Кодирование информации конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Учащимся на уроке предоставляется возможность:

индивидуального темпа обучения;

приобретение навыка оптимального использования персонального компьютера как обучающего средства.

Учитель получает возможность:

провести быструю индивидуальную диагностику результативности процесса обучения, используя электронное приложение, так как автоматически проходит процесс проверки правильности ответа обучающегося.

Ключевые слова:

- закрепить знания обучающихся об информационных процессах;

- обратить внимание обучающихся на многообразии кодов в нашей жизни;

- сформировать общие представления о роли кодирования информации;

- закрепить полученные знания о кодировании и декодировании информации на практике. [ 1]

Тип урока : комбинированный

Сформировать у обучающихся понимание процесса кодирования информации.

Показать существующие виды кодирования.

Продолжить развивать умение обучающихся высказываться на заданную тему, сопоставлять, анализировать, логически мыслить.

Активизировать у обучающихся интереса к предмету, формирование познавательной потребности. [ 2]

Планируемые результаты:

общие представления о кодах и кодировании;

умения кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования.

умение декодировать информацию из одной формы в другую;

понимание необходимости выбора той или иной формы представления информации в зависимости от задачи.

понимание значения кодов в жизни человека;

интерес к изучению информатики. [1]

Основные понятия: код, кодирование информации, декодирование информации.

Средства обучения:

компьютеры Windows 7 с доступом в Интернет.

Структура и основное содержание урока. Методы и методические приёмы

Актуализация знаний, контроль знаний, подготовка к изучению нового материала.

Изучение нового материала.

Закрепление изученного материала. Организация проверки прочности усвоения знаний.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Дети рассаживаются по местам.

Актуализация знаний, контроль знаний, подготовка к изучению нового материала.

Прежде чем приступить к изучению новой темы, необходимо повторить материал, изученный на прошлом уроке.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:

Что такое информация? (Информация - это сведения об окружающем нас мире .

Какие действия человек совершает с информацией? (Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации.)

Как человек хранит информацию? ( Хранение информации в уме - собственная (внутренняя информация) - оперативная память; внешняя память (долговременная). Также существует память отдельного человека и память человечества).

Какие современные носители информации вам известны? (Магнитные - винчестер, дискета; лазерные диски - CD и DVD , флеш-карты).

Давайте посмотрим на следующий слайд. Этот человек пытается нам сказать что-то, но мы не можем его понять. Давайте подумаем, что он хочет сообщить нам этим жестом? (показывает число 5, показывает, что всё хорошо, передает привет)

Мы не можем точно утверждать, что именно нам хотят сказать, потому что в разных странах одни и те же жесты означают разное. И что же следует сделать, чтобы правильно понять людей этих стран? (знать жесты, знать, что они означают, какое действие, предмет, явление этими жестами закодировано ) . Давайте попробуем выяснить, что же объединяет Ваши ответы и определим тему урока (главное – жест может означать разные понятия, то – что под этим жестом закодировано, тема урока – кодирование информации ).

Изучение нового материала.

Информация, которую мы получаем из окружающего мира поступает к нам в виде условных знаков или сигналов самой разной физической природы. При разговоре информация кодируется с помощью звуков, комбинации из которых образуют слова, а также с помощью жестов, мимики. При записи слова могут быть закодированы с помощью букв, числа с помощью цифр и т.д.

Для того чтобы произошла передача информации, мы должны не только принять сигнал, но и расшифровать его.

Для правильного понятия разных сигналов требуется разработка кода или кодирование.

Давайте запишем определения, что такое код, кодирование.

Код - это система условных знаков для представления информации.

Кодирование - формирование представления информации с помощью некоторого кода (или можно сказать, что кодирование, это переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки).

Обратное преобразование называется декодированием .

Ребята, запишите себе в тетрадь, что:

Декодирование - это процесс восстановления содержания закодированной информации. [3]

Необходимость кодирования информации возникла задолго до появления компьютеров. Речь, азбука и цифры – есть не что иное, как система моделирования мыслей, речевых звуков и числовой информации. В технике потребность кодирования возникла сразу после создания телеграфа, но особенно важной она стала с изобретением компьютеров. [4]

Одна и та же информация может быть закодирована в различных видах. Количество учеников в классе может быть закодировано в виде рисунка, диаграммы, буквенной или числовой записи. При этом сама информация остается неизменной, меняются лишь способы кодирования. Выбор способа кодирования информации зависит от целей кодирования.

Человечество в ходе своего развития придумало различные способы кодирования информации. Следы древних систем счета и кодирования чисел встречаются и сегодня в культуре и обычаях многих народов.

Существует три основных способа кодирования информации:

Графический способ - с помощью рисунков или значков;

Числовой способ - с помощью чисел;

Символьный способ - с помощью символов того же алфавита, что и текст.

Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Так:

числовая информация кодируется арабскими, римскими цифрами ;

для общения мы используем код – язык: в России – русский, в Китае – китайский ;

с помощью нотных знаков кодируется любое музыкальное произведение, а на экране проигрывателя вы можете увидеть громкий или тихий звук, закодированный с помощью графика;

часто бывает так, что информацию надо сжать и представить в краткой, но понятной форме. Тогда применяют пиктограммы, например, на двери магазина, на столбах в парке, на дороге.

Для передачи информации, людьми были придуманы специальные коды, к ним относятся: азбука Брайля, азбука Морзе, флажковая азбука. [ 3]

ФИЗМИНУТКА (для глаз и шеи)

Закрепление изученного материала. Организация проверки прочности усвоения знаний.

Отдохнули, а теперь мы с вами выполним практические задания для закрепления. Возьмите карточки № 1. На них представлена таблица с азбукой Морзе и задание. Каждой букве алфавита соответствует определенная последовательность символов азбуки Морзе. Попробуйте расшифровать закодированную информацию.

Хорошо, замечательно справились с первым заданием. Теперь продолжим обсуждать тему Кодирование. Как вы думаете, а можно закодировать текст, не используя ни точек, ни тире? (да, используя цифры) . Верно, это называется цифровым кодом, давайте попробуем декодировать информацию с карточек № 2. В карточке у вас представлена таблица шифрования букв русского алфавита с помощью цифр. Какую закономерность Вы заметили? (каждой букве алфавита соответствует ее порядковый номер). Правильно. Приступаем теперь к декодированию.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Перед Вами представлены вопросы по декодированию информации. Из 4 вариантов ответа Вам необходимо выбрать лишь один правильный ответ.

Молодцы ребята! Все справились с поставленными вопросами.

Наш урок подходит к концу. Давайте подумаем, что мы с вами сегодня успели сделать, над какой проблемой поработали

повторили и закрепили материал, пройденный на прошлом уроке;

изучили новый материал - кодирование информации;

закрепили новый материал на практике, решая задачи на кодирование и декодирование.

Ребята, скажите, пожалуйста, понравился ли вам урок?

Что вы узнали на уроке? Чему научились?

Какие трудности возникли и как вы их преодолели?

Поднимите руки, кто считает, что понял тему и кому понравился урок! Молодцы, сегодня Вы получаете золотую олимпийскую медаль!

Поднимите руки, кто считает, что урок был интересный, но кто тему совсем не понял. Хорошо, в следующий раз мы с Вами будем работать усерднее, а сегодня Вы получаете серебряную медаль.

Поднимите руки те, кто ничего не понял и кому урок показался скучным? Увы, сегодня у Вас лишь бронзовая медаль.

Параграф 1.6 учебника, Рабочая тетрадь стр. 59 № 83, 84,85.

Дополнительное задание: Рабочая тетрадь стр. 65 № 89, 90.

Ребята, Вы все сегодня молодцы! Спасибо за работу. До свидания.

Библиографический список.

Босова Л.Л. "Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие, Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013 г., стр. 57-60.

Босова Л.Л. "Информатика: Учебник для 5 класса", Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2014 г., п. 7, стр.46-49.

Бекман Игорь Н. Информатика. Курс лекций Лекция 12. Кодирование информации.

Здесь будет файл: /data/edu/files/z1449552610.pptx (Презентация к уроку Кодирование информации)

■ Кодирование информации — процесс преобразования сигнала из формы, удобной для непосредственного использования информации, в форму, удобную для передачи, хранения или автоматической переработки.

В процессах восприятия, передачи и хранения информации живыми организмами, человеком и техническими устройствами происходит кодирование информации. В этом случае информация, представленная в одной знаковой системе, преобразуется в другую. Каждый символ исходного алфавита представляется конечной последовательностью символов кодового алфавита. Эта результирующая последовательность называется информационным кодом (кодовым словом, или просто кодом).

Примерами кодов являются последовательность букв в тексте, цифр в числе, двоичный компьютерный код и др.

Преобразование знаков или групп знаков одной знаковой системы в знаки или группы знаков другой знаковой системы называется перекодированием.

Кодирование может быть равномерным и неравномерным. При равномерном кодировании все символы заменяются кодами равной длины; при неравномерном кодировании разные символы могут кодироваться кодами разной длины (это затрудняет декодирование). Неравномерный код называют еще кодом переменной длины.

Вначале код Морзе был создан для букв английского алфавита, цифр и знаков препинания. Принцип этого кода заключался в том, что часто встречающиеся буквы кодировались более простыми сочетаниями точек и тире. Это делало код компактным. Позже код был разработан и для символов других алфавитов, включая русский.

Коды Морзе для некоторых букв.

Чтобы избежать неоднозначности, код Морзе включает также паузы между кодами разных символов.

Декодирование информации

В зависимости от системы кодирования информационный код может или не может быть декодирован однозначно. Равномерные коды всегда могут быть декодированы однозначно.

Для однозначного декодирования неравномерного кода важно, имеются ли в нем кодовые слова, которые являются одновременно началом других, более длинных кодовых слов.

Неравномерные коды, для которых выполняется условие Фано, называются префиксными. Префиксный код — такой неравномерный код, в котором ни одно кодовое слово не является началом другого, более длинного слова. В таком случае кодовые слова можно записывать друг за другом без разделительного символа между ними.

Например, код Морзе не является префиксным — для него не выполняется условие Фано. Поэтому в кодовый алфавит Морзе, кроме точки и тире, входит также символ–разделитель — пауза длиной в тире. Без разделителя однозначно декодировать код Морзе в общем случае нельзя.


Конспект урока по информатике "Кодирование информации". 5 класс представлен с технологической картой урока.

Содержимое разработки

Технологическая карта урока (ФГОС)

(информатика и ИКТ, Кодирование информации)

составила учитель: информатика и ИКТ,

Егорова Татьяна Геннадьевна

2015-2016 учебный год

Урок составлен в рамках деятельностного подхода с учетом необходимости формирования УУД, обозначенных во ФГОС.

На всех этапах урока предполагается вовлечение обучающихся в деятельность различного рода: самостоятельная работа, промежуточная и итоговая самооценка, постановка проблемы, целеполагание, исследование, выполнение дифференцированных разноуровневых заданий, рефлексия.

Тип урока: урок освоения и применения новых знаний.

Используемые технологии (методы, приёмы): словесные (беседа, рассказ), наглядные (презентация), практическая работа.

Для формирования регулятивных УУД:

Для формирования познавательных УУД:

Для формирования коммуникативных УУД:

Для формирования личностных УУД:

Цель урока: сформировать представления о кодировании информации; актуализировать имеющиеся у учащихся знания по теме; развивать познавательный интерес к изучаемой теме посредством самостоятельной работы учащихся по выполнению предложенных заданий.

- развивать умения анализировать, видеть и формулировать проблемы, предлагать пути их решения (формирование УУД),

- решать практические задачи по кодированию информации.

Предметные результаты: получение представления о кодировании информации; знакомство со способами кодирования информации.

Научатся: уметь применять различные способы кодирования информации; уметь выбирать способ кодирования информации в зависимости от задач; выполнять основные способы кодирования информации.

Получат возможность научиться: использовать возможности кодирования информации для изменения формы представления информации.

Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Личностные результаты: способность к планированию собственной индивидуальной и групповой деятельности; приобретение опыта использования ИКТ-инструментов при кодировании информации; повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ; владение способами кодирования информации в компьютере; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению.

УУД личностные: ориентирование в системе моральных норм и ценностей, вежливое, доброжелательное общение друг с другом, взаимопомощь, ответственность не только за свои успехи, но и за успехи одноклассников.

УУД регулятивные: целеполагание и планирование своей деятельности.

УУД познавательные: общеучебные (самостоятельное выделение познавательной цели, поиск и выделение информации), самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.

УУД коммуникативные: приобретают опыт работы в группе; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; аргументировать свою точку зрения; выслушивать собеседника и вести диалог; развивать логическое мышление; признавать возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь своё мнение.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы: технология деятельностного типа, предметные задания, проблемно-диалогическая технология, технология оценивания учебных успехов, работа в парах. Здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: компьютеры учащихся, компьютер учителя, интерактивная доска, проектор.

Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе

MyTestX - лего и удобно

Оборудование:
доска, компьютер, компьютерная презентация.

План урока:
I. Орг. момент. (1 мин)
II. Актуализация знаний. (1 мин)
III. Теоретическая часть. (20 мин)
IV. Практическая часть. (9 мин)
V. Д/з (2 мин)
VI. Вопросы учеников. (5 мин)
VII. Итог урока. (2 мин)

Ход урока:
I. Орг. момент.
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

II. Актуализация знаний.
Вся информация, которою обработает компьютер, должна быть представлена двоичным кодом с помощью двух цифр – 0 и 1.
Эти два символа 0 и 1 принято называть битами (от англ. binary digit – двоичный знак).

С точки зрения технической реализации использование двоичной системы счисления для кодирования информации оказалось намного более простым, чем применение других способов. Действительно, удобно кодировать информацию в виде проследовательность нулей и единиц, если представить эти значения как два возможных устойчивых состояния электронного элемента:
0 – отсутствие электрического сигнала;
1 – наличие электрического сигнала.

Эти состояния легко различать. Недостаток двоичного кодирования – длинные коды. Но в технике легче иметь дело с большим количеством простых элементов, чем с небольшим числом сложных.
Вам приходится постоянно сталкиваться с устройством, которое мо

ет находится только в двух устойчивых состояниях: включено/выключено. Конечно же, это хорошо знакомый всем выключатель. А вот придумать выключатель, который мог бы устойчиво и быстро переключаться в любое из 10 состояний, оказалось невозможным. В результате после ряда неудачных попыток разработчики пришли к выводу о невозможности построения компьютера на основе десятичной системы счисления. И в основу представления чисел в компьютере была положена именно двоичная система счисления.

Способы кодирования и декодирования информации в компьютере, в первую очередь, зависит от вида информации, а именно, что должно кодироваться: числа, текст, графические изображения или звук.

Рассмотрим основные способы двоичного кодирования информации в компьютере.

Представление чисел
Для записи информации о количестве объектов используются числа. Числа записываются с использование особых знаковых систем, которые называют системами счисления.
Система счисления – совокупность приемов и правил записи чисел с помощью определенного набора символов.
Все системы счисления делятся на две большие группы: ПОЗИЦИОННЫЕ и НЕПОЗИЦИОННЫЕ.
Позиционные - количественное значение каждой цифры числа зависит от того, в каком месте (позиции или разряде) записана та или иная цифра.
Непозиционные - количественное значение цифры числа не зависит от того, в каком месте (позиции или разряде) записана та или иная цифра.

Самой распространенной из непозиционных систем счисления является римская. В качестве цифр используются: I(1), V(5), X(10), L(50), C(100), D(500), M(1000).
Величина числа определяется как сумма или разность цифр в числе.
MCMXCVIII = 1000+(1000-100)+(100-10)+5+1+1+1 = 1998
Первая позиционная система счисления была придумана еще в Древнем Вавилоне, причем вавилонская нумерация была шестидесятеричная, т.е. в ней использовалось шестьдесят цифр!
В XIX веке довольно широкое распространение получила двенадцатеричная система счисления.
В настоящее время наиболее распространены десятичная, двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления.
Количество различных символов, используемых для изображения числа в позиционных системах счисления, называется основанием системы счисления.

Система счисления Основание Алфавит цифр
Десятичная 10 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Двоичная 2 0, 1
Восьмеричная 8 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
Шестнадцатеричная 16 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D, E, F


Соответствие систем счисления:

Десятичная 0 1 2 3 4 5 6 7
Двоичная 0 1 10 11 100 101 110 111
Восьмеричная 0 1 2 3 4 5 6 7
Шестнадцатеричная 0 1 2 3 4 5 6 7

Десятичная 8 9 10 11 12 13 14 15
Двоичная 1000 1001 1010 1011 1100 1101 1110 1111
Восьмеричная 10 11 12 13 14 15 16 17
Шестнадцатеричная 8 9 A B C D E F

Двоичное кодирование текстовой информации

Начиная с 60-х годов, компьютеры все больше стали использовать для обработки текстовой информации и в настоящее время большая часть ПК в мире занято обработкой именно текстовой информации.

Традиционно для кодирования одного символа используется количество информации = 1 байту (1 байт = 8 битов).
Для кодирования одного символа требуется один байт информации.

Учитывая, что каждый бит принимает значение 1 или 0, получаем, что с помощью 1 байта можно закодировать 256 различных символов. (28=256)

Кодирование заключается в том, что каждому символу ставиться в соответствие уникальный двоичный код от 00000000 до 11111111 (или десятичный код от 0 до 255).

Важно, что присвоение символу конкретного кода – это вопрос соглашения, которое фиксируется кодовой таблицей.

Таблица, в которой всем символам компьютерного алфавита поставлены в соответствие порядковые номера (коды), называется таблицей кодировки.

Для разных типов ЭВМ используются различные кодировки. С распространением IBM PC международным стандартом стала таблица кодировки ASCII (American Standard Code for Information Interchange) – Американский стандартный код для информационного обмена.
Стандартной в этой таблице является только первая половина, т.е. символы с номерами от 0 (00000000) до 127 (0111111). Сюда входят буква латинского алфавита, цифры, знаки препинания, скобки и некоторые другие символы.

Остальные 128 кодов используются в разных вариантах. В русских кодировках размещаются символы русского алфавита.
В настоящее время существует 5 разных кодовых таблиц для русских букв (КОИ8, СР1251, СР866, Mac, ISO).

В настоящее время получил широкое распространение новый международный стандарт Unicode, который отводит на каждый символ два байта. С его помощью можно закодировать 65536 (216= 65536 ) различных символов.

Таблица стандартной части ASCII

Таблица расширенного кода ASCII

Обратите внимание!
Цифры кодируются по стандарту ASCII в двух случаях – при вводе-выводе и когда они встречаются в тексте. Если цифры участвуют в вычислениях, то осуществляется их преобразование в другой двоичных код.
Возьмем число 57.

При использовании в тексте каждая цифра будет представлена своим кодом в соответствии с таблицей ASCII. В двоичной системе это – 00110101 00110111.

При использовании в вычислениях код этого числа будет получен по правилам перевода в двоичную систему и получим – 00111001.

Кодирование графической информации

Создавать и хранить графические объекты в компьютере можно двумя способами – как растровое или как векторное изображение. Для каждого типа изображений используется свой способ кодирования.

Кодирование растровых изображений

Кодирование растровых изображений


Растровое изображение представляет собой совокупность точек (пикселей) разных цветов.
Для черно-белого изображения информационный объем одной точки равен одному биту (либо черная, либо белая – либо 1, либо 0).
Для четырех цветного – 2 бита.
Для 8 цветов необходимо – 3 бита.
Для 16 цветов – 4 бита.
Для 256 цветов – 8 бит (1 байт).

Цветное изображение на экране монитора формируется за счет смешивания трех базовых цветов: красного, зеленого, синего. Т.н. модель RGB.
Для получения богатой палитры базовым цветам могут быть заданы различные интенсивности.
4 294 967 296 цветов (True Color) – 32 бита (4 байта).

Кодирование векторных изображений.

Векторное изображение представляет собой совокупность графических примитивов (точка, отрезок, эллипс…). Каждый примитив описывается математическими формулами. Кодирование зависти от прикладной среды.

Двоичное кодирование звука

Двоичное кодирование звука

Звук – волна с непрерывно изменяющейся амплитудой и частотой. Чем больше амплитуда, тем он громче для человека, чем больше частота, тем выше тон.
В процессе кодирования звукового сигнала производится его временная дискретизация – непрерывная волна разбивается на отдельные маленькие временные участки.
Качество двоичного кодирования звука определяется глубиной кодирования и частотой дискретизации.

Вопросы и задания для закрепления
· Закодируйте с помощью ASCII-кода свою фамилию, имя, номер класса.
· В чем достоинство и недостаток кодирования, применяемого в компьютерах?
· Чем отличаются растровые и векторные изображения?
· В чем суть кодирования графической информации?
· На листе в клеточку нарисуйте рисунок. Закодируйте ваш рисунок двоичным кодом.
· Зачись количества предметов в разных системах счисления. см. презентацию к уроку.

III. Практическая часть.

Чтобы включить автовыбор кодировки:В меню Вид Internet Explorer выберите пункт Кодировка, а затем убедитесь, что установлена галочка Автовыбор. Если галочка отсутствует, установите ее.

Если функция автовыбора не может правильно распознать языковую кодировку, можно установить нужную кодировку вручную.

Теперь запустите программу Калькулятор. Данная программа предназначена для выполнения тех же действий, что и обычный калькулятор. Она выполняет основные арифметические действия, такие, как сложение и вычитание, а также функции инженерного калькулятора, например нахождение логарифмов и факториалов.

Чтобы преобразовать число в другую систему счисления
1. В меню Вид выберите команду Инженерный.
2. Введите число для преобразования.
3. Выберите систему счисления, в которую его требуется преобразовать.
4. Выберите необходимую разрядность результата.
Теперь используя эту программу преобразуйте числа из одной системы счисления в другую.
310=?2
1010=?2
22610=?2
100012 = ?10
248=?16
FF16==?2= ?8 = ?10

IV. Д/з
Знать, что такое информация, способы кодирования информации, системы счисления. Составить таблицу для преобразования чисел из десятичную в троичную и четверичную системы счисления (от 010 до 1510).

V. Вопросы учеников.
Ответы на вопросы учащихся.

VI. Итог урока.

Подведение итога урока. Выставление оценок.
На уроке мы узнали, что же такое информация, обсудили свойства и формы представления информации, познакомились с двоичным кодом и узнали в каких единицах измеряется информация.
Так же мы научились устанавливать кодировку в программе Internet Explorer для корректного отображения web-страниц, а с помощью программы Калькулятор преобразовывать числа из одной системы счисления в другую.


№ блока

Время (мин.)

Блок 1. Мотивация. Встреча с чудом

Блок 2. Блок творческого разогрева

Блок 3. Теоретический блок 1.

Блок 4. Психологическая разгрузка

Блок 5. Теоретический блок 2

Блок 6. Интеллектуальная разминка. Работа в группах

Блок 7 (компьютерная интеллектуальная поддержка)

Блок реализован в силу специфики самого урока.


Рис. 1. Кадр из фильма Рис. 2. Кадр из фильма


Не секрет, что кодирование текстовой информации используется не только шпионами и спецагентами. Учащимся предлагается представить себя в роли спецагентов и вспомнить, когда и при каких обстоятельствах они использовали кодирование текста.


Рис. 4. Пример кодирования текстовой информации

Оказывается, так или иначе, человек всё время кодирует информацию. Зачастую общение между двумя подростками совершенно недоступно для родителей, т. к. сленг первых – ничто иное, как закодированная информация.


Сомкнуть веки обоих глаз, и пальцами слегка надавить на глазные яблоки через верхние веки в течение 1–3 секунд.

Интегративные дыхательные, массажные и физические упражнения, которые в короткий срок мобилизуют биоэнергетический потенциал человека, снимают напряжение и усталость в процессе умственных занятий.

Упражнение 1

с силой потереть одну ладонь о другую

щеки – вверх – вниз

кончиками пальцев постучать по затылку и макушке

указательным пальцем правой руки нащупать впадину в основании черепа и сильно надавить

указательным пальцем правой руки нащупать впадину в основании черепа и сильно надавить

сжать руки в кулак, помассировать места соединения большого и указательного пальцев

Упражнение 2

потянуть вниз мочки ушей

Человечество использует шифрование (кодировку) текста с того самого момента, когда появилась первая секретная информация. Перед вами несколько приёмов кодирования текста, которые были изобретены на различных этапах развития человеческой мысли [4]:


криптография – это тайнопись, система изменения письма с целью сделать текст непонятным для непосвященных лиц;

азбука Морзе или неравномерный телеграфный код, в котором каждая буква или знак представлены своей комбинацией коротких элементарных посылок электрического тока (точек) и элементарных посылок утроенной продолжительности (тире);

Один из самых первых известных методов шифрования носит имя римского императора Юлия Цезаря (I век до н.э.) [4]. Этот метод основан на замене каждой буквы шифруемого текста, на другую, путём смещения в алфавите от исходной буквы на фиксированное количество символов, причём алфавит читается по кругу, то есть после буквы я рассматривается а. Так слово байт при смещении на два символа вправо кодируется словом гвлф. Обратный процесс расшифровки данного слова – необходимо заменять каждую зашифрованную букву, на вторую слева от неё.


Принято интернациональное соглашение о присвоении каждому символу своего уникального кода. В качестве международного стандарта принята кодовая таблица ASCII (American Standard Code for Information Interchange.

В этой таблице представлены коды от 0 до 127 (буквы английского алфавита, знаки математических операций, служебные символы и т. д.), причём коды от 0 до 32 отведены не символам, а функциональным клавишам. Запишите название этой кодовой таблицы и диапазон кодируемых символов.

Коды с 128 по 255 выделены для национальных стандартов каждой страны. Этого достаточно для большинства развитых стран.

Учитель задаёт вопросы по прочитанному материалу. Формулировки вопросов можно варьировать по усмотрению преподавателя.


Рис. 8. Таблица ASCII


Рис. 9. Таблица кодировок


Рис. 10. Таблица кодировок

В мире существует примерно 6800 различных языков. Если прочитать текст, напечатанный в Японии на компьютере в России или США, то понять его будет нельзя. Чтобы буквы любой страны можно было читать на любом компьютере, для их кодировки стали использовать два байта (16 бит).

Такая кодировка называется Unicode и обозначается как UCS-2. Этот код включает в себя все существующие алфавиты мира, а также множество математических, музыкальных, химических символов и многое другое. Существует кодировка и UCS-4, где для кодирования используют 4 байта, то есть можно кодировать более 4 млрд. символов.

Учащиеся объединяются в группы, каждой группе выдаётся высказывание. Необходимое его закодировать своим уникальным способом.

  1. Война — худший способ сбора информации о чужой культуре. (Станислав Лем)
  2. Информация есть информация, а не материя и не энергия. (Винер Норберт)
  3. Я хочу минимум информации с максимальной вежливостью. (Жаклин Кеннеди)
  4. Оптимизм — это недостаток информации. (Фаина Раневская)
  5. Кто владеет информацией — тот владеет миром. (Натан Ротшильд)
  6. Информация – это могущество. А иногда, если времени в обрез, ещё и скорость. (Стивен Кинг)

- Сядь! Я скажу тебе. Когда стремятся к человечности, но не хотят учиться, то это заблуждение приводит к глупости. Когда стремятся проявить свой ум, но не хотят учиться, то это заблуждение ведёт к дерзости. Когда стремятся быть правдивыми, но не хотят учиться, то это заблуждение приносит вред. Когда стремятся к прямоте, но не хотят учиться, то это заблуждение приводит к грубости. Когда стремятся быть отважными, но не хотят учиться, то это заблуждение приводит к смуте. Когда стремятся к непреклонности, но не хотят учиться, то это заблуждение приводит к безрассудству [5].

По сути, учащиеся и так знали, что такое кодирование и урок провели на основе своего личного опыта. Учитель помог его структурировать и привёл примеры, как именно применяется кодирование текстовой информации. В конце урока обязательно необходимо повторить, что кодирование текстовой информации может быть не только посимвольно, но и целиком всё слово, а, иногда, предложения и целые абзацы текстов.

Похожие публикации


© 2014-2022, Всероссийский интернет-портал "Открытый урок: обучение, воспитание, развитие, социализация"

О проекте • Школьные олимпиады и интернет конкурсы для детей
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons С указанием авторства 4.0 Всемирная.

Читайте также: