Конспект урока пластилин и его свойства

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель : познакомить детей со свойствами пластилина;

научить работать по плану,

развивать моторику рук;

развивать творческие способности, фантазию, воображение.

Средства обучения : пластилин, картон, стеки; компьютер, проектор, экран, учебник.

Этапы урока

Организующая роль учителя

1 Мотивация к учебной деятельности

- Всё ли на месте? Всё в порядке? Пластилин, дощечки, стеки, тряпочки.

-Ребята, улыбнитесь и подарите друг другу радость общения.

– Какие качества надо проявлять, чтобы ваша поделка была красивой и аккуратной?

2 Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

- Посмотрите на доску! Что вы здесь видите?(Буквы)Попробуйте из данных букв составить слово. Какое слово получилось? (пластилин)

-Молодцы! А теперь давайте из букв соберем это слово( каждый ребенок выходит к доске и выставляет одну букву.

-Давайте прочтем , что получилось?(дети читают хором)

Ребята, а вы знаете что-то о пластилине? (Нет)

3 Выявление места и причины затруднения

-Посмотрите на рисунки.

- Какую особенность заметили?

-Как вы думаете из чего сделаны фигурки? (пластилин)

Да, действительно пластилином.

-А вы бы хотели научиться рисовать пластилином?

- А как это сделать?

4 Построение проекта выхода из затруднения:

Целеполагание.

Учебная задача.

Открытие нового знания

А как вы думаете какая будет цель урока? Что мы будем на нём делать?

Чтобы ответить на этот вопрос у нас есть слова-помощники

При помощи слов-помощников попробуем сформулировать цель урока

Повторим Я повторю

Узнаем Я научусь

Проверим Мне пригодится

Пластилин создан человеком из белой глины, глицерина, вазелина (чтобы глина не высыхала) и воска (чтобы глина была всегда пластичной). Чтобы придать пластилину цвет, используют специальные красители.

Исследование.

а) Возьмите один брусок пластилина и расскажите всё о нём: каковы его цвет, форма, поверхность (гладкая или шершавая), мягкость-твёрдость, сгибаемость, пластичность.

– Какими же свойствами обладает пластилин?

б)– Как отрезать кусочек пластилина от бруска?

– Что делать, если пластилин очень твёрдый?

– Как скатать большой шарик?

– Как скатать маленький шарик?

– Как скатать палочку или колбаску?

-Сравните свои действия с рисунками в учебнике на

– Какие ещё формы можно сделать из пластилина?

– Что вы узнали о материале пластилине?

Сегодня на уроке мы будем делать веточку рябины

hello_html_56acaedf.jpg

5 Реализация построенного проекта

– Какие материалы и инструменты вам понадобятся для выполнения работы?

– С чего надо начинать работу?

– Подготовьте своё рабочее место для работы с пластилином.

– Проверьте, правильно ли вы подготовились.

- Сравните своё рабочее место с рисунком в учебнике . Если нужно, поправьте.

2.Скатать нужной формы и прилепить на картон.

4. Выкладывание деталей рисунка на подготовленном фоне.

6 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Послушайте правила работы с пластилином нужно соблюдать.

Лепку выполнять только на дощечке.

Перед работой смочить руки водой.

После работы вытирать руки влажной салфеткой.

Не брать пластилин в рот.

Перед работой разогрей пластилин .

-При работе, с каким инструментом нужно быть внимательным?

- Как правильно разместить инструменты и материал на рабочем столе, чтобы они не мешали вам и вашему соседу?

7 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Во время выполнения работы учитель контролирует порядок на рабочем месте, экономный расход материалов, прием нанесения пластилина на бумагу. Поощряет и отмечает качественную работу

Ученики организуют свои рабочие места.

При необходимости дети обращаются к плану в картинках на экране.

8 Включение в систему знаний и повторение

1.Уборка рабочих мест.

Давайте вспомним, как нужно работать с пластилином?

Что должно было получиться и как выполняли работу поэтапно?

- Правильность выполнения изделия;

- Правильность выполнения операций соединения.

9 Рефлексия учебной деятельности.

-Давайте обсудим и оценим готовые изделия по критериям: качество, оригинальность, самостоятельность.

Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.

Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.

Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 023 материала в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 19.05.2020 2011
  • DOCX 93.7 кбайт
  • 52 скачивания
  • Рейтинг: 1 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Арефьева Валерия Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

План проведения занятия с детьми младшего школьного возраста. На занятии дети знакомятся с пластилином и его свойствами, лепят мышь . Усвоенние материала закрепляется решением кроссворда. При решении кроссворда дети не умеющие писать закрашивают квадратики карандашом или фломастером.

ВложениеРазмер
dokument_microsoft_word_2.docx 67.02 КБ

Предварительный просмотр:

  • Познакомить обучающихся с пластилином, как материалом для творчества, его свойствами, приёмами работы с ним;
  • развивать пластику и характер формы, строение, пропорции и сравнительную величину предметов;
  • развивать мелкую моторику и координацию,
  • формировать эстетический вкус.

Оборудование и материал.

3. Пластиковые ножи (стеки)

4. Полоска картона.

Подготовка к занятию. Педагог за ранее подбирает работы из пластилина (фигурки животных, картины из пластилина плоские, объёмные) для показа кружковцам. На каждое рабочее место положены клеенка, пластилин, зубочистки, стеки, спички, полоски картона.

I.Теоретическая часть занятия.

Вначале занятия педагог вместе с кружковцами рассматривает поделки, картины из пластилина. Обсуждают работы.

Педагог рассказывает о пластилине, его свойствах, инструментах необходимых при работе с ним, о приёмах работы.

«Пластилин - это один из самых первых поделочных материалов, с которыми мы обычно знакомимся еще в детском саду. Он является универсальным и может применяться во множестве различных направлений, от изготовления простых и незамысловатых детских поделок из пластилина до создания сложных лепных композиций и картин, произведённых руками настоящих мастеров.

Хороший пластилин отличается яркостью, эластичностью, легко разминается, не прилипает к рукам и не оставляет пятен на руках и рабочей поверхности.

В коробке с пластилином обычно бывает 6-8 цветов, но для работы вам понадобится и другие цвета. Их можно сделать самим. Пластилин смешивают так же, как и краски. Чтобы получить пластилин нового оттенка, нужно хорошо смешивать нескольких имеющихся цветов. Для получения более светлого оттенка цвета добавляйте белый пластилин, а для более темного оттенка – черный пластилин. Чем больше вы белого пластилина добавите, тем светлее будет оттенок, и наоборот. Пластилин лучше соединять небольшими порциями и хорошо перемешивать, тогда он будет равномерного цвета и лепить из него будет нетрудно.

Для работы с пластилином нам понадобятся следующие инструменты:

  1. Зубочистки. Они нужны будут для скрепления различных деталей.
  2. Пластиковый нож. С его помощью вы легко разрежете пластилин.
  3. Полоска картона. Ей удобно делать насечки и прорезать бороздки.
  4. Серные спички понадобятся для вырезания дырочек побольше (например дырок в сыре)

II. Практическая часть занятия

Технологическая карта лепки мыши

1.Туловище и голова

а.Скатайте белый шарик.

б.Из шарика сформируйте толстенький валик и придайте ему форму груши.

а.Скатайте три маленьких темно-розовых шарика (уши и нос) и две черные крохотные бусинки (глазки).

б.Два темно-розовых шарика расплющите в две маленькие лепешечки (ушки). Из оставшегося шарика скатайте небольшой толстенький валик (нос).

в.Прикрепите нос к узкой части туловища. Сформируйте мышке мордочку: прилепите ей ушки и глазки.

3. Хвост и лапки .

а.Скатайте три темно-розовых шарика размером с маленькую горошину.

б.Из одного шарика скатайте длинный конусовидный валик. Из оставшихся шариков скатайте два маленьких валика потолще (лапки).

в.Слегка согните конусовидный валик- придайте ему форму хвостика.

После того как все кружковцы закончили свою работу педагог отмечает лучшие работы и разбирает причины неудавшихся работ.

III. Физкульт. минутка.

Упражнения для мышц рук.

Упражнения для глаз.

1. Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.
2. Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Способствует расширению зрительно - двигательной активности.

учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства; активизировать словарь детей.

Развивающие : развивать любознательность, интерес к познавательной деятельности; упражнять в умении анализировать, выдвигать гипотезы, делать выводы.

воспитывать самостоятельность, коммуникативные навыки общения и навыки безопасности при проведении опытов

Методические приемы: Игровой, наглядный и словесный.

Материалы и оборудование: пластилин, доски для лепки, стек, интерактивная доска, ноутбук, картина с изображением знаков, магнитная доска

Словарная работа: флешкарта, ноутбук, разрезать, мять, сплющивать, растягивать, соединять, лепить.

Ведущий вид деятельности: познавательно-исследовательский

Способы организации детей: сидя полукругом, стоя за столами

Формы организации детей: групповая, индивидуальная

Ход занятия:

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

Сегодня у нас гости. Давайте все дружно поздороваемся с гостями!

Воспитатель: Ой, ребята! У нас еще один гость. Кто это к нам пришел в гости?

Воспитатель: Да, молодцы ребята. А лиса пришла не с пустыми руками. У лисички есть корзинка. А давайте посмотрим, что на корзинке?

Воспитатель достает флешкарту и показывает детям.

Воспитатель: Что это такое, ребята?

Воспитатель: Да, молодцы. Это флешкарта или флеш-накопитель —запоминающее устройство, использующее в качестве носителя флеш-памяти, и подключаемое к компьютеру или иному считывающему устройству.

Давайте ребята, подключим флеш-карту в компьютер и посмотрим что на флеш-карте!

Воспитатель вставляет флеш-карту в компьютер и открывает папку.

Приветствие лисы: Здравствуйте, ребята!

Лиса: Мне дали поручение узнать о свойствах пластилина и составить схему. Но я не знаю, как узнать о свойствах пластилина. А вы мне поможете, ребята? (ответы детей)

Лиса: Молодцы ребята! Вы очень хорошо справились с заданием! А теперь, я уверена, нам не будет трудно узнать о свойствах пластилина.

Воспитатель: Ребята, поможем провести исследование?

Воспитатель: А что такое пластилин, ребята? (Ответы детей)

У меня есть ноутбук. Давайте по интернету узнаем, что такое пластилин.

Воспитатель находит материал о пластилине и зачитывает детям.

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы отвечали правильно! Давайте все встанем на несколько минут исследователями! Встали все за стол и будем провести исследование.

Готовы провести исследование? (Ответы детей)

Перед вами лежит пластилин.

2. Его можно есть?

3. С запахом или без запаха?

Взяли все на ручки пластилин. Пластилин тяжелый или легкий? (Ответы детей)

Когда он лежит на столе пластилин твердый и холодный, а когда мы держим его на руках, он становится теплым и мягким.

Давайте берем стеки и попробуем разрезать пластилин. Получается у вас разрезать пластилин? (Ответы детей)

Это значит, что пластилин можно разрезать.

А можем мы его помять? (Ответы детей)

Можем из него скатать шар? (Ответы детей)

Вы говорили, что шар можно расплющивать. А пластилин можно расплющивать, ребята?

Еще что можно сделать? ( Ответы детей: разорвать, соединить, лепить)

Молодцы, ребята! Мы очень хорошо провели исследование.

Давайте оставим пластилин, вытираем руки влажной салфеткой и встали на свободное место и сделаем физминуточку.

Мы очень хорошо провели исследование и узнали о свойствах пластилина.

А теперь давайте все сели на стульчики и поможем лисичке составить схему о свойствах пластилина.

Я вам показываю картинки, а вы выбираете нужную картинку.

1. Значок видимый и невидимый (берем знак видимый).

2. Значок с запахом, без запаха (берем знак без запаха).

3. Значок съедобный и не съедобный (берем знак не съедобный).

4. Гир и шар (берем шар, т. к. он легкий).

5. Чай и мороженное (берем чай и мороженное т. к. он может быть и теплым и холодным).

6. Подушка и камень (берем и подушку, и камень, т. к. он может быть и твердым и мягким)

А теперь назовите, пожалуйста что можно делать с пластилином?

Лиса: Спасибо, ребята! Теперь я уверена! Что с вашей помощью я справлюсь с заданием! До свидание, ребята!

Воспитатель: Мы помогли лисичке, ребята?

Молодцы! Вы очень хорошо справились с задачей.

Что вам понравился? Сейчас можете с пластилина слепить фигурки.

Спасибо, за внимание!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:Материалы для лепки. Что может пластилин? Баночка для мелочей.

Цель: познакомить с пластилином, его свойствами, и инструментами для работы с пластилином (стекой), профессиями людей, работающих с пластическими материалами; развивать умение наблюдать, сравнивать, проявлять творческую инициативу.

Планируемые результаты: научатся называть свойства пластилина, сравнивать свойства пластилина, выделять главное – пластичность; анализировать образцы готовых изделий; овладеют техническими приемами ручной обработки материалов.

УУД: п – выполнять анализ работ, сравнивать готовую работу с образцом; р – принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя; к – доносить свою позицию до других, слушать и понимать других; л – проявляют интерес к предмету.

Организационный момент.

Постановка учебной задачи.

- Ребята, рассмотрите представленные на нашей выставке изделия. Знакомы ли вы с материалом, из которого сделаны эти работы?

Я весь мир слепить готов -

Дом, машину, двух котов.

Я сегодня властелин -

У меня есть. (пластилин)

- Умеете ли вы работать с ним?

- Знаете ли вы правила безопасности во время работы с ним?

Учитель предлагает сформулировать тему урока и учебную задачу.

Освоение новых знаний и способов действий.

Беседа с демонстрацией.

- Сегодня вы познакомитесь с новой группой пластических материалов, к которой относится хорошее всем вам знакомый пластилин. Какие еще материалы мы можем отнести к этой группе? Рассмотрите рисунки в учебнике на с. 22.

- Из каких материалов изготовлены эти изделия? Отгадайте загадки:

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

Чтоб сделать миску или вазу —

Она понадобится сразу. (глина)

Я пузырюсь и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу.
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня. (тесто)

- Почему мы можем отнести их к пластичным материалам?

- Главная особенность этих материалов в том, что они пластичны. Их можно отрезать, сминать, раскатывать, вытягивать и т.д.

- Отгадайте загадку, как называется инструмент, который помогает в работе с этим материалом?

Он лепить нам помогает,

Все ненужное срезает.

Пластилин и глину тоже

Выровнять он нам поможет.

Ножичка удобней нет,

В лепке нужен, дети, . (стек)

- Люди, каких профессий работают с этими материалами? (Кондитер, скульптор, гончар)

- Что делает кондитер? Что делает гончар?

Физкультминутка.

Закрепление знаний и способов действий.

Работа по учебнику.

Задание 1: подготовить рабочее место с опорой на рисунок в учебнике с. 22.

Задание 2: выполнить пробные упражнения (учебник, с. 23)

Задание 3: слепить из пластилина буквы.

Наблюдает за работой, при необходимости оказывает помощь в выполнении задания. Организует уборку рабочих мест.

t1624215662aa.jpg

Пластилин - материал для лепки . Раньше изготавливался из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска , животных жиров и других веществ, препятствующих высыханию.

Мне нравится работать с пластилином. Из него можно слепить различные фигурки людей, животных, сказочных персонажей, модели машин и самолётов. Пластилин можно разделить на множество кусочков и снова слепить в один. Мне стало интересно узнать, как придумали пластилин, как он изготавливается и можно ли его сделать в домашних условиях.

История пластилина

Второй патент на практически такой же состав получил в 1899 году англичанин Вильям Харбутт. Именно он впервые применил пластилин как развивающую игрушку для детей. Отсюда и начинается история изобретения пластилина.

Несмотря на невзрачный серый цвет, изобретение учителя очень понравилось его собственным шестерым детям. Довольно быстро его дом наполнился разными строениями, машинами и животными из пластилина. Некоторые из них нравились изобретателю с художественной точки зрения. Так что Вильям Харбутт первый столкнулся с проблемой: как хранить детские поделки из пластилина?

Пластилин оказался не только удобен, но и достаточно дешев. Он был доступен для большинства детей того времени. Лепка из пластилина стала любимым занятием детей по всей Европе. Поколение художников начала двадцатого века буквально выросло на пластилине. Одним из этих художников стал родившийся в 1904 году Сальвадор Дали. Уже будучи знаменитым художником, он продолжал создавать пластилиновые модели для своих живописных полотен. Эти модели помогали ему полнее выразить задуманное в картинах.

Цель: Выявить свойства и состав пластилина и приготовить его в домашних условиях.

- Узнать какие свойства есть у пластилина?

- Как сделать пластилин дома?

- Узнать что делать если пластилин засох?

Виды пластилина:

Мягкий (воздушный) пластилин – это пластичная цветная масса, состоящая из воды, пищевых красителей и полимеров. Продается в герметичной упаковке, так как на открытом воздухе при комнатной температуре быстро застывает. В результате чего образуется легкая прочная субстанция, сравнимая по весу с пенопластом. Материал не имеет неприятного запаха. В отличие от обычного пластилина не липнет к рукам, столу и одежде. Масса очень эластичная и прочная. Застывает готовая поделка, в зависимости от размера, в течение 2-10 часов. Готовые застывшие изделия не липнут к рукам и не слипаются между собой. Их можно хранить вместе с другими игрушками или поставить на полку. Материал считается безопасным, поэтому такие игрушки можно давать даже маленьким детям.

Обычный пластилин изготавливают из очищенного и размельченного порошка глины и веществ, которые не дают ей высыхать: воска, животного сала, озокерита (минерала, похожего на пчелиный воск), вазелина, они поддерживают его пластичность и мягкость. Обычный пластилин бывает разных цветов, но следует отметить, что, чем больше в нем глины, тем менее ярки его цвета.

Шариковый пластилин представляет собой легкие пенопластовые шарики, которые соединены между собой клейким веществом. Само вещество изготавливается либо на основе глицерина, либо на основе специального застывающего геля. От клейкой составляющей зависят характеристики самого пластилина. Пенопластовые шарики в пластилине также бывают разного диаметра. Среди основных видов шарикового пластилина выделяют: крупнозернистый и мелкозернистый шариковый пластилин, застывающий пластилин и пластилин для многоразового использования. Из такого пластилина можно делать объемные поделки и панно. Более приятен в работе однородный застывающий пластилин, он помогает воплотить самые сложные задумки .

Свойства пластилина:

- Мягкий, пластичный, быстро согревается в руках;

- Не крошится и не размазывается;

- Не прилипает к рукам и легко смывается водой;

- Легко лепится на картон и бумагу;

- Может долго находиться в воде;

Как правильно лепить из пластилина:

1) Надо взять пластилин в ладошки и подуть теплым воздухом.

2) Размять пластилин.

3)Начать лепить предмет.

4)В конце надо поставить на подоконник и подождать пока предмет затвердеет.

Развитие мелкой моторики

Мелкая моторика — это способность выполнять руками точные и скоординированные движения. Развитие этого навыка дает возможность ребенку научиться управлять кистями рук. Лепка помогает усовершенствовать подобный навык.

Развитие творчества и воображения

В работе с пластилином включается воображение и творческое мышление. Дети придумывают различные новые образы или воспроизводят знакомые. Подробнее знакомятся с различными формами. Учатся сочетать цвета. Кроме этого, при разминании пластилина, происходит массаж некоторых точек на ладошках и пальцах, непосредственно связанных с отделом мозга, отвечающего за интеллект. Таким образом закладывается фундамент для умственного развития.

Развитие координации глаз и рук

Занятия лепкой не терпят суеты. Они успокаивающе действуют на нервную систему. Если ребенок гиперактивный, не может усидеть на месте и нескольких минут, регулярные занятия с пластилином помогут ему научиться быть более терпеливым, усидчивым, упорным и доводить начатое дело до успешного завершения.

Читайте также: