Конспект урока по математике 1 класс перспектива количественный счет предметов

Обновлено: 29.06.2024

Предметные: в совместной деятельности с учителем учиться: отсчитывать из множества предметов заданное количество отдельных предметов; оценивать количество предметов и проверять сделанные оценки подсчетом; вести счет как в прямом, так и в обратном порядке в пределах 10.

регулятивные - в диалоге с учителем принимать учебную задачу (через чтение и обсуждение темы урока); выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме (при выполнении заданий из учебника, рабочей тетради, на доске); фиксировать (устно) в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке;

познавательные - ориентироваться в информационном материале учебника (через систему навигации: начало урока, объяснение нового материала, образец для выполнения в тетради); совместно с учителем осуществлять поиск необходимой информации (при работе с учебником (текст, иллюстрация)); проводить сравнение и осуществлять анализ объектов;

коммуникативные - использовать простые речевые средства; включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение; отвечать на вопросы учителя.

Повторение. 1) Закрепление представлений о взаимном расположении предметов.

Учитель обращает внимание детей на картинки на наборном полотне, где выставлены изображения Буратино, Пьеро, Лисы Алисы, Кота Базилио, Артемона, Мальвины и Колобка.

— Кто лишний? (Колобок.)

— Кто стоит слева от Пьеро? Справа от Лисы? Кто стоит между Колобком и Артемоном? Кто первый? Кто последний?

2) Закрепление представлений о свойствах предметов.

— Рассмотрите фигуры в каждой паре. Назовите их и скажите, что изменилось: форма, цвет или размер. (На доске — пары геометрических фигур; фигуры в каждой паре различаются только одним признаком.)

— Составьте узор из фигур геометрического лото. Возьмите три кружка: желтый, красный и синий. Положите их на парту так, чтобы вверху был красный кружок, а желтый кружок лежал между красным и синим.

Положите справа от желтого кружка красный квадрат, а слева — синий квадрат.

— Сколько всего фигур использовали? Сколько кругов? Сколько квадратов? Чего больше? Чего меньше?

Расставил Андрюшка в два ряда игрушки.
Рядом с мартышкой — плюшевый мишка,
Вместе с лисой — заяц косой,
Следом за ними — еж и лягушка.
Сколько игрушек расставил Андрюшка?
(6 игрушек.)

— Перечислите, как запомнили, какие игрушки были у Андрюшки? (Ответы детей.)

— Догадайтесь, почему он их так расставил? (Дети должны заметить, что так лучше запомнить игрушки. Например, они могут привести такие доводы: Мартышка и мишка — большие, они одного цвета. Лиса всегда гоняется за зайцем, а еж и лягушка — маленькие. Могут быть, конечно, и другие аргументы.)

— Положите перед собой столько палочек, сколько раз я хлопну в ладоши, постучу карандашом по столу.

— Сделайте 5 приседаний; 3 наклона вправо, 3 наклона влево; 10 прыжков на месте.

- Сколько раз вы приседали? наклонялись? прыгали?
Работа по учебнику. Выполнение заданий учебника на с. 10—11.

3) Задание с рыбками на с. 11 имеет целью закрепление умений считать предметы и различать их по цвету, форме и размерам. Сначала удобно сравнить рыбок попарно в каждом столбике, выяснить, чем они похожи и чем различаются. Затем можно провести аналогичное сравнение по строкам, где уже по три рыбки. Здесь ребятам следует выяснить, что изменилось: цвет, форма или размер.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок входит в раздел "Подготовка к изучению чисел" 1 класс. Конспект включает перечень целей, задач, а так же метапредметных результатов.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: выявить умения учащихся вести счёт.

- учить практически, выполнять счёт предметов, используя количественные и порядковые числительные;

- учить сравнивать группы предметов

Планируемые результаты

Предметные

Метапердметные

Личностные

- осваивать навык счёта предметов по правилам счёта с использованием количественных и порядковых числительных.

-учиться понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

-учиться планировать деятельность на уроке под руководством учителя, сотрудничать со взрослыми и сверстниками;

- проявлять интерес к математике;

- осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке;

- развивать навыки сотрудничества.

I. Организационный момент.

- Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнем
И урок сейчас начнем.

II. Актуализация необходимых знаний

1. Беседа.

- Сегодня у нас первый урок математики. А вы знаете, что изучает математика? (Ответы детей).

- Математика- это сложная, но очень интересная и увлекательная наука. Математику называют царицей наук, потому, что какие бы открытия не совершали учёные во всем мире, сначала они должны сделать расчёты, всё измерить, посчитать, взвесить. Да разве только учёным нужна математика? Каждый день вам и вашей семье нужно что- то подсчитать и это невозможно сделать, если не умеешь считать или измерять. А всему этому учит математика!

Вот и мы на этих уроках будем решать задачи, считать, и даже играть, но не в обычные, а в математические игры. Что бы математика давалась вам легко и было всё понятно, нужно быть очень внимательным на уроках, не отвлекаться и не мешать другим ребятам. А если чего-то не поймёте, то нужно поднять руку и спросить у учителя.

2. Устный счёт (Слайд №2)

- Кто из вас уже умеет считать? (Ответы детей).

- Посчитайте зайчиков слева направо. Сколько их? (Шесть).

- Попробуйте пересчитать зайчиков справа налево. Что- нибудь изменилось? (Нет).

- Почему? (Потому, что зайчиков не прибавилось и не убавилось).

- Сколько выросло ромашек на слайде?(Семь).

- Чего больше: ромашек или зайчиков? (Ромашек).

- На сколько?(На одну).

- Сколько самолётиков прилетело? (Пять).

- Чего больше: самолётиков или зайчиков? (Зайчиков).

- На сколько? (Зайчиков на одного больше, чем самолетиков).

- Чего меньше ромашек или самолетиков? (Самолётиков меньше).

- На сколько?(Самолётиков на два меньше, чем ромашек).

- Кто появился на экране? (Божьи коровки)

- Посчитайте, сколько этих жучков? (Десять).

- Каких предметов больше всего на доске? (Божьих коровок).

- Чего меньше всего?(Самолётиков).


III. Организация познавательной деятельности

1. Знакомство с учебником

- Давайте рассмотрим внимательно наш учебник.

Рассматриваем учебник, обращая внимание на;

- картинки (помогают понять задание, составить задачу);

- шмуц-титул (разделяет темы, сообщает, что мы будем изучать в этом разделе);

- условные обозначения заданий (начало урока и тема, вставить число, знак, задание на полях учебника и т.д.).

2. Устный порядковый счёт (Слайд № 3)

- Сколько игрушек вы видите на экране? (Пять)

- Назовите их по очереди? (Кукла, пирамидка, мишка, мячик, машинка).

- А сейчас сколько игрушек на экране? (Пять).

- Но ведь в верхнем ряду сначала стояла кукла, а в нижнем – мишка? Почему количество игрушек не изменилось?(Потому, что мы не добавляли и не убавляли игрушки, а просто поменяли их местами).

3. Упражнение в счёте предметов (Слайд № 4).

- Сколько вы видите мячей? (Четыре).

- А теперь сколько стало мячей? (Пять).

- Почему число мячей изменилось? (Потому, что добавили один мячик).

- Мячей стало больше или меньше? (Больше)

- Сколько прилетело самолётиков? (Шесть).

- Сколько самолётов улетело ? (Один).

- Сколько осталось? (Пять)

- После того как один самолёт улетел, их стало больше или меньше? (Меньше).

IV. Закрепление нового материала (Слайд № 5)

1. Работа в ученической тетради (счёт и сравнение с эталоном)

- Сколько клубничек вы видите? (Пять)

- Две клубнички съели. Нарисуй столько жёлтых треугольников, сколько осталось клубничек.

- Сравни свой ответ с ответом на доске.

- На столе лежало три красных и два зелёных яблока. Нарисуй столько красных квадратиков, сколько всего яблок.

- Сравни свой ответ с ответом на доске.

- Было два зелёных и два красных яблока. Съели одно красное и одно зелёное яблоко. Нарисуй столько синих кружочков, сколько осталось яблок.

- Сравни свой ответ с ответом на доске.

2. Работа по учебнику

- Рассмотрите картинку (стр. 4). Как вы думаете, куда пришли зверушки? (В лесную школу).

- Сколько зайчат пришли учиться? (Два).

- Сколько морковок у зайчат?

- Сколько грибов у белочек?

3. Свойства предметов(Слайд № 6)

- Какие фигуры вы видите на рисунке? (Квадрат, круг и треугольник).

- Что у них общего? (Все эти фигуры одинакового цвета)

- А что вы можете сказать о форме этих фигур? (Форма их различна).

- Как называются эти фигуры? (Треугольники).

- А в чём разница у этих треугольников? (Они разные по размеру).

- Что вы можете сказать о цвете треугольников? (Цвет у всех треугольников одинаковый).

- Как называются фигуры? (Круги)

- Что общего между этими фигурами? (Форма и размер).

- А какая между ними разница? (Они разные по цвету).

V. Рефлексия

- Сколько кубиков вы видите на полях учебника (стр. 4)? (Шесть).

- Одинаковые ли они по размеру? (Нет. Есть маленькие и большие).

- Одинаковые ли они по цвету? (Нет. Есть красные и синие).

- Сосчитай мячи, первый раз начиная с красного мяча, второй – с синего. Сравни ответы.

VI. Итог урока. (Слайд №7)

- Почему математику называют царицей наук? (Потому, что она нужна повсюду)

- Давайте попробуем прочитать и запомнить стихотворение о математике.(Читаем стихотворение на слайде хором).


Цель: создать условия для ознакомления учащихся с порядковым счётом предметов, через практическую деятельность, работу по учебнику, тетради.

Обучающая: учить называть предметы в порядке их следования при счете; в ходе практической работы и наблюдений выявить умение вести счет предметов.

Развивающая: способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, внимания, логического мышления.

Воспитывающая: воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной работе.

Планируемые результаты: учащиеся научатся называть числа в порядке их следования при счете; анализировать действия по выполнению счета и управлять ими; сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Сравнивать предметы по различным признакам.

Личностные УУД: развитие познавательных интересов, учебных мотивов. Умение организовать место для занятий

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий; развитие мыслительных операций: сравнение, анализ, обобщение

Коммуникативные УУД: строить диалог, учитывать позицию собеседника (соседа по парте), других учеников.

Регулятивные УУД: принимать и у читывать выделенные учителем ориентиры, действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем; осуществлять контроль и самоконтроль, развитие внимания.

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Посмотрите, все ли у вас на партах находится: тетрадь учебник пенал. Настроились на урок. Меня зовут Дарья Сергеевна и сегодня я у вас проведу урок математики.

2. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии.

На слайде картинка с животными.

- Ребята, посмотрите на картинку. Что вы здесь видите? Кто изображён над медведем? Под лисой, за деревом, между волком и зайцем?

- на слайде изображены фигуры разного цвета и разного размера. Опишите фигуры, используя слова справа и слева.

Устный счёт
1) Учитель читает задачи в стихах. Дети внимательно слушают и отвечают.

На большом диване в ряд
Куклы Танины сидят:
Две мартышки, Буратино
И веселый Чиполлино.
Помоги Танюшке сосчитать игрушки.
В класс вошла Маринка,
А за ней — Иринка,
А потом пришел Игнат.
Сколько было всех ребят?

3. Выявление места и причины затруднения.

- Один карандаш, два карандаша, продолжите….Как называется такой счёт? (количественный).

- Когда идут соревнования. Выявляются победители, а каким образом они выявляются? (Кто прибежит первым). Второе место занимает. Тот, кто прибежал вторым, а как такой счёт называется? (Мы не знаем), Это и предстоит нам узнать.

4. Реализация построенного проекта.

6. Самостоятельная работа.

Геометрическое лото.

— Выложите фигуры в ряд так, чтобы первым слева был желтый круг, далее зеленый квадрат, а желтый треугольник лежал бы после зеленого квадрата, но перед синим квадратом.
— Сколько всего фигур? Каким по счету будет желтый треугольник, если считать слева направо? А если справа налево? Переставьте местами желтые фигуры. Каким теперь по счету будет желтый треугольник, если считать слева направо? А если справа налево?


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оборудование: рабочие тетради на печатной основе, смайлики для самооценки, компьютер и мультимедийная установка.

Математика ум в порядок приводит.

Ход урока

І. Оргмомент.

Проверка готовности. Психологический настрой.

Вправо, влево повернемся

И соседу подмигнем,

  1. Создание позитивной эмоциональной атмосферы.

Мы настраиваемся на урок – путешествие со сказочным героем.

Сегодня мы будем действовать активно!

Будем внимательными и старательными!

Чтобы хорошо все знать мы будем рассуждать, считать

Свой ум развивать!

От каждого по способностям,

ІІ. Мотивация учебной деятельности.

Ожидания.

Вступительное слово учителя.

Громко прозвенел звонок –

Ни минуты не теряем.

Мы в лес за наукой сегодня пойдём,

Смекалку, фантазию нашу возьмём.

Покажите сигнальным смайликом с каким настроением вы при шли на урок. А в конце урока мы проверим, изменится ли ваше настроение после путешествия.

Путешествие наше будет интересное и не простое, а математическое. У нас на пути могут встретиться разные неожиданности. Я думаю, что мы с ними справимся. Ведь все ученики нашего класса смелые, дружные, сообразительные и находчивые, одним словом, - математики.

ІІІ. Актуализация опорных знаний учащихся.

1. Счет предметов от 1 до 10.

2. Обратный счет от 10 до 1

3. Следующее число

4. Предыдущее число

5. Соседние числа

6. С помощью чего записываются числа? Сколько всего цифр? (10) Назови их. Повторение правила: числа записывают помощью десяти цифр. (1,2,3,4,5,6,7,8,9,10).

А не заблудиться в лесу нам поможет один сказочный герой. Как его зовут мы узнаем, когда расшифруем числа.

  1. Соедини рисунки с соответствующими числами. Какими цифрами мы запишем числа?

Сколько приключений произошло с этими героями! Смешные, страшные, веселые приключения, но все они оканчивались хорошо. (Слайд №3)

Раз - прыжок, а два - присядка.

А лисята, как проснуться, (ладошками протираем глазки)

Любят долго потянуться (потягиваемся)

Обязательно зевнуть (рот ладонью прикрываем)

А волчата - спинку выгнуть (наклон вперед)

И легонечко подпрыгнуть.

Ну, а мишка косолапый,

Широко расставил лапы. ( из стороны в сторону качаемся)

А кому зарядки мало-

Начинает пусть сначала! (руки в стороны ладонями вверх)

IV. Контроль, коррекция и закрепление знаний.

  1. Работа в тетрадях на печатной основе (стр. 6-7).

Маше 6 лет и осенью ей пора идти в школу. Вот Медведь и решил подготовить ее к школе, позаниматься. Но Маше это не очень понравилось. Вот Мишка и просит нас ему помочь.

  1. Рано утром, когда медведь еще спал, Маша замесила тесто и при помощи формочек вырезала вот такие геометрические фигуры, чтобы испечь печенье.Слайд №4. (№1 стр.6 тетради).

Печенье получилось вкусное. Медведю понравилось. Он тут же принялся учить Машу.

Поможем и мы Маше посчитать геометрические фигуры и скажем ей главное правило:

Не называю предметы дважды и не пропускаю предметы

Раскрашенные фигурки – это наше печенье.

Мишка опять придумал вопросы, чтобы Машенька отвечала. Задумалась девочка. Нужна ей наша помощь.

  1. Захотела Маша себе удочку сделать, нашла веточки. А какой длины выбрать, думает. Какая подойдет? Поможем девочке, а то Мишка опять вопросы задает. Слайд №6. (№3 стр.6 тетради).

Самая длинная веточка будет нам для удочки.

Пять воробьев на заборе сидели

Один улетел, а четыре запели.

И пели, пока не сморила усталость.

Один улетел – и их трое осталось.

Сидели втроем и немного скучали.

Один улетел, двое петь продолжали.

Попели, попели, напелись, и….

  1. Продолжаем работать в тетрадях на печатной основе (стр.7)Работав парах.
  1. Возвращаемся к нашим героям. Где же они? Идут они домой, а на пути, а там ягод видимо-невидимо! Сладкие, душистые! Кушает девочка и считает.Слайд №7. (№4 стр.7 тетради). Дорисованные ягодки наши.
  2. Считалочка:

Одну ягодку берем,

А третью в ротик отправляем!

Ой, больше съесть Маша уже не может … Наелась…Слайд №8. (№5 стр.7 тетради). Зачеркнутые ягоды - наши.

Делаем упражнения под музыку (песенка Маши).

А сейчас все дружно встанем

Отдохнем мы на привале.

Кто там в ветвях прячется?

Видно только рыжий хвост…

Утром белочка проснулась,

Раз – росой она умылась,

Два - изящно покрутилась,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками не махать,

Шесть – тихонечко присесть,

Семь, восемь – лень отбросим!

  1. Продолжаем работать в тетради (стр.7).
  1. Чтобы дома скорее достичь, должны мы по тропинке красиво пройтись…Слайд №9. (№6 стр.7 тетради).

Бежит Машенька по дорожке. Дорожка прямая, длинная… А Медведь за ней, посчитай-ка отрезки… ждет девочка вашей помощи.

А карточка с цифрой у нас остается.

Устали наши сказочные герои. Пускай отдохнут. А мы выполним работу самостоятельно. Повторим правило: что такое отрезок? Что такое луч? Слайд №10. (№7 стр. 7 тетради).

V. Итог: Очень жаль, что путь недолог,

Возвращаться нам пора,

На пути, что нам встречалось,

Тема: Счёт предметов. Количественный счёт.

развивающие: развивать речь учащихся, аналитическую деятельность внимания, умение сравнивать, навыки геометрического зрения в построении отрезков; совершенствовать мыслительные операции, развивать психические процессы: память, воображение, эмоции; развивать навыки самооценки.

воспитательные: воспитывать активность, усидчивость, прилежание в процессе обучения.

корректирующие: корректировать устную речь учащихся.

здоровье сберегающие: создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке; организовать двигательную активность, гимнастику для глаз; следить за осанкой детей во время работы за партой.

Оборудование: рабочие тетради на печатной основе, смайлики для самооценки, компьютер и мультимедийная установка.

Математика ум в порядок приводит.

М. В. Ломоносов

І. Оргмомент.

Проверка готовности. Психологический настрой.

Приветствие:

Вправо, влево повернемся

И соседу подмигнем,

Создание позитивной эмоциональной атмосферы.

Мы настраиваемся на урок – путешествие со сказочным героем.

Сегодня мы будем действовать активно!

Будем внимательными и старательными!

Чтобы хорошо все знать мы будем рассуждать, считать

Свой ум развивать!

От каждого по способностям,

ІІ. Мотивация учебной деятельности.

Вступительное слово учителя.

Громко прозвенел звонок –

Ни минуты не теряем.

Мы в лес за наукой сегодня пойдём,

Смекалку, фантазию нашу возьмём.


Покажите сигнальным смайликом с каким настроением вы при шли на урок. А в конце урока мы проверим, изменится ли ваше настроение после путешествия.

Путешествие наше будет интересное и не простое, а математическое. У нас на пути могут встретиться разные неожиданности. Я думаю, что мы с ними справимся. Ведь все ученики нашего класса смелые, дружные, сообразительные и находчивые, одним словом, - математики.

ІІІ. Актуализация опорных знаний учащихся.

Устный счет.

1. Счет предметов от 1 до 10.

2. Обратный счет от 10 до 1

3. Следующее число

4. Предыдущее число

5. Соседние числа

6. С помощью чего записываются числа? Сколько всего цифр? (10) Назови их. Повторение правила: числа записывают помощью десяти цифр. (1,2,3,4,5,6,7,8,9,10).

А не заблудиться в лесу нам поможет один сказочный герой. Как его зовут мы узнаем , когда расшифруем числа.

Соедини рисунки с соответствующими числами. Какими цифрами мы запишем числа?

Сколько приключений произошло с этими героями! Смешные, страшные, веселые приключения, но все они оканчивались хорошо. (Слайд №3)

Раз - прыжок, а два - присядка.

А лисята, как проснуться, (ладошками протираем глазки)

Любят долго потянуться (потягиваемся)

Обязательно зевнуть (рот ладонью прикрываем)

А волчата - спинку выгнуть (наклон вперед)

И легонечко подпрыгнуть.

Ну, а мишка косолапый,

Широко расставил лапы . ( из стороны в сторону качаемся)

А кому зарядки мало-

Начинает пусть сначала! (руки в стороны ладонями вверх)

IV. Контроль, коррекция и закрепление знаний.

Работа в тетрадях на печатной основе (стр. 6-7).

Маше 6 лет и осенью ей пора идти в школу. Вот Медведь и решил подготовить ее к школе, позаниматься. Но Маше это не очень понравилось. Вот Мишка и просит нас ему помочь.

Рано утром, когда медведь еще спал, Маша замесила тесто и при помощи формочек вырезала вот такие геометрические фигуры, чтобы испечь печенье.Слайд №4. (№1 стр.6 тетради).

Печенье получилось вкусное. Медведю понравилось. Он тут же принялся учить Машу.

Поможем и мы Маше посчитать геометрические фигуры и скажем ей главное правило:

Не называю предметы дважды и не пропускаю предметы

Раскрашенные фигурки – это наше печенье.

Мишка опять придумал вопросы, чтобы Машенька отвечала. Задумалась девочка. Нужна ей наша помощь.

Захотела Маша себе удочку сделать, нашла веточки. А какой длины выбрать, думает. Какая подойдет? Поможем девочке, а то Мишка опять вопросы задает. Слайд №6. (№3 стр.6 тетради).

Самая длинная веточка будет нам для удочки.

Физпауза (гимнастика для пальчиков):

Пять воробьев на заборе сидели

Один улетел, а четыре запели.

И пели, пока не сморила усталость.

Один улетел – и их трое осталось.

Сидели втроем и немного скучали.

Один улетел, двое петь продолжали.

Попели, попели, напелись, и….

Продолжаем работать в тетрадях на печатной основе (стр.7) Работа в парах.

Возвращаемся к нашим героям. Где же они? Идут они домой, а на пути, а там ягод видимо-невидимо! Сладкие, душистые! Кушает девочка и считает.Слайд №7. (№4 стр.7 тетради) . Дорисованные ягодки наши.

Одну ягодку берем,

А третью в ротик отправляем!

Ой, больше съесть Маша уже не может … Наелась…Слайд №8. (№5 стр.7 тетради). Зачеркнутые ягоды - наши.

Делаем упражнения под музыку (песенка Маши).

А сейчас все дружно встанем

Отдохнем мы на привале.

Кто там в ветвях прячется?

Видно только рыжий хвост…

Утром белочка проснулась,

Раз – росой она умылась,

Два - изящно покрутилась,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками не махать,

Шесть – тихонечко присесть,

Семь, восемь – лень отбросим!

Продолжаем работать в тетради (стр.7).

Чтобы дома скорее достичь, должны мы по тропинке красиво пройтись…Слайд №9. (№6 стр.7 тетради).

Бежит Машенька по дорожке. Дорожка прямая, длинная… А Медведь за ней, посчитай-ка отрезки… ждет девочка вашей помощи.

А карточка с цифрой у нас остается.

Самостоятельная работа.

Устали наши сказочные герои. Пускай отдохнут. А мы выполним работу самостоятельно. Повторим правило: что такое отрезок? Что такое луч? Слайд №10. (№7 стр. 7 тетради).

V. Итог: Очень жаль, что путь недолог,

Возвращаться нам пора,

На пути, что нам встречалось,

VI. Рефлексия.

А сейчас покажите сигнальчиком с каким настроением вы заканчиваете урок.


Читайте также: