Басни эзопа конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Цель: формирование интеллигентного, воспитанного, грамотного читателя на основе произведений Эзопа и И.А.Крылова.

  • правильно называть басни из круга детского чтения;
  • сравнивать героев басни;
  • выделять особенности басен Эзопа и И.А.Крылова;
  • работать с книгами басен: отбирать, рассматривать, читать.

I. Организационный момент (эмоциональный настрой на урок)

Я умею думать
Я умею рассуждать
Что полезно для ребят
То и буду выполнять
У меня получится
И у тебя тоже.

(Дети обращаются друг к другу, произнося эти слова).

II. Повторение. Определи литературный жанр. (5 человек читают у доски задания).

– На столе у каждого текст о Крылове и Эзопе.

1. Эзоп – полулегендарная фигура древнегреческой литературы, баснописец, живший в VI веке до н. э. Был рабом. Его басни – это очень короткие рассказы с намёками, скрытым смыслом.У Эзопа название прямо указывает на действующие лица, вывод делает сам автор. Басня написана в прозе.

2. Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец. За свою жизнь Крылов написал около 200 басен. Родился в семье армейского офицера. Семья была бедной, и маленький Ваня не смог получить хорошего образования. Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец, поэтому мальчику пришлось поступить на работу. Басни Крылов стал писать, когда ему было уже 37 лет. Басни его не стареют. Они переведены больше, чем на 50 языков. Басни написаны в стихах, мораль подразумевается, вывод делает читатель.

– О чем же узнали прочитав тексты? (ответы детей).

III. Изучение нового материала

1. Отгадайте загадку:

Хвост пушистый
Мех золотистый
В лесу живет
В деревне кур крадет. (Лиса).

2. Показ иллюстраций к басням.

3. Работа в группах (три группы).

б) Кому принадлежат слова: (Слайд 13).

– Раздам карточки с частями от названий басен. Они все перепутались. Соберите их.

(Проверка работ у детей, составляющих названия басен).

в) Вопросы – ответы.

(Выходят три ученика и отвечают на вопрос).

Ответ: «До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так что голову вскружило.

1 группа – стр.40
2 группа – стр.42
3 группа – стр.46

(Проверка текстов). (Слайд 15).

д) – А сейчас приглашаю в театр. Вы будете художниками, актерами, режиссерами, а я и наши гости зрителями.

– В театре идут представления. Вам нужно изготовить афиши. Выбирайте себе реквизиты, костюмы. Распределяйте роли. Как подготовитесь, скажете.

– Понравились ли вам эти представления?

IV. Подведение итогов

– Чему учат басни Крылова?

– Оцените свою работу на уроке. (Это может быть словесная оценка или выбор какого-то знака по желанию детей и учителя: солнышко-тучка, смайлик, раскрашивание определенным цветом какой-либо фигуры).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прежде чем приступить к изучению басен И.А.Крылова, следует дать учащимся историю басенного жанра, котрый зародился в Древней Греции и связан с загадочной судьбой её основателя - Эзопа. Тем более, что такой материал даёт возможность повторить и закрепить тему "Древнерусская литература. Летописи и поучения", так как Эзоп, живший ещё в 440 г. до н.э., предложил "давать поучения не в форме наставления, а в другой: "лучше это делать не в скучной тираде, описывая человеческие пороки и поступки, а достаточно изобразить их в коротком живом рассказе - в прозаической или стихотворной форме - басне". Отсюда и понимание прозаической формы басен Эзопа и стихотворной - в творчестве И.А.Крылова.

Цель: ознакомить учащихся с баснями Эзопа, показать их отличительные особенности (прозаическая форма, эзопов язык); дать понятие о басне и аллегории; выяснить, какие человеческие пороки высмеиваются в баснях Эзопа.

О мудрости Эзопа

слагались целые легенды.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

III. Постановка целей и задач урока.

IV. Работа над темой урока.

1. Слово учителя.

Эзоп – полулегендарный древнегреческий баснописец. По преданию, он был рабом, имел безобразную внешность и стал жертвой коварства. (Легенды повествуют, что те, кто ненавидел Эзопа за острый язык, подложили в его котомку золотую чашуиз храмовой утвари. Эзоп был осуждён за воровство и казнён).

О мудрости Эзопа слагались легенды. Одна из них рассказывает о том, как судьба забросила Эзопа на остров Самос в Эгейском море, где его хозяином стал рабовладелец Ксанф, недалёкий, ограниченный человек.

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрёл к обеду самое худшее.

Эзоп пошёл опять покупать языки. Все удивились этому.

Не любили знатные вельможи и басен Эзопа, где он высмеивал зависть, жадность, глупость, корыстолюбие. Мы до сих пор не знаем, правда ли, что Эзоп был автором всех тех басен, которые ему приписывают, но он первый баснописец, имя которого дошло до нас сквозь тысячелетия.

2. Усвоение литературоведческих понятий.

(Учащиеся записывают определения в тетрадь).

Басня – короткий рассказ, обычно в стихах, часто сатирического характера.

Цель басни – осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни.

Мораль – поучительный вывод, в котором заключается главная мысль басни.

Эзопов язык – художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намёками. (Эзоп, чтобы говорить правду, вынужден был прибегать к аллегорическим образам животных и птиц).

Вывод: басня - небольшой рассказ, чаще стихотворный, аллегорического характера с поучительным смыслом.

5. Сопоставительная работа.

- Найдите сходство и отличие в баснях Эзопа и И.А.Крылова.

Сходство: 1) сюжет; 2) герои.

Басня Эзопа Басня Крылова

1) Проза. 1) Стихотворение.

2) Вывод делает сам читатель: 2) Мораль басни присутствует в тексте:

дело, того и самые честные

оправдания не остановят.

6. Самостоятельная работа учащихся.

8. Беседа с учащимися.

- Прочитайте мораль басни. Обратившись к своему небольшому жизненному опыту, докажите её актуальность.

- Прослушайте басни Эзопа и самостоятельно сформулируйте и запишите мораль каждой из них.

Собака и заяц.

Лисица и барс.

Кошка и куры.

10. Теория литературы.

Определение жанровых отличий и сходства басни и притчи.

Сходство: небольшое произведение, имеющее поучительный характер.

Отличие: Басня Притча

1) Истолкование басни многозначно. 1) Заключена определённая идея.

2) Заставляет читателя самого решать, 2) Показывает, как можно поступить

в той или иной ситуации.

11. Обобщающая беседа с учащимися.

- Какая из басен Эзопа вам больше всего понравилась? Почему?

- Какие пороки Эзоп высмеивал в своих баснях?

- Вспомните одинаковые названия басен, которые встречаются у Эзопа и других авторов.

- Почему произведения Эзопа близки нам и нашему времени?

Это интересно!

Однажды это хвастун попал в ловушку: он заявил своим собеседникам, что способен выпить море. Его поймали на слове и заключили пари: если на следующее утро Ксанф не выпьет море, то лишится своего имения.

А настоящий философ и мудрец шёл по дороге и дышал полной грудью, потому что теперь он был на свободе.

V. Итоги урока.

Домашнее задание.

Выучить определения понятий басня, аллегория, мораль, эзопов язык.

Сочинить небольшую басню, учитывая её особенности (аллегория, мораль).

Прежде чем приступить к изучению басен И.А.Крылова, следует дать учащимся историю басенного жанра, который зародился в Древней Греции и связан с загадочной судьбой её основателя - Эзопа. Тем более, чтотакой материал даёт возможностьповторить и закрепить тему "Древнерусская литература. Летописи и поучения", так как Эзоп, живший ещё в 440 году до н.э., предложил "давать поучения не в форме настояний, а в другой: "лучше это делать не в скучной тираде, описывая человеческие пороки и поступки, а достаточно изобразить их в коротком живом рассказе - в прозаической или стихотворной - басне". Отсюда и понимание прозаической формы басен Эзопа и стихотворной - в творчестве И.А.Крылова.


Оценить 481 0

Цель: ознакомить учащихся с баснями Эзопа, показать их отличительные особенности (прозаическая форма, эзопов язык); дать понятие о басне и аллегории; выяснить, какие человеческие пороки высмеиваются в баснях Эзопа.

О мудрости Эзопа

слагались целые легенды.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

III . Постановка целей и задач урока.

IV . Работа над темой урока.

1. Слово учителя.

Эзоп – полулегендарный древнегреческий баснописец. По преданию, он был рабом, имел безобразную внешность и стал жертвой коварства. (Легенды повествуют, что те, кто ненавидел Эзопа за острый язык, подложили в его котомку золотую чашуиз храмовой утвари. Эзоп был осуждён за воровство и казнён).

О мудрости Эзопа слагались легенды. Одна из них рассказывает о том, как судьба забросила Эзопа на остров Самос в Эгейском море, где его хозяином стал рабовладелец Ксанф, недалёкий, ограниченный человек.

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрёл к обеду самое худшее.

Эзоп пошёл опять покупать языки. Все удивились этому.

Не любили знатные вельможи и басен Эзопа, где он высмеивал зависть, жадность, глупость, корыстолюбие. Мы до сих пор не знаем, правда ли, что Эзоп был автором всех тех басен, которые ему приписывают, но он первый баснописец, имя которого дошло до нас сквозь тысячелетия.

2. Усвоение литературоведческих понятий.

(Учащиеся записывают определения в тетрадь).

Басня – короткий рассказ, обычно в стихах, часто сатирического характера.

Цель басни – осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни.

Мораль – поучительный вывод, в котором заключается главная мысль басни.

Эзопов язык – художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намёками. (Эзоп, чтобы говорить правду, вынужден был прибегать к аллегорическим образам животных и птиц).

Вывод: басня - небольшой рассказ, чаще стихотворный, аллегорического характера с поучительным смыслом.

5. Сопоставительная работа.

- Найдите сходство и отличие в баснях Эзопа и И.А.Крылова.

Сходство: 1) сюжет; 2) герои.

Басня Эзопа Басня Крылова

1) Проза. 1) Стихотворение.

2) Вывод делает сам читатель: 2) Мораль басни присутствует в тексте:

дело, того и самые честные

оправдания не остановят.

6. Самостоятельная работа учащихся.

8. Беседа с учащимися.

- Прочитайте мораль басни. Обратившись к своему небольшому жизненному опыту, докажите её актуальность.

- Прослушайте басни Эзопа и самостоятельно сформулируйте и запишите мораль каждой из них.

Собака и заяц.

Лисица и барс.

Кошка и куры.

10. Теория литературы.

Определение жанровых отличий и сходства басни и притчи.

Сходство: небольшое произведение, имеющее поучительный характер.

Отличие: Басня Притча

1) Истолкование басни многозначно. 1) Заключена определённая идея.

2) Заставляет читателя самого решать, 2) Показывает, как можно поступить

в той или иной ситуации.

11. Обобщающая беседа с учащимися.

- Какая из басен Эзопа вам больше всего понравилась? Почему?

- Какие пороки Эзоп высмеивал в своих баснях?

- Вспомните одинаковые названия басен, которые встречаются у Эзопа и других авторов.

- Почему произведения Эзопа близки нам и нашему времени?

Это интересно!

Однажды это хвастун попал в ловушку: он заявил своим собеседникам, что способен выпить море. Его поймали на слове и заключили пари: если на следующее утро Ксанф не выпьет море, то лишится своего имения.

А настоящий философ и мудрец шёл по дороге и дышал полной грудью, потому что теперь он был на свободе.

V . Итоги урока.

Домашнее задание.

Выучить определения понятий басня, аллегория, мораль, эзопов язык.

Сочинить небольшую басню, учитывая её особенности (аллегория, мораль).


Продолжить изучение басни как жанра. Познакомить учеников с основоположниками жанра басни: Эзопом и Лафонтеном.

Выработка навыков выразительного чтения.

Ход урока:

Домашнее задание

Слайд 1 – титульный лист

Учитель: Попрыгунья стрекоза

Лето красное пропела,

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза….

Ребята, какой жанр представляют процитированные строки?

Басня

Учитель: Правильно, это басня. И сегодня, на уроке внеклассного чтения, мы продолжим с вами говорить о басне.

Слайд 2 – тема урока: Басни Эзопа, Лафонтена

Выступление 1 ученика

Басня – очень древний литературный жанр. Один из самых известных баснописцев – Эзоп – жил в Древней Греции в VI веке до Рождества Христова. Басни Эзопа не были стихотворными.

В 18 веке во Франции при дворе короля Людовика 14 жил поэт Жан де Лафонтен. Он понял, что басни, которые писал Эзоп 23 столетия назад, продолжают оставаться важными, актуальными для людей и тоже стал сочинять и перерабатывать басни. Басни Лафонтена написаны стихами.

А в 19 веке в России жил поэт Иван Андреевич Крылов. Попалась ему как - то раз в руки книга с баснями Лафонтена, перевёл Крылов на русский язык несколько басен Лафонтена и понял, что басня – это его жанр литературы. Так Крылов стал самым известным, вслед за Эзопом и Лафонтеном, баснописцем мира.

Учитель: А мы сегодня попробуем разобраться, чем басни Эзопа, Лафонтена и Крылова отличаются друг от друга, чем они похожи. Но сначала познакомимся с баснописцами Эзопом и Лафонтеном.

Слайд 3 – Эзоп – горбатый мудрец. мраморная статуя, 6 век до н. э.

Выступление 2 ученика

Эзоп - знаменитый древнегреческий баснописец. Жил в Древней Греции в 6 веке до нашей эры. О жизни его мало что достоверно известно. Безобразной наружности раб, происходивший из Фригии, он жил на острове Самос. Был отпущен на волю; возможно, жил при дворе последнего лидийского царя Креза, был сброшен со скалы в Дельфах.

Басни Эзопа много варьировались при пересказах и переписывании, вероятно, дополнялись рассказами других авторов. Собирать басни Эзопа начал Деметрий Фалерский около 300 года до нашей эры.

Басни Эзопа были переведены (часто переработаны) на многие языки мира, в том числе знаменитыми баснописцами Жаном Лафонтеном и Иваном Крыловым.

Слайд 4 – Эзоп, художник Насыбулин

Слайд 5 - Эзоп – художник Виласкес

Учитель: По преданию, погиб Эзоп в Дельфах.

Дельфийцы кормились от жертв, приносимых в храм Аполлона всеми эллинами, боялись, что Эзоп разнесёт об этом молву по всему свету. Они подбросили Эзопу в мешок золотую чашу из храма и обвинили Эзопа в краже. Приговорили Эзопа к смерти и сбросили со скалы.

Учитель: За убийство Эзопа Дельфы постигла чума, а потом ещё много других бед. Долго пришлось расплачиваться дельфийцам за смерть баснописца.

Басни Эзопа написаны прозой, остроумно, ясно и просто. Произведения фригийского раба или приписывавшиеся ему объединялись в сборники под названием Эзоповы басни. Их переписывали, изучали в школах, разучивали наизусть. Басни Эзопа стали одним из самых популярных произведений в античном мире.

Случилось так, что пришел к водопою волк, который увидел там ягненка. Ягненок с виду был очень аппетитный, и волк тут же решил им позавтракать. Правда, чтобы сделатъ это, волк попытался вначале найти подходящий предлог. Прошел волк выше по течению реки и начал кричать на ягненка:

— Да какое же ты имеешь право мутить мою воду?

Ягненок был изумлен:

— Разве я могу мутить воду, если лишь слегка касаюсь ее губами, да к тому же вы стоите выше по течению?

Этот ответ заставил волка призадуматься. Требовалось быстро отыскать какое - нибудь другое объяснение своего желания. И вот что придумал волк:

— Постой, нахал! Но ведь это именно ты оскорбил моего отца?

И тут изумился ягненок:

— Простите, и этого я не мог сделать, так как меня еще и на свете - то не было.

Как не силился волк придумать еще какой - нибудь подходящий предлог, ничего не придумал, а потому попросту сказал:

— Да, хоть и умелец ты в оправданиях, но я все - таки хочу есть и непременно съем тебя!

Взял — и съел ягненка.

И какую же мораль можем мы вынести из этой басни? А вот какую: если уж кто - то решил заранее совершить какое - нибудь грязное, злое дело, никакие убеждения не смогут его остановить.

Какова мораль этой басни Эзопа? Прочитайте строки, в которых нашла отражение мораль басни.

Слайд 8 – Жан де Лафонтен

Выступление 3 ученика

Жан де Лафонтен - французский поэт и баснописец – родился в Шато - Тьерри 8 июля 1621 года. Отец его служил по лесному ведомству, и Лафонтен провёл детство среди лесов и полей.

С детства отличавшийся непокорным нравом, Лафонтен был отправлен изучать право в парижскую ораторианскую семинарию. Вернувшись в родительское имение в Шампани, где его отец был королевским губернатором, двадцатишестилетний Лафонтен женился на пятнадцатилетней Мари Эрикар. Брак оказался неудачным, и Лафонтен, презрев семейные обязанности, в 1647 году отправился в Париж с намерением посвятить себя литературной деятельности. Его покровителем сначала стал министр Фуке, затем - герцогиня Бульонская.

Читайте также: