Старичок лесовичок конспект занятия

Обновлено: 01.07.2024

Цель: провести занятие в виде игры-путешествия для расширения кругозора детей, формирование экологической культуры.

  • развивать творческое воображение и коммуникативное общение в процессе игры;
  • формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь;
  • воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром я обнаружила на столе необычное послание. Сейчас я вам его зачитаю.

В гости вас к себе зову.

Пусть на солнечной опушке

Игры, конкурсы, забавы.

Приглашаю к себе всех.

В лесу хожу я каждый день.

Все в лесу мне интересно:

Я веселый старичок,

Ну что, ребята, примем приглашение веселого Старичка-Лесовичка? В помощь нам он прислал путеводитель, который не позволит заблудиться во владениях лесного хозяина. Итак, отправляемся в путь!

Воспитатель: Вот мы и на лесной поляне. Посмотрите, как много деревьев и кустарников! А чем же отличается куст от дерева?

– Правильно! А какие виды деревьев вы знаете? (Лиственные и хвойные.) Давайте вспомним названия деревьев и кустарников. (Дети берут карточки и называют растения.)

(Дети выполняют задание.)

Воспитатель: Вы справились с заданием, и мы идем дальше. Вот и тропинка пройдя по которой мы попадем на следующую полянку.

– Правильно, птицы! А голоса каких птиц вы слышали?

(Сорока, дятел, кукушка, ворона, сова, воробей.)

Но их не калечит,

А только лечит. (Дятел.)

Самая болтливая. (Сорока.)

А станет светло -

Спать летит в дупло. (Сова.)

К зернышкам прыг!

Важно ходит возле дома

Кар-Кар-Кар вдруг закричит,

И спокойно улетит.

Очень хитрая персона,

А зовут её (Ворона.)

Нам поёт ку-ку, ку-ку?

Всем в лесу она подружка,

А зовут её - (кукушка).

– Посмотрите на изображения птиц. Давайте разделим их на две группы. Как вы думаете, на какие группы? (Зимующие и перелетные.)

Дети берут карточки и делятся на две группы. Отвечают на вопросы: кто это, чем питается, как кричит.

– Как человек может помочь птицам зимой?

На нашей земле много птиц и все они разные: по величине, по способу питания, по месту обитания.

Мы разделимся на две группы. Одна группа птиц – это травоядные и насекомоядные птицы. Во второй группе будут сова, орел, филин, воробей, журавль, сорока.

Воспитатель: Наше путешествие по лесу продолжается. И мы идем по следующей тропинке. А какая она? (Широкая и короткая.)

– Ой! Ребята! Я слышу чей – то плачь! Да это же детеныши животных, они потерялись и ищут своих мам! Давайте им поможем.

Воспитатель раздает карточки взрослых животных.

– На какие группы можно разделить этих животных? (Дикие и домашние.) А почему их так называют?

(За домашними животными ухаживает человек, а дикие животные - живут в лесу и ищут пищу самостоятельно.)

– Молодцы, вы помогли мамам найти их малышей. Наше путешествие продолжается и мы идем дальше. А вот и следующее задание от Старичка – Лесовичка! Конверт, а в нем карточки, он просит ответить на вопрос, кто здесь лишний и почему?

Воспитатель: Наше путешествие заканчивается, но что бы попасть домой нам нужно выполнить последнее, самое сложное задание Старичка – Лесовичка. Нужно сложить из частей картинку и назвать, что получится.

Дети подходят по 2 человека к столам, на столах – конверты с разрезными картинками.

Вот картинки разрезные,

Непонятно, что на них.

Вы картиночки сложите,

Про птиц, животных расскажите.

Дети собирают картинку и рассказывают о животном или птице, которое у них получилось.

Воспитатель: Ребята! Вы – молодцы! Так хорошо отвечали. Скажите, а вам понравилось сегодня наше путешествие? Какая игра вам понравилась больше? Почему? (Ответы детей.) Я думаю, что и Старичок – Лесовичок остался довольным. И всегда будет рад видеть вас в своих владениях. А на прощание он хочет угостить вас лесными лакомствами. (Корзиночка с грибочками и орешками.)

Цель: Уточнить и расширить представление детей о лесе.

Познакомить детей с разными видами леса:

(смешанные – в них растут разные деревья и кустарники; хвойные – темные леса – тайга; березовые рощи, где растут одни березы – светлые леса; сосновый бор – одни сосны.)

• Учить видеть красоту лесного пейзажа на картинах художников.

• Закрепить знания детей о том, что лес – это общий дом для растений и животных.

• Воспитывать интерес к жизни леса, бережное отношение к растениям, желание беречь природу, которая нас окружает.

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный, наглядный, словесный, игровой.

Оборудование: картинки с изображением деревьев, кустарников, ягод, грибов; картины художников с изображением леса в разное время года.

Ход занятия

В. Ребята, сегодня я вам хочу рассказать о том, что лес- это богатство России. Он имеет огромное значение в жизни человека. В лесу человек отдыхает; укрепляет свое здоровье, наслаждается тишиной и лесными запахами. От леса человек получает ягоды, орехи, древесину, пушнину (мех). Поэтому мы с вами должны заботиться о лесе; правильно вести себя на отдыхе: не ломать ветки деревьев, не жечь костры, не разрушать условия жизни животных и насекомых.

В. Ребята, вы хотели бы побывать в лесу?

В. Ну как же нам туда попасть? Давайте попробуем произнести волшебные слова.

Инти – инти – интерес

Помоги попасть нам в лес

(Дети повторяют слова и на экране появляются изображение леса, слышен шум и птичьи голоса).

В. Ребята, вот мы с вами и в лесу! Посмотрите как здесь красиво, птички поют, слышите?

(Дети прислушиваются)

В. Ой, я слышу какой-то странный звук. (шорох)

Кто же это там спрятался?

Л. И совсем нет, я очень рад, что вы решили меня навестить.

А чтобы нам не было скучно, давайте с вами поговорим о лесе.

Кто-нибудь был в лесу?

Что растет в лесу?

Какие обитают животные?

Самые главные жители леса – деревья, их очень много

(показ видеоматериала – предметные картинки деревьев)

Л. Как же называются эти деревья?

(Дети отвечают)

Л. А как вы узнали дуб, ель, сосну?

загадывает загадку: Висит – зеленеет

(лист дерева)

В чаще леса, вдоль тропинок

Он стоит среди осинок.

Шляпка есть, но нет пальто.

Отгадайте, это кто?

(Подосиновик)

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек.

В шляпках разноцветных,

Издали заметных, собирай,

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту,

(Подосиновик)

Нет грибов дружней, чем эти.

Знают взрослые и дети –

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу.

Белый гриб Мухомор

Белый гриб-боровик Возле леса на опушке,

Всех грибов отличнее: Украшая темный бор,

Богатырь-лесовик Вырос пестрый, как Петрушка

С головой коричневой. Ядовитый мухомор.

На полянке у дорожки Черненькая, маленька, сладенька,

Красные горошины Ребятам миленька.

Кто мимо пройдет, (Черника.)

Всяк в рот к себе кладет.

Л. Да, ребята, вы большие молодцы!

Лес – деревья - водопад

Возвращаемся мы в сад.

(Дети отвечают)

В. Ребята, я вам ещё хочу сказать, что лес – это замечательное природное богатство. Туда ходят не только за грибами и ягодами, в лес ходят отдыхать, наслаждаться тишиной, прохладой, чистым воздухом, пением птиц, лесными шорохами. Лес надо беречь и ценить, он красив во все времена года.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: дать представление о съедобных и ядовитых грибах и ягодах;

1. научить различать грибы по картинкам и тем признакам, которые приводятся в загадках и объяснениях воспитателя;

2. закрепить правила первой помощи при отравлении;

3. продолжать учить работать с алгоритмами;

4. воспитывать бережное отношение к природе;

5. воспитывать внимательность и быстроту при выборе съедобных и не съедобных грибов во время игры;

Материал: картинки: ядовитые и съедобные грибы и ягоды;

Методы и приемы:

Словесные (загадки, беседа, стихи), игровые (дидактическая игра), наглядные (иллюстрации грибов, алгоритмы), танцевальный (ритмический танец), практические.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, кто это к нам пришел? (заходит Старичок - лесовичок).

Старичок-лесовичок: Здравствуйте, ребятушки

Дети: Здравствуй, Старичок-лесовичок!

Старичок-лесовичок: Пришел я к вам, чтобы пригласить вас в мой чудесный лес за грибами да ягодами. Любите собирать грибы да ягоды?

Воспитатель: Ребята, поедем в лес на электричке, но не простой, а грибной (дети встают друг за другом, изображая поезд)

Едут в электричке

Волнушки и лисички.

Со станции Пригоркино

На станцию Ведеркино,

Со станции Подъелкино

На станцию Засолкино.

Колеса со старанием

По рельсам тарахтят.

Везут по расписанию

Со станции Полянкино

На станцию Сметанкино,

Со станции Пеньковкино

На станцию Духовкино.

У мухомора хитрый вид,

Забрался в поезд и сидит,

Но вот заходит контролер,

И безбилетник - мухомор

Краснеет от позора.

Приподнимает свой берет

К билету прилагаются

С названиями станций.

Старичок-лесовичок: Ну, а мы с вами приехали на станцию Загадкино. Сейчас проверим, знаете ли вы грибы.

Растут в лесу сестрички, Рыжие.

Я в красной шапочке расту

Под стройною осиною,

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я. Дети: Подосиновик.

На пеньке сидят ребята

Средь молодых сосенок

В блестящей темной шапочке

Под березою растут,

Как же их зовут?

Старичок-лесовичок: Молодцы, ребята, и последняя загадка:

На толстой белой ножке

Наверняка любой грибник

Воспитатель: Вот сколько съедобных грибов мы положили в свои корзинки!

- Ребята, будьте осторожны в лесу с грибами. Если не быть внимательными, то в вашу корзину залезут не прошеные гости. Угадайте, какие?

Ножка белая, прямая,

Шапка красная, большая,

А на шапке, как веснушки,

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Дети: Мухомор (воспитатель показывает иллюстрацию).

В лесу есть грибы, что не надо искать,

Много растет их на каждой полянке,

Но эти грибы нельзя трогать и брать –

Яд в них опасный. Это.

У него невзрачный вид,

Воланчик на ножке его не украсил.

Ты не трогай этот гриб,

Учти, он очень ядовит!

Смотри, не бери его с полянки.

Дети: Бледной поганкой.

Воспитатель: Молодцы, ребята, съедобные грибы мы с вами собрали, а ядовитые оставили в лесу.

Старичок-лесовичок: Но запомните, ребята, грибы, которые вы не знаете, оставьте на полянке, не топчите, не сбивайте. Уж я-то, Лесовичок, знаю, что все грибы в моем лесу нужны. То белочка грибок съест, то ежик, а мухоморами в лесу лоси лечатся. Они нужны лесу.

Воспитатель: Старичок-лесовичок, ребята у нас все хорошие, они никогда не будут безобразничать, они знают, как надо вести себя в лесу. Правда, ребята?

На полу расставлены фишки: красные - мухоморы, разноцветные - хорошие грибы. Съедобные грибы дети собирают в корзину. Следят, чтобы ни один красный мухомор не попал туда и не упал. Соревнуются 2 команды, затем идет подсчет грибов, проверяется, нет ли среди них ядовитых грибов.

Старичок-лесовичок: Молодцы, ребята, теперь я вижу, что вы никогда не причините вреда моему лесу.

Воспитатель: Сбор грибов - занятие увлекательное, но таящее в себе большой риск.Много людей попадает в больницы из-за отравления грибами, иногда даже бывают смертельные случаи. Поэтому, ребята, давайте еще раз хорошо запомним ядовитые грибы (Лесовичок предлагает иллюстрации, дети называют грибы).

Воспитатель: Ребята, но бывает так, что грибы растут не только в лесу, но и в городе, в парке, в сквере, на участке детского сада. Запомните: грибы в городе, даже если они съедобны, опасны. Они содержат много нитратов. Грибы поглощают выхлопные газы, радиацию. Поэтому, встретив гриб в городе, растопчите его или покажите взрослым. Учите маленьких братьев и сестер этим несложным правилам.

Старичок-лесовичок: В моем лесу растут не только грибы, но и чудесные ягоды.

Воспитатель: А ребята знают лесные ягоды. Назовите их.

(Воспитатель показывает иллюстрацию, дети называют.)

Дети: Малина, земляника, ежевика, костяника, черника, брусника, рябина, шиповник и др.

Старичок-лесовичок: Ай да молодцы, но будьте осторожны, в лесу притаились и ядовитые ягоды

(показывает иллюcmpaцuю и называет ягоды: волчья ягода, вороний глаз, дурман и др.)

Воспитатель: Спасибо тебе, Лесовичок, за науку. А знаешь ли ты,что необходимо делать, если ты вдруг съел ядовитую ягоду или гриб?

Старичок-лесовичок: Нет, не знаю.

Воспитатель: А ребята знают, они тебя научат. Правда, ребята?

Воспитатель: Давайте назовем правила первой помощи при отравлении (достает алгоритмы).

1. Если ты вдруг съел незнакомую ягоду, скорее скажи об этом взрослым.

3. До прибытия врача нужно выпить не менее одного литра воды и вызвать рвоту. Так повторяют 5 раз.

Воспитатель: Запомните, ребята, и ты, Лесовичок, каждая упущенная минута может, стоить жизни. Но будем надеяться, что с нами этого не случится, потому что вы очень хорошо запомнили ядовитые грибы и ягоды и они никогда не попадут в вашу корзину.

Дети: Спасибо, Лесовичок!

Воспитатель: И на прощанье, подарим ему танец. Лесовичок, и ты становись с нами, мы и тебя научим.

И.п. - стоя, руки на поясе, пятки вместе, носки врозь.

1-й такт - вперед правую ногу и 2 раза слегка ударить носком о пол.

2-й такт - вернуться в и.п.

3-4-й такты - те же движения другой ногой.

5-й такт - прыжком ноги врозь, руки в стороны.

1-й куплет. Запев.

1-й такт - полуоборот направо, правую ногу вперед на носок, руки в стороны вниз.

3-4-й такты - то же самое.

Повторить движения 5-8 тактов вступления 2 раза.

2-й куплет. Запев.

1-2-й такты - 2 раза наклон головы (кивок)

3-й такт - поворот головы направо.

4-й такт - тоже налево.

Движения повторяются соответственно музыке.

3-й куплет. Запев.

Движения повторяются в соответствии с музыкой.

Старичок-лесовичок: Спасибо вам, ребята за танец. Вы мне очень понравились. Буду рад еще видеть вас у себя в гостях, в лесу. До свидания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект НОД для детей подготовительной группы по теме "В гости к старичку Лесовичку" В ходе занятия дети в игровой форме систематизируют и закрепляют знания о лесе, его обитателях, формируют представления о бережном отношении к природе.


Конспект НОД для детей подготовительной группы

Цель: систематизация и обобщение знаний детей о лесе, его обитателях и правилах поведения в лесу.

Задачи: Образовательные: Систематизировать знания детей о лесе, как природном сообществе, учить ориентироваться по карте (плану), знакомить с обозначениями на карте, учить слушать и различать голоса птиц.

Развивающие: Развивать внимание, координацию движений, мыслительные операции, логическое мышление. Формировать эмоциональное восприятие образа природы средствами художественного творчества, звуками природы. Воспитательные: Формировать умение правильно вести себя в природе. Развивать навыки совместной деятельности.

Правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. Воспитывать интерес к жизни леса, его обитателям.

Методы и приемы: словесные (беседа, художественное слово), наглядные (д/игры, рассматривание иллюстраций, картинок), практические (рисование, аппликация)

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, загадывание загадок, наблюдения на прогулках за птицами, деревьями. Беседы о том, что нас окружает.

1 Организационная часть.

- Ребята, посмотрите, что - то лежит на столе. Это письмо, давайте узнаем от кого оно. (читаем письмо)

Я весёлый старичок

Знаю лес и лес люблю

В гости вас к себе зову

Пусть на солнечной полянке

Раздаётся звонкий смех

Игры, конкурсы, забавы

Приглашаю к себе всех.

- Ну, что, ребята, примем приглашение Старичка Лесовичка? (да)

В помощь нам он прислал карту маршрут, которая не позволит заблудиться в лесу, давайте рассмотрим карту (рассматриваем).

- Итак, отправляемся в путь. Но, прежде, чем мы отправимся, давайте вспомним правила поведения в лесу (рассматриваем картинки, называем).

-Отправляемся по нашему маршруту и попадаем на полянку " Звуки леса".

- Что можно услышать в лесу? (шелест листьев, журчание ручьёв, пение птиц).

Лес без песен не бывает,

Всюду птицы распевают,

Сойки, иволги, дрозды

Могут петь на все лады.

Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели.

Раз, два, три, четыре, пять, (хлопают в ладоши)

Нам пора букет собрать

Раз присели, два присели,

На ромашки посмотрели

Вправо, влево повернулись,

- Продолжим наше путешествие! Вот мы попали на цветочную полянку. Только, что случилось, все цветы пропали. Давайте украсим луг цветами. Для этого нужно отгадать загадки о растениях леса. Детям загадывают загадки. После отгадывания на зеленый лист прикрепляют цветок.

Белым шариком пушистым Что же это за девица:
Я красуюсь в поле чистом. Ни швея, ни мастерица,
Дунул легкий ветерок – Ничего сама не шьет,
И остался стебелек. А в иголках круглый год?
(Одуванчик) (ель)

Синенький звонок висит, Подскажи, мне, как у елки
Никогда он не звонит. Называются иголки?
(Колокольчик) (хвоя)

Стоит Алена Эту травку ты не тронь:
Платок зеленый, Жжется больно, как огонь.
Тонкий стан, (крапива)
Белый сарафан.
(Береза)

У меня длинней иголки, чем у елки. Ягоды не сладость,

Очень прямо я расту в высоту. Зато глазу радость.

Если я не на опушке, И садам украшение,

Ветви-только на макушке. Птицам – угощение.

Бусы красные висят, Куст колючий и с шипами,

Из кустов на нас глядят. Но, с полезными плодами.

Очень любят бусы эти (шиповник)

Дети, пчёлы и медведи.

- На нашу полянку прилетели бабочки. (дети имитируют движения бабочек.

Утром бабочки проснулись,

Раз, росой они умылись,

Два – изящно покружились,

Три – нагнулись и присели

На четыре – улетели.

- Молодцы, ребята. Все загадки отгадали. Идем дальше.

- И с этими заданиями вы справились. Посмотрите, впереди болото. Нужно по кочкам перепрыгнуть через него.

лиса – нора, дятел – дупло, медведь – берлога, волк – логово, птица – гнездо, паук – паутина)

Читайте также: