Народная песня колыбельная конспект урока

Обновлено: 20.05.2024

Цель: создание условий для осмысления значения колыбельной песни.

- познакомить учащихся с колыбельными песнями разных народов, их возникновением и значением для человека

- выявить особенности жанра колыбельной песни;

- сравнить колыбельные песни разных народов;

- показать влияние колыбельных песен на чувства людей;

- развивать умение видеть изобразительные средства языка, учить анализировать используемые автором средства языковой выразительности

Тип урока: открытие новых знаний.

Планируемые результаты:

Личностные результаты – пополнять жизненный опыт учащихся, научатся уважать мнение других людей, ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы.

Предметные результаты – познакомятся с жанром колыбельной песни, научатся сравнивать народные и авторские колыбельные.

Метапредметные результаты – продолжать находить информацию в тексте, формировать навыки общения в парах, в группах, уметь участвовать в обсуждении.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, в парах.

Методы: объяснительно – иллюстративный, поисковый.


1.Организационный момент.


Вступительное слово учителя.

– Какие из видов (жанров) народного творчества вам знакомы?


2. Повторение. Виды фольклора.


– Давайте поиграем. Повторим жанры народного творчества. Послушайте песенку.

(Учитель включает колыбельную песню)

Гайда, гайда, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули говорить,
Чем Ванюшу накормить.
Один скажет – кашкою,
Другой – простоквашкою,
Третий скажет – молочком
И румяным пирожком.


– Какую песенку так ласково, нежно спели? (Колыбельную.)
– Правильно. Один из видов устного народного творчества – колыбельная песня.

-Продолжим игру. Прошу выйти Данилу и Еву, они нам покажут еще один вид народного творчества.

В классе тишина, Дунюшка еще не проснулась.

– Вставай, Дунюшка, уже день занимается.
– Пусть занимается.
– Вставай, Дунюшка, уже солнышко всходит.
– Это была прибаутка, небылица в лицах. Продолжаем вспоминать.


Летела сова –
Веселая голова,
Она летела, летела,
На дубок села,
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела
И опять полетела. (2 раза.)


– Что это Галя так интересно разыграла? Это была сказка без конца и без начала.

- А теперь Женя попросит по-доброму.


Солнышко, обогрей,
Малых деток пожалей.
Выйдут детки погулять,
Будут бегать и играть,
В лес пойдут грибы искать…
Солнышко, обогрей,
Малых деток пожалей.


– С помощью чего мы обратились к жаркому светилу нашему?
– С помощью заклички.
– Теперь читаем все вместе. (текст скороговорки записан на доске)


Семь суток сорока старалась, спешила,
Себе сапоги сыромятные сшила,
Сказала сова соседке синице:
Стать самой красивой сорока стремится.


– Это была чистоговорка. Вы их много знаете.

-Прочитайте скороговорку быстро шепотом еще 2 раза.

-Молодцы.
– Жизнь человека отражается в русском фольклоре, в колыбельных песнях, потешках, прибаутках, загадках, сказках, закличках, скороговорках.


3. Беседа о колыбельных песнях.


– Жизнь каждого человека начинается с младенчества. Младенец – недавно появившееся на свет дитя, крохотное, беспомощное. Его здоровье, настроение, жизнь – в руках матери. Поверьте, нет ничего прекраснее на свете молодой матери с младенцем.

-Убедимся в этом, посмотрев репродукции с картин Леонардо да Винчи, Рафаэля.

(Презентация с использованием ИКТ: репродукции с картин Леонардо да Винчи, Рафаэля. Дети рассматривают. )

– Созданы эти картины величайшими живописцами древности. По-другому, наверное, выглядела молодая русская мать. Но, бесспорно, она была так же прекрасна.


- Песни обычно поются. Многие из них будем рассказывать напевно, чтобы вдуматься, вслушаться в их содержание. Вот одна из них.

Ученица читает наизусть.


Спи-тко, усни,
Дитя материно,
Спи-тко ты, дитятко,
С богом, со Христом.
Ласточки спят
Все по гнездышкам,
Касаточки спят
Все по кусточкам.
Куницы спят все по норочкам,
Соболи спят, где им вздумается,
Маленькие детки
В колыбелочках спят.


– Эти песни пелись у колыбели с засыпающим младенцем.

- А что такое колыбель?

- Ответ на этот вопрос найдем в учебнике на стр.78.
– Колыбель – это люлька или зыбка.

-Зыбка – ящик, сделанный из луба и имеющий дно из тонких дощечек. ЛУБ-внутренняя волокнистая часть коры древесных и травянистых растений.

– Люлька – квадратная рама, на которую довольно слабо натянут холст, так что он образует значительное углубление.

– Как люлька, так и зыбка привешиваются к гибкому шесту, одним концом прикрепляются к потолку. Шест называется очеп. На нем качается вверх и вниз зыбка или люлька.

В колыбельке лежит перинка, набитая чаще всего мягким, душистым сеном, такая же подушечка, холщовая простынка, одеяльце, собранное из разноцветных маленьких лоскутков. На люльку надевался ситцевый полог для защиты спящего ребенка от света и мух.

Теперь понятно, почему песню, под которую засыпает младенец, колыбельной называют?

– Почему ребенок успокаивается под колыбельную песню, а не под иную, например плясовую? (Ответы детей.)
– Обобщаем сказанное: дети засыпают, ибо колыбельная исполняется нежно, негромко. Ее мотив однообразный, но добрый, успокаивающий, убаюкивающий. Колыбельная – ниточка любви, связывающая мать и дитя.
– Много ли колыбельных песен бытует, живет в народе? (Ответы детей.)

– Колыбельных песен не очень много. Лет сто пятьдесят назад их собирали ученые-фольклористы, знатоки народного творчества. Их оказалось немного, ибо они передавались от бабушки к матери, от матери к внучке, но все они очень оригинальны по содержанию.

-По мнению старых людей, сон и дрема – невидимые, могущественные существа, обитающие где-то рядом с людьми.

Матери верили, что именно сон и дрема, вызванные ими, приносят покой, здоровье ребенку.

-А почему в гости к малышам вместе с колыбельными песнями приходит еще кот-котован? -

Послушаем еще одну колыбельную: Учитель включает запись.

Зыбка поскрипывает,
Котенька мурлыкает,
Тихо песенки поет,
Дрему к Васеньке зовет.
Дрема к Васеньке идет,
Под головку сон кладет.


– По-моему, не бывает матери, не исполнявшей ни одной колыбельной песни. Если мама не знает ни одной колыбельной, она сама создает их – придумывает и слова, и мелодии. Вот самые простые песенки:


– Или чуть посложнее:


Баю, баюшки-баю,
Баю доченьку мою,
Баю милую,
Баю крошечку мою,
Баю маленькую.


4. ФИЗМИНУТКА.


-. Мы много сегодня говорили о колыбельных песнях. Теперь будем учится их выразительно читать.

-Какая интонация подходит для чтения колыбельных песен? (Темп, громкость, тон.)

-Какой темп чтения?(медленный.)

-Какая громкость чтения?(тихо, тихими голосом)

-Такой тон (тембр) чтения? (обычным голосом)

-Речитатив - напевная речь в вокально- музыкальном произведении.

- Читать речитативом - значит читать нараспев.

- Итак, колыбельные читаются негромко, не спеша, нараспев, нежно, с любовью.

– Теперь вам предстоит в паре поработать с текстом колыбельных песен.

-Прочитайте колыбельные и подчеркните слова, в которых выражается любовь матери к малышу.

-Обратите внимание на слова, которые надо выделить голосом, т.е. устно расставьте логические ударения в строчках.

-1 ряд читает колыбельную на стр.78, 2 ряд- на стр. 79, 3 ряд- на стр.80.

- Проверим работу в паре. Прочитайте колыбельную.

-Оценим выразительность чтения по критериям? (темп, тон, громкость) Как прочитал?

-Какие слова, подтверждающие любовь матери к малышу, подчеркнули?

Учитель спрашивает двух учеников с каждого ряда.

-В чем особенность вашей колыбельной песни?( русская, сербская, латышская песни)

- Что объединяет песни? ( в песнях слышим любовь матери к ребенку, заботу о нем, доброту, нежность)

- Итак, мы с вами работали над выразительностью чтения колыбельных песен?

6.ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА.

- А сейчас я вас приглашаю в творческую мастерскую. На парте у вас карточка. В карточке строчки колыбельных песен перепутались. Ваша задача расставить строчки по порядку, чтобы получилась колыбельная песня.

-Проверим вашу работу. Какая колыбельная у вас получилась?

- РАССТАВЬ СТРОЧКИ ПО ПОРЯДКУ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛАСЬ КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ

Не ложися на краю

И утащит во лесок

Придет серенький волчок

Под ракитовый кусток

РАССТАВЬСТРОЧКИ ПО ПОРЯДКУ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛАСЬ КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ.

Ой, люли– люли – люли!

А ворота скрип – скрип

Они сели на ворота

У нас Ваня спи – спит.

Не будите у нас Ваню

РАССТАВЬ СТРОЧКИ ПО ПОРЯДКУ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛАСЬ КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ

В речке струйки говорят

К нам в окно луна глядит

В небе звездочки горят

Малым детям спать велит.

– Сегодня у нас был необычный разговор о народном творчестве, о творчестве уникальном, преимущественно материнском. Истоки его лежат в глубокой древности, а живут и поныне.

-Что вы узнали про колыбельную песню? Это-(жанр народного творчества)

-В чем особенность колыбельных песен?(песни поют негромко, не спеша, нараспев. В них передается любовь матери к малышу)

-Что еще нового узнали на уроке?

-Что понравилось на уроке?( работать в парах)

-Какие задания вызвали трудность?

-Над чем нужно работать?(над выразительностью чтения)

-Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Красный кружок- я доволен своей работой. Было комфортно и все понятно.

Зеленый кружок-я не совсем доволен работой. Немного затруднялся, не все понял.

Синий кружок- я не доволен работой. Было трудно, ничего не понял.

-Сегодня на уроке активно работали ученики…

9.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование представления детей о жанре устного народного творчества – колыбельной песни.

I. Предметные.

-развивать умение определять главную мысль песни;

- развивать способность учащихся внимательно, вдумчиво воспринимать стихотворный текст;

II. Метапредметные

1. Познавательные УУД:

- развивать творческое мышление;

2. Регулятивные УУД:

- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

-формировать умения выполнять свои действия по образцу;

3. Коммуникативные УУД:

- формировать умение работать в паре, группе;

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

III. Личностные УУД:

- развитие добрых и нежных чувств;

- формирование умения адекватно оценивать свою работу.

1 этап-Организация начала урока

1.Проверка домашнего задания.

 Что вы знаете о загадках?

( Загадки – это жанр устного народного творчества. Есть народные загадки. Они появились много лет назад. Есть литературные загадки, их сочинили писатели и поэты. Загадка – это задачка, которую надо решить. В загадке дается описание предмета, его главных черт.)

 Зачем люди загадывают загадки?

 Как строится загадка?

(Сначала надо решить, о чем будет загадка, т.е. придумать отгадку. Затем назвать несколько признаков, по которым можно узнать предмет).

 Загадайте загадки, которые вы сочинили сами.

2. Речевая разминка.

Купила бабуся бусы Марусе.

 Прочитайте молча, шепотом, вслух друг другу, индивидуально.

 Прочитайте с интонацией удивления, восторга, страха.

 Прочитай с логическим ударением на 1 слово, 2 слово, 3 слово, 4 слово.

 С чем мы работали? Для чего? С какой целью?

2. этап-Введение новой темы

ТЕПЛАЯ КРОВАТКА

СЛАДКИЙ СОН

НЕЖНЫЙ, МЯГКИЙ ГОЛОС

 Прочитайте эти слова. Какую картину вы представили, слушая эти слова?

 Сделайте предположение, о чем пойдет речь сегодня на нашем уроке? Какова тема урока?

Положите голову на руки, закройте глаза и послушайте.

(Исполняется колыбельная песня А Герман)

 Подтвердилось ли ваше предположение?

 Что вы сейчас прослушали?

 Что вам помогло определить, что это колыбельная песня?

 (пелась нежно, тихо, ласково, слова баю-баю)

 Кто обычно исполняет колыбельные? Когда и зачем? Как их поют?

Да, ребята, это колыбельная песня или мамина песня. Сегодня колыбельная песня пришла к нам на урок.

2.История колыбельной песни.

 Как вы думаете, сколько колыбельных песен на свете?

 А как они дошли до наших дней?

 Кто их автор? Как называются такие колыбельные песни?

 Значит, о каких песнях мы будем сегодня говорить?

 (выступление Федосеевой П)

Колыбель – зыбку(ящик, изготовленный из луба) подвешивали к гибкому шесту на потолке, снизу прикреплялась веревка, которая позволяла взрослым качать эту колыбель с находящимся в ней ребенком, не отвлекаясь от повседневной домашней работы. Матрас и подушечку набивали травами, чтобы ребенок лучше спал и быстрее рос во сне. В колыбельку укладывали различные ритуальные вещи, выполняющие охранительную функцию: коготь медведя, ломоть хлеба, зерна ячменя, ржи. Мама обязательно шила лоскутное одеялко с огромной любовью.

Мамы желали своему ребёночку счастливой жизни.

-Еще в колыбельку клали погремушку. Как вы думаете зачем?

Ведь ребенок совсем маленький, в пелёнках, он ещё не умеет играть?

-А полог для чего?

-Бывает так, что ребёночек плачет, тогда мама надевает рубашку на левую сторону.

-Если ребёночек и после этого не перестал плакать, то мама возьмёт осиновый прутик и кладёт его в колыбельку.

На ночь мама поёт своему сыночку или своей дочке колыбельную.

Колыбельную песню мама поёт не просто так. Наши предки считали, что колыбельная – это заговор в тот мир сна, который был им не понятен.

Колыбельной мама уговаривала, утешала и успокаивала ребёночка и конечно оберегала его сон.

-Благодаря чему они дошли до нас?

Колыбельных песен не так уж и много, но они передаются из поколения в поколение, просто каждая мама поет по-своему, что-то изменяя, дополняя. И колыбельная песня рождается как бы заново. Колыбельные песни есть у каждого народа. Эти песни, как считали предки, защищали спящего ребенка от проделок темной силы.

 А сколько лет существует колыбельная песня?

 Давайте послушаем разговор дедушки и внука.

 Ребята, скажите, почему дедушка сказал, что старше всех хлеб насущный и колыбельная?

Хлеб насущный и колыбель стояли рядом. Хлеб питает тело человека, а колыбель – душу.

Давно, очень давно родились колыбельные песни. Колыбельная песня выбирает нас самая первая. Это ниточка из взрослого мира в мир ребенка.

 Как вас убаюкивали в детстве?

 Каким тоном пела вам мама песню?

Да, верно именно любовь, ласка передается с колыбельной песней. Пусть ребенок еще не слышит, но уже чувствует.

 А что он чувствует, как вы думаете? (ласку, любовь, нежность матери)

Колыбельную песню поют, чтобы ребенок рос чистым в душе, нежным и добрым.

В песнях исполнители обращаются часто к животным, призывая их защитить и уберечь ребенка от невзгод. Сейчас мы побудем с вами в роли этого животного.

3 Этап-Работа над новой темой

Работа с учебником

a) Чтение за 1 минуту шепотом.

б). Чтение вслух с карандашом. (Что вы отметили в тексте?)

в). Анализ текста:

 Кому поют эту колыбельную?

 Кто автор этой песенки? Почему так решили?

г). Повторное чтение колыбельной.

 О чем мама просит малыша?

 Понравилась ли вам колыбельная?

-Кого зовет мама к девочке? Почему?

д.) Работа над выразительностью чтения.

 Определение темпа чтения:

На доске: очень быстрый – быстрый – средний темп – не очень медленный – медленный – очень медленный;

 Определение силы голоса

 На доске: очень громко – громко – средняя громкость – тихо – очень тихо

 Выбор эмоциональной окраски голоса (тембр):

 На доске: низким голосом – обычным голосом – высоким голосом

Заглянем в толковый словарь. Прочитаем.

РЕЧИТАТИВ – напевная речь в вокально-музыкальном произведении.

ЧИТАТЬ РЕЧИТАТИВОМ – значит читать нараспев.

 Значит, как исполняли колыбельные песни?

 Какой темп выберете для этой песни?

 Какую громкость? Какой тон?

 Какие чувства хотели бы передать при чтении этой песни?

Попробуем все это выполнить при чтении песни. А вы должны выбрать, кому это удалось лучше.

 Вы прослушали русские народные колыбельные песни и сербскую народную песню. Что общего?

Зарядка для глаз.

А сейчас каждого из вас мама отправила погулять с сестренкой или братишкой. Но вот он заплакал. Покачали малыша. Он уснул. Положили в коляску. А тут появилась бабочка. Она летает совсем рядом и может разбудить малыша. Вы замерли, не шелохнетесь. Двигаются только глазки, они следят за бабочкой. Вправо, влево, вверх, вниз, кругами - восьмеркой. Вдруг бабочка взмахнула крылышками и улетела, а вы вернулись домой.

4 Этап-Творческая работа в группах.

А сейчас я вас приглашаю в творческую мастерскую. У вас две карточки. Прочитайте задание на этих карточках и выберите только одну с тем заданием, которое вам понравилось больше. Работаем.

(РАССТАВЬ СТРОЧКИ ПО ПОРЯДКУ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛАСЬ КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ)

А теперь попробуем с вами перенестись на несколько десятков лет назад. Представьте простую крестьянскую избу. Посередине избы на березовом шесте, который называли ОЧЕП, висит люлька. И вам надо спеть младенцу песню.

(Дети исполняют колыбельные, которые они приготовили.)

У нас есть ребята, которые тоже дома поработали и приготовили для вас колыбельные песни

 Какое настроение слышится в этих песнях?

 О чем мечтают мамы, когда поют своим детям колыбельные песни?

5. Итог урока. Домашнее задание

 Кому дома поют хоть иногда колыбельные песни?

 Понравились ли вам песни, которые сегодня звучали?

 А кто захотел, чтобы ему мама тоже спела колыбельную песню?

Ребята мне очень хотелось, чтобы колыбельные песни не переставали звучать. И, когда вы вырастите, станете взрослыми, может быть в трудную минуту, когда вы вспомните о своей маленькой родине, родном селе, где мама пела вам колыбельную песню.

Пусть колыбельная поэзия всегда возвращает вас к порогу родного дома, к той земле, которая не только хлебом, но и песней питала и питает человека. Помните свою маленькую родину. Это и есть мама и ее колыбельная песня.

Сегодня, когда придете домой, загляните в глаза маме.

 Как вы думаете, что вы в них увидите?

 После того, что вы увидите в маминых глазах, чтобы вы сделали, чтобы маме стало очень хорошо?

 Давайте дома выучим каждый свою колыбельную песню. Кто хочет, может нарисовать иллюстрацию к своей песне.

детского фольклора. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает эмоциональный контакт с ребенком в детском саду. Культура этих отношений прививается с детства, когда ребенок только начинает познавать мир. Поэтому в повседневной жизни мы уделяем большое внимание знакомству с родным языком. Попевки, приговорки, потешки и другие малые фольклорные формы, сказки-первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Овладение навыками правильной речи; изучение малых поэтических фольклорных форм. Воспитание у детей интереса и любви к устному народному творчеству.

Хлеб насущный и колыбель стоят рядом.

Хлеб питает тело человека, а колыбель - душу"

Первой встретить ребенка в этом мире призвана колыбельная песня - удивительный дар прошлого. Созданная в далеких веках, передаваясь из поколения в поколение, она дошла и до нашего времени… Древние ведь не зря говорили, что воспитание человека начинается с колыбельных песен.

Цель: приобщить детей к истокам русского народного творчества.

Задачи: знакомить детей с жанром народного творчества – колыбельной песней; формировать интерес и любовь к песенному народному творчеству; развивать эмоциональный отклик на музыку; воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.

Оборудование: куклы, колыбельки, посуда для чаепития, угощение.

От старины нельзя нам отступать

Традиции России нам надо соблюдать

-В России испокон веков на первом месте всегда была и остается семья (мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка) :

У каждого на свете

Должны быть папа с мамой -

У тех, кто всех послушней,

И непослушных самых.

У каждого на свете

Должны быть братья, сёстры.

Чтоб жизнь была весёлой

И от улыбок пёстрой.

У каждого на свете:

Детишек, птиц, зверья,

Должны быть те, кто дорог -

У каждого на свете

Должны быть папа с мамой,

Семья большое счастье -

-Ребята, посмотрите, у нас на стене висят чьи-то фотографии, подскажите, кто на них изображен (дети рассказывают о своих родственниках). Кем являешься ты папе, маме, бабушке).

Дети, их родители, бабушки и дедушки, все вместе – это одна дружная семья. Давайте покажем свою семью на ладошке.




-Чем любят заниматься по вечерам, в выходные дни?

-Какие самые любимые игрушки у ребенка дома?

-Самый интересный случай в жизни ребенка?

4 семьи: Кусакины, Митрофановы, Табаковы, Поздняковы.

-Мы познакомились с семьями наших воспитанников. Увидели, что у них любящие, дружные отношения в семье.


Три медведя шли домой (дети имитируют ходьбу на месте)

Папа был большой, большой (тянут руки вверх)

Мама чуть поменьше ростом (наклоняются)

А малыш малютка просто (приседают)

Очень маленький он был

-Сегодня я хочу вспомнить одну старинную, семейную традицию, каждая мама использует ее при укачивании своего малыша. Да, это колыбельные песенки, потому что они исполнялись у колыбели. Они должны были помочь маме уложить ребенка спать, убаюкать, поэтому их еще называли баюкашными.

(слышится плач ребенка)

-Ребята, посмотрите, наша Катюша капризничает, наверно она хочет спать. Давайте споем ей колыбельную и покачаем ее.

Не ложися на краю

Прийдет серенький волчок

И ухватит за бочок.

Ты, собачка, не лай

Белолапа не скули

Мою детку не буди.

Люли, люли, люленьки,

Сели возле люленьки.

Они стали ворковать,

Мою детку усыплять

-Катюша уснула, а мы с вами поиграем:

-Ребята, а вам пели колыбельные? Кто пел? Вам нравилось их слушать? (Ответы детей)



-Мамочки, покажите, как вы укладываете своих детей спать, поете им колыбельные песни (мамы вместе с детьми поют колыбельные песни).

- Дети, понравилась ли вам эта песенка? А почему эта песенка нравится вам?

(Ответы детей).

- Как она звучала? (Ответы детей).

-Да, вот какую ласковую и добрую песенку поет мама своему малышу, а слова какие ласковые подобраны: гуленьки, люленьки… И звучат они особенно – плавно, ласково, нежно. Как вы думаете почему? (Ответы детей).

- Правильно, потому что каждая мама любит своего малыша.

(слышится детский плач)

-Прислушайтесь, ребята, кто-то плачет, наверно, это наши куклы, они тоже хотят, чтобы им спели колыбельные песенки. Давайте споем для них колыбельные песенки. (дети подходят к колыбелькам, качают их, поют песенки).

Люли, люли, люленьки,

Сели возле люленьки.

Они стали ворковать,

Мою детку усыплять

(исполнение песни детьми).

-Как мы спели эту песенку?

( Ответ детей: нежно, ласково и тихо).

-Да, мы спели ее нежно, ласково и тихо, чтобы дать ребенку уснуть. Ну вот наши куклы спят и нам можно заняться другими делами. Давайте и мы угостим наших гостей чаем (чаепитие).

Ключевые слова

Народная музыка, колыбельные песни, убаюкивающие интонации, Россия.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

На уроке мы узнаем об особенностях интонаций колыбельных песен;

научимся сочинять короткие мелодии;

сможем применить свои знания в творчестве.

Основное содержание урока

Особенности мелодии и ритма колыбельных для малышей у разных народов разные. Это зависит от того, что окружает людей, какие музыкальные интонации приняты в культуре данного народа. Именно поэтому малыши лучше засыпают под колыбельные своего народа.

  1. С самого младенчества человек запоминает, держит в сознании голос мамы, дорожит им. Мелодия колыбельной становится самой родной песней. Колыбельные песни сочиняют, используя нотки самой чистой любви, собирая их в гармонию нежности. Что-то волшебное хранит в себе мелодия колыбельной. Она утешает, успокаивает, заставляет забыть о боли, помогает уснуть. Сегодня вы познакомились с колыбельными песнями разных народов России, узнали особенности интонаций колыбельных песен и сможете применить их в собственном творчестве: в исполнении и сочинении колыбельных песен.

Разбор типового тренировочного задания. Вариант 1.

Послушайте музыку. Выберите определения, которые соответствуют характеру прозвучавшей музыки.

А) Песня носит танцевальный характер, слышны радостные, озорные интонации.

Б) Песня мелодичная, слышны интонации света и покоя. По характеру соответствует жанру колыбельной.

Звук в формате MP3. Продолжительность 0:40 сек.

Правильный вариант: Вариант В.

Неправильные варианты: все другие варианты.

Подсказка: Анализируя музыкальные фрагменты, подумайте, какую музыку вам бы хотелось услышать перед сном?

Разбор типового тренировочного задания. Вариант 2.

Образуйте пары: подберите соответствующие слова для характеристики мелодии, интонации, темпа колыбельной песни.

Мелодия, интонация, темп.

Неспешный, стремительный, плавная, покачивания.

Название файла с аудио к вопросу: Нет.

Мелодия плавная, интонация покачивания, темп неспешный.

Стремительный (остаётся лишним, без пары).

Неправильные варианты: все другие варианты.

Подсказка: Колыбельную песню не исполняют стремительно, поскольку под стремительную музыку малыш не заснёт.

Читайте также: