.
11. Итог урока. Обобщение и систематизация новых знаний, полученных на уроке.
12. Разноуровневое домашнее задание.
Ход урока
Занятие сопровождается компьютерной презентацией. (Приложение)
1. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке
(Слайд 1)
Учитель:
Ну-ка проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте,
Всё в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Пожелаем всем удачи.
За работу, в добрый час!
Постановка цели урока
(Слайд 2)
На сегодняшнем уроке мы будем,
Думать, размышлять,
На вопросы отвечать,
Выразительно читать.
2. Актуализация полученных ранее знаний и умений
(Слайды 3)
Тренировочное чтение
(Слайд 4)
Вопросы после чтения:
- К какому жанру относится произведение?
- Кто автор?
- О чём этот текст?
3. Речевая разминка
(Слайд 5)
У.: На уроке мы будем много читать. Сделаем речевую разминку. Итак, вперед, разминка ждет!
Упражнение 1. Артикуляционная гимнастика
Открыть рот, кончик языка поднять к верхним зубам, потом опустить вниз, повернуть вправо, влево, кругом.
Упражнение 2. Развитие высоты голоса
Повышение и понижение голоса при произнесении гласных:
Упражнение 3. Дыхательная гимнастика
Погасите активным и прерывистым выдохом несколько воображаемых горящих свечей (фу! – фу! – фу!).
Упражнение 4. На развитие интонационной выразительности речи
У.: Кто сейчас отправляется на экскурсию?
Д.: Мы сейчас отправляемся на экскурсию.
У.: Мы когда отправляемся на экскурсию?
Д.: Мы сейчас отправляемся на экскурсию.
У.: Что мы делаем сейчас?
Д.: Мы сейчас отправляемся на экскурсию.
У.: Куда мы отправляемся сейчас?
Д.: Мы сейчас отправляемся на экскурсию.
У.: Прочитайте предложение: печально, удивлённо, радостно.
Да, сегодня мы отправляемся на экскурсию. Мы будем наблюдать за природой! Мы готовы к дальнейшей работе.
4. Организация восприятия учащимися материала
(Слайд 6)
Учитель показывает рисунок с изображением листопада.
У.: За чем будем наблюдать?
Д.: За природой.
Словарная работа
(Слайд 7)
Чтение за диктором.
Вдова - женщина, у которой умер муж.
Подсед - ярус молодых деревьев.
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.Заквохчет дрозд, перелетая
Среди подседа.
5. Организация усвоения учащимися материала: выразительное чтение отрывка стихотворения учителем и подготовленными учащимися
(Слайд 8)
У.: Определите жанр и тему произведения. Докажите свою точку зрения. Познакомить вас с текстом мне помогут Катя, Федя и Даша. (Учитель и дети читают отрывок.)
Д.: Стихотворение о природе.
6. Физкультминутка на развитие внимания (по Базарному)
У.: Прочитайте слова на листиках и составьте предложение об осени. Слова для чтения (слева): лес, точно, снег, терем, снежинка, расписной. Слова для чтения (справа): лиловый, сосулька, мороз, золотой, шапка, багряный, солнце.
Дети составляют предложение:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Физкультминутка для глаз
7. Организация осмысления учащимися нового материала: подготовка учащихся к чтению
У.: Кому понравилось произведение? Что понравилось, что не понравилось? Какие чувства вызывает произведение?
Составление модели обложки
(Слайд 9)
У.: Кто автор? Определите жанр и тему произведения. Как называется это произведение?
8. Первичная проверка понимания произведения. Чтение учащимися отрывка стихотворения по смысловым частям. Определение тона чтения
У.: Ребята, определите тон чтения текста в начале, в середине, в конце?
Д.: Радостный, смешанный, грустный.
(Слайд 10)
Вопросы перед чтением:
- С чем поэт сравнивает лес?
- Какие деревья в лесу?
- Чем пахнет лес?
(Слайд 11)
Вопросы перед чтением:
- Какие осенние картинки нарисовал автор?
- Найди сравнения. (Лес-терем, лес-стена, елочки-вышки, просветы-оконца.)
- Как изменилось настроение автора?
9. Организация деятельности школьников в рабочей тетради
(Слайд 12)
1) прочитайте,
2) подчеркните сравнения,
3) найдите рифмы,
4) расставьте паузы,
5) выразительное чтение отрывка учащимися.
(Слайд 13)
- Ноябрь - сентябрю внук.
- Сентябрь - первый месяц осени.
- Сентябрь - чародей цвета.
- Сентябрь - пора золотой осени.
- Ноябрь - ворота зимы.
- Ноябрь - последний месяц осени.
Д.: Сентябрь-первый месяц осени.
Сентябрь - пора золотой осени.
Сентябрь - чародей цвета.
(Слайд 14)
У.: Придумайте предложения об осени с предложенными рифмами.
1. Пришла-принесла.
2. Солнце-оконце.
11. Итог урока. Обобщение и систематизация новых знаний
(Слайд 15)
У.: Каким бывает лес осенью по настроению, по внешнему виду?
12. Разноуровневое домашнее задание. По выбору
(Слайд 16)
Выучить наизусть понравившийся отрывок.
Оформить обложку к стихотворению и подписать словами из текста.
Сочинить свои стихи, используя рифмы.
13. Рефлексия
Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных целей и высказывается одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось…
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
У.: Если вам урок понравился, то я предлагаю украсить осеннее дерево листьями.
Цели и задачи урока: наблюдение за эмоциональной окрашенностью лирического произведения; использование различных приёмов выразительного чтения, повторение знаний о сравнении и рифме.
Планируемые результаты:
Предметные: читать произведение с соблюдением норм произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая, таким образом, понимание прочитанного.
Личностные: понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой.
Метапредметные: планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста.
Организационный момент:
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок литературного чтения,
Проверьте готовность к уроку.
Актуализация знаний:
Ребята, какое сейчас время года? (осень).
Что характерно для осени?
- Многие поэты любили эту пору и посвятили ей немало поэтических строк.
- А какой поэт особенно восхищался этим временем года? (А.С.Пушкин)
Речевая разминка.
- Прочитайте стихотворение, подумайте, какое слово надо добавить?
Вот и осень наступила
Вслед за летом, точно в срок,
И в садах позолотила
Каждый маленький листок.
Листья стайками летят
В нашем парке …(листопад).
- Как образовалось слово “листопад”?
Слово учителя об И.А.Бунине.
Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России, в родовитой, но обедневшей дворянской семье. Детство поэта прошло в деревне среди “моря хлебов, цветов, трав”, “в глубочайшей полевой тишине”. Слушая с родителями предания и песни, он рано обнаружил артистические способности и редкую впечатлительность. Писать Иван Алексеевич начал рано, семи – восьми лет, подражая А.С.Пушкину, М.Ю.Лермонтову.
Ивану Алексеевичу рано пришлось самому зарабатывать на жизнь. В 1887году, когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил.
В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. В эмиграции говорили о нем как о первом среди современных русских писателей.
С болью переживал Иван Бунин события в России во время Великой Отечественной войны. С огромной радостью он встретил победу советских войск в этой войне.
В 1933 году, когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения).
Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже и похоронен на русском кладбище.
Физкультминутка.
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет,
Зашумел листвою клен.
Ветер тихо клен качает
И листочки обрывает.
Листья желтые летят,
В нашем классе листопад.
Творческая работа.
- В нашем классе сегодня тоже листопад. Посмотрите, у вас на партах листья.
- Дома вы готовили описание этого природного явления. Давайте послушаем, что вы представляете, когда слышите слово листопад.
(Чтение записей учащихся.)
1. Осенью с деревьев опадают листья. Когда они падают, то кружат над землёй. Листья устилают дороги, как золотой коврик. Идёшь по нему, а листья шуршат под ногами. Это листопад.
2. Листопад – это осенний дождь и скорое наступление зимы. Много листьев лежит на земле. Листопад – это красиво. Листья изящно кружатся в воздухе, как балерины. Мне нравится смотреть на этот балет.
3. Наступила осень. Все листья падают на землю. Везде лежат красные и золотые листья. Они шуршат под ногами. Кажется, что идёшь по красивому говорящему ковру.
4. Осень пора листопада. В это время на улице, во дворе очень красиво. Деревья роняют красные и жёлтые листья. Земля покрыта ярким, разноцветным ковром. Приятно идти по мягким, шелестящим листьям. Хороша природа в пору листопада.
- А теперь послушайте, как И.А.Бунин описывает листопад.
Работа над стихотворением “Листопад”.
Выразительное чтение стихотворения учителем.
Учащиеся с закрытыми глазами прослушивают его.
- Какие картины природы предстали перед вами?
Беседа по содержанию прочитанного.
- Итак, какие картины природы вы нарисовали в своём воображении?
- Какое настроение выражено автором? (радость, чувство покоя, праздничное настроение)
- Чем восхищается автор?
- Вызвало это стихотворение у вас какие-то чувства, мысли?
Словарно – лексическая работа.
- Объясните значение слова завороженный – очарованный, околдованный.
- Подберите синонимы к словам:
Лиловый – фиолетовый, сиреневый;
Багряный – красный густого, тёмного оттенка.
Лазурь – светло-синий цвет, синева.
- Подберите антонимы к слову замирает – возрождается, оживает.
Работа над содержанием стихотворения.
Чтение учащихся про себя.
— Прочитайте про себя и подготовьтесь к анализу.
Хоровое чтение по частям с анализом
— Кто главный герой этого стихотворения? (Лес)
— А почему лес расписной?
- Кто его расписывал? (его расписала осень разными цветами красок: жёлто-золотыми, лиловыми, багряными)
— С чем сравнивает поэт лес? (с теремом)
Найдите и зачитайте этот отрывок.
— Что такое терем?
Кто жил раньше в теремах?
Чем терем отличается от простой избы?
— Давайте найдём в стихотворении доказательство того, что осенний лес действительно похож на терем.
— С помощью, каких слов и выражений автор рисует берёзы? Зачитайте
Жёлтые берёзы, у них листочки резные и блестящие, мы наблюдали такие, когда были на прогулке. Жёлтый цвет берёз очень красиво сочетается с голубизной неба.
— Что говорит о ёлочках? Зачитайте.
Ёлочки не меняют цвет осенью и чётко выделяются на золотом фоне берёз.
— Какие ещё деревья автор увидел в осеннем лесу? (Клёны)
— Почему образуются просветы? С чем автор сравнивает эти просветы? (С оконцами терема)
— Удалось ли автору показать сходство осеннего леса с расписным теремом?
А теперь прочитаем вторую часть текста до последнего четверостишия. Опишите своими словами картины, которые вы увидите, и соотнесите их с текстом.
- Автор рисует паутину, похожую на серебряную сеть:
"Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть, из серебра".
- Мотылька, похожего на белый лепесток.
- Это последний мотылек, - уже нет насекомых. Мотылек пригрелся на солнышке, ему тепло, приятно, он замер на паутине:
"И точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом".
- День солнечный, яркий:
"Сегодня так тепло кругом"…
- Какие слова помогают автору показать, что в осеннем лесу наступает тишина? (мертвое молчанье, можно в этой тишине расслышать листика шуршанье).
Учитель. А почему о тишине автор говорит, что она - "мертвая"?
Учащиеся - Чтобы понять, что в лесу нет никаких звуков: ни шума ветра, ни птичьих голосов "в лесу и в синей вышине"…
- А еще чтобы услышать на фоне такой тишины еле заметные звуки падающего листика:
"Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье".
А можете вы услышать эти звуки в стихотворении?
Вспомните, в 1-м классе мы говорили о звуковых средствах описания картин в художественных текстах.
Можете вы их найти в этом четверостишии?
Попробуйте найти в стихотворении слова, в которых употребляются звуки, передающие шуршание листика:
— Какой звук повторяется в этом отрывке? (с, ш)
— Для чего? (чтобы передать шорох листьев)
Учитель Этот приём называется звукопись.
Ещё в стихотворении присутствует обонятельный образ.
— Для чего Бунин описал звуки и запахи леса? (Чтобы легче было представить картину осеннего леса)
А теперь давайте посмотрим, какая богатая цветовая гамма в изображении осенних картин в стихотворении И.А. Бунина.
Жёлтый – жёлтою резьбой
Голубой – в лазури голубой
Синий – в синей вышине
Серебристый – как есть из серебра
Белый – белый лепесток
- Как можно догадаться, что красота осени недолговечна?
- Почему в стихотворении несколько раз повторяется слово “сегодня”? Что хотел сказать Бунин своим читателям?
— Можно ли назвать Бунина художником слова? Почему?
Работа в парах
Для того чтобы так замечательно описать лес осенью поэт использовал средства художественной выразительности.
— Какие вы знаете средства художественной выразительности? (Олицетворения, сравнения, эпитеты)
Олицетворение - художественный приём, основанный на наделении неодушевлённых предметов человеческими качествами и чувствами.
Сравнение - это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.
Эпитет – это слово или выражение в художественном тексте, обычно поэтическом, лирическом, которое несет в себе особо выразительные свойства, подчеркивая в объекте изображения что-то такое, что присуще лишь ему одному. Он помогает подать предмет тонко, образно и ярко.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Цели и задачи урока : наблюдение за эмоциональной окрашенностью лирического произведения; использование различных приёмов выразительного чтения, повторение знаний о сравнении и рифме.
Планируемые результаты :
Предметные : читать произведение с соблюдением норм произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая, таким образом, понимание прочитанного.
Личностные : понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой.
Метапредметные : планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста.
Организационный момент:
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок литературного чтения,
Проверьте готовность к уроку.
Актуализация знаний:
Ребята, какое сейчас время года? (осень).
Что характерно для осени?
- Многие поэты любили эту пору и посвятили ей немало поэтических строк.
- А какой поэт особенно восхищался этим временем года? (А.С.Пушкин)
Речевая разминка.
- Прочитайте стихотворение, подумайте, какое слово надо добавить?
Вот и осень наступила
Вслед за летом, точно в срок,
И в садах позолотила
Каждый маленький листок.
Листья стайками летят
В нашем парке … (листопад) .
- Как образовалось слово “листопад”?
Слово учителя об И.А.Бунине.
Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России, в родовитой, но обедневшей дворянской семье. Детство поэта прошло в деревне среди “моря хлебов, цветов, трав”, “в глубочайшей полевой тишине”. Слушая с родителями предания и песни, он рано обнаружил артистические способности и редкую впечатлительность. Писать Иван Алексеевич начал рано, семи – восьми лет, подражая А.С.Пушкину, М.Ю.Лермонтову.
Ивану Алексеевичу рано пришлось самому зарабатывать на жизнь. В 1887году, когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил.
В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. В эмиграции говорили о нем как о первом среди современных русских писателей.
С болью переживал Иван Бунин события в России во время Великой Отечественной войны. С огромной радостью он встретил победу советских войск в этой войне.
В 1933 году, когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения).
Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже и похоронен на русском кладбище.
Физкультминутка.
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет,
Зашумел листвою клен.
Ветер тихо клен качает
И листочки обрывает.
Листья желтые летят,
В нашем классе листопад.
Творческая работа.
- В нашем классе сегодня тоже листопад. Посмотрите, у вас на партах листья.
- Дома вы готовили описание этого природного явления. Давайте послушаем, что вы представляете, когда слышите слово листопад.
(Чтение записей учащихся.)
1. Осенью с деревьев опадают листья. Когда они падают, то кружат над землёй. Листья устилают дороги, как золотой коврик. Идёшь по нему, а листья шуршат под ногами. Это листопад.
2. Листопад – это осенний дождь и скорое наступление зимы. Много листьев лежит на земле. Листопад – это красиво. Листья изящно кружатся в воздухе, как балерины. Мне нравится смотреть на этот балет.
3. Наступила осень. Все листья падают на землю. Везде лежат красные и золотые листья. Они шуршат под ногами. Кажется, что идёшь по красивому говорящему ковру.
4. Осень пора листопада. В это время на улице, во дворе очень красиво. Деревья роняют красные и жёлтые листья. Земля покрыта ярким, разноцветным ковром. Приятно идти по мягким, шелестящим листьям. Хороша природа в пору листопада.
- А теперь послушайте, как И.А.Бунин описывает листопад.
Работа над стихотворением “Листопад”.
Выразительное чтение стихотворения учителем.
Учащиеся с закрытыми глазами прослушивают его.
- Какие картины природы предстали перед вами?
Беседа по содержанию прочитанного.
- Итак, какие картины природы вы нарисовали в своём воображении?
- Какое настроение выражено автором? (радость, чувство покоя, праздничное настроение)
- Чем восхищается автор?
- Вызвало это стихотворение у вас какие-то чувства, мысли?
Словарно – лексическая работа.
- Объясните значение слова завороженный – очарованный, околдованный.
- Подберите синонимы к словам:
Лиловый – фиолетовый, сиреневый;
Багряный – красный густого, тёмного оттенка.
Лазурь – светло-синий цвет, синева.
- Подберите антонимы к слову замирает – возрождается, оживает.
Работа над содержанием стихотворения.
Чтение учащихся про себя.
— Прочитайте про себя и подготовьтесь к анализу.
Хоровое чтение по частям с анализом
— Кто главный герой этого стихотворения? (Лес)
— А почему лес расписной?
- Кто его расписывал? (его расписала осень разными цветами красок: жёлто-золотыми, лиловыми, багряными)
— С чем сравнивает поэт лес? (с теремом)
Найдите и зачитайте этот отрывок.
— Что такое терем?
Кто жил раньше в теремах?
Чем терем отличается от простой избы?
— Давайте найдём в стихотворении доказательство того, что осенний лес действительно похож на терем.
— С помощью, каких слов и выражений автор рисует берёзы? Зачитайте
Жёлтые берёзы, у них листочки резные и блестящие, мы наблюдали такие, когда были на прогулке. Жёлтый цвет берёз очень красиво сочетается с голубизной неба.
— Что говорит о ёлочках? Зачитайте.
Ёлочки не меняют цвет осенью и чётко выделяются на золотом фоне берёз.
— Какие ещё деревья автор увидел в осеннем лесу? (Клёны)
— Почему образуются просветы? С чем автор сравнивает эти просветы? (С оконцами терема)
— Удалось ли автору показать сходство осеннего леса с расписным теремом?
А теперь прочитаем вторую часть текста до последнего четверостишия. Опишите своими словами картины, которые вы увидите, и соотнесите их с текстом.
- Автор рисует паутину, похожую на серебряную сеть:
"Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть, из серебра".
- Мотылька, похожего на белый лепесток.
- Это последний мотылек, - уже нет насекомых. Мотылек пригрелся на солнышке, ему тепло, приятно, он замер на паутине:
"И точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом".
- День солнечный, яркий:
"Сегодня так тепло кругом"…
- Какие слова помогают автору показать, что в осеннем лесу наступает тишина? (мертвое молчанье, можно в этой тишине расслышать листика шуршанье).
Учитель . А почему о тишине автор говорит, что она - "мертвая"?
Учащиеся - Чтобы понять, что в лесу нет никаких звуков: ни шума ветра, ни птичьих голосов "в лесу и в синей вышине"…
- А еще чтобы услышать на фоне такой тишины еле заметные звуки падающего листика:
"Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье".
А можете вы услышать эти звуки в стихотворении?
Вспомните, в 1-м классе мы говорили о звуковых средствах описания картин в художественных текстах.
Можете вы их найти в этом четверостишии?
Попробуйте найти в стихотворении слова, в которых употребляются звуки, передающие шуршание листика:
— Какой звук повторяется в этом отрывке? (с, ш)
— Для чего? (чтобы передать шорох листьев)
Учитель Этот приём называется звукопись.
Ещё в стихотворении присутствует обонятельный образ.
— Для чего Бунин описал звуки и запахи леса? (Чтобы легче было представить картину осеннего леса)
А теперь давайте посмотрим, какая богатая цветовая гамма в изображении осенних картин в стихотворении И.А. Бунина.
Жёлтый – жёлтою резьбой
Голубой – в лазури голубой
Синий – в синей вышине
Серебристый – как есть из серебра
Белый – белый лепесток
- Как можно догадаться, что красота осени недолговечна?
- Почему в стихотворении несколько раз повторяется слово “сегодня”? Что хотел сказать Бунин своим читателям?
— Можно ли назвать Бунина художником слова? Почему?
Работа в парах
Для того чтобы так замечательно описать лес осенью поэт использовал средства художественной выразительности.
— Какие вы знаете средства художественной выразительности? (Олицетворения, сравнения, эпитеты)
Олицетворение - художественный приём, основанный на наделении неодушевлённых предметов человеческими качествами и чувствами.
Сравнение - это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.
Эпитет – это слово или выражение в художественном тексте, обычно поэтическом, лирическом, которое несет в себе особо выразительные свойства, подчеркивая в объекте изображения что-то такое, что присуще лишь ему одному. Он помогает подать предмет тонко, образно и ярко.
Планируемые результаты обучения: предметные: расширять информационное поле о средствах выразительности в поэзии; совершенствовать умения выразительного чтения.
Метапредметные: регулятивные: использовать полученные умения в учебной деятельности при решении практических и творческих задач; осваивать способы решения задач проблемно-поискового характера; владеть операциями сравнения, анализа, обобщения; устанавливать аналогии.
Коммуникативные: овладевать коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при фронтальной работе и работе в парах.
Личностные: формировать эстетические потребности, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость; мотивацию бережного отношения к духовным ценностям.
Читайте также: