Правописание гласных и согласных в приставках 4 класс конспект
Обновлено: 05.07.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Урок русского языка
4класс (система Занкова)
Тема: Правописание гласных О и А в приставках.
- Прозвенел уже звонок? (да)
- Только начался урок? (да)
- Хотите учиться? (да)
- Значит можно всем садиться.
Откройте тетради, сядьте правильно. Прежде, чем записать число, назовите орфограммы, которые встретятся. Запишите, подчеркните.
(слайд) – Посмотрите на слайд, прочитайте слова. (подрисовать, надписать, профессия, заработать, отгадать, позвонить, наполнять).
- Что можете сказать о данных словах? ( глаголы, имеющие приставку) Какое слово лишнее? Почему? ( профессия – имя сущ., без приставки).
- Дайте определение слову профессия. ( трудовая деятельность человека, имеющего определенные знания, умения, подтверждающиеся документом). – (слайд)
- Выделите ударный слог. Назовите орфограммы в данном слове. Можете вы их проверить? К какой группе слов по наличию орфограмм отнесете данное слово ( к словарным словам, т.к. не проверяется). Запишите в словарик. Образуйте однокоренное слово. Дома устно составьте предложение с данным словом, лучшее мы запишем на уроке.
- Вернемся к нашим словам. Докажите, что в слове профессия нет приставки, а у глаголов есть. На какие две группы можно разделить глаголы? ( с гласной О и А в приставках). Запишите в два столбика, выделите приставки.
- Сформулируйте тему урока.
- Что вы уже знаете по данной теме? Заполним таблицу.
-что такое приставка
-слитное написание со словами
-какие приставки с О и А
-находить приставки в словах
-правильно писать слова с приставками
3. Решение поставленных задач:
- Приставка – это часть речи.
- Приставка стоит перед корнем.
-Приставки служат для образования новых слов.
-Приставка всегда стоит в начале слова.
- Существуют слова без приставок.
-Приставки со словами пишутся раздельно.
-Существует приставка ПА.
-Приставки пишутся только с глаголами.
-Приставки выделяются знаком …
Проверим себя. На слайде таблица, я ещё раз зачитаю высказывания. А вы проверьте и аргументируйте выбор.
- Поднимите руку те, у кого не было ошибок.
Б) – Вернемся к нашим целям. Какие приставки с А и О вам известны? Что вы знаете об их написании? ( запомнить)
Учебник с.41 чтение правила.
В) – А сейчас прочитайте предложения с пропущенными в словах буквами, в парах обсудите выбор букв.
(слайд) П.ля и леса п.крылись снегом.
П.стух п.гнал овец к водопою.
- По какому алгоритму вы определяли выбор гласной? ( определяли часть слова с проп.буквой)
С.41 чтение алгоритма.
-Мальчики запишут первое предложение, девочки второе. Подчеркните основы предложений. Проверка.
Физминутка: если А – прыжки, хлопки
Если О – повороты туловища
(забегать, полежала, поход, зазеленела, объезд, нашёл, нарезка, оторвался, подъехал)
Прочитаем рассказ Г.Снегирева. (чтение учителем, учащимися). Найдите главную мысль текста. Назовите слова с приставками.
Д) (слайд) .Рассмотрите иллюстрацию составьте рассказ, использую глагол шли с гласной О в приставках.
- В тетрадь выписать слова с сланными в приставках или из Упр.50 или из составленного рассказа. (любых 5 слов).
- создать условия для формирования и умения писать гласные и согласные буквы в приставках; - формировать навыки письма; - создавать условия для развития внимания, памяти, мышления; - способствовать воспитанию аккуратности при письме
. УМК Планета знаний
Конспект по русскому языку 4 класс
Правописание гласных в приставках
- создать условия для формирования и умения писать гласные и согласные буквы в приставках;
- формировать навыки письма;
- создавать условия для развития внимания, памяти, мышления;
- способствовать воспитанию аккуратности при письме
Предметные: умения образовывать новые слова с помощью приставок;
Познавательные: умение выражать свои мысли, синтезировать.
Регулятивные: проводить работу по предложенному плану, использовать необходимые средства, оценивать свою деятельность по критериям, выработанным в классе.
Коммуникативные: использовать речевые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи; оформлять свою мысль согласно грамматическим нормам речи, соблюдая интонационную выразительность.
Личностные: осуществляют самоконтроль работы; обнаруживают настойчивость и терпение в преодолении трудностей; владеют приемами взаимопроверки и самооценки результатов деятельности по предложенным критериям и заданному алгоритму работы.
Оборудование: схемы-памятки о правописании приставок; интерактивная доска.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Универсальные действия
Самоопределение к деятельности
Звенит звонок, начинается урок.
Проверяем готовность к уроку.
Подготовка класса к работе.
Порядок на рабочем месте
Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Каллиграфическая минутка
(Один ученик выбирает карточку с пословицей, задумывает букву и отвечает на вопросы учащихся.)
Например: Пословица недаром молвится.
2. Запись пословицы
3. Работа над орфограммами.
(Акцент на проверку орфограмм корня)
Выявляет уровень знаний.
Определяет типичные недостатки.
( В каком слове безударная гласная находится не в корне?)
Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
Повторяют фонетический анализ, алгоритм правописания буквы П
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков
3. Постановка учебной задачи
Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.
Шла по улице я Новой,
И вдруг слышу из окна
Два каких-то странных слова
Издавали голоса.
“Я падсказка”, - голос первой
Раздаётся надо мной,
“Я подсказка”,- слышу голос
Разлетается другой.
Друг на друга шли два слова
Спором сим увлечены.
И похожи были очень
Друг на друга так они.
Что ж, поможем этим странным
Спорящим нашим словам.
Разберёмся мы с обманом.
А помочь придётся вам.
/ Учитель на доску прикрепляет 2 печатных слова: падсказка и подсказка/
— Почему возник спор? Как узнать, с какой орфограммой мы имеем дело?
Какова же будет тема сегодняшнего урока?
Правильно. Тема нашего урока: Правописание гласных в приставках
- Сегодня на уроке мы с вами займёмся самым настоящим исследованием.
Мы будем искать возможный способ проверки безударной гласной в приставке. Разработаем порядок (алгоритм) правописания безударных гласных в приставке.
Чтобы к концу урока-
Знать: способы проверки безударной гласной в приставке
Уметь: правильно писать слова с безударной гласной в приставке
Ставят цели, формулируют
(уточняют) тему урока.
(Примечание.Все наглядные материалы проецируются на SMART Notebook 14)
Разбор слова по составу. Определение орфограммы — безударная гласная в приставке.
Участвуют в обсуждении.
Формулируют тему и цели урока.
Осмысливают цели и задачи урока.
Регулятивные:целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные- самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические-формулирование проблемы
4. Построение проекта выхода из затруднения
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.
1. Групповая работа
Для исследования первый этап – наблюдение и анализ
- Перед тем как выполнить задание, напоминаю о правилах работы в парах.
Задание. Распределить слова в 2 столбика, поставить ударение, выделить приставку в каждом слове.
Засуха, заморозил, отжим, отжимать, надпись, надписать,
подпись, поднять, опись, описать, доделал, досыта,
проворчал, проблеск.
4 класс Образовательная система УМК "Система Л.В. Занкова".
Тема: "Правописание согласных в приставках " (урок усвоения новых знаний).
2.1. Личностные результаты: проявлять интерес к предмету русский язык: различать словообразование; выделять в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставка, суффикс; различать приставки; сотрудничество в коллективе, взаимопомощи и поддержки.
2.2. Метапредметные результаты:
РУУД – выделять и формулировать познавательную цель; выбирать способы работы с текстом; проявлять инициативу при ответе на вопросы и выполнении заданий; самостоятельно работать с учебником; осуществлять оценку деятельности учащихся.
ПУУД – применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы; искать и предоставлять найденную информацию; понимать структуру построения рассуждения; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
КУУД – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиции в сотрудничестве; выражать своё мнение о проблемах в правописании приставок; проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать и оценивать результаты.
2.3. Предметные результаты: – использовать средства устного общения, в соответствии с конкретной ситуацией общения; анализировать чужую речь; выражать собственное мнение, обосновывать его.
научить правильно писать согласные в приставках; совершенствовать навык правописания приставок и умение распознавать приставки в словах.
воспитывать культуру поведения и общения.
Технология деятельностного метода обучения, проблемное обучение.
Технологическая карта урока:
Этап
Деятельность
Деятельность
1 . Организа-ционный
(Мотивация на начало урока – создать эмоциональ-ную атмосферу, оживить впечатления детей).
Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал,
Время зря мы не теряем,
И работу начинаем.
– Улыбнитесь и пожелайте удачи друг другу, ведь “С маленькой удачи начинается большой успех!”
Для сегодняшнего урока я взяла девиз:
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы – хорошо учимся!
Все у нас получится!
Учащиеся приветствуют учителя.
Мы будем преодолевать трудности и узнавать что-то новое.
ЛУУДы (на всех этапах урока)
Учебно-познаватель-ный интерес к новому материалу.
2. Актуали-зация знаний.
(Активизировать знания детей о приставках).
Начинаем урок русского языка.
– На слайде записаны слова. Какое задание можно к ним предложить?
З..сеять, н. ступать, аппетит, . ттенок.
– Какие буквы были пропущены, в какой части слова?
– Что такое приставка? – Как определить приставку в слове?
– Как называется данная орфограмма?
– Как объяснить правописание данной орфограммы?
– Вспомните и обсудите в парах.
– Молодцы, вы хорошо знаете данную орфограмму.
Предлагают задания к словам, записанных на слайде.
Отвечают на вопросы и дают определение приставки.
( Как определить приставку в слове).
Объяснение орфограммы( о, а в приставках) – работа в парах.
проявлять инициативу при ответе на вопросы и выполнении заданий.
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиции в сотрудни-честве.
3. Словар-ная работа.
(Повторить написание словарных слов, совершенствовать умение находить приставки в словах).
1) Распределите слова на 2 группы.
– По какому признаку вы распределили?
– Что ещё объединяют слова первой, второй группы?
– Какое слово было лишним ?
– Назовите и выделите в словах приставки.
2) Что означает слово оттенок?
– Когда и где употребляем это слово? Обратимся к толковому словарю.
– Разберите слово по составу.
– Правописание гласных в приставке мы повторили.
Распределение данных слов по группам, записывают слова по частям речи: существительное, глагол. Сравнивают и находят общее, лишнее.
Дают разъяснение данному слову.
Разбор слова по составу.
ЛУУДы – выделять в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставка, суффикс; различать приставки.
РУУДы ( на всех этапах урока).
4. Поста-новка учебной задачи.
1) Проблемная ситуация.
– Новую тему урока вы сформулируете сами, а для этого я предлагаю следующее задание:
На. строить, о..плыть. . бить, о..ход.
– С какой проблемой вы столкнулись?
– Какие у вас предположения?
– Что нужно сделать, чтобы правильно поставить пропущенные буквы? – Это связано с темой нашего урока, сформулируйте тему урока.
– Какова цель нашего урока?
определяют проблему урока, определяют в какой части слова пропущена буква.
Определяют тему урока: "Правописание согласных в приставке".
Дети определят цель данного урока.
РУУДы – выделять и формулиро-вать познаватель-ную цель.
выражать своё мнение о проблемах в правописа-нии приставок.
5. Введение нового материала.
(Сформу-лировать правило правописа-ния согласных в приставках).
– В этом нам поможет наблюдательность и память.
– Вспомните и запишите приставки, оканчивающиеся на согласную.
1.Работа в парах.
– Давайте проведём исследование в парах: один человек произнесёт данные приставки медленно, как они записаны, а другой быстро, как мы их произносим в речи.
– Покажите как вы проводили исследование.
– Что вы заметили в некоторых приставках ?
– Вернёмся к словам, записанных на доске, давайте выберем приставку в слова, а поможет нам в этом информация на слайде. Запишите их.
2. Групповая работа.
– А сейчас 1 ряд прочитают данные слова так ,как они записаны,
2 ряд – как они произносятся,
3 ряд – вы экспертная служба, – вам делать выводы.
– Что вы заметили?
– Какой вывод можно сделать?
– Совпадает вывод с правилом данным в учебнике на стр. 43 ?
Вспоминают приставки: об-, над-, под-, от-, в-, с-.и записывают их.
Исследовательская работа в парах. Показывают работу выполненную в парах. Сравнивают согласные в некоторых приставках.
Дети выбирают приставку и записывают с комментированием в тетради.
Групповая работа: произносят медленно, быстро и делают выводы.
Согласные звуки в приставках на письме обозначаются всегда одинаково, независимо от произношения.
Дети читают правило и анализируют.
ПУУДы – применять известные понятия к новому материалу, формулиро-вать выводы; искать и предостав-лять найденную информацию
проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе.
6.Физ-минутка.
– А сейчас мы должны выполнить физ. минутку, но вот беда, – у некоторых слов выпрыгнули приставки, помогите их вернуть, восстановите текст.
Под-. в-, с-, по-, о-.
Милым детям нужно
Руки медленно ---нять,
Пальцы ---жать,
потом разжать.
Так секунду ---стоять,
Руки плавно --пустить,
Сесть , приставки
– Прочитайте текст и выполните разминку. (Слайд 10).
Дети вставляют в слова приставки, читают текст и выполняют физ. разминку .
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
7. Система-тизация
и повторе-ние.
(Совершенствовать навык правописа-ния приставок ).
1) – Какую роль играют приставки в словах? Может мы будем обходиться без них, согласны вы с таким мнением?
– Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительность в значительной мере зависит от них. В их разнообразии таится разнообразие смысла.
– Как меняется слово ход , если к нему поставить разные приставки.
Найдите среди них слова противоположные по смыслу.
– Как называются такие слова?
2 )Работа с упр. 52.
– Прочитайте задание , что нам нужно выполнить?
– Что у нас записано?
– Как подобрать слова с противоположным значением?
Запишем часть задания с комментированием , а затем самостоятельно.
– Кому нужна помощь – обращайтесь.
– Проверим задание, которое вы выполнили.
3) – Давайте отдохнём и поиграем.
Игра "Найди лишнее слово".
Проехать , простыня, проход.
Доверчивый, добраться, домашний.
Заработал, зарево, завыл.
Дети подбирают однокоренные слова к слову ход: уход, приход, заход,отход, выход, вход и т.д.
Находят среди слов антонимы.
– Записать слова с противоположным значением.
– Словосочетание, так как стоят существительные в косвенной форме.
Комментируют и продолжают запись сами.
Дети читают и проверяют выполненное задание.
Дети находят лишнее лова и объясняют по какому признаку они выбрали его, доказывают, соглашаются с мнением одноклассников.
самостоятельно работать с учебником.
ПУУДы – применять известные понятия к новому материалу.
различать приставки; сотрудни-чество в коллективе, взаимопо-мощи и поддержки.
8 . Итог урока. Рефлексия.
(Подвести итоги урока).
Настало время подвести итоги нашего урока.
1) – Какую тему мы сегодня изучали?
– Почему мы особое внимание уделяем приставкам , оканчивающим на согласную?
– А как правильно писать приставки с согласными?
2) – Ответьте на вопросы.
– Что нового я узнал сегодня на уроке?
– Что было особенно интересным и познавательным?
– В чём я сегодня стал умнее в сравнении со вчерашним днём?
Ответы на вопросы учителя с обоснованием своего мнения.
Дети вспоминают правило.
Дети подводят итог своей работе на уроке, оценивают свою работу на уроке.
КУУДы – осуществ-лять рефлексию относитель-но процесса деятельности
(Оценить работу учащихся).
– Пометьте задания на полях, которые вам легко было выполнить "!", а вызвало трудности " V ".
Цель урока: создание условий для формирования навыка правописания корней слов. Задачи урока. Личностные: воспитывать любовь к предмету и родному языку, моральные нормы поведения, патриотизм и чуство гордости за свою Родину. Метапредметные: принемать и сохранять учебную задачу, освоение способов работы с учебной книгой, обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно). Предметные: формирование навыка правописания безударной гласной, парной согласной и т.д., формирование умений выделять корень в слове; закрепление навыка работы над предложением, развитие речи путём составления предложений по теме из разбросанных слов и словарная работа.
Тема урока: Правописание гласных и согласных в корне слова
Вот звонок веселый смолк,
Посадив всех на урок.
Время нам нельзя терять,
Пора работать начинать. Сядьте красиво.
II Постановка темы и цели
Что нам делать предстоит?
Вот вопрос какой стоит.
Чтоб ответ вам получить
Надо эту задачу решить.
- На слайде отрывок стихотворения Н. Некрасова. Николай Алексеевич Некрасов жил в 19 веке и написал много замечательных произведений. Он очень любил Россию, её природу. Был гражданином и патриотом своей страны.
Поздняя осень. Грачи улетели. СЛАЙД
Лес обнажился, поля опустели.
Только не сжата полоска одна,
Грустную думу наводит она.
- О чем вы прочитали? (об осени)
- Все ли слова вам понятны? (обнажился, сжата)
- Что значит выражение обнажился лес? (стал нагим, голым, без листьев)
- А что значит слово сжать? (сжать пальцы в кулак, собрать урожай хлебных культур).
- Как называются слова, одинаковые по написанию, но разные по значению? (Слова – омонимы)
- Назовите орфограммы в корне слова.
- Какие орфограммы в корне слова встретились вам при выполнении задания? (Безударные гласные и согласные)
- Как вы думаете, над чем мы будем сегодня работать? (над правописанием гласных и согласных в корне )
- С какими правилами мы сегодня будем работать?( Безударные гласные в корне ЩЕЛЧОК
, непроизносимые согласные в корне, ЩЕЛЧОК
парные согласные ) ЩЕЛЧОК
- Вы сами подсказали тему сегодняшнего урока. Тема нашего урока ……. (открыть доску). ЗАКРЫТЬ экран
- Какую цель ставим? (Научиться правильно писать безударные гласные и согласные в корне).
Читайте также: