Правописание гласных и согласных в приставках 4 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок русского языка

4класс (система Занкова)

Тема: Правописание гласных О и А в приставках.

- Прозвенел уже звонок? (да)

- Только начался урок? (да)

- Хотите учиться? (да)

- Значит можно всем садиться.

Откройте тетради, сядьте правильно. Прежде, чем записать число, назовите орфограммы, которые встретятся. Запишите, подчеркните.

(слайд) – Посмотрите на слайд, прочитайте слова. (подрисовать, надписать, профессия, заработать, отгадать, позвонить, наполнять).

- Что можете сказать о данных словах? ( глаголы, имеющие приставку) Какое слово лишнее? Почему? ( профессия – имя сущ., без приставки).

- Дайте определение слову профессия. ( трудовая деятельность человека, имеющего определенные знания, умения, подтверждающиеся документом). – (слайд)

- Выделите ударный слог. Назовите орфограммы в данном слове. Можете вы их проверить? К какой группе слов по наличию орфограмм отнесете данное слово ( к словарным словам, т.к. не проверяется). Запишите в словарик. Образуйте однокоренное слово. Дома устно составьте предложение с данным словом, лучшее мы запишем на уроке.

- Вернемся к нашим словам. Докажите, что в слове профессия нет приставки, а у глаголов есть. На какие две группы можно разделить глаголы? ( с гласной О и А в приставках). Запишите в два столбика, выделите приставки.

- Сформулируйте тему урока.

- Что вы уже знаете по данной теме? Заполним таблицу.

-что такое приставка

-слитное написание со словами

-какие приставки с О и А

-находить приставки в словах

-правильно писать слова с приставками

3. Решение поставленных задач:

- Приставка – это часть речи.

- Приставка стоит перед корнем.

-Приставки служат для образования новых слов.

-Приставка всегда стоит в начале слова.

- Существуют слова без приставок.

-Приставки со словами пишутся раздельно.

-Существует приставка ПА.

-Приставки пишутся только с глаголами.

-Приставки выделяются знаком …

Проверим себя. На слайде таблица, я ещё раз зачитаю высказывания. А вы проверьте и аргументируйте выбор.

- Поднимите руку те, у кого не было ошибок.

Б) – Вернемся к нашим целям. Какие приставки с А и О вам известны? Что вы знаете об их написании? ( запомнить)

Учебник с.41 чтение правила.

В) – А сейчас прочитайте предложения с пропущенными в словах буквами, в парах обсудите выбор букв.

(слайд) П.ля и леса п.крылись снегом.

П.стух п.гнал овец к водопою.

- По какому алгоритму вы определяли выбор гласной? ( определяли часть слова с проп.буквой)

С.41 чтение алгоритма.

-Мальчики запишут первое предложение, девочки второе. Подчеркните основы предложений. Проверка.

Физминутка: если А – прыжки, хлопки

Если О – повороты туловища

(забегать, полежала, поход, зазеленела, объезд, нашёл, нарезка, оторвался, подъехал)

Прочитаем рассказ Г.Снегирева. (чтение учителем, учащимися). Найдите главную мысль текста. Назовите слова с приставками.

Д) (слайд) .Рассмотрите иллюстрацию составьте рассказ, использую глагол шли с гласной О в приставках.

- В тетрадь выписать слова с сланными в приставках или из Упр.50 или из составленного рассказа. (любых 5 слов).

Нажмите, чтобы узнать подробности

- создать условия для формирования и умения писать гласные и согласные буквы в приставках; - формировать навыки письма; - создавать условия для развития внимания, памяти, мышления; - способствовать воспитанию аккуратности при письме

. УМК Планета знаний

Конспект по русскому языку 4 класс

Правописание гласных в приставках

- создать условия для формирования и умения писать гласные и согласные буквы в приставках;
- формировать навыки письма;
- создавать условия для развития внимания, памяти, мышления;
- способствовать воспитанию аккуратности при письме

Предметные: умения образовывать новые слова с помощью приставок;

Познавательные: умение выражать свои мысли, синтезировать.

Регулятивные: проводить работу по предложенному плану, использовать необходимые средства, оценивать свою деятельность по критериям, выработанным в классе.

Коммуникативные: использовать речевые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи; оформлять свою мысль согласно грамматическим нормам речи, соблюдая интонационную выразительность.

Личностные: осуществляют самоконтроль работы; обнаруживают настойчивость и терпение в преодолении трудностей; владеют приемами взаимопроверки и самооценки результатов деятельности по предложенным критериям и заданному алгоритму работы.

Оборудование: схемы-памятки о правописании приставок; интерактивная доска.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

Самоопределение к деятельности

Звенит звонок, начинается урок.

Проверяем готовность к уроку.

Подготовка класса к работе.

Порядок на рабочем месте

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Каллиграфическая минутка

(Один ученик выбирает карточку с пословицей, задумывает букву и отвечает на вопросы учащихся.)

Например: Пословица недаром молвится.

2. Запись пословицы

3. Работа над орфограммами.

(Акцент на проверку орфограмм корня)

Выявляет уровень знаний.

Определяет типичные недостатки.

( В каком слове безударная гласная находится не в корне?)

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Повторяют фонетический анализ, алгоритм правописания буквы П

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

3. Постановка учебной задачи

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

Шла по улице я Новой,
И вдруг слышу из окна
Два каких-то странных слова
Издавали голоса.
“Я падсказка”, - голос первой
Раздаётся надо мной,
“Я подсказка”,- слышу голос
Разлетается другой.
Друг на друга шли два слова
Спором сим увлечены.
И похожи были очень
Друг на друга так они.
Что ж, поможем этим странным
Спорящим нашим словам.
Разберёмся мы с обманом.
А помочь придётся вам.

/ Учитель на доску прикрепляет 2 печатных слова: падсказка и подсказка/

— Почему возник спор? Как узнать, с какой орфограммой мы имеем дело?

Какова же будет тема сегодняшнего урока?

Правильно. Тема нашего урока: Правописание гласных в приставках

- Сегодня на уроке мы с вами займёмся самым настоящим исследованием.

Мы будем искать возможный способ проверки безударной гласной в приставке. Разработаем порядок (алгоритм) правописания безударных гласных в приставке.

Чтобы к концу урока-

Знать: способы проверки безударной гласной в приставке

Уметь: правильно писать слова с безударной гласной в приставке

Ставят цели, формулируют


(уточняют) тему урока.

(Примечание.Все наглядные материалы проецируются на SMART Notebook 14)

Разбор слова по составу. Определение орфограммы — безударная гласная в приставке.

Участвуют в обсуждении.

Формулируют тему и цели урока.

Осмысливают цели и задачи урока.

Регулятивные:целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные- самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические-формулирование проблемы

4. Построение проекта выхода из затруднения

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

1. Групповая работа

Для исследования первый этап – наблюдение и анализ

- Перед тем как выполнить задание, напоминаю о правилах работы в парах.

Задание. Распределить слова в 2 столбика, поставить ударение, выделить приставку в каждом слове.

Засуха, заморозил, отжим, отжимать, надпись, надписать,

подпись, поднять, опись, описать, доделал, досыта,
проворчал, проблеск.

4 класс Образовательная система УМК "Система Л.В. Занкова".

Тема: "Правописание согласных в приставках " (урок усвоения новых знаний).

2.1. Личностные результаты: проявлять интерес к предмету русский язык: различать словообразование; выделять в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставка, суффикс; различать приставки; сотрудничество в коллективе, взаимопомощи и поддержки.

2.2. Метапредметные результаты:

РУУД – выделять и формулировать познавательную цель; выбирать способы работы с текстом; проявлять инициативу при ответе на вопросы и выполнении заданий; самостоятельно работать с учебником; осуществлять оценку деятельности учащихся.

ПУУД – применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы; искать и предоставлять найденную информацию; понимать структуру построения рассуждения; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

КУУД – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиции в сотрудничестве; выражать своё мнение о проблемах в правописании приставок; проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать и оценивать результаты.

2.3. Предметные результаты: – использовать средства устного общения, в соответствии с конкретной ситуацией общения; анализировать чужую речь; выражать собственное мнение, обосновывать его.

научить правильно писать согласные в приставках; совершенствовать навык правописания приставок и умение распознавать приставки в словах.

воспитывать культуру поведения и общения.

Технология деятельностного метода обучения, проблемное обучение.

Технологическая карта урока:


Этап

Деятельность

Деятельность

1 . Организа-ционный

(Мотивация на начало урока – создать эмоциональ-ную атмосферу, оживить впечатления детей).

Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал,

Время зря мы не теряем,

И работу начинаем.

– Улыбнитесь и пожелайте удачи друг другу, ведь “С маленькой удачи начинается большой успех!”

Для сегодняшнего урока я взяла девиз:

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы – хорошо учимся!

Все у нас получится!

Учащиеся приветствуют учителя.

Мы будем преодолевать трудности и узнавать что-то новое.

ЛУУДы (на всех этапах урока)

Учебно-познаватель-ный интерес к новому материалу.

2. Актуали-зация знаний.

(Активизировать знания детей о приставках).

Начинаем урок русского языка.

– На слайде записаны слова. Какое задание можно к ним предложить?

З..сеять, н. ступать, аппетит, . ттенок.

– Какие буквы были пропущены, в какой части слова?

– Что такое приставка? – Как определить приставку в слове?

– Как называется данная орфограмма?

– Как объяснить правописание данной орфограммы?

– Вспомните и обсудите в парах.

– Молодцы, вы хорошо знаете данную орфограмму.

Предлагают задания к словам, записанных на слайде.

Отвечают на вопросы и дают определение приставки.

( Как определить приставку в слове).

Объяснение орфограммы( о, а в приставках) – работа в парах.

проявлять инициативу при ответе на вопросы и выполнении заданий.

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиции в сотрудни-честве.

3. Словар-ная работа.

(Повторить написание словарных слов, совершенствовать умение находить приставки в словах).

1) Распределите слова на 2 группы.

– По какому признаку вы распределили?

– Что ещё объединяют слова первой, второй группы?

– Какое слово было лишним ?

– Назовите и выделите в словах приставки.

2) Что означает слово оттенок?

– Когда и где употребляем это слово? Обратимся к толковому словарю.

– Разберите слово по составу.

– Правописание гласных в приставке мы повторили.

Распределение данных слов по группам, записывают слова по частям речи: существительное, глагол. Сравнивают и находят общее, лишнее.

Дают разъяснение данному слову.

Разбор слова по составу.

ЛУУДы – выделять в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставка, суффикс; различать приставки.

РУУДы ( на всех этапах урока).

4. Поста-новка учебной задачи.

1) Проблемная ситуация.

– Новую тему урока вы сформулируете сами, а для этого я предлагаю следующее задание:

На. строить, о..плыть. . бить, о..ход.

– С какой проблемой вы столкнулись?

– Какие у вас предположения?

– Что нужно сделать, чтобы правильно поставить пропущенные буквы? – Это связано с темой нашего урока, сформулируйте тему урока.

– Какова цель нашего урока?

определяют проблему урока, определяют в какой части слова пропущена буква.

Определяют тему урока: "Правописание согласных в приставке".

Дети определят цель данного урока.

РУУДы – выделять и формулиро-вать познаватель-ную цель.

выражать своё мнение о проблемах в правописа-нии приставок.

5. Введение нового материала.

(Сформу-лировать правило правописа-ния согласных в приставках).

– В этом нам поможет наблюдательность и память.

– Вспомните и запишите приставки, оканчивающиеся на согласную.

1.Работа в парах.

– Давайте проведём исследование в парах: один человек произнесёт данные приставки медленно, как они записаны, а другой быстро, как мы их произносим в речи.

– Покажите как вы проводили исследование.

– Что вы заметили в некоторых приставках ?

– Вернёмся к словам, записанных на доске, давайте выберем приставку в слова, а поможет нам в этом информация на слайде. Запишите их.

2. Групповая работа.

– А сейчас 1 ряд прочитают данные слова так ,как они записаны,

2 ряд – как они произносятся,

3 ряд – вы экспертная служба, – вам делать выводы.

– Что вы заметили?

– Какой вывод можно сделать?

– Совпадает вывод с правилом данным в учебнике на стр. 43 ?

Вспоминают приставки: об-, над-, под-, от-, в-, с-.и записывают их.

Исследовательская работа в парах. Показывают работу выполненную в парах. Сравнивают согласные в некоторых приставках.

Дети выбирают приставку и записывают с комментированием в тетради.

Групповая работа: произносят медленно, быстро и делают выводы.

Согласные звуки в приставках на письме обозначаются всегда одинаково, независимо от произношения.

Дети читают правило и анализируют.

ПУУДы – применять известные понятия к новому материалу, формулиро-вать выводы; искать и предостав-лять найденную информацию

проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе.

6.Физ-минутка.

– А сейчас мы должны выполнить физ. минутку, но вот беда, – у некоторых слов выпрыгнули приставки, помогите их вернуть, восстановите текст.

Под-. в-, с-, по-, о-.

Милым детям нужно

Руки медленно ---нять,

Пальцы ---жать,

потом разжать.

Так секунду ---стоять,

Руки плавно --пустить,

Сесть , приставки

– Прочитайте текст и выполните разминку. (Слайд 10).

Дети вставляют в слова приставки, читают текст и выполняют физ. разминку .

проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

7. Система-тизация

и повторе-ние.

(Совершенствовать навык правописа-ния приставок ).

1) – Какую роль играют приставки в словах? Может мы будем обходиться без них, согласны вы с таким мнением?

– Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительность в значительной мере зависит от них. В их разнообразии таится разнообразие смысла.

– Как меняется слово ход , если к нему поставить разные приставки.

Найдите среди них слова противоположные по смыслу.

– Как называются такие слова?

2 )Работа с упр. 52.

– Прочитайте задание , что нам нужно выполнить?

– Что у нас записано?

– Как подобрать слова с противоположным значением?

Запишем часть задания с комментированием , а затем самостоятельно.

– Кому нужна помощь – обращайтесь.

– Проверим задание, которое вы выполнили.

3) – Давайте отдохнём и поиграем.

Игра "Найди лишнее слово".

Проехать , простыня, проход.

Доверчивый, добраться, домашний.

Заработал, зарево, завыл.

Дети подбирают однокоренные слова к слову ход: уход, приход, заход,отход, выход, вход и т.д.

Находят среди слов антонимы.

– Записать слова с противоположным значением.

– Словосочетание, так как стоят существительные в косвенной форме.

Комментируют и продолжают запись сами.

Дети читают и проверяют выполненное задание.

Дети находят лишнее лова и объясняют по какому признаку они выбрали его, доказывают, соглашаются с мнением одноклассников.

самостоятельно работать с учебником.

ПУУДы – применять известные понятия к новому материалу.

различать приставки; сотрудни-чество в коллективе, взаимопо-мощи и поддержки.

8 . Итог урока. Рефлексия.

(Подвести итоги урока).

Настало время подвести итоги нашего урока.

1) – Какую тему мы сегодня изучали?

– Почему мы особое внимание уделяем приставкам , оканчивающим на согласную?

– А как правильно писать приставки с согласными?

2) – Ответьте на вопросы.

– Что нового я узнал сегодня на уроке?

– Что было особенно интересным и познавательным?

– В чём я сегодня стал умнее в сравнении со вчерашним днём?

Ответы на вопросы учителя с обоснованием своего мнения.

Дети вспоминают правило.

Дети подводят итог своей работе на уроке, оценивают свою работу на уроке.

КУУДы – осуществ-лять рефлексию относитель-но процесса деятельности

(Оценить работу учащихся).

– Пометьте задания на полях, которые вам легко было выполнить "!", а вызвало трудности " V ".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создание условий для формирования навыка правописания корней слов. Задачи урока. Личностные: воспитывать любовь к предмету и родному языку, моральные нормы поведения, патриотизм и чуство гордости за свою Родину. Метапредметные: принемать и сохранять учебную задачу, освоение способов работы с учебной книгой, обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно). Предметные: формирование навыка правописания безударной гласной, парной согласной и т.д., формирование умений выделять корень в слове; закрепление навыка работы над предложением, развитие речи путём составления предложений по теме из разбросанных слов и словарная работа.

Тема урока: Правописание гласных и согласных в корне слова

Вот звонок веселый смолк,

Посадив всех на урок.

Время нам нельзя терять,

Пора работать начинать. Сядьте красиво.

II Постановка темы и цели

Что нам делать предстоит?

Вот вопрос какой стоит.

Чтоб ответ вам получить

Надо эту задачу решить.

- На слайде отрывок стихотворения Н. Некрасова. Николай Алексеевич Некрасов жил в 19 веке и написал много замечательных произведений. Он очень любил Россию, её природу. Был гражданином и патриотом своей страны.

Поздняя осень. Грачи улетели. СЛАЙД

Лес обнажился, поля опустели.

Только не сжата полоска одна,

Грустную думу наводит она.

- О чем вы прочитали? (об осени)

- Все ли слова вам понятны? (обнажился, сжата)

- Что значит выражение обнажился лес? (стал нагим, голым, без листьев)

- А что значит слово сжать? (сжать пальцы в кулак, собрать урожай хлебных культур).

- Как называются слова, одинаковые по написанию, но разные по значению? (Слова – омонимы)

- Назовите орфограммы в корне слова.

- Какие орфограммы в корне слова встретились вам при выполнении задания? (Безударные гласные и согласные)

- Как вы думаете, над чем мы будем сегодня работать? (над правописанием гласных и согласных в корне )

- С какими правилами мы сегодня будем работать?( Безударные гласные в корне ЩЕЛЧОК

, непроизносимые согласные в корне, ЩЕЛЧОК

парные согласные ) ЩЕЛЧОК

- Вы сами подсказали тему сегодняшнего урока. Тема нашего урока ……. (открыть доску). ЗАКРЫТЬ экран

- Какую цель ставим? (Научиться правильно писать безударные гласные и согласные в корне).

Читайте также: