Буря мглою небо кроет конспект

Обновлено: 05.07.2024

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

добиваться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя.
Задачи:

продолжить знакомство учеников с творчеством писателя;
познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта;
показать своеобразие пейзажной лирики А.С. Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа;
развивающие:

содействовать развитию мышления, самостоятельности, наблюдательности, навыков самоконтроля и самооценки;
развитие умения сравнивать, анализировать и обобщать информацию, делать выводы;
развивать познавательные интересы детей;
отрабатывать навык выразительного чтения лирического текста;
воспитательные:

формировать представления учащихся о роли бабушки и няни как носительниц родовых традиций, культуры и нравственных представлений народа;
воспитание любви и уважения к людям старшего возраста;
воспитывать ответственность за выполненную работу.
УУД:

понимать смысл стихотворения;
понимать настроение лирического героя.
Ученик получит возможность научиться:
навыкам выразительного чтения лирического текста;
сравнивать, анализировать и обобщать информацию, делать выводы.
Личностные результаты

У ученика будут сформированы:

оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
первоначальному умению выполнять учебные действия в устной речи и в уме.
Ученик получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.
Познавательные результаты

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
осуществлять сравнение, классификацию изученных фактов языка с опорой на выделенные учителем критерии;
обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).
Ученик получит возможность научиться:

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
воспринимать смысл небольшого текста;
соотносить изучаемый материал с собственным опытом.
Коммуникативные УУД.

иметь представление о возможности существования различных точек зрения, о возможности договариваться, приходить к общему решению;
Ученик получит возможность научиться:

принимать другое мнение и позицию;
формулировать собственное мнение и позицию;
строить понятные высказывания;
задавать вопросы.
Методы и приемы:

методы словесной передачи информации и слухового восприятия (приемы: информационный рассказ, беседа);
методы передачи информации с помощью практической деятельности учащихся (выполнение практической работы);
методы наглядной передачи информации и зрительное восприятие (приемы: показ компьютерной презентации);
метод музыкального обобщения и систематизации.
Формы организации на уроке: групповая, работа в парах, индивидуальная.

Межпредметные связи: окружающий мир, музыка, ИЗО.

I. Организационный момент.

-Какой раздел начали изучать? ( Великие русские писатели)

-Для чего изучаем произведения великих русских писателей? (Они мастера русского языка, русского слова, многому учат)

III. Формулировка темы и цели урока.

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством А.С. Пушкина, но прежде, чем мы узнаем, с каким произведением поэта познакомимся на уроке, я предлагаю вам послушать музыкальное произведение. Автор его композитор Вивальди. У него есть музыка о временах года. Послушайте и попробуйте определить, о каком времени года идет речь.

-Итак, выскажите свои мнения. Почему вы так думаете?

Какое настроение вызывает у вас картина и музыка?Какие изобразительные средства использует художник?

Вывод: Передать настроение можно не только словами, но и красками, и музыкой.

Проверить правильность ваших предположений мы сможем, только прочитав и проанализировав данное произведение.

– Перед нами новое произведение А.С. Пушкина. Какую учебную задачу мы поставим сегодня на уроке?

Научиться анализировать стихотворение
Научиться его выразительно читать
IV. Введение детей в литературно-исторический контекст.

Это уже не первое произведение А.С.Пушкина, с которым мы знакомимся на уроках. А что мы знаем о жизни этого поэта?

Перед вами лежит текст,прочитайте его с карандашом в руках и подчеркните ту информацию, которая для вас ранее была незнакома. Поделитесь этой информацией со своим соседом по парте.

Пушкин был очень смелым поэтом: некоторые его стихи были направлены против царской власти и законов. Конечно, царю это не нравилось, и он решил наказать поэта..В 1825 году А.С. Пушкин был отправлен в очередную ссылку в село Михайловское.. Там он оказался совсем один, и только няня Арина Родионовна скрашивала его одиночество. В Михайловском он создал более 100 произведений, многие из которых написаны темными вечерами при свете лучины.Пушкину было очень грустно одному вдали от друзей. Не с кем было поговорить о новой книге, не с кем поспорить.. В долгие зимние вечера поэт много беседовал с няней, читал ей стихи, и также, как в детстве, любил слушать ее рассказы, песни и сказки.

Надеюсь, вы узнали что-то новое для себя из жизни и творчества Пушкина.

А вы когда-нибудь присутствовали при рождении стихотворения?

-Давайте представим, что мы сейчас находимся в домике Пушкина, в селе Михайловском, где он читает няне своё новое произведение.

Сядьте поудобнее, закройте глаза.

V . Первичное чтение стихотворения.

1. Чтение стихотворения учителем.

Учитель наизусть читает стихотворение.Под звуки вьюги

2.Проверка первичного восприятия стихотворения.

Что вы себе представили, слушая это стихотворение?
Какое чувство возникло у вас, когда вы его слушали?
V I. Самостоятельная работа с текстом стихотворения.

– Не спеша, прочитайте стихотворение. Подчеркните карандашом слова и выражения, значения которых вам не понятны.

VII.Словарно — лексическая работа.

Работа в парах, Где можно найти значение непонятных слов?(работа с толковым словарем)

Веретено — ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заостренным концом.
Кроет — покрывает.
Лачужка — небольшая, старенькая избушка.
Обветшалая кровля — старая разрушающаяся крыша.

Б) В тексте этого произведения встречаются названия природных явлений. Как вы понимаете их значение?Самостоятельная работа.

Буря-ненастье с сильным разрушающим ветром.
Мгла — это сырой, холодный туман, непрозрачный воздух от тьмы, сумерек.

Вихрь – порывистое, круговое движение ветра.

Возьмите лист самооценки и оцените, как вы справились с этим заданием.
Самопроверка (на доске)

Куда нужно обратиться, чтобы узнать, что обозначают эти слова? (К толковому словарю).
Подберите синоним к слову Буря-, к слову лачужка- Вывод : Значения слов можно узнать и в словаре синонимов

IX. Анализ лирического стихотворения.

– Давайте еще раз прочитаем текст и поразмыслим над его содержанием.

Автор делит своё произведение на части?

а) Работа над первой строфой.

Чтение учеником вслух.

— Какое явление природы описывает автор? (Бурю.)

— Какими словами автор создает образ бушующей бури? (Мглою небо кроет, крутит снежные вихри, завоет, заплачет, соломой зашумит, в окошко застучит.)

-Какой прием использует автор при описании бури? (Сравнение и олицетворение) — А теперь найдите в этой части текста, с чем автор сравнивает бурю.

С путником: «То, как путник запоздалый,

— Как вы думаете, зачем автор сравнивает природное явление с людьми, с животными, то есть с живыми существами?

(Чтобы читатель мог лучше представить картину ненастного зимнего вечера.)

— Автор рисует бурю и вой ветра с помощью звукописи. В тексте много слов со звуками, изображающими шум ветра, его порыва и завывание, похожие на рёв зверя:

— Какая погода описывается в начале стихотворения? (Ненастная)

— Как вы думаете, почему автор стихотворения начинает с описания ненастной картины природы? (Образ природы помогает автору передать своё настроение или настроение героя.Пейзаж не только передаёт, но и усиливает эти чувства)

— Случайно ли здесь такое описание зимнего вечера? (Природа тоже, как живое

существо, сочувствует героям произведения)

— Какие чувства лирического героя нужно передать при чтении? (Тоска, одиночество, тревога).

— Давайте в каждой строчке выделим наиболее важное на ваш взгляд, слово и выделим его голосом при чтении, т. е. расставим логические ударения.

Чтение первой строфы вслух.

б) Чтение второй строфы.

— Прочитайте вторую строфу.

Сохранился ли предмет описания? Какой основной мотив этой строфы?

— О ком говорит автор в этой части? К кому обращается? (О няне)

-Какое настроение у автора? (Грустное)

— В этом стихотворении вся боль и тоска, переживания поэта, который находится в тяжелом безрадостном положении. В ссылке. Вдали от друзей и родных.

— Как в этой строфе поэт называет няню?

— Какие чувства должны вы показать при чтении этой строфы?(Любовь , нежность

— Какими словами поэт создает картину одиночества, описывая свое жилище? / ветхое, печальное, темное /

— Эти слова подчеркните, они должны читаться с особым выражением. Какие слова выделим при чтении. Для чего мы это сделаем?

Чтение второй строфы вслух.

в) Чтение третьей строфы.

— Прочитайте третью строфу.

Дети приходят к выводу, что и здесь автору грустно и на сердце тяжело.

— Почему он просит спеть няню песню о синице, о девице? (Арина Родионовна олицетворяет для Пушкина народное начало, напрямую связывает его с миром фольклора). Какие слова выделим при чтении. Для чего мы это сделаем?

Чтение строфы вслух.

г) Чтение учеником четвертой строфы

-Прочитайте последнюю часть и проследите, изменилось ли настроение в конце стихотворения или осталось прежним. (В этой части повторяются первые четыре строчки, с которых начинается стихотворение, а за ними идёт первое четверостишие второй строфы)

-Случайно ли поэт так построил последнюю строфу? (Нет, в конце поэт преодолевает первоначальную грусть и тоску, хотя вначале и показывает ту же безрадостную картину)

Когда поэт говорит о няне, чувства и настроение у него совсем другие: тёплые, задумчивые, нежные, ласковые)

— Эта строфа построена очень интересно. В чем ее особенность?(Повтор).

— То есть Пушкин соединил зачем-то два отрывка из предыдущих строф. Зачем? (Повтором усиливает настроение героя от злой бури; он хочет избавить нас от печального чувства; хочет развеселить сердце.)

Обратите внимание на глаголы в начале и в конце стихотворения. В каком времени употребил их поэт и почему?

Х. Формирование умений и отработка навыков.

-Для чего автор написал это стихотворение?

(-Чтобы рассказать о своих чувствах.

-Чтобы поделиться с читателем своими чувствами и переживаниями.

-Это стихотворение не о картинах природы, а о чувствах человека.)

XI. Выбор тона чтения стихотворения.

-Как надо читать стихотворение? (Спокойным, напевным, ритмичным окрашенным грустью и печалью, ласковое обращение к няне.Надо прочесть так, чтобы слушатели тоже прониклись сочувствием к горькой судьбе поэта).

XII. Чтение стихотворения учениками.

1) Выразительное чтение двух учеников.

Чьё чтение вам понравилось больше и почему?

XIII. Как вы думаете, можно ли на текст этого стихотворения написать музыку?

— При помощи, каких средств композитор пишет музыку?

( Для этого он используют средства музыкальной выразительности)

( Темп, динамика, лад, мелодия, исполнитель).

— Попробуем и мы стать композиторами и написать свою музыку к первым четырем строкам стихотворения. Прочитаем их.

Д. «Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

— Я предлагаю вам подобрать средства музыкальной выразительности для своей музыки. Для этого возьмите карточку и подчеркните нужные характеристики.

ХIV.Работа в группах.

ТЕМП (быстрый, медленный)

ДИНАМИКА (громко, тихо)

ИСПОЛНИТЕЛЬ (хор, солист)

ЛАД (мажор, минор)

МЕЛОДИЯ (бодрая, спокойная, взволнованная)

— Что выбрали – прочитайте.

— Попробуйте тихо напеть эти строки

-Удалось ли композитору передать в музыке грусть, тоску поэта?

Вывод: Передать настроение можно не только красками, но и словами, и музыкой.

Подведение итогов урока.

Смогли ли мы выполнить задачи, которые ставили перед собой на этом уроке?

— Молодцы! Вы сегодня замечательно поработали. Выразили свое мнение о литературном произведении.

Пусть в вашей жизни будут вьюги и метели, но на смену всегда приходит солнечное утро.

XV . Домашнее задание (по выбору):

Используя ссылки, которые я дала можно подготовить виртуальную экскурсию по экспонатам, находящимся в этих музеях.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Литературное чтение.

Задачи: - научить понимать особенности мастерства А.С.Пушкина в изображении окружающего мира природы; научить умению выражать своё впечатление от прочитанного;

- развивать творческие способности школьников, их образное мышление, навыки правильного и выразительного чтения;

- воспитывать умение понимать и уважать творчество великого поэта;

Планируемые результаты:

Личностные: проявлять творческие способности, любовь и уважение к поэзии, к творчеству великого поэта;

Системно – деятельностные: применять исследовательские навыки в процессе чтения и анализа;

Предметные: знать наизусть стихотворение, понимать специфику художественного слова, уметь выразительно читать, анализировать, сравнивать.

Тип урока: изучение нового материала.

Межпредметные связи: русский язык, познание мира, музыка, изобразительное искусство.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в малых группах.

Методы: репродуктивный, частично – поисковый.

Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать.

Проверка д/з.

Опрос 3 учеников. Оценивание. Остальные в течении дня.

Введение в новую тему .

1.Актуализация знаний учащихся.

Учитель. Обращаясь к портрету А. Пушкина. Слайд 1.

- Прочитайте имя и фамилию автора.

-Знакомы ли вы с творчеством А.С. Пушкина? Что читали? (сказки, стихи)

Фильм о Пушкине.

2.Подготовка к восприятию содержания лирического произведения.

-Кто запомнил, как звали няню Александра Сергеевича? (Арина Родионовна)

3.Слово учителя: Слайд 2.

-Верно. Арина Родионовна – простая крестьянка, очень любила маленького Сашу.

Когда поэта за его слишком смелые стихи отправили в ссылку в далёкое село Михайловское, которое вы видели в фильме, няня поехала с ним. Долгие зимние вечера проводил Пушкин с няней. Слушая её песни и сказки.

4 . Чтение стихотворения учителем . Мотивация чтения :

5.Проверка первичного восприятия произведения :

- Понравился ли вам отрывок? Чем?

- Какие чувства вы испытали, слушая стихотворение? (Было грустно, даже немного страшно).

- Какие картины природы вы представили себе? (Зима очень холодная, с метелями, сильным ветром, который воет, скрывает крышу и стучит в окно).

- Какие слова в стихотворении вам были непонятны? (О.Д.)

6. Словарная работа.

Буря – очень сильный ветер.

Вихри – крупные порывы ветра со снегом.

Обветшалая крыша – очень старая крыша.

Путник – тот, кто совершает длинный путь пешком.

- Закройте глаза, какие ассоциации у вас возникнут с этой музыкой?

- Что вы представили? Что услышали? Или что вы увидели? (Треск угольков в камине (печке), звуки мелодии помогают представить небольшой домик с горящим очагом, за окнами зиму, снежную бурю.)

8. Чтение отрывка учащимися. Анализ отрывка.

1.Прочитайте самостоятельно ещё раз отрывок и подумайте, совпадает ли настроение героя –рассказчика с только что прослушанной вами музыкой?

- Дети, прочитайте 1 строфу стихотворения. Какое настроение создаёт описание состояния природы и погоды в начале стихотворения? (Суровое, злобное).

- Ребята, кто запомнил, что такое буря ? (Ненастье с сильным разрушительным ветром)

- На что похожи снежные вихри? (На порывистые круговые движения ветра, всё смешивают на своём пути).

-Найдите в тексте и прочитайте с помощью каких слов А.С. Пушкин передаёт характер бури? (Зверь, дитя, запоздалый путник).

- Поэт сравнивает бурю с этими образами. Что различного в этих образах вы заметили? (Зверь – хищник, дитя – маленькое, путник – взрослый, куда – то идёт).

- Дети, прочитайте какие глаголы использует поэт с этими образами? (Зверь завоет, дитя заплачет, путник постучит).

- Прочитайте эти слова, прислушайтесь к звучанию. Какие звуки помогают нам представить вой, плач, стук? ([з],[в],[а],[с],[т],[у].)

- Назовите какие эмоции испытывает воющий зверь, плачущее дитя, запоздалый путник? (Тоску, печаль, горе. потерю, беспомощность).

- Найдите, что делала буря? (Соломой шумела).

- А какой звук помогает нам представить шум бури? ([ш]).

- Назовите предметы, которые поэт помогает нам увидеть сквозь бурю? (Кровлю, окошко).

- Обветшалая кровля – это какая? (Старая, разрушающаяся).

- Какие названия вы бы могли предложить? (О.Д).

- Может быть с вами приключались такие истории, когда вы попадали в бурю? (О.Д.)

-Давайте изобразим бурю. Встаньте.

Ветер дует нам в лицо

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше, выше.

Закрепление.

-Найдите в тексте и прочитайте: с кем автор сравнивает бурю? (Воет, как зверь; плачет, как дитя (ребёнок); стучит в окошко, как запоздалый путник).

- Как называется художественный приём? (Олицетворение)

-Для чего поэты используют такие приёмы? (Чтобы ярче показать то, о чём они пишут).

- Да, с помощью изобразительно – выразительных средств поэты создают прекрасные образы, запоминающиеся картины.

Работа в группах.

- Сейчас вы побудете художниками. Поработаете в группах. Отрывок дан без картинки.

- Ваша задача нарисовать к этому стихотворению такую картину, которую автор захотел бы поместить в книгу.

Включаю музыку. Дети работают. Спикеры вывесили картины.

- Что вы здесь изобразили.

Если вы испытывали затруднения, тогда оставьте снежинку пустой.

Стр. 68, выучить отрывок наизусть.

Нарисовать запоминающиеся образы.

Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.
Сегодня на уроке хорошо работали…

- С творчеством какого поэта мы сегодня познакомились? (С А. С. Пушкиным)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи: - научить понимать особенности мастерства А.С.Пушкина в изображении окружающего мира природы; научить умению выражать своё впечатление от прочитанного;

- развивать творческие способности школьников, их образное мышление, навыки правильного и выразительного чтения;

- воспитывать умение понимать и уважать творчество великого поэта;

Планируемые результаты:

Личностные: проявлять творческие способности, любовь и уважение к поэзии, к творчеству великого поэта;

Системно – деятельностные: применять исследовательские навыки в процессе чтения и анализа;

Предметные: знать наизусть стихотворение, понимать специфику художественного слова, уметь выразительно читать, анализировать, сравнивать.

Литературное чтение.

Задачи: - научить понимать особенности мастерства А.С.Пушкина в изображении окружающего мира природы; научить умению выражать своё впечатление от прочитанного;

- развивать творческие способности школьников, их образное мышление, навыки правильного и выразительного чтения;

- воспитывать умение понимать и уважать творчество великого поэта;

Планируемые результаты:

Личностные: проявлять творческие способности, любовь и уважение к поэзии, к творчеству великого поэта;

Системно – деятельностные: применять исследовательские навыки в процессе чтения и анализа;

Предметные: знать наизусть стихотворение, понимать специфику художественного слова, уметь выразительно читать, анализировать, сравнивать.

Тип урока: изучение нового материала.

Межпредметные связи: русский язык, познание мира, музыка, изобразительное искусство.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в малых группах.

Методы: репродуктивный, частично – поисковый.

Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать.

Проверка д/з.

Опрос 3 учеников. Оценивание. Остальные в течении дня.

Введение в новую тему.

1.Актуализация знаний учащихся.

Учитель. Обращаясь к портрету А. Пушкина. Слайд 1.

- Прочитайте имя и фамилию автора.

-Знакомы ли вы с творчеством А.С. Пушкина? Что читали? (сказки, стихи)

Фильм о Пушкине.

2.Подготовка к восприятию содержания лирического произведения.

-Кто запомнил, как звали няню Александра Сергеевича? (Арина Родионовна)

3.Слово учителя: Слайд 2.

-Верно. Арина Родионовна – простая крестьянка, очень любила маленького Сашу.

Когда поэта за его слишком смелые стихи отправили в ссылку в далёкое село Михайловское, которое вы видели в фильме, няня поехала с ним. Долгие зимние вечера проводил Пушкин с няней. Слушая её песни и сказки.

4.Чтение стихотворения учителем. Мотивация чтения:

5.Проверка первичного восприятия произведения:

- Понравился ли вам отрывок? Чем?

- Какие чувства вы испытали, слушая стихотворение? (Было грустно, даже немного страшно).

- Какие картины природы вы представили себе? (Зима очень холодная, с метелями, сильным ветром, который воет, скрывает крышу и стучит в окно).

- Какие слова в стихотворении вам были непонятны? (О.Д.)

6. Словарная работа.

Буря – очень сильный ветер.

Вихри – крупные порывы ветра со снегом.

Обветшалая крыша – очень старая крыша.

Путник – тот, кто совершает длинный путь пешком.

- Закройте глаза, какие ассоциации у вас возникнут с этой музыкой?

- Что вы представили? Что услышали? Или что вы увидели? (Треск угольков в камине (печке), звуки мелодии помогают представить небольшой домик с горящим очагом, за окнами зиму, снежную бурю.)

8. Чтение отрывка учащимися. Анализ отрывка.

1.Прочитайте самостоятельно ещё раз отрывок и подумайте, совпадает ли настроение героя –рассказчика с только что прослушанной вами музыкой?

- Дети, прочитайте 1 строфу стихотворения. Какое настроение создаёт описание состояния природы и погоды в начале стихотворения? (Суровое, злобное).

- Ребята, кто запомнил, что такое буря? (Ненастье с сильным разрушительным ветром)

- На что похожи снежные вихри? (На порывистые круговые движения ветра, всё смешивают на своём пути).

-Найдите в тексте и прочитайте с помощью каких слов А.С. Пушкин передаёт характер бури? (Зверь, дитя, запоздалый путник).

- Поэт сравнивает бурю с этими образами. Что различного в этих образах вы заметили? (Зверь – хищник, дитя – маленькое, путник – взрослый, куда – то идёт).

- Дети, прочитайте какие глаголы использует поэт с этими образами? (Зверь завоет, дитя заплачет, путник постучит).

- Прочитайте эти слова, прислушайтесь к звучанию. Какие звуки помогают нам представить вой, плач, стук? ([з],[в],[а],[с],[т],[у].)

- Назовите какие эмоции испытывает воющий зверь, плачущее дитя, запоздалый путник? (Тоску, печаль, горе. потерю, беспомощность).

- Найдите, что делала буря? (Соломой шумела).

- А какой звук помогает нам представить шум бури? ([ш]).

- Назовите предметы, которые поэт помогает нам увидеть сквозь бурю? (Кровлю, окошко).

- Обветшалая кровля – это какая? (Старая, разрушающаяся).

- Какие названия вы бы могли предложить? (О.Д).

- Может быть с вами приключались такие истории, когда вы попадали в бурю? (О.Д.)

-Давайте изобразим бурю. Встаньте.

Ветер дует нам в лицо

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше, выше.

Закрепление.

-Найдите в тексте и прочитайте: с кем автор сравнивает бурю? (Воет, как зверь; плачет, как дитя (ребёнок); стучит в окошко, как запоздалый путник).

- Как называется художественный приём? (Олицетворение)

-Для чего поэты используют такие приёмы? (Чтобы ярче показать то, о чём они пишут).

- Да, с помощью изобразительно – выразительных средств поэты создают прекрасные образы, запоминающиеся картины.

Работа в группах.

- Сейчас вы побудете художниками. Поработаете в группах. Отрывок дан без картинки.

- Ваша задача нарисовать к этому стихотворению такую картину, которую автор захотел бы поместить в книгу.

Включаю музыку. Дети работают. Спикеры вывесили картины.

- Что вы здесь изобразили.

- Когда человек переживает бурю эмоций для него важно передать это состояние – красками, как мы сейчас сделали. Или написать великолепное стихотворение, как это сделал А. С. Пушкин. И самое главное, чтобы в эти минуты оказался рядом верный друг, с которым можно поделиться своим настроением?

Если вы испытывали затруднения, тогда оставьте снежинку пустой.

Стр. 68, выучить отрывок наизусть.

Нарисовать запоминающиеся образы.

Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.
Сегодня на уроке хорошо работали…

- С творчеством какого поэта мы сегодня познакомились? (С А. С. Пушкиным)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: ознакомление с произведением А.Пушкина, пробуждение у детей интереса к поэзии, воспитание любви к поэтическому слову.

Задачи: научить понимать особенности мастерства А.С.Пушкина в изображении окружающего мира природы; научить умению выражать свое впечатление от прочитанного; развивать творческие способности, их образное мышление, навыки правильного и выразительного чтения; формировать умение понимать и уважать творчество великого поэта; обогатить словарь учащихся.

1.Организационный момент.

Улыбнитесь друзьям, чтобы было у них хорошее настроение. Повернитесь друг к другу и пожелайте удачи.

Послушайте отрывки из стихотворений

… Снег кружится,
Снег ложится -
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек. (С.Михалков)

… Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит… (Ф.Тютчев)

- О чем мы сегодня продолжим говорить?

4. Введение в новую тему

- Какое время наступило? Почему всем детям нравится зима?

- С произведениями какого жанра А.Пушкина вы уже знакомы? (Сказки. Стихи)

- Что вы можете рассказать о поэте А.Пушкине? Показать фотографию поэта в раннем возрасте и его няни, Арины Родионовны. Выслушать ответы учащихся

2. Рассказ учителя

А.С.Пушкин родился в семье отставного майора. Отец, Сергей Львович, был не слишком удачлив в службе и не богат. Он любил поэзию. Мать Пушкина, Надежда Осиповна, была красива, любила выезжать, пользовалась успехом. Свою маму Александр раздражал тем, что был некрасив, упрям, не похож на других детей.

3. Чтение стихотворения учителем. Мотивация чтения:

4. Проверка первичного восприятия произведения:

- Какие чувства вы испытали, когда слушали стихотворение? (Было грустно)

- Какие картины природы вы представили себе? ( Зима очень холодная, с метелями, сильным ветром, который воет, срывает крышу и стучит в окно)

5. Словарная работа:

Буря – очень сильный ветер со снегом.

Мгла – непрозрачный ветер.

Вихри – сильные порывы ветра со снегом.

Обветшалая крыша - очень старая крыша.

Путник – тот, кто совершает длинный путь пешком.

- Что вы представили, прослушав пьесу П.И.Чайковского

Физминутка

7. Чтение отрывка учащимися

- С какой интонацией нужно прочитать стихотворение?

Чтение в парах. Оценивание друг друга.

Конкурс на лучщее чтение стихотворения.

5. Закрепление

1. Работа в парах.

- С кем поэт сравнивает бурю? Найдите сравнения

Воет, как звер; плачет, как дитя; стучит окошко; запоздалый путник.

- Для чего поэты используют такие приемы? (Чтобы ярче показать то, о чем пишут)

- С помощью изобразительно- выразительных средств поэты создают прекрасные образы, запоминающиеся картины.

2. Дидактическая игра

- Вы уже знаете несколько произведений о зиме. Давайте проверим, как хорошо вы их запомнили.

Снежная вьюга перепутала строки известных вам текстов. Вам нужно правильно расположить слова, прочитать их в исправленном виде.

Читайте также: