Конспект урока по естествознанию 2 класс зачем одуванчику парашют

Обновлено: 03.07.2024

Рос на полянке в лесу одуванчик. Сначала цветок его был жёлтым. Его любили бабочки. садились на него и пили из цветка вкусный нектар.

Шло время, цветок отцвёл, на его месте появилась маленькая корзинка. В ней стали расти семена, которые были ещё совсем маленькие и не готовые прорасти в землю.

"Где мы будем расти? - часто спрашивали они маму - Как бы нам хотелось упасть здесь, рядом с тобой!"

"Нет, - отвечала мама - нельзя вам расти рядом со мной. Вас унесёт ветер, и будете вы жить далеко от меня и друг от друга".

"А почему нельзя?" - наперебой спрашивали дети.

"Потому, что земли не хватит для всех вас, если вы рядом будете"

Когда семена созрели, на них появился пушок. Это и были парашютики. Были они прочные и лёгкие, ветер мог их подхватить в любую минуту.

Не хотелось семечкам отрываться от мамы и расставаться с братиками. Но надо - значит, надо. И когда подул ветер, подхватил их за парашютики, все семечки улетели в лес. Там они проросли - кто под берёзкой. кто под осиной. И выросли из них новые одуванчики.

Парашют нужен для того, чтобы распространять семена на расстояния.

Одуванчик очень распространенное растение,относится к многолетним растениям семейства Астровых,с крупными ярко-желтыми цветами.Растут повсеместно, любят и на полях и на обочине тропинке и дорог.Любят солнышко ,днем открываются цветы а вечером начинают закрываться на ночь.Когда цветок отцветает,вместо него образуются "парашутики" множество волосков с зернышком. Когда дует ветер волоски с зернышком улетают на другое место ,где потом прорастают и вырастает еще большой цветок.



В последнее время термин домашнее обучение становится модным.

Это не хорошо, так как многие, употребляя его, не представляют себе, что это такое на самом деле.

Многим кажется, что домашнее обучение детей, это что-то типа фриланса, или удалённой работы, чем сейчас многие взрослые занимаются.

На самом деле, это не так.

Домашнее обучение - это сложная и многогранная система, требующая финансовых вложений, дисциплины в семье и высокообразованных родителей.

Если родители не в состоянии дать необходимый объём знаний по всем предметам школьной программы, то будут вынуждены нанимать педагогов за деньги, потому что при домашнем обучении, экзамены в конце года никто не отменяет.

Не каждая семья на это способна.

В противном случае документа о полученном образовании у ребёнка не будет. Доказывать, что у него было домашнее обучение будет некому, потому что без документов его никто слушать не станет.

Кроме того, кроме системных знаний, родители должны обеспечить полноценное развитие ребёнка, его социализацию, учитывая возрастные психологические особенности.


Урок естествознания разработан согласно с программой обновлённого образования. При разработке урока я старалась отразить все этапы современного урока. Разрабатывала задания с целями и критериями оценивания, задания для формативного оценивания. Я надеюсь, что моя разработка поможет коллегам при подготовке к урокам и они смогут применить мои идеи в своей практике.

Содержимое разработки

Предмет: Естествознание Школа-гимназия № 3

Дата: ФИО учителя: Минайчева Ирина Владимировна

Участвовавшие:

Не участвовавшие:

Зачем одуванчику парашют?

Цели обучения

2.1.2.2. Определять ведущие признаки наблюдения (цель, объект, план, сроки, результат).

2.1.2.3. Уметь фиксировать результаты наблюдения с помощью условных знаков.

2.1.2.4. Составлять план проведения наблюдения.

2.1.2.5. Проводить наблюдение согласно составленному плану и формулировать выводы.

Все учащиеся смогут:

- называть ведущие признаки наблюдения (цель, объект, план, сроки, результат);

- проводить наблюдения по составленному плану;

Большинство учащихся смогут:

- фиксировать результаты наблюдения с помощью условных знаков;

- составлять самостоятельно план своего наблюдения;

Некоторые учащиеся смогут:

- проводить наблюдение согласно составленному плану и формулировать выводы.

Критерии оценивания

- называет ведущие признаки наблюдения (цель, объект, план, сроки, результат);

- проводит наблюдение согласно составленному плану;

- формулирует выводы по результатам наблюдений;

- составляет самостоятельно план своего наблюдения;

- использует полученные данные при выполнении заданий;

- находит информацию в дополнительных источниках.

Языковые цели

Ключевые слова: наблюдение, цель, объект, сроки, результат, план наблюдения, изучение природы.

Трехъязычие: табиғатты байқау - изучение природы - studying of the nature.

Серия полезных фраз для диалога/письма

- Почему эксперимент требует определенных условий для его

- Выслушайте предположения друг друга.

Привитие ценностей

Уважение – через слушание друг друга.

Сотрудничество – через обучение друг друга в групповой работе (напомнить о правилах сотрудничества в группах).

Самостоятельность составление собственного плана.

Межпредметная связь

Познание мира, русский язык.

Навыки пользования ИКТ

Предварительные знания

Науки, объекты изучения некоторых учёных, элементарные навыки проведения наблюдения

Запланированные

этапы урока

Виды запланированных упражнений урока

Начало урока

Середина урока

Конец урока

(К) I.Создание положительного эмоционального настроя

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

Стартер. Деление на группы.

Цель: актуализация предыдущих знаний.

Все учащиеся выбирают по одной картинке, на которых изображены приборы и собираются в группы.

- Как одним словом назвать, что изображено у вас на картинках?

- Для чего нам нужны приборы?

Правила поведения в группе:

В группе должен быть ответственный.

Один говорит – другие слушают.

Свое несогласие высказывай вежливо!

Если не понял, переспроси.

Работать должен каждый на общий результат

Обратная связь: похвала учителя

Работа над новой темой

Целепологание.

- Посмотри на рисунок в таблице о чём пойдет речь на уроке. Определите цель, которую нужно достичь к концу урока.


(П) Работа с учебником.

Проблемный вопрос.

Цель: определить по рисунку взаимосвязь человека и природы.

- Зачем человеку нужны знания о природе?

Ответ на этот вопрос помогут дать рисунки в учебнике.

Оценивание работы в паре проводится по совместно составленным критериям:


- Найдены все объекты природы, которые человек принёс в свой дом;

- может объяснить сходство предмета с природой;

- может привести свои примеры.

Природа - наш щедрый друг; она отдаёт нам свои богатства. Благодаря своему разуму люди научились переносить предметы, которые нас окружают, в свой дом. Дождь подсказал, что в доме можно поставить душ, солнце - лампу, ветер - вентилятор, природный огонь - приготовление пищи. В доме человек посадил растения, приручил животных. При строительстве своего дома человек использует деревья, камни, песок.

Обратная связь: "самооценивание"-соотнести свою работу с данным образцом и оценить "большой палец"; поддержка учителем учащихся, испытывающих затруднения.

(К) Физминутка. Ветер

Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. (Наклоны вправо-влево.)

Ветер тише, тише, тише, (Присесть, спина прямая.)

Деревцо все выше, выше. (Встать на носки.)

Раз, два — выше голова, (Поднять голову.)

Три, четыре - руки шире, (Руки в стороны.)

Пять, шесть — тихо сесть, (Сесть за парту.)

Семь, восемь - тень отбросим. (Два хлопка о парту.)

Сел на дерево скворец,

И игре нашей конец. (Дети громко проговаривают эти слова.)

(К) Игра"Ящик с секретом".

Цель: определят объект наблюдения.

- Догадайтесь, что лежит в ящичке, находящемся на вашем столе.

•Капли солнца спозаранку
Появились на полянке.
Это в жёлтый сарафанчик
Нарядился.
(Одуванчик)

В ящичке дети находят план проведения наблюдения


Обратная связь: похвала учителя.

(К, Г, И) Задание: Практическая работа.

Цель: выполнят практическую работу по плану; определят место появления одуванчиков.

Критерии оценивания:

- проводит наблюдение согласно составленному плану;

- составляет самостоятельно план своего наблюдения.

Задание: проведи наблюдение "Откуда берутся одуванчики?" по намеченному плану. Сделай вывод. составь свой план наблюдения.

Дескрипторы:

- проводит наблюдение по плану, данному в Научном дневничке;

- формулирует выводы по результатам наблюдения;

- находит информацию в дополнительных источниках.

- Вы наверняка наблюдали за теми растениями, что растут у вас во дворе. Среди них, возможно, был и одуванчик.

- Как он туда попал?

- Какие гипотезы вы выдвигали?

- Чтобы узнать, верна ли ваша гипотеза, мы проведём наблюдение "Откуда во дворе одуванчики?" Будем делать это по намеченному плану. Внесём все данные в Научный дневничок.

- Дополнительную информацию вы можете найти в справочниках.

ФО: "Пантомима". Комментарии учителя и словесное поощрение, поддержка учителем учащихся, испытывающих затруднения.

(Г) Формативное оценивание. Составление постера.

Цель: учащиеся смогут определять этапы развития одуванчика.

Уровень мыслительных навыков: навыки высокого порядка.

Критерии оценивания:

- отбирают необходимый материал;

- соблюдают последовательность этапов развития;

- используют информацию, найденную в дополнительных источниках.

Задание: покажите этапы развития одуванчика на своих постерах.

Дескрипторы:

- отбирают необходимый материал для создания постера;

- соблюдают последовательность этапов развития;

- используют информацию, найденную в дополнительных источниках.

Ф О: "Две звезды, пожелание"

Все учащиеся просматривают постеры и оценивают их прикрепляя стикеры, на которых написано что учащимся понравилось и какое есть пожелание.

Рефлексия. "Полянка одуванчиков"

- оцените свою работу на уроке, наклейте на нашу полянку свои одуванчики.

Бутон одуванчика – было трудно, не понятно

Жёлтый одуванчик – было понятно, но не все

Цветок с белой головкой – было все понятно и интересно

- знакомить со строением растения, размножением одуванчиков;

- развивать творческое мышление;

- формировать навыки проведения эксперимента;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: презентация с фотографиями и информацией об одуванчиках, дневник наблюдений, веер, семена одуванчика, подсолнуха, календулы, цветные карандаши.

Предварительная работа: долгосрочное наблюдение с фотофиксацией за одуванчиками на школьном участке (апрель – май), ведение дневника наблюдений.

1. Организационный этап.

2. Актуализация полученных знаний.

– Ребята, мы с вами уже два месяца наблюдаем за одуванчиками на участке около школы. Мы узнали, что одуванчик – уникальный цветок: это и сорняк, и лекарственное растение. Пришло время подвести итоги нашего наблюдения. Давайте рассмотрим наши фотографии и вспомним, какие изменения происходили с ними.

Сначала появились стебель и листья одуванчика. Они были зеленые и сливались с другой травой. Опишите стебель одуванчика. Какой он? (Стебель длинный, тонкий, гладкий, похож на трубочку, хрупкий.) Какие листья у одуванчика? (Листья продолговатые, зубчатые по краю.) На открытом солнечном участке с сухой почвой листья одуванчика достигают длины около 20 см, а в тени и на влажной почве – в 3 раза длиннее.

Затем появились желтые цветы. Цветок одуванчика похож на корзиночку собранных вместе маленьких цветков. Их может быть около двухсот. Каждый из них представляет собой трубочку с 5 сросшимися лепестками и 5 тычинками.

Как реагировали одуванчики на смену погоды? (Вечером, а так же в сырую и пасмурную погоду цветы закрывались.) Можно ли назвать одуванчики барометром погоды? (Да, они реагируют на изменения погоды.)

И, наконец, вместо желтых головок одуванчиков появились серебристые, пушистые шары. Они настолько хрупкие, что от любого дуновения ветра белые парашютики поднимаются в воздух.

3. Постановка учебной задачи.

– Подумайте и выскажите предположения: зачем одуванчику парашютики? Дети высказывают свои предположения. Учитель записывает их на доске:

Возможно, они путешествуют.

Допустим, они так радуются лету.

Предположим, что ветер переносит их на далекие расстояния, они падают на землю и там прорастают.

– Как можно проверить ваши предположения? (С помощью эксперимента). Можем ли мы проверить первых два предположения? (Не можем, потому что не можем провести эксперимент.) С чего нужно начать? Необходимо составить план нашего исследования. Ребята рисуют на бумаге интеллект – карту:

- Что мы можем проверить с помощью эксперимента;

- Какое оборудование необходимо:

- Как будем действовать;

- Как запишем результаты экспериментов?

Проговариваются все этапы исследования.


Физкультминутка

Цель: применение здоровьесберегающей технологии для избежания переутомления и перегрузок учащихся.

Одуванчик, одуванчик! (Приседают, потом медленно поднимаются.)

Стебель тоненький, как пальчик.

Если ветер быстрый-быстрый (Поднимаются, руки разводят в стороны.)

На поляну налетит,

4.Проведение экспериментов.

1.) Строение цветка одуванчика.

Для проведения эксперимента возьмем 2 опытных образца: незрелую цветочную головку жёлтого цвета и нераскрывшуюся головку с вызревшими семенами. На обоих образцах сделаем срез, чтобы увидеть строение цветка. На срезах хорошо видны три яруса разного цвета.

Незрелая цветочная головка жёлтого цвета

Нижний ярус – мелкие семена зеленоватого цвета

Средний ярус – белая ножка

Нераскрывшаяся головка с вызревшими семенами

Нижний ярус – семена крупнее, их цвет светло-коричневый

Средний ярус – белая ножка

Верхний ярус – белая пуховка

Вывод: цветок одуванчика - это соцветие (корзинка), которое состоит из отдельных крошечных цветков.

2.) Сравним вес семян одуванчика с весом семян других растений. Сравним дальность полета и падения разных семян. Эксперимент проводится с помощью веера. Результаты эксперимента записываются в таблицу.

Полет и падение семян

Тяжелее, чем семена одуванчиков

Семена сразу падают вниз.

Тяжелее, чем семена одуванчиков

Семена сразу падают вниз.

3.) Посчитаем количество семян (парашютиков) в одуванчике. Результаты эксперимента записываются в таблицу.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Предмет: Естествознание Школа-гимназия № 3

Дата: ФИО учителя: Минайчева Ирина Владимировна

Участвовавшие:

Не участвовавшие:

Зачем одуванчику парашют?

Цели обучения

2.1.2.2. Определять ведущие признаки наблюдения (цель, объект, план, сроки, результат).

2.1.2.3. Уметь фиксировать результаты наблюдения с помощью условных знаков.

2.1.2.4. Составлять план проведения наблюдения.

2.1.2.5. Проводить наблюдение согласно составленному плану и формулировать выводы.

Все учащиеся смогут:

- называть ведущие признаки наблюдения (цель, объект, план, сроки, результат);

- проводить наблюдения по составленному плану;

Большинство учащихся смогут:

- фиксировать результаты наблюдения с помощью условных знаков;

- составлять самостоятельно план своего наблюдения;

Некоторые учащиеся смогут:

- проводить наблюдение согласно составленному плану и формулировать выводы.

Критерии оценивания

- называет ведущие признаки наблюдения (цель, объект, план, сроки, результат);

- проводит наблюдение согласно составленному плану;

- формулирует выводы по результатам наблюдений;

- составляет самостоятельно план своего наблюдения;

- использует полученные данные при выполнении заданий;

- находит информацию в дополнительных источниках.

Языковые цели

Ключевые слова : наблюдение, цель, объект, сроки, результат, план наблюдения, изучение природы.

Трехъязычие: табиғатты байқау - изучение природы - studying of the nature .

Серия полезных фраз для диалога/письма

- Почему эксперимент требует определенных условий для его

- Выслушайте предположения друг друга.

Привитие ценностей

Уважение – через слушание друг друга.

Сотрудничество – через обучение друг друга в групповой работе (напомнить о правилах сотрудничества в группах).

Самостоятельность составление собственного плана.

Межпредметная связь

Познание мира, русский язык.

Навыки пользования ИКТ

Предварительные знания

Науки, объекты изучения некоторых учёных, элементарные навыки проведения наблюдения

Запланированные

этапы урока

Виды запланированных упражнений урока

Начало урока

Середина урока

Конец урока

(К) I .Создание положительного эмоционального настроя

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

Стартер. Деление на группы.

Цель : актуализация предыдущих знаний.

Все учащиеся выбирают по одной картинке, на которых изображены приборы и собираются в группы.

- Как одним словом назвать, что изображено у вас на картинках?

- Для чего нам нужны приборы?

Правила поведения в группе:

В группе должен быть ответственный.

Один говорит – другие слушают.

Свое несогласие высказывай вежливо!

Если не понял, переспроси.

Работать должен каждый на общий результат

Обратная связь: похвала учителя

Работа над новой темой

Целепологание.

- Посмотри на рисунок в таблице о чём пойдет речь на уроке. Определите цель, которую нужно достичь к концу урока.

hello_html_m2c64e6b5.jpg

(П) Работа с учебником.

Проблемный вопрос.

Цель: определить по рисунку взаимосвязь человека и природы.

- Зачем человеку нужны знания о природе?

Ответ на этот вопрос помогут дать рисунки в учебнике.

Оценивание работы в паре проводится по совместно составленным критериям:

- Найдены все объекты природы, которые человек принёс в свой дом;

- может объяснить сходство предмета с природой;

- может привести свои примеры.

Природа - наш щедрый друг; она отдаёт нам свои богатства. Благодаря своему разуму люди научились переносить предметы, которые нас окружают, в свой дом. Дождь подсказал, что в доме можно поставить душ, солнце - лампу, ветер - вентилятор, природный огонь - приготовление пищи. В доме человек посадил растения, приручил животных. При строительстве своего дома человек использует деревья, камни, песок.

Обратная связь: "самооценивание"-соотнести свою работу с данным образцом и оценить "большой палец"; поддержка учителем учащихся, испытывающих затруднения.

(К) Физминутка. Ветер

Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. (Наклоны вправо-влево.)

Ветер тише, тише, тише, (Присесть, спина прямая.)

Деревцо все выше, выше. (Встать на носки.)

Раз, два — выше голова, (Поднять голову.)

Три, четыре - руки шире, (Руки в стороны.)

Пять, шесть — тихо сесть, (Сесть за парту.)

Семь, восемь - тень отбросим. (Два хлопка о парту.)

Сел на дерево скворец,

И игре нашей конец. (Дети громко проговаривают эти слова.)

(К) Игра"Ящик с секретом".

Цель: определят объект наблюдения.

- Догадайтесь, что лежит в ящичке, находящемся на вашем столе.

• Капли солнца спозаранку
Появились на полянке.
Это в жёлтый сарафанчик
Нарядился.
(Одуванчик)

В ящичке дети находят план проведения наблюдения

hello_html_m6dc24a94.jpg

Обратная связь: похвала учителя.

(К, Г, И) Задание: Практическая работа.

Цель: выполнят практическую работу по плану; определят место появления одуванчиков.

Критерии оценивания:

- проводит наблюдение согласно составленному плану;

- составляет самостоятельно план своего наблюдения.

Задание: проведи наблюдение "Откуда берутся одуванчики?" по намеченному плану. Сделай вывод. составь свой план наблюдения.

Дескрипторы:

- проводит наблюдение по плану, данному в Научном дневничке;

- формулирует выводы по результатам наблюдения;

- находит информацию в дополнительных источниках.

- Вы наверняка наблюдали за теми растениями, что растут у вас во дворе. Среди них, возможно, был и одуванчик.

- Как он туда попал?

- Какие гипотезы вы выдвигали?

- Чтобы узнать, верна ли ваша гипотеза, мы проведём наблюдение "Откуда во дворе одуванчики?" Будем делать это по намеченному плану. Внесём все данные в Научный дневничок.

- Дополнительную информацию вы можете найти в справочниках.

ФО: "Пантомима". Комментарии учителя и словесное поощрение, поддержка учителем учащихся, испытывающих затруднения.

( Г ) Формативное оценивание. Составление постера .

Цель : учащиеся смогут определять этапы развития одуванчика.

Уровень мыслительных навыков: навыки высокого порядка.

Критерии оценивания:

- отбирают необходимый материал;

- соблюдают последовательность этапов развития;

- используют информацию, найденную в дополнительных источниках.

Задание: покажите этапы развития одуванчика на своих постерах.

Дескрипторы:

- отбирают необходимый материал для создания постера;

- соблюдают последовательность этапов развития;

- используют информацию, найденную в дополнительных источниках.

Ф О: "Две звезды, пожелание"

Все учащиеся просматривают постеры и оценивают их прикрепляя стикеры, на которых написано что учащимся понравилось и какое есть пожелание.

Рефлексия. "Полянка одуванчиков"

- оцените свою работу на уроке, наклейте на нашу полянку свои одуванчики.

Бутон одуванчика – было трудно, не понятно

Жёлтый одуванчик – было понятно, но не все

Цветок с белой головкой – было все понятно и интересно

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Интеграция образовательных областей : "Познавательное развитие", "Физическое развитие", "Социально – коммуникативное развитие", "Речевое развитие"
Цель: Знакомить детей с представителями растительного мира родного края – одуванчиками.
Задачи:
Познавательное развитие:
1) развивать наблюдательность, формировать умение рассматривать объект наблюдения;
2) расширять кругозор, формировать представления об одуванчике как о цветке, о его характерных особенностях размножения.
Речевое развитие:
1) обогащать и активизировать словарный запас: цветок, семена, одуванчик, парашют, стебель, солнце, сорняк, бутон;
2) формировать умение отвечать на вопросы воспитателя.
Социально – коммуникативное развитие:
1) формировать умение соблюдать нормы и правила поведения в процессе наблюдения;
2) формировать навыки общения с взрослыми и со сверстниками в процессе наблюдения.
Физическое развитие:
1) формировать общую выносливость, координацию движений, внимание;
2) упражнять в умении выполнять движения в соответствии с текстом.
Советы педагогу:
Это занятие проводят в первой половине дня. Выбирают сроки, когда на газонах одновременно много одуванчиков с золотистыми и пушистыми головками. Можно детям предложить подуть на пушистый шарик в том месте, где одуванчиков мало, чтобы на следующий год проверить, появятся ли там цветы.
Методы и приемы:
Практические: элементарные опыты;
Наглядные: наблюдение, рассматривание картинок и иллюстраций;
Словесные: художественное слово, вопросы, беседа, рассказ педагога;
Игровые: подвижная игра.
Материал и оборудование:
предметные картинки с изображением одуванчиков на разных стадиях развития.
Формы организации совместной деятельности:
Коммуникативная: беседа об одуванчиках, чтение стихотворений про одуванчики, отгадывание загадки, рассказ воспитателя про одуванчики;
Познавательно-исследовательская: наблюдение за одуванчиками, опыт "Полет семян одуванчика";
Двигательная: подвижная игра.
Логика образовательной деятельности:

Читайте также: