Связь между компонентами деления 3 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Герингер Екатерина 402 группа

Предмет: Математика

Тема: Связь между компонентами при делении .

Цель: Ознакомление обучающихся со связью между компонентами при делении.

- Познакомить со связью между компонентами при делении;

- Закрепить знания учащихся о связи между компонентами ;

- Закрепить вычислительные навыки;

- Закрепить знание таблицы умножения и деления.

- Способствовать развитию логического мышления, внимания;

- Развивать умения решать текстовые задачи;

- Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение).

- Воспитывать интерес к предмету через практическое применение в изучении нового материала.

Планируемые результаты:

- Устойчивая положительная мотивация к деятельности;

- Умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;

- Положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе;

- Понимание значения математических знаний в собственной жизни;

- Навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности.

- Выполнять табличное умножение и деление чисел ;

- Выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число ;

- Вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 3 действия (со скобками и без скобок);

- Анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже ;

- Выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.

Регулятивные:

- Понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи;

- Находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;

- Планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;

- Проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;

- Выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем.

Познавательные:

- Проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;

- Проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;

- Общее умение смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами.

Коммуникативные:

- Строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;

- Понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения;

- Принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства;

- Контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.

Цель: познакомить с правилами нахождения делимого и делителя на основе взаимосвязи компонентов действий; совершенствовать навыки нахождения делимого и делителя; закрепить вычислительные навыки; умение решать задачи изученных видов.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: учащиеся научаться использовать взаимосвязь умножения и деления при вычислениях ; правильно употреблять в речи математические понятия; научиться правильно переставлять и группировать множители, применять перестановку и группировку при счете, закрепить навыки решения задач.

Деление – это математическое действие обратное умножению.

Делимое – это компонент действия деления, число, которое делят.

Делитель – это компонент действия деления, число на которое делят.

Частное – это результат действия деления, а также выражение действия деления.

Проверка – выяснение правильности выполненного действия.

Обязательная литература и дополнительная литература:

1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 3 класс. Учебник для

общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – с. 14.

2. Математика. 3 класс. Часть 2. / Л. Г. Петерсон. – М.: Ювента, 2013 – 96 с.: ил. с. 73-74.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вспомним, как называются компоненты действия деления.

Число, которое делим, называется делимое, число на которое делим, называется делитель, результат действия деления – это частное.

Как связаны между собой компоненты действия?

Чтобы найти делимое, нужно делитель умножить на частное.

Чтобы найти делитель, нужно делимое разделить на частное.


Мы знаем, что деление – это обратное действие действию умножения.


Взаимосвязь между компонентами можно использовать для проверки правильности вычислений.

Частное умножаем на делитель. должно получиться делимое.

Если делимое не получилось, значит, в вычислении допущена ошибка.

Проверка деления записывается справа от примера.

Двадцать восемь разделить на два равно четырнадцати.

Проверка: четырнадцать умножить на два равно двадцати восьми.

Выполним тренировочные задания:

№2. Соотнесите произведение и частное.

№3. Подчеркните пример на деление, у которого проверкой является следующее произведение: 27 ∙ 3 = 81.


В школе юных математиков настоящий переполох – почти все ученики 3 класса получили двойки за проверочную работу. В этой работе были примеры на деление, в которых надо было найти неизвестные делимое или делитель. Как всегда, на помощь приходит Матюша. Он рассказывает о том, как связаны между собой числа при делении, и выводит формулу, при помощи которой легко найти неизвестные компоненты действия деления.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Связь между числами при делении"


Представляете, в школе юных математиков настоящий переполох – в третьем классе почти все ученики получили двойки за проверочную работу, в которой надо было решить особенные примеры.

А всё потому, что ребята не знали о том, как связаны между собой числа при делении. Я предложил им свою помощь и они, как и вы сейчас, смотрят на экран и готовы внимательно слушать. Так что, давайте скорее начнём. Но прежде всего давайте вспомним, как называются числа при делении: делимое, делитель, частное.

А теперь посмотрите, какие примеры были заданы нашим математикам.


Обратите внимание на первый из них. В нем неизвестен делитель. Я предлагаю сделать к этому примеру рисунок. Так как в примере надо разделить число пятнадцать, нарисуем пятнадцать кружочков.


Но не в один ряд. Видите, что в примере в частном стоит число три, значит, надо разделить пятнадцать кружочков на несколько рядов так, чтобы было по три кружочка в каждом из них. Вот так: три, ещё три, снова три и ещё три. Вот наши кружочки по три в ряд, а всего рядов – один, два, три, четыре, пять. Пятнадцать кружочков разделено по три в ряд и получилось пять рядов. То есть неизвестное число равно пяти. Неизвестное число – это делитель. А как мы нашли неизвестный делитель? Делимое пятнадцать делили по три, то есть на частное.

Выходит, что, если надо найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное.

А как найти неизвестное делимое? Ведь во втором примере надо найти именно его. Давайте и к этому примеру сделаем рисунок. Пусть это будут не кружочки, а, например, треугольники.

На рисунке, иллюстрирующем пример, неизвестное количество треугольников должно разделиться на семь рядов, в каждом из которых должно получиться по два треугольника. Рисуем по два треугольника семь рядов, то есть семь раз.


И теперь мы видим, что треугольников четырнадцать. Получается, что наше неизвестное число, делимое, равно четырнадцати. А как мы получили это делимое. Взяли по два треугольника семь раз, то есть выполняли действие умножения.

Выходит, что, если надо найти неизвестное делимое, надо частное умножить на делитель. Или делитель умножить на частное.

Давайте проверим сделанные нами выводы. Сначала решим вот такой пример:

шестьдесят три разделить на девять равно. Вспомнили таблицу умножения и деления на девять? Конечно, равно семи. А теперь представьте себе, что в этом примере известны и делимое, и частное, но неизвестен делитель.


Как мы его найдём? Вспомним наш первый вывод: если надо найти неизвестный делитель, мы делимое делим на частное.

Проверяем вывод. Шестьдесят три делим на семь, получается девять. Да, вывод подтвердился.

А теперь попробуем найти делимое.

Вспоминаем наш второй вывод: если надо найти неизвестное делимое, мы частное умножаем на делитель.

Проверяем и этот вывод. Умножаем семь на девять. Получается шестьдесят три. И второй вывод тоже подтвердился. Значит, можно вывести правило:

Чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное.

Чтобы найти неизвестное делимое, надо частное умножить на делитель.

А для того, чтобы было легче запомнить эти правила, предлагаю вам посмотреть на эту формулу. а : в = с Делимое я обведу кружочком – его мы находим умножением, а делитель и частное – подчеркну. Их находим делением.


Ну, а теперь я предлагаю потренироваться и найти пропущенные числа в примерах.


Ну как, справились?

В примерах первой строчки надо было найти неизвестный делитель. Его мы находим делением – делимое делим на частное.


В примерах второй строчки надо было найти неизвестное делимое. Его мы находим умножением.

Ну вот и пришло время нам сегодня прощаться. Но правила, о которых я вам сегодня рассказал, обязательно постарайтесь запомнить. Они вам очень пригодятся при решении уравнений. Неизвестное делимое находим умножением, а делитель и частное – делением.

Чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное.

Чтобы найти неизвестное делимое, надо частное умножить на делитель.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по математике 3 класс, для детей с огрониченными возможностями здоровья.

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

Тема урока: Решение уравнений на основе связи между результатами и компонентами умножения и деления.

Цель урока: способствовать развитию умений решать уравнения на основе знания связи между результатом и компонентами умножения, выполнять проверку вычислений, решать составные задачи с недостающими данными, составлять задачи по выражению, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок.

Задачи урока:

Образовательная: закреплять умение решать уравнения разных видов, совершенствовать вычислительные навыки.

Коррекционно – развивающая: развивать умение рассуждать, делать выводы, тренировку кратковременной зрительной памяти, развитие зрительного восприятия.

Воспитательные: воспитывать интерес к математике, чувства коллективизма и взаимопомощи.

Планируемые результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся решать уравнения на основе знания связи между результатом и компонентами умножения, выполнять проверку вычислений, решать составные задачи с недостающими данными, составлять задачи по выражению, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок.

Личностные: понимают значение математики в жизни и деятельности человека.

Метапредметные:

Познавательные: фиксировать математические отношения
между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях); делать выводы по аналогии и проверять эти выводы.

Регулятивные: находить способ решения учебной задачи
и выполнять учебные действия в устной и письменной форме; проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно.

Коммуникативные: контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе.

Тип урока: закрепление знаний и способов действий.

Оборудование: Учебник, с. 20.РТ, с. 32, электронное приложение, компьютер, проектор.

1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).

– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

Ум в порядок приводит всегда

И во всем подтверждается практикой,

На всю жизнь нам нужна. И беда,

Коль совсем не знаком с математикой.

– Все вы готовы к уроку. Настроение у всех хорошее. Проверим готовность к уроку.

Читайте также: