Конспект заюшкина избушка 1 класс

Обновлено: 05.07.2024

Авторский конспект образовательной деятельности по развитию речи для детей средней группы.

Образовательная область: речевое развитие

Вид деятельности: непосредственно-образовательная

Цель:развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи.

•продолжать учить составлять описание игрушек;

• вырабатывать учебные навыки – отвечать на вопросы взрослого, уметь слушать ответ другого ребенка;

• обучать детей голосом передавать характер героев;

• учить пересказывать сказку по ролям;

• развивать диалогическую и монологическую речьее интонационную выразительность, силу голоса;

•развивать у детей эмоциональное восприятие текста;

• развивать общую и мелкую моторику.

• воспитывать дружеские взаимоотношения и взаимовыручку;

• воспитывать сопереживание, сочувствие.

• рассказывание русских народных сказок;

• рассматривание иллюстраций о временах года;

• отгадывание загадок о животных.

Материалы и оборудование:

Ход деятельности

1. Введение в ситуацию.

Логопед: Ребята вы хотите попасть в сказку.

Логопед: Тише, тише, не шумите

Нашу сказку не спугните

Здесь бывают чудеса,

Где то спряталась лиса.

Вижу длинные я ушки.

Кто – то плачет у избушки.

Логопед: Ребята вы догадались, какая сказка к нам пришла в гости.

Дети: Заюшкина избушка.

Логопед: А хотели бы вы её послушать.

Дети: Конечно да.

Логопед: Ребята, вам понравилась сказка?

Логопед: О ком эта сказка?

Логопед: Что сделала лисичка?

Логопед: Почему лиса выгнала зайчика?

Логопед: Почему избушка лисы растаяла?

Логопед: Какая была избушка у зайчика?

Логопед: В сказке говорится, что избушка у зайчика была лубяная.

Как вы думаете это какая избушка?

Дети: Ответы детей.

Логопед: (педагог поясняет детям, что луб это кора дерева).

Логопед: Кто из героев сказки хотел помочь зайчику?

Дети: Ответы детей.

Логопед: А кто оказался самым храбрым?

Дети: Ответы детей.

Логопед: А какой зайчик был в начале сказки?

Логопед: Вспомните, как зайчик просил помощи у зверей? (дети повторяют монолог зайца).

Логопед: Вспомните, как лисичка кричала в ответ? (ребенок повторяет монолог лисички).

Логопед: Вспомните, как петушок кричал, когда выгнал лису? (ребенок повторяет монолог петушка).

Логопед: А теперь давайте поиграем с вами в сказку.

Педагог раздает детям шапочки зверей инсценировка сказки.

Логопед: Молодцы ребята.

Логопед: А сейчас давайте поиграем в игру зайчики и лисичка.

По лесной лужайкеЗайчики бегут по комнате.

Вот какие зайки,

Сели зайчики в кружок, Присаживаются и роют лапкой землю.

Роют лапкой корешок.

Вот какие зайки,

Вдруг бежит лисичка, Лисичка бегает между ними.

Ищет где – же зайки,

Логопед: Молодцы ребята хорошо поиграли.

Логопед: А теперь давайте снова вернемся в сказку. Я буду загадывать загадки, а вы отгадывайте.

Игра с загадками.

Длинное ухо, комочек пуха.

Прыгает ловко, любит морковку (Заяц)

Косолапые ноги, зиму спит в берлоге.

Догадайся и ответь, кто же это (Медведь)

С хозяином дружит, дом сторожит,

Живет под крылечком, а хвостик колечком (Собака)

Он носом в землю постучит,

Взмахнёт крылом и закричит.

Кричит он даже сонный,

Крикун неугомонный (Петух)

Рыжая головка, хитрая плутовка.

Хвост пушистый – краса,

Кто же это… (Лиса)

Логопед: Смотрите, как много вы отгадали загадок. Так из какой сказки эти герои?

(в корзине лежат игрушки лисы и зайца)

Логопед: Ребята, посмотрите, какая корзина стоит на столе, кто – то в ней спрятался. Сейчас мы заглянем под платочек и назовём, кто спрятался в корзине.

Дети: Лисичка и зайчик.

Логопед: Правильно, ребята, это лиса, она прибежала к нам из сказки. Давайте поиграем, сначала с лисичкой Ребята как в сказках называют лису?

Дети:Лисичка-сестричка, лисонька, Лиса Патрикеевна.

Логопед: А какой хвостик у лисы?

Дети:у нее пушистый хвостик.

Логопед: Что вы можете рассказать о шерстке лисы?

Дети: шерсть у лисы мягкая, пушистая, рыжая.

Логопед: Хорошо, а что вы нам расскажете о мордочке лисы.

Дети:Мордочка у лисы острая, хитрая, ушки острые, похожи на треугольники.

Логопед: А как Вы думаете, зачем лисе такой пушистый хвост?

Дети:Хвост у лисы длинный и пушистый, чтобы заметать свои следы.

Логопед: А что можно сказать о характере лисы, какая она в сказках?

Дети:Лиса в сказках хитрая, обманщица.

Логопед:Молодцы, ребята. Лисичка посидит, послушает, а мы поиграем с зайчиком.

Логопед: Правильно, ребята, это зайчик, он тоже, прибежал к нам из сказки. Ребята как в сказках называют зайчика?

Дети: Зайчик-побегайчик, зайчонок, заюшка, зайчишка, заинька, зайка серенький.

Логопед: А какой у зайчика хвостик?

Дети:у него пушистый маленький хвостик.

Логопед: Что вы можете рассказать о шерстке зайчика?

Дети: шерсть у зайчика маленькая, мягкая, серенькая, беленькая.

Логопед: Какие ноги у зайчика?

Дети: быстрые, сильные.

Логопед: Хорошо, а что вы нам расскажете о мордочке зайчика.

Дети:Мордочка у зайчика маленькая, ушки большие длинные.

Логопед: А что можно сказать о характере зайчика, какой он в сказках?

Дети:Зайчик в сказках добрый, смелый, ловкий, грустный, быстрый, шустрый.

Логопед:Молодцы ребята. Вам понравилось сегодня в гостях у сказки?

(Дети отвечают)

Выход из сказки :

Всех с собой я приглашаю

В сказку двери закрываю

Мы все встанем на дорожку,

И покружимся немножко.

Раз кружок и два кружок,

Вот и дома мы дружок.

Все ребята – молодцы! Можете подойти к столу и разукрасить понравившегося героя сказки.

Дети проходят к столам, где лежат листки бумаги с изображением силуэта животных и сюжетами сказки. Дети раскрашивают выбранных животных.

Логопед: Жили-были лиса да заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайчика лубяная.

Пришла весна – у лисицы избушка-то и растаяла, а у зайчика стоит по-старому.

Лиса: Заинька впусти меня погреться, моя избушка растаяла.

Заяц: Заходи, лисонька, погрейся, замерзла совсем.

Логопед:Заинька впустил лису, а она его из избушки-то и выгнала.

Идет зайчик и плачет, а навстречу ему собаки.

Собаки:О чем зайчик плачешь?

Заяц:Как мне не плакать! Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная.

Пришла весна, у нее избушка растаяла –

Она попросилась ко мне погреться, да и выгнала меня.

Собаки: Не плачь, зайчик, мы ее выгоним.

Логопед: Пошли к избушке.

Собаки: Ав-ав-ав! Поди, лиса, вон!

Логопед: А лиса им с печи.

Лиса: Как выскочу, как выпрыгну – полетят клочки по закоулочкам!

Логопед: Собаки испугались и убежали.

Логопед: Идет Зайчик и плачет. А на

Медведь: О чем заинька плачешь?

Заяц: Как мне не плакать! Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная.

Пришла весна, у нее избушка растаяла –

Она попросилась ко мне погреться, да и выгнала меня.

Медведь: Не плачь, зайчик, я ее выгоню.

Заяц: Нет, медведь, не выгонишь. Собаки гнали – не выгнали, и ты не выгонишь.

Медведь: Нет, выгоню!

Логопед: Пошли к избушке. Медведь как заревет.

Медведь:Поди, лиса, вон!

Логопед: А она ему с печи.

Лиса: Как выскочу, как выпрыгну – полетят клочки по закоулочкам!

Логопед: Медведь испугался и ушел. Сидит зайка под кустиком и плачет.

Идет мимо петушок – золотой гребешок и косу на плече несет.

Увидел зайчика и спрашивает.

Петух: Что ты, зайка, плачешь?

Заяц: Как мне не плакать! Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная.

Пришла весна, у нее избушка растаяла –

Она попросилась ко мне погреться, да меня из избушки-то и

Петух: Пойдем, я ее выгоню.

Заяц: Нет, не выгонишь.

Собаки гнали – не выгнали, медведь гнал – не выгнал, волк гнал – не выгнал,

И ты не выгонишь.

Петух: А я выгоню. Пойдем!

Логопед: Пошли к избушке. Петух и запел.

Петух: Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечь! Ступай, лиса, вон!

Логопед: А лиса испугалась и говорит.

Логопед: Петух опять запел.

Лиса: Шубу надеваю…

Логопед: Петух в третий раз, как закричит.

Петух: Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечь! Ступай, лиса, вон!

Логопед: Она и выскочила из избушки, в лес убежала.

А зайчик с петушком стали жить-поживать в избушке.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: Развитие коммуникативных навыков у дошкольников.

Уточнять и расширять знания детей о сказках;

Закрепление знаний полученных ранее;

Формировать навыки связного, последовательного пересказа сказки с опорой на мнемотаблицу.

Совершенствовать навыки построения простого и сложного предложения, путём ответа на вопросы.

Развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог;

Развитие словесно-логического мышления, речи, умения рассуждать.

Развитие невербальных форм общения, артикуляционной и общей моторики.

Воспитывать в детях культуру поведения, умение свободно общаться друг с другом.

Воспитывать интерес к художественной литературе. Через сказку прививать любовь к добру, не проходить мимо чужой беды.

Методы и приёмы:

Теоретические: беседа, рассказ.

Наглядные: показ иллюстраций, используя презентацию, предметные картинки, мнемотаблица.

Практические: Развивающие игры и упражнения.

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок о животных, беседа по их содержанию, пересказ и драматизация.

Разгадывание загадок о персонажах сказок.

1. Организационный момент. Упражнение приветствие.

Задача: Формировать доброжелательное отношение друг к другу. Развитие невербальных форм общения, используя жесты и мимику.

Дети здороваются рука к руке, ладонь о ладонь, машут рукой, кивают головой и т. д.

- Молодцы, хорошо поздоровались.

2. Работа по теме занятия ( активизация внимания, создание проблемной ситуации).

Установка .Руки? (на месте) Ноги? (на месте) Локти? (у края) Спинка? (прямая)

- Ребята, к нам на урок пришел Лесовичок. Но он не один . Посмотрите, кто с ним? Зайчик. Какой зайчик: грустный или веселый?Он очень грустный, у него случилась беда. А какая у него беда, мы узнаем познакомившись со сказкой. Прежде чем мы это сделаем, давайте вспомним, какое сейчас время года?

Какая на улице погода? Как мы одеваемся, во что мы одеваемся? Сколько месяцев зимы? Назовите их мне?

- А какое время года было до зимы?

-Какое время года будет после зимы?

Чистоговорка:
Правильно, молодцы , ребята, теперь мы можем попасть в сказку.

Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой: Заюшкина избушка. Я вам расскажу, а вы слушайте внимательно. Кто будет внимательно слушать,тот догадается, какая у зайки беда.

Волшебная музыка , попали в сказку.

2 слайд. Рассказ сказки и просмотр слайдов.

Жили-были лиса и заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная. Дети : Потому что была ледяная.

Воспитатель : А ледяная, это из чего?

Дети: из льда

Воспитатель : - Что может быть изо льда?

Дети – замок, сосулька, горка, каток.

Воспитатель - А лубяная, это какая?

Дети : – из дерева.

Воспитатель: - Что бывает деревянным?

Дети : - стол, стул, шкаф, дом, доска.

Пришла весна, и у лисы избушка и растаяла. А у зайчика стоит по-старому крепкая и красивая.
А лиса хитрая, попросилась к зайчику в избушку погреться, да и выгнала зайчика. Идет зайчик по дорожке и плачет, а навстречу ему собака:
– Гав, гав! Тяф, тяф! Что, зайчик, плачешь?
– Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, попросилась она ко мне, да меня самого и выгнала.
– Не плачь, зайчик! Я тебе помогу, мы ее из избушки прогоним!
Пошла собака к избушке, а лиса с печки кричит:
– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Собака испугалась и убежала. Зайчик опять идет и плачет, а навстречу ему медведь:
– О чём, зайчик, плачешь?
– Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Так она меня из моей же избушки и выгнала.
– Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу, мы ее из избушки прогоним!
– Нет, не поможешь! Собака гнала, не выгнала. И ты, косолапый, не выгонишь.
– Ну, то — собака, а я — медведь!
Подошли они к избёнке, Медведь как зарычит:
– Уходи, Лиса, вон из избушки!
А Лиса с печи как закричит:
– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Медведь испугался и убежал. Идёт опять Зайчик, ему навстречу Бык:
– О чем, зайчик, плачешь?
– Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла и она меня из моей же избушки и выгнала.
– Я тебе, косой, помогу! Пойдём, я ее выгоню!
– Нет, бык, не выгонишь! Собака — не выгнала, медведь — не выгнал и тебе не выгнать хитрую лису!
Подошли они к избёнке, Бык как закричит:
– Уходи, Лиса, вон!
А Лиса на печи лежит и кричит:
– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Бык испугался и убежал.
Идет зайчик дальше по дорожке, плачет. Eму навстречу петух с косой:
– Кукареку! O чем, зайчик, плачешь?
– Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Так она меня из моей же избушки и выгнала.
– Пойдем, зайчик, я тебе помогу, лису выгоню!
– Нет, петух, не поможешь! Собака гнала — не выгнала, медведь гнал — не прогнал, бык гнал — не выгнал!
Подошли они к избёнке, Петух лапами затопал, крыльями забил:
– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса вон!
Лиса услыхала, испугалась и говорит:
– Одеваюсь…
Петух опять:
– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!
Испугалась лиса и убежала, а петух с зайчиком стали жить поживать и добра наживать.

Кто догадался: какая беда случилась у зайчика.

Какая лиса?Что она сделала?

Воспитатель : - А права ли была Лиса что выгнала Зайца?

Дети : - Нет

Воспитатель :- Какое право нарушила Лиса?

Дети: - Право на собственное жилье

Лиса нарушила права Зайца на ЖИЛИЩЕ. Нельзя нарушать права других Это написано в конвенции о правах ребенка. У каждого должен быть свой дом и никто не имеет права выгонять вас оттуда.

1.Назовите главных героев сказки? Назовите второстепенных героев.?

2.Какая избенка была у лисы? Какая была у зайца?

3.Что произошло с избенкой лисы весной, когда стало тепло?

4.Как лиса оказалась в избенке зайца?

5.Что произошло с зайчиком после того, как у него в избенке поселилась лиса?

6.Кто хотел первым помочь зайчику? Почему не получилось выгнать лису из избенки?

7.Кто хотел вторым выгнать лису и помочь зайчику?

8.Кто хотел третьим выгнать лису и помочь зайчику?

9.Кто смог помочь зайчику выгнать лису из избенки?

10. Вот такая у нас получилась сказка. Скажите, а какая она по настроению была с начала? (грустная). Почему? А как все закончилось? (хорошо, весело) Почему?( зайчик стал жить в своем домике)

Назовите героев сказки ещё раз. (Показывают и называют)

(Закрепление представления детей о месте обитания животных и умение их классифицировать. )

Как одним словом можно назвать героев сказки? (Животные)

- Все? – (Нет.) Почему? (Петушок это птица.) Какая? (Домашняя)

- Заяц, лиса, волк, медведь - это какие животные? –Дикие.

- Где живут дикие животные?- В лесу.

-Правильно. Давайте встанем в круг и возьмемся за руки.

Сейчас мы перенесёмся в сказочный лес.

. Сейчас мы постараемся изменить сказку, чтобы лиса больше не была злой. Мы построим для нее дом.. Построим , ребята.?

Сколько персонажей сказки?

---Назовите мне их.

Да поможем зайчику и лисе подружиться!

- Да , ребята ,. И не только для нее, но и для всех обитателей леса

Тогда давайте строить.

А какое у нас задание? -Построить домики.

- Посмотрите, из каких фигур мы будем строить домики? ( квадрат, треугольник, прямоугольник.) Правильно , ребята, вы молодцы, знаете все фигуры. С какой фигуры мы начнем строить? ( с большого квадрата).. Это стены. Берем квадрат и наклеиваем на лист.

Какую потом фигуру возьмем? Треугольник(это крыша), прямоугольник и маленький квадрат. Повторим цвета каждой фигуры.

Какие красивые домики у нас получились. А теперь вы можете подарить свой домик какому хотите животному., который живет в лесу. А каких вы еще знаете животных, живущих в лесу?

-Дети дарят домики.

Вам понравилась сказка? Молодцы. вы придумали новый конец сказки! Теперь Лиса и заяц не будут ссориться, будут жить в своих новых домиках и ходить друг к другу в гости.

- Теперь у каждого животного в лесу есть свой домик. Какой вы поступок совершили?( добрый)

4.Вспомни и расскажи сказку. .

. Из чего мы построили домики? ( из бумаги)

Из дерева дом … (деревянный)

Из бумаги дом …(бумажный).

Из камня дом … (каменный).

Из песка дом … (песочный ).

3. Заключительная часть.

- Вам понравилось наше путешествие в сказку?

- Что понравилось больше всего. В гостях, какой сказки мы с вами побывали? - Кто был добрый в сказке? Почему?

- Кто по настоящему помог зайчику?

- А как петушок испугал лису?

- А кто злой? Почему? Какая была лиса в сказке? (Злая, коварная, хитрая)

Как вы думаете, бывают такие люди в жизни? (ДА)

А какой теперь стала Лиса? Доброй.

Чему нас учит сказка? Быть добрыми не обижать друзей,не обманывать

Поэтому, вы должны во всём помогать друг другу, заботится друг о друге, быть дружными. Не доверяйте чужим, малознакомым людям, они вас могут обмануть и обидеть.

- Чему учат сказки? (Быть добрыми, справедливыми, помогать друг другу, выручать из беды, не обманывать, не обижать слабых.)

Можно сказать, что добро победило зло? Если вы считаете, что добро победило зло, нарисуйте улыбающееся солнышко. Если считаете по-другому, нарисуйте грустное солнышко.

Я вижу, что у всех оно улыбается, моё солнышко тоже улыбается.Мне очень понравилось, как вы дружно отвечали на вопросы, правильно выполняли задания. Спасибо, ребята.


Рефлексия. Выставка работ.
- Если вы довольны своей работой на уроке повесьте тарелочку под улыбающимся смайликом.
- Если вы недовольны своей работой на уроке повесьте тарелочку под грустным смайликом.

Цели : образовательные: учить пересказывать сказку по сюжетным картинкам; учить давать полные ответы на вопросы; учить делать выводы; обогащать словарный запас.

Коррекционные – развивать устную речь, монологическую речь, память, внимание, логическое мышление, развитие тактильных ощущений, развития внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Воспитать : чувство сострадания, желание помогать другу, человеку, попавшему в беду; воспитать чувства ритма.

Вхождение в сказку.

- Закройте глаза и представьте себе, что вы попали на волшебную поляну. На этой поляне вы встретили смелого, храброго, отважного петушка. (открываем глазки).

- Ребята, этот петушок пришел к нам в гости.

Сядем в круг, возьмемся за руки и покажем нашему гостю, какие мы дружные.

Скажем нашему гостю наши ласковые имена, при этом передавая Петушка друг другу.

Петушку все вы понравились, и он приглашает вас в свою сказку и дарит вам волшебную силу.

Сейчас встаньте полукругом и прикоснитесь к Петушку одним пальцем. Закройте глаза и почувствуйте, как от Петушка идет к вам сила. Вот она заполняет всю руку..поднимается через шею в голову… опускается в грудь… живот…ноги… наполняет другую руку от плеча до кончиков пальцев. Теперь всё ваше тело заполнялось волшебной силой, и вы легко справитесь со всеми заданиями.

- Петушок пришел к нам из сказки, а из какой вы сейчас узнаете.

(У каждого ребенка карточка с цифрой (или буквой), если дети правильно ответят на вопросы, то они соберут сюжет из сказки “ Заюшкина избушка”.)

Вопросы к детям.

Сколько глаз у одного зайца? (2)

2. Сколько хвостов у одной лисы? (1)

У зайца было две моркови, и он их съел за обедом. Сколько морковок осталось у зайца? (0)

Сколько друзей помогло зайчику из сказки “Заюшкина избушка”? (3)

Сколько лап у одной лисы? (4)

Зайка в лесу нашел три гриба съедобных и три несъедобных гриба. Сколько всего грибов нашел зайка? (6)

Какой первый звук в слове заяц? (з)

Какой первый звук в слове лиса? (л)

Какой первый звук в слове петушок? (п)

Сколько букв в слове ПЕТУШОК? (7)

Какая по счету буква “ш” в слове “ петушок”? (5)

Сколько лап у лисы и зайца вместе? (8)

- Из какой сказки пришел к нам Петушок? (“Заюшкина избушка”). Сегодня мы с вами вспомним эту сказку, поговорим, что значит настоящий друг, узнаем, какой дом лучше подходит для зайчика.

Расскажите эту сказку. (по рассказу детей картинки с животными из сказки, по пословицам)

Дети повторяют действия за учителем.

У зайчика вот такие.

У зайчика лапки вот такие.

У зайчика хвостик вот такой.

Прыгает зайчик вот так.

Прячется зайчик вот так.

- Ребята, кто это там у нас спрятался? (зайчик).

- Что это у него? (сюжетные картинки из сказки “Заюшкина избушка” и из сказки “ Репка”, ребята должны выбрать нужные картинки и построить последовательность сказки, рассказывая данный сюжет).

- Зайчик под большим секретом сказал мне, что он хочет построить другой домик, но он не решил ещё, какой это будет домик. Он просит нас посоветовать ему, какой надо построить домик. Поможем ему?!

Дети говорят противоположные по значению.

Домик может быть:

Низким или … (высоким).

Темным или .. (светлым).

Холодным или … (теплым).

Маленьким или …(большим).

Делаем вывод, что домик для зайчика должен быть: высоким, светлым, теплым, большим.

Игра “ Выбираем домик”.

Подходим в слову на котором- домик из бумаги. Из чего сделан домик? Этот домик хороший или плохой? Почему?

(Домик из бумаги непрочный, может размокнуть от дождя, разорваться от сильного ветра). Зато этот домик светлый.

Учитель предлагает разорвать кусочки газеты. Потом сложить газету в несколько раз и опять попробовать её разорвать. Теперь это сделать гораздо труднее. Из прессованной бумаги получается прочный материал. Из него строят летние домики, но зайчику такой домик не подойдет, потому что ему в нем жить не только летом, но и зимой.

Подходим к столу, на котором лежат камни.

Берет камушки в руки, проверяем из на прочность. Определяем, хорошо или плохо будет зайчику в такой доме. Конечно, хорошо. Но где он в лесу возьмет камни? На чем он их будет возить? Делаем вывод, что и из этого материала строить домик для зайчика мы не можем.

Подходим к столу, на котором домик из дерева.

Из дерева домик будет прочный, теплый, если сделать окна, то светлый. Так какой же домик мы выберем для нашего зайчика?

Из дерева дом … (деревянный).

Из бумаги дом …(бумажный).

Из камня дом … (каменный).

Из песка дом … (песочный).

- Ребята, зайчик благодарит вас за совет. И он построит деревянный, большой, светлый, теплый домик. А еще зайчик рад, что у него появились новые друзья, и когда он построит новый дом, то обязательно пригласит вас к себе в гости.

-Ребята, а у вас есть друзья?

-Что такое настоящая дружба? Настоящий друг?

Поём песню” Дорогою добра”.

Итог занятия: чему учит эта сказка? Что узнали на занятии? Где пригодятся полученные знания?

Цель: Развитие коммуникативных навыков у дошкольников.

Уточнять и расширять знания детей о сказках;

Закрепление знаний полученных ранее;

Формировать навыки связного, последовательного пересказа сказки с опорой на мнемотаблицу.

Развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог;

Развитие словесно-логического мышления, речи, умения рассуждать.

Развитие невербальных форм общения, артикуляционной и общей моторики.

Воспитывать в детях культуру поведения, умение свободно общаться друг с другом.

Воспитывать интерес к художественной литературе. Через сказку прививать любовь к добру, не проходить мимо чужой беды.

Теоретические: беседа, рассказ.

Наглядные: показ иллюстраций, используя презентацию, предметные картинки, мнемотаблица.

Практические: Развивающие игры и упражнения.

Чтение русских народных сказок о животных, беседа по их содержанию, пересказ и драматизация.

Разгадывание загадок о персонажах сказок.

1. Организационный момент. Упражнение приветствие.

Задача: Формировать доброжелательное отношение друг к другу. Развитие невербальных форм общения, используя жесты и мимику.

В: Сегодня у нас с вами много гостей. При встрече принято здороваться. Я скажу: “Здравствуйте, дорогие гости!” А вы, подумайте, как можно поздороваться иначе, используя мимику и жесты.

Дети здороваются рука к руке, ладонь о ладонь, машут рукой, кивают головой и т. д.

– Молодцы, хорошо поздоровались.

2. Работа по теме занятия ( Активизация внимания, создание проблемной ситуации).

– Ребята, нам пришло необычное письмо. Сейчас я его вам покажу и прочитаю.

– Ребята, срочно нужна ваша помощь! В сказочном лесу случилась беда. Помогите зайчику, его лиса выгнала из избушки.

Присылаю большую книгу сказок, она поможет вам попасть в сказку.

С/у к вам Сказочница.

– Ну, что, поможем зайчику? (ДА).

Как мы можем ему помочь? (Выгнать лису из домика зайца)

Куда мы должны попасть, чтобы помочь зайчику? (В сказку)

– Вспомните, как называется сказка, в которой лиса выгнала зайчика из избушки. (Ответ детей)

– Правильно ребята, это сказка “Заюшкина избушка”

3 слайд. Сказочница прислала нам вот эту книгу, в ней живут сказки их здесь очень много. Сейчас мы ее откроем и поищем нужную нам сказку.

Какую? ( Мы будем искать сказку “Заюшкина избушка”)

4 слайд. Дид. упр. “Назови сказку по картинке”.

Задача: Развитие зрительной памяти, воображения, логического мышления, закрепление знаний о сказках.

Вы должны узнать сказку по картинке. (пока не дойдем до картинки из сказки “З. изб.” )

С 5-го по 13 слайд

Сказка 1-ая. (2,3,4, 5,)

– Мне кажется, что мы нашли нужную нам сказку. Напомните мне, в какую сказку мы должны попасть? ( В сказку “Заюшкина избушка”)

– А теперь отгадайте мои загадки о героях этой сказки.

( Найди отгадку на картинках, покажи всем.)

Хвост пушистый – краса!

А зовут ее….. Лиса.

Кто зимой холодной

Бродит в лесу серый, злой, голодный? Волк

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мед,

Ну-ка, кто же назовет?

Птица ходит по двору,

Будит деток поутру,

На макушке гребешок,

Кто же это? (петушок)

– Назовите героев сказки еще раз. (Показывают и называют)

(Закрепление представления детей о месте обитания животных и умение их классифицировать. )

Как одним словом можно назвать героев сказки? (Животные)

– Все? – (Нет.) Почему? (Петушок это птица.) Какая? (Домашняя)

– Заяц, лиса, волк, медведь – это какие животные? – Дикие.

– Где живут дикие животные?- В лесу.

– Правильно. Давайте встанем в круг и возьмемся за руки.

Сейчас мы перенесемся в сказочный лес, выполняя артикуляционную гимнастику. Я буду говорить волшебные слова, а вы разомнете язычок.

Если в сказку всем сердцем поверить,

В мир волшебный раскроются двери!

Вы туда без труда попадете

(удерживать широкий расслабленный язык на нижней губе: “лопаточка”.)

На волшебном ковре – самолете,

На летучем большом корабле

(Поднять боковые края и кончик языка: “чашечка”.)

Или с Бабой – Ягой на метле,

( Кончик узкого языка ритмично движется вправо – влево: ” часики”.)

На плоту по молочной реке

(Широкий расслабленный язычок: “лопаточка”.)

И верхом на Коньке – Горбунке,

(Поцокать языком: “лошадка”.)

Можно в сказку влететь на Жар-птице,

(Широкий язык движется вверх-вниз: “качели”.)

Можно на Колобке закатиться,

(Круговые движения кончиком языка вокруг губ.)

Можно въехать как слон на еже.

(Покусать кончик языка.)

Ой! Мы, кажется, в сказке уже…

Упр. “Ветерок и листья”

Тише, тише. Вы слышите, как шелестят листики. Как шелестят листики?

Ш-Ш-Ш. И ветерок свистит С-С-С. Как ветерок свистит?

Листики шелестят, ветерок свистит, листики, ветерок. Ветерок затих и листики перестали свистеть.

– Вот мы и в сказочном лесу, посмотрите, как здесь красиво, но здесь никого нет. Смотрите, на пенечке какой-то конверт. Подписано – ” Ребятам – от лисы”.

– Ребята, лиса оставила нам вот этот конверт с заданиями, выполнив которые мы сможем помочь зайчику. Ну, что принимаем условия лисы? – Да.

1.Скажи и покажи, в какое время года лиса и заяц строили избушки?

– Сначала назовем все времена года, я буду показывать на картинку, а вы говорите, какое это время года.

– А теперь вспомните, в какое время года лиса и заяц строили избушки?

– покажите на картинке осень.

Почему избушка лисы растаяла?

– Наступила весна, стало тепло, а домик у лисы был ледяной, он и растаял.

– Покажите на картинке весну.

– Как ты думаете, что выберет на обед лиса, а что заяц?

– Сначала выберем еду для лисы.

– А теперь выберем еду для зайчика.

Физкультминутка. Игра малой подвижности “Звериная семья”.

А сейчас мы с вами отдохнем и поиграем в игру “Звериная семья”.

– Скажите, из кого состоит семья животных? (Мамы, папы и детеныша)

Шапочку одеваю, в зайчонка превращаю… и т. д.

В-ль: Разбежались по лужайке

Мишки, лисоньки и зайки.

Стали весело кружиться,

Стали звери веселиться.

Раз – прыжок, два – прыжок.

Замирай скорей, дружок.

Обращаюсь к одному из детей: “Ты кто? Кто твоя семья?” (Я лисенок. Моя мама лисица, а папа лис.) Отомри, садись.

Шапочки снимаю, в детишек превращаю.

Отдохнули, а теперь выполним последнее задание лисы.

4.Вспомни и расскажи сказку. А поможет нам в этом вот эта таблица. Сначала расскажу сказку я, а потом попробуете рассказать вы, самостоятельно.

Работа с “Мнемотаблицей”.

Задача: упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий; закреплять умение составлять сказку связно, в логической последовательности;

– Жили были лиса и заяц.

– Решили они избушки на зиму строить. Зайчик построил избушку лубяную из березовой коры, да лыка, а лисичка ледяную.

(Показ коры и кусочка льда.) Посмотрите, из какого материала строили избушки зайчик и лиса. Вот это кора дерева и кусочек льда. Можете потрогать.

Кора дерева – сухая, твердая, а лед холодный, мокрый. Я положу эти материалы в сторонку, а после занятия мы посмотрим, что с ними случилось.)

– Наступила весна. Пригрело солнце, избушка лисы растаяла.

– Попросилась она к зайцу, да и выгнала его из домика

– Сидит зайчик и плачет

– Бежит мимо волк, решил лису выгнать, но не смог. Испугался и убежал

– Идет мимо медведь, но и ему не удалось выгнать лису

– Идет мимо петушок, решил тоже помочь зайчику. Петушок как закричит: “Ку-ка-ре-ку! Это я, петух. Несу косу на плечи, хочу лисе голову отсечи!

Выходи, лиса, вон!

– Испугалась лиса и убежала прочь. А зайка остался жить в своей избушке вместе с петушком.

А теперь расскажите сказку самостоятельно (2-3 реб.). (При необходимости помочь)

Ну вот, мы помогли зайчику. Лиса освободила его домик.

( 18 слайд – зайчик сидит в своем домике.)

А нам пора возвращаться в садик.

(Дети произносят “волшебные” слова с закрытыми глазами)

В круг скорее становитесь

Крепко за руки держитесь

Раз, два, три сказка в садик нас верни!

3. Заключительная часть.

– Вам понравилось наше путешествие?

– Что понравилось больше всего. В гостях, какой сказки мы с вами побывали? – Кто был добрый в сказке? Почему?

– Кто по настоящему помог зайчику?

– А как петушок испугал лису?

– А кто злой? Почему? Какая была лиса в сказке? (Злая, коварная, хитрая)

Как вы думаете, бывают такие люди в жизни? (ДА)

Поэтому, вы должны во всем помогать друг другу, заботится друг о друге, быть дружными. Не доверяйте чужим, малознакомым людям, они вас могут обмануть и обидеть.

– Чему учат сказки? (Быть добрыми, справедливыми, помогать друг другу, выручать из беды, не обманывать, не обижать слабых.)

Можно сказать, что добро победило зло? Если вы считаете, что добро победило зло, нарисуйте улыбающееся солнышко. Если считаете по-другому, нарисуйте грустное солнышко.

Ребята, подойдите к столу, берите листочки и фломастеры и рисуйте.

Покажите свои солнышки гостям. Я вижу, что у всех оно улыбается, мое солнышко тоже улыбается. Мне очень понравилось, как вы дружно отвечали на вопросы, правильно выполняли задания.

В подготовительной к школе группе для детей с ЗПР.

Тема: ” В гостях у сказки “Заюшкина избушка””.

В НОД интегрировала следующие образовательные области: “Коммуникация”, “Познание”, “Социализация”, “Художественная литература”, “Физическая культура”.

Цель: Развитие коммуникативных навыков у дошкольников.

Уточнять и расширять знания детей о сказках;

Закрепление знаний полученных ранее;

Формировать навыки связного, последовательного пересказа сказки с опорой на мнемотаблицу.

Совершенствовать навыки построения простого и сложного предложения, путем ответа на вопросы.

Развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог;

Развитие словесно-логического мышления, умения рассуждать.

Развитие невербальных форм общения, артикуляционной и общей моторики.

Воспитывать в детях культуру поведения, умение свободно общаться друг с другом.

Воспитывать интерес к художественной литературе. Через сказку прививать любовь к добру, не проходить мимо чужой беды.

Для реализации поставленных задач использовала различные методы и приемы:

Теоретические: беседа, рассказ.

Наглядные: показ иллюстраций, используя презентацию, предметные картинки, мнемотаблица.

Практические: Развивающие игры и упражнения.

Чтение русских народных сказок о животных, беседа по их содержанию, пересказ и драматизация.

Разгадывание загадок о персонажах сказок.

1этап. Организационный момент.

Упражнение “Приветствие” проведено с целью формирования доброжелательного отношения друг к другу, развития невербальных форм общения с помощью мимики и жестов.

2этап. Основная часть.

Чтобы заинтересовать детей и активизировать их внимание, создала проблемную ситуацию – письмо с призывом о помощи.

Введение в тему занятия осуществила, задав вопрос детям: “В какой сказке лиса выгнала зайчика из избушки?”

Отгадывая загадки О героях сказки, дети развивали умение узнавать и называть животных по картинке, образное мышление, воображение.

Дидактическое упражнение “Назови сказку по картинке” – Способствовало развитию зрительной памяти, логического мышления, закреплению знаний о сказках.

Отвечая на вопросы о героях сказки, дети закрепляли свои знания о животных: о месте их обитания и умение их классифицировать.

Для поддержания интереса детей к занятию использовала сюрпризные моменты: “волшебная” артикуляционная гимнастика, проведенная с целью развития и укрепления артикуляционного аппарата детей, которая перенесла нас в сказку; письмо с заданиями от лисы.

Упр. “Ветерок и листики” направлено на развитие фонематического слуха.

Дид. упр. “Скажи и покажи” проведено с целью закрепления знаний о временах года, Умения рассуждать, строить простые и сложные предложения.

Упр-ие “Накорми лису” – направлено на развитие познавательного интереса и закрепление представления детей о питании диких животных.

Работа с “мнемотаблицей” способствовала развитию связной речи и формирование навыков связного, последовательного пересказа сказки.

3 . Этап. Итог. Подведение итога осуществила через индивидуальное обобщение.

На протяжении всего занятия использовала упражнения и задания, которые влияли на коррекцию психических функций (слуховое и зрительное восприятие, тактильные ощущения, память, воображение). А так же осуществлялся индивидуально – дифференцированный подход, через индивидуальную помощь.

При проведении НОД использовала элементы здоровьесберегающих технологий – провела физкультминутку игру малой подвижности “Звериная семья” . Учитывала своевременную смену видов деятельности. Считаю, что структура образовательной деятельности соответствует ее задачам. Задачи, поставленные на занятии, считаю достигнутыми.

В дальнейшем планирую продолжить работу по познавательно – речевому развитию детей.

При составлении плана конспекта НОД использовала интернет ресурсы, пособие для ДОУ “Индивидуальные логопедические занятия” автор составитель О. В. Тырышкина, методическое пособие для занятий с детьми “Поиграем в сказку” – автор составитель Н. Ю. Памфилова.

Читайте также: