Конспект урока по географии 7 класс атлантический океан

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ:

Цель: изучить географическое положение, историю исследования,

особенности природы Атлантического океана, его хозяйственное

Задачи урока:

Образовательная – познакомить учащихся с географическим положением, историей исследования, особенностями природы, хозяйственным освоением Атлантического океана;

Развивающая – развивать умение выявлять причины особенностей природы, выбирать карты для характеристики рельефа и строения земной коры материка, сопоставлять их, работать с разными источниками знаний – учебником, картами атласа.

Воспитательная – воспитывать внимательность, сосредоточенность, аккуратность, умение работать самостоятельно.

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, экран;

Тип урока: комбинированный

Вид деятельности

I. Организационный момент

– Сегодня на уроке нам откроет свои тайны ещё один океан –

II. Проверка домашнего задания

Индийский океан - 2

1) Третий океан на Земле по величине.

2) Название океану дал Ф. Магеллан.

3) В этом океане расположен Марианский желоб.

4) Северной частью океан омывает материк Евразия.

5) Одно из морей океана имеет самую высокую соленость в

6) Этот океан соединен с Северным Ледовитым океаном

7) Богатейшее месторождение нефти на шельфе Персидского

8) Самый теплый океан по температуре поверхностных вод.

9) На западе океан омывает Евразию, на востоке – Америку.

10) В северной части океана – мощное Муссонное течение.

11) Этот океан занимает почти 1/3 земной поверхности.

12) Западной частью омывает Африку.

Учащиеся сдают листочки с ответами на проверку учителю.

Правильность выполнения цифрового диктанта:

21 – 12 – 21 – 21 – 12 – 12

Критерии оценок:

III. Изучение нового материала

1. Введение

– Итак, мы начинаем наше путешествие по Атлантическому океану.

Запишите в тетради число и тему урока: “Атлантический океан”

(запись темы урока в тетрадь).

Сегодня на уроке мы должны изучить географическое положение, историю исследования, особенности природы и хозяйственное использование Атлантического океана.

- Знакомиться с океаном мы будем по плану:

Географическое положение океана.

История исследования океана.

Хозяйственная деятельность в океане.

- Познакомимся с основными характеристиками Атлантического

океана. Работа с атласами, запись в тетрадь.

Второй по величине океан.

Площадь – 91, 6 млн. км 2 .

Объем - 329,7 млн. км 3 .

Средняя глубина - 3 600 м.

Наибольшая глубина - 8 742 м (желоб Пуэрто-Рико).

2. Характеристика географического положения океана

– Откройте учебники на стр. 346, охарактеризуем ГП океана по

плану. Работа с атласами.

Между какими материками расположен Атлантический океан?

С какими другими океанами он связан?

Какие моря и заливы входят в состав данного океана?

Как расположен океан относительно экватора, тропиков,

полярных кругов и нулевого меридиана?

В каких климатических поясах расположен океан?

Атлантический океан вытянут от субарктических широт до

Наибольшей ширины он достигает в умеренных широтах и

сужается к экватору.

3. История исследования океана

Атлантический океан стал осваиваться мореплавателями еще во II в. до н.э. Маршруты древних мореходов пролегали на север (вдоль берегов Европы) и на юг (вдоль берегов Африки). Требовалось огромное мужество, чтобы в те времена выйти в неизвестный океан. Первыми, как считают географы, Атлантику пересекли викинги.

С эпохи Великих географических открытий (плавания Х.Колумба, Васко да Гамы, Ф. Магеллана и др.) Атлантический океан стал главным водным путем на Земле. Начались работы по его исследованию: промеры глубин, измерение скорости и направлений течений, силы и скорости ветра и др.

4. Происхождение Атлантического океана

- Атлантический океан – самый молодой. Образовался он 160 млн. лет назад при распаде Гондваны.

В результате каких процессов образовался Атлантический океан?

Какие литосферные плиты образуют дно океана, в каком направлении и с какой скоростью они перемещаются?

6. Рельеф дна океана

Почти посередине океана проходит Срединно -Атлантический хребет длиной более 17 тыс.км и шириной 1 000 км.

На севере океана хребет выходит на поверхность – остров Исландия.

Ложе океана занято океаническими равнинами, подводными поднятиями.

Шельф занимает около 1/3 подводных окраин материков. Наиболее широк он у берегов Европы и Северной

Ответьте на вопросы:

Узкая полоса шельфа – важная особенность котловины Атлантического океана. Какие из морей шельфовые?

В Атлантическом океане почти нет глубоководных желобов. Объясните эту особенность с точки зрения теории литосферных плит.

7. Особенности природы

Взаимодействие океана, атмосферы и суши

Океан лежит во всех климатических поясах. Наиболее широкая часть Атлантики расположена в тропических и умеренных широтах.
- В какой части Атлантики штормы бушуют во все сезоны года? (Ответ на вопрос найдите в тексте учебника на с. 209)

Температура и соленость воды в океане

Особенности климата отражаются на свойствах водных масс.

- Температура поверхностных вод в Атлантике в среднем ниже, чем в Тихом и Индийском океанах. Чем это объясняется? (Ответ на вопрос найдите в тексте учебника на с. 209-210)
Значительные различия между температурой воды и воздуха в некоторых районах вызывают образование сильных туманов, осложняющих судоходство.

- Объясните подобное распределение температур поверхности

Атлантического океана.

Средняя соленость Атлантического океана - 34,87‰, средняя соленость его поверхностных вод – 35,3‰, максимальная – более 37,5‰. (Запись в тетрадь)

Ответьте на вопросы:

1) Чем объясняется пониженная соленость (менее 35‰)

в экваториальной зоне Атлантического океана?

(Обилием осадков и распресняющим действием речного стока)

2) Чем обусловлена более высокая соленость (35,5 -37‰)

Атлантического океана в субтропических широтах?

(Значительным испарением и небольшим количеством осадков)

3) С чем связано повышение солености (37,5‰) водных масс

Атлантики по сравнению со средним показателем?

(Значительная часть испарившейся с поверхности влаги из-за

относительной узости океана переносится ветрами на соседние

- В водах Атлантики имеются теплые и холодные течения.

Назовите их и покажите на карте .
- Течения в океане направлены не по широте, а почти вдоль
меридианов. Почему?
- Какую роль оказывают течения на океан и климат прибрежных
территорий?

Особенность Атлантического океана – многочисленные айсберги и плавучий морской лед в северной части.

Органический мир Атлантики беднее видами, чем органический мир Тихого океана. Объясняется это его молодостью, сильным похолоданием климата во время последнего оледенения.

Атлантический океан богат промысловыми видами рыб: сельдью, морским окунем, треской, скумбрией, мойвой и другими. Встречаются акулы, киты, тюлени. Район Канарских островов богат лангустами и анчоусами. В северной части встречаются морские ежи, моллюски.

8. Хозяйственная деятельность в океане (рассказ учителя, запись в тетрадь видов хозяйственной деятельности в океане)

Транспортные пути

Задание. Между 35-40 0 и 55-60 0 с.ш. проходят самые оживленные морские пути не только в Атлантике, но и в Мировом океане. Назовите крупные порты.

Рыбный промысел

Атлантический океан самый рыбопродуктивный. Обилие промысловых рыб привело к развитию интенсивного рыбного промысла. Большая часть улова рыбы приходится на его северную часть.

Добыча полезных ископаемых

Шельфы Атлантического океана богаты месторождениями нефти и другими полезными ископаемыми. Тысячи скважин пробурены на дне Мексиканского залива и Северного моря (показать на карте.)

Рекреационные ресурсы

Атлантический океан и его моря принимают на свои
берега миллионы отдыхающих. К наиболее крупным морским
рекреационным центрам относятся Средиземное море, Черное море, южное побережье Балтийского моря, Флорида, Антильские и Бермудские острова, Венесуэла, Куба, Колумбия, Бразилия (показать на карте).

Экологические проблемы

В связи с развитием судоходства, ростом городов на побережье океана природные условия в нем резко ухудшились. Ежегодно в океан попадают десятки миллионов тонн вредных токсичных веществ.

Океан уже не в состоянии самоочищаться. Требуются международные усилия по спасению Атлантического океана. Подписаны договоры, запрещающие сброс в океан опасных радиоактивных отходов.

IV . Закрепление

Итоговое тестирование

1. Укажите особенность ГП Атлантического океана:

1) Атлантический океан пересекается экватором, но не пересекается

2) Атлантический океан не пересекается экватором, но пересекается

3) Атлантический океан пересекается и экватором, и начальным

4) Атлантический океан не пересекается ни экватором, ни

2. Обширные шельфы Атлантического океана прилегают к

берегам:

1) Северной и Южной Америки;

2) Южной Америки и Африки;

3) Африки и Европы;

4) Европы и Северной Америки.

3. Почему в северной части Атлантического океана айсберги

могут встречаться даже на сороковых широтах?

1) на эти широты их выносят течения;

2) из-за высокой солености вод океана в этой части они долго не тонут;

4) климат в сороковых широтах очень суровый.

4. В каком из данных морей Атлантического океана добывают

нефть?

2) в Саргассовом;

3) в море Уэдделла;

4) в Северном.

5. По общему объему мировых морских перевозок Атлантический

океан:

1) уступает Индийскому, но превосходит Северный

2) превосходит Тихий и Индийский океаны;

3) превосходит Северный Ледовитый, но уступает

4) уступает Тихому и Индийскому океанам.

Проверьте правильность выполнения итогового тестирования:

1) 3 5) 2

2) 4 6) 1

3) 2 7) 4

4) 3 8) 2

Поставьте себе оценку, согласно критериям:


Урок познакомит учащихся с географическим положением, историей исследования, особенностями природы, хозяйственным освоением Атлантического океана.

Описание разработки

Цель: изучить географическое положение, историю исследования, особенности природы Атлантического океана, его хозяйственное использование.

Задачи урока:

Образовательная – познакомить учащихся с географическим положением, историей исследования, особенностями природы, хозяйственным освоением Атлантического океана;

Развивающая – развивать умение выявлять причины особенностей природы, выбирать карты для характеристики рельефа и строения земной коры материка, сопоставлять их, работать с разными источниками знаний – учебником, картами атласа.

Воспитательная – воспитывать внимательность, сосредоточенность, аккуратность, умение работать самостоятельно.

физическая карта мира;

компьютер, мультимедийный проектор, экран;

1. Учебник: И. В. Душина, В. А. Коринская, В. А. Щенев. География. Материки, океаны, народы и страны. 7 кл. – М. : Дрофа, 2009.

2. Географический атлас. 7 класс. – М. : Дрофа, 2010.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний

Ход урока

I. Организационный момент

– Сегодня на уроке нам откроет свои тайны ещё один океан –

II. Проверка домашнего задания

Индийский океан - 2

1) Третий океан на Земле по величине.

2) Название океану дал Ф. Магеллан.

3) В этом океане расположен Марианский желоб.

4) Северной частью океан омывает материк Евразия.

5) Одно из морей океана имеет самую высокую соленость в мире.

6) Этот океан соединен с Северным Ледовитым океаном Беринговым проливом.

7) Богатейшее месторождение нефти на шельфе Персидского залива.

8) Самый теплый океан по температуре поверхностных вод.

9) На западе океан омывает Евразию, на востоке – Америку.

10) В северной части океана – мощное Муссонное течение.

11) Этот океан занимает почти 1/3 земной поверхности.

12) Западной частью омывает Африку.

Учащиеся сдают листочки с ответами на проверку учителю.

Правильность выполнения цифрового диктанта:

21 – 12 – 21 – 21 – 12 – 12

III. Изучение нового материала

– Итак, мы начинаем наше путешествие по Атлантическому океану.

Запишите в тетради число и тему урока: “Атлантический океан”

(запись темы урока в тетрадь).

Сегодня на уроке мы должны изучить географическое положение, историю исследования, особенности природы и хозяйственное использование Атлантического океана.

- Знакомиться с океаном мы будем по плану:

Географическое положение океана.

История исследования океана.

Хозяйственная деятельность в океане.

- Познакомимся с основными характеристиками Атлантического

океана. Работа с атласами, запись в тетрадь.

Второй по величине океан.

Площадь – 91, 6 млн. км2.

Объем - 329, 7 млн. км3.

Средняя глубина - 3 600 м.

Наибольшая глубина - 8 742 м (желоб Пуэрто - Рико).

2. Характеристика географического положения океана

– Откройте учебники на стр. 346, охарактеризуем ГП океана по плану. Работа с атласами.

Между какими материками расположен Атлантический океан?

С какими другими океанами он связан?

Какие моря и заливы входят в состав данного океана?

Как расположен океан относительно экватора, тропиков, полярных кругов и нулевого меридиана?

В каких климатических поясах расположен океан?

Атлантический океан вытянут от субарктических широт до Антарктиды.

Наибольшей ширины он достигает в умеренных широтах и сужается к экватору.

3. История исследования океана

Атлантический океан стал осваиваться мореплавателями еще во II в. до н. э. Маршруты древних мореходов пролегали на север (вдоль берегов Европы) и на юг (вдоль берегов Африки). Требовалось огромное мужество, чтобы в те времена выйти в неизвестный океан. Первыми, как считают географы, Атлантику пересекли викинги.

С эпохи Великих географических открытий (плавания Х. Колумба, Васко да Гамы, Ф. Магеллана и др. ) Атлантический океан стал главным водным путем на Земле. Начались работы по его исследованию: промеры глубин, измерение скорости и направлений течений, силы и скорости ветра и др.

4. Происхождение Атлантического океана

- Атлантический океан – самый молодой. Образовался он 160 млн. лет назад при распаде Гондваны.

В результате каких процессов образовался Атлантический океан?

Какие литосферные плиты образуют дно океана, в каком направлении и с какой скоростью они перемещаются?

Рельеф дна океана

Почти посередине океана проходит Срединно - Атлантический хребет длиной более 17 тыс. км и шириной 1 000 км.

На севере океана хребет выходит на поверхность – остров Исландия.

Ложе океана занято океаническими равнинами, подводными поднятиями.

Шельф занимает около 1/3 подводных окраин материков. Наиболее широк он у берегов Европы и Северной Америки.

Ответьте на вопросы:

Узкая полоса шельфа – важная особенность котловины Атлантического океана. Какие из морей шельфовые?

В Атлантическом океане почти нет глубоководных желобов. Объясните эту особенность с точки зрения теории литосферных плит.

7. Особенности природы

Взаимодействие океана, атмосферы и суши

Океан лежит во всех климатических поясах. Наиболее широкая часть Атлантики расположена в тропических и умеренных широтах.

- В какой части Атлантики штормы бушуют во все сезоны года? (Ответ на вопрос найдите в тексте учебника на с. 209)

Температура и соленость воды в океане

Особенности климата отражаются на свойствах водных масс.

- Температура поверхностных вод в Атлантике в среднем ниже, чем в Тихом и Индийском океанах. Чем это объясняется? (Ответ на вопрос найдите в тексте учебника на с. 209 - 210)

Значительные различия между температурой воды и воздуха в некоторых районах вызывают образование сильных туманов, осложняющих судоходство.

- Объясните подобное распределение температур поверхности Атлантического океана.

Средняя соленость Атлантического океана - 34, 87‰, средняя соленость его поверхностных вод – 35, 3‰, максимальная – более 37, 5‰. (Запись в тетрадь)

Ответьте на вопросы:

1) Чем объясняется пониженная соленость (менее 35‰) в экваториальной зоне Атлантического океана?

(Обилием осадков и распресняющим действием речного стока)

2) Чем обусловлена более высокая соленость (35, 5 - 37‰) Атлантического океана в субтропических широтах?

(Значительным испарением и небольшим количеством осадков)

3) С чем связано повышение солености (37, 5‰) водных масс Атлантики по сравнению со средним показателем?

(Значительная часть испарившейся с поверхности влаги из – за относительной узости океана переносится ветрами на соседние материки)

Течения

- В водах Атлантики имеются теплые и холодные течения.

Назовите их и покажите на карте.

- Течения в океане направлены не по широте, а почти вдоль меридианов. Почему?

- Какую роль оказывают течения на океан и климат прибрежных территорий?

Айсберги

Особенность Атлантического океана – многочисленные айсберги и плавучий морской лед в северной части.

Течения выносят айсберги в открытый океан до 400 с. ш.

Эти районы Атлантики опасны для судоходства.

айсбергом, привела к учреждению Международного ледового патруля, который сообщает всем судам о размерах, координатах и путях дрейфа айсбергов.

Органический мир Атлантики беднее видами, чем органический мир Тихого океана. Объясняется это его молодостью, сильным похолоданием климата во время последнего оледенения.

Атлантический океан богат промысловыми видами рыб: сельдью, морским окунем, треской, скумбрией, мойвой и другими. Встречаются акулы, киты, тюлени. Район Канарских островов богат лангустами и анчоусами. В северной части встречаются морские ежи, моллюски.

8. Хозяйственная деятельность в океане (рассказ учителя, запись в тетрадь видов хозяйственной деятельности в океане)

Задание. Между 35 - 400 и 55 - 600 с. ш. проходят самые оживленные морские пути не только в Атлантике, но и в Мировом океане. Назовите крупные порты.

Рыбный промысел

Атлантический океан самый рыбопродуктивный. Обилие промысловых рыб привело к развитию интенсивного рыбного промысла. Большая часть улова рыбы приходится на его северную часть.

Добыча полезных ископаемых

Шельфы Атлантического океана богаты месторождениями нефти и другими полезными ископаемыми. Тысячи скважин пробурены на дне Мексиканского залива и Северного моря (показать на карте. )

Атлантический океан и его моря принимают на свои

берега миллионы отдыхающих. К наиболее крупным морским

рекреационным центрам относятся Средиземное море, Черное море, южное побережье Балтийского моря, Флорида, Антильские и Бермудские острова, Венесуэла, Куба, Колумбия, Бразилия (показать на карте).

В связи с развитием судоходства, ростом городов на побережье океана природные условия в нем резко ухудшились. Ежегодно в океан попадают десятки миллионов тонн вредных токсичных веществ.

Океан уже не в состоянии самоочищаться. Требуются международные усилия по спасению Атлантического океана. Подписаны договоры, запрещающие сброс в океан опасных радиоактивных отходов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающая: изучить особенности природы Атлантического океана, его хозяйственное использование.

Развивающая: Продолжить развивать навыки работы с картами атласа и контурными картами.

Активизировать работу учащихся, предлагая им разноуровневые задания для развития географического кругозора.

Создать условия на уроке для развития мышления, творческих способностей учащихся. Воспитательная: Воспитывать эстетическое восприятие географических объектов (мультимедиа) воспитание культуры общения.

Оборудование: карта океанов, мультимедийное оборудование, компьютер: мультимедийная презентация, интерактивная доска

Ход урока

I. Организационный момент

– Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие.

Есть два разряда путешествий

Одно – пускайся с места вдаль,

Другой – сиди себе на месте

И географию читай.

II. Проверка домашнего задания

1. Устный опрос (Интерактивная к/к Тихого океана)

– Подписать материки, которые омывает Тихий океан.

– Рассказать об изрезанности береговой линии.

– Показать основные течения.

– Почему Тихий океан называют “самым-самым”? (Большой, глубокий, древний)

– Кто первым пересек океан? (Магеллан)

– Чем разделяется? (экватором, 180 меридианом)

III. Изучение нового материала

1. Введение. Фрагмент фильма “Голубая планета”

– Мы продолжаем наше путешествие по Мировому океану и сегодня более подробно познакомимся с Атлантическим океаном. Помогать нам в этом будут эксперты.

– Из всех океанов Атлантический занимает наиболее важное место в жизни человечества. С древних времен он осваивался человеком. Само название океана впервые появилось на карте в 1507 году и связано с мифом об Атланте и с легендой об Атлантиде.

Слайд 2 1 эксперт

По древнему греческому преданию, это был большой остров в Атлантическом океане, расположенный к западу от Гибралтара. Остров населяли могущественные племена – атланты. В результате сильного землетрясения остров опустился на дно океана. Ученые до сих пор спорят о его существовании и причинах гибели.

Слайд 3 “Атлантический океан! Необозримая водная равнина, величественная водная гладь! Из конца в конец бороздят эти воды корабли всех стран, под флагами всех наций мира, и охраняют их два огромных стража, внушающих страх мореплавателям, – мыс Горн и мыс Бурь!”

Жюль Верн Слайд 3

– Если бы вы задались целью найти эти мысы на карте, то мыс Горн нашли на южной оконечности Южной Америки, а мыс Бурь вы бы не нашли, так как он назван другим именем – мыс Доброй Надежды (южная оконечность Африки)

Слайд 4 Знакомиться с океаном мы будем по плану:

2. История исследования океана

3. Особенности природы

4. Хозяйственная деятельность

Слайд 5 – Запишите в тетради число и тему урока: “Атлантический океан”.

Характеристика географического положения океана

– Открыли учебники на стр. 313, охарактеризуем океан по плану.

Работа с атласами, запись в тетрадь.

Запишем в тетрадь основные характеристики океана:

– второй по величине

– площадь – 91, 6 млн. км²

– ср. глубина – 3600 м

– наибольшая глубина – 8 742 м (желоб Пуэрто-Рико)

Слайд 6 Происхождение, рельеф дна.

– Атлантический океан – самый молодой. Образовался он 160 млн. лет назад при распаде Гондваны

Слайд 7 – Рельеф дна не сложен. Почти посередине океана проходит Срединно-Атлантический хребет. Длина его более 17 тысяч км, а ширина 1000 км.

– На севере океана он выходит на поверхность – это остров Исландия.

– Ложе океана – океанические равнины.

Слайд 8 История исследования океана 2 эксперт

Атлантический океан стал осваиваться мореплавателями еще во II в. до н. э. Маршруты древних мореходов, пролегали на север (вдоль берегов Европы) и на юг (вдоль берегов Африки). Требовалось огромное мужество, чтобы в те времена выйти в неизвестный океан. Первыми, как считают географы, пересекли Атлантику викинги.

Слайд 9 С эпохи Великих географических открытий (плавания X. Колумба, Васко да Гамы, Ф.Магеллана и др.). Атлантический океан стал главным водным путем на Земле. Начались работы по его исследованию: промеры глубин, измерение скорости и направлений течений, силы и скорости ветра.

Слайд 10 Начало комплексным исследованиям Атлантики было положено плаванием “Челленджера” в конце XIX в.

По степени изученности этот океан занимает первое место.

Слайд 11. В настоящее время многие страны продолжают изучать водные массы, рельеф дна, течения, взаимодействие океана с атмосферой.

Слайд 12 Особенности природы Взаимодействие океана, атмосферы и суши

Океан лежит во всех климатических поясах. Особенности климата отражаются и на свойствах водных масс. Температура поверхностных вод в Атлантике в среднем ниже, чем в Тихом океане. Объясняется это охлаждающим влиянием вод и льдов, выносимых из Северного Ледовитого океана и с Антарктиды, а также интенсивным перемешиванием поверхностных и глубинных водных масс под действием ветров и течений. Значительные различия между температурой воды и воздуха в некоторых районах вызывают образование сильных туманов, осложняющих судоходство.

– А что еще на ваш взгляд может мешать судоходству? (Айсберг)

Слайд 13 3 эксперт

АЙСБЕРГ – это отколовшиеся от ледника массивы различной формы. Высота над поверхностью воды до 70 -100 м; большая часть объема находится под водой.

Течения выносят айсберги в открытый океан до 40°с.ш. Эти районы Атлантики опасны для судоходства. Трагедия “Титаника”, который на полном ходу столкнулся с айсбергом, привела к учреждению Международного ледового патруля, который сообщает всем судам, о размерах, координатах и путях дрейфа айсбергов.

Физминутка для глаз

Слайд 14 Соленость

Одна из особенностей водных масс Атлантического океана – повышение солености до 37 ‰ по сравнению со средним показателем. Это связано с тем, что значительная часть испарившейся с поверхности влаги из-за относительной узости океана переносится ветрами на материки.

Запись в тетрадь: соленость – 34–37‰

– В водах Атлантического океана имеются теплые и холодные течения. Назовите их и покажите на карте.

– Течения здесь направлены не по широте, как в Тихом океане, а почти вдоль меридианов. Почему?

– Самым известным является течение – Гольфстрим.

Слайд 15 – В Атлантическом океане много уникальных мест. Такому как Бермудский треугольник приписывают даже сверхъестественные силы.

Слайд 16 Саргассово море

Слайд 17 Органический мир

Органический мир беднее видами, чем Тихий. Объясняется это его молодостью. При небольшом количестве видов количество рыб и других морских животных значительно. Много промысловых рыб: треска, сельдь, морской окунь, скумбрия, мойва, тунец.

Слайд 18 Есть киты, акулы, тюлени.

Слайд 19 Хозяйственная деятельность (Запись в тетрадь)

Слайд 20 Рыбный промысел

Обилие промысловых рыб привело к развитию интенсивного рыбного промысла

Слайд 21 Транспортные пути

Учебник с. 93, показать на карте каналы

Слайд 22 Добыча полезных ископаемых

Шельфы океана богаты месторождениями нефти и других полезных ископаемых. Тысячи скважин пробурены в Мексиканском заливе и Северном море

(Показать на карте)

Слайд 23 Рекреационные ресурсы

Атлантический океан и его моря принимают на свои берега миллионы отдыхающих. Ведущее место принадлежит Средиземному морю. (Показать на карте)

Слайд 24 Экологические проблемы

В связи с развитием судоходства, ростом городов на побережье океана природные условия в нем резко ухудшились. Ежегодно в океан попадают десятки миллионов тонн вредных токсичных веществ. Атлантический океан уже не в состоянии сам очищаться. Требуются международные усилия по спасению океана. Подписаны договоры, запрещающие сброс в океан опасных радиоактивных отходов.

Слайд 25 IV. Итог урока

– Изучению какого океана мы посвятили урок?

Слайд 25 Игра “ Кто это? Что это?”

2.Викинги – первые пересекли океан

3.Скумбрия – промысловая рыба

7.Гольфстрим – теплое течение

Слайд 26 V. Домашнее задание: § 19, номенклатура , к/к стр.

Номенклатура Атлантический океан.

Моря: Норвежское, Северное, Саргассово, Балтийское, Средиземное, Карибское.

Заливы: Бискайский, Гвинейский, Мексиканский.

Острова: Гренландия, Исландия, Великобритания, Ирландия, Зеленого Мыса, Большие Антильские, Малые Антильские, Бермудские

Полуострова: Скандинавский, Лабрадор

Каналы: Суэцкий, Панамский

По древнему греческому преданию, это был большой остров в Атлантическом океане, расположенный к западу от Гибралтара. Остров населяли могущественные племена – атланты. В результате сильного землетрясения остров опустился на дно океана. Ученые до сих пор спорят о его существовании и причинах гибели.

История исследования океана 2 эксперт

Атлантический океан стал осваиваться мореплавателями еще во II в. до н. э. Маршруты древних мореходов, пролегали на север (вдоль берегов Европы) и на юг (вдоль берегов Африки). Требовалось огромное мужество, чтобы в те времена выйти в неизвестный океан. Первыми, как считают географы, пересекли Атлантику викинги.

АЙСБЕРГ – это отколовшиеся от ледника массивы различной формы. Высота над поверхностью воды до 70 -100 м; большая часть объема находится под водой.

Течения выносят айсберги в открытый океан до 40° с. ш. Эти районы Атлантики опасны для судоходства. Трагедия “Титаника”, который на полном ходу столкнулся с айсбергом, привела к учреждению Международного ледового патруля, который сообщает всем судам, о размерах, координатах и путях дрейфа айсбергов.

Моря: Норвежское, Северное, Саргассово, Балтийское, Средиземное, Карибское.

Заливы: Бискайский, Гвинейский, Мексиканский.

Острова: Гренландия, Исландия, Великобритания, Ирландия, Зеленого Мыса, Большие Антильские, Малые Антильские, Бермудские

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивающая – развивать умение выявлять причины особенностей природы, выбирать карты для характеристики рельефа и строения земной коры материка, сопоставлять их, работать с разными источниками знаний – учебником, картами атласа.

Воспитательная – воспитывать внимательность, сосредоточенность, аккуратность, умение работать самостоятельно.

Тип урока: комбинированный.

Проверка домашнего задания

Индийский океан - 2

1) Третий океан на Земле по величине.

2) Название океану дал Ф. Магеллан.

3) В этом океане расположен Марианский желоб.

4)Северной частью океан омывает материк Евразия.

5) Одно из морей океана имеет самую высокую соленость в мире.

6) Этот океан соединен с Северным Ледовитым океаном Беринговым проливом.

7) Богатейшее месторождение нефти на шельфе Персидского залива.

8) Самый теплый океан по температуре поверхностных вод.

9) На западе океан омывает Евразию, на востоке – Америку.

10) В северной части океана – мощное Муссонное течение.

11) Этот океан занимает почти 1/3 земной поверхности.

12) Западной частью омывает Африку

Учащиеся сдают листочки с ответами на проверку учителю.

Правильность выполнения цифрового диктанта:21 – 12 – 21 – 21 – 12 – 12

Критерии оценок:

3.Изучение нового материала

–Итак, мы начинаем наше путешествие по Атлантическому океану.

Запишите в тетради число и тему урока: “Атлантический океан” (запись темы урока в тетрадь).

Сегодня на уроке мы должны изучить ГП, историю исследования, особенности природы и хозяйственное использование Атлантического океана.

Знакомиться с океаном мы будем по плану:

История исследования океана

Из всех океанов Атлантический занимает наиболее важное место в жизни человечества. С древнейших времен он осваивался человеком. Само название океана впервые появилось на карте в 1507 г. и связано с мифом об Атланте и с легендой об Атлантиде.

По древнему греческому преданию это был большой остров в Атлантическом океане, расположенный к западу от Гибралтара. Остров населяли племена-атланты. В результате землетрясения остров опустился на дно океана. Ученые до сих пор сорят о его существовании и причинах гибели.

Основные характеристики океана:

–второй по величине
– площадь – 91, 6 млн. км²
– ср. глубина – 3600 м
– наибольшая глубина – 8 742 м (желоб Пуэрто-Рико)

–Открыли учебники на стр. 346, охарактеризуйте ГП океана по плану.

Работа с атласами, запись в тетрадь.

1. Между какими материками расположен Атлантический океан? С какими другими океанами он связан? (С.Америка, Ю.Америка, Евразия, Африка, Антарктида. С Тихим через панамский канал, с СЛО, С Индийским)

2.Как расположен океан относительно экватора, тропиков, полярных кругов и нулевого меридиана? (Пересекают материк: экватор, Сев и Юж полярный круг, тропики.)

3.В каких климатических поясах расположен океан? (Океан лежит во всех климатических поясах. )

-История исследования океана

Давайте прочитаем об истории исследования материка.

Кто первым пересек океан? (Викинги)

Когда начались работы по исследованию океана?(В эпоху ВГО)

Какое место океан занимает по степени своей изученности?(Первое)

- Атлантический океан–самый молодой.

В результате каких процессов образовался Атлантический океан? (Его образование связано с раздвижением плит литосферы. Современный Атлантический океан появился и начал медленно расширяться около 200 млн лет назад в результате раскола суперматерика Пангея и постепенного отодвигания материков Северная Америка и Южная Америка от Европы и Африки.)

Какие литосферные плиты образуют дно океана, в каком направлении и с какой скоростью они перемещаются? (Американское, Евразиатская, Африканская).

Рельеф дна океана

Почти посередине океана проходит Срединно -Атлантический хребет длиной более 17 тыс.км и шириной 1 000 км.

2.На севере океана хребет выходит на поверхность – остров Исландия.

3.Ложе океана занято океаническими равнинами, подводными поднятиями.

4.Шельф занимает около 1/3 подводных окраин материков. Наиболее широк он у берегов Европы и Северной Америки.

Ответьте на вопрос:

Узкая полоса шельфа – важная особенность котловины Атлантического океана. Какие из морей шельфовые?

Океан лежит во всех климатических поясах. Наиболее широкая часть Атлантики расположена в тропических и умеренных широтах.
- В какой части Атлантики штормы бушуют во все сезоны года? (Ответ на вопрос найдите в тексте учебника на с. 209)

Температура и соленость воды в океане

Особенности климата отражаются на свойствах водных масс.

Температура поверхностных вод в Атлантике в среднем ниже, чем в Тихом и Индийском океанах. Чем это объясняется? (Ответ на вопрос найдите в тексте учебника на с. 209-210)
Значительные различия между температурой воды и воздуха в некоторых районах вызывают образование сильных туманов, осложняющих судоходство.

Одна из особенностей водных масс Атлантического океана – повышение солености до 37 ‰ по сравнению со средним показателем. Это связано с тем, что значительная часть испарившейся с поверхности влаги из-за относительной узости океана переносится ветрами на материки.

Запись в тетрадь: соленость — 37‰. Средняя соленость его поверхностных вод – 35,3‰,(Запись в тетрадь)

- В водах Атлантики имеются теплые и холодные течения. Назовите их и покажите на карте.
- Течения в океане направлены не по широте, а почти вдоль меридианов. Причина этого в большой вытянутости океана с севера на юг и очертаниях береговой линии.

Особенность Атлантического океана – многочисленные айсберги и плавучий морской лед в северной части.

Айсберг — глыба пресного материкового льда, дрейфующая (или сидящая на мели) в океане. Айсберги образуются при обламывании концов ледников, спускающихся в воду с суши. Под водой может находиться до 90% объёма глыбы. Айсберги могут достигать 100 м в высоту и нескольких десятков километров в длину

Органический мир Атлантики беднее видами, чем органический мир Тихого океана. Объясняется это его молодостью, сильным похолоданием климата во время последнего оледенения.

Атлантический океан богат промысловыми видами рыб: сельдью, морским окунем, треской, скумбрией, мойвой и другими. Встречаются акулы, киты, тюлени. Район Канарских островов богат лангустами и анчоусами. В северной части встречаются морские ежи, моллюски.

Хозяйственная деятельность в океане (рассказ учителя, запись в тетрадь видов хозяйственной деятельности в океане)

Атлантический океан самый рыбопродуктивный. Обилие промысловых рыб привело к развитию интенсивного рыбного промысла. Большая часть улова рыбы приходится на его северную часть.

Добыча полезных ископаемых

Шельфы Атлантического океана богаты месторождениями нефти и другими полезными ископаемыми. Тысячи скважин пробурены на дне Мексиканского залива и Северного моря (показать на карте.)

Атлантический океан и его моря принимают на свои берега миллионы отдыхающих. К наиболее крупным морским рекреационным центрам относятся Средиземное море, Черное море, южное побережье Балтийского моря, Флорида, Антильские и Бермудские острова, Венесуэла, Куба, Колумбия, Бразилия (показать на карте).

В связи с развитием судоходства, ростом городов на побережье океана природные условия в нем резко ухудшились. Ежегодно в океан попадают десятки миллионов тонн вредных токсичных веществ.

Океан уже не в состоянии самоочищаться. Требуются международные усилия по спасению Атлантического океана. Подписаны договоры, запрещающие сброс в океан опасных радиоактивных отходов.

–Изучению какого океана мы посвятили урок?

Игра “ Кто это? Что это?”

Викинги – первые пересекли океан

Скумбрия – промысловая рыба

Гольфстрим – теплое течение

4. Домашнее задание

1.Читать параграф. Отвечать на вопросы.

Отметить на карте Атлантического океана следующие объекты:

Моря: Норвежское, Северное, Саргассово, Балтийское, Средиземное, Карибское

Заливы: Бискайский, Гвинейский, Мексиканский

Острова: Гренландия, Исландия, Великобритания, Ирландия, Зеленого Мыса, Большие Антильские, Малые Антильские, Бермудские

Читайте также: