Конспект урока по изо графика 6 класс

Обновлено: 03.07.2024

Направление: средняя школа.

Предмет: Искусство.

Продолжительность : 45 мин.

Вид урока: рисование по памяти и представлению.

Тип урока: урок закрепления знаний с применением ИКТ.

Цель урока : написать открытку на предложенную тему; скорректировать умения и навыки учащихся в изображении пейзажной композиции.

- ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: развитие воображение, творческой и познавательной деятельности;

- РАЗВИВАЮЩИЕ: научить отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании художественных произведений; развивать образное мышление, зрительную память.

- ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитывать любовь к искусству; воспитывать интерес к природе, умение видеть красоту, гармонию, прекрасное в пейзаже; активизировать познавательный интерес к творчеству и созиданию.

- ЛИЧНОСТНЫЕ: проявляют интерес к изучению нового материала, познавательную активность; осознают свои интересы и цели; осознают творческий характер зрительского восприятия, целостность мира и многообразие взглядов на него.

- РЕГУЛЯТИВНЫЕ: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с ним, оценивают свои достижения на уроке.

- ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: учатся сравнивать объекты переднего и заднего плана, изображать глубину в картине и линию горизонта; познают многообразие образов и красок в изображении пейзажа.

- КОММУНИКАТИВНЫЕ: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач (выражают и контролируют эмоции, адекватно оценивают свою работу); делают выводы.

Оборудование:

Для учителя : классная доска, компьютер , проектор, лист ватмана А3, гуашь, кисточки, палитра.

2. Для учащихся: ; гуашь, кисточки, палитра, салфетки, лист ватмана А3, согнутый вдвое.

Этап урока с указанием минут

Содержание учебного материала, деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Здравствуйте, садитесь. Я вижу, вы к уроку готовы, все необходимое у вас на столах. Аккуратно закрепим скотчем лист ватмана формата А4.

Организация рабочего места.

- Ребята, на доске я скрыла тему урока, которую предлагаю Вам отгадать – это один из способов поздравления. Для этого я задам вопросы, кто ответит правильно, может открыть две буквы в любом порядке.

- Ребята, Какой праздник все мы с вами ждем?

- Вы уже придумали, как вы будете поздравлять своих близких и друзей?

- Какими способами можно поздравить человека, если он живет очень далеко?

(пошлем посылку с подарком, пошлем СМС, подарю открытки и т.д.)

(выслать ему открытку)

3. Цель урока (1 мин)

Открытку конечно можно купить в магазине, но лучший подарок – это подарок, выполненный своими руками. Значит какова цель нашего урока? (Что мы должны сделать? Чему научиться?)

(Запись цели учителем на доске – Создание открытки.)

4. Мотивация, обращение к жизненному опыту (2 мин.)

- Каждый из Вас не раз в своей жизни конечно дарил открытки. А что вы знаете об открытках?

- Я предлагаю пополнить Ваши знания и просмотреть несколько слайдов.

(Включает презентацию и озвучивает)

5. Получение новых знаний

Открытка – дословно означает открытое письмо.

Первые открытки появились не так уж давно: каких-то 150-200 лет назад во Франции, Англии, Китае. Но путь появления и предназначения открытки в каждой из стран был различным.

А вот новогодняя поздравительная открытка появилась в Англии. Первую рисованную рождественскую открытку нарисовал Добсон - английский художник и лично вручил её своему другу в 1794 году.

- На картинке была изображена счастливая семья возле ёлки и зимний пейзаж. Художник не придал особого внимания своему изобретению, он просто хотел поздравить своего друга необычным способом. Фактически это была ещё не открытка, а рождественская поздравительная карточка.

Первая в мире почтовая новогодняя открытка, произведённая промышленным способом, увидела свет в канун 1843 года. Идея принадлежит англичанину государственному деятелю, художнику- проектировщику Генри Коулу.

- С тех пор обычай поздравлять своих близких с Новым годом почтовыми открытками завоевал весь мир.

- В Россию открытки поначалу привозились из-за границы, в основном из Германии. Первые отечественные открытки были выпущены в Петербурге к Рождеству 1898 года.

В дореволюционной России на таких открытках изображались пейзажи зимней русской природы с занесенными снегом избушками, а также лихие русские тройки.

- В наше время открытки изготавливают любых размеров и из различных материалов. А предназначение открытки может быть не только поздравительным, но и рекламным, деловым, пригласительным, политическим и т.д.

- Сегодня я предлагаю вам создать художественную поздравительную открытку самостоятельно, на которой будем писать зимний пейзаж.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип урока - комбинированный

1. Обучающая :

2. Воспитывающая:

Формирование интереса к творчеству художников нашей области; знакомство с творчеством В.П.Манзи; формировать аккуратность и чувство меры во время творческой работы.

3. Развивающая :

Формирование умений и навыков работы в технике монотипии; развитие творческой фантазии и воображения; формирование интереса к данной технике.

Методы обучения: словесный, наглядный, индивидуальная творческая работа.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование:

· Конверт с работами и фотографией В.П.Манзи

· Таблица и рисунки свойств пространства

· Краски акварельные или гуашь

· Баночка с водой

· Кисти широкие и тонкие

· Клише для отпечатков

· Несколько листов бумаги

Схема урока

1. Оганизационный момент - 1 мин.

3. Знакомство с творчеством художника нашей области – В.П.Манзи (слайды) - 5 мин.

4. Повторение свойств пространства (заполнение таблицы) - 5 мин.

5. Творческая работа - 20 мин.

6. Подведение итогов - 3 мин.

7. Домашнее задание - 1 мин.

1.Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Настрой на урок:

- Здравствуйте, ребята! Какой сегодня хороший день. У всех отличное настроение. И урок у нас не похожий на другие….

- Это пакет из Союза художников города Петропавловска. Здесь написано, что он откроется, когда мы отгадаем секретное слово, которое зашифровано вот в этом кроссворде.

На доске появляется изображение кроссворда.

- Вы готовы к расшифровке. Первый вопрос:

Если видишь на картине –

Или ель и белый иней,

Или сад и облака.

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина называется… (пейзаж).

Слово появляется в кроссворде.

- Молодцы! Это часть темы урока.

Появляются изображения графических пейзажей.

- Кто уже определил в каком виде изо выполнены эти пейзажи? (в графике).

Слово появляется в кроссворде.

- Очень хорошо! Это вторая часть темы урока.

Появляется запись темы на доске.

- Вы знаете, что графика делится на оригинальную и печатную. Как называется вид графики, которую получают путем печати. (гравюра).

- Как называется доска, с которой получают гравюру. (клише).

Если дети затрудняются ответить, можно обратиться к учебнику (стр.45).

Слово появляется в кроссворде.

- Оттиск, получаемый с клише, называют. (эстамп).

Слово появляется в кроссворде.

На доске появляются рисунки-ребусы.

v Линолеум . град , ра (линогравюра)

v сила О . фотография (ксилография)

v Ле И то . география (литография)

v О фортуна . (офорт)

- Отгадайте, какие виды гравюр здесь зашифрованы. (линогравюра, ксилография, офорт, литография).

Кроссворд заполнен. Вертикальное слово выделяется цветом и звучит сигнал.

Возьмите клише – это фотобумага. Нанесите краску. Сверху вниз до середины листа – голубую, добавьте белой и желтой, кое-где можно розового. Далее нанесите краски цвета земли. Приложите лист бумаги и придавите. Снимите отпечаток и положите просохнуть. Если сразу опечаток не получился, сделайте еще один.

3.Знакомство с творчеством В.П.Манзи.

- А сейчас мы можем открыть пакет. Как вы думаете, что там? Вот так сюрприз! Это монотипии нашего земляка Василия Петровича Манзи.

На доске появляются фотография и работы В.П.Манзи.

Им выполнено более 3000 линогравюр, монотипий, акварелей, экспонирующихся в домах-музеях С.Есенина и И.Шухова, имеются в частных коллекциях любителей искусства Казахстана, России, Израиля, Германии, США, Новой Зеландии, Монголии, Канады и других стран мира. В своих работах В.П.Манзя объясняется в любви к родной земле.

4.Повторение свойств пространства.

- Для того, чтобы правильно и выразительно изобразить пейзаж, как В.П.Манзя, необходимо знать свойства пространства.

Появляется таблица и рисунки.

- Назовите свойства пространства. Для этого сравните первый и второй планы рисунков.

5.Практическая работа.

- Вот и настал момент, применить эти свойства в творческой работе. Помогут вам в этом краски и сухие листья. Основа для пейзажа уже есть.

Показ через вэб-камеру мастер-класса.

- Возьмите лист и покройте его краской в зависимости от плана. Если это первый план, то лист покрываем с обратной стороны. Если - второй, то с лицевой. Прикладываем лист окрашенной стороной к бумаге и прижимаем, чтобы получился отпечаток.

Самостоятельная работа учащихся.

- Какое впечатление вызывают у вас работы?

6.Подведение итогов.

- Что вы сегодня на уроке повторили?

- Что нового узнали?

7. Выставление оценок.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Здравствуйте, ребята. На прошлом уроке мы говорили с вами о том, какие бывают виды изобразительного искусства. Сегодня мне хотелось бы наиболее подробно остановиться на таком виде искусства, как графика . Графика это вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изображаемых средств линии, штрихи и пятна. Материалами графики могут служить: карандаши, фломастеры, тушь, мягкие материалы.

В основе графики лежит рисунок -изображение на плоскости, создаваемое средствами графики, а все художественные рисунки называются графическими произведениями .

Существует множество графических техник, а главное целей, для которых создаются рисунки. Также существуют разные виды рисунка :

Набросок – рисунок, сделанный очень быстро, выразительно. Основная задача - ухватить пластику, характер. Особенно интересные наброски могут получиться если рисовать человека в движении, например, в цирке или во время танца.

Зарисовка - более длительный рисунок. Выполняется с целью изучения натуры. Это может быть портретная зарисовка, архитектурная зарисовка, зарисовка растения и т.д.

Технический рисунок – рисунок, выполненный с целью объяснить как устроена некая деталь или машина.

Рисунок лежит в основе мастерства художника, и чтобы им овладеть, нужно, прежде всего, много наблюдать.

Как я сказала ранее, основными графическими средствами графики являются линия, штрих и пятно. Но ключевую роль играет линия. О ней сейчас и пойдёт речь.

Если вы посмотрите вокруг, то убедитесь, что в природе линий не бывает. Но линией мы обозначаем контур предмета. Давайте подумаем и запишем на доске, какие бывают линии?

- дети отвечают (длинные, короткие, волнистые, отрывистые, толстые, тонкие. )

Так же линии могут различаться и по своему характеру. Например: лихая, строгая, смелая, спокойная.

А если вы посмотрите на свой почерк, то заметите, что даже он полностью состоит из линий. У каждого есть своя манера вести линию. Почерк может быть разным: строгим, уравновешенным, энергичным…

1) И первое задание, которое я вам дам, это написать определённые слова. Причём, написать их нужно крупно и выражая свою эмоцию к ним. И первое слово, это ваше имя, затем ВОСТОРГ, ВЕТЕР, ТИШИНА, ЗЛОСТЬ. А теперь напишите любое слово:

-почерком очень аккуратного, сдержанного человека;

-человека, который спешит;

-как будто экономите место;

-почерком уверенного человека;

-почерком робкого человека.

2) Ну вот, мы узнали, что линии бывают разные по характеру, и теперь я предлагаю вам перейти к следующему, более сложному и не менее интересному заданию, в котором линия снова играет главную роль. И так, вам нужно разделить лист бумаги напополам карандашом. На одной половине листа вы изобразите природу в состоянии статики (это может быть лес, река с берегом, цветы, травы и колосья), соответственно на другой половине листа природа должна находиться в состоянии динамики (ветер, шторм, метель..).

Нажмите, чтобы узнать подробности

урока по изобразительному искусству

Будниковой Елены Юрьевны.

Тип урока: комбинированный урок

Цель урока: Закрепить знания учащихся, полученные на предыдущем уроке – приемы рисования головы человека. Познакомить учащихся с особенностями графического портрета; развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер и внутренний мир человека.

Образовательные: Повторить пропорции и мимику лица, приемы изображения головы человека, обучить технике рисования графическими средствами.

Развивающие: Способствовать развитию творческой и познавательной активности; развивать наблюдательность, зрительную память, глазомер.

Воспитательные: Воспитывать любовь к искусству; воспитывать интерес к человеку, умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к творчеству и созиданию.

Личностные УУД: Уважительно относиться к искусству; понимать роли культуры и искусства в жизни человека; уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Регулятивные УУД: овладевать выразительными средствами изобразительного искусства — композицией, линией, цветом, различными художественными материалами для воплощения собственного художественно-творческого замысла; уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; находить варианты решения различных художественно-творческих задач; уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность и работу в паре; уметь организовать место занятий.

Познавательные УУД: стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализировать информацию, самостоятельно делать выводы.

Коммуникативные УУД: оказывать помощь и сотрудничество в процессе творческой деятельности; овладеть умением вести диалог; умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос; оформлять свои мысли в устной речи; отстаивать и аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своему мнению, договариваться с людьми иных позиций, понимать точку зрения другого.

Оборудование:

Ход занятия:

Этап урока с указанием минут

Содержание учебного материала, деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приветствие. Проверка готовности.

Организация рабочего места.

Повторение пройденного. Изучение нового материала.

— Ребята, посмотрите на репродукции на слайде. К какому жанру относятся эти картины? Правильно, это портреты. Ранее на уроках ИЗО вы знакомились с жанром портрета, изучали его виды и особенности.

— Какие вы знаете виды портретов?

— Какими материалами художник может нарисовать портрет? (красками — акварелью, маслом; карандашами; пастелью и т.д.)

— Чтобы вспомнить материал прошлых уроков, решим кроссворд, который поможет нам обобщить наши знания о портрете (использован кроссворд, опубликованный на сайтах infourok.ru; nsportal.ru)

Вопросы к кроссворду:

Вид портрета, чаще всего используемый художниками, изображающий человека не в полный рост – (поясной)

Портрет, с которого на нас смотрят несколько лиц – (групповой)

То, что лежит в основе любого портрета – (пропорции лица)

Разновидность портрета, используемая в скульптуре – (бюст)

Портрет, который показывает общественное положение человека, выполняемый всегда на заказ – (парадный)

Портрет, раскрывающий индивидуальные особенности человека, его внутренний мир – (камерный)

Картина человека, написавшего свой портрет – (автопортрет)

— Итак, ребята, что же такое портрет?

— На сегодняшнем уроке мы познакомимся с графическим портретным рисунком.

— Искусство графики представляет собой изображение на плоскости чего-либо линиями и штрихами. Скажите, с помощью каких материалов художник выполняет графический рисунок?

— Графический рисунок наносится на лист бумаги с помощью карандаша, туши, пастели, угля, восковых мелков. Графический портрет дает нам возможность более быстрыми в исполнении средствами передать характерные черты человека и его индивидуальность, одухотворенность, движения его души. Условность и лаконичность языка — вот главные черты графического портрета. Начиная с эпохи Возрождения (Ренессанса) рисунок рассматривался как основа изобразительного искусства. Считалось, что любой художник, будь то живописец, скульптор или архитектор, должен уметь рисовать, поскольку чувство формы, формируемое рисунком, универсально.

— Рассмотрим подробнее графические портреты известных художников.

Леонардо да Винчи (1452-1519)

Питер Пауль Рубенс (1577-1640)

Крупнейший фламандский живописец эпохи барокко. Рисунки художник выполнял в основном сангиной или углем (учитель показывает материал - сангину и уголь), чтобы показать заказчику, как будет выглядеть тот или иной фрагмент картины. На слайде — эскиз к портрету инфанты Изабеллы. Инфанта — титул принцессы королевского дома (в Испании и Португалии). Портрет выполнен углем. Тонкими штрихами художник подчеркивает нежность и юность изображаемой девушки. Портрет Сусанны Фурман выполнен черным мелом, сангиной. Художник использовал белый мел, чтобы передать освещенные места, а мелкие детали подчеркнул тушь.

Илья Ефимович Репин (1844-1930)

Русский художник-живописец. Портреты Репина, исполненные карандашом или пером, как правило, обладают и крепкой формой, и верной, точной характеристикой модели. На слайде — портрет Татьяны Мамонтовой. Лицо написано мягко, подчеркивает черты девушки. Чтобы выделить лицо, художник использует темный фон, что создает контрастность. Портрет Александра Жиркевича. Художник использует широкие, чуть небрежные штрихи для изображения фигуры мужчины и детально прорабатывает лишь глаза.

Валентин Александрович Серов (1865-1911)

Русский живописец и график. Известен в первую очередь как портретист. Каждый портрет Серова — рассказ о личности человека. На слайде — портрет Ильи Репина. Выполнен в технике гризайль черной акварелью и белилами на тонированном листе. Портрет А.П. Чехова. Выполнен акварелью в технике гризайль.

Михаил Александрович Врубель (1856-1910)

Известный русский художник. Особую красоту рисункам Врубеля придают богатые градации темного и светлого. Врубель начинал с прокладки основных пятен — от темных к светлым. В светлых местах прикосновениями острого карандаша намечал детали и наносил штриховку. На слайде — автопортрет. Выполнен простым карандашом. Особенностью являются направленные в одну сторону штрихи. Портрет А.В. Усольцевой.

Зинаида Евгеньевна Серебрякова (1884-1967)

Русская художница. На слайде — автопортрет. Художница уделила много внимания лицу, едва наметив простой штриховкой волосы. Большую роль в графическом портрете, как мы видим на этом примере, играет светотень. Это создает необходимый объем и выразительность рисунка.

Читайте также: