Конспект урока по изо 4 класс русская изба

Обновлено: 04.07.2024

Человек, чувствуя себя незащищенным от космических сил и стихий,
стремился создать свой мир, свой дом – добрый и уютный.

Тип урока: Изучение новой темы.

Интеграция: ИЗО – черчение – литература.

Форма работы: индивидуальная.

Оформление рабочей поверхности доски: посредством мультимедийного проектора на экран.

(Презентация, слайд №1)

1. Организационный момент:

Чтите науки, любите искусства,
Без сожаленья беритесь за труд.
Дети! Тогда благородные чувства
В вас благородную почву найдут!

Приветствие друг другу: чтобы поприветствовать друг друга, предлагаю повторить заповедь: “Вхожу домой как в Божий Храм, несу любовь и добро родным и близким”.

- Как Вы понимаете эту заповедь?

- Какое значение слова “Храм” имеется в данном случае? Почему?

- Какими словами мы еще называем свой дом, свое жилище?

Мой дом – моя крепость”.

“Дом – начало начал”.

“Дом – храм семьи”.

“Жилище – наша маленькая планета”.

Тема нашего урока: “Русская изба” (путешествие в прошлое).

Наша задача познакомиться с историей, искусством возведения и появления избы, с особенностями ее украшения и опровергнуть некоторые мифы.

Самостоятельно, опираясь на рекомендации инструкционных карт, создать эскиз Русской избы и ее декоративное оформление.

3. Из истории.

Изба - очень древний вид жилища, сохранившийся до наших времен. Сейчас изба - сельский вид жительства, но еще в 18 веке избы были и городскими жилищами.

Когда то древне-русское слово “Истьба” , “Истопка”, то есть жилище, которое отапливалось изнутри и служило надежным укрытием от холода. Строились (рубились) из бревен хвойных пород деревьев. Поэтому их еще называют сруб.

Новый дом оставляли на несколько дней или месяцев незаконченным, в стене или крыше оставляли отверстие, чтобы вылетали все беды и напасти.

Вместе с людьми переселялся домовой – его как в санях везли в лапте. Из прежнего жилища везли в горшке угли – неугасаемый очаг жилища.

Чтобы поближе познакомиться с особенностями строения избы, давайте обратимся к Русской культуре: (слайд №6, 7).

(Слайд № 6). Выбор места для строительства.

(Слайд № 7). Три мира.

4. Это интересно!

Был ли у Избушки реальный прототип или курьи ножки – или это не более чем мифологическое преувеличение?

5. Художественное слово.

- Может прочитать сам учитель или ученик наизусть (заранее данное ему стихотворение).

Гении
Старого зодчества –
Люди неясной судьбы!
Как твое имя и отчество,
Проектировщик избы,
Чьею рукою набросана
Скромная смета ее?
С бревен состругано, стесано
Славное имя твое!
Что же не врезал ты имени
Хоть в завитушки резьбы?
Господи, сохрани меня!
Разве я жду похвальбы:
Вот вам изба, божий рай – и все!
Что вам до наших имен?
Скромничаешь, притворяешься,
Зодчий забытых времен,
Сруба творец пятистенного,
Окон его слюдяных,
Ты, предваривший Баженова,
Братьев его Весниных!


6. Практическая работа.

Каждый из вас сегодня почувствует себя мастером, создаст свой эскиз Русской избы, для этого необходимо приготовить лист формата А-4, линейку карандаш и внимательно изучая инструкционные карты последовательно выполнять рекомендации.

(Инструкционные карты выполненные на формате А4 раздаются детям).

7. Творческая работа.

Познакомившись с предложенным иллюстративным и историческим материалом самостоятельно создать декор элементов избы.

- Демонстрация и оценка законченных работ (по возможности лучше сделать по этой теме выставку работ учащихся).

- Игра-филворд “Элементы декора русского жилища”.

(Учащиеся должны найти отгадки-слова, обозначающие элементы декора русской избы, слова могут читаться вверх, вниз, влево и под углом, но не пресекаться).


Каждый, кто хоть раз побывал в настоящей русской избе, никогда не забудет её чарующий благостный дух: тонкие нотки древесной смолы, аромат свежеиспеченного хлеба из русской печи, пряность лечебных трав.

Сформировать представления об изучаемом предмете; продолжать знакомить с учебником и учебной тетрадью, их особенностями, материалами и инструментами, создать условия для развития интереса к истокам искусства деревянного зодчества Руси

Постановка и решение учебной задачи

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Изобразительное искусство, живопись, архитектура, деревянное зодчество, фронтон, причелина, наличник, изба, конек,
знак-оберег, образ, цвет, тон, композиция

Работы учащихся 4 классов.

Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: гуашь, альбом, палитра, кисти, стаканчик-непроливайка, салфетка

Организационная структура урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Формы
организации совзаимодействия

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность обучающихся

к уроку. Читает стихотворение.

Из бревен рубили избы мужики,

Один лишь помощник – топор.

Но древние избы и ныне крепки,

И тонок на ставнях узор.

– Вы, наверное, догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

– Правильно, о народном жилище – избе

вую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоционально выражают свое отношение к стихотворению

Личностные: понимают значение знаний для че-

ловека и принимают его; имеют желание учиться, проявляют эмоциональ-

но-ценностное отношение к русскому деревянному зодчеству

II. Изучение нового материала

– Очень разумными были наши предки. Приступая к любому делу, они продумы-

Истопкой называли помещение с печью, теплое. Были дома в деревне попроще,

Слушают учителя, отвечают на вопросы. Обсуждают, сравнивают, анализируют.

Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира,

умеют произвольно и осознанно строить речевое

были и побогаче, в зависимости от достатка хозяев. Участок выбирали удобный с практической стороны: недалеко от реки, на пригорке, там, где обычно ложились отдыхать домашние животные.

– Ребята, как вы думаете, из какого материала строили дом в старину?

– Верно, из дерева.

А наша лесами богата земля!

И лес в ней и строен, и ровен,

Когда-то и стены и башни Кремля –

И те собирали из бревен.

– Для строительства рубили деревья
хвойных пород и брали только те, которые падали верхушками на восток. Священными считались одинокие деревья и рощи, выросшие на месте разрушенной церкви, – их не брали для постройки.

Рубили в морозы, потому что дерево считалось в это время мертвым.

Строить начинали с жертвоприношения: домашнее животное или птицу закапывали в угол будущего дома. Сегодня традиция – закладывать монету в главный угол дома. В матицу , центральную балку потолка, вбивали крюк, к которому впоследствии подвешивали люльку.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Изба Рудий.docx

Выполнила: Рудий Виктория Юрьевна

Учитель начальных классов МОУ Шилкинская СОШ №1

Предмет: ИЗО Класс: 4

Тема : Русская изба

Тип урока: Изучение новых знаний

Цель: ознакомление учащихся с внешним убранством русской избы; .

Воспитательная: - воспитание уважительного отношения к культуре и обычаям своего народа, желания приумножить духовно-нравственные традиции .

Образовательная: расширение знаний учащихся о резных и расписных элементах, применяемых для украшения русской избы
знать экстерьер русской избы

Развивающая: развитие творческого воображения, фантазии, умения понимать и ценить прекрасное развивать фантазию, воображение и творческое мышление

Оборудование для учителя: ЭОР презентация

Литературный ряд: стихотворение В.Федотова

Музыкальный ряд: Русская народная музыка – Яблочко (музыка)

Оборудование для учащихся : альбом или листы а4, карандаши простые и восковые, ластик, гуашь, акварель, кисти, баночка с водой, палитра

Технологическая карта урока:

Добрый день, дети! Я очень рада новой встрече с вами! Садитесь. Очень хорошо, что вы подготовили всё необходимое к уроку – значит, урок сегодня пройдёт успешно.

Сегодняшний урок, изобразительного искусства проведу у вас я, зовут меня Виктория Юрьевна.

Приветствуют учителя. После сигнала садятся.

Личностные: формирование положительного настроя на урок

Слайд №1 . Прослушайте внимательно стихотворение В.Федотова и определить тему урока.

Глаголем, кошелем и брусом

Дом строили с резным крыльцом

С обдуманным мужицким вкусом

И каждый со своим лицом.

- Так о чем же пойдет речь на нашем уроке?

- Да, правильно о избе, да не об обычной, а о древнерусской.

Регулятивные: самостоятельное определение темы урока

Изучение нового материала Цель: познакомить с особенностями русской избы

- Дом – по своей значимости находился в одном ряду с такими понятиями, как жизнь, добро, родная земля. Крестьянский дом называли родной, родимый, как называют дорогого человека. Дом связан с семьей, с продолжением рода. Уже в глубокой древности человек стремился построить для себя жилище, в котором можно укрыться от непогоды, соорудить очаг. Сегодня мы попробуем ответить на вопрос, какой же дом строили для себя наш предки. У славян издавна были распространены землянки, а с X - XI веков - наземные постройки избы.

- Вспомните из какого материала строили дома на Руси? Из какого материала строятся дома в наше время?

- Подобно тому, как у славян было принято обрамлять одежду яркой тесьмой для оберега от злых духов, дома защищали от нечистой силы с помощью нарядных орнаментов и фигурок.

Слайд №3. - Главное было защитить те части дома, где он соприкасается с внешним миром, так как именно они наиболее уязвимы для проникновения злых сил: свесы крыши, переход от венцов сруба к чердачным доскам, оконные и дверные проёмы.

Рассмотрите русские деревянное зодчество в музеях-заповедниках Кижи и Талашкино.

4 класс

Учебно-методический комплекс по изобразительному искусству для 1-4 классов В.С.Кузина, Э.И.Кубышкиной.

Основные цели и задачи урока.

  1. Способствоавть формированию у детей представления о картине мироздания, отражённой в убранстве крестьянского жилища.
  2. Воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре.
  3. Создать атмосферу для понимания учащимися символики народного орнамента, народных представлений о его магических свойствах, высокой духовности и красоты.
  4. Закреплять навыки изображения орнаментальных мотивов в соответствии с их символическим значением.

План урока.

Ход урока

1. Беседа об орнаментальном оформлении народного жилища, о его символическом значении, об отражении в нём модели мироздания

С давних времён люди защищали себя и своё жилище от злых сил. Знаки защиты, поддержки наносились на одежду, на утварь, на оружие, на жилище.

Эти знаки называются обереги.

– Как вы думаете, почему они так называются?

– Считалось, что обереги в бою стрелу отведут, от недоброго глаза спасут, помогут от страхов в пути…

В иллюстрациях русских народных сказок, в музее, в кино вы видели русский народный костюм. У женщин он состоит из головного убора (их обязательно носили замужние женщины), рубахи, сарафана или юбки-панёвы. У мужчин это рубаха, обязательно с кушаком (поясом) и штаны. Разноцветные красивые узоры, покрывают сарафаны, рубашки. Слайд

– Где располагаются узоры-обереги? По вороту, на манжетах рукавов, по низу юбки, рубахи.

– Какие цвета для украшения – защиты используются в орнаментах на одежде?

Слайд с изображением рушника.

– Кто знает как называются эти полотенца?

– Откуда такое название?

– Обратите внимание на то, что посередине рушник не вышивался. Как вы думаете почему?

– Середина обязательно пустая – что бы жизненная дорога была лёгкой и просторной. Ещё говорят, что через эту белую середину Божий свет и сила проходит.

2. Работа по вопросам о символике элементов орнамента

Слайды 4– 9.

3. Выполнение знаков-оберегов

На заготовках из картона, используя таблицы знаков, учащиеся маркерами красного цвета самостоятельно составляют свой знак-оберег (5 мин.)

4. Работа по вопросам, выявляющим знания учащихся о русской избе, быте крестьян

– Как выглядел традиционный русский дом? Из какого материала он строился?

Работа по слайдам 10-18.

Деревянными были как деревенские дома, так и городские.

Сегодня мы с вами рассмотрим, как выглядел снаружи традиционный деревенский дом.

К дому всегда относились с уважением и любовью. Когда постройка была готова, её обязательно украшали деревянной резьбой. И хотя мотивы резных украшений были похожи, невозможно было найти ни одной одинаковой избы.

Что означали узоры? В древности это были не просто узоры, а знаки-обереги, охраняющие дом и всех живущих в нём от злых сил и болезней.

На ставнях мы видим ромбы – это знаки земли, поля.

На лобовой доске часто изображались растения, либо мифологические животные.

5. Выполнение зарисовок фасада избы, знаков-символов на резных наличниках

Слайд 17.

Учащиеся выставляют свои мольберты в ряд. Выставка вернисаж «Деревенская улица. Предлагается учащимся самим проанализировать выполненные работы.

Тема: Русская деревянная изба. Конструкция и украшение избы.

Цель: сформировать представления об изучаемом предмете; продолжать знакомить с учебником и учебной тетрадью, их особенностями, материалами и инструментами, создать условия для развития интереса к истокам искусства деревянного зодчества Руси.

Метапредметные: (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретенная компетентность); понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке ; вступают в речевое общение , пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси.

I.Мотивация к учебной деятельности.

Звучит народная музыка.

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталья Алексеевна, сегодняшний урок изобразительного искусства проведу у вас я.

-Возьмите соседа по парте за руку, подарите ему свою улыбку и пожелайте хорошей работы.

-Ребята, вы поприветствовали друг друга под очень красивую необычную музыку и это не случайно. Сегодня мы отправимся на много лет назад, а куда, вы узнаете, прочитав ребус. ( Деревня)(слайд 1)


-А как вы думаете, от чего произошло это слово?

-Давайте вместе с вами отправимся в русскую деревню и превратимся в мастеров. Итак, все готовы. Займите свои рабочие места и в путь.

II. Постановка темы урока

-Давным-давно, когда Россию называли Русью, не было ни больших городов, ни современных каменных зданий. Были только поля, да густые темные леса. Испокон веков Россия была лесной страной.

-Богата лесами наша земля,

И лес в ней и строен, и ровен.

Когда-то и стены, и башни Кремля,

И те собирали из бревен.

-Дерево являлось наиболее доступным материалом для создания предметов быта и обихода. И, конечно, из дерева русские мастера строили себе жилища.

-А как же называлось такое жилище? ( Изба ) (слайд 2.)

III. Объяснение нового материала

-Отгадайте загадку и вы узнаете, какое дерево использовали для ее строительства.

-У меня длинней иголки, чем у елки.

Очень ровно я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке.

Что за дерево догадались? (Сосна)

-Сосна была основным материалом для строительства.

-А какая часть дерева использовалась в строительстве? (Ствол)

-Из стволов изготавливались различные строительные материалы: брусья, доски, бревна.

-Из бревен рубили избу мужики,

Один лишь помощник-топор.

Но древние избы и ныне крепки,

И тонок на ставнях узор.

-Какой инструмент был необходим при строительстве из дерева? (Топор) (слайд 4)

-А как называется профессия человека, который строит что-либо из дерева? ( Плотник)

-А гвозди у плотников в старину были? (Нет). (Слайд 5-6)

-А как же тогда бревна и брусья между собой соединялись? (При помощи вырубок)(слайд 6)

-Каждый ряд скрепленных друг с другом бревен составлял венец. Венец на венец - и вырастает клеть или сруб.

-Срубы - это основа любого строительства на Руси. Если этот сруб предназначался для жилья, то он назывался рубленой избой.

-Вспомните, а что называли хоромами? (Большие избы, богато украшенные) А теремами? (Высокие сооружения с жилыми помещениями на верху)

-Ребята, а кто может перечислить составные части русской избы? (Сруб, выпуски, крыша, конек, причелина, полотенце, гребень, чело, лобовая доска, наличник) (слайд 7)

Причелина- висячие доски с резным орнаментом, покрывающие торцы бревен сруба и края крыши.

Наличники-декоративное оформление оконного или дверного проема в виде накладных фигурных планок. Выполненные из дерева и обильно украшенные ресьбой.

Венец-один ряд сруба.

Конь-охлупень-деталь кровли в традиционном русском жилище.

Полотенце - короткая вертикальная доска на стыке двух причелин, украшенная сквозной резьбой.

-Древние мастера вкладывали глубочайший смысл не только в постройку дома, но и в его украшение. Как украшались русские избы? ( Резьбой) (слайд 8)

-Какие составные части избы обязательно украшали? (Причелины, полотенце, лобовую доску) (слайд 9-12)

Резная круглая розетка - символическое изображение солнца, изображения птиц и коней, головы коня над избой. Знаки - обереги на самых ответственных местах как бы защищали от злых духов.Избы в деревнях раньше никогда не красили, ничем не обшивали. Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева.(слайд 13-14)

-Какие еще постройки можно встретить в деревне? (Амбары - для хранения зерна, сараи, колодцы, баньки, мельницы, богато украшенные ворота - въезд во двор, церковь) (слайд 15-17)

-Не сразу, не вдруг родилось строительное мастерство. А как вы думаете, откуда древние мастера черпали свой опыт, вдохновение? ( От природы, передавали из поколения в поколение)

IV Самостоятельная работа учащихся

-Кто может сказать, чем мы будем заниматься на уроке?

-Приступим к работе по плану:

1.Обдумайте,какой образ избы будет на вашем рисунке. Определите средства выразительности.

Читайте также: