Конспект урока по чтению для детей с умственной отсталостью

Обновлено: 03.07.2024

Цель: ознакомление учащихся с пейзажной лирикой, развитие речевых умений и навыков чтения.

– познакомить учащихся с новым произведением, продолжать формировать навыки самостоятельного чтения;
– корригировать и развивать произвольное внимание посредством выполнения упражнений на классификацию и обобщение;
– воспитывать интерес к учению, развивать чувство прекрасного.

Материалы и оборудование: учебники чтения (3 класс, сост. В.В.Воронкова), карточки с индивидуальными заданиями, картинки с изображениями зимнего пейзажа, компьютерная презентация изображений зимних пейзажей под музыку П.И.Чайковского.

Подготовительная работа: беседа о временах года, выполнение упражнений на запоминание названий зимних месяцев, загадки о зиме, экскурсия по школьному двору “Признаки зимы”, беседа о признаках зимы, рисование по общей теме “Зима”.

1. Организационный момент:
Беседа с учащимися о зиме;
– Игра на внимание, развитие мышления “Бывает – не бывает”.
– вопросы о времени суток, уточнение названий времени суток и действий человека в разное время суток.
2. Основная часть:
– объявление темы, определение задач для учащихся.
3. Чтение учителем стихотворения.
4. Сопряженное чтение написанного на доске стихотворения (рукописным шрифтом).
5. Работа с учебником:
– самостоятельное чтение стихотворения.
6. Словарная работа.
7. Физкультминутка.
8. Выполнение коррекционных упражнений по индивидуальным карточкам.
9. Просмотр компьютерной презентации (“Волшебный кинотеатр”).
10. Работа с деформированным текстом (“Какое слово исчезло?”), хоровое чтение восстановленного текста.
11. Итог урока.

1. Организационный момент. Учитель настраивает детей на урок, предлагает поздороваться с гостями:

Учитель (У): – Ребята, прозвенел звонок, начинается урок чтения, и на урок к нам пришли гости. Поздоровайтесь. Сядьте правильно, проверьте себя.

(Дети здороваются с гостями, рассаживаются по местам.)

У: – Какое сейчас время года?

Дети (Д): – Время года – зима.

У: – Какой сейчас месяц?

Д: – Сейчас месяц декабрь.

У: – Назовите зимние месяцы.

Д: – Зимние месяцы – это декабрь, январь, февраль.

У: – Какая бывает зима? Помните, мы с вами придумывали слова, которые можно сказать о зиме, давайте повторим их по очереди.

Д: – Снежная, белая, вьюжная, холодная, морозная, веселая.

Игра на развитие внимания “Бывает – не бывает”.

У: – Молодцы! Теперь поиграем в игру “Бывает – не бывает”. Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Слушайте правила игры. Я буду говорить предложение. Если это бывает зимой, мы приседаем, если не бывает – стоим прямо.

– Зимой идет снег. (Приседают.)
– Зимой собирают грибы. (Стоят.)
– Зимой прилетают перелетные птицы. (Стоят.)
– Зимой метет метель. (Приседают.)
– Зимой много снега. (Приседают.)
– Зимой идет дождь. (Стоят.)

У: – Молодцы, вы внимательно слушали и хорошо думали.

Сядьте на места, слушайте вопросы.

Учитель продолжает задавать вопросы:

У: – Зима – это время года или время суток?

Д: – Это время года.

У:– А какое сейчас время суток?

Д: – Время суток – утро.

У: – Назовите времена суток по порядку.

Д: – Утро, день, вечер, ночь.

У: – Что мы делаем по утрам?

Д: – Просыпаемся, умываемся, делаем зарядку, завтракаем, идем в школу.

У: – Какое настроение у нас по утрам? Радостное или грустное?

Д: – Радостное, веселое.

Д: – Потому что в школе узнаем много нового, читаем книги, поем песни, встречаемся с друзьями, играем на переменах,

2. Основная часть.

– Объявление темы, определение задач для учащихся.

У: – Радостное настроение по утрам бывает не только у нас с вами, но и у многих других людей. Русский поэт А.С. Пушкин написал стихотворение “ЗИМНЕЕ УТРО”.

Тема нашего урока – стихотворение “Зимнее утро”. Прочитайте на доске. Мы сегодня познакомимся с новым стихотворением, будем учиться читать с выражением.

3. Чтение учителем стихотворения.

У: – Сначала послушайте, как прочитаю я, потом буду задавать вопросы.

(Учитель читает стихотворение, придавая голосу радостную интонацию.)

Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет
И ель сквозь иней зеленеет
И речка подо льдом блестит.

У: – Какое настроение вызывает у вас это стихотворение? Радостное или грустное?

Д: – Радостное.

У: – Верно, у меня оно вызывает тоже радостные чувства, хорошее настроение.

4. Чтение написанного на доске стихотворения (рукописным шрифтом).

У: – Теперь давайте прочитаем стихотворение вместе со мной. Как будем читать?

Д: – Гласные читаем протяжно, читаем слитно, медленно.

(Сопряженное хоровое чтение стихотворения с доски.)

У: – Молодцы, старались читать правильно.

5. Работа с учебником.

У: – Теперь это стихотворение будем читать самостоятельно, я послушаю каждого из вас.

Будем читать стихотворение “Зимнее утро”. Покажите, кто нашел страницу и стихотворение. Прочитайте название. Кто написал стихотворение? Верно, А.С.Пушкин. (Обращается внимание на фамилию автора, где она напечатана.)

(Самостоятельное чтение стихотворения, (приемы чтения шепотом, жужжащего чтения).

У: – Поставьте палец на первую строчку. Читаем медленно, не пропуская слова и буквы. Я буду слушать.

(Дети читают по учебнику, учитель проходит по рядам и работает с каждым, слушая по 1–2 строки.)

6. Словарная работа.

После чтения детьми учитель обращает внимание детей на выделенное слово “ВЕЛИКОЛЕПНЫМИ” и предлагает прочитать определение, затем уточняет еще раз смысл слова и спрашивает:

У: – Что сравнивает с коврами автор? (Снег.) Если дети не поняли, учитель обращается к их прошлому опыту. (Вспомните загадку о снеге: “Белое одеяло всю землю накрыло – снег сравнивается с белым одеялом, а здесь снег сравнивается с красивыми коврами”.)

У: – Найдите в тексте слово “ИНЕЙ”, что такое – иней?

(Дети объясняют, учитель подводит заключение “Иней – это красивые снежинки на ветках, ветки деревьев им как бы укутаны, еще это узоры на окнах”.)

У: – А сейчас мы тоже немного отдохнем и пойдем гулять в зимний лес. Встаньте прямо, делайте и говорите вместе со мной.

Мы пришли в зимний лес (Ходьба на месте.)
Сколько здесь вокруг чудес! (Разводят руками.)
Справа березка в шубке стоит
Слева елка на нас глядит (Отводят руки в указанную сторону и смотрят.)
Снежинки в небе кружатся
На землю красиво ложатся (Кружатся, приседают.)
Вот и зайка прискакал (Подпрыгивание на двух ногах.)
От лисы он убежал (Бег на месте.)
А вот там волчище рыщет (Наклоны туловища.)
Он себе добычу ищет!
Вот мы спрячемся сейчас, (Приседания.)
Не найдет волчище нас!
Лишь медведь в берлоге спит, (Покачивание туловищем.)
Так всю зиму и проспит!
А на ветках снегири, (Потягивание.)
Как они красивы!
Снегири от нас – прыг-скок! (Подпрыгивание.)
А нам пора уж на урок! (Ходьба на месте.)

У: – Молодцы. А когда перед уроком мы проветривали класс, к нам залетела снежная туча. Посмотрите, где она?

(Ученики осматривают класс и видят нарисованную тучу. Учитель приносит и прикрепляет к доске рисунок тучи с индивидуальными заданиями).

У: – Посмотрите, что это? (Снежинки.). Каждая снежинка – с именем ученика. Подойдите и прочитайте. (Имена написаны “взрослые”.) Когда Юра будет взрослым, как его будут звать? (Юрий, и т.д.).

8. Выполнение коррекционных упражнений по индивидуальным карточкам.

– Чтение слов, объяснение значения слова, подбор картинок к предложению, выбор картинок о зиме из предложенных и т.д.

У: – Молодцы, каждый старался правильно выполнить задание. Задания были разные – вы вставляли пропущенные буквы, подбирали картинки, составляли предложения, слова.

(сюрпризный момент). А я еще хочу сказать, что о зимнем утре можно рассказать не только с помощью стихотворения, но и с помощью музыки и с помощью красок. И я хочу вас пригласить в волшебный кинотеатр. Вы будете слушать музыку зимнего утра и рассматривать картины. Сядьте удобно, начинаем!

9. Просмотр компьютерной презентации (“Волшебный кинотеатр”).

У: – Вот как красиво можно изобразить зимнее утро! Ребята, как вы думаете, какое настроение возникает от такой красивой музыки и прекрасных картин?

Д: – Радостное, веселое.

У: – Правильно, настроение радостное, светлое. А эти картины и музыка подходят к стихотворению А.С.Пушкина “Зимнее утро”?

Д: – Подходят.

У: – Правильно. Красоту зимнего утра можно передать не только в стихах, но и с помощью музыки, и с помощью красок.

10. Работа с деформированным текстом (“Какое слово исчезло?”), хоровое чтение восстановленного текста.

У: – Давайте еще раз красиво прочитаем наше стихотворение. Но в нем что-то изменилось. (Заранее стерто слово “ВЕЛИКОЛЕПНЫМИ”.)

Какое слово тут было? (Если дети не запомнили, обращаются к учебнику и определяют слово.)

У: – Молодцы, мы с вами сегодня хорошо поработали. Что было трудно сделать, какое задание выполнить? Что вам запомнилось на уроке больше всего? Спросите у гостей, как вы занимались?

Конспект урока чтения 3 класс(АООП для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями): По В. Бирюкову

учить правильному, осознанному чтению с соблюдением пауз.

Развивающие: развивать устную речь, артикуляционный аппарат, умение анализировать и обобщать.

Коррекционно-развивающие: способствовать развитию внимания, восприятия, памяти.

Воспитательные: воспитывать любовь к окружающему миру.

Личностные результаты

- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Предметные результаты

-осознанное и правильное чтение текста вслух по слогам и целыми словами; чтение по ролям,работа над содержанием прочитанного текста по вопросам; прививание интереса к чтению, соблюдение правил поведения на уроке.

Оборудование: учебник С.Ю.Ильина Чтение 3 кл.

Тип урока: КУ

I .Организационный момент

Вы готовы к уроку?

На вас надеюсь я, друзья

Мы хороший дружный класс

Все получится у нас.

II .Актуализация опорных знаний и представлений

Дыхательная гимнастика (выполнять стоя)

а) вдох носом, выдох через рот;

б) вдох, задержка дыхания, выдох;

в) вдох, выдох по порциям.

Сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание и выдохнуть ртом, задувая воображаемое пламя свечи так, чтобы пламя сразу погасло.

Глубоко вдохнуть, задержать дыхание и медленно дуть на воображаемое пламя свечи, чтобы пламя не погасло. Повторить 2-3 раза.

III . Проверка дом задания.

Инд-но: карточки(слоги)

1) Упражнение на развитие внимания на основе нахождения лишних предметов.








-Кто скажет, какие птицы лишние и почему.

- Какие птицы остались на доске?

Кто догадался о ком мы будем говорить на уроке?

Сегодня мы познакомимся с рассказом В.Бирюкова «Лесные доктора.

Как вы думаете ребята, о чем будет идти речь в этом рассказе?

О лесных докторах – птицах. Они лечат деревья от разных вредных насекомых.

Посмотрите ребята, опишите деревья на слайдах и ответьте на вопрос: какие из этих деревьев нужно лечить? (слайд 2, 3, 4)

О каких именно птицах пойдет речь, вы узнаете отгадав загадки.

1.Он в своей лесной палате

Носит пестренький халатик,

Он деревья лечит:

Постучит – и легче (дятел) (Слайд 5)

Кто живет там на опушке?

Это умница…(Кукушка) (слайд 6).

3.С грудкой желтой знаем птицу,

Называется …(Синица) (Слайд 7).

V . Работа над новым материалом.

1 . Знакомство с произведением (стр.40-41)

2.Лесенка

Хвалить - похваливают

3.Чтение текста учителем. Первичное восприятие

4. Словарная работа: телеграмма

6.Беседа по содержанию.

-О чем дятел предупреждал лесного великана? Найди в тексте и прочитай.

-Испугался ли дуб ?Почему?

-Каким стал дуб через ? О чем он попросил дятла?

-Каким был дуб вначале рассказа ?А каким он стал, когда птицы ему помогли?

Ход ЗАНЯТИЯ:

I. Организационный момент

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Мы пожмем друг другу руки

Побежит тепло по кругу.

Вместе будем очень дружно

На вопросы отвечать.

Все хотим мы заниматься,

Все хотим мы много знать.

Ребята рассаживаются по местам.

II. Основная часть

- Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим и говорим, буквы мы видим и читаем)

- Какие вы знаете звуки? (гласные, согласные)

- Чем отличаются гласные звуки от согласных?

- Приведите пример гласных звуков (А, О, У, Ы, И)

- Приведите пример согласных звуков

- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся со следующим звуком. А каким звуком я не скажу, вы мне сами скажете.

- Послушайте и отгадайте, о чем идет речь.

Котик наш поранил лапку,

Он не прячется под лавку,

Из аптечки он берет

Белый бинт и желтый…

2. Характеристика звука

– Давайте вместе произнесем звук [й].

- Как вы думаете, какой это звук : гласный или согласный? Почему?

- Правильно, это согласный звук [й]. Его нельзя петь, кричать тоже нельзя. Значит, каким цветом мы его обозначаем? (синим)

- Хлопните в ладоши, если услышите звук [й] :

У, К, Й, С, Й, А, В, Й

ДО, МО, АЙ, ТЫ, ОЙ, ЭЙ, ТУ

МАЙКА, ДОМ, ВОРОБЕЙ, УТКА, МАЙ, ЧАЙ

4. Определение местонахождения звука [й] в слове

Йогурт, йод, и слово йога.

Чай, случайный, тайный, лишний.

- Какие слова со звуком [й] вы услышали в стихотворении? Повторите еще раз три слова, где звук [й] стоит в начале (йогурт, йод, йога).

- А теперь давайте определим местонахождение звука [й] в других словах :

МАЙКА, СИНИЙ, ЗАЙКА, ЙОГУРТ, ТРАМВАЙ, ЧАЙНИК,

РУЧЕЙ, ЧАЙКА, ЛАЙКА.

5. Речевая зарядка

Ай-ай-ай — скоро май.

Уй-уй-уй — ветер, дуй.

Ой-ой-ой — возьми меня с собой.

Эй-эй-эй — воды попей.

- Повторите стихотворение, четко произнося слоги и слова.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Мы руки разведем

И побежим кругом.

Выполнение движений по тексту.

Сверху галочку пиши.

– Сколько вам понадобилось палочек? (4)

9. Работа с карточками (№1)

10. Работа с учебником. Чтение слогов (стр. 81)

- Назовите букву, которую вы видите. Почему буква нарисована синим цветом?

- Назовите картинки, изображенные в учебнике.

- Прочитайте слоги и слова (хором, по цепочке)

На двери висит замок (сцепливание пальцев обеих рук).

Кто открыть бы его смог?

Потянули, (движения рук по тексту)

Открыли! (расцепить руки).

12. Работа в тетради. Печатание буквы

Ш. Итог занятия, оценка детей.

– Ребята, вспомните, о каком звуке мы сегодня познакомились на занятии?

– С какой буквой познакомились?

– Каким цветом обозначаем?

– Что понравилось больше всего?

(занятие 2)

Ход ЗАНЯТИЯ:

I. Организационный момент

При встрече здороваться:

Солнцу и птицам.

- А сейчас, ребята, повернитесь и улыбнитесь друг другу.

- Покажите жестом, с каким настроением вы пришли на занятие?

II. Основная часть

• Какой сейчас год?

• Какое время года?

• Какой день недели?

• Какое сегодня число?

- Расскажите, какой сегодня день? (Зимний, морозный, холодный, пасмурный)

- Какой звук вы произносите в конце всех слов? [й].

- Дайте характеристику звуку [й].

(ЙОГУРТ, ПОЙДЁМ, МНОЙ, ДОМОЙ)

3. Слоговой анализ слов

- Разделите это слово на слоги. (ЙО - ГУРТ)

- Сколько слогов в этом слове? (два)

- Произнесите первый слог. (ЙО)

- Произнесите второй слог (ГУРТ)

такой же слоговой анализ других слов

- Хлопните в ладоши, если услышите в словах звук [й] :

ЧАЙНИК, МАРИНА, МУРАВЕЙ, СТОЙ, ЕГОР, СИЛЬНЫЙ, ИГРОК,

СОЛОВЕЙ, ТРОЛЛЕЙБУС, ИВАН, ЛИЦО, ЙОГУРТ.

- Кто запомнил, какие имена были среди слов? С какой буквы пишутся имена людей?

Выполнение движений по тексту.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали,

И за парты все уселись.

6. Работа с карточками (№2)

7. Чтение слогов и слов с доски

АЙ – МАЙ – ЛАЙ – ЗАЙ

ОЙ – МОЙ – ПОЙ - РОЙ

8. Работа с учебником (стр. 82)

1. Рассматривание иллюстрации.

2. Чтение слогов и слов, коротких предложений

9. Пальчиковая игра

Ш. Итог занятия, оценка детей.

– Ребята, вспомните, о каком звуке мы сегодня на занятии говорили?

– Каким цветом обозначаем?

– Какую букву писали?

– Что понравилось больше всего?

(занятие 3)

Ход ЗАНЯТИЯ:

I. Организационный момент

- Угадайте, о какой букве идет речь…

Отгадайте букву эту,

Как идет она по свету.

Где она – там вечный бой,

Но зато с ней дружат чаЙки,

Без нее не сделать гаЙки,

Без нее не сваришь чаЙ…

Что за буква? Отвечай!

II. Основная часть

- Дайте характеристику звуку [й].

Врач живет в стеклянной банке.

Лечит он болячки, ранки.

Узнаете? Это… (йод)

Дом на рельсах тут как тут,

Всех умчит он в пять минут.

Ты садись и не зевай.

Отправляется… (трамвай).

Зимой уснули комары,

Спит медведь в берлоге,

А где-то в джунглях от жары

Изнывают… (йоги)

- Назовите все слова-отгадки. Где находится звук [й] в этих словах?

- Определите место звука [й] в словах :

МУРАВЕЙ МАЙКА РОЙ НОВЫЙ ЛАЙКА

САРАЙ ЗАЙКА СИНИЙ ЛЕЙКА ЙОГ

Выполнение движений по тексту.

А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели – вновь за дело!

6. Работа с карточками (№3)

7. Чтение слогов и слов с доски

АЙ – МАЙ – ЛАЙ – РАЙ

ОЙ – МОЙ – ПОЙ – РОЙ

8. Игра "Замени звук в середине слог".

9. Работа с учебником (стр. 82)

1. Рассматривание иллюстрации

2. Чтение слогов и слов, коротких предложений

10. Пальчиковая игра

Раз, два, три, четыре, пять –

Вышли пальчики играть.

Раз – в ладошки хлопнем.

Два – закроемся в замок.

Три – сыграем в барабан,

А четыре – как в баян.

Ну а пять – мы начнем писать.

Ш. Итог занятия, оценка детей.

– Ребята, вспомните, о каком звуке мы сегодня на занятии говорили?

– Каким цветом обозначаем?

– Что понравилось больше всего?

(занятие 4)

Цель: Формирование умения дифференцировать в словах звуки [и-й].

Ход ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

- Садится тот, кто повторит цепочку слов:

II. Основная часть

Я одноухая старуха,

Я прыгаю по полотну,

И нитку длинную из уха

Как паутинку я тяну.

(ИГОЛКА)- показывается картинка

Вот лекарство. Ты не бойся:

Для здоровья и красы

Детям мажут им коленки,

Локти, щеки и носы.

(ЙОД)- показывается картинка

- Назовите первые звуки слов-отгадок (И, Й)

- Звук [и] – гласный или согласный? (Гласный, мы его можем пропеть).

- Давайте пропоем звук [и] (И-И-И-И)

- А звук [й]? Гласный или согласный звук? (Согласный, мы его не можем пропеть (Й-Й-Й-Й)

- Чем же они похожи? (В написании букв)

• Й, У, А, И, А, У, Й, О, И, О, У, И, Й.

• ИК, ОЙ, ИМ, АЙ, КИ, ИЙ.

• ЕЛЬ, ИВА, ЙОД, ИНДЮК, ЙОГУРТ, ИГОЛКА, МЫШЬ, МАЙКА, ФИЛИН.

- Назовите по одному слову со звуком [и]

- Назовите по одному слову со звуком [й]

По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке.

(Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке.

(Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим, до лужайки добежим.

(Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке мы попрыгаем как зайки.

(Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнём. И домой пешком пойдём.

(Ходьба на месте.)

Очень схожие они.

Еще косая перекладина такая.

8. Работа с карточками (№4)

9. Чтение слогов и слов с доски

АЙ – МАЙ – ЛАЙ – РАЙ

ОЙ – МОЙ – ПОЙ – РОЙ

10. Работа с учебником (стр. 83-84)

2. Рассматривание иллюстраций. Определение разницы в значении слов

-Как живёшь? – Вот так (показывают большой палец)

- Как идешь? Вот так (прошагать двумя пальцами по ладони)

- А бежишь? – Вот так (согнуть руки в локтях и сделать движения, как при беге)

- Ночью спишь? – Вот так (руки под щеку, нагнуть голову)

- Как берешь – Вот так (ладонь согнуть в кулачок)

- Как даешь? – Вот так (ладонь раскрыть)

- Как молчишь? – Вот так (прикрыть ладонь рукой)

- А грозишь? – Вот так (погрозить соседу пальцем).

12. Работа в тетради.

МОИ КУКЛЫ. МОЙ ЗАЙКА. МОИ ШАРЫ.

Ш. Итог занятия, оценка детей.

-Наше занятие подошло к концу. Какую тему мы сегодня изучали?

- Какие задания мы сегодня выполняли?

- Что вам больше всего понравилось?

(занятие 5)

Цель: Формирование навыков чтения и написания коротких предложений.

Ход ЗАНЯТИЯ:

I. Организационный момент

- Сядет тот, кто назовет слово со звуком [й]

II. Основная часть

- Представьте, что вы порезали пальчик. Как вы вскрикните? (Ай! Ой)

- Какой звук вы произносите в конце этих слов? [й].

- А чем надо помазать ранку? (Йодом). Какой звук вы произносите в начале слова йод? [й].

- Дайте характеристику звуку [й].

- Отгадайте слово, добавив в конец слова звук [й] :

ЧА, СИНИ, КАРАВА, ГЕРО, БО, МУРАВЕ, ТРАМВА.

- Давайте попробуем определить, в каких еще словах может встречаться звук [й]. Ответьте на вопросы. Если вы правильно подберете ответ, то в ваших словах будет звук [й] :

-Крошечная девочка, которая жила в цветке? (Дюймовочка)

-Кто похитил Царевну-лягушку у Ивана- царевича? (Кощей Бессмертный)

-Как зовут мальчика, который ничего не знает? (Незнайка)

-Мальчика, который ничего не хочет делать? (Лентяй)

-Плохие отметки в школе? (Тройка, двойка)

-Птица, которая умеет говорить? (Попугай)

-Морская белая птица? (Чайка)

-Кто обедал в зоопарке у зверей? (Воробей)

- Я называю предложение, а вы внимательно слушаете. Если все верно сказано, то ничего не делаете, а если есть ошибка- хлопаете в ладоши и исправляем предложение.

Кошка поймала мышку.

Лапа сосет медведя.

За зимой наступило лето.

Фонарь освещается улицей.

Пешеход переходит дорогу.

Ты за партой не ленись! (погрозить пальцем)

В лево, право повернись.

Тихо плавно опустись!

(Выполнение движений по тексту)

7. Чтение слогов и слов с доски.

АЙ – МАЙ – ЛАЙ – РАЙ

ОЙ – МОЙ – ПОЙ – РОЙ

8. Работа с карточками (№5)

9. Работа с учебником (стр. 86)

1. Рассматривание иллюстрации

2. Чтение слов и коротких предложений

3. Чтение и разбор предложений:

Вот мой зайка. Он серый. Зайку зовут Тай.

10. Пальчиковая игра

Мы ладошкой потрясем –

Каждый пальчик разомнем!

(трясем кистями рук)

1,2,3,4,5 – мы начнем опять писать!

(поочередно загибаем пальцы)

1,2,3,4,5 – за письмо получим пять

(поочередно разгибаем пальцы)

11. Работа в тетради.

Списывания с доски коротких предложений:

Вот мой зайка. Он серый. Зайку зовут Тай.

Ш. Итог занятия, оценка детей.

-Наше занятие подошло к концу. Какую тему мы сегодня изучали?

- Какие задания мы сегодня выполняли?

– Что понравилось больше всего?

Тематическое планирование по ФГОС. 2 класс для детей с умственной отсталостью Тематическое планирование 2 класс по ФГОС I четверть 2 раза в неделю 16 часов № Тема занятий Коррекция нарушений звукопроизношения Лексические.

Занятие по развитию личности через театрализованную деятельность для детей с тяжелой умственной отсталостью

Занятие по развитию личности через театрализованную деятельность для детей с тяжелой умственной отсталостью Конспект занятия "Путешествия в мир сказок" Цели: - соотносить движения, жесты, мимику, интонации с настроением и эмоциональным состоянием;.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оборудование: Предметные картинки, карточки дидактические игры, коррекционные упражнения, презентация.

Организационный момент. Мотивация к деятельности.

Подготовка учащихся к усвоению нового знания.

Разминка речевого аппарата

А) Дыхательная разминка:

Б) Артикуляционная разминка:

В) Речевая разминка

Повторите шёпотом, вполголоса, громко: Ду-ду-ду, в школу я иду.

Введение в тему: - Сегодня мы узнаем, какие вещи взять с собой в школу, какие оставить дома

Изучение нового материала:

Показ и уточнение названий игрушек

Знакомство с понятием слово

Определение количества предметов и называние слов

Условно-графическое изображение слов, называние предметов

Работа по букварю

IХ. Оценивание (за каждый правильный ответ учащемуся выдается 1 сольдо)







Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Приемы и средства

1. Организационный момент

Приветствие

Мотивация к деятельности

-С каким настроением вы пришли сегодня в школу?

-Какое сегодня число?

-Какой у нас сейчас урок?

2. Основная часть

Разминка речевого аппарата.

1.Дыхательная разминка:

2.Артикуляционная разминка:

3.Речевая разминка

Введение в тему

Изучение нового материала

1.Вводная беседа

3. Показ и уточнение названий игрушек

5. Знакомство с понятием слово

Первичное закрепление нового материала

1. Определение количества предметов и название слов

2. Условно- графическое изображение слов, название предметов

3.Работа по букварю

3. Заключение

-Плавно подуйте ртом, не надувая щёк,- снежок полетит.

- Губы хоботком тяну

И ду-ду ду-ду ду-ду.

Ду-ду-ду- в школу я иду.

-Повторите чистоговорку шёпотом, вполголоса, громко.

Буратино, как и вы, ребята, собрался идти в школу, но не знает, что с собой взять. Давайте поможем ему?

-Сегодня мы узнаем, какие вещи взять с собой в школу, а

какие оставить дома.

-Какие предметы понадобятся Буратино в школе?

-Что хранят в пенале?

-Как все это называется?

Это школьные вещи.

Давайте проверим портфель Буратино и скажем, все ли нужное он взял с собой или положил что-то лишнее.

-Какой предмет лишний?

А что же такое игрушка?

Давайте обратимся с этим вопросом к словарю

Все ли слова из этого определения вам понятны?

Игрушки – это наши домашние хранители. С ними приятно играть, когда весело и можно обнять, когда грустно. И ведь это они защищают нас ночью от страшных снов.

Но давайте вернемся к школьным помощникам. Буратино забыл названия некоторых из них, но помнит про них загадки. Давайте вспомним что это за вещи вместе с ним.

Не куст, а с листочками.

Не рубашка, сшита.

Не человек, а рассказывает. (книга)

По поднятой руке, пожалуйста.

Эта книга не простая, по ней я буквы изучаю. (букварь)

И признался он ножу

-Без работы не лежу,

Подстрогай меня дружок

Чтобы я работать мог. (карандаш)

Покажите эти вещи на своей парте.

Как мы называем вещи?

А что такое слово?

Сло́во служит для именования предметов, называние их.

Все ли в этом определении вам понятно?

Ребята, мы с вами хорошо поработали, а сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть вместе с нашим гостем.

Руки в стороны развел,

Ключик видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Мы отдохнули и можем продолжать помогать Буратино. Присаживайтесь, пожалуйста.

Определение количества предметов и называние слов.

Условно-графическое изображение слов

(Сколько предметов, столько слов, столько полосок)

Определение количества предметов.

Определение количества слов.

Условно-графическое запись слов.

А теперь откройте свои буквари…..

Сегодня мы вместе с Буратино узнали много нового. Чтобы получше запомнить- повторим то, что мы сегодня узнали

-Как называются вещи, которые берём в школу?

-Как называются вещи, с которыми играем дома?

-Чем называем все вещи?

Наш урок подходит к концу. Сейчас самое время подсчитать наши сольдо, что мы сегодня заработали

Молодцы ребята. А теперь Буратино предлагает вам оценить ваши успехи на уроке лично. Выберете для себя нужный ключик и прикрепите к замочку на доске.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Сегодня на уроке мы будем вспоминать о героях сказки и их поступках, будем закреплять полученные ранее знания, продолжая улучшать навыки чтения.

1. Организационный момент.

- Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок. Сегодня у нас, ребята, необычный урок чтения и развития речи.

- К нам на урок пришли гости, давайте вместе их поприветствуем. Мне очень приятно видеть блеск в ваших глазах. Пусть это радостное настроение не покидает вас в течение всего урока и всей вашей школьной жизни.

Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!

В некотором царстве,

в дружном школьном государстве

жил да был 3 класс.

Слышите, ребята, я про вас.

Хорошо ли в царстве жить?

Много ль дети в царстве знают?

Хорошо ль они читают?

На вопросы отвечают?

-Ребята вы любите путешествовать? ответы

В путешествие пойдём,

В страну сказки попадём.

Глазки дружно закрываем,

Вместе в сказку попадаем (музыка,слайд2)

Ребята, с какой сказкой вы познакомились на прошлых уроках? (Мешок яблок). Кто автор сказки? Слайд 2, клик – название и автор.

Цель: Ребята, сегодня на уроке мы будем вспоминать о героях сказки и их поступках, будем закреплять полученные ранее знания, продолжая улучшать навыки чтения.

2. Речевая разминка

-Чтобы узнать, кто нас в сказке ждет-дожидается, нужно отгадать загадку.

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы -

Уши больше головы. (Заяц) (Слайд 2)клик – заяц.

Почему именно заяц нас встретил? (главный герой)

Так как он в сказке главный, значит и на уроке он будет главным сегодня. А мы будем его слушаться и его задания выполнять. Вы согласны?

Первое задание - Речевая зарядка. Заяц хочет проверить, а умеем ли мы делать артикуляционную гимнастику.

Он окно не закрывает,

К носу кончик поднимает,

Он окно не закрывает

К низу кончик опускает.

Язычок не устает –

Тянется теперь вперед.

Поиграл он с нами в прятки

И помчался на лошадке
Наигрался Язычок,
Лёг поспать он и молчок.

- Зайчик еще хочет проверить, умеете ли вы красиво и правильно проговаривать слова. Следующее задание Проговаривание чистоговорок. (Слайд 3)

Яц – яц – яц – это заяц.

Ата – ата – ата – бегут зайчата и бельчата.

Чиха – чиха – чиха – в лесу живет зайчиха.

А теперь зайчик просит вас показать, умеете ли вы быстро и четко проговаривать слова.

Работа со скороговоркой (Слайд 4) – чтение губами, чтение шепотом, медленно, чтение хором, с постепенным убыстрением темпа, чтение по одному, в парах.

Три сороки тараторки тараторили на горке.

Молодцы! Доволен наш зайчик, все вы умеете!

-Заяц шепчет мне, что ему нужна наша помощь.

- Поможем ему ребята? Слайд 5

Апурнвзаяцрыворонасатоёжрушвырлиса (заяц, волк, ёж, лиса)

- назовите животное, которое не является героем нашей сказки.

- Какие ещё животные участвовали в сказке? .

Скажите, ребята, какой из этих героев положительный, хороший?

- А кто вредил ему на протяжении всей сказки?

Слайд 6. - Прочитаем слова на экране. К какому герою они больше всего подходят?

На слайде: Доб-рый, Злая, За-бот-ли-вый, Щедрый, Завистливая, Вредная.

Молодцы ребята, и с эти заданием вы справились хорошо!

Ой, ребята, мне тут зайчик шепнул, что у него глаза устали на экран смотреть, а урок-то еще не закончился. Что делать-то, вы не знаете?

Зрительная гимнастика

Давайте выполним с вами гимнастику для глаз, ведь им тоже нужен отдых (все движения выполняются только глазами).
Дикие животные водятся в лесу.

Здесь увидеть можно волка и лису,

Зайца и медведя, белку и ежа.

Прячет всех надежно лесная тишина.

Солнышко весеннее только позовет.

Все по кругу водят веселый хоровод.

4.Работа по теме. Разные виды чтения

А сейчас заяц нас просит поработать с учебником. Открываем стр.178. – 1 часть сказки.

Слайды - 7, 8, 9, 10. (9 слайд - 1 предложение весело, 1 грустно прочитать)

Посмотрите на экран. Какой эпизод из сказки здесь изображен? Найдите к нему подтверждение из текста. (индивидуальное чтение).

Ох, утомились вы, наверное. Давайте отдохнем.

Физкультминутка

Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки
(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек
(Прыжки вперед – назад)
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.

5.Закрепление полученных знаний

Работа по карточкам на партах.

У каждого на партах лежат карточки, ваша задача, вставить в предложения пропущенные слова, которые написаны рядом.

Итак, ребята.

- Как называлась сказка, которую вы прочитали?
- Кто автор сказки?
- Для чего заяц собирал яблоки?

- Какие звери встретились зайцу на пути домой?

Посмотрите внимательно на доску, зайчик хочет проверить, как хорошо и внимательно вы читали сказку и просит нас, расставить карточки с названиями героев в том порядке, в каком они появляются в сказке.

Заяц, Ворона, Медведь, бельчата, Ёжик, Коза с козлятами, Крот, Волк.

-как отблагодарили лесные жители зайца за яблоки? Ответы

-Какой вывод можно сделать из этого? Что щедрым быть хорошо.

Посмотрите внимательно на слайд 11, там записаны 3 пословицы, давайте их прочитаем. Какая пословица подходит к нашей сказке? Почему?

Красна птица пером, а человек умом.

Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.

За добро добром платят.

Вот наше путешествие и подошло к концу.

Я вас всех от души благодарю!

Вы хорошо работали,

Ни капли не ленились,

Закрываем снова глазки.

Уезжаем мы из сказки.

1, 2, 3, 4, 5! В класс вернулись мы опять!

7.Оценка знаний учащихся.

- Сегодня на уроке вы все хорошо потрудились и заслуживаете хороших оценок. Но мне бы хотелось, чтобы каждый из вас сам оценил свою работу.

8.Домашнее задание

Зайчик хочет вам задать

Домашнее задание

Вы друзья не забывайте

Сказку дома еще раз прочитайте!

( научиться читать выразительно, ответить на вопросы из учебника, приготовиться читать по ролям).

Читайте также: