Закалка материалов 8 класс конспект
Обновлено: 05.07.2024
Цель урока: Формирование знаний учащихся о металлургическом производстве, классификации и термической обработке сталей.
- Формирование знания о металлургическом производстве, классификации и термической обработке сталей;
- Трудовое воспитание и профориентация школьников, воспитание технологической культуры;
- Развитие познавательного интереса школьников в области металлургической промышленности.
Методы: объяснительно-иллюстративный, диалогический, исследовательский.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: образцы сталей, таблицы по термообработке сталей, тиски, печь муфельная, образец из незакаленной стали, напильники.
Организация учебной деятельности.
Проверка количества учащихся;
- Где производят металл?
- Из чего производят металл?
- Назовите примеры металлургических предприятий города, страны?
- Какие виды продукции получают из металлов?
- Вспомните, какими свойствами обладают металлы?
Объявление темы и цели урока.
Изучение нового материала.
Новокузнецк- город металлургов.
Металлургические предприятия региона (ЗСМК, НКМК, Ферросплавный завод и др.) (см. Рисунок 1)
Новокузнецкий металлургический комбинат - крупнейший металлургический завод страны. 20 июня 1929г. начались земляные работы по устройству заводской площадки. 11 апреля 1930г. начали копать котлован под первую доменную печь и уже 3 апреля 1932 года был выпущен первый чугун, Кузнецкий металлургический завод вошел в строй действующих предприятий, а 19 сентября была выдана первая плавка стали. В годы второй мировой войны комбинат внес огромный вклад в победу над фашистскими захватчиками. Завод поставлял на фронт танки, снаряды, боеприпасы и многое другое. В настоящее время продукция металлургического комбината идет во многие города страны и зарубежные страны. Продукция комбината: листовой прокат, трубы, сортовой прокат, посуда, а так же рельсы, которые поставляются Российским железным дорогам и т.д. Многие улицы города носят имена людей принимавших активное участие в строительстве и развитии комбината: Филиппова, Кузнецова, Бардина, Белана, Казарновского и др.
Производство сталей. (см. Рисунок 2)
Виды сортового проката.
Рассмотрим некоторые виды сталей и продукцию, получаемую из них. (см. Рисунок 3)
Сталь - общая характеристика (сплав железа с углеродом).
Классификация сталей (углеродистая, легированные…).
Маркировка сталей (плакат с условными обозначениями некоторых видов сталей).
Продукция из разных видов сталей:
Углеродистая сталь – 0,4-2% углерода.
Конструкционная углеродистая сталь обыкновенного качества (Ст1,Ст2,Ст5…). Из нее изготавливают гайки, болты, листовой прокат и др.
Качественная конструкционная углеродистая сталь (05,08,10,20…). Из нее изготавливают зубчатые колеса, валы, оси и др.
Инструментальная углеродистая сталь (У10,У11,У12…): зубилы, ножницы по металлу, напильники.
Легированные стали (стали с добавлением других элементов во время плавки металла для изменения физических и механических свойств).
Легирующие добавки в сталях обозначают буквами: Х- хром, В- вольфрам, Н- никель, М- молибден и т.д. Например: 40ХН- 0,4% углерода и по 1% хрома и никеля.
Легированные стали применяют для изготовления рессор, пружин, фрез, плашек, метчиков, сверл и т.д.
Познакомимся с термической обработкой сталей и ее видами:
Термическая обработка сталей (термообработка) - она необходима для изменения свойств металлов с помощью теплового воздействия.
Закалка. Металл нагревают до определенной температуры (например, до 750 градусов), выдерживают, а за тем быстро охлаждают в воде, масле или водных растворах солей. Закалка повышает твердость и прочность стали, но вместе с тем и хрупкость.
Цвета каления при закалке заготовок:
Цвета каления | Температура, 0 С | Цвета каления | Температура, 0 С |
Темно-коричневый | 530-580 | Красный | 830-900 |
Коричнево-красный | 580-560 | Светло-красный | 900-1050 |
Темно-вишневый | 650-720 | Желтый | 1050-1150 |
Вишневый | 720-780 | Светло-желтый | 1150-1250 |
Светло-вишневый | 780-830 | Белый | 1250-1300 |
Отпуск. Служит для уменьшения хрупкости стали после закалки. Отпуск представляет собой нагрев остывшей закаленной стали до определенной температуры (например, до 400-500 градусов) с последующим охлаждением в воде или на воздухе. Отпуск повышает пластичность стали.
Отжиг. Служит для снижения твердости стали. Заготовку нагревают до определенной температуры, выдерживают и медленно охлаждают (часто вместе с печью).
На предприятиях термообработку материалов выполняют рабочие- термисты.
Проводить перечисленные виды термообработки можно в школьной мастерской, пользуясь муфельными печами небольшого размера.
- Закрепите в тисках образец из незакаленной стали и проведите по ней несколько раз напильником. Сделайте вывод об обрабатываемости незакаленной стали.
- Поместите образец в муфельную печь, нагретую до 800 градусов, и выдержите15-20 минут
- Опустите образец в воду или масло.
- Закрепите в тисках образец из закаленной стали и попытайтесь обработать его напильником. Сделайте вывод об обрабатываемости закаленной стали.
- Поместите образец в муфельную печь, нагретую до 400-500 градусов, и выдержите 15-20 минут, после чего охладите его в воде или на воздухе.
- Опилите образец в тисках и сделайте вывод о его обрабатываемости после отпуска.
Внимание: пункты 2, 3, 5 выполняет учитель!
- Сколько углерода содержится в углеродистой стали?
- Чем отличаются углеродистые стали от легированных?
- Зачем нужна термическая обработка сталей?
- Какую продукцию выпускают металлургические предприятия?
- Как маркируются стали?
Подведение итогов урока.
Анализ выполнения практической работы, уборка рабочих мест, выставление оценок.
Подготовить доклады о металлургических предприятиях города, страны: (ЗСМК, Ферросплавный завод, Алюминиевый завод).
Основные понятия
Самородные металлы существуют в чистом виде.
Руда — природное минеральное образование с таким содержанием металлов и полезных минералов, которое обеспечивает экономическую целесообразность их извлечения.
Литьё — технологический процесс изготовления отливок, заключающийся в заполнении литейной формы расплавленным материалом и дальнейшей обработке полученных после затвердения предметов.
Изложница — это форма для отливки металла для получения слитка.
Кокиль — разборная закрытая металлическая литейная форма
Модельщик — мастер по изготовлению моделей для отливок.
Пайка — технология получения неразъёмного соединения металлических заготовок с помощью расплавленного металла, имеющего более низкую температуру плавления, чем соединяемые заготовки.
Флюс — специальное вещество, которое очищает соединяемые поверхности от окислов, обеспечивает лучшее смачивание расплавленным припоем соединяемых деталей.
Сварка — получение неразъёмных соединений при плавлении материалов в месте контакта.
Закалка — термическая обработка некоторых материалов (металлов, сплавов и стекла), заключающаяся в их нагреве и последующем быстром охлаждении с целью увеличения твёрдости материала.
Отпуск — повторный нагрев материала и его последующее медленное охлаждение с целью снижения хрупкости и увеличения пластичности и
вязкости закаляемого материала.
Литература:
Технология. 8—9 классы : учеб. для общеобразоват. организаций / [В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семенова и др.] ; под ред. В. М. Казакевича. — М. : Просвещение, 2017.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Термическая обработка металлов и сплавов
Тема: Термическая обработка металлов и сплавов
1. Ознакомить учащихся с видами термической обработки сталей
2. Воспитывать у учащихся бережное отношение к материалам и инструментам.
3. Способствовать развитию логического мышления.
4.Воспитывать интерес и уважение к технологии.
Тип урока: урок новых знаний.
Новые термины: закалка, отпуск, отжиг .
Оборудование: Учебник, рабочая тетрадь. Наглядные пособия. Мультимедийный проектор.
Изучение нового материала.
Закрепление нового материала
Организационная структура урока
Мотивирует учащихся на работу: приветствует учащихся, создает доброжелательную, рабочую атмосферу в классе.
Приветствуют учителя, настраиваются на урок, проверяют готовность своего рабочего места
Актуализация знаний (5 мин.)
Формулирование темы урока. Организует работу учащихся.
Сталь занимает особое место среди металлов и сплавов. Она служит материалом для практически всех отраслей техники и производства.
Каким образом обрабатывают сталь?
Проявление интереса к материалу изучения сталей.
Формулируют цели и задачи.
Изучение нового материала (17 мин.)
Познакомимся с термической обработкой сталей и ее видами:
Термическая обработка сталей (термообработка) - она необходима для изменения свойств металлов с помощью теплового воздействия.
Виды термообработки:
Закалка. Металл нагревают до определенной температуры (например, до 750 градусов), выдерживают, а за тем быстро охлаждают в воде, масле или водных растворах солей. Закалка повышает твердость и прочность стали, но вместе с тем и хрупкость .
Отпуск. Служит для уменьшения хрупкости стали после закалки. Отпуск представляет собой нагрев остывшей закаленной стали до определенной температуры (например, до 400-500 градусов) с последующим охлаждением в воде или на воздухе. Отпуск повышает пластичность стали.
Отжиг. Служит для снижения твердости стали. Заготовку нагревают до определенной температуры, выдерживают и медленно охлаждают (часто вместе с печью).
На предприятиях термообработку материалов выполняют рабочие - термисты.
Проводить перечисленные виды термообработки можно в школьной мастерской, пользуясь муфельными печами небольшого размера.
Ученики слушают учителя и записывают в своих тетрадях основные определения.
Закрепление нового материала (12 мин.)
Ученики выполняют практическую работу (пункты 2,3,5 выполняет учитель)
После выполнения практической работы ученики делают вывод.
Подведение итогов (1 мин.)
Домашнее задание – § 12
Записывают в дневник домашнее задание.
Как вы чувствовали себя на уроке?
С каким настроением вы работали?
Достигли ли цели?
Что нового мы узнали?
Познавательные - анализируют, контролируют и оценивают результат.
Коммуникативные - рефлексия своих действий.
Регулятивные- осуществляют пошаговый контроль по результату
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Оборудование : интерактивная доска, образцы сталей, таблицы по термообработке сталей .
5. Как классифицируются стали ? - ответ на данный вопрос учащиеся дают, пользуясь
интерактивной доской (фрагмент № 1 ) : напротив стрелочек написать виды сталей, а
Термическая обработка стали – это совокупность операций нагрева, выдержки и
охлаждения твёрдых металлических сплавов с целью придания им определённых свойств за
Цель термообработки – это придание сплавам таких свойств, которые требу ются
в процессе эксплуатации этих изделий. Есть упрочнение металла (наприме р: коленчатый вал в
двигателе автомобиля – к нему предъявляется повышенная прочность при эк сплуа тации). Но
есть и такие технологические процессы , в которых термообработка не является конечной
операцией , а промежуточной и её цель – сни жение твёрдости стали, сплава для после дующей
обработки . Процесс термообработки состоит из нагревания до каких то определённых
температур, выдержки детали, заготовки при этих те мпературах и последующем
охлаждении с определённой скоростью. Термообработке подвергают заготовки (кованные,
штампованные и т.д.), детали машин и различный инстр ум ент. Для заготовок термообработка
заключается в снижении твердости, у лучшении их стр у ктуры, а для деталей – это придание им
определённых свойств (твердости, прочности, износостойкости). Улучшение ме ханических
качеств даёт возможности использовать сплавы более простых составов, расширить область их
применения. Термообработкой можно повысить доп у скаемые напряжения, уменьшить массу
деталей и механизмов, а также существенно повысить их надёжность и долговечность, что
очень важно в машиностроении. Например, у прочнению термообработко й подвергаются до
10% общей выплавки в стране, а в машиностроении до 40%. В термообработке есть следу ющие
виды этого процесса: отжиг, закалка, отпуск, а также есть химико - термическая и
Так как основными факторами любого вида термообработки является температура и время,
то режим термообработки обычно представляется графиком в координатах t – время ,
Угол наклона характеризует скорость нагрева или охлаждения. Постоянная скорость нагрева
или охлаждения изображается на графике прямой линией с определенным углом наклона. В
результате термообработки в сплавах происходят структурные изменения. После
термообработки металлические сплавы могут находиться в равновесном (стабильном) и
(данное объяснение сопровождается демонстрирование м на интерактивной доске слайда с
графиком нагрева, выдержки и охлаждения металла) - ( фрагмент № 2)
- Отжиг - служит для снятия напряженного состояния после х олодной деформации,
повышения пластичности . Заготовк у нагревают до определенной температуры, выдерживают и
медленно охлаждают (часто вместе с печью). (Пояснить отжиг без фазовых превращений и
- нормализация – отличается от отжига тем, что охлаждение происходит на воздухе. Стру ктура
стали получается более мелкозернистая, поэтому механические свойства – твердость и
- Закалка - металл нагревают до определенной температуры (например, до 750 градус ов ),
выдерживают, а за тем быстро охлаждают в воде, масле или водных рас творах солей. Закалка
повышает твердость и прочность стали, но вместе с тем повышается и хр у пкость.
- Отпуск - служит для уменьшения хру пкости стали после закалки. Отпуск представляет
собой нагрев остывшей закаленной стали до определенной температуры (например, до 400 -500
градусов) с последу ющим ох лаждением в воде или на возду хе. Отп уск повышает пластичность
стали и снимает внутренние напряжения (виды отпуска: низкий, средний, высокий. Низкому
отпуску подвергают режу щий и из мерительный инстру мент ).
На доске демонстрируется изображение названий основных операций термообраб отки,
температурные режимы, способы охлаждения и назначение. Учащиеся должны правильно
Формирование знаний учащихся о металлургическом производстве, классификации и термической обработке сталей.
Цель урока: Формирование знаний учащихся о металлургическом производстве, классификации и термической обработке сталей.
Задачи урока:
1.Формирование знания о металлургическом производстве, классификации и термической обработке сталей;
2.Трудовое воспитание и профориентация школьников, воспитание технологической культуры;
3.Развитие познавательного интереса школьников в области металлургической промышленности.
Методы: объяснительно-иллюстративный, диалогический, исследовательский.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: образцы сталей, таблицы по термообработке сталей, тиски, образец из незакаленной стали, напильники, муфельная печь.
Организация учебной деятельности.
Проверка количества учащихся;
Выяснить знания учащихся в области металлургической промышленности:
Где производят металл?
Из чего производят металл?
Назовите примеры металлургических предприятий города, страны?
Какие виды продукции получают из металлов?
Вспомните, какими свойствами обладают металлы?
Объявление темы и цели урока.
Изучение нового материала.
Виды сортового проката.
Рассмотрим некоторые виды сталей и продукцию, получаемую из них.
Сталь - общая характеристика (сплав железа с углеродом).
Классификация сталей (углеродистая, легированные…).
Маркировка сталей (плакат с условными обозначениями некоторых видов сталей).
Продукция из разных видов сталей:
Углеродистая сталь – 0,4-2% углерода.
Конструкционная углеродистая сталь обыкновенного качества (Ст1,Ст2,Ст5…). Из нее изготавливают гайки, болты, листовой прокат и др.
Качественная конструкционная углеродистая сталь (05,08,10,20…). Из нее изготавливают зубчатые колеса, валы, оси и др.
Инструментальная углеродистая сталь (У10,У11,У12…): зубилы, ножницы по металлу, напильники.
Легированные стали (стали с добавлением других элементов во время плавки металла для изменения физических и механических свойств).
Легирующие добавки в сталях обозначают буквами: Х- хром, В- вольфрам, Н- никель, М- молибден и т.д. Например: 40ХН- 0,4% углерода и по 1% хрома и никеля.
Легированные стали применяют для изготовления рессор, пружин, фрез, плашек, метчиков, сверл и т.д.
Познакомимся с термической обработкой сталей и ее видами:
Термическая обработка сталей (термообработка) - она необходима для изменения свойств металлов с помощью теплового воздействия.
Закалка. Металл нагревают до определенной температуры (например, до 750 градусов), выдерживают, а за тем быстро охлаждают в воде, масле или водных растворах солей. Закалка повышает твердость и прочность стали, но вместе с тем и хрупкость.
Читайте также: