Морская подготовка вмф конспект

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ, ЕГО СОСТАВ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ. ВООРУЖЕНИЕ И ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ВМФ

Цель: рассмотреть состав и предназначение Военно-морского флота, познакомиться с вооружением и военной техникой ВМФ.

Обучающая – изучить Военно-морской флот, его состав и предназначение, вооружение и военную технику ВМФ.

Развивающая – развить умение работать с текстом, самостоятельно.

Воспитывающая – воспитать интерес к уроку.

Организационный момент.

Здравствуйте! Присаживайтесь. Проверьте, все ли вы приготовили к уроку.

Какой раздел из основ безопасности жизнедеятельности мы проходим?

Основы военной службы.

Для того чтобы освежить ваши знания, предлагаю работу с карточкой.

Актуализация знаний.

Работа с карточками.

Укажите одну из основных задач Вооружённых Сил России по обеспечению военной безопасности.

Восстановление законности и правопорядка.

Своевременное вскрытие угрожающего развития военно-политической обстановки, подготовки вооружённого нападения на Российскую Федерацию и (или) её союзников.

Обеспечение общественной безопасности и стабильности.

Кто вводит военное положение в стране?

Государственная дума Российской Федерации.

Президент Российской Федерации.

Совет безопасности Российской Федерации.

Изучение нового материала.

Молодцы, ребята, с заданием справились.

Скажите, а вы слышали такое выражение: "С нами Бог и Андреевский флаг"

К какому виду ВС оно относиться?

Определите тему и цели урока.

Тема: Военно-морской флот, его состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВМФ.

Военно-морской флот России – вид Вооружённых Сил, предназначенный для обеспечения военной безопасности государства с океанских (морских) направлений, защиты стратегических интересов Российской Федерации в океанских, морских районах (зонах).

ВМФ России состоит из четырёх флотов (Северного, Тихоокеанского, Балтийского и Черноморского) и Каспийской флотилии и включает рода сил:

береговые войска (мотострелковые, танковые соединения и части, морская пехота и береговые ракетно-артиллерийские войска);

части и подразделения обеспечения и обслуживания.

Основу Северного и Тихоокеанского флотов составляют ракетные подводные лодки стратегического назначения и многоцелевые атомные подводные лодки, дизельные подводные лодки, авианесущие, ракетно-артиллерийские, десантные корабли и катера, морская, ракетоносная и противолодочная авиация.

Основу Балтийского, Черноморского флотов и Каспийской флотилии составляют многоцелевые надводные корабли, минно-тральные корабли и катера, дизельные подводные лодки, береговые ракетно-артиллерийские войска и штурмовая авиация.

Подводные силы предназначены для поражения наземных объектов противника, осуществления поиска и уничтожения его подводных лодок, нанесения ударов по группировкам надводных кораблей, в том числе по авианосцам, корабельным ударным группировкам, десантным отрядам и конвоям как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими силами флота.

Надводные силы предназначены для ведения поиска и уничтожения подводных лодок, для борьбы с надводными кораблями, высадки морских десантов на побережье противника, обнаружения и обезвреживания морских мин и выполнения ряда других задач.

Морская авиация предназначена для уничтожения корабельных группировок, конвоев, десантов противника в море и на базах; для поиска и уничтожения подводных лодок противника, нарушения его систем наблюдения и управления на морских театрах; для прикрытия группировок своих кораблей, ведения разведки и выдачи целеуказаний в интересах применения оружия силами флота.

Береговые войска предназначены для действий в морских десантах, обороны побережья страны и важных объектов флота (фронта) на берегу и прибрежных коммуникаций от ударов сил флота противника.

Части и подразделения обеспечения и обслуживания предназначены для обеспечения базирования и боевой деятельности подводных и надводных сил флота.

Вооружение и военная техника Военно-морского флота

Надводные корабли подразделяются на авианесущие, ракетно-артиллерийские, противолодочные, минно-тральные, десантные.

Предназначен для придания боевой устойчивости ракетным подводным лодкам стратегического назначения, группировкам надводных кораблей и морской ракетоносной авиации.

Предназначен для нанесения ракетных ударов по надводным кораблям противника, оказания огневой поддержки десанту, противовоздушной и противокорабельной обороны кораблей и транспортов.

Подводные лодки подразделяются на ракетные подводные крейсера стратегического назначения, многоцелевые подводные лодки, подводные лодки специального назначения.

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667.БДРМ Предназначен для нанесения ракетных ударов по крупным военно-промышленным объектам противника.

Многоцелевая атомная подводная лодка проекта 971 Предназначена для нанесения ударов по корабельным группировкам и береговым объектам.

Ракетный подводный крейсер с крылатыми ракетами проекта 949

Предназначен для нанесения ракетных ударов по корабельным группировкам и береговым объектам.

Военно-морской флот Российской Федерации предназначен в основном для нанесения ударов по важным объектам противника и разгрома его военно-морских сил на океанском (морском) театре военных действий.

Современный Военно-морской флот Российской Федерации обладает ракетно-ядерной мощью, большой мобильностью кораблей и авиационных группировок, большой автономностью, способностью действовать при любых погодных условиях в различных районах Мирового океана.

Военно-морской флот Российской Федерации состоит из родов сил: подводных, надводных, морской авиации, береговых ракетно-артиллерийских войск и морской пехоты.

ВМФ России состоит из четырёх флотов (Северного, Тихоокеанского, Балтийского и Черноморского) и Каспийской флотилии и включает рода сил: подводные силы, надводные силы, морскую авиацию, береговые войска (мотострелковые, танковые соединения и части, морская пехота и береговые ракетно-артиллерийские войска), части и подразделения обеспечения и обслуживания.

За годы Великой Отечественной войны наши моряки потопили 1400 транспортных судов общей вместимостью свыше 3 млн. тонн и более 1300 неприятельских кораблей и вспомогательных судов. Не только в морских столкновениях, но и на суше моряки проявляли массовый героизм в боях, стойкость в обороне и неудержимый порыв в наступлении. “Полундра”, “Черная смерть”.

513 моряков стали в годы Великой Отечественной Героями Советского Союза, а 9 человек – дважды Героями.

В чём заключается основное предназначение Военно-морского флота?

Какие рода сил входят в состав Военно-морского флота Российской Федерации?

Какие основные задачи призваны выполнять подводные силы Военно-морского флота Российской Федерации?

Какие известные десантные операции были проведены силами морской пехоты в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.?

Флот имеет очень много отличий от других видов Вооруженных Сил. Это связано, безусловно, со спецификой водной среды. У меня есть для вас интересные вопросы.

Итак, начнем с формы одежды. Я называю то, что есть во всех других Видах Вооруженных Сил, а вы то, что отличает именно ВМФ, что характерно для него:

Пилотка
Гимнастерка
Парадные брюки
Сапоги
Цвет оливковый
Воинские звания
Капитан
Прапорщик
Сержант

бескозырка
тельняшка
клеш
ботинки
черный (белый)
их мы будем изучать в 11-м классе
капитан-лейтенант
мичман
старшина 1-й статьи

Километры
Скорость – км / час

мили (1миля = 1,852 км)
узел (1 миля / час)

4.Итог урока.

Что нового вы узнали из нашей темы?

Выставление и комментирование оценок.

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Военно-морской флот России – вид Вооружённых Сил, предназначенный для обеспечения военной безопасности государства с океанских (морских) направлений, защиты стратегических интересов Российской Федерации в океанских, морских районах (зонах).

ВМФ России состоит из четырёх флотов (Северного, Тихоокеанского, Балтийского и Черноморского) и Каспийской флотилии и включает рода сил:

береговые войска (мотострелковые, танковые соединения и части, морская пехота и береговые ракетно-артиллерийские войска);

части и подразделения обеспечения и обслуживания.

Основу Северного и Тихоокеанского флотов составляют ракетные подводные лодки стратегического назначения и многоцелевые атомные подводные лодки, дизельные подводные лодки, авианесущие, ракетно-артиллерийские, десантные корабли и катера, морская, ракетоносная и противолодочная авиация.

Основу Балтийского, Черноморского флотов и Каспийской флотилии составляют многоцелевые надводные корабли, минно-тральные корабли и катера, дизельные подводные лодки, береговые ракетно-артиллерийские войска и штурмовая авиация.

Подводные силы предназначены для поражения наземных объектов противника, осуществления поиска и уничтожения его подводных лодок, нанесения ударов по группировкам надводных кораблей, в том числе по авианосцам, корабельным ударным группировкам, десантным отрядам и конвоям как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими силами флота.

Надводные силы предназначены для ведения поиска и уничтожения подводных лодок, для борьбы с надводными кораблями, высадки морских десантов на побережье противника, обнаружения и обезвреживания морских мин и выполнения ряда других задач.

Морская авиация предназначена для уничтожения корабельных группировок, конвоев, десантов противника в море и на базах; для поиска и уничтожения подводных лодок противника, нарушения его систем наблюдения и управления на морских театрах; для прикрытия группировок своих кораблей, ведения разведки и выдачи целеуказаний в интересах применения оружия силами флота.

Береговые войска предназначены для действий в морских десантах, обороны побережья страны и важных объектов флота (фронта) на берегу и прибрежных коммуникаций от ударов сил флота противника.

Части и подразделения обеспечения и обслуживания предназначены для обеспечения базирования и боевой деятельности подводных и надводных сил флота.

Вооружение и военная техника Военно-морского флота

Надводные корабли подразделяются на авианесущие, ракетно-артиллерийские, противолодочные, минно-тральные, десантные.

Предназначен для придания боевой устойчивости ракетным подводным лодкам стратегического назначения, группировкам надводных кораблей и морской ракетоносной авиации.

Предназначен для нанесения ракетных ударов по надводным кораблям противника, оказания огневой поддержки десанту, противовоздушной и противокорабельной обороны кораблей и транспортов.

Подводные лодки подразделяются на ракетные подводные крейсера стратегического назначения, многоцелевые подводные лодки, подводные лодки специального назначения.

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667.БДРМ Предназначен для нанесения ракетных ударов по крупным военно-промышленным объектам противника.

Многоцелевая атомная подводная лодка проекта 971 Предназначена для нанесения ударов по корабельным группировкам и береговым объектам.

Ракетный подводный крейсер с крылатыми ракетами проекта 949

Предназначен для нанесения ракетных ударов по корабельным группировкам и береговым объектам.

Военно-морской флот Российской Федерации предназначен в основном для нанесения ударов по важным объектам противника и разгрома его военно-морских сил на океанском (морском) театре военных действий.

Современный Военно-морской флот Российской Федерации обладает ракетно-ядерной мощью, большой мобильностью кораблей и авиационных группировок, большой автономностью, способностью действовать при любых погодных условиях в различных районах Мирового океана.

Военно-морской флот Российской Федерации состоит из родов сил: подводных, надводных, морской авиации, береговых ракетно-артиллерийских войск и морской пехоты.

ВМФ России состоит из четырёх флотов (Северного, Тихоокеанского, Балтийского и Черноморского) и Каспийской флотилии и включает рода сил: подводные силы, надводные силы, морскую авиацию, береговые войска (мотострелковые, танковые соединения и части, морская пехота и береговые ракетно-артиллерийские войска), части и подразделения обеспечения и обслуживания.

За годы Великой Отечественной войны наши моряки потопили 1400 транспортных судов общей вместимостью свыше 3 млн. тонн и более 1300 неприятельских кораблей и вспомогательных судов. Не только в морских столкновениях, но и на суше моряки проявляли массовый героизм в боях, стойкость в обороне и неудержимый порыв в наступлении. “Полундра”, “Черная смерть”.

513 моряков стали в годы Великой Отечественной Героями Советского Союза, а 9 человек – дважды Героями.

В чём заключается основное предназначение Военно-морского флота?

Какие рода сил входят в состав Военно-морского флота Российской Федерации?

Какие основные задачи призваны выполнять подводные силы Военно-морского флота Российской Федерации?

Какие известные десантные операции были проведены силами морской пехоты в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.?

Выход судов в море с возникновением угрозы. Мероприятия при подготовке посудины к плаванию в военное время. Переход капитана корабля в подчинение командира конвоя. Изучение со штурманами и рулевыми значения однофлажных сигналов и порядка их передачи.

Рубрика Военное дело и гражданская оборона
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 05.02.2018
Размер файла 23,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Государственный университет морского и речного флота имение адмирала С.О. Макарова

Кафедра маневрирования и управления судном

по дисциплине ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Санкт-Петербург 2017

Военно-морская подготовка является составной частью государственных мероприятий по обеспечению безопасности судоходства при возникновении военной угрозы и в мирное время.

Основным содержанием ВМП экипажей судов являются:

– подготовка судов к производственной деятельности в военное время;

– подготовка экипажей к выполнению мероприятий по защите от сил и оружия противника для предотвращения или уменьшения ущерба от его применения.

Военно-морская подготовка проводится во всех судоходных компаниях не зависимо от форм собственности на судах под российским флагом.

Основанием для ее проведения являются: Постановление правительства Российской федерации, Директива главнокомандующего ВМФ РФ, согласованная с Министерством транспорта РФ, Приказ министра транспорта, положение по ВМП, курс подготовки гражданских судов (КПГС-2004).

1. Мероприятия, проводимы на судне при подготовке к плаванию

Судовой экипаж должен своевременно подготовить судно к предстоящему рейсу. Общее руководство подготовкой осуществляет капитан судна. К отходу судна должны быть закончены грузовые операции, работы по приемке всех видов снабжения, завершены работы по техническому обслуживанию и ремонту, подготовлены к действию СТСиК.

Для принятия решения о выходе судна в рейс капитан судна должен иметь рапорты от старшего механика и старшего помощника о готовности судна к отходу. При обнаружении неисправностей судна, СТСиК, ставящих, по мнению капитана, под сомнение безопасность мореплавания, людей, окружающей среды, сохранность груза, ничто не ограничивает капитана в принятии решения о невыходе судна в рейс. Устранение выявленных замечаний перед выходом судна в рейс должно быть обеспечено судовладельцем по представлению капитана с привлечением при необходимости органов надзора.

Выход судна в плавание запрещается при отсутствии на судне установленных для него судовых документов, а также если срок их действия истекает в предстоящем рейсе. Ответственность за выход судна в плавание без установленных для него документов или с просроченными документами несет капитан судна и Морская администрация порта.

Капитан судна при утверждении каргоплана должен убедиться в том, что требования инструкции по загрузке, информации об остойчивости и непотопляемости судна выполняются на протяжении всего рейса (с учетом обледенения, если оно может ожидаться). В противном случае каргоплан должен быть изменен так, чтобы эти требования были выполнены. Кроме того, должны быть произведены предварительные расчеты загрузки судна, остойчивости, прочности и непотопляемости, в том числе для случая затопления одного или нескольких отсеков, уделяя особое внимание размещению и креплению груза, расчету удельных нагрузок.

При составлении каргоплана и при погрузке должна учитываться величина изменения осадки судна в рейсе с тем, чтобы во всех случаях не было допущено плавание с надводным бортом меньшим, чем это установлено для судна его грузовой маркой (для данного времени года и района плавания). При проведении грузовых операций необходимо контролировать нагрузку на корпус судна и возникающие напряжения и моменты, не допуская превышения установленных норм.

Все СТСиК в процессе подготовки судна к рейсу должны быть приведены в состояние, обеспечивающее возможность их использования в требуемых режимах в соответствии с национальными и международными нормативными актами, инструкциями заводов-строителей и Правилами технической эксплуатации СТСиК.

Подготовка к действию СТСиК после их разборки и сборки, связанных с дефектацией, освидетельствованием, техническим обслуживанием или ремонтом, а также после продолжительного нерабочего периода должна производиться под непосредственным наблюдением лица командного состава, в заведовании которого они находятся, а главных двигателей - под непосредственным наблюдением старшего механика или при его отсутствии - второго механика.

Подготовка к действию должна обеспечивать приведение СТСиК в состояние, гарантирующее от повреждений, отказов при вводе в действие (пуске), в работе и позволяющее вывести их на требуемый режим работы в установленное время. Она должна включать тщательный осмотр, проверку состояния, положения и, если требуется, регулировку составляющих их элементов, пусковые и реверсивные устройства, средства управления, контроля, сигнализации, защиты и т.д., при необходимости - прогрев, проворачивание и пробные пуски. Пробные пуски должны быть проведены со всех постов управления.

На основании распоряжения капитана о назначенном времени отхода судна старший помощник капитана и старший механик должны дать указания вахтенному помощнику и вахтенному механику соответственно о времени и порядке подготовки СТСиК и судна в целом к выходу в море. Указания даются заблаговременно с учетом времени, необходимого на подготовку СТСиК к использованию по назначению.

Вахтенный механик совместно с вахтенным помощником капитана до подготовки энергетической установки к действию обязаны: проверить действие всех средств связи с центрального и главного постов управления, включая машинный телеграф, всех средств связи постов управления между собой и с центральным постом управления, а также положения указателей включенных постов управления, переведя их при необходимости в требуемое положение; сверить показания часов реверсографа центрального (в машинном помещении) и главного (на ходовом мостике) постов управления; проверить действие средств аварийного освещения, противопожарных, водоотливных и осушительных средств.

Во время подготовки к действию судовой энергетической установки вахтенный механик обязан записывать в машинный журнал все команды, полученные с ходового мостика от вахтенного помощника капитана, распоряжения старшего механика, время выполнения основных операций и результаты произведенных проверок и замеров. Главные двигатели, оборудованные дистанционным управлением, при подготовке к работе переводятся на ручное управление.

Проворачивание главных двигателей при любом соединении с гребным валом производится под руководством вахтенного механика. В случае их жесткого соединения (в том числе через редуктор) требуется разрешение вахтенного помощника капитана, который предварительно обязан убедиться в надежном креплении судна на швартовах и отсутствие в районе движителей людей, плавсредств и посторонних предметов.

Пробные пуски главных двигателей при жестком соединении с гребным валом должны проводиться с разрешения вахтенного помощника капитана, старшего механика и под наблюдением старшего или второго механиков. Одновременно проверяется исправность реверсографа. При наличии и использовании разобщительных устройств на линии валопровода разрешение вахтенного помощника капитана на пробный пуск не требуется.

По окончании подготовки главных двигателей к действию вахтенный механик обязан доложить старшему механику о готовности главных двигателей и с его разрешения - вахтенному помощнику капитана на ходовой мостик. При наличии системы дистанционного управления главными двигателями вахтенный механик должен по окончании подготовки двигателей совместно с электромехаником проверить систему в действии с отключенными двигателями и с разрешения вахтенного помощника капитана произвести пробные пуски главных двигателей дистанционным управлением, затем выяснить, с какого поста управления будет осуществляться управление главными двигателями, установить в требуемое положение переключатель системы дистанционного управления на центральном посту управления и сделать соответствующую запись в машинном журнале.

Во время подготовки судна к рейсу вахтенный помощник капитана обязан записывать в судовой журнал все команды и распоряжения, полученные от старшего помощника и капитана судна, время выполнения и завершения работ по подготовке СТСиК к действию, результаты проведенных проверок и замеров. Об окончании подготовки судна к рейсу вахтенный помощник обязан доложить старшему помощнику капитана.

Перед выходом судна в рейс старший помощник капитана и старший механик должны проверить готовность судна к плаванию и исправность действия СТСиК и доложить о готовности рапортом капитану.

При проверке особое внимание должно быть обращено на:

– рулевое, якорное и дейдвудное устройства;

– аварийные механизмы, устройства, освещение;

– средства спасательные, противопожарной защиты, связи, звуковой и световой сигнализации;

– систему осушения, закрытия наружных отверстий (корпуса, надстроек, рубок и сходов);

– водонепроницаемые и противопожарные закрытия и устройства управления ими;

– крепление по-походному палубного груза и других предметов.

Результаты проверки должны быть занесены соответственно в судовой и машинный журналы. судно плавание военный сигнал

При дистанционном управлении главными двигателями с главного поста управления их спуск должен осуществляться капитаном или вахтенным помощником капитана; вахтенный механик должен находиться при пуске на центральном посту управления и быть готовым при необходимости по команде с ходового мостика принять на себя управление главными двигателями. В случае угрозы безопасной работе главных двигателей, при выходе из строя системы дистанционного управления и других чрезвычайных обстоятельствах вахтенный механик обязан принять управление главными двигателями на себя с одновременным уведомлением об этом вахтенного помощника капитана.

Касательно мероприятий, проводимых при подготовке к плаванию в военное время, следует рассмотреть отдельно общие мероприятия при подготовке к плаванию в военное время и подготовку к плаванию судна в составе конвоя.

2. Общие мероприятия при подготовке судна к плаванию в военное время

Выход судов в море с возникновением угрозы судоходству и объявлением особого режима плавания производится только с разрешения штаба флота (ВМБ) по предварительной заявке судовладельца.

При подготовке судна к выходу в море, кроме мероприятий предусмотренных документами мирного времени, должно быть уделено особое внимание:

– состоянию и готовности связи;

– проверке исправности оружия;

– проверке наличия и исправности всех средств защиты от ОМП;

– состояние размагничивающего устройства (РУ) и срокам очередного размагничивания.

– проверке готовности к действию системы водяной защиты (СВЗ) и состоянию фильтров всех систем;

– проверке герметичности водонепроницаемых переборок и закрытий судна;

– проверке полного затемнения судна;

– выдаче экипажу индивидуальных средств защиты и индивидуальных дозиметров,

– подготовке средств для спасения особо ценных грузов, важных и секретных документов.

Наличие запасов, включая индивидуальные средства защиты, дегазирующие и дезактивирующие вещества, перевязочные пакеты, ИПП-8, оружие, боезапас к нему, должны быть не ниже установленных норм:

Примерные нормы средств защиты от ОМП, средств специальной обработки судна и принадлежностей в военное время.


вий , морских оперативн ых картах и совместном плав ании корабл ей .

Предназначен о для студентов , п роходящих подг отовку на факуль тетах

( кафедрах ) в оенного обучен ия по прог рамме подготовки офицеров запаса

ВМ Ф , а также для курсантов военно - морских и нстит утов как дополнитель -

Напис ано по матери алам открыт ой отечествен ной печати .

Рецензенты : Военно - морска я кафедра общевоенной и гумани тарной

подготовки ФВО Санкт - Пе тербургс кого ГЭТУ “ ЛЭТИ ”; проф . каф . тактики

ВМ Ф Санкт - П етерб ургско го ВМИ – Морског о Корпуса Петра Великого , канд .

военно - мор . наук , капитан 1 ран га В . В . Киттел ь

Научно - те хничес кий проце сс , определяемый во мног ом политико -

экономическ ими ус тремл ениям и государств , совершенст вование и приме -

нение но вы х боевых средств флота вызывают изме нения в та ктике веде -

Так , в период рабовладельч еского строя флот сос тоял из пл оск одонны х

деревянн ых судов , преимущ ественно гребных . Прямым парусом по льзов а -

лись тол ько при попут ном ветре . Плохая мореходност ь , отс утствие на вига -

ционны х приборов заст авляли ограничиватьс я прибрежн ым плаванием .

В бою корабли старались сб лижаться впло тную , чтобы сце питьс я борт с

бортом – взять на абордаж – и сраж аться врукопашну ю оружием , не отли -

чающимся от сухопу тного . Другим способом дос тижения победы в бою был

удар т араном – крепким выс тупо м в носовой подводн ой части корабля .

Флот , в соста ве кот орого им елис ь более мане вренны е суда , стремился к

таранны м действиям , а располагавш ий более подгот овленн ыми воинами –

Медлен но нака пли валс я опыт кораблестроен ия и военно - морского ис -

кусства в средние века , пока , нако нец , развитие буржуазных отноше ний в

Европе не толкнул о ряд госуда рств на снаряжение морск их экспедиций для

поиска новых зем ель . Начинается эпо ха великих географических открытий .

Для захват а колоний потребовались более соверше нные суда . В со став е

флотов появляют ся крупные килевые корабли , обладающие хорошей мо -

реходн остью . Ос новным дв ижителем корабля стал парус ; был введен в

обиход компас ; на воору жении судов появляют ся огнестрельн ое оружие и

артиллерия (X V в .) Начинается борьба госуд арств за колонии , рынки сбыта

и морские торговы е пути . Войны этого периода характер изую тся возросшей

ролью флотов и расширени ем рай онов их действий , созданием сп ециал ь -

ных боевых кораблей и сведением их в эска дры и флоты , зародилась идея

решать разност оронн ие во енно - политические задачи на море путем гене -

ральных сражений с це лью разгрома вражеского флота . В та ктике морского

боя строй кильватерной коло нны ( линии ) считался тв ердо устано вле нным

боевым по рядком . Линейная тактика объясняла сь техническ ими данным и

корабля , воору жением того времени и продерж алась почти 200 лет .

В конце X VIII в . на флотах на чинаетс я перех од от линейной к манев -

ренно й тактике , которая носи ла ярко в ыраженны й наступате льный х арак -

тер , отличалась разнообр азием та ктичес ких приемов ведения боя и

Выдающимися примерами разработки и ус пешного применения этой

тактик и явились блестящие победы , одержа нные русским Черноморским

флотом под командован ием адмирала Ф . Ф . Ушакова над превосходящим и

силами турецко го фл ота в Тендровском (179 0) и Калиакрском ( 1791) ср а -

жениях , при взятии сильнейшей францу зской морск ой кр епос ти Корфу на

К середине XIX в . на флотах происходят глубокие изменения : парус был

постепен но заме нен паровой машиной , большое развити е получила нарез -

ная артиллери я , во зник ла необх одимость в брон ировании кораблей , на

вооружении флотов появились мины и то рпеды . Соотношение сил стало

определятьс я числом не тольк о линейных кораблей , но и крейсеро в , мино -

Появляются новые военно - морские те ории , зна чительно меняетс я так -

тика мо рского боя , на которую оказала вл ия ние пр одолжительн ая борьба

артиллерии с броней . Наиболее выдающим ся ф лот оводц ем русского бро -

ненос ного флота это го пери ода стал адмирал Г . И . Бутаков . Свой тр уд “ Но -

выя осно вания парох одной тактики ” Г . И . Бутаков опубли ковал в 1863 г .

В конце XIX в . быстрое совершенст вование морской артилл ери и , улуч -

шение качества брони и прогресс в области вое нного кораблестроения оп -

ределили облик боевых кораблей и способы их применения . Морской бой ,

по мнению теоретико в тех лет , - это преимуществен но артиллерийско -

таранное сост язание брон еносных эск адр , в котором опре деле нная роль

отводилась и самодв ижущейся мине ( торпе де ). В идее генерального сра -

жения сфокусировались различные точк и зрения на морс кой бой как выну -

жденное средство для достижения частной стратегичес кой цели . В 1897 г .

вице - адмирал С . О . М акаров выпу стил фундам ентальный труд “ Рассужд е -

ния по вопросам морской тактик и ”, в котором впервые морская тактик а оп -

ределялась как на ука о мор ском бое , исследую щая элемент ы ,

составляю щие силу судов , и спо собы наивы годней шего их употребления

После русско - японск ой войны морская та ктика не имела систе мности в

определениях , однако ее содержание и сущность ост авались едиными .

Основ ными видами боевой деятельност и флота признавали , как и ранее ,

действия флота прот ив флот а и действия флот а против берег а .

Вооруженн ая борьба на море в хо д е Первой мировой вой ны положила

начало новому периоду в развит ии военно - морск ого и скусст ва . О собенно

заме тными стали изм енения в морской та ктике . Нас тупила эпо ха дейс твия

разнородны х сил флота . Кро ме надв одных кораблей стали прим енять под -

водные лод ки , а за тем и авиацию . Боевые порядки стал и более глубо кими .

Артиллерийские состяза ния броненосн ых эскадр в сочетани и с атаками

торпедных сил постепенн о тр анс форм иров алис ь в сложн ые бои с участием

разнородны х сил , отчего значительно повысилась роль тактического взаи -

Более четко обозначили сь виды боевых дейс твий флотов : действия

флота против флота выразились в морски х сражениях и боях по уничто же -

нию неприя теля , в б орьбе на морских комму никациях , а также на минно -

артиллерийских поз ициях ; действия флота против берега – в содействии

сухопу тны м войскам , выс адке морских десантов и действиях против непр и -

Все важнейшие изм енения принципов подг отовки и ведения морского

боя во Второй мировой во йне явились результ атом измене ний средств

борьбы на море . В морских боях стали применять разнородные силы фло -

та , все классы круп ных надв од ных кораблей , авиацию палуб ного и берего -

вого базирования , подво дные лодки . В прибрежной зоне ис пользовались

торпедные катера , берегова я артиллерия и мины . Са мое активное разви -

тие и применение получили средства радиосв язи , радиолокации и гидро -

акустики . В хо д е войны произошло перерас пре деле ние роли различных

Так , авиация из всп омогатель ного рода сил преврати лась в главную

удар ную силу . Многие бои , особенн о на океанских ТВ Д , начиналис ь и за -

канчивались вообще без пр именения артилл ерийско го и тор педно го ору -

жия . Подводные ло дк и во В торой мировой войне вошли в общие боевые

порядки и стали исп оль зов атьс я для нане сения пред вари тельны х ударов и

разведки . Они оказались наиб оле е результа тивным родом сил при дейс т -

виях прот ив судов прот ивника на морских комму никациях . Мор с к ие бои

этого периода характеризовались большой глуби ной их проведения : охва -

тывал ись обширные районы океана , при возросшей подвижности соедине -

Новые возможност и обнару жения противника , наб людения за ним и

возросша я мощь та ктичес ких ударов оказали влияние на способы действий

в каждой из разновидностей морского бо я . Зна чительное развитие получи -

ли теория и практика дес антных и противодесан тных действий , а такж е

уничто жения сил флота противника в базах и раз руш ени я береговых об ъе кто в .

Вторая мирова я война не прив ела ко вс ео бщем у прекращению войн , а

лишь озна мено вала нов ый передел мира . С появл ением ядерного оружия

ни одно из ведущих гос ударс тв мира не могло бол ее рассчит ывать на по -

беду в открытой схв ат ке , – но это лишь стимулировало цепь новы х пери -

ферийных конфликтов второй половины XX в . Лока льные войны и

вооруженн ые конфликты оказали влияние на строительство и организаци -

онную структ уру вое нных флотов . Их опыт способствовал выбору направ -

лений , по которым шло развитие и совершенство вание оруж ия и боевой

- универсализация техники и вооружения флота с учет ом возможно -

сти ведения боевых действи й в различных географических усл овия х ;

- улучшени е качества вооружения с целью повышения его боевой

эффективност и и совершенс твования спос обов его прим енения ;

- создание и развитие ср едств а втома тизации упра влен ия силами при

Военно - морские силы , как прав ило , использова лись при полном господ -

стве напа дающе й стороны на море и в воздухе , в тес ном взаимодейств ии с

другими видами Вооруженных Сил путем проведения совместных опера -

ций и организации боевых действий одновременно во всех сферах . Осно в -

ными формами применения ВМ С стали операции , сис тема тичес кие боевые

действия и морские бои . Поя вле ние пр инцип иал ьно новых средств ( реак -

тивной авиации , в ер толет ов , атомных подводных лодок и на двод ных ко -

раблей , кораблей на воздушной подушке и др .), оружия и боевой техники

( ракет различн ых типов , новых радиоэлектронн ых средств , единых ком -

плексных систем на блюдения , управления и целеуказа ния и др .) не могло


Какие типы кораблей входят в состав Военно-морского флота РФ? В чём заключается основное предназначение флота? Какие задачи ставятся перед ним? Эти вопросы мы рассмотрим на нашем уроке.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Военно-морской флот (ВМФ)"

Как вы знаете, военные действия могут вестись не только на суше, но и на воде. Боевые действия на воде осуществляются с помощью военно-морского флота, о котором мы и поговорим на сегодняшнем уроке.

Флаг и эмблема Военно-морского флота


Военно-морской флот – это вид Вооружённых Сил, предназначенный для обеспечения военной безопасности государства с океанских (морских) направлений, защиты стратегических интересов в океанских или морских районах. Военно-морской флот Российской Федерации состоит из четырёх флотов: Северный флот, Балтийский флот, Тихоокеанский флот и Черноморский флот. Кроме того, в состав ВМФ России входит Каспийская флотилия.


В состав военно-морского флота входят: подводные силы, надводные силы, морская авиация, береговые войска (к ним относятся некоторые мотострелковые и танковые соединения, а также морская пехота и береговые ракетно-артиллерийские войска). Наконец, в состав ВМФ входят части и подразделения обеспечения и обслуживания.

Состав Военно-морского флота


Поговорим обо всём этом более подробно и начнём с подводных сил. Подводные силы осуществляют такие задачи, как поражение наземных объектов противника, осуществление поиска и уничтожения его подводных лодок и надводных кораблей. Кроме того, в задачу подводных сил входит нанесение ударов по десантным отрядам или конвоям как самостоятельно, так и взаимодействуя с другими силами флота.


На вооружении подводных сил стоят: тяжёлый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта девятьсот сорок один (Тайфун), ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта шестьсот шестьдесят семь БДРМ, а также многоцелевая атомная подводная лодка проекта девятьсот семьдесят один.

Вооружение и техника подводных сил


Подводные крейсеры предназначены для нанесения ударов по крупным военно-промышленным объектам (тяжёлый ракетный крейсер наносит удары на большие расстояния). Что касается многоцелевой подводной лодки, то, как понятно из названия, её цели могут быть различны. В основном – это удары по неприятельским кораблям и береговым объектам.

Теперь поговорим о надводных силах. Они тоже могут бороться против подводных сил, поэтому одной из задач надводных сил является поиск и уничтожение подводных лодок противника. Также, конечно, надводные силы предназначены для ведения боя с надводными кораблями противника, обезвреживания морских мин и высадки морских десантов на побережье противника.


Вооружение и техника надводных сил


Эскадренный миноносец выполняет такие задачи как нанесение ракетных ударов по надводным кораблям противника, а также оказание огневой поддержки высадившемуся десанту. Кроме того, данный миноносец обеспечивает противовоздушную и противокорабельную оборону.

Ракетный крейсер предназначен для поражения крупных надводных целей противника, а также для обеспечения комплексной противовоздушной и противолодочной обороны.

Авианесущие крейсеры, говоря военным языком, предназначены для придания боевой устойчивости ракетным подводным лодкам стратегического назначения, группировкам надводных кораблей и морской ракетоносной авиации. Не путайте этот вид кораблей с авианосцами, так как авианесущие крейсеры обладают собственной артиллерией и предназначены для выполнения разнообразных задач. Авианосцы же, следуя в группе других кораблей, не нуждаются в тяжёлом вооружении на борту, и их основной ударной силой является палубная авиация.

В свою очередь, морская авиация выполняет такие задачи, как уничтожение корабельных группировок, конвоев и десантов противника, причём как в море, так и на базах.

Как вы понимаете, скорость кораблей просто несравнима со скоростью самолётов. Поэтому в задачу морской авиации также входит ведение разведки и указание целей морского флота. Наконец, морская авиация предназначена для прикрытия группировок своих кораблей, а также поиска и уничтожения подводных лодок противника, нарушения его систем наблюдения и управления.

Основные задачи морской авиации


На вооружении морской авиации стоят самые разные самолёты, такие как ракетоносцы, штурмовики, истребители, противолодочные самолёты.

Самолёты морской авиации


В качестве примеров приведём три самолёта морской авиации: это истребитель Су тридцать три, противолодочный самолёт Ил тридцать восемь и ракетоносец Ту двадцать два М три.

Как мы уже отметили в начале урока, в состав ВМФ входят и береговые войска. Их задачами являются: действия в морских десантах, оборона побережья страны и важных объектов флота. Вооружение береговых войск мало чем отличается от вооружения, которое мы рассмотрели в уроке, посвящённом Сухопутным войскам.


В состав ВМФ входят части и подразделения обеспечения и обслуживания. Как понятно из названия, задачей этих частей является обеспечение базирования и боевой деятельности подводных и надводных сил Военно-морского флота.


Сегодня мы ознакомились с военно-морским флотом нашей страны. В основном, ВМФ предназначен для нанесения ударов по важным объектам, а также ведению боя против военно-морских сил противника. На сегодняшний день Военно-морской флот России обладает большой автономностью и мобильностью кораблей и авиационных группировок, а также – ракетно-ядерной мощью. В состав ВМФ входят подводные и надводные силы, морская авиация, а также береговые войска.

Читайте также: