План конспект по скульптуре

Обновлено: 07.07.2024

Материал: Слайды видов зала Государственного Русского музея, слайды с изображением скульптур Государственного Русского музея, нарисованный и вылепленный медвежонок.

1. Дать представление о скульптуре.

2. Показать отличие скульптуры от живописи, дать представление о разнообразии выразительных средств скульптуры, дать краткую информации о работе скульптора.

3. Ознакомить детей с произведениями нескольких известных русских скульпторов, хранящихся в Государственном Русском музее.

4. Развивать эмоциональное восприятие, творческое воображение.

5. Поощрять речевую активность детей.

6. Привлекать к самостоятельным, обдуманным высказываниям по поводу увиденного.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята! Перед нами карта огромного, великого и прекрасного мира искусства. На наших занятиях мы становились смелыми путешественниками и преодолевая многие трудности, стремились к цели. Мы побывали в великой стране мастера Изображения во многих его городах. Кто может назвать города, которые находятся в стране мастера Изображения?

Дети: Города “Живопись”, “Графика”

Воспитатель: А сегодня мы снова встретимся с этим мастером и побываем в гостях в городе “Скульптура”. Какое необычное новое слово-понятие. Что же это за город? Что интересного можно увидеть и узнать в этом городе, городе “Скульптур”? Вы готовы побывать в новом путешествии, тогда садитесь поудобнее (возможен вариант сидя на ковре) и мы начинаем. (Раздаётся стук в дверь).

Воспитатель: Тогда собирайся в путешествие в город “Скульптуры”.

– Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какие произведения искусства называются скульптурой? Посмотрите, наш Мишка как будто бы знает. Чтобы понять, что такое скульптура, давайте посмотрим на нашего Мишку. Вот один мишка нарисован на листе бумаги, а другой – вылеплен из глины. Кого из этих двух мишек мы назовём скульптурой? (Ответы детей).

Воспитатель: Верно, мишку, вылепленного из глины можно назвать скульптурой. Мы с вами верно догадались, а значит мы можем объяснить, чем не похожа скульптура на другие произведения искусства – на картину или на рисунок. Так чем же отличается мишка-скульптура от мишки-рисунка? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно! Мишку-скульптуру можно взять в руки, посмотреть со всех сторон, а мишку-рисунок мы будем смотреть только с одной сторон, да и в руки такого мишку не возьмёшь, не отделить же такое изображение от бумажного листа. Значит, скульптура отличается тем, что её можно посмотреть со всех сторон, потому что она объёмна. Скульптуру интересно смотреть не стоя на одном месте, а в движении – её можно обойти и посмотреть со всех сторон. (Включается проектор).

Воспитатель: А теперь посмотрите на экран. Перед вами вид одного из залов Русского музея. Что мы видим в этом зале?

Воспитатель: Верно, здесь представлены картины. Присмотритесь, здесь же на специальных возвышениях мы видим произведения художников-скульпторов. Посетители музея внимательно разглядывают экспонаты, давайте и мы с вами присоединимся к этим людям и продолжим наше путешествие в мир скульптуры. А как вы думаете, из каких материалов можно создать скульптуру?

Воспитатель: Если вам трудно ответить– присмотритесь к скульптурам внимательно и попробуйте догадаться з каких материалов они созданы. (Ответы детей).

Воспитатель: Верно: из камня, из металла, из пластелина, из глины. Из чего бы вы сделали скульптуру, если бы вы были скульпторами?

Воспитатель: Скульптура – древнее искусство, оно может поведать нам об истории, о людях, о событиях. (Воспитатель показывает слайд с изображением скульптуры М. И. Козловского “ Бдение Александра Македонского”-при необходимости объяснить слово” бдение”– неослабленное неусыпное внимание).Эта скульптура появилась очень давно, около двухсот лет назад, её автор-скульптор Михаил Иванович Козловский. Может кто-нибудь из вас слышал имя этого героя, которого изобразил скульптор? Как вы думаете, кем был этот человек? Каким он был? (Ответы детей).

Воспитатель: Более чем полторы тысячи лет назад в Древней Македонии жил знаменитый полководец Александр Македонский, который был очень воинственным. Он завоевал многие страны, но кроме военных походов его интересовали книги, он стремился к знаниям, к науке. Посмотрите внимательно на скульптуру и попробуйте догадаться какой эпизод из жизни полководца изображает скульптура? Стремление к знаниям у Александра Македонского было так велико, что он занимался науками даже ночью. Читая книгу, он держал в руке шар, медный шар. Как только он начинал засыпать, шар падал из его рук. Стук падающего шара будил полководцев. Таким образом он воспитывал волю, способность в любой момент побороть сон. Об этом и рассказывает скульптура. Как видите, скульптура не так уж молчалива, как может показаться на первый взгляд. Но чтобы услышать её голос, надо быть очень внимательным, наблюдательным, вдумчивым. И тогда мы узнаем много нового и интересного. О чём же нам рассказала скульптура М. И. Козловского “Бдение Александра Македонского”. (Ответы детей).

Воспитатель: Значит скульптура нам может рассказать об истории, о людях, о событиях всей жизни. А о сегодняшнем дне может рассказать нам скульптор. (Ответы детей).

Скульптура – очень древнее искусство. Ещё древние греки умели высекать из мраморов изображения богов и людей. Как вы думаете из какого материала создана эта скульптура? (Пётр1 Карло Бартоломео Растрелли). (Ответы детей).

Воспитатель: Верно, из железа, из металла. А как вы думаете из какого материала была выполнена скульптура “Бдение Александра Македонского”. (Ответы детей).

Воспитатель: Верно, из камня, из мрамора. Создать скульптурное произведение очень сложно (будь то металл или камень). Высечь, вырубить скульптуру из мраморной глыбы– трудная работа, требующая большого усилия и сильной руки. А если перевести на греческий язык слово “высекать”, то получится “скульпере”. Догадываетесь, откуда произошло название искусства скульптура? Давайте вместе произнесём это слово – скуль-пе-ре! Слышите, как твёрдо, резко оно звучит! Словно оно само высечено из камня. Мы с вами обратили внимание ещё на одно скульптурное произведение. (Воспитатель обращает внимание на изображение Петра1). Скульптура может рассказать нам не только историю и о событиях из жизни людей, но и об их характерах, мыслях и чувствах людей. Как вы думаете, кем был этот человек в жизни? (Ответы детей).

Воспитатель: Воин! Царь! Полководец. Пётр1– верно. А как вы думаете в какой момент жизни изображён Пётр1? (Ответы детей).

Воспитатель: Он на улице, у него волосы развиваются на ветру. Он на берегу моря смотрит вдаль на корабли. Он руководит битвой. Может быть он обдумывает ход битвы, командует сражением. Давайте представим себе это. Какой взгляд у Петра? (Суровый, решительный). А как вы думаете какой голос? А как он ходит? О чём сейчас говорит? Вот видите какой рассказ мы с вами сочинили. Даже голос Петра1представили и помогла нам в этом скульптура. Видите, как много может рассказать нам скульптура о человеке, даже если мы этого человека никогда не видели. Это скульптор рассказал нам о характере Петра1, о том, каким был он в жизни. Автором этой скульптуры является итальянский скульптор Карло Бартоломео Растрелли. Он много лет жил в России и видео Петра1, хорошо знал его.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где появилась эта скульптура? Где создавал её скульптор? (Ответы детей).

Воспитатель: Скульптор делал её в специальной мастерской. Скульптор создаёт свои произведения в мастерской, используя различные инструменты. Здесь и клещи, и пила, и топор, и стамеска для вырезания из дерева, стеки для лепки, целые наборы молотков и молоточков. Ведь каждый материал обрабатывается по-своему. Какой инструмент нужен для лепки? А для работы по дереву? (И т. д.).

Воспитатель: Вот видите как много мы узнали с вами о скульптуре. Давайте вспомним какие скульптуры мы с вами видели? (Ответы детей).

(В конце занятия предлагается дидактическая игра “Волшебники”, “Живые человечки”.)

Познакомить учащихся с выразительными возможностями объёмного изображения, видами скульптурных изображений, связью объёма с окружающим пространством и освещением, художественными материалами, применяемыми в скульптуре, и их свойствами;

Учить создавать объёмные изображения животных, используя пластилин;

Воспитывать интерес к учебной деятельности и скульптурному искусству.

Изображения скульптурных форм.

Пластилин, баночки с водой, ткань для протирки рук, подкладочные салфетки, ножи для пластилина, стеки, сито.

Словарь: скульптура, лепка, рельеф

1. Организационный момент. Проверка готовности рабочего места.

- Ребята, посмотрите и скажите, произведения какого вида искусства вы видите на доске? (Скульптуры.)

- Как вы думаете, случайно ли они попали сюда? (Нет, не случайно.)

- О чём же пойдёт речь сегодня на уроке? (О скульптуре.)

- От первых идолов, от дольменов, магических камней, далёких прообразов сегодняшних памятников шло сознание возможности скульптуры, понимание выразительности и эмоциональности её материала.

Что изображает скульптура.

- Основной предмет изображения в круглой скульптуре – человек, хотя иногда скульпторы изображают животных и птиц, а ещё реже – неодушевлённые предметы. (Слайд 2.) Возможности скульптуры существенно отличаются от возможностей живописи. В круглой скульптуре весьма сложно воспроизвести картины природы, нельзя показать особенности воздушной атмосферы. Изображая в основном только человека, скульпторы, тем не менее, умеют выразить в его телесной форме любые идеи – от лирических, задушевных до самых грандиозных и величественных. (Слайд 3.)

Скульптура – не копия натуры.

- Подобно любому из художников, скульптор должен уметь верно передавать натуру (т. е. собственно то, что является предметом изображения). Он должен хорошо знать строение человеческого тела, его пропорции, мускулатуру, уметь достоверно показывать движение. (Слайд 4.) но скульптор вовсе не стремится точно копировать то, что видит в жизни. Если сделать точную копию человеческого лица или фигуры, получится нечто весьма неприглядное – застывший, неживой двойник. Для того чтобы получилось произведение искусства, отражающее чувства и раздумья скульптора, необходимо отображать самое важное, существенное, убрать ненужные детали, а что-то выделить, подчеркнуть, преувеличить. Скульптор не копирует, он творит, создаёт новую форму. (Слайд 5.)

Где можно встретить скульптуру.

- Скульптура создаётся в мастерской скульптора, а встречается она повсюду – на улицах и площадях городов, среди зелени парков, на фасадах зданий, в тишине музейных залов и в комнатах современных квартир. Скульптор создаёт своё произведение в расчёте на определённое окружение. Место, где будет стоять скульптура, определяет её размер, материал, из которого она будет изготовлена, и художественные особенности её формы. (Слайд 6.)

- Существует несколько видов скульптуры (Слайд7).

Монументальная скульптура. (Слайд 8, 9.)

Парковая скульптура. (Слайд 10, 11.)

- Мраморные и бронзовые статуи часто встречают нас на аллеях старинных парков, украшают фонтаны. Такая скульптура обычно не выражает больших, значительных идей. Она служит для украшения природной среды: искусная рука ваятеля словно соревнуется с природой в создании совершенных форм.

Скульптура малых форм. (Слайд 12, 13.)

Фасады дворцов и храмов (рельеф). (Слайд 14, 15).

Скульптурные рельефы нередко являются частью декоративного убранства храмов и дворцов. Они непосредственно связаны с архитектурой, а их сюжеты часто «рассказывают нам о здании или о его хозяине.

Виды рельефа. (Слайд 16, 17, 18, 19, 20, 21)

- В зависимости от того, насколько объёмно изображение фигуры, насколько они связаны с фоном, выделяют два вида рельефа:

Барельеф – низкий, достаточно плоский рельеф. Используют на медалях и монетах, для украшения архитектурных сооружений.

Горельеф – высокий рельеф, скульптурное изображение отступает от фона и даётся почти в полный объём. В горельефе фигуры кажутся очень выпуклыми, почти круглыми. Иногда они выглядят как статуи, приставленные к плоскости гладкого фона.

Живописный рельеф – по своим особенностям напоминающий живописную картину.

Врезанный рельеф – изображение в таком рельефе не выступает над фоном, а, наоборот, уходит вглубь. Контуры и изображения словно процарапаны скульптором на поверхности камня.

Материалы скульптора. (Слайд 22, 23, 24, 25, 26, 27.)

Мягкие материалы – это глина, пластилин, воск. Работая с этими материалами, скульптор, собственно говоря, занимается лепкой – он вылепливает, постепенно наращивая объём будущей статуи.

Твёрдые материалы – различные камни – мрамор, известняк, песчаник, а также дерево и слоновая кость. Из твёрдого, прочного камня с древнейших времён высекали скульптуры гробниц и храмов.

Металл – особняком среди материалов скульптора стоят металлы: бронза, медь, чугун и золото. Способ изготовления металлических скульптур особый – сначала создаётся модель будущего произведения, а затем с неё делают металлическую отливку.

4. Постановка художественной задачи. Практическая работа.

- Сегодня каждому из вас предстоит побывать в роли скульптора и выполнить фигуру какого-либо животного. Но сначала, давайте повторим основные способы лепки. (Работа то схемам-таблицам)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по скульптуре для учащихся 1 класса, обучающихся по дополнительной предпрофессиональной программе "Живопись".

Задонского муниципального района

Липецкой области

Методическая разработка Григорьевой ТН.

Задонск, 2016г.

Тема: Скульптура как вид изобразительного искусства.

Цели и задачи: знакомство с видами и жанрами скульптуры; знакомство с материалами, оборудованием и инструментами скульптора; знакомство с народными традициями и обычаями.

Оборудование:

для учителя – иллюстративный и наглядный материал;

для учащихся - цветной пластилин, стеки, доска для лепки, салфетки.

Вводная беседа о предмете:

Скульптура (от лат. Sculptura) – ваяние, вырезание, высекание.

Скульптура – это вид изобразительного искусства. В отличие от графики и живописи скульптура – это объемное изображение, существующее в реальном пространстве. Цвет в скульптуре применяется достаточно ограниченно и условно.

Что же является предметом изображения в скульптуре?

Почти исключительным предметом изображения в скульптуре являются живые существа: люди и животные. Основное же внимание посвящено человеку, человеческому облику и образу.

В живописи можно воссоздать пейзаж, натюрморт, написать цветок или дерево. В скульптуре же изображение растений очень ограничено и встречается редко.

Благодаря трехмерности, реальной осязательности формы скульптурные изображения иногда воспринимаются как живые люди. Древнегреческий миф о Пигмалионе, изваявшем из мрамора прекрасную женщину и влюбившемся в нее, по отноше­нию к живописи вряд ли был возможен.

По назначению скульптура подразделяется на станковую, монументальную и декоративную.

Станковая скульптура – это статуи, бюсты, группы, рельефы, созданные на скульптурном станке.

Монументальная скульптура – скульптурные памятники значительных размеров в честь крупного исторического события, выдающегося деятеля и т.п.

Декоративная скульптура – архитектурный декор, рельефы, статуи, украшающие фасады и интерьеры, парковая скульптура, мелкие статуэтки.

А какой скульптура может быть по форме?

Виды скульптуры: рельеф, круглая скульптура.

Круглую скульптуру можно обойти со всех сторон (фигурные группы, статуи, бюсты).

Рельеф располагается на плоскости и выступает над ней. Он рассчитан в основном на восприятие спереди.

А с какими материалами работает скульптор?

Таких материалов много. Наиболее распространен­ными являются мрамор, гранит, дерево, бронза, кость, фарфор, фаянс, ценные породы камня, стекло, глина и т. д.

Материалы для скульптуры: камень, дерево, металл, глина, пластилин, воск, мрамор, гипс, бронза, чугун, гранит, кость, фарфор, фаянс, стекло и т.д.

Некоторые художники всю жизнь работают в од­ном материале. Так, Микеланджело все свои произведения испол­нил в мраморе. Но чаще скульптор выбирает материал, как живо­писец краску, под конкретную творческую задачу.

А какие виды скульптурной техники вы знаете?

Инструменты скульптора: для твердых материалов – молотки, зубила. При работе с деревом – резцы, стамески. Для глины и пластилина – стеки.

Истории русского искусства знакомы имена многих славных скульпторов: Федор Шубин, М.Антокольский, А.Голубкина, О.Роден, В.И.Мухина, И.П.Мартос и др.

Но Россия славилась не только произведениями скулптуры, но и с древнейших времен любили на Руси пряники по названию городов. Это пряники с начинкой из пастилы, варенья или мармелада, но отличают их картинки и надписи.

За столом сидит она царицей,

Служат ей бояре да дворяне,

Наливают ей заморские вина,

Заедает она пряником печатным.

Почему печатный пряник, ведь печатают книги, газеты, а как же печатают пряники?

Для этого брали деревянную дощечку из дерева мягкой поро­ды: липы, осины, тополя. На такой дощечке вырезали изображение птиц, растений, зверей, рыб, солнца. Узор углубляли стамеской, делая выемки по рисунку, чтобы в них поместилось пряничное тес­то. Пряники выпекают на дощечках, а когда они испекутся, их пе­реворачивают и вынимают дощечки. На прянике остается тот узор, какой вырезал мастер.

Сейчас пряники можно есть сколько хочешь, а вот 200-300 лет назад пряники подавались даже не каждому гостю.

Пряники подавали гостям в день именин, на крестины детей, на свадьбах.

С пряниками было связано много народных обычаев. Их дари­ли в знак уважения и любви. Особые пряники пеклись на торжества в больших количествах и по специальным заказам.

Пряник придумали в глубокой древности. Главное в прянике то, что он делается на меду, добавляют в него пряные, пахучие тра­вы - отсюда и название: пряник.

В наших булочных продаются пряники мятные - белые, круг­лые. Кто их не пробовал! Мятными пряники называются потому, что в них добавляют мяту.

Знамениты пряники тульские, вяземские, городецкие.

По народному поверью считалось, что пряники имеют целеб­ное свойство и помогают в лечении тяжелых болезней.

Разнообразным было на Руси употребление пряников, а поэто­му был велик на них и спрос.

Фигурные пряники продолжают делать и в наши дни и формы для них вырезают из дерева.

- Кто из вас угощался пряником с картинками?

- Какие изображения были на пряниках?

Самостоятельная работа:

Творческую работу учащиеся выполняют, учитывая следующие условия:

1) цвет пряника - цвет медово-коричневого теста с украшения­ми из белого и цветного сахара;

2) пряник выполняется по предварительному рисунку,

Последовательность выполнения работы. (При­ложение, рис.15.)

1) Раскатывается пласт пластилина толщи­ной 1 см-.

2) На выровненной поверхности острием стеки наносится кон­турный рисунок.

3) По контуру рельефного рисунка проложить скатанные жгу­тики.

4) Пространство между жгутиками заполнить пластилином или тестом.

5) С помощью стеки придать деталям четкую форму.

Анализ и оценка готовых изделий.

Вопросы для закрепления темы урока:

Чем скульптура отличается от графики и живописи?

Из каких материалов можно делать скульптуру? Какие инструменты использует скульптор?

Чем рельеф отличается от круглой скульптуры?

Рассмотри и сравни скульптуры и работы разных мастеров (илл.). Из каких они материалов?

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Знакомство и закрепление таких понятий как скульптура, виды и жанры скульптуры.

2. Определить назначение скульптуры в жизни человека.

3. Воспитывать интерес к учебной деятельности, к скульптурному искусству, любовь и уважение к родному городу, через произведения скульптурного искусства.

Оборудование и материалы: Презентация, фольга, пластилин или глина, стеки, подставка, влажные салфетки. Выставка скульптуры из разного материала.

I. Организационный момент.

III. Изучение нового материала.

IV. Закрепление новой темы.

VI. Творческая работа.

VII. Итог урока. Домашнее задание.

I. Организационный момент. Проверяется присутствие всех учащихся и их готовность к уроку.

-Наш урок я хочу начать со стихотворения знаменитого художника Микеланджело.

Неправда ли - примерам нет конца Тому как образ, в камне воплощенный,

Пленяет взгляд потомка восхищенный И замыслом и почерком резца?

Творенье может пережить творца:

Творец уйдет, природой побежденный,

Однако образ, им запечатленный,

Веками будет согревать сердца.

-О чем говорит автор в своем стихотворении? В чем ее смысл?

-Стихотворение о скульптуре, которая остается согревать наши сердца своей красотой, даже после смерти скульптура. Если в любое произведение искусства, в любое дело внести частичку своей души, сделать с любовью, качественно, то оно останется жить даже после смерти человека его выполнившего. Я надеюсь

что сегодняшний урок, оставит добрый след в ваших сердцах, и в сердцах наших гостей.

Цель нашего урока познакомится и закрепить знания о том что такое скульптура. На примере скульптур нашего города, рассмотреть на какие виды и жанры она подразделяется. Определить ее назначение в жизни человека.

В творческой части урока вы выполните творческие работы, ими мы пополним ими нашу выставку.

III. Изучение нового материала.

- Где мы встречаем скульптуру в повседневной жизни?

С произведениями скульптуры мы встречаемся ежедневно, они сопутствуют нашей повседневной жизни - это памятники на площадях, мемориальные доски, фонтаны и лепные вазы в парках и скверах.

- Ребята, а что же такое скульптура? Давайте дадим определение. (Объёмные изображения человека или животного).

Как вид изоискусства скульптура характеризуется тем, что ее произведения имеют трехмерный объем.

Скульптура - один из древних видов искусства. Самые первые скульптуры - фигурки людей или животных - первобытные мастера лепили из глины, выдалбливали из камня, вырезали из дерева или костей животных.

Ребята, как вы понимаете, что значит круглая скульптура? (Скульптуру, которую можно обойти и рассмотреть со всех сторон).

А, что значит рельеф? (Выпуклое изображение на плоскости и такую скульптуру можно рассмотреть с одной стороны).

Барельеф Г орельеф

Барельеф - если фигура выступает над плоскостью меньше, чем наполовину своей толщины.

Горельеф - если фигура выступает над плоскостью больше, чем наполовину своего объёма. (Новые слова ребята записывают в тетради)

Жары скульптуры (Слайд №7)

По масштабным размерам скульптуру подразделяют

Скульптура малых форм. Показ статуэток с выставки в классе.

Монументальная скульптура - отличается крупными формами и размерами, потому что размещается на улицах и площадях, в парках. Это прежде всего памятники или монументы, поставленные в честь какого - нибудь выдающегося человека или знаменитого события, с тем чтобы сохранить память о нём на долгие годы.

Ребята, а в нашем городе, где можно увидеть монументальную скульптуру? Станковая скульптура - выполняется на специальном скульптурном станке. Это фигуры высотой от 0,5 до 2 -3 метров, предназначены для оформления помещений, музеев, выставочных залов.

Скульптура малых форм (или мелкая пластика) - это статуэтки и игрушки из различных материалов: среди которых стекло и фарфор, керамика и камень, чугун и бронза, мрамор и дерево. Место мелкой пластики на столе, на шкафу, на подоконнике.

1.Задание для закрепления, разгадать ребусы.

1-статуя, 2-бюст, 3-скульптор, 4-рельеф

-Хорошо, что означают эти слова. (Новые слова ребята записывают в тетради) (Слайд №9)

2. Охарактеризуйте каждую из скульптур по виду и по назначению.

(Слайд №10) Ребята, посмотрите на скульптуру, представленную на слайде и на нашей выставке. Из какого материала они изготовлены? (дерево, пластилин, скотч, фарфор, войлок, песок, стекло, проволка, растения). Выполните объёмное изображение какого-либо животного из различных материалов: пластилин, фольга, смешанные техники.

- Но перед работай давайте немного отдохнем. Проведем физ. минутку!

Зарядка для глаз.

Чтоб глазки зорче были,

чтоб в очках вам не ходить,

эти лёгкие движения предлагаю повторить.

Вдаль посмотрим, и на парту влево, вправо - побыстрей! удивимся -"Что такое?” и закроем их скорей.

А теперь, по кругу быстро - словно стрелочка часов проведём глазами дружно, вот и все мы отдохнули!

А теперь у нас забота - нужно сделать на отлично классную работу!

IV. Творческая работа.

- Отдохнули!? Ребята лепка фигур из пластилина знакома вам из младших классов, глина похожа на пластилин по своим свойствам. Сначала их надо разогреть, размять, чтобы легко придать необходимую форму. (Учитель показывает последовательность выполнения фигуры из пластилина). Чтобы работу сделать интереснее ее можно обвернуть фольгой, накладывая слой за слоем, скрепляя между собой. Интересные получаются работы из мятой фольги. Для этого фольгу сминают руками и немного расправляют, а затем путем накладывание слоев фольги, создают объемные фигурки. Выберите интересный вам материал и приступаем к работе.

Выставка работ учащихся. Оценки за урок.

VI. Домашнее задание.

VIII. Рефлексия. Понравился ли вам урок? Что нового вы узнали?

Знакомство и закрепление таких понятий как скульптура, виды и жанры скульптуры.

Определить назначение скульптуры в жизни человека.

Воспитывать интерес к учебной деятельности, к скульптурному искусству, любовь и уважение к родному городу, через произведения скульптурного искусства.

Оборудование и материалы: Презентация, фольга, пластилин или глина, стеки, подставка, влажные салфетки. Выставка скульптуры из разного материала.

Организационный момент.

Изучение нового материала.

Закрепление новой темы.

Физ. минутка

Творческая работа.

Итог урока. Домашнее задание.

Организационный момент. Проверяется присутствие всех учащихся и их готовность к уроку.

-Наш урок я хочу начать со стихотворения знаменитого художника Микеланджело.

Молчаливая муза

Неправда ли - примерам нет конца Тому как образ, в камне воплощенный,

Пленяет взгляд потомка восхищенный И замыслом и почерком резца?

Творенье может пережить творца:

Творец уйдет, природой побежденный,

Однако образ, им запечатленный,

Веками будет согревать сердца.

-О чем говорит автор в своем стихотворении? В чем ее смысл?

-Стихотворение о скульптуре, которая остается согревать наши сердца своей красотой, даже после смерти скульптура. Если в любое произведение искусства, в любое дело внести частичку своей души, сделать с любовью, качественно, то оно останется жить даже после смерти человека его выполнившего. Я надеюсь

что сегодняшний урок, оставит добрый след в ваших сердцах, и в сердцах наших гостей.

Цель нашего урока познакомится и закрепить знания о том что такое скульптура. На примере скульптур нашего города, рассмотреть на какие виды и жанры она подразделяется. Определить ее назначение в жизни человека.

В творческой части урока вы выполните творческие работы, ими мы пополним ими нашу выставку.

III. Изучение нового материала.

- Где мы встречаем скульптуру в повседневной жизни?

С произведениями скульптуры мы встречаемся ежедневно, они сопутствуют нашей повседневной жизни - это памятники на площадях, мемориальные доски, фонтаны и лепные вазы в парках и скверах.

- Ребята, а что же такое скульптура? Давайте дадим определение. (Объёмные изображения человека или животного).

Как вид изоискусства скульптура характеризуется тем, что ее произведения имеют трехмерный объем.

Скульптура - один из древних видов искусства. Самые первые скульптуры - фигурки людей или животных - первобытные мастера лепили из глины, выдалбливали из камня, вырезали из дерева или костей животных.

Виды скульптуры.

Ребята, как вы понимаете, что значит круглая скульптура? (Скульптуру, которую можно обойти и рассмотреть со всех сторон).

А, что значит рельеф? (Выпуклое изображение на плоскости и такую скульптуру можно рассмотреть с одной стороны).

Барельеф Г орельеф

Барельеф - если фигура выступает над плоскостью меньше, чем наполовину своей толщины.

Горельеф - если фигура выступает над плоскостью больше, чем наполовину своего объёма. (Новые слова ребята записывают в тетради)

Жары скульптуры (Слайд №7)

По масштабным размерам скульптуру подразделяют

Скульптура малых форм. Показ статуэток с выставки в классе.

Монументальная скульптура - отличается крупными формами и размерами, потому что размещается на улицах и площадях, в парках. Это прежде всего памятники или монументы, поставленные в честь какого - нибудь выдающегося человека или знаменитого события, с тем чтобы сохранить память о нём на долгие годы.

Ребята, а в нашем городе, где можно увидеть монументальную скульптуру? Станковая скульптура - выполняется на специальном скульптурном станке. Это фигуры высотой от 0,5 до 2 -3 метров, предназначены для оформления помещений, музеев, выставочных залов.

Скульптура малых форм (или мелкая пластика) - это статуэтки и игрушки из различных материалов: среди которых стекло и фарфор, керамика и камень, чугун и бронза, мрамор и дерево. Место мелкой пластики на столе, на шкафу, на подоконнике.

1.Задание для закрепления, разгадать ребусы.

1-статуя, 2-бюст, 3-скульптор, 4-рельеф

-Хорошо, что означают эти слова. (Новые слова ребята записывают в тетради) (Слайд №9)

2. Охарактеризуйте каждую из скульптур по виду и по назначению.

(Слайд №10) Ребята, посмотрите на скульптуру, представленную на слайде и на нашей выставке. Из какого материала они изготовлены? (дерево, пластилин, скотч, фарфор, войлок, песок, стекло, проволка, растения). Выполните объёмное изображение какого-либо животного из различных материалов: пластилин, фольга, смешанные техники.

- Но перед работай давайте немного отдохнем. Проведем физ. минутку!

V. Физ. Минутка.

Зарядка для глаз.

Чтоб глазки зорче были,

чтоб в очках вам не ходить,

эти лёгкие движения предлагаю повторить.

Вдаль посмотрим, и на парту влево, вправо - побыстрей! удивимся -"Что такое?” и закроем их скорей.

А теперь, по кругу быстро - словно стрелочка часов проведём глазами дружно, вот и все мы отдохнули!

А теперь у нас забота -

нужно сделать на отлично

Творческая работа.

- Отдохнули!? Ребята лепка фигур из пластилина знакома вам из младших классов, глина похожа на пластилин по своим свойствам. Сначала их надо разогреть, размять, чтобы легко придать необходимую форму. (Учитель показывает последовательность выполнения фигуры из пластилина). Чтобы работу сделать интереснее ее можно обвернуть фольгой, накладывая слой за слоем, скрепляя между собой. Интересные получаются работы из мятой фольги. Для этого фольгу сминают руками и немного расправляют, а затем путем накладывание слоев фольги, создают объемные фигурки. Выберите интересный вам материал и приступаем к работе.

Выставка работ учащихся. Оценки за урок.

Домашнее задание.

Читайте также: