В н крупин сушеная малина конспект

Обновлено: 05.07.2024

Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Н.Крупина.

1. Вызвать интерес к творчеству писателя, привлечь внимание к миниатюрам В.Крупина.

2. Находить и анализировать изобразительно-выразительные средства.

3. На основе анализа образов - символов уметь раскрывать авторскую позицию, идею произведения.

4. Уметь составлять схему композиции и определять, как в композиции отражается авторская позиция.

Форма проведения: литературная конференция.

Материалы и оборудование: портрет писателя, магнитофон, телевизор, музыкальное сопровождение, выставка книг В.Н.Крупина, презентация, читательские дневники, фотографии.

Оформление: п арты сдвинуты в один большой стол; сборники рассказов писателя; портрет В.Н.Крупина; большой телевизор в центре аудитории (для показа презентационного материала).

Ход мероприятия. Звучит музыка.

- А обсуждать мы будем вопросы, связанные с творчеством прозаика и писателя Владимира Николаевича Крупина.

5 ведущий (участник конференции) демонстрирует презентационный материал.

И, по словам Распутина, впечатления у Крупина не пропадают, он умеет их ценить, не любит выдуманности. Большая часть написанного Крупиным –от первого лица: к чему выдумывать, если сама жизнь преподносит такие сюжеты, с какими не справится никакая фантазия. Именно Крупин начинал праздники славянских просветителей Кирилла и Мефодия. Участвовал во многих общественных движениях за спасение, очищение, возвращение, сохранение – ни отчего нельзя было отказаться, потому что – надо.

- От чьего лица ведётся повествование? (от лица пожилой женщины, которая вспоминает свою юность)

- Что вы можете сказать о героине? (возраст, социальное положение, имя, городской или сельский житель) ( простая, безыскусная, живая )

Как мы всё это узнаём? Почему рассказ так начинается ? ( писатель использовал форму сказа. Сказ - повествование от лица рассказчика. И значит, устами рассказчицы передается народная мудрость, передаются вечные ценности, что с оздаёт особую душевную атмосферу, теплоту, словно продолжение разговора). Что случилось, когда сил, казалось, уже не осталось ? (ее заинтересовали слова отца: разве можно в радугу коня запрячь?) .

- Выпишите основные образы-символы, которые вы нашли в рассказе (радуга похожа по форме на дугу, а под дугой должна быть голова коня, и красное солнце напоминало рыжую голову коня) . А теперь попытаемся объяснить содержание рассказа, уже зная, что обозначают образы, использованные автором. Приложение 2.

- Какими изобразительно-выразительными средствами пользуется автор, чтобы донести до читателя эту идею? А теперь обратим внимание на композицию произведения. Что здесь необычного? (Нет развязки)

О чём это говорит? (Жизнь продолжается. И что мы передадим своим детям – с тем они и пойдут по жизни: со светом в душе или с мешком на плечах).

- Давайте обратимся ещё к одной детали. Что обозначает красный цвет? Красный – это не только жизнь, но и тревога. Как вы думаете, о чём тревожится писатель? Посмотрите на эти фотографии. Это то, что находится рядом с нами. Не надо ехать за тысячи километров за экзотикой и красотой. ( демонстрируются фотографии родной природы, сделанные самими ребятами) .

6 ведущий (учитель):

Работа с читательскими дневниками

1. Могло ли такое случиться в вашей жизни? Приведите примеры.

2. Есть ли здесь лёгкая усмешка? Найдите цитаты, подтверждающие ваше мнение.

3. Заметили ли вы нарастание тревоги? Подтвердите примерами.

4. От чего пытается оградить читателя автор?

5. Оправдываете ли вы поведение взрослого человека? Как, по-вашему, он должен был поступить?

6. Как бы вы определили тему этого рассказа? (добро и зло, людская жестокость)

6 ведущий (учитель):

- Этот рассказ заставляет нас задуматься о детской жестокости, её причинах и о нашей ответственности за неё. Ведь это противоестественно — радоваться тому, что человеку больно. Такого быть не должно.

1. Что вас поразило в композиции, в построении текста? (лаконичные художественные детали: обрывки слов и словосочетаний, короткие телеграфные фразы.)

2. По этим обрывочным фразам попытайтесь воссоздать образ солдата (проводится творческая работа с использованием текста.)

3. Почему у солдата нет имени? Только ОН? ( имя не играет роли, таких много, солдат говорит от имени тысяч павших за Родину.)

4. От чего предостерегает нас автор? ( от наступления конца связи — разрыва связи поколений) .

- На этом наша литературная конференция подошла к концу, спасибо всем за участие. Подведение итогов литературной конференции.

- Что, на ваш взгляд, удалось нам на конференции?

- Остались ли довольны своей работой?

- Как оцениваете свою работу?

Домашнее задание.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема:______________________________Автор: ___________________________________________________________________________________________________


1.Отгадай ребус:

2.Произведение: __________________________________

3.Жанр _____________________________

4.Запиши пословицу :__________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Допиши пропуски в тексте:

Ужас и _________ за ____________ настиг меня утром. Я не мог глаза ___________ на маму, на ___________ и сестёр. Убежал пораньше в ____________. Идти __________ из школы было очень ______________, еле шёл. Мама подумала, что я _____________. А меня мучила _____________, и так сильно, что чуть ли не стон вырывался из ____________.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Скоростное чтение


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 606 193 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 04.12.2021 1401
  • DOCX 239.3 кбайт
  • 102 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Богданова Екатерина Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок приглашает учеников к обсуждению рассказов Куприна по нравственной проблематике. Рассказы разноплановые, дают возможность поговоритувидеть ученикам многогранность произведений писателя.

Урок – открытие по творчеству В.Н.Крупина

Цель: познакомить с писателем и его творчеством ; помочь выявить особенности стиля писателя;

Способствовать формированию читательского вкуса обучающихся (через восприятие слова, авторскую позицию, художественные тропы); развитию речи, ее выразительности.

Помогать совершенствовать нравственные качества учащихся через художественную литературу

Слово учителя.

Сегодня мы знакомимся с новым для вас человеком. Урок – открытие поможет нам сделать эту встречу интересной и полезной .

Тема урока названа частично. Ваша задача восстановить ее полностью по завершению занятия.

Работа в тетради. Тема. …Б Л А Г О Д А Т Н Ы Й О Г О Н Ь

Эпиграфом к уроку взяты слова поэта Карелии Е. Пиетеляйнен

И сердце балансирует мое

На хрупкой грани доброго и злого

Владимир Николаевич Крупин. Что вы знаете о нем? Записывают ответ

Учитель просматривает ответы.

Подведение итогов. (Писатель? Поэт?)

Давайте посмотрим его фотографии, сделанные в разные периоды жизни. Расскажите, каким его увидели вы на них . Какая фотография особенно понравилась? Почему? Какие чувства вы ощутили от этого знакомства сВ.Н.Крупиным. (письменно лаконично оформляется ответ в тетрадях) Зачитываются 3-4 работы

Кто герои? Чем они заняты? В чем помогла мать дочери? Кто научил мать этой радости? Что надо делать, чтобы научиться радоваться? Как понимаете заголовок миниатюры?

Итоги: небольшое по объему произведение с простеньким обыденным сюжетом помогает нам прозреть вместе с маленькой героиней от озарения красотой окружающего мира .Заголовок (форма повелительного наклонения глагола) –призыв автора не проходить мимо прекрасного. Откликаться, проявлять любовь к родной земле

В этом его мудрость старшего, подсказка нам на будущее.

Что роднит его с предыдущим? (Заголовок в той же форме повелительного наклонения)

Знакомство с текстом с элементами ролевого чтения

О чем этот рассказ? Какие чувства испытали, познакомившись с содержанием? Что волнует автора?

Итоги: детская жестокость рождается на наших глазах. Становиться страшно, когда боль одного рождает радость других. Что надо делать, чтобы этого не было?

Чтобы быть счастливым, надо уметь противостоять злу, хранить бережно доброе сердце.

В.Распутин так сказал о творчестве В.Н.Крупина:

-Не в чернильницу макается его перо, а в душу.

Чтение по ролям.

О чем диалог поколений? Что волнует старика-фронтовика? Состоится ли эта эстафета памяти?

Подведем итоги нашего знакомства с писателем и его рассказами.

Какое впечатление произвело на вас творчество В.Н.Крупина?

Труд его – это духовная битва за человека.

В чем особенности его произведений?

В малом сказано о многом. Казалось бы, случайные судьбы, встречи, мелочи жизни, обыденность… А все это наша ЖИЗНЬ, где всегда мы стоим перед выбором, как поступить. ,как остаться человеком на грани доброго и злого.

Цель- подтолкнуть читателя к нравственному преображению. Почему это так важно для нас сегодня?

Детство и юность – пора, определяющая наше будущее, наши чистые и добрые начала

Для чего человеку нужен этот огонь?

Для проявления ДОБРА, ЛЮБВИ.

Какое же слово должно стаять первым в теме урока?

Домашнее задание. Продолжить знакомство с творчеством писателя.

По выбору одно из творческих заданий

Написать отзыв на один рассказ автора.

Составить вопросы для интервью с писателем. Создать дизайн – проект книги писателя. Спасибо за работу!

Учитель литературы. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное занятие, которое будут вести два учителя: учитель литературы и педагог дополнительного образования. Форма занятия тоже необычная: заседание редакционно-издательского совета, на котором мы познакомимся с миниатюрой В.Крупина "Сбрось мешок!". Анализировать будем по определенной схеме.

Педагог доп. образования. Хочу напомнить вам, что информатика - наука, изучающая все аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации. Сегодня на уроке мы с вами, используя материал по творчеству писателя, попытаемся внести изменения в готовую презентацию, добавить информацию о прочитанном произведении в готовые слайды, настроить цветовую гамму и анимацию. Создавать презентацию вы уже умеете, но давайте вспомним какими инструментами мы пользуемся для настройки оформления презентации. Для начала запустим программу Power Point. Посмотрите на строку меню и назовите инструменты, которые понадобятся нам для настройки презентации: Конструктор - дизайн слайда - шаблоны оформления - цветовые схемы - эффекты анимации.

Учитель литературы. Владимир Крупин обладает даром - писать много в малом. В рассказ, занимающий всего страницу, он может вложить такой огромный смысл, что завидуешь его мастерству. В его произведениях нет ни одного лишнего предложения, ни одного лишнего слова. Рассказы его учат многому, но главная идея в них - любовь, любовь к женщине, Родине, к природе, ко всему живому.

Сегодня мы познакомимся с миниатюрой "Сбрось мешок!" Миниатюра - это маленькое произведение.

Не думайте, что это легкая работа. Суметь сказать в маленьком произведении о многом, о большом могут только настоящие мастера. Тургенев, Пришвин, Астафьев сочиняли миниатюры, будучи пожилыми людьми и признанными мастерами.

В.Крупин родом из Вятки Кировской области, но уже много лет живет в Москве. А родился Владимир Николаевич в солнечный воскресный день первой военной осени 7 сентября 1941 года в селе Кильмезь, недалеко от города Вятка, что стоит на Великом Сибирском тракте. Он стал третьим ребенком в семье работника лесхоза Николая Яковлевича и Варвары Семеновны Крупиных. Детство прошло в голодные годы войны и тяжелое послевоенное время. Отец был немногословен, трудолюбив, первым брался за любую работу. Поэтому и сын после окончания школы трудился в качестве слесаря, грузчика, служил в армии. После армии поступил в педагогический институт на факультет русского языка и литературы. Работал в районной газете, на центральном телевидении, в различных издательствах, преподавал в школе. Был секретарем правления Московского отделения Союза писателей РФ, членом редколлегии журнала "Новый мир".

В 90-е годы был редактором журнала "Москва". Семь лет преподавал в Московской духовной семинарии православную педагогику.

Сейчас преподает древнерусскую литературу в Академии живописи в Москве. Написал более 30 книг, многие из которых обретают свое место в школьной программе.

Педагог дополнительного образования: Посмотрите презентацию по творчеству В.Крупина и вспомните, как может выглядеть готовая презентация и какой дизайн слайдов, шаблоны оформления, цветовые схемы и эффекты анимации вы можете использовать в своей работе.

Учитель литературы: А теперь прочитаем рассказ "Сбрось мешок!"

(тексты распечатаны, у каждого на парте)

В девках я здоровая была, наравне с парнями мешки таскала. Тятя жалел, да ведь десять ртов в семье жалость заглушат.

И вот, никогда не забыть, грузили баржу картошкой. С обеда начали, к вечеру ноги подгибаются. Парни мне стараются мешки поменьше наваливать, а все равно. Дождь шел, промокла я, продрогла, все прокляла.

К вечеру дождь перестал. Тащу мешок, а тятя (он тоже грузил) говорит: "Варя, посмотри-ка какая красота". Я отвечаю: "Тять, как же я посмотрю, меня мешок к земле пригибает, только под ногами и вижу". _ "Сбрось, говорит мешок, успеешь натаскаться, а такое не увидь - и не увидишь. Коня, говорит, какого в радугу запрягли". Что такое, думаю. Сбросила тяжесть, разогнулась. И ровно в глазах воссияло. Думала - пожар.

Вятка красная. Радуга во все небо. А под радугой, как под дугой солнышко. Поглядела я - как будто умылась, дышать легче стало.

И вот, думаю, не обрати мое внимание отец на красоту, да раз, да другой, так слепой бы и прожила. А от него переняла и детям передала.

Помню, пошла с дочкой за земляникой. День хороший, солнце. В березняке я нашла маленькую полянку и обомлела. Зову дочку, чуть не шепотом, ровно кого спугнуть боюсь. Полянка вся в землянике, красным-красна, и на ней роса играет.

Дочка на голос прибежала, увидела, хлоп на колени - и рвать. Подожди, говорю, не убегут ягоды, ты полюбуйся. Она встала рядом, смотрела-смотрела и говорит: "Жалко, мама, ягоды трогать. Давай просто так уйдем". Я засмеялась: "Милая ты моя! Ты красоту запомни, а пользу зачем упускать"

И вот чем закончу. У той дочки своя дочь. Гуляем мы втроем в парке, она дочери говорит: "Смотри, Машенька, какие цветы". На руки взяла: "Смотри, Машенька, какие облака".

Беседа по содержанию текста

- От чьего лица ведется повествование? Кто рассказывает историю своей жизни? ( от лица пожилой женщины, которая вспоминает свою юность)

- Что можно сказать о речи героини? (простая, безыскусная, живая)

Писатель использовал форму сказа. Сказ - повествование от лица рассказчика.

- Слова какого стиля часто встречаются в сказе? Приведите примеры разговорных, просторечных слов. (обомлела, ровно, хлоп )

- А какого эффекта добивается писатель, делая рассказчицей пожилую женщину с ее простой, разговорной речью? (Языком героини говорят наши бабушки, говорит деревня, народ наш. И значит, устами рассказчицы передается народная мудрость, передаются вечные ценности.

- Что заставило девушку сбросить мешок? (Ее заинтересовали слова отца: разве можно в радугу коня запрячь?)

- Почему у крестьянина родился этот поэтический образ? ( Радуга похожа по форме на дугу, а под дугой должна быть голова коня, и красное солнце напоминало рыжую голову коня.

- Как называется этот художественный прием? ( Метафора)

- А какое слово высокого стиля, выделяющееся в тексте, передает восхищение, удивление? ( Воссияло - устаревшее, библейское слово вносит праздничность, торжественность, возвышенную интонацию.)

- Как подействовала красота на девочку? (Исчезла жадность, пришло бескорыстие. Красота исцеляет и делает нас лучше, добрее и чище)

Взрослые герои в рассказе учат детей замечать красоту мира, потому что от нее и душа красивее становится.

- А этом отрывке какое народное слово передает состояние очарования? (обомлела)

Старое, но какое точное, красивое слово! Запомните его!

- Вы обратили внимание, как называет мама дочь, как называет Варя отца, как отец относится к Варе? Что же объединяет три поколения этой семьи? Да, забота, ласка

- Что автор подразумевал под призывом "Сбрось мешок"? (смысл заголовка)

Поднимись над обыденностью, взгляни на мир по-новому, обрати взор к нему - к вечному. Забудь о суетном, минутном. И тогда ты распрямишься и почувствуешь себя счастливым человеком

Педагог дополнительного образования:

Сегодня мы, используя схему анализа произведения, попытаемся создать презентацию. Итак, схема анализа:

1. Идейно-тематическая основа произведения

2. Основные герои, их портреты и характеры

3. Специфика сюжета

4. Жанрово-родовая принадлежность

5. Языковая структура произведения

6. Восприятие произведения читателем

- Сколько у нас будет слайдов? Правильно, у нас будет 6 слайдов по каждому пункту схемы анализа и один слайд на общий заголовок. Слайды созданы, но не оформлены. Каждому слайду дано название по данной схеме, ваша задача внести информацию по прочитанному произведению после обсуждения с учителем. Откроем шаблон презентации, он находится на рабочем столе и называется: "Красота в крупинке".

1. Сколько слов в литературе сказано о том, "что есть красота и почему ее обожествляют люди", сколько споров, спасет ли она мир, но у каждого настоящего писателя есть свое неповторимое слово о красоте. Именно таким словом является миниатюра "Сбрось мешок!" Мы привыкли к красоте одежды, витрин, зданий, но эта красота создана человеком. А перед читателем иная красота - нерукотворная. Как бы человек ни старался превзойти природу, он не в силах этого сделать.

Так какова же идея произведения? (Красота вокруг нас. Умение замечать прекрасное, восхищаться красотой)

2. В миниатюре нет портретов героев в традиционном смысле, но в сознании читателей создаются зримые образы: Варя - очень красивый человек. Она верно говорит, что если человек не видит красоты, то он "слепой". Красота природы преображает не только внешний, но и внутренний мир человека. Перед нами три поколения людей, умеющих ценить красоту. Отец Вари чувствует красоту, и этим открытием делится с дочерью, а она со своей дочерью. За поколения Вариной семьи можно быть спокойными: в них не будет пошлости и жестокости:- П.д.о.- Вносим информацию в слайд под названием: Основные герои, их портреты и характеры.

3. Роль эпизода. Есть особый лейтмотив в "крупинках" писателя - лейтмотив эстафеты, передачи, связи людей любовью к прекрасному, добрыми делами, памятью. Эта эстафета передается от героя - к герою, от автора - к читателю. - П.д.о . - Заполняем слайд: Специфика сюжета.

4. Что такое лирическая миниатюра?

Миниатюра - это маленькое произведение. Лирическая - значит поэтическая, волнующая, образная. - П.д.о. - работаем над следующим слайдом: Жанрово-родовая принадлежность. Метафора - "коня в радугу запрягли", "не убегут ягоды"

Сравнение - "под радугой, как под дугой", "поглядела я - как будто умылась". - П.д.о.. - Вставляем информацию в слайд под названием: Языковая структура произведения.

Это глубоко философский рассказ. "Мешок" дневных забот и тягот, лежащий на плечах человека, прижимает его к земле, лишает чувства полета: Сбрось мешок!- то есть поднимись выше обыденности и по-новому взгляни на окружающий мир. - п.д.о. - Работаем над последним слайдом: Восприятие произведения читателем.

Педагог дополнительного образования:

Итак, все слайды у нас заполнены. Используя инструмент "конструктор", приступаем к настройке анимации: выбираем дизайн, шаблон оформления, цветовую схему, эффекты анимации. Выполняем работу и готовимся к показу своих презентаций.

  • Объект анализа - текст В.Крупина "Сбрось мешок!"
  • Предмет анализа - главные герои, их мировоззрение
  • Цель анализа - понимание авторской идеи
  • Процедура анализа - работа по схеме
  • Результат анализа - создание презентации

Завершается наше занятие. Хотелось бы услышать ваше мнение, нужны ли такие уроки, интересны ли они?

Я думаю, что цели мы достигли. Надеюсь, что вам захочется прочитать и другие миниатюры автора.

Ну никак, никак не могу уверить внуков в том, что у меня было очень, очень счастливое детство.

— Милые мои, — говорю я, — не было у нас телевидения, электричества не было, уж какие там айпеды, айфоны, мобильники, кино привозили раз в неделю, сидели в сумерках при керосиновой лампе — и все время были непрерывно заняты: дров напилить-наколоть, воды натаскать, хлев почистить, а дома уборка, готовка пищи. А с весны до осени огород, поле, сенокос, грибы, ягоды. О наша милая, чистая река, наши леса и перелески! Все же было: и купание, и рыбалка, и костры, и всякие-всякие игры…

Читайте также: