Конспект урока 1 класс как вычесть число планета знаний 1 класс

Обновлено: 07.07.2024

Цель: Создать условия для формирования знаний и умений выполнять вычитание с числами 3 и 4.

Задачи.1) Ориентированные на достижение личностных результатов:

- формирование учебных мотивов, позитивного отношения к процессу обучения, потребности к новым знаниям;

- развитие познавательной сферы учащихся: внимания, мышления, математической речи, восприятия;

-формирование культуры общения;

- воспитание интереса к изучению математики;

- воспитание самостоятельности, аккуратности.

2) Ориентированные на достижение метапредметных результатов обучения.

Регулятивные УУД: формирование способности формулировать и удерживать учебную задачу, проговаривать последовательность производимых действий, контролировать собственную учебную деятельность.

Познавательные УУД: формирование умения выделять проблему, понимать заданный вопрос, извлекать информацию из текста и иллюстраций.

Коммуникативные УУД: развитие умения слышать и слушать друг друга, умения выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

3) Ориентированные на достижение предметных результатов обучения:

- выполнять сложение и вычитание в пределах 10 с опорой на схемы (числовой луч, модель числового ряда);

- выполнять вычитание по частям;

- моделировать условие текстовой задачи с помощью простой схемы.

Оборудование: карточки для устного счета, учебник, рабочая тетрадь к учебнику, снежинки для рефлексии.

1. Учебники и учебные пособия:

2. Методические пособия для учителя:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ВЫЧИТАЕМ ЧИСЛА

I. Устный счет.

Назовите предыдущее и последующее числа у числа 7, 5, 3
У числа 7 предыдущее число 6, последующее число 8;
у числа 5 предыдущее число 4, последующее число 6;
у числа 3 предыдущее число 2, последующее число 4;

-Какое число идёт перед 4? (3); перед 2? (1); перед 9? (8)
-Какое число стоит между числами 1 и 3? (2); 7 и 9? (8)

-Повторим состав чисел. Каждый из вас работает с набором цифр.
(Дети, вспоминая состав чисел, показывают карточки с цифрами)

Семь весёлых поросят
У корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться,
Сколько свинок у корытца? (7 это 2 и 5)

Слайд № 4
Три яблока из сада ёжик притащил.
Самое румяное белке подарил.
С радостью подарок получила белка.
Сосчитайте яблоки у ежа в тарелке! (3 это 2 и 1)

Слайд № 5
Привела гусыня – мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки,
Три сынка, а сколько дочек? (6 это 3 и 3)

-Кто не ошибся?
-Какую работу выполняли? Для чего?
(Повторяли предыдущее и последующее числа; состав чисел;
Состав числа нужно хорошо знать для того, чтобы не ошибиться при сложении чисел)

1. Задание на сообразительность.

– Догадайтесь, сколько платьев нужно раскрасить на последней картинке. Как все эти предметы можно назвать одним словом? (Одежда.)

2. Сколько кубиков в коробке?

– Рассмотрите рисунок на доске.

– Сколько листочков было на веточке?

– Сколько листочков упало?

– Придумайте вопрос к этому рисунку. (Сколько листочков осталось?)

– Выполните соответствующую запись.

Запись на доске: 6 без 2 – это 4.

– Сегодня на уроке познакомимся с новой, более удобной записью этого действия.

III. Изучение нового материала. Работа по учебнику.

1. Задание 1 (с. 44).

– Рассмотрите рисунок. Сколько цыплят всего нарисовано? (7.) Сколько цыплят убежало? (3.)

– Сколько цыплят осталось клевать зерно?

Запись на доске: – 7 без 3 – это 4.

Запись : 7 – 3 = 4.

– Полученная запись читается:

а) Семь минус три равно четыре.

б) Из семи вычесть три – получится четыре.

– Рассмотрите рисунки. Сколько кружков нарисовали на бумаге? (6.) Сколько кружков уже вырезали? (1.)

– Сколько осталось вырезать?

Запись на доске: 6 – 1 = 5.

– Прочитайте данную запись.

– Сколько елочек надо раскрасить? (5.)

– Сколько уже раскрасили? (4.)

– Сколько осталось раскрасить?

Запись на доске: 5 – 4 = 1.

– Прочитайте данную запись.

3. Задание 3 (с. 45).

– К какому арифметическому действию она относится?

– Подберите рисунки к этой схеме. Объясните свой выбор.

– Выполните запись действия, прочитайте полученную запись.

а) Рисунок с кеглями. Было 7 кеглей, 3 упало. Сколько кеглей осталось стоять?

б) Рисунок с розами. В вазе 9 роз, 2 розы завяли. Сколько роз осталось?

Мы - веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем ,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!

4. Задание 4 (с. 45).

– Сколько орехов на рисунке? (8.) Сколько желудей? (7.) Сколько шишек? (5.)

– На сколько больше орехов, чем шишек? (На 3 ореха больше.)

Запись :

а) На сколько желудей больше, чем шишек?

б) На сколько шишек меньше, чем желудей?

в) На сколько орехов больше, чем желудей?

г) На сколько желудей меньше, чем орехов?

д) На сколько шишек меньше, чем орехов?

IV. Работа в печатной тетради.

Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног,

Вот и весь я – . (Осьминог.)

Я так мила. Я так кругла,

Я состою из двух кружочков,

Как рада я, что я нашла

Себе таких, как вы, дружочков. (Восьмерка.)

Восемь ног, как восемь рук,

Вышивают шелком круг.

Мастер в шелке знает толк.

Покупайте, мухи, шелк! (Паук.)

– Какое число используется в данных загадках? (Восемь.)

– Сегодня на уроке будем считать предметы и учиться правильно писать цифру 8. На что похожа цифра 8?

Цифра восемь так вкусна:

Из двух бубликов она.

Цифру восемь, цифру восемь

На носу всегда мы носим,

Цифра восемь плюс крючки –

Учитель демонстрирует таблицу написания цифр.

– Рассмотрите, как пишут цифру 8, обозначающую число восемь. Объясните, как правильно ее писать.

Объяснение . Цифра 8 состоит из двух элементов – верхнего и нижнего овалов. Верхний овал пишем немного меньшим, чем нижний. Начинаем писать верхний овал немного выше и правее середины клетки. Ведем вправо и вверх, закругляем, касаясь правой и верхней стороны клетки, и ведем вниз к началу овала и дальше вниз влево: закругляем, не касаясь правой стороны клетки, ведем до середины нижней стороны клетки, закругляем и ведем вверх к началу овала.

Далее учащиеся работают по образцу.

V. Фронтальная работа.

Работа в парах.

– Красная лента длиннее синей, но короче желтой. Покажите, какая лента красная.

ВложениеРазмер
urok_1_klass_na_temu_vychitanie_chisla_.docx 21.08 КБ

Предварительный просмотр:

  • Развивать пространственное мышление, речь, внимание, память, умение работать в парах.
  • Воспитывать интерес к уроку, дисциплинированность, чувство взаимоуважения и взаимовыручки.

Компьютерная презентация, интерактивная доска, набор цифр для каждого учащегося, карточки для работы в паре, смайлики.

-Здравствуйте, ребята, садитесь.

Долгожданный дан звонок,

Начинаем мы опять:

Думать, сравнивать, считать!

Но сначала давайте настроимся на работу – откроем ладоши новым знаниям и произнесём волшебную фразу: я хочу много знать.

– Как вы считаете, для чего нужно знать математику?

-Зная математику , человек может правильно и быстро посчитать, решить любую задачу. Математика очень важная наука. Она помогает изучать и другие школьные предметы, физику, химию… Без математики невозможно построить дом, собрать самолет, машину, телевизор и многое другое. Поэтому и вы должны подружиться с математикой.

Сегодня на уроке мы продолжим учиться, считать, решать задачи, познакомимся с новым арифметическим действием, научимся записывать его с помощью знаков, познакомимся с новой цифрой. В конце урока подведем итоги нашей работы.

2.Устный счёт. Пришло время для устного счёта.

1) Работа с числами. Счет до 10. Слайд 3.

-Внимательно рассмотрите: где какая цифра и назовите их по порядку.

(1ученик у доски, остальные контролируют)

Назовите числа от 2 до 6. Слайд 3.

-Возьмите веер, покажите число, которое стоит перед числом 4, перед числом 9, за числом 8, между числами 2 и 4.

-Молодцы! Порядок чисел вы знаете хорошо.

3)-А теперь решим веселые задачи.

- Сколько белочек всего?

- Сколько всего животных?

-Молодцы! Вы очень хорошо справились и с этими заданиями.

Раз- подняться, потянуться,

Два- согнуться, разогнуться,

Три, четыре- руки шире,

Пять- руками помахать,

Шесть- за парту тихо сесть,

Семь, восемь- лень отбросим.

3. Постановка ц ели урока.

-Ребята, для вас я приготовила еще одну очень интересную задачу, послушайте.

-Сколько улиток вышло гулять?

Сколько улиток осталось?

Их осталось больше или меньше?

-А почему их осталось меньше? (1 заблудилась)

А если меньше, что нужно делать?

Чтобы найти сколько улиток осталось нужно вычитать.

-Посмотрите как записывается решение этой задачи: 4-1=3, читается она так: 4 минус 1 равно 3 или из 4 вычесть 1, получится 3.

- Какое сейчас время года?

-Назовите краски осени. Слайд 9.

-С наступлением осени приходят холода, многие птицы улетают на юг.

-Почему они улетают?

-Их гонит голод, поэтому оставшиеся птицы селятся поближе к жилью человека, чтобы обеспечить себя кормом. Каждый человек должен в зимние холода позаботиться о том, чтобы у птиц был корм. Для этого необходимо развешивать кормушки и каждый день насыпать в них корм. Это мы с вами будем делать в парке нашей школы и,уверена, вы развесите кормушки дома в своих садах.

- Давайте решим следующую задачу. Слайд 10.

-Сколько птичек на дереве?

- Их осталось больше или меньше?

-А почему их осталось меньше? (2 улетели)

- А если меньше, нужно вычитать.

А теперь немного отдохнем и проведем физминутку.

4. Изучение нового материала. Работа по учебнику.

-Откройте учебник на странице 44,

-Продолжаем учиться вычитать числа.

-Рассмотрите рисунок. Сколько цыплят на рисунке? -7

-Сколько цыплят убежало? -3

-Прочитайте вопрос задачи.

-Сколько цыплят осталось клевать зерно?

- Их осталось больше или меньше?

-А почему их осталось меньше?

- А если меньше, нужно вычитать.

- Запись на доске: 7-3=4

Прочитайте : Семь минус три равно четыре.

-Из 7 вычесть 3, получится 4.

-Молодцы, вы справились и с этим заданием.

Подберите рисунки к схеме. Объясните свой выбор

Выполните запись действия, прочитайте полученную запись.

-Дифференцированная работа. ( 3 уч-ка по карточкам )

А ) Было 7 кеглей, 3 упало. Сколько кеглей осталось стоять?-3

-Как узнали? (Из 7 вычли 3)

Б) В вазе 9 роз, 2 розы завяли. Сколько роз осталось?-

-В) В сетке было 9 мячей,3выкатилось. Сколько мячей осталось?- 6

-Молодцы вы справились с этим заданием.

Закройте учебники, положите на край стола.

-Солнце глянуло в кроватку…

-Работа в печатной тетради.

-Откройте тетради на с.37.

- -Мы продолжаем учиться вычитать числа.

Самостоятельная работа №1.

-Пишите красиво, аккуратно.

Проверка на доске. Слайд - запись решения на доске.

-Поменяйтесь тетрадями и обведите карандашом самую красивую цифру.

-Сегодня мы продолжим писать цифры, а какую цифру будем писать, угадайте.

6.Знакомство с цифрой 8.

Цифра эта так вкусна:

Из двух бубликов она.

-Какое число используется в загадке?

Сегодня на уроке мы будем учиться правильно писать цифру 8. На что похожа цифра 8?

Цифру восемь, цифру восемь

На носу всегда мы носим,

Цифра восемь плюс крючки-

Учитель демонстрирует таблицу написания цифр. Слайд-

Объяснение: Цифра 8 состоит из двух элементов – верхнего и нижнего овалов. Верхний овал пишем немного меньшим, чем нижний. Начинаем писать верхний овал немного выше и правее середины клетки Ведем вправо вверх, закругляем, касаясь правой и верхней стороны клетки, и ведем вниз к началу овала и дальше вниз влево: закругляем, не касаясь правой стороны клетки, ведем до середины нижней стороны клетки, закругляем и ведем вверх к началу овала.

-Нарисуем в воздухе цифру 8, на ладошке,в тетради.

Далее учащиеся работают по образцу.

-Найдите и подчеркните самые аккуратные и правильно написанные цифры.

Фронтальная работа.№3 и №4по желанию.

Работа с геометрическими фигурами:

- Назовите, какие геометрические фигуры вы видите.

Квадрат, овал, треугольник, прямоугольник. А сколько всего фигур?(выходят, показывают и называют фигуры)

-Где данные фигуры используются в жизни? (стол, пол, доска и т.д.)

7.Итог урока. Рефлексия в конце занятия:

-Задачи на какое действие решали?

-С какой цифрой познакомились?

-На парте лежат рисунки с изображением солнышка и тучки. Если вам на уроке все было понятно и урок вам понравился, то поднимите солнышко, если вы чего-то не поняли и урок вам не понравился, то тучку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Никулина Галина Ивановна, учитель начальных классов .

Тема : Как вычесть число?

1.Учить выполнять вычитание однозначного числа из двузначного в пределах 20 без перехода через десяток.

2. Решать тестовые задачи.

3. Совершенствовать выполнение действий сложения и вычитания в пределах 20.

4. Тренировать умение составлять выражения показывающие связь сложения с вычитанием.

5. Тренировать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся.

6. Способствовать развитию воображения, фантазии.

Планируемые результаты: Личностные УУД:

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

-учащиеся умеют определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; умеют высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивают правильность выполнения действия; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

- Умеют оформлять свои мысли в устной форме; слушают и понимают речь других; учатся работать в паре и оценивать себя и друг друга, формулируют собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД).

- Умеют ориентироваться в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД).

- воспроизводят последовательность чисел от 0 до 20 как в прямом, так и обратном порядке, начиная с любого числа; выполняют вычитание однозначных чисел из двузначного без перехода через десяток.

Используемая технология : технология диалогового взаимодействия с элементами игры.

Методы обучения : объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, частично- поисковый.

Прозвенел уже звонок,

В путешествие пойдем,

В страну сказок попадем.

Слушай, думай, наблюдай,

Сказку радостью встречай.

Глазки дружно закрывайте,

Сказку в душу пропускайте.

За горами, за лесами,

За широкими морями

Мы корабль построим с вами

И команду соберём

На чудесный остров поплывём.

Ну-ка, открывай глаза!

В путешествие пора!

- Отправляемся в путь. Сели, ребята. Одеваем свои волшебные бескозырки, 1 экипаж готов, 2 экипаж готов, 3 экипаж готов, капитаны готовы, главнокомандующий готов. Взяли в руки ручки, наши тетради превратились в бортовые журналы, открываем и записываем число, классная работа.

2. Закрепление знаний. (Вывешивается рисунок корабля) Устный счет.

а) Слайд. Отправляется в страну закрепления изученного материала. Посмотрите на наш удивительный корабль. Расшифруем его и превратим в настоящий корабль. Скажите, какие цифры спрятались на нашем корабле?


Слайд. - Молодцы, произошло превращение корабля.

( появляется рисунок настоящего корабля)

На этом корабле мы отправляемся в путешествие.

б) Слайд. Ребята, как только мы отчалили от берега, на море начался сильный шторм. Днище корабля задело подводный риф. Появились пробоины, наш корабль стало заливать водой.

Нам нужно залатать пробоины на корабле. Их 5.

Слайд. 1 пробоина

0 2 5 7 11 14 17 20

Давайте восстановим числовой ряд. Кто догадался, какие числа нужно поставить вместо точек?

Слайд. 2 пробоина

-вставь пропущенные числа, как они называются (четные,)

Слайд. 3 пробоина

- вставь пропущенные числа, как они называются (нечетные)

Слайд. 4 пробоина

- состав двузначных числа

в) Записываем математический диктант.

- на сколько 15 больше 14

- на сколько 10 меньше 20

- найди сумму чисел 5 и 5

- найди разность чисел 10 и 4

- 50 сколько десятков?

- наибольшее однозначное число (9)

- наименьшее двузначное число (10)

На слайде примеры. Юнги ,записываем и комментируем решение примеров.

- Сейчас мы отдохнём и продолжим наше путешествие.

3. Физ. Пауза

Волны плещут в океане

Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны.)

Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперёд.)

Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх.)

Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками.)

Мы по берегу гуляем,

Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте.)

Ищем ракушки в песке

И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки.)

Чтоб побольше их собрать,

-Надо чаще приседать.

Сядем дружно на песок. Снова начался урок. (Дети садятся за парты.

4. Слайд. (Достать бутылку с запиской) Ой! Смотрите, волны прибили к нашему кораблю бутылку! А что же у нас в бутылке? Какое-то послание, да оно зашифровано! (Достать послание).

Расшифруем послание

зашифрованная тема урока –какова цель нашего урока? (вычитание однозначных чисел из двузначных) на доске 16 - 4 Сформулируйте тему. Кто сможет дать объяснение этому равенству? 16 – это 1 десяток и 6 единиц , единицы вычитаем из единиц . 6-4=2 и 1 десяток = 12.

Решение новых примеров. (написано на доске)


-Какие линии изображены?

-Какие из них замкнутые, а какие незамкнутые?

- Какие фигуры вы видите на этом рисунке?

- Сколько на рисунке отрезков? Квадратов? Прямоугольников? Овалов? Кругов? (Снять круги, перевернуть)

4) Ой, что же это? Буквы! Какое слово можно составить из этих букв?(клад)




-В нашей записке говорится о кладе.

- Молодцы, ребята ! Мы расшифровали послание.



5. На берегу острова нас встречают туземцы. Они пустят нас на остров, если мы отгадаем 3 загадки.

1. Как называется этот остров? Почему?

2.В поле стоит береза. На трех ветках висит по 3 яблока на каждой ветке. Сколько всего яблок?

3. Просит отгадать, что написано на листочках №1? Тогда он нам поможет в поисках клада. (работа в парах.)

(Такие карточки раздаются каждому ребенку. С помощью зеркала они должны прочесть запись.) (задача) Кто прочитает поднимают ладошками вместе каждая пара.

- Из каких частей состоит задача?

Читаем её, называем опорные слова, записываем задачу.

Женя нашел 15 ракушек, отдал 4 ракушки другу. Сколько ракушек осталось у Жени? ( вспоминаем части задачи, записываем и решаем в тетради)

Но сначала отдохнем немного.

7. Физ. Пауза (слайд)

-Сели на свои места.

8. Работа в парах. Слайд.

-Мы открыли сундук. А вот и золотые монеты! (Шоколадные монеты,)

-Ура, ребята. Мы справились.

9. Закрываем снова глазки,

Уплываем мы из сказки,

В класс вернемся мы опять.

Снимаем бескозырки, превращаемся в учеников.

10. Рефлексия урока:

-Ребята, что мы на уроке сегодня повторяли?

-Чему на уроке сегодня научились?

-Понравился ли вам урок?

- Оцените свою работу. (Красное сердечко –отлично, зеленое- хорошо, желтое –не в полную силу)

Читайте также: