Содержание и структура курса общей биологии 10 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Предлагаемое расширенное планирование по биологии (10-й класс) выполнено из расчета 136 ч (4 ч в неделю) учебного времени, выделяемого на изучение данного предмета в год, и включает 6 разделов, которые содержат планы 124 уроков.

Пособие является результатом многолетней практики преподавания автором биологии в классах с углубленным изучением биологических дисциплин, но оно может быть использовано учителями при подготовке уроков не только в профильных, но и в общеобразовательных классах.

Приводимое планирование предполагает изучение общебиологических закономерностей по уровням организации живой природы. Каждый урок содержит разнообразные материалы, которые учитель может использовать по своему усмотрению, исходя из подготовки класса, имеющегося времени и других факторов. В то же время следует подчеркнуть, что автор не претендует на исчерпывающее освещение тем, рассматриваемых в пособии. Данное пособие не заменяет учебник биологии и содержит лишь тезисы лекций, карточки, задания для текущей и итоговой проверки знаний десятиклассников. Автор старался не перегружать пособие излишним количеством вопросов, обращенных по ходу лекций к учащимся, и рисунками, которые есть в учебниках. В то же время к каждой проверочной работе дается подробная инструкция, а ответы на письменные задания содержатся в текстах соответствующих урочных планов.

РАДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ ВОБЩУЮ БИОЛОГИЮ (2 ч)

Урок 1. Предмет и задачи общей биологии

Оборудование: портреты ученых, внесших большой вклад в развитие биологии.

I. Изучение нового материала

1. Многообразие органического мира и комплекс биологических наук

Раскрытие общих свойств живых организмов и объяснение причин их многообразия, выявление связей между их строением и условиями окружающей среды относятся к основным задачам биологии. Важное место в этой науке занимают вопросы возникновения жизни на Земле и законы ее развития.

Для живой природы характерно необычайное разнообразие форм. В настоящее время обнаружено и описано примерно 500 тыс. видов растений, более 1,5 млн видов животных, сотни тысяч видов грибов, более 3 тыс. видов разнообразных бактерий и 1 тыс. вирусов. Число еще не описанных видов оценивается в 1–2 млн. Все это многообразие организмов изучается комплексом биологических дисциплин.

Современную биологию, изучающую живую природу как особую форму движения материи, можно разделить на отдельные дисциплины. Подходы к этому делению могут быть разнообразными. Рассмотрим лишь некоторые из них.

По объектам исследования

Вирусология, занимающаяся изучением вирусов; микробиология, изучающая царство бактерий и микроскопические грибы; ботаника, исследующая строение и жизнедеятельность представителей царства растений; зоология, предметом изучения которой являются животные; микология, занимающаяся изучением грибов; и др.

В соответствии с уровнем организации

Молекулярная биология; цитология – учение о клетке; гистология – учение о тканях; и др.

Агробиология, биология охраны природы, инженерная биология и др.

2. Предмет и задачи общей биологии

Из сказанного выше можно сделать вывод, что биологические науки, изучающие жизнь во всех ее проявлениях, весьма разнообразны. Среди них выделяются науки, изучающие общие свойства живых организмов: закономерности наследования признаков (генетика), пути превращения органических молекул (биохимия), взаимоотношения организмов со средой обитания (экология) и др.

Основы этих наук составляют курс общей биологии, который будет изучаться нами на протяжении 10–11-х классов. Общая биология, таким образом, изучает общие закономерности, присущие всему живому.

3. Методы биологических исследований

Живые биологические системы очень сложны, поэтому формы, методы и способы их исследования довольно разнообразны. Метод (греч. методос – путь к чему-либо) – это способ достижения цели. Опишем основные методы биологических исследований.

2. Эксперимент – более активная форма изучения объекта или явления. В искусственно созданных условиях изучается ответ определенного объекта на изменение какого-либо одного или нескольких внешних факторов.

3. Сравнительный метод получил широкое распространение еще в XVIII в. Он заключается в сопоставлении организмов и их частей. Именно принципы сравнения в свое время легли в основу систематики, клеточной теории. Применение сравнительного метода в анатомии, палеонтологии, эмбриологии и других науках способствовало утверждению эволюционных представлений в биологии.

4. Исторический метод выясняет закономерности появления и развития организмов, становления их структуры и функций в ходе геологической истории Земли.

5. Метод моделирования предполагает изучение какого-либо процесса или явления через воспроизведение его самого или его существенных свойств в виде модели. Образную модель можно представить в виде знаковой, т.е. математической, модели. В последнем случае эксперимент сводится к определенным математическим расчетам, как правило, с использованием компьютера. Моделирование дает возможность прогнозировать последствия природных и техногенных катастроф, направления смены экологических систем, объемы выращиваемой сельскохозяйственной продукции и др.

4. Значение биологии

Познание законов функционирования живых организмов позволяет не только составить точную картину мира, но и использовать их для практических целей. Назовем основные области практического применения биологических знаний:

в сельском хозяйстве – выведение новых пород домашних животных и сортов культурных растений, создание биологических методов борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур и др.;

в фармакологии – использование различных биологических объектов и веществ, ими синтезируемых, в качестве лекарственных препаратов и др.;

в пищевой промышленности – выращивание используемых в пищу организмов из одной клетки, создание различных биодобавок и др.;

в медицине, психологии и социологии – биология является научной теоретической базой;

в деле охраны природы – все связи человечества с окружающей средой должны строиться на основе знания законов функционирования экологических систем и биосферы в целом.

Мы перечислили далеко не все возможные области применения биологических знаний на практике. Очевидно, что в дальнейшем практическое значение биологии еще больше возрастет.

II. Закрепление знаний

Обобщающая беседа по ходу изучения нового материала

III. Домашнее задание

1. Изучить соответствующие параграфы учебника (предмет и задачи общей биологии, методы биологических исследований, практическое значение биологии).

2. Устно дать определение следующим биологическим наукам: ботаника, зоология, микробиология, микология, вирусология, альгология, энтомология, орнитология, териология, морфология, анатомия, физиология, палеонтология, эмбриология, биогеография, генетика, селекция, биохимия, экология, систематика, гистология, цитология, эволюционное учение.

Урок 2. Биологические системы и их свойства. Уровни организации живой природы

Оборудование: таблицы по биологии, иллюстрирующие различные уровни организации живой природы.

I. Проверка знаний

Работа по карточкам

Карточка 1. Ботаника – растения; зоология – животные; анатомия – строение организма; физиология – функции организма; бактериология – бактерии; вирусология – вирусы; молекулярная биология – клеточные функции; биохимия – химия организмов.

Приведенный перечень биологических дисциплин расположен в определенном порядке. Чем вы могли бы объяснить такую последовательность?

Карточка 2. Предложите план эксперимента, выясняющего значимость ядра для существования клетки, исходя из следующих вводных данных: в течение 25 дней вы можете наблюдать 150 клеток, лишенных ядра, и 150 клеток с ядром.

Карточка 4. Проверьте себя: сможете ли вы найти в гербарии среди травянистых растений лекарственные – подорожник большой, мать-и-мачеху, ромашку аптечную?

Карточка 6. В настоящее время промышленным путем можно получить значительное количество биологически активных веществ. Приведите конкретные примеры.

Устная проверка знаний по вопросам

1. Многообразие органического мира и комплекс биологических наук.

2. Предмет и задачи общей биологии.

3. Методы биологических исследований и их характеристика.

4. Практическое значение биологии.

Терминологический диктант

(Учитель по вариантам диктует термины, а учащиеся дают им в тетрадях определение.)

Биология; эмбриология; микология; энтомология; физиология; систематика; гистология; зоология; териология; морфология; селекция; эволюционное учение.

Цитология; ботаника; биохимия; орнитология; микробиология; экология; вирусология; альгология; биогеография; анатомия; палеонтология; генетика.

II. Изучение нового материала

1. Понятие биологической системы

Биологические системы – это объекты различной сложности, имеющие несколько уровней структурно-функциональной организации и представляющие собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.

Примерами биологических систем являются: клетка, ткани, органы, организмы, популяции, виды, биоценозы, экосистемы разных рангов и биосфера.

Элементарной биологической системой, т.е. системой самого низшего ранга, является клетка, т.к. нет систем еще более низкого ранга, которые бы обладали всей совокупностью признаков, присущих биологическим системам.

Рассмотрим признаки биологических систем, т.е. те критерии, по которым живое отличается от объектов неживой природы.

2. Критерии биологических систем

Каковы признаки, отличающие биологические системы от объектов неживой природы, и основные характеристики процессов жизнедеятельности, выделяющие живое вещество в особую форму существования материи?

1. Единство химического состава. В состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в объекты неживой природы. Однако соотношение различных элементов в живом и неживом неодинаково. В неживой природе самыми распространенными элементами являются кремний, железо, магний, алюминий, кислород. В живых же организмах 98% элементарного (атомного) состава приходится на долю всего четырех элементов: углерода, кислорода, азота и водорода.

2. Обмен веществ. К обмену веществ с окружающей средой способны все живые организмы. Они поглощают из среды элементы питания и выделяют продукты жизнедеятельности. В неживой природе также существует обмен веществами, однако при небиологическом круговороте они просто переносятся с одного места на другое или меняют свое агрегатное состояние: например, смыв почвы, превращение воды в пар или лед и др. У живых же организмов обмен веществ имеет качественно иной уровень. В круговороте органических веществ самыми существенными являются процессы синтеза и распада (ассимиляция и диссимиляция), в результате которых сложные вещества распадаются на более простые и выделяется энергия, необходимая для реакций синтеза новых сложных веществ.
Обмен веществ обеспечивает относительное постоянство химического состава всех частей организма и как следствие – постоянство их функционирования в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды.

3. Самовоспроизведение (репродукция, размножение) – свойство организмов воспроизводить себе подобных. Процесс самовоспроизведения осуществляется практически на всех уровнях жизни. Существование каждой отдельно взятой биологической системы ограничено во времени, поэтому поддержание жизни связано с самовоспроизведением. В основе самовоспроизведения лежит образование новых молекул и структур, обусловленное информацией, заложенной в нуклеиновой кислоте – ДНК, которая находится в родительских клетках.

4. Наследственность – способность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение. Наследственность обеспечивается стабильностью ДНК и воспроизведением ее химического строения с высокой точностью. Материальными структурами наследственности, передаваемыми от родителей потомкам, являются хромосомы и гены.

5. Изменчивость – способность организмов приобретать новые признаки и свойства; в ее основе лежат изменения материальных структур наследственности. Это свойство как бы противоположно наследственности, но вместе с тем тесно связано с ней. Изменчивость поставляет разнообразный материал для отбора особей, наиболее приспособленных к конкретным условиям существования, что, в свою очередь, приводит к появлению новых форм жизни, новых видов организмов.

6. Рост и развитие. Способность к развитию – всеобщее свойство материи. Под развитием понимают необратимое направленное закономерное изменение объектов живой и неживой природы. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, изменяется его состав или структура. Развитие живой формы материи представлено индивидуальным развитием (онтогенезом) и историческим развитием (филогенезом). Филогенез всего органического мира называют эволюцией.
На протяжении онтогенеза постепенно и последовательно проявляются индивидуальные свойства организмов. В основе этого лежит поэтапная реализация наследственных программ. Индивидуальное развитие часто сопровождается ростом – увеличением линейных размеров и массы всей особи и ее отдельных органов за счет увеличения размеров и количества клеток.
Историческое развитие сопровождается образование новых видов и прогрессивным усложнением жизни. В результате эволюции возникло все многообразие живых организмов на Земле.

7. Раздражимость – это специфические избирательные ответные реакции организмов на изменения окружающей среды. Всякое изменение окружающих организм условий представляет собой по отношению к нему раздражение, а его ответная реакция является проявлением раздражимости. Отвечая на воздействия факторов среды, организмы взаимодействуют с ней и приспосабливаются к ней, что помогает им выжить.
Реакции многоклеточных животных на раздражители, осуществляемые и контролируемые центральной нервной системой, называются рефлексами. Организмы, не имеющие нервной системы, лишены рефлексов, и их реакции выражаются в изменении характера движения (таксисы) или роста (тропизмы).

8. Дискретность (от лат. discretus – разделенный). Любая биологическая система состоит из отдельных изолированных, то есть обособленных или отграниченных в пространстве, но тем не менее, тесно связанных и взаимодействующих между собой частей, образующих структурно-функциональное единство. Так, любая особь состоит из отдельных клеток с их особыми свойствами, а в клетках также дискретно представлены органоиды и другие внутриклеточные образования.
Дискретность строения организма – основа его структурной упорядоченности. Она создает возможность постоянного самообновления системы путем замены износившихся структурных элементов без прекращения функционирования всей системы в целом.

9. Саморегуляция (авторегуляция) – способность живых организмов поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность физиологических процессов (гомеостаз). Саморегуляция осуществляется благодаря деятельности нервной, эндокринной и некоторых других регуляторных систем. Сигналом для включения той или иной регуляторной системы может быть изменение концентрации какого-либо вещества или состояния какой-либо системы.

10. Ритмичность – свойство, присущее как живой, так и неживой природе. Оно обусловлено различными космическими и планетарными причинами: вращением Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси, фазами Луны и т.д.
Ритмичность проявляется в периодических изменениях интенсивности физиологических функций и формообразовательных процессов через определенные равные промежутки времени. Хорошо известны суточные ритмы сна и бодрствования у человека, сезонные ритмы активности и спячки у некоторых млекопитающих и многие другие. Ритмичность направлена на согласование функций организма с периодически меняющимися условиями жизни.

3. Уровни организации живой природы

Биосистемы разной степени сложности – представляют собой структурные уровни организации жизни, среди которых выделяют следующие: молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный. Дадим их краткую характеристику.

Уровни организации живой природы

1. Молекулярный. Любая система состоит из биологических макромолекул: нуклеиновых кислот, белков, полисахаридов. С этого уровня начинаются процессы жизнедеятельности организма: обмен веществ, передача наследственной информации и др. На молекулярном уровне проходит граница между живой и неживой природой.

2. Клеточный. Клетка является структурной и функциональной единицей, а также единицей развития всех живых организмов, обитающих на Земле. Неклеточных форм жизни нет, а существование вирусов лишь подтверждает это правило, так как они могут проявлять свойства живых систем только в клетках живых организмов.

3. Тканевый. Ткань представляет собой совокупность сходных по происхождению и строению клеток и межклеточного вещества, объединенных выполнением общей функции.

4. Органный. Органы – это структурно-функциональные объединения нескольких типов тканей. Органы объединяются в системы органов.

5. Организменный. Организм представляет собой целостную одноклеточную или многоклеточную живую систему, способную к самостоятельному существованию. Многоклеточный организм образован совокупностью тканей и органов, приспособленных для выполнения различных функций.

6. Популяционно-видовой. Совокупность организмов одного и того же вида, объединенная общим местом обитания, создает популяцию как систему надорганизменного порядка. В этой системе осуществляются элементарные эволюционные преобразования. Совокупность популяций образует вид, который объединяет особей, обладающих наследственным сходством строения, жизнедеятельности и др. признаков, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство.

7. Биогеоценотический. Биогеоценоз – совокупность организмов разных видов со всеми факторами конкретной среды их обитания – компонентами атмосферы, гидросферы и литосферы. Биогеозеноз включает: неорганические и органические вещества, автотрофные и гетеротрофные организмы. В процессе совместного исторического развития организмов разных систематических групп образуются динамичные устойчивые сообщества.

8. Биосферный. Биосфера – система высшего порядка, охватывающая все явления жизни на нашей планете. На этом уровне происходят круговорот веществ и превращение энергии, связанные с жизнедеятельностью всех живых организмов, обитающих на Земле.

Законы, характерные для более высокого уровня организации живого мира, не исключают действия законов, присущих более низким уровням.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Общая биология, 10 кл. по учебнику Пономаревой

Урок 1. . Содержание и структура

курса общей биологии

Биология – наука о жизни.

Жизнь на Земле необычайно разнообразна

Цель: расширить представление о системе биологических наук, показать значение биологических знаний и их происхождение.

Систематизировать знания учащихся о частных биологических науках;

Дать определение биологии как системы биологических наук;

Показать круг важнейших задач, стоящих перед человечеством и биологией как наукой;

Охарактеризовать содержание курса биологии для 10 класса и раскрыть его связь с курсом биологии для 9 класса.

2. Развивающая: формировать умение выделять проблемы и находить для них решения.

3. Воспитательная: обеспечить понимание и необходимость решения биологических и экологических проблем.

Тип урока:

Требования к ученику:

знать методы изучения общей биологии, принципы, общебиологические термины и понятия.

уметь показать актуальность биологических знаний в современном мире, объяснять значение общей биологии как интегрирующей науки

понимать место общей биологии в системе биологических знаний, значение биологической науки в целом.

Обеспечение урока:

Основные понятия: Биология. Жизнь

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

- Необходимые принадлежности к урокам в 10 кл,

ТЕМА УРОКА, ЦЕЛЬ

3. Вступление (справочный материал)

Биология зародилась в античное время (Гиппократ, Аристотель, Гален), но получила свое наименование в 1802 г., когда термин был предложен Ж.Б.Ламарком и Г.Р.Тревиранусом.

4. Актуальность биологических знаний в современном мире

Современная биология – быстроразвивающаяся наука. Сегодня она имеет совершенно иной облик, чем 10 лет назад. По уровню биологических исследований ныне можно судить о материально-техническом развитии общества. В связи с возросшим интересом к биологии в целом, она становится все более дифференцированной. Современная биология – система биологических наук

Биология – наука о жизни во всех ее проявлениях и закономерностях, управляющих живой природой

Система биологических дисциплин

Биология охраны природы

Ботаника – наука о растениях

Зоология- наука о животных

Анатомия –наука о строении организмов

Гигиена- наука о сохранении своего здоровья

Микология - о грибах

Энтомология – о насекомых

Орнитология – о птицах

Бриология - о мхах

Дендрология – о деревьях

Лихенология – о лишайниках

Ихтиология – о рыбах

Цитология – о клетке

Гистология –

Современная биология опирается на достижения других естественных наук – физики, химии, математики

Биофизика, биохимия, биометрия – математическая биология

Другие направления в систематике биологических наук: по уровням организации жизни, по систематическим категориям, по способу поведения и передачи информации.

6. Место общей биологии в системе биологических наук

Общая биология – область знания, рассматривающая наиболее универсальные для вего живого закономерности.

Дополните схему:

Учение о клетке

(эволюционное учение)

Биология развития тканей

Изменчивость и наследственность

Улучшение пород животных и сортов растений

Биополимеры клетки

Учение о происхождении жизни

Дифференцировка всех биологических наук привела бы науку к тупику, если бы не было интегрирующей науки.

Интеграция – объединение, взаимопроникновение наук друг в друга

Общая биология - она объединяет все биологические науки на теоретическом и практическом уровне.

- Что может объединять все биологические науки?

(*Закономерности жизни на всех уровнях ее организации,

*Механизмы биологических процессов и явлений,

* пути развития органического мира)

Цель общей биологии: изучать закономерности жизни, механизмы биологических процессов и явлений, пути развития органического мира.

7. История развития биологии.

1. История становления и развития науки биологии.

Понятие биология упоминается уже в сочинениях Т. Роозе, 1797 и К. Бурдаха, 1800. Но специально предложено как термин Ж. Б. Ламарком и Г. Р. Тревиранусом в 1802, независимо друг от друга.

1. Период до появления

земледелия и скотоводства

земледелия и скотоводства

3. Появление древних государств (Греция, Рим)

Ученые: Аристотель (описал около 500 видов животных),

Теофраст ("Отец" ботаники),

Гален (выдающийся римский врач)

4. Период Средневековья

5. Период Возрождения

(XVI - XVIII ст.н.э.)

Ученые: Роберт Гук (открытие клетки),

Антон ван Левенгук (открытие одноклеточных),

Карл Линней ("вид", классификация живых организмов)

6. Создание клеточной теории и развитие

эволюционных идей (XIX ст.н.э.)

Ученые: Т.Шванн, Шлейден, Ж.Б.Ламарк, Ч.Дарвин, Э.Геккель

7. "Генетический" период (с 1900 года)

Г.Мендель, Т.Морган, Уотсон и Крик

8. Развитие молекулярной биологии, генетической инженерии, биотехнологии.

Северо Очоа (1905–1993) и Артур Корнберг (1918–2001) - механизм биосинтеза РНК и ДНК

Маршалл Ниренберг (1927–2010), Роберт Холли (1922–1993), Хара Гобинда Хорани (1922–2010) - расшифровка генетического кода и его роль в синтезе белков

Х.Г. Хорана - первый синтез гена в 1969г.

Если в 9 классе программа курса предусматривает изучение основополагающих материалов важнейших областей биологической науки (цитологии, генетики, эволюционного учения, экологии и др.) в их систематизированном, но рядоположенном изложении, то в курсе биологии 10 – 11 классов программа осуществляет интегрирование общебиологических знаний, в соответствии с процессами жизни того или иного структурного уровня организации живой материи. При этом в программе еще раз, но в другом виде (в новой ситуации) включаются основополагающие материалы о закономерностях живой природы. Рассмотренные ранее, как с целью актуализации ранее приобретенных знаний, так и для их углубления и обобщения в соответствии со стандартом в полной средней школе на базовом уровне.

Два компонента содержания образования: базовый – параграфы выделены красным цветом, зелёным - материал, дополняющий базовый уровень, желтым – материал, на который следует обратить особое внимание.

Наличие словаря особых понятий – стр.209.

Вывод (основные положения):

1. Биология изучает строение, жизнедеятельность, среду оби­тания всех живых организмов.

2. Биология исследует многообразие существующих и вымер­ших живых существ.

3. Общая биология рассматривает общие свойства живых орга­низмов, закономерности, присущие жизни во всех ее прояв­лениях.

4. Значение биологии огромно, и с ее развитием связано реше­ние проблем всего человечества.

Образовательная: актуализировать личностную значимость для учащихся вопросов изучаемой темы, обеспечить синтез словесных и наглядных методов обучения, повторить и углубить знания об основных биологических науках; подготовка К ЕНТ;

Развивающая: создать условия для развития у учащихся высокой концентрации внимания, скорости восприятия и переработки информации, культуры речи, способности анализировать информацию с позиции логики;

Воспитательные: развивать коммуникативные способности через посредство работы в парах, группах, индивидуально, живой обмен мнениями, идеями между учащимися.

Содержание учебного материала

Подготовка к ВОУД, ЕНТ

Задания на развитие функциональной грамотности

II. Зна II.Знакомство с

Организационно- психологический настрой.

1. Техника безопасности на рабочем месте, во время лабораторных и практических работ, самонаблюдений.

А). Что такое биология?

Правила составления синквейна. В синквейне 5 строк:

1 – понятие (слово).

2 – прилагательные (два слова).

3 – глаголы (три слова).

4 – предложение (из четырёх слов).

5 – существительное (одно слово).

Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер.

2. Интересная, значимая.

3. Открывает, изучает, экспериментирует.

4. Помогает понять живую природу.

Б) . Биология – наука о жизни.

Современная биология – быстроразвивающаяся наука.

Таким образом, биология изучает проявление жизнедеятельности всех живых организмов – бактерий, вирусов, грибов, растений, животных.

Биология изучает проявление жизнедеятельности всех живых организмов – бактерий, вирусов, грибов, растений, животных. Сегодня она имеет совершенно иной облик. По уровню биологических исследований ныне можно судить о материально – техническом развитии общества. В связи с возросшим интересом к биологии в целом, она становится все более дифференцированной.

Однако общепринятым он стал в 1802 г., после того как его стал употреблять в своих работах французский натуралист Ж.-Б. Ламарк.

Общая биология – дисциплина, изучающая биологические закономерности; один из источников диалектико- материалистического мировоззрения.

В). Комплекс биологических наук и межпредметных дисциплин, их краткая характеристика.

В зависимости от предмета изучения биологию подразделяют на отдельные науки, характеризующиеся высочайшей специализацией и одновременно тесным их взаимодействием.

Самостоятельная работа с учебником по заданию:

Пользуясь учебником “Биология. 10 класс” под редакцией Н.Г.Асанова на странице 4 и своими знаниями курса биологии 6 – 9 классов, заполните таблицу “Биологические науки и объекты ими изучаемые” (время на выполнение – 10 минут).

Таблица “Биологические науки и объекты ими изучаемые”.

. Скажите, при заполнении таблицы, какие науки вызвали у вас затруднения?

Микробиология изучает мир бактерий и вирусов;

ботаника – строение и жизнедеятельность растений;

зоология собирает и систематизирует сведения о животных;

микология изучает грибы;

общая биология – общие принципы организации живых систем, закономерности развития живого.

Отдельные области биологии изучают общие свойства живых организмов.

Так, морфология - учение о внешнем строении, структуре объектов живой природы (морфология растений, морфология животных и т.д.);

физиология – учение о функциях живых организмов;

анатомия – наука о внутреннем строении существ.

К классическим наукам биологического цикла также можно отнести и систематику (систематика растений, систематика животных, систематика грибов и др.),

экологию (экология растений, экология животных, экология грибов и др.),

палеонтологию (палеоботаника, палеозоология и др.).

В самых разных областях биологии все большее значение приобретают пограничные дисциплины, связывающие биологию с другими науками – физикой, химией и др.

Так возникла биофизика, биохимия, бионика и др. Так, без знания физики невозможно понять работу нервной системы организма, без знания химии – разобраться во множестве процессов, происходящих внутри клеток, широкое внедрение математики вызвало рождение биометрии, позволило выявить статистические закономерности биологических явлений и т.д.

Биология относится к фундаментальным наукам, т.к. её выводы имеют основополагающее теоретическое и прикладное (практическое) значение.

Предметы биологического цикла – теоретическая основа для ряда специальных дисциплин – медицины, агрономии, ветеринарии, звероводства, птицеводства и т.д. Это значит, что здравоохранение, сельское хозяйство, промышленность базируются на тех знаниях и достижениях, которыми характеризуется современный уровень биологии.

Благодаря достижениям биологии большое значение приобретает биотехнология – новое направление материального производства. Достижения биотехнологии позволяют получать промышленным путём необходимые для человека вещества (антибиотики, витамины, гормоны и т.д.).

Таким образом, биология – комплексная наука, сформировавшаяся в результате дифференциации и интеграции разных научных дисциплин. Интеграция наук помогает в решении самых сложных синтетических проблем.

Обратите внимание на то, что эта дифференцировка привела бы науку к тупику, если бы не было интегрирующей науки – общей биологии. Она объединяет все биологические науки на теоретическом и практическом уровнях.

Что же изучает общая биология?

Общая биология – общие принципы организации живых систем, закономерности развития живого.

? Что может объединять все биологические науки?

Закономерности жизни на всех уровнях её организации, механизмы биологических процессов и явлений, пути развития органического мира и его рациональное использование.

Цель: выяснить причины многообразия видов на планете.

Как вы думаете, какие задачи нам необходимо решить?

• выяснить происхождение жизни на Земле

• узнать, как развивалась жизнь на планете

• познакомиться с механизмом образования видов

• установить взаимосвязь между организмами; организмами и окружающей средой

• выяснить структурную организацию живых организмов

Задача общей биологии – выявление и объяснение общих свойств и многообразия живых организмов.

Предметом изучения общей биологии являются эволюционное учение, преставления о развитии органического мира, основы общей экологии и учения о биосфере, цитология, гистология, закономерности индивидуального развития организмов, основы генетики и селекции.

Д). Методы исследования живой материи.

Метод – способ практического и теоретического действия, направленного на овладение объектом.

Самостоятельная работа с учебником по заданию:

Вывод: строение живых систем характеризуется дискретностью , т.е. разделенностью на функ-цио-нальные единицы. Так, атомы состоят из эле-ментарных частиц, из атомов состоят молекулы, из молекул (крупных и малых) – органоиды, ко-торые образуют клетки, из клеток формируются ткани, а из них – органы и т.д.

Е). Вклад ученых в развитие биологии.

Работа в группах по заданию:

Самостоятельная работа с учебником по заданию:

Методическая разработка посвящается активизации познавателного интереса учеников среднего школьного возраста с нарушением интеллекта на уроках математики через игру. Раскрывает следующие вопросы: - как с помощью применённых учителем методов и форм обучения можно провести урок в интересной для учеников форме; - облегчить ученикам восприятие, осмысление, запоминание учебного материала, выработать умение его применять сначала в аналогичной, а затем в новой ситуации.

Программӕмӕ гӕсгӕ Фыдыбӕстӕйы Стыр хӕсты темӕйыл фыст уацмыстӕй ахуырдзаутӕ базонгӕ уыдзысты. цалдӕримӕ, уымӕ гӕсгӕ ахуыргӕнӕг йӕ урок райдайдзӕн хӕсты тыххӕй 6еседӕйӕ.

Данная разработка предназначена для учителей русской литературы. Цели: Образовательные: осмысление исторической закономерности возникновения антигуманной теории Раскольникова; постижение обучающимися общественного и нравственного значения творчества Достоевского. 5. Развивающие: развитие монологической речи учащихся, умения систематизировать и обобщать изученный материал, аргументировать свое мнение 6. Воспитательные: формирование у обучающихся активной жизненной позиции, гуманизма, общечеловеческих ценностей, развитие высоких нравственных чувств, стремления к идеалам красоты и гармонии.

Читайте также: