Конспект урока по математике развивающие задачи урока

Обновлено: 02.07.2024

Развивающие задачи : Создать условия для развития логического мышления сообразительности, внимания. Развивать смекалку, зрительную память, воображение. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи : Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Воспитывать интерес к математическим занятиям. Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок решение логических задач, решение простых арифметически задач, наблюдение за календарем, индивидуальные занятия.

Оборудование: Цифры, обручи, фишки, игрушки для решения задач, математический набор, яблоки из картона красного, желтого и зеленого цветов, внутри каждого яблока изображены семечки.

Ход занятия:

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся.

И работать мы начнем.

Воспитатель: Ребята сегодня к нам в группу пришли гости, давайте их по приветствуем, скажем здравствуйте.

Воспитатель: Сегодня у нас с вами радостный день, я вас приглашаю совершить не большое путешествие в страну математики. Вы согласны

Воспитатель: Дети давайте вспомним на чем можно путешествовать?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: А теперь, послушайте мою загадку и отгадайте на чем я вам предлагаю совершить путешествие.

По волнам дворец плывет,

На себе людей везет.

Дети: Это корабль.

Воспитатель: Я предлагаю сконструировать его из геометрических фигур.

(дети изготавливают корабль)

Воспитатель: Корабль готов, прошу войти на палубу и занять свои места. А знаете ребята, чтобы корабль поплыл надо завести мотор.

Берем старт, делаем отсчет от 1-до -10.

Воспитатель: Мы поплыли. А пока мы с вами плывем, чтобы не было скучно я загадаю вам загадки. Слушайте внимательно:

1. У бабушки Даши внучка Маша

Кот Пушок, собака Дружок.

Сколько у бабушки внуков? (1)

2. На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон?

3. 9 грибов нашел Вадим,

А потом еще один.

Вы ответьте на вопрос:

В понедельник я купался, (изображаем плавание)

А во вторник- рисовал. (изображаем рисование)

В среду долго умывался, (умываемся)

А в четверг в футбол играл. (бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)

Очень долго танцевал. (кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал. (руки в стороны)

Воспитатель: Ребята, мы не заметили как мы с вами быстро доплыли.

Воспитатель: Ребята у вас на столах математический набор, разложите цифры от 1 до 10. Кто помнит, что мы с вами делали на прошлом занятии?

Дети: Учились решать задачи.

Воспитатель: Обратите внимания на полке стоит 5 книг (скажите сколько книг на полке)

Дети: На полке 5 книг.

Воспитатель: Яна поставь на полку еще одну книгу. (книг стало больше или меньше)

Дети: Книг стало больше.

Воспитатель: Дети какое действие надо произвести? Сложение или вычитание?

Дети: Надо произвести действие сложение.

Воспитатель: Сколько книг поставила Яна?

Дети: Яна поставила 1 книгу.

Воспитатель: Какой вопрос мы поставим в задаче?

Дети: В задаче поставим вопрос сколько книг на полочке?

Воспитатель: Мы должны число 5 увеличить на 1. И сколько книг теперь на полочке?

Дети: На полочке 6 книг.

Воспитатель: Что показывает ответ задачи?

Дети: Сколько книг на полочке.

Воспитатель: Давайте запишем решение задачи.

Дети выполняют задание воспитателя

Воспитатель: Ребята давайте решим еще одну задачу на вычитание.

Дети на столе стоят чашки, посчитайте сколько их? Выложите цифру, которая покажет, сколько чашек на столе.

Одну чашку я убрала. Придумайте задачу о том, что я сделала. (На столе стояло четыре чашки, одну чашку убрали. Сколько чашек осталось на столе)

Одну чашку я убрала, значит их количество уменьшилось на единицу. Какой знак надо поставить, если мы уменьшаем число? (-). Поставьте его около цифры 4.

Перед детьми запись: 4-

Сколько чашек убрали?. (1). Поставьте цифру 1. Какой знак надо поставить чтобы получить ответ?. (знак равенства). Поставьте его. Решите задачу. Сколько чашек осталось?

Перед детьми запись: 4-1=3

Воспитатель: Кто расскажет решение задачи?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: А теперь ребята давайте отдохнем.

На полу на небольшом расстоянии друг от друга лежат обручи, в каждом из них –цифра.

На подносе лежат яблоки трех цветов.

Задания детям :

Встать около цифры, которая покажет число на единицу больше, чем количество семечек в яблоке.

Встать около цифры, которая покажет число на единицу меньше, чем количество семечек в яблоке.

Воспитатель: Ой ребята нам пора возвращаться в детский сад

Берем старт, делаем обратный отсчет от 10 до 0. Пуск мотора и мы поплыли.

1. В какое время суток началось наше занятие?

2. Какое сейчас время года?

3. Сегодня среда, а завтра?

4. Какие арифметические знаки вы знаете?

5. Если линейка длиннее карандаша, то карандаш?

6. Если стол выше стула, то стул?

7. Если дорога шире тропинки, то тропинка?

8. Сколько месяцев в году?

9. Назовите зимние месяца?

Воспитатель: вот мы и возвратились в детский сад!

Глава I

описание и результаты опытно- экспериментальной работы.

В работе сделана попытка в форме обобщенных методов, принципов и
закономерностей раскрыть технологию обучения целос тной совокупности
различных предметов на основе предметной деятельности. Предложена
предметно-деятельная концепция построения методик обучения этим
предметам.

Основными составляющими ко нце пции являются: модель учебного
познания, в основу которой положены единство и взаимосвязь
эмпирического и теоретического знания и процесса познания, единство и
взаимосвязь различных типов, видов и уровней мышления.

“ Совершенствование методики работы учите л я математики ”

Книга со сто ит из 7 глав:

система психолого-дидактических закономерностей;

метод обучения математики;

методы поиска решения задачи;

методика изучения математических предложений;

структура системы упражнений;

организация обучения математике;

развитие и воспитание учащихся в процессе обучения математике;

В этой книге показано, как опираясь на систему психолого -
дидактических закономерностей, учитель может выбирать оптимальные
методические пути в обучении математике . Описан ряд интересных методов и приемов обучения. Основные особенности данной книги - на конк рет ных примерах показаны пути применения и реализации психолого - дидактических закономерностей в работе учителя, много практических примеров и заданий для учителя, сочетание традиционных методов и новых.

“ Как задать вопрос” (О математическом творчестве школьников)

Книга состоит из четырех частей:

некоторые виды творческой работы по математике;

задания для самостоятельных работ;

указание, выполнение заданий, заключение;

пояснения и приложения.

В книге на материале элементарной математики моделируются
некоторые виды творческой работы математика: конструирование задач,
аналогичных данной; обобщение и специализация задач; рассуждения по
аналогии; сравнение различных методов доказательства и нахождения
более мощного метода; обобщение математических понятий.

Книга предназначена для учащихся старших классов средней школы,
серьезно интересующихся математикой, а так же для учителя математики.

Книга полезна не только для учителей, работающих в старших
классах, но и для учителей среднего звена, т.к. в книге даются общие виды
творческой работы, которые необходимо использовать при работе с
учащимися, начиная с начальной школы.

Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П.

В книге изложена разработанная авторами система обучения
математике, основанная на идее “укрупнения дидактических единиц”,
выражающейся, в частности, в одновременном изучении взаимосвязанного
математического материала.

Показаны некоторые формы математического творчества, как высшей
формы самостоятельности мышления учащихся, Указано место обратных
задач при обучении математике. Обобщение рассматривается как самый
легкий и очевидный путь расширения математических знаний.

В книге приведены примеры аналогии, обобщения, составления
обратных задач на материале элементарной математики.

Эта книга может быть использована учителями как идея при
составлении обратных задач, обобщении и аналогии.

“ О понятии развивающего обучения”

В статье сделана попытка рассмотреть виды и формы развивающего обучения, дать представление об основных теориях, так или иначе трактующих данный вопрос, сформировать свое понимание развивающего обучения.

В работе выделено три основные теории о соотношении обучения и
развития:

идея о независимости развития от обучения ;

придерживается той точки зрения, что обучение и есть развитие , что
обучение полностью сливается с ним , когда каждый шаг в обучении
соответствует шагу в развитии, которое сводится в основном к накоплению
всевозможных привычек;

сделаны попытки преодолеть крайности двух первых путем простого
их совмещения; развитие подготавливает и делает возможным обучение , а
последнее как бы стимулирует и подвигает вперед развитие.

Особое внимание в статье уделено, приверженцам третьей теории,
последователям идей Л . С. Выготского, П . Я. Гальперина, Д . Б . Эльконина,
Л .В . Занкова . Эти авторы поставили задачу “ построить такую систему
начального обучения, при которой достигалось бы гораздо более высокое
развитие младших школьников, чем при обучении согласно канонам
традиционной методики ”. В .В .Давыдов анализирует взаимодействие
мышления и эмоций, наблюдения и мышления, выделяет цели и способы
осуществления эмпирического и теоретического мышления, приводит
перечень основных различий .

С моей точки зрения статья полезна как методистам, так и учителям,
работающим по системе развивающего обучения.

Лебедева В.П., Орлов В.А., Панов В.И.

“ Практико-ориентированные подходы к развивающему обучению”

В работе выделяются причины, требующие перехода к системе
развивающего обучения, указывается на различие с научно-
психологической точки зрения развивающего обучения и развивающего
образования. Первое построено на том, что уже в младшем школьном
возрасте можно пробуждать способность быть субъектом учебной
деятельности. Развивающее образование предлагает становление и
формирование учащегося в целом. Это понятие использовали все великие
педагоги прошлого.

Авторы статьи показывают суть развивающего обучения, обозначают
основных позиций. Развивающее образование в их понимании есть
сложный интегративный процесс, причем личностно ориентированный,
включающий в себя компоненты взаимодействия учителей и учащихся, воспитателей и воспитываемых.

В опыте реализации развивающего образования были выделены два ведущих направления, а именно: дифференциация как средство индивидуализации режимов жизнедеятельности и интеграция учебных дисциплин в целях формирования целостного представления о мире и человеке.

Авторы показывают, что дифференцированное обучение оказывается эффективным при соблюдении ряда условий: обеспечение научно достоверной диагностики , моделирование на основе полученных диагностических данных, эффективность дифференцированного обучения, диагностирование трудностей, возникающих при функционировании любой модели образования.

“ Опыт психологического обеспечения практики развивающего обучения в г. Нефтеюганске ”

В связи с тем, что происходит активное внедрение идей развивающего обучения в практику школ стоит задача психологического обеспечения образовательных инноваций . В статье показаны результаты исследований, проводимых в трех школах г. Нефтеюганска для выявления реальных развивающих эффектов в этих школах и чем они объективно обеспечены .

Исследования проводились по следующим направлениям:

исследование интеллектуальных особенностей учащихся;

исследование эмоциональной сферы учащихся ;

исследование мотивационной сферы учащихся .

В статье приводятся результаты анализа особенностей организации
учебной деятельности на уроках, особенности оценивания умственных
возможностей учащихся учителями, дан анализ психологического климата
школы .

Автор делает вывод, что ряд важных показателей определяет
эффективность развивающего воздействия как на социально - психологические структуры школы, так и на индивидуально-психологические особенности детей.

С моей точки зрения статья интересна тем, что в ней проводится
анализ работы учителей , работающих по развивающему обучению,
показаны критерии оценки как учащихся, так и учителей, а также дается
схема комплексного сравнительного психологического анализа образовательной среды школ, которые работают по системе развивающего обучения .

“ Современные образовательные технологии ”

В пособии рассматривается сущность педагогических технологий, их
классификация, основные параметры. Дается краткая характеристика
наиболее известных современных образовательных технологий, рекомендации по их изучению и использованию.

Книга состоит из 12 глав:

личность ребенка как объект и субъект в образовательной
технологии;

современное традиционное обучение;

педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса;

педагогические технологии на основе активизации и интенсификации де ятельности учащихся;

педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса;

педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала;

частнопредметные пед. технологии;

технологии развивающего обучения;

педагогические технологии авторских школ.

По технологии развивающего обучения выделены общие основы технологий развивающего обучения, системы развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности, личностно ориентированное развивающее обучение.

Данная книга предназначена для студентов педагогических учебных
заведений, учителей и широкого круга работников народного образования.

Книга состоит из семи глав. В ней показаны пути повышения эффективности, условия вычислительных правил, определений, теорем, организация преподавания циклами, дана психология усвоения, организация обратной связи на разных этапах обучения. В книге изложена технология обучения математики, которая прошла массовое опробирование в школе. В основе этой технологии лежит психология усвоения, разработанная Т.Я. Гальпериным. Показано, что данная технология формирует теоретический тип мышления.

Автор предлагает интересные задания для читателей, даются мет одические рекомендации по формированию вычислительных навыков, которые будут интересными как для начинающих, так и для опытных педагогов. Возникает необходимость знакомства с учебниками и рабочими тетрадями по данной технологии.

Глава II

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ, ПРЕДЛАГАЕМЫЕ НА
УРОКАХ И СВЯЗАННАЯ С НИМИ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, АНАЛОГИЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАТЕМАТИКА
ПРОФЕССИОНАЛА

Структура процесса решения задач

В курсе “Математика 5” под редакцией Дорофеева Г.В., Шарыгина И.Ф. особое внимание уделяется решению задач. Поэтому целесообразно рассмотреть из каких этапов состоит процесс решения задачи (4. стр.27).

2.1.1 Основные этапы решения задач

Можно выделить восемь этапов:

схематическая запись задачи;

поиск способа решения задачи;

осуществление решения задачи;

проверка решения задачи;

формулирование ответа задачи;

анализ решения задачи.

Приведенная схема процесса решения задач является примерной. При
фактическом решении указанные этапы обычно не отделены друг от друга,
а переплетаются между собой. Из указанных восьми этапов пять являются
обязательными и они имеются в процессе решения любой задачи. Это этапы
а нализа задачи, поиска способа ее решения, осуществления решения,
проверки решения и формулирования ответа. Остальные три этапа
(схематическая запись задачи, исследование задачи и заключительный анализ решения) являются не обязательными и в процессе решения многих задач не имеются.

Рассмотрим пример решения нестандартной задачи, на которой показан более конкретно этот процесс (3, стр.4).

Автопоезд длиной 20 м проезжает мимо километрового столба за 10 с.
Сколько времени ему понадобится, чтобы проехать мост длиной 40м?

Анализ задачи: В задаче речь идет о движении поезда мимо определенной “точки” (столба) за 10с. В задаче спрашивается, за сколько времени этот поезд проедет мост длиной 40м, при этом скорость поезда не указана.

Схематическая запись задачи

Поиск способа решения задачи

Нужно найти время, за которое автопоезд проедет 40м. Для этого нужно знать скорость автопоезда. В задаче нас интересуют две “точки” автопоезда: начало и конец. Если мимо километрового столба движение осуществлялось за 10 с, то значит, за 10 с начало автопоезда продвинется на 20 м. Тем самым мы можем определить скорость движения автопоезда. Если теперь учесть, что автопоезд сам имеет “размер” можно ответить на вопрос задачи.

Осуществление решения задачи

Определим скорость движения любой “точки” автопоезда (начальной и конечной)

Тогда расстояние равное 40м (т.е. мост) начало автопоезда проедет за

Но нужно учитывать, что конец автопоезда еще находится на мосту и ему нужно проехать расстояние равное

Опр еделим сколько времени будет двигаться конец автопоезда

Значит, все время движения автопоезда
20 + 10 = 30 ( c )

С моей точки зрения выполнить проверку решения нестандартной задачи достаточно трудно, но это можно сделать, если решить задачу другим способом. Это будет показано в анализе решения.

Исследование задачи. В данном случае этот этап решения не нужен.

Ответ : всего для проезда через мост автопоезду потребуется 30с.

Анализ решения
Мы свели решение этой задачи к решению арифметическим способом,

а можно ее решить путем рассуждений. То, что автопоезд длиной 20 м
проезжает мимо километрового столба за 10 с, означает, что этот автопоезд
проезжает 20 м за 10 с. Для того, чтобы начало автопоезда прошло путь от одного конца моста до другого, потребуется 20 с и еще 10 с, чтобы автопоезд
выехал с моста. Всего для проезда через мост автопоезду потребуется 30 с.

2.1.2 Формы краткой записи условия задачи

К развивающим задачам можно отнести стандартные задачи, поданные в нестандартной форме. Поэтому нужно научить детей разным формам краткой записи условия задачи.

Рассмотрим различные формы краткой записи на примере решения задачи на части (2, стр.81).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Задача.

Тип урока: открытие нового знания

Задачи: Образовательные: формировать представление задаче, о структуре задачи; формировать умение различать условие задачи, вопрос; правильно оформлять решение задачи.

Развивающие: способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитательные: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формирование УУД:

Регулятивные: умение опре-делять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последова-тельность действий на уроке; работать по коллективно со-ставленному плану; оцени-вать правильность выполне-ния действия на уровне адек-ватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вно-сить необходимые корректи-вы в действие после его за-вершения на основе его оцен-ки и учёта характера сделан-ных ошибок; высказывать своё предположение.

Познавательные: умение ориентировать-ся в своей системе зна-ний: отличать новое от уже известного с помо-щью учителя; добывать новые знания: нахо-дить ответы на вопро-сы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полу-ченную на уроке.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь дру-гих; совместно дого-вариваться о прави-лах поведения и об-щения в школе и следовать им.

Личностные: способность к са-мооценке на ос-нове критерия ус-пешности учеб-ной деятельности

Планируемые результаты:

Предметные: знать струк-туру текстовой задачи, знать правило оформления реше-ния задачи в тетради.

Уметь различать условие за-дачи, вопрос, правильно оформлять решение задачи.

Метапредметные: учиться понимать и принимать учебную задачу, осу-ществлять её решение под руковод-ством учителя; планировать дея-тельность на уроке; ориентировать-ся в учебнике и тетради; сравнивать группы предметов по разным при-знакам; анализировать свои дей-ствия и управлять ими; определять границы своего знания и незнания.

Личностные: проявлять инте-рес к математике; осваивать роль ученика на основе вы-полнения правил поведения на уроке; развивать навыки сотрудничества; проявлять за-интересованность в приобре-тении знаний; развивать мате-матически грамотную речь, умение высказывать свою точ-ку зрения; взаимодействовать с учителем и одноклассника-ми.

Основные понятия: задача, условие, вопрос, решение.

Ресурсы урока:

- дополнительные

Учебник математики (М.И.Моро), рабочая тетрадь.

Формы ОУД: фронтальная, индивидуальная, парная.

Межпредметные связи: обучение грамоте (гигиенические правила письма), физкультура (осанка).

Тип урока: открытие нового знания (технология системно – деятельностного подхода).

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обуч-ся:

Организует детей к проведению урока.

Громко прозвенел звонок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Ни минуты не теряем.

Проверяют готовность своего рабочего места к уроку, при-ветствуют друг друга. Прого-варивают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

Рефлексия деятельности.

Ребята, перед вами 2 прямоугольника: красный и синий. Если у вас хорошее настроение, покажите красный прямоугольник, если настроение у вас не очень хорошее, тогда покажите синий прямоугольник.

Актуализация знаний.

Анализирует знания учащихся.

1. Индивидуальная работа у доски:

Решить пример и посадить на него бабочку с нужным ответом.

2. Выполним прямой и обратный счёт.

3. -Назовите число, которое стоит перед цифрой 6,

соседей числа 5.

Вспомним состав числа 5 (ЭОР).

Записать цифру 5 в тетради.

Необходимо поймать рыбку с помощью удочки, на рыбке записан пример, который необходимо решить.

- Проверка у доски примеров с бабочками.

Воспроизводят и фиксируют знания, умения и навыки, не-обходимые для построения но-вого способа действий.

Мотивация к учебной деятельности.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутрен-ней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. Организует уточ-нение типа урока и называние шагов учебной деятельно-сти.

1. Знакомство с девизом урока.

(Открытию нового знания, изучению нового)

Проговаривают девиз урока. Проговаривают тип урока и называют шаги учебной дея-тельности.

Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Организует выполнение учащимися пробного учебного действия, фиксирование учащимися индивидуального затруднения.

1. Выбор из трёх текстов текст задачи, знакомство с составными частями задачи:

- Давайте прочитаем несколько текстов:

а) На поляне было 3 зайчика и 2 ёжика.

б) На поляне было 3 зайчика и 2 ёжика. Сколько всего зверей было на поляне?

в) Сколько всего зверей было на поляне?

б) На поляне было 3 зайчика и 2 ёжика. А вы любите животных?

- Какой из этих текстов является задачей?

- У вас получились разные варианты? Как думаете, почему у вас возникли затруднения?

(мы не знаем, что такое задача)

- Итак, какую цель поставим перед собой на уроке?

(узнать, что такое задача)

Выполняют пробное учебное действие; фиксируют индиви-дуальное затруднение, ставят перед собой цель.

Реализация построенного проекта.

Организует реализацию построенного проекта в соот-ветствии с планом. Организует подводящий диалог.

1. Знакомство с задачей и её составными частями.

- Итак, первый шаг:

- Чем отличается 2 текст от первого? (во 2 тексте есть вопрос)

- Вы можете на него ответить? (да)

- Значит, в задаче должен быть … (вопрос)

- Прочитайте 3 текст. Это задача? (Нет)

- Почему, ведь вопрос есть. (Нет данных)

- Значит в задаче, кроме вопроса должно быть… (условие) - Прочитайте текст 4 текст. Это задача? (Нет)

- Почему, ведь здесь есть условие, вопрос? (Вопрос не подходит к условию)

- Значит, в задаче вопрос связан с условием.

- Какой же текст можно назвать задачей? (второй)

- Итак, сделаем вывод, из чего состоит задача? ( условие, вопрос, связанный с условием). Прикрепляются таблички на доске: условие, вопрос.

2. Сопоставление частей задачи с ЭОР.

3. Оформление решения задачи. Запись ответа.

- Давайте решим нашу задачу.

- Что известно в задаче? Что необходимо найти? ( прикрепление таблиц)

-Как же узнать сколько всего зверей было на полянке? Это решение.

Запись решения на доске учеником.

- Итак, сколько же зверей на полянке? Это ответ задачи.

Под руководством учителя выполняют составленный план действий. Отвечают на вопросы учителя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок позволит учащимся закрепить навыки решения задач в одно действие на сложение и вычитание.

МБОУ НОШ № 23 г. Бикина

Тема урока: Решаем задачи.

Тип урока: Решение учебной задачи.

Цель урока: Закрепить навыки решения задач в 1 действие на сложение и вычитание.

Установление последовательных учебных действий для ответа на вопрос задачи (алгоритм решения задачи);

Выделять основные элементы задачи, решать по алгоритму, устанавливать соответствие между задачей и её решением;

Развивать умение анализировать свои действия, сравнивать, доказывать правильность выбора.

Воспитывать интерес к предмету.

Планируемые результаты:

Осознание себя как ученика;

Умение доказывать своё мнение, понимание возможности различных точек зрения;

Не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению.

Метапредметные

Определять проблему урока;

Планирование учебной деятельности, сверяясь с целью.

Умение наблюдать, сравнивать, анализировать;

Умение работать с учебными моделями;

Преобразование модели в речевые средства.

Умение точно выражать свои мысли;

Умение слушать, принимать чужую точку зрения.

Оборудование: учебник, тетрадь на печатной основе, слайдовая презентация, карточки с заданием, набор геометрических фигур.

наглядный, практический, проблемно-поисковый (проблемный вопрос),

методы стимулирования, метод формирования познавательного интереса, самоконтроля.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.

1.Организационный момент:

- Прозвенел для всех звонок

Начинаем наш урок.

2. Актуализация опорных знаний:

1) Самостоятельная работа

- Ребята, в начале урока я предлагаю вам поработать в парах. У вас на партах лежат карточки, переверните их. Что вы видите? (Даны примеры на сложение и вычитание).

Один ученик работает у доски. Взаимопроверка.


- Если вы решили примеры без ошибок, закрасьте солнышко. Если допустили хотя бы одну ошибку, закрасьте тучку.

2) Устный счет

- А теперь повторим устный счет – задачи в стихах. Но помните, что с места не выкрикиваем, показываем ответ на веере цифр.

В хоре семь кузнечиков

Вскоре пять кузнечиков

Сосчитай без лишних слов,

Сколько в хоре голосов?

В сад я к бабушке пошел

И копеечку нашел.

Что купил я? Шапку, кепку,

А в придачу тряпку, щепку,

Ложку, плошку, гайку, лейку –

Все купил я за копейку.

- Сколько всего вещей купил мальчик?

3. Введение в тему урока:

- Ребята, посмотрите на доску. Сегодня на урок к нам пришел Буратино. Буратино очень хочет учиться вместе с нами.

Давайте поможем узнать Буратино тему нашего сегодняшнего урока. А для этого решите примеры, которые записаны на доске и соотнесите ответ примера с буквой и составьте слово.

- Давайте сформулируем цель урока.

- Сегодня на уроке мы… (сегодня на уроке мы будем решать задачи)

- Вспомните, что называется условием задачи? (Условие – то, что мы знаем)

- Что такое вопрос задачи? (Вопрос- то, что неизвестно)

- Чтобы решить задачу, что мы должны составить (Схему)

-Что такое план? Зачем он нужен?


Постановка проблемного вопроса.

- А кто может ответить на вопрос: Как решить задачу? (Для этого прочитаем задачу, зададим вопрос, составим схему и решим ее)

4. Физкультминутка №1

Буратино шел, шел,

- Откройте учебник на стр. 68 найдите задание №1.

- Что известно в задаче? (На одном кусте 5 ягод, на другом – 4 ягоды) Это условие. Выложите 5 фишек и еще 4 фишки.

- Что надо узнать? (Сколько ягод на двух кустах) Это вопрос.

- Как решить задачу? (Пересчитать фишки, сосчитать ягоды на кустах)


(Учащиеся моделируют ситуацию на цветных фишках)

- Как запишем решение задачи? (Запись на доске: 5 + 4 = 9)

- Сформулируйте ответ задачи (9 ягод на двух кустах)

Выработка алгоритма решения задачи:

-слушаем (читаем)

-выбираем арифметическое действие

Стр. 68 задание № 2

– Что известно в задаче? Что требуется узнать? (Я знаю…..)

– Как решить задачу? (Положу столько фишек…Выберу действие…, потому что…)


(Учащиеся моделируют ситуацию на цветных фишках)

- Как запишем решение задачи? (Запись на доске: 6 – 3 = 3)

- Сформулируйте ответ задачи (3 ягоды еще не созрели)

6. Физкультминутка №2

7. Закрепление пройденного. Работа в печатной тетради:

Тетрадь с. 16 № 4

Для выполнения этого задания что нам понадобится? (Линейка) (Учащиеся измеряют отрезки. Отмечают самый короткий отрезок)

Тетрадь с.16 № 5

- Соедини линиями примеры с одинаковыми ответами.

8. Итог урока:

- На какой вопрос мы сегодня учились отвечать? (Как решить задачу?)

- Какой план составили? (слушаем, моделируем, выбираем арифметическое действие, ответ)

9. Рефлексия:

- Буратино в руках держит воздушные шарики.

Если у вас хорошее настроение, вы довольны своей работой на уроке, то прикрепите к голубому шарику голубые смайлики.

Если вы испытывали затруднения при выполнении математических вычислений, то прикрепите к желтому шарику желтые смайлики.

Если вы недовольны своей работой на уроке и у вас ничего не получилось, прикрепите к красному шарику красные смайлики.

- Посмотрите, ребята, Буратино очень рад, что встретился с вами. Домой он пойдет вот с такими замечательными воздушными шариками и новыми знаниями, как решать задачи.

Читайте также: