Конспект урока по математике 4 класс деление с остатком и деление нацело
Обновлено: 04.07.2024
1. Развивать умения и способности учащихся работать самостоятельно с текстом учебника..
3. Расширять кругозор, повышать эрудицию; развивать интерес к книге- источнику знаний.
1. Формировать толерантность в отношениях учащихся при работе в парах , умение распределять роли в общем деле и оценивать собственный результат.
- Ребята, на каждом уроке мы стараемся сделать для себя открытие, получить новые знания. Сегодняшний урок не исключение. На уроке постараемся расширить свои математические знания.
В пути нам помогут знания, смекалка, хорошее настроение.
- Запишите число, которое содержит 6 тыс. единиц.
- Какое число записали?
- Какие разряды есть в этом числе? Назовите их.
- Сколько в этом числе содержится единиц? Сколько десятков? Сотен? Тысяч?
-Уменьшите это число на 20, запишите результат.
- Какое число получили? Представьте его в виде суммы разрядных слагаемых.
2. Задача на логику
При встрече Игорь, Олег, Руслан пожали друг другу руки. Подсчитайте число всех рукопожатий.
Работа по учебнику.
Учащиеся читают диалог Миши и Маши и знакомятся с делением с остатком.
– Объясните, что обозначает каждое число в записи деления с остатком. 15 : 6 = 2 (ост. 3).
– Почему в результате деления получилось число 2?
– Какое число получится, если полученный результат умножить на делитель? 6 · 2 = 12.
– Как вычислить остаток? 15 – 12 = 3 (ост.).
Задание 149. Прочитайте задачу. Запишите решение этой задачи в виде одного выражения. 3 · 4 + 2 = 14 (с.) – было.
– Разделите с остатком число 14 на число 4. 14 : 4 = 3 (ост. 2).
Выполните деление с остатком, используя для этого соответствующие табличные случаи деления.
24 : 6 = 4 27 : 3 = 9
27 : 6 = 4 (ост. 3) 29 : 3 = 9 (ост. 2)
32 : 8 = 4 81 : 9 = 9
39 : 8 = 4 (ост. 7) 85 : 9 = 9 (ост. 4)
– Чем похожи записи деления в каждой паре? (Одинаковое значение частного.)
– Чем отличаются записи деления в каждой паре? (Деление с остатком и деление без остатка.)
– Какое число нужно вычесть из делимого при делении с остатком, чтобы получить делимое соответствующего табличного случая деления?
– Будет ли найденное число совпадать с остатком? (Будет.)
Почему с помощью табличного случая деления 42 : 7 = 6 можно разделить с остатком число 45 на число 7?
– Выполните деление с остатком. 45 : 7 = 6 (ост. 3).
– Почему выбранный табличный случай деления можно получить, выполнив действие в скобках в следующем выражении? Вычислите его значение. (45 – 3 ) : 7 = 42 : 7 = 6 .
– В полученном равенстве подчеркните соответственно одной и двумя чертами числа, которые получаются в результате деления с остатком числа 45 на число 7.
– Всегда ли аналогичным образом можно получить по результатам деления с остатком соответствующий случай деления нацело? (Всегда.)
Для того чтобы разделить с остатком число 67 на число 9, выберите сначала разность, значение которой можно разделить на 9 нацело. 67 – 4.
– Вычислите значение выражения: (67 – 4) : 9 = 63 : 9 = 7
– Какие числа получаются при делении числа 67 на число 9? (Числа 7 и 4.)
– Выберите верную запись деления 67 : 9. 67 : 9 = 7 (ост. 4).
Можно ли разделить число 76 на число 9 нацело? (Нельзя.)
– Перебирая числа в порядке убывания, начиная с числа 75, найдите первое число, которое можно разделить на 9 без остатка. (Число 72.)
– Выполните это деление. 72 : 9 = 8.
– Какие числа получатся в результате деления с остатком числа 76 на число 9? (Числа 8 и 4.) (76 – 4) : 9 = 8.
– Сделайте полную запись деления с остатком числа 76 на число 9. 76 : 9 = 8 (ост. 4).
Самостоятельная работа. (на листочках)
Впиши пропущенные числа.
18 : 5 =___ (ост. 3) 20 : 3 = 6 (ост. __ ) ___ : 3 = 7 (ост. 3)
34 : 4 = ___(ост.2) 32 : 7 = 4 (ост. __ ) 77 : __= 8 (ост.5)
Итог урока. Рефлексия .
( на доске плакат со словами, дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока).
1.Урок полезен, всё понятно.
2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
3.Ещё придётся потрудиться.
4.Да, трудно всё-таки учиться!
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Урок математики
Цель: способствовать овладению способом деления с остатком.
Задачи урока:
обучающие: ознакомить с действием деления с остатком;
развивающие: развивать вычислительные умения по выполнению действия деления с остатком в множестве целых натуральных чисел; умения давать пояснения по предложенному плану.
воспитательные : воспитывать критичность мышления.
I . Организационный момент
Проверка готовности обучающихся к уроку.
II . Актуализация знаний.
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Семья Ивановых ждёт гостей. Миша решил заранее продумать, как угостить друзей и разделить между ними конфеты, которые лежат в вазочке.
-Какое математическое действие должен хорошо знать и выполнять Миша Иванов, чтобы никого не обидеть? (Действие деление, хорошо знать табличные случаи умножения)
- А где вам может пригодиться знание табличных случаев умножения? (Дети приводят примеры, у учеников возникает внутренняя потребность включения в учебную деятельность )
2. Актуализация и пробное учебное действие.
1) Я называю значение произведения, а вы должны назвать соответствующие множители: 12, 6, 36, 56, 45, 54.
Назовите значения частных: 81и 9; 72 и 8; 27 и 3; 28 и 4.
2) На доске записаны числа: 12, 5, 2; 14, 7, 2; 24, 3, 8;
6, 3, 18; 7, 5, 35; 8, 7, 56;
4, 24, 6; 8, 32, 4; 7, 21, 3.
Задание: Найдите закономерность и составьте верные числовые равенства со знаком деления. Запишите в тетрадь.
Выполняется фронтальная проверка.
- Вы все справились с заданием. Кому было легко выполнять это задание? Как вы думаете, почему ни у кого из вас не возникли затруднения при выполнении этого задания? (Потому, что мы умеем составлять и находить значение таких числовых выражений)
3) - А как вы думаете, сможете ли вы самостоятельно найти значение выражений, записанных на доске? (Да, мы сможем) (Мотивирование учащихся к пробному учебному действию)
Запись на доске: 28: 4= 64:8= 12:4=
29:4= 65:8= 13:4=
4) - Кто справился с заданием и решил все примеры? (Дети не поднимают руки)
- Кто выполнил не всё задание ? (Б о льшая часть детей поднимают руки)
- Какие выражения не решили? (Нижнюю строку)
- Почему вы не справились с заданием? (В таблице нет таких случаев; мы не умеем решать такие примеры) (фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия)
3. Выявление места и причины затруднения.
- Что нужно, чтобы решить эти примеры? ( Необходимо узнать новый способ, с помощью которого можно будет вычислять значение таких числовых выражений)
( Учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи).
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего
Задание № 148 (У-1, с. 51)
• Записываем на доске равенство, показывающее действие деления с остатком, выполненное Мишей и Машей: 15 : 6 = 2 (ост. 3).
• Просим объяснить, что означает каждое число в записи деления с остатком.
• Предлагаем прочитать словарную статью ОСТАТОК (У-1, с. 117–118).
• На примере 15 : 6 = 2 (ост. 3) объясняем учащимся каждое положение этого определения:
1. Остаток — это число, которое получается в результате деления с остатком и показывает, какое минимальное число нужно вычесть из делимого, чтобы полученное число делилось нацело на данный делитель, то есть если число 3 вычесть из делимого 15, получим число 12, которое делится на делитель 6 нацело.
2. Остаток показывает, на сколько делимое больше того ближайшего к нему числа, которое делится на делитель нацело, то есть делимое 15 на 3 больше, чем число 12 — ближайшее число к 15, которое делится на делитель 6 нацело.
• Просим учеников еще раз прочитать правило на голубой плашке: действие деления без остатка называют делением нацело.
• Предлагаем ученикам привести примеры деления нацело и деления с остатком.
Ответы записываем на доске: примеры деления нацело — 24 : 6, 45 : 9 и др.; примеры деления с остатком — 45 : 8, 23 : 6 и др.
3. Выявление места и причины затруднения.
Учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи.
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. (4 мин)
На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.
5. Реализация построенного проекта. (8 мин)
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. (5 мин)
На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Приведенная структура урока, сохраняя общие закономерности включения в учебную деятельность, может видоизменятся в зависимости от возрастного этапа обучения и типа урока.
2. Систематизировать знания обучающихся делении нацело.
3.Развивать мыслительные операции моделирования в единстве с
другими логическими УУД (анализом, синтезом, обобщением);
4. Совершенствовать вычислительные навыки;
5. Совершенствовать умения решать текстовые задачи;
6. Работать над формированием УУД.
Конспект урока математики в 4 классе.
Этапы урока; задачи деятельности обучающихся
1.Актуализация целей
Задание на -известный материал
Задание на -новый материал
Побуждение к -осознанию
2.Целеполагание-
3.Побуждение к проверке гипотезы.
Формирование первоначальных умений на основе контроля.
1.Мы с вами умеем учиться и трудиться, всё, что узнаем запомним и будем применять. Начинаем работать.
1. Выбрать числа, которые делятся на 2(1 2 3 4 5 6 7 8 9 10,11,12,13,14,11,13 детей()ыкоторые делятся на 3, 4, 5, 6 и тд.
омстве с делением на цело и с остатком посредстом,15,16,17,18,19,.20,21,22, ….28 29 30)
2.Выбрать числа которые делятся на 3, 4, 5, 6 и тд.
3.Какие числа не были выбраны?
4.Почему они не были вами выбраны?
Что у вас вызвало затруднение при делении чисел 7,11 и т.д.
Какая сегодня тема урока?
Чем эти случаи деления не похожи на предыдущие?
- Работа с раздаточным материалом(7 предметов разделить в паре)
Может существует способ деления? Давайте откроем его.
Продолжить работу с наглядным материалом
1.по одному предмету разложили.
Работа с учебником.
Как эту проблему решали Миша и Маша.
- Упр.№150 стр.152.
- Упр.151,стр 153.
- Работа в тетрадях на печатанной основе №67,стр 42.
Образец на доске.
Оценивание по волшебной линейке, выполнениеупр.№67,стр 42.
Тетрадь для самостоятельной работы, стр. 42 №68
-Дети называют числа.
-такие числа не делятся на 2,4,3,5.
-не случай табличного деления, или не учились вычислять такие случаи.
-Изучить другие случаи деления.
-объяснение, что обозначает каждое число.
-самостоятельная работа, чтение в учебнике. Выводы.
Выделить табличные случаи деления и деления с остатком. по образцу.скеоверка. основей ий на основе контроляаких примеровИндивидуальная проверка по образцу.
Обору дование: презентаци я, кар то чки, проекты детей, дольки а пельсина, апельсин..
- Доброе утро! С его дня у нас на урок е гости. Давайте их поприветству ем. У рок
ма тема тики. Проверь те свою г отовность к уроку . С его дня мы б у дем изу чать нов у ю т ему .
3. У стные упражнения, самоопределение детей к деятельности на урок е.
У до ски поработают 2 челове ка(получаю т карто чки с заданиями)
2) . - Число 21 дв узна чное. Чем у равна су мма цифр в числе 21? (3)
- со ставь те все возмо жные трёхзн а чные числа, с умм а цифр в к оторых ра вна 3.
- Про читайте в порядке возрастания. (102, 1 1 1, 120, 201, 210, 300)
- Проверяем. К ак выполнили задания реб ят а у доски . Маль чики проверяю т у ……, а
3) Посвятим наш урок ещё о дно му фрук ту , о к отором вы решили выполнить
исследов а тельскую работу . Загадку я нашла в ва ших проектах:
- Высота а пельсин овог о дерева мо жет достига т ь 12 метров. Высота каждог о этажа в
многоэтажном доме 3 метра. С домо м во ск ольк о эт ажей мо жно сравнить апельсинов о е
- Живет дерев о ок оло 100 лет . Ск ольк о это век ов?
- А в Испании есть апельсиновое дерево, возрас т к оторог о 5 век ов. Ск ольк о это лет?
- Апельсиновое дерево - ве чнозеленое растение. 1 кру пный апельсин весит 200г . Ск ол ьк о
- В А б хазии был выращен апельсин мас сой 800г . Чт о я узнаю, если 800:200? 800 - 200?
Пло доно сит круг лый го д. У рожай собираю т 3 раза. С о дного дерева можно собра ть 3
тысячи пло дов. Ск ольк о это килограммов, если в о дном кг 5 апельси нов?
- 1кг стоит 40 ру блей. Ск оль к о сто ят все апельсины? (40·600=24000 ру б)
Читайте также: