Конспект урока по русскому языку для детей с овз 3 класс

Обновлено: 06.07.2024

Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний. Урок закрепления (3 урок)

Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений.

Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости

1. Тотальное недоразвитие (легкая степень). Системное недоразвитие речи 1-2 уровня. Дислексия (нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению). Дисграфия (частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи.)

2. Аффективно – возбудимый вариант тотальное недоразвитие легкой степени с нарушениями зрения Системное недоразвитие речи 3 уровня. Дисграфия Обучаются по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (нарушения интеллектуального развития)

Тема Правописание слов с безударными гласными в корне ОВЗ : Мягкий знак в конце и середине слова

развивать дивергентное мышление Образовательные:

Отрабатывать умение подбирать проверочные слова для слов с безударными гласными в корне,

- повторить способы обозначения мягкости согласных звуков на письме при помощи буквы Ь;

- учить правильно писать слова с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным звуком;

- упражнять в каллиграфически правильном написании и соединении с другими буквами мягкого знака;

- способствовать усвоению написания словарных слов с мягким знаком на конце и в середине слов перед согласным звуком.

- развивать умения выдвигать предположения, сравнивать, обобщать, использовать в работе полученные знания. Развивать орфографическую зоркость учащихся, речь, память, произвольное внимание, наблюдательность, воображение, умение анализировать, обобщать.

- воспитывать уважение друг к другу, интерес к изучению русского языка, бережное отношение к окружающему миру, чувство сопереживания, взаимопомощи, нравственно-этические качества личности, культуру поведения.

-способствовать сохранению здоровья ребенка через проведение динамической паузы

Планируемые результаты Предметные: умение видеть орфограмму в слове, проверять её; записывать правильно слова с одной или двумя безударными гласными

повторят способы обозначения мягкости согласных звуков на письме при помощи буквы Ь;

будут учиться правильно писать слова с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным;

будут учиться строить высказывания в устной и письменной форме.

Личностные: проявляют интерес к изучению особенностей русского языка, позитивно относятся к процессу письма;

осознавать социальную роль обучающегося, важность получаемых знаний и приобретаемых умений, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, ориентироваться на здоровый образ жизни, на нравственно-этические нормы поведения; находить способы разрешения конфликтов; формировать положительную мотивации к учебной деятельности.

Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата.

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке и сохранять учебную задачу, понимать важность полученных знаний, причины успеха или неудачи; работать по коллективно составленному алгоритму; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать и контролировать своё действие и деятельность одноклассников в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, выделять и осознавать, что уже усвоено, а что предстоит усвоить; высказывать свои предположения.

Познавательные УУД: уметь анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, обработка информации, установление аналогий.

Познавательные УУД: строить речевые высказывания в устной форме; уметь ориентироваться в системе знаний, в пространстве учебника, извлекать необходимую информацию из прочитанных текстов, опираться на свой жизненный опыт, отличать новое от уже известного, добывать новые знания; уметь наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, строить логическую цепочку рассуждений, делать выводы; строить осознанное речевое высказывание в устной форме, уметь создавать алгоритм деятельности; формулировать свои проблемы.

уметь полно, чётко и грамотно формулировать свои мысли, оформлять их в устной форме; слушать, слышать и понимать речь других; уметь доказывать своё мнение, доносить его до всех участников образовательного процесса; знать правила поведения и общения в школе, развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками, применять их на практике, адекватно воспринимать оценку своей работы; контролировать, корректировать и оценивать действия партнёра.

Основные понятия Корень слова; орфограмма-гласная, ударный и безударный звук; однокоренные слова, формы одного и того же слова Буква, звук, орфограмма, предложение, обозначения мягкости согласных звуков

Ресурсы: В. П. Канакина Русский язык, рабочая тетрадь, презентация, электронное приложение Русский язык 3 класс А. К. Аксенова, Э. В. Якубовская

Технология проведения Деятельность

учеников 3 класса Деятельность

учеников 3 класса с ОВЗ

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Подготовка рабочих мест, приветствие учителя

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Меня зовут Галина Лаврентьевна.

Приподнялись, все присели,

И соседа не задели.

А теперь придется встать,

Тихо сесть, урок начать.

II. Актуализация знаний. Выявление места и причины затруднения.

- повторить знания о безударных гласных и способах проверки

- выявление учащимися места и причины затруднения.

Минутка чистописания Дима и Артем

Ребята я хочу вам рассказать историю, которая произошла с моими друзьями – Сашей и Денисом. Послушайте её.

Денис записку прочитал и пообещал прийти. Собрались мальчики после уроков.

- Мяч будет, - сказал им Саша – Денис принесёт.

- Почему так получилось?

- Какое правило не знал Саша?

- Как правильно записать это слово?

с м…чом – мяч – с мячом

Ребята вы работаете в тетрадях, обведите узор по образцу.

III. Самоопределение к деятельности, постановка цели урока

- сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. - Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?

( Тема: Правописание безударной гласной в корне слова.) (Слайд)

- Какую цель мы поставим перед собой?

( Цель: учиться писать слова с безударной гласной в корне слова)

Какие гласные буквы вы знаете? Назовите.

(а я о ё у ю ы и э е)

Запишите их по образцу. (На доске) и подумайте все ли безударные гласные требуют проверки на письме.

- Все ли безударные гласные требуют проверки на письме?

( Ответы детей: ДА и НЕТ)

- Вернемся к рассказу о случае с друзьями.

Какие безударные гласные требовали проверки на письме?

- Обведите их в кружочек.

- Какая буква спряталась в узорах? (Ь)

- Что вы знаете об этой букве?

(Буква ь – показатель мягкости согласного звука)

-Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?

( Тема: Мягкий знак в словах) (На доске)

Какую цель мы поставим перед собой?

( Цель: научиться писать слова с Ь)

lV. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

Предлагаю записать вам слова со слайда с безударными гласными только те, в которых гласная вызывает сомнение.

Тр. ва, т. ман, м. рской, т. плый, л. бимый, в. сокий, п. сьмо, .скимо.

- Какой вывод сделаем?

- Сколько гласных требует проверки? Назовите их.

- Итак, я вам предлагаю ответить на вопросы:

Что и Где надо проверять?

Вернемся к нашим словам и попробуем проверить безударные гласные в корне.

Трава –травы, травушка

Как и чем надо проверять?

Стр 104 правило Тётушки Совы

Посмотрите на картинки. Произнесите чётко мягкий согласный звук в каждом слове.

Запишите слова в два столбика :

1 – Ь на конце слова

2 – Ь в середине слова

- смена вида деятельности. Выполняют упражнения

V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

Стр. 105 упр. 195

Составьте предложение из предложенных слов.

Запишите его. Подчеркните мягкий знак в словах.

Сильный дождь размыл дороги.

VI. Обобщение усвоенного и включение в систему знаний нового материала

Цель: организовать использование нового содержания совместно с ранее изученным в условиях фронтального опроса, беседы, выполнении упражнений Карточка с ЭП

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Отвечают на вопросы учителя.

- О чем узнали сегодня на уроке?

1 Гласные а,о,е,и,я

2. Опасные, проверяемые

- Что мы делаем с гласными?

3. Слышим, проверяем, пишем

- Для того чтобы правильно их записать нам нужно что сделать?

4. Изменяем форму, или подбираем однокоренное слово

- Как мы называем букву, написание которой можно проверить?

5. Проверяемая орфограмма

Над какой темой работали на уроке?

Возникли ли у вас трудности при работе на уроке?

Д/З Стр. 104 правило, упр. 194, составить к иллюстрации 2 предложения с использованием слов из упражнения Стр. 93 упр. 16, выполнить задание к нему.

Прикреплённые файлы:

Конспект урока ИЗО во 2 классе для обучающихся с ОВЗ Конспект открытого урока ИЗО, проведенного во 2 классе для обучающихся с ОВЗ II четверть 6 урок Тема урока: Откручивание кусочка пластилина.

Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Тема: упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком. Умк: «школа.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа интернат №22 Невского района Санкт-Петербурга

Открытый урок по русскому языку

Учитель: Григорьева Н.А.

2020-2021 учебный год

ЦЕЛЬ: 1. Закрепить умение составлять слова из букв и слогов, а также предложения из слов .

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

  1. Закрепить знания учащихся о звуках и буквах, гласных и согласных.
  2. Совершенствовать умение учащихся составлять слова из букв и слогов.
  3. Формировать умение учащихся работать с деформированным текстом, составлять предложения и небольшие рассказы по картине.
  4. Формировать навыки грамотного письма с соблюдением правил орфографии.
  5. Развивать умение участвовать в беседе и составлять связные устные и письменные описательные рассказы.

Коррекционно – развивающие:

  1. Коррекция и развитие памяти, внимания, наблюдательности, мышления.
  2. Коррекция и развитие связной устной и письменной речи учащихся.
  3. Расширение кругозора, обогащение словаря.
  4. Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия.
  5. Коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к учёбе, предмету.
  2. Воспитывать умение работать в команде , в паре.
  3. Воспитывать нравственные качества (отзывчивость, доброжелательность, взаимопомощь, трудолюбие).
  4. Воспитание навыков самоконтроля, усидчивости, выдержки.
  5. Воспитывать умение видеть красоту родной природы.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:

    • Информационно- коммуникационные;
    • Игровые;
    • Здоровьесберегающие;
    • Технология интегрированного обучения ;(создание целостного представления об окружающем мире)

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Карточки с буквами, слогами, словами
  • Сюжетные и предметные картинки, иллюстрации
  • Раздаточный материал: карточки со словами для составления предложений и с предложениями
  • листья деревьев
  • Мультимедийное оборудование

Регулятивные:

- С облюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

-работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;

-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.

Коммуникативные:

- всту­пать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–уче­ник, ученик–класс, учитель−класс);

- обращаться за по­мо­щью и при­нимать помощь;

Познавательные:

-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение).

- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодей­ствия с ней и эстетическому ее восприятию;

-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, догово­ренностей.

- понимание личной от­вет­с­т­вен­ности за свои поступ ки на основе пред­с­тавлений о правилах поведения в современном обществе;

Планируемые личностны е результаты

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

-сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нра­вственной отзывчивости и взаимопомощи,

- наличие мотивации к работе на результат,

Планируемые предметные результаты

- соблюдение орфографического режима;

- различение гласных и согласных звуков и букв; умение выполнять звуко-буквенный анализ слов самостоятельно;

-списывание с доски и с бумажных носителей прочитанных и разобранных слов и коротких предложений с рукописного и печатного текста;

- составление и запись предложений, работа с деформированным текстом;

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

«На части не делится солнце лучистое

И вечную землю нельзя поделить,

Но искорку счастья луча золотистого

Ребята, давайте улыбнемся друг другу и гостям, которые пришли к нам на урок, поздороваемся с ними и пожелаем всем хорошего настроения.

Сегодня на уроке русского языка мы с вами повторим то, что изучали в этой четверти.

Посмотрите на доску. Что это?

А вы уже знаете, что буквы мы .

Буквы мы видим и пишем

И буквами мы обозначаем что?

Звуки мы слышим и произносим

Назовите эти буквы.

А почему они разного цвета?

Гласные и согласные

Давайте вспомним, что такое гласные и согласные звуки.

"Нет преграды, шире рот

Гласный - голос подает" Алеша

"А согласный удивляется - на преграду натыкается."

Какая может быть преграда?

Ребята, а зачем нам нужны звуки и буквы?

Чтобы составлять слоги, слова, предложения, научиться читать и общаться.

3.Работа по теме урока

Составьте слово из этих букв.

Что такое осень?

Давайте послушаем стихотворение про осень.

"Снова осень за окошком,

Дождик сыплется горошком,

Листья падают шурша

Как ты осень хороша!"

О каких признаках осени это стихотворение?

Вспомните, как называют осень? Вам поможет эта иллюстрация. (на доске)

Какой сейчас осенний месяц ?

Послушайте: В октябре, в октябре частый дождик на дворе. Давайте вместе проговорим.

4.Работа по теме урока

Может быть вы уже догадались и сами скажете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке.

мы поговорим про золотую осень.

Откройте тетради. Скажите,

какое сегодня число? день недели?

23 октября, среда

Прежде, чем приступить к письму, давайте подготовим наши пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

Листья березы, листья рябины, листья тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

Ребята, не только у людей, но и у природы есть свои звуки. Как шуршат листики под ногами?

Давайте запишем в тетрадь. Напоминаю, что на чистописании писать надо очень аккуратно и не торопиться.

А как ветер воет? У

Давайте запишем слово "Осень" посередине след. строки как тему нашего урока. Напишите с большой буквы и в конце поставьте точку.

Пишут с доски с печатных букв

Итак, из букв мы составляем слоги и слова. Давайте поиграем в игру: "Составь слово". (из слогов)

КА, МЕД, БЕЛ, Ё, ВЕДЬ, ЖИК.

(белка ёжик медведь)

Сколько слогов в этих словах?

Как мы определяем количество слогов в слове?

По количеству гласных

Назовите гласные в слове: белка , ёжик, медведь.

Запишем в тетрадь эти слова. Как будем писать?

Белка, ежик, медведь.

Катя и Андрей с письменного образца в тетради.

С большой буквы, через запятую, в конце поставим точку. Пишем от начала след. строки. (УЧЕНИК у доски ставит запятые , точку и меняет слог -Бел-)

Уч-ся пишут с доски с печатного текста в тетрадь письменно)

Давайте выполним звуко - буквенный анализ этих слов.

Только Б Е ЛК А , М Е Д В Е Д Ь

Ученики у доски

Пока пишут, ставлю картинки белки, медведя и ёжика над словами и на другой доске карточки со словами перевернуть ! "НОРКА, БЕРЛОГА, ДУПЛО"

ЭЛ.ДОСКА -задание: найди и соедини

Белка, ёжик, медведь.

дупло норка берлога

Ребенок берет и переворачивает карточку, читает и ставит под животным.

Давайте составим предложения, используя слова на доске и иллюстрации, о том, как звери готовятся к зиме.

А сейчас немного отдохнем.

Белка прячет желуди, орехи и грибы в дупло.

Ёжик утепляет листьями норку.

Медведь накопил жир и ищет место для берлоги.

ФИЗМИНУТКА

Мы зарядку начинаем, наши руки разминаем,

Разминаем спину, плечи, чтоб сидеть нам было легче.

Дружно прыгаем, прыг - скок! Кто достанет потолок?

А теперь ходьба на месте, мы потопаем все вместе.

И за парты снова сели, принимаемся за дело.

Руки перед грудью,

Физминутка для глаз

Вам нужно из слов в конвертах составить правильно предложения , прочитать их вслух, а потом записать. Если вы выполните задание правильно, то у нас получится рассказ про осень. Работаете вдвоем.

Собирают и читают каждая пара свое предложение:

1.Наступила золотая осень.

2.Часто идут дожди.

3.На дорогах лужи.

4.С деревьев опадают листья.

5.Птицы собираются на юг.

6.Звери готовятся к зиме.

А сейчас запишите каждый свое предложение.

Карточки на каждого ученика тоже в конверте. Катя и Андрей с письменного образца, остальные с печатного.

Если остается время (дети, кот. быстрее выполняют задание, дополнительно на карточках предложения дописать в тетрадь:

Ёжик утепляет норку.

Белка прячет орехи и грибы в дупло.

Вы хорошо справились с этим заданием.

Давайте вспомним, ребята, какие задания мы выполняли на уроке?

Составляли слова из букв, слогов, составляли предложения.

Как вы думаете, мы справились с учебной задачей? (повторили то, чему научились за четверть?)

Если вы были внимательны, то справитесь с вопросами, которые я вам буду задавать.

1.Осенью светит солнышко?

2.Осенью катаются на коньках?

3.Осенью идут дожди?

4.Осенью ходят в шортах и футболке?

5. Октябрь – осенний месяц?

6. Осенью улетают птицы на юг?

7.Осенью деревья сбрасывают листья?

8. Осенью сосна и ель становятся разноцветными?

9.Осенью люди собирают урожай?

10. Осенью нужны резиновые сапоги?

11.Птицы вьют гнезда?

Посмотрите, какая яркая и красивая получилась у нас картина на доске.

Какое у вас настроение, когда вы смотрите на нее?

Я рада, что вы справились со всеми заданиями.

Осень - удивительно красивое и щедрое время года.

Какие же подарки нам она дарит?

"Ходит осень в нашем парке,

Дарит осень всем подарки:

Бусы красные — рябине,

Фартук розовый - осине,

Зонтик желтый — тополям,

Фрукты осень дарит нам!"

Оценка деятельности детей

. Все на уроке старались, работали хорошо!

Понравился ли вам урок?

Какое задание понравилось больше всего?

Какое было труднее выполнять?

Нарисуем в тетради солнышко. Добавим глаза, нос. А вот ротик каждый нарисует самостоятельно.

Рисуем солнышко улыбку

Если вам на уроке было комфортно, вы уверенно выполняли задания, солнышко будет улыбаться.

Если вы сомневаетесь в своих знаниях, солнышко будет серьезным.

Ученики по желанию комментируют свои рисунки.

Если вы делали много ошибок в заданиях, солнышко будет грустным.

Если бы я попросила вас нарисовать ваше настроение, какой цвет вы выбрали бы?

УРОК ОКОНЧЕН! СПАСИБО!







  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 333 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 26.03.2021 434
  • DOCX 953.9 кбайт
  • 24 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Григорьева Нина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Конкурсное задание: Методическая разработка урока – сказки.



Пояснительная записка

Актуальность. Урок – сказка – нестандартная и интересная форма проведения любого урока. Детям в начальной школе всегда близок и понятен мир сказок и волшебства. Поэтому, на уроках, построенных в виде сказки, он раскрывается полнее. Как правило, на уроках-сказках царит атмосфера дружелюбия, праздника, что вызывает отличное настроение у ребят, а это залог продуктивной их деятельности.

Сказочный сюжет позволяет ворваться на урок воображению, фантазии, творчеству, а самое главное – учит детей быть добрыми.

Предмет: русский язык

Продолжительность урока: 40 минут

Тип урока: Урок комплексного применения знаний

Форма проведения урока: урок – сказка

Методы и формы обучения:

Формы: фронтальная, парная, индивидуальная

Методы: словесный, наглядный, практический

Используемые образовательные технологии: игровые, квест - технологии, технология смешанного обучения "Перевёрнутый класс"

Цель: создать условия для обобщения и систематизация знаний о частях речи, полученных самостоятельно.

- закрепить знания о частях речи;

- отработка умений распознавать части речи.

- развивать орфографическую зоркость, внимания, памяти, мышления, речи,

- воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательности, доброжелательного отношения друг к другу.

Формируемые УУД:

-Личностные - освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению;

-Познавательные – ученики понимают суть заданий, в соответствии с ними строят ответ в устной форме, осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, овладевают умением смыслового восприятия учебного текста, осуществляют анализ и сравнение;

-Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; осуществляют рефлексию своей деятельности.

-Коммуникативные - используют в общении правила вежливости, правила работы в парах и группах.

Материально – технические средства обучения: компьютер, проектор, экспозиционный экран

Дидактические средства обучения: бланки с тестами, карточки для индивидуальной работы и работы в парах, учебники, рабочие тетради с печатной основой.

Мультимедийное сопровождение: мультимедийная презентация.

1. Организационный момент.

Голосовая запись:

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

- Ребята, сегодня у нас необыкновенно сказочный урок. А почему он сказочный, вы мне скажите сами после просмотра видеосюжета.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Выходит учитель в образе Сказочницы.

- Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!

- Сегодня мы совершим с вами сказочное путешествие в самое загадочное королевство.

Чтобы узнать название королевства вы должны в слове изменить порядок его частей. Посмотрите на экран, а вот и слово:

РечинскЧасти

- Итак, как называется королевство?

Дети: Частиречинск

- А как вы думаете, почему королевство имеет такое название? Вспомните, что вам было задано на дом.

Дети: используя обучающие карточки, вспомнить, что узнали во втором классе о частях речи.

- Так какие жители могут жить в этом королевстве?

Дети: Части речи

- А как вы думаете, какова цель нашего путешествия?

Дети: обобщить знания о частях речи, которые мы получили во втором классе

Примерные ответы детей: сильный, смелый, отважный, храбрый, находчивый, внимательный, сообразительный.

Молодцы, вы все молодцы, но большее число слов – качеств перечислила команда __________.

А теперь в путь, ребята!

3. Творческое применение знаний в новой ситуации.

Запуск легенды

Вдруг раздается стук в дверь, заходит Человек в Маске и бросает свёрнутый лист бумаги под ноги сказочницы.

- Ой, ребята, посмотрим ка, что принёс нам незнакомец в маске?

Поднимает с пола свёрток и разворачивает его.

- Да это же тайное письмо! Послушайте, что в нём написано!

- Тогда в путь, дорогие друзья! Представьте, что наш кабинет – большой воздушный шар. Занимайте свои места на воздушном шаре так, чтобы образовалось три команды. Закрываете свои глазки, ручки вверх и полетели. Ваши ручки могут танцевать под музыку!

Сказочница (смотрит в бинокль):

- Друзья, откройте ваши глазки, посмотрите, что за остров вдали? И название у него… Какое - то странное, зашифрованное… Похоже на ребус. Наш шар уже приземлился на острове. Давайте попробуем расшифровать название этого острова:


Дети: существительные

- Правильно, ребята, это действительно, существительное! А кто же хозяин этого острова? Внимание на экран!

- Ребята, посмотрите, наш водяной устал от пиявок и лягушек, ему хочется улететь из болота. Помогите ему научиться летать. Для этого выполните задания.

Задания от Водяного:

- Из предложенного набора слов назовите только существительные;

-Выпишите в правую колонку одушевлённые существительные, а в левую колонку неодушевлённые существительные.

- Определите род и число одушевлённых имён существительных.

Слова для справок: слово, осина, двор, рыба, забор, книга, царевна, струсить, варить, дворовый, чёрный, большой, осенний, журчащий, морозный, друг, катер, мальчик, слон, собака.

- Используя карточки с вопросами расскажите, что вы знаете о существительном.

Вопросы карточки:

Что означают имена существительные?

На какие вопросы отвечают?

Какие существительные бывают?

Какие существительные называются одушевлёнными и неодушевлёнными?

Какие существительные называются собственными? А какие нарицательными?

Какого рода бывают имена существительные?

Как определить род имен существительных?

- Молодцы, ребята, вы справились с заданиями! Вы совершили доброе дело – помогали выбраться водяному из болота. А нам пора лететь дальше! После такое умственной нагрузки необходимо отдохнуть.

Сказочница (смотрит в бинокль):

- Внимание! Поднялся сильный ветер, наш шар держит курс в сторону Дремучего Леса! Всем пристегнуть ремни и приготовиться к приземлению. Ребята, мы очутились в Дремучем лесу и можем заблудиться в нём, если не отгадаем его название. Чтобы узнать название этого леса, вам нужно отгадать загадку:

С существительным дружу и нисколько не тужу.

Моя основная примета:

Обозначаю признак предмета.

Люблю детей внимательных.

Дети: Имя прилагательное

- Ну конечно, ребята, этот лес носит название имени прилагательного. А вот и хозяйка этого леса к нам спешит. Внимание на экран.

- Ребята, как зовут это прелестное создание?

Дети: Красная шапочка!

-Ребята, Красная Шапочка, растеряла все пирожки, которые несла для своей бабушки. Но это пирожки не совсем обычные, на них написаны слова, которые надо вставить в текст. Вы согласны?

Наступил ___________________ месяц лета, июнь. Наконец-то наступило ______________, _________ лето. В __________________ школе все ребята отправились на______________, _______

каникулы. Теперь можно очень долго играть, гулять, не делать ________________задание.

Слова для вставки: длинные, летние, первый, нашей, домашнее, долгожданное, жаркое

Дополнительные вопросы и задания:

К какой части речи относятся слова? Почему эти слова – прилагательные?

Определите род и число прилагательных и подпишите сверху над каждым словом. Поработайте в парах и проверьте правильность выполнения заданий, для этого обменяйтесь тетрадями.

- Что ж, ребята, вы и с этим заданием справились. Молодцы!

- А мы продолжаем наше путешествие на нашем шаре и отправляемся в путь. А чтобы вам было легче дышать в воздухе, после того как взлетим высоко, выполним упражнение.

Сказочница (смотрит в бинокль):

-Ребята, посмотрите, что за страна появилась на горизонте? На границе вывеска, а на вывеске какие то надписи.

- Ребята о чём эти надписи? Какую часть речи они характеризуют?

Дети: Глагол

- Конечно, ребята, это глагол.

- Посмотрите видео сюжет.

- Кто же хозяин этой страны?

Дети: Буратино

- Ребята, а куда попал Буратино?

Дети: в Чулан к пауку.

- Правильно, ребята. Но выбраться из чулана можете помочь Буратино только вы, если выполните задание.

Задание 3. Прочитайте стихотворение. Выпишите из этого стихотворения глаголы. Определите число глаголов.

У меня друзей немало,

Но я всех нарисовала:

Но не дам ей утонуть!

Я спасу подружку Тоню –

Подрисую что – нибудь.

- Настроение какое? Замечательное? Ну, тогда в путь!

Ребята, посмотрите, как потемнело небо с нашим приближением. Что за чудище такое нас встречает?

Дети: это злой дракон

Укажи, слова какой части речи отсутствуют:

музей, колючий, капуста, красивый

Укажите группу слов, которая соответствует схеме:

сущ. → прилаг. → глаг.

Свет, светлый, светить;

Зелёный, зелень, зеленеть;

Шел, пришёл, подошёл

Укажите нарицательное имя существительное:

Укажите словосочетания, где прилагательное имеет форму женского рода и единственного числа:

Укажите словосочетания, в которых глагол имеет форму множественного числа:

- Ребята, какие вы молодцы, что совершили доброе дело, спасли части речи!

Выходят части речи.

Глагол: Спасибо, вам большое, ребята, что выручили нас.

Существительное: Теперь мы можем изменять свои формы и выполнять отведённую роль в предложениях.

  1. 4. Домашнее задание

- Ребята, подаренные вам буклеты с узелками на память о частях речи, помогут вам в выполнении домашнего задания:

- Ну а нам пора возвращаться домой. Вы все были активными, дружными в путешествии. Покажите, с каким настроением вы сейчас покинете Королевство?

5. Рефлексия (подведение итогов)

А сейчас выполним ещё одно очень важное последнее задание. Вам предстоит оценить урок. Для этого выполните задание карточки.

Ребята, выберете к каждому вопросу ответ:

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

не устал / устал

4. Материал урока мне был

понятен / не понятен

5. Домашнее задание мне кажется

интересно / не интересно

6. Я считаю, что моя работа на уроке заслуживает оценки

Отл / хорошо/ удовл/

Приложение 1.

Презентация

Приложение 2.

Приложение 3.

Обучающие карточки для самостоятельного повторения




Волина В.В. Русский язык. Переиздание – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД.1997

Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. – М.: ВАКО, 2014.

Занимательная грамматика. – М., Омега, 1995.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка открытого урока по русскому языку представлена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

открытый урок

по русскому языку

Выполнила Седельникова А.М.

учитель начальных классов

I квалификационной категории

Открытый урок русского языка в 3 классе

Тема: Правописание слогов ЧА и ЩА

Цель: Совершенствовать умение правильно писать слова со слогами ЧА и Ща

-упражнять в написании слов со слогами ЧА и ЩА;

-развивать орфографическую зоркость, фонематический слух;

-воспитывать мотивацию к учению.

Оборудование:

таблицы слогов, компьютер, проектор, презентация, индивидуальные карточки, сигналы

Мотивация к учебной деятельности

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Учитель: - Сегодня на улице солнечная погода. Настроение у всех хорошее и у нас в классе, я думаю, тоже будет солнечное настроение. (Вывешивается на доску картинка солнышка).

Гимнастика для пальцев рук

Учитель: - Урок начинаем с гимнастики для пальцев рук. Подготовим пальчики к работе.

3. Минута чистописания

Учитель: - А сейчас минута чистописания. Вспомним правила посадки при письме.

Учащиеся: Я тетрадь свою открою и наклонно положу.

Я, друзья от вас не скрою, ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

Учитель: - Повторите чистоговорки:

Ча-ча-ча – нет ключа у меня

Ща-ща-ща – мы поймали леща

Учитель: - На какое правило эти чистоговорки? Прописываем слоги ЧА, ЩА

Учитель: - Может кто-то скажет тему нашего урока?

Учитель: - Тема нашего урока «Правописание слогов ЧА и ЩА. Будем учиться правильно и без ошибок писать слова, предложения с этими слогами.

5.Работа по теме

Учитель: - Послушайте загадки и отгадайте их. (Слайды)

а) Загадки

С молоком, лимоном, медом,
С тортом, или будербродом,
Иди скорей друзей встречай
Наливай всем вкусный...(чай).

День и ночь они идут.
Никогда не устают.
Монотонно шепчут в такт:
Тик, так, тик и так.
Стрелки, будто как усы.
Называются… (часы)!

На плите стоит - пыхтит.
В нём вода бурлит – кипит.
Из под крышки выйдет тучка,
Носик есть и с боку ручка.
Чайных чашек всех начальник.
Называется он… (чайник)!

Пушистая вата плывет куда-то,
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча)

В огороде есть трава,

Очень кислая она.

В щи она годится. (Щавель)

И шумит лесная чаща:

«Ты стихи читай почаще,

Там волшебные слова:

Учитель: - Запишите слова-отгадки в тетрадь. (Слайд)

Чай, часы, чайник, чашка, туча, щавель, чаща.

Задание: Подчеркните слоги ЧА, ЩА

Учитель: - Так каким правилом мы пользовались при выполнении этого задания.

б) Распределение слов на группы по общим признакам.

Пища, чаща, роща, куча, чайка, задача, дача, гуща, свеча. (на карточках)

Учитель: - На какие две группы можно распределить данные слова?

Дети: - Слова с ча – в один столбик, а с ща - в другой.

(Ребята выполняют задание)

Учитель: - Вывод. Как пишутся слоги ча- ща.

6.Физминутка

Девочки и мальчики прыгают как зайчики.

Мальчики и девочки кружатся как белочки

Ножками топают, ручками хлопают,

Головой качают, все дружно отдыхают.

в) Работа по карточкам.

Учитель: - У каждого из вас конверт с заданием. Вы должны прочитать вопрос и по нему составить предложение, расставляя слова по порядку.

1) У кого острый клюв? (острый, У, клюв, грача)

2) Кто летает над водой? (над, летает, Чайка, водой)

3) Какая туча плыла по небу? (плыла, по, Тёмная, небу, туча)

Учитель: - Какие два правила применим при написании предложений? Достаньте их из конверта.

Дети: - Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится точка. ЧА и ЩА пиши с буквой А.

Учитель: - Записываем предложения в тетрадь.

г) Работа над предложением (Слайд)

Учитель: - Дополни предложения с помощью картинок


У волка были (волчата)


У белки в дупле (бельчата)


Под кустом спят (зайчата)

д) Работа с учебником

Учитель: - Откройте учебник на стр.102, упр.12

Измени слова в скобках и прочитай предложения. Запиши предложения и подчеркни ЧА, ЩА.

7. Итог урока

Учитель: - Чем мы занимались сегодня на уроке?

Учитель: - Какие задания выполняли?

Учитель: - Знание какого правила помогало нам выполнять все задания?

Читайте также: