Супружеское многолетие конспект урока и презентация

Обновлено: 06.07.2024

Презентация на тему: " СЕКРЕТЫ СЕМЕЙНОГО СЧАСТЬЯ. С Е М Ь Я… В понимании людей: результат развития общества; временное явление; пол партнёра не имеет значения." — Транскрипт:

1 СЕКРЕТЫ СЕМЕЙНОГО СЧАСТЬЯ

3 В понимании людей: результат развития общества; временное явление; пол партнёра не имеет значения.

4 В понимании Слова Божия: Бог- Творец семьи; Брак вечен; Его составляют мужчина и женщина. Бог- Творец семьи; Брак вечен; Его составляют мужчина и женщина.

7 Семья - это лечебница духовное исцеление;духовное исцеление; физическое исцеление;физическое исцеление; нравственное исцеление.нравственное исцеление.

8 Семья - это рай Самое счастливое и приятное место на земле.

9 Семья- это ад Может стать самым страшным и неприятным местом: Может стать самым страшным и неприятным местом: Непонимание, не прощение, крик, ярость, драки, слёзы и даже убийства. Непонимание, не прощение, крик, ярость, драки, слёзы и даже убийства.

10 Семья - это мастерская навыки ведения хозяйства; умение вести семейный бюджет; обучение аккуратности и чистоплотности; вкус и уют в быту.

11 СЕМЬЯ – ЭТО СОЮЗ ДВУХ С Е М Ь Я – Э Т О С О Ю З Д В У Х Л Ю Б Я Щ И Х С Е Р Д Е Ц Л Ю Б Я Щ И Х С Е Р Д Е Ц

Три интегрированных урока по предметам основы права и психология для обучающихся старшего звенка, в основном 11-12 классы.

ВложениеРазмер
tsikl_integrirovannnyh_urokov.doc 150 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл интегрированных уроков

по теме: ''Брак, семья, семейные взаимоотношения''

Наумова Елена Юрьевна

учитель основ права

Саввинова Елена Дмитриевна

Цикл интегрированных уроков

  1. Мотивы вступления в брак. Условия и порядок заключения брака.
  2. Права и обязанности супругов.
  3. Кризисы семейной жизни. Расторжение брака.

Список использованной литературы.

Современная семья и ее проблемы служат объектом исследования ряда наук - психологии, права, педагогики, социологии, демографии, экономики. Специалисты изучают динамику эмоциональных отношений в браке, причины одиночества в семье и ее распада, особенности семейного воспитания, права и обязанности супругов в семье.

В наше время включенность в семью перестала быть необходимым фактором духовного и физического выживания. Личность получила относительную независимость от семьи, изменился характер семейных отношений.

В связи с вышеперечисленным, возрастает необходимость более углубленного ознакомления молодого поколения с этикой и психологией семейной жизни. В школьной практике подобные курсы распространены. Однако, на наш взгляд, их недостаточная эффективность заключается в том, что угол зрения в нем несколько сужен в сторону психологии. Помимо психологического аспекта, в семейных взаимоотношениях необходимо учитывать и юридическую (правовую) сторону, о которой молодые люди просто не задумываются. Ведь любая семья – это, конечно, определенные чувства по отношению друг к другу, отношения между людьми (это область психологии), но, в то же время, – это личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов (это область права). Данная тема в условиях современной жизни актуальна.

Перспективность развития данной темы заключается в том, что этот вопрос в научно-методической литературе не рассматривался. Практическая значимость и новизна – в том, что полученные знания дают возможность учащимся более осознанно выбрать будущего супруга, спрогнозировать свою семейную жизнь, обеспечить защиту себе и своему имуществу с юридической стороны.

Таким образом, молодые люди, благодаря полученным знаниям, должны иметь представление об основных моментах семейной жизни и основным правовым вопросам. Искусство семейной жизни – это большая наука, которая вмещает в себя массу теоретических знаний, практических советов и технологий. Конечно, невозможно уместить их в пределах уроков, задача несколько иная: заставить задуматься над серьезностью выбора спутника жизни, над таким шагом в своей жизни, как вступление в брак.

Необходимо формирование психологической культуры и правового сознания.

Правовое сознание отражает правовую деятельность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, правовых установок и ценностных ориентации, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях.

Структура правового сознания:

  1. правовая идеология т.е. систематизированное научное выражение правовых взглядов, принципов, требований общества, различных групп и слоев населения (Конституция, кодексы, законы и т.д.)
  2. правовая психология т.е. совокупность правовых чувств, ценностных отношений, настроений, желаний и переживаний, характерных для личности (конкретного человека), конкретной социальной группы.

Реализация права осуществляется:

  1. через знание права;
  2. через обычаи, традиции и вообще все то, что вошло в привычку, быт, культуру личности;
  3. через самооценку т.е. умение критически оценить свое поведение с точки зрения его соответствия с принципами и нормами права.

Право только тогда выполняет свою роль регулятора правовых отношений, когда оно не только осознанно мыслью и проверено опытом, но и признано как духовную ценность и жизненная необходимость т.е. личность (ученик) усмотрела в его принципах и нормах на основе правовых чувств и переживаний объективное значение для себя и окружающих, а поэтому добровольно вменяет себе в обязанность следовать правовым предписаниям.

Функции психологической культуры и правового сознания заключаются в приобретении суммы психологических и юридических знаний, в определении эмоционального отношения личности к результатам и явлениям жизни на основе опыта, а также в поведенческой реакции в виде правомерного и противоправного поведения.

Главной целью преподавания предмета ''Основы права'' является перевод обыденного (эмпирического) правосознания учащихся в научное (теоретическое) с использованием профессионального правосознания юристов. А главной целью преподавания предмета психологии – приобретение психологических знаний по темам, касающимся вопросов взаимоотношений людей, а также основных понятий общей психологии.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ БРАКОМ И СУПРУЖЕСКАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ

Описание презентации по отдельным слайдам:

УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ БРАКОМ И СУПРУЖЕСКАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ

УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ БРАКОМ И СУПРУЖЕСКАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ

"Хорошо подобранная пара та, в которой оба супруга одновременно ощущают пот.

"Хорошо подобранная пара та, в которой оба супруга одновременно ощущают потребности в скандале" Жюль Ренар.

Удовлетворенность браком зависит, в основном, от возможности реализовать свои.

Удовлетворенность браком зависит, в основном, от возможности реализовать свои ожидания в браке, реализовать свое представление о том, какой должна быть семья. Понятие удовлетворенности браком неразрывно связано с понятием супружеской совместимости. На удовлетворенность браком и супружескую совместимость влияют такие факторы, как: 1. наличие общих интересов и в то же время свобода самореализации каждого из партнеров, 2. совпадение ожиданий от семейной жизни, взглядов и ценностей. Ожидания могут казаться разных аспектов семейной жизни, таких, как финансы, лидерство в семье, бытовая сфера, рождение и воспитание детей, семейный досуг и так далее. 3. совместимость в сексуальной сфере, когда оба партнера испытывают взаимное притяжение и удовольствие от секса.

Супружеская совместимость совсем не означает, что супруги должны быть похожи.

Супружеская совместимость совсем не означает, что супруги должны быть похожи друг на друга как близнецы братья. Наоборот, они могут сильно отличаться чертами характера, темпераментом, способами решения различных проблем. Этими отличиями они могут дополнять друг друга и помогать партнеру в решении разных вопросов. Отличия могут делать образ супруга более привлекательным. С точки зрения теории Боуэна сильное сходство между супругами обычно приводит к слишком тесным, симбиотическим отношениям в паре, что в свою очередь ведет в сильному эмоциональному напряжению, конфликтам и даже разрыву отношений. Например, супруги привыкли все делать вместе и им трудно давать свободу друг другу для личной самореализации. Увлечения партнера могут восприниматься как не правильные, не интересные, противоречащие общему семейному настрою. Психологические исследования показывают, что благополучными супружеские отношения могут быть в случае, когда в семье есть понимание и уважение к нуждам, желаниям другого члена семьи, супруги умеют принимать потери и готовы к переменам. Кроме того, счастливо живут супруги, когда между ними есть привязанность, в частности, терпимость к автономии личности, существуют также четко очерченные границы между родителями и детьми.

Баланс в отношениях Счастливые браки также могут переживать кризисы, измены.

Баланс в отношениях Счастливые браки также могут переживать кризисы, измены, различные трудности. Но с этими трудностями они умеют справляться. Семейные пары, довольные своими отношениями, говорят о том, что ими была достигнута "золотая середина", особый баланс в потребностях, желаниях и ожиданиях. Баланс, который они считают уникальным, незаменимым. Это ощущение золотой середины, достигаемое совместными усилиями, творчески создается и развивается бесконечное количество раз самой супружеской парой в процессе постоянного взаимодействия. Оно имеет множество источников: ценности, разделяемые обоими супругами, когда признается важность супружеских отношений, а свой брак они считают именно таким, каким и хотели его создать. Этот баланс вбирает в себя опыт детских лет и отрочества, а особенно за счет мощных неосознанных трансформаций, надежд, фантазий, которые каждая личность привносит в брак. Баланс зиждется на реальностях настоящего и прошлого как внутри семьи, так и в социальной среде, окружающей ее. Он также создается за счет способности к эмоциональному созреванию, росту сознания личности, а также способности все глубже понимать своего партнера и проявлять эмпатию (уметь сопереживать).

Решение супругами психологических задач Психологические исследования счастлив.

Решение супругами психологических задач Психологические исследования счастливых супружеских пар показали, что для комфортного существования в браке, супругам предстоит решить определенные психологические задачи: Эмоциональное отделение от своей родительской семьи и построение новых отношений с родителями. Если это второй брак, то отношения должны быть выстроены с предыдущей семьей, установлена определенная дистанция с бывшим партнером. Одновременно создается психологическая идентичность семьи, когда супруги ощущают себя связанными вместе, а не существующими по отдельности. Установление семейных правил и границ. Центральной проблемой современного брака является постоянная напряженность при сохранении баланса между общностью и автономией партнеров. Создание полноценных, приносящих радость сексуальных отношений и защита их от вторжений со стороны обязательств, связанных с выполнением домашних и иных работ. Объединение усилий в кризисные моменты для семьи, в частности, связанные с рождением детей. Умение относится с уважением к интересам партнера, восстановление и сохранение супружеских отношений после того, как супруги становятся родителями и привыкают к новым ролям. Создание безопасного пространства внутри семьи для выражения и разрешения разногласий, конфликтов.

Существуют неизбежные тяготы семейной жизни: трудности, связанные с воспитани.

Существуют неизбежные тяготы семейной жизни: трудности, связанные с воспитанием детей и работой, усталость, разочарование, сложности проживания в тесной близости, существенную лепту в этот перечень вносят болезни, финансовые неурядицы, многочисленные острые и хронические стрессы жизни, вызывающие напряжение в отношениях и желание найти удобного "козла отпущения", которого можно было бы обвинить в собственных несчастьях. Одни и те же демоны преследуют счастливые и несчастливые браки. Но в неудачных браках эти демоны конфликтов и гнева постепенно разрушают ткань взаимоотношений, угрожая окончательно привести к разрыву. В удачных браках те же самые демоны получают сознательный отпор. Разногласия могут иметь место, но проявления гнева теряют силу и заглушаются любовью, жалостью, сочувствием и пониманием друг друга, верностью супружескому союзу и убеждением, что семью во время жизненной бури нужно защищать. В конце концов, конфликт удерживается под контролем и правилами, которые супруги принимали для его устранения, и благодаря чувству единения друг с другом, позволяющему подавить гнев.

Безопасное пространство для решения конфликтов создается, когда супруги догов.

Безопасное пространство для решения конфликтов создается, когда супруги договариваются о том, что не смотря на имеющиеся разногласия и эмоциональные вспышки по данному вопросу, они остаются вместе и не расходятся. Конфликт не должен разрушать брак, а наоборот, борьба с существующими трудностями будет сплачивать семью. Семья постепенно вырабатывает правила, например, что супруги не изменяют друг другу, не обсуждают их принадлежность разным религиям, не применяют физическое насилие во время споров, умеют прощать и забывать обиды и так далее. Во время спора важно показывать уважение к позиции партнера, не акцентировать внимание на ошибках и просчетах. Спор не должен задевать самооценку супруга.

Факторы, облегчающие решение конфликтов: Использование смеха и юмора при выяс.

Факторы, облегчающие решение конфликтов: Использование смеха и юмора при выяснении истинного положения вещей, а также чтобы избежать скуки и отчуждения. Создание друг для друга комфортных условий, а также оказание эмоциональной и других видов помощи, поддержки. Сохранение романтических представлений о любви, не смотря на встречу с отрезвляющими условиями реальности. Эта задача отражает способность каждого из партнеров соединять воедино два образа супруга и супруги: идеализированный образ, сложившийся во время ухаживания, в который органически вписаны реалистичные изменения произошедшие с самим человеком и его половиной в течение многих лет супружества. Эта задача, может быть, очень сходна с задачей сохранения любви на протяжении жизненного пути, так как обеспечивает психологический механизм сдерживания разочарования среднего и старшего возраста.

Семейные отношения основываются также на ценностях, глубоко разделяемых обоим.

Семейные отношения основываются также на ценностях, глубоко разделяемых обоими партнерами. Постановка и решение перечисленных задач на протяжении всего жизненного цикла, приспособление к постоянным изменениям и делают брачные отношения эмоционально богатыми и насыщенными.

Факторы удовлетворённости браком (Т.А. Гурко) 1) социально-демографические и.

Факторы удовлетворённости браком (Т.А. Гурко) 1) социально-демографические и экономические характеристики семьи - сюда входят такие показатели, как величина совокупного семей­ного дохода, возраст супругов, число детей в семье и т. д.; 2) характеристики внесемейной сферы жизнедеятельности супругов — профессиональная сфера, взаимоотношения супругов с ближай­шим социальным окружением и т. д.; 3) установки и поведение супругов в основных сферах семейной жизне-деятельности — распределение хозяйственно-бытовых обязан­ностей и совпадение установок в этой сфере семейной жизни, организация досуга; 4) характеристики межсупружеских отношений — эмоционально- нравственные ценности (чувство любви и уважения к партнеру, общие взгляды и интересы, супружеская верность и т. д.).

Аспекты супружеской совместимости (А.Н. Обозова): 1. Духовная совместимость —.

Аспекты супружеской совместимости (А.Н. Обозова): 1. Духовная совместимость — характеризует согласованность целеполагающих компонентов поведения партнеров: установок, ценностных ориентации, потребностей, интересов, взглядов, оценок, мнений и т. д. (основная закономерность духовной со­ вместимости — сходство, подобие духовных укладов супругов); 2. Персональная совместимость — характеризует соответствие структурно-динамических особенностей партнеров: свойств темпе­рамента, характера, эмоционально-волевой сферы: один из критериев персональной совместимости — бесконфликтное рас­пределение межличностных ролей. Основная закономерность этого аспекта совместимости супругов — дополнительность структурных характеристик партнеров; 3. Семейно-бытовая совместимость — функциональные особенно­сти брачных партнеров: согласованность представлений о функциях семьи и соответствующем укладе, согласованность ролевых ожиданий и притязаний при реализации этих функций. Критерий — эффективность воспитания детей; 4.Физиологическая совместимость. Признаками физической, в том числе сексуальной, совместимости является гармония ласк мужчины и женщины, телесного контакта, удовлетворенность от близости. Такое понимание супружеской совместимости близко к понятию удовлетворенности браком. Действительно, в данном случае совмес­тимость трактуется как согласованность установок, сходство духовных укладов супругов, соответствие характера, согласованность представ­лений о функциях семьи — то есть, в принципе, все это можно обо­значить как представления о семейной жизни, а реализация этих пред­ставлений в супружестве и определяет оценку супругами собственно­го брака, их удовлетворенность семейными отношениями.

Итак, понятие супружеской совместимости так или иначе опреде­ляется через пон.

Итак, понятие супружеской совместимости так или иначе опреде­ляется через понятия удовлетворенности браком, его стабильности, при этом многие исследователи под супружеской совместимостью пони­мают нечто статичное. Однако нельзя забывать, что каждая семья уни­кальна, и психологической закономерности, распространяемой на всех без исключения, не существует.

Нравственные основы семейной жизни

Воспитание семейных ценностей у старшеклассников на основе

Для учащихся 10-11 классов средних общеобразовательных заведений

Авторы:

Актуальность курса

Миссия курса

Укрепление основ семейной жизни в российском обществе.

Дать учащимся знания и навыки, необходимые для создания крепкой, многодетной, счастливой семьи.

Задачи курса

Познакомить учащихся с основными понятиями, раскрывающими смыслы, ценности и нормы семейной жизни; дать первоначальные представления о семейной жизни с позиций психологии, культурологии и этики; способствовать пробуждению у учащихся желания создать крепкую, многодетную, счастливую семью; снизить или предотвратить риски на пути к созданию старшеклассниками в будущем крепкой, многодетной, счастливой семьи; познакомить учащихся со средствами решения потенциальных семейных проблем; научить старшеклассников основам психологической, культурологической и духовно-нравственной безопасности в сфере семейных отношений; помочь старшеклассникам задуматься о смысле жизни.

МЕТОДЫ и ФОРМЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Беседы и лекции; семинарские занятия и диспуты; анкетирование и тестирование; просмотр видеофильмов и прослушивание аудиозаписей по темам занятий; написание и защита рефератов и творческих работ и др.

Примерная программа курса

Пособия курса 10 класс

Экспериментальное учебное пособие для учащихся Методические рекомендации для учителя Хрестоматия для учителя

Пособия курса 11 класс

Экспериментальное учебное пособие для учащихся Методические рекомендации для учителя Хрестоматия для учителя

10 класс

Мультимедийное сопровождение учебного курса

Содержание учебного пособия 10 класса носж

Как работать с учебно-методическим комплексом Введение Что такое счастье и как его достичь? Раздел I. ЛИЧНОСТЬ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Глава I. Кто я? Тема 1.1.Направленность личности Тема 1.2.Понятие личности Тема 1.3.Тайна возраста Тема 1.4.Тайна пола Глава II. Я и Другие Тема 2.1. Быть или казаться Тема 2.2. Стыд и совесть Тема 2.3. Дружба и любовь в жизни человека Тема 2.4. Мужественность Тема 2.5. Женственность

Раздел II

Содержание учебного пособия 11 класса носж

Раздел I. ВОЗРАСТЫ СЕМЬИ Глава 1. Особенности зрелой семьи Тема 1.1. Уроки семейного взросления Тема 1.2. Семейные конфликты Тема 1.3. Родители и дети. Значение детей в жизни семьи Тема 1.4. Супружеское многолетие

РАЗДЕЛ II

Я — СЕМЬЯ — ОБЩЕСТВО Глава 2. Семья — основа всякого общества Тема 2.1. Типы и функции семьи Тема 2.2. Значение семьи для общества Тема 2.3. Семья и государство. Вопросы демографии Тема 2.4. История семейной политики в России Глава 3. Устроение жизни семьи. Личность и семья Тема 3.1. Иерархичность семейных отношений. Главенство мужа Тема 3.2. Жена — хранительница домашнего очага Тема 3.3. Положение детей в семье Тема 3.4. Старшие члены семьи Глава 4. Семейное воспитание Тема 4.1. Традиции семьи, рода, народа Тема 4.2. Воспитание чести и долга в семье Тема 4.3. Патриотическое воспитание в семье Тема 4.4. Трудовое воспитание в семье Тема 4.5. Половое воспитание в семье

РАЗДЕЛ III

ДЛЯ ЧЕГО Я ЖИВУ? Глава 5. Религиозные основы семьи Тема 5.1. Вера, доверие и верность как ценности семейной жизни Тема 5.2. Семья в религиозной традиции Тема 5.3. Святые семейства. Святые покровители семьи Глава 6. Семья в моей жизни Тема 6.1. Радость семейной жизни Тема 6.2. Значение семьи в жизни человека и смысл жизни Тема 6.3. Семейное счастье — миф или реальность?

Примеры видеофильмов по темам курса

Мнения экспертов

СЛОБОДЧИКОВ ВИКТОР ИВАНОВИЧ Доктор психологических наук, член -корреспондент Российской Академии Образования

Мнения экспертов

ФИЛИППОВ БОРИС АЛЕКСЕЕВИЧ Кандидат исторических наук, профессор кафедры систематического богословия и патрологии богословского факультета ПСТГУ.

Области применения

1. Снижение социальной напряжённости в обществе за счёт гармонизации семейных отношений – как в сфере супружеских, так и детско-родительских отношений. Необходимо учитывать, что подростковая среда из всех возрастных групп бывает наиболее агрессивна. Это во многом зависит от взаимодействия подростков с родителями. 2. Улучшение демографической ситуации в плане: увеличения рождаемости; укрепления института брака; увеличения числа многодетных семей.

Администрации: Федеральные региональные - муниципальные

Области применения

1. Профилактика заболеваний передающихся половым путём, снижение числа подростковых абортов и ранних беременностей, сохранение репродуктивного здоровья молодёжи. Содержание курса можно рекомендовать для позитивного наполнения работы кабинетов репродуктивного здоровья подростков. 2. Профилактика отказа родителей от детей.

Области применения

1. Укрепление института семьи. Снижение числа неполных семей, матерей одиночек, воспитывающих детей и т.д. 2. Улучшение социального климата в семьях. Оптимизация поло-ролевого и межпоколенного взаимодействия в семьях. Эффективное использование внутренних ресурсов семьи по эмоциональной, психологической и социальной поддержке пожилых людей и инвалидов за счёт воспитания у молодёжи бережного отношения к ним. Использование материалов учебного комплекса на курсах повышения квалификации и в социальных учреждениях работающих с детьми и молодёжью

Министерство социальной защиты

Области применения

1. Полезен для решения личностных проблем всех участников образовательного процесса. Изучение курса для молодых людей создаёт возможность просвещения в вопросах семейного образа жизни их родителей и учителей. 2. Способствует формированию в процессе обучения со-бытийной среды. Преподавание семейного курса создаёт ситуацию, когда педагоги могут работать с семьями, в т.ч. и трудными.

Министерство образования и науки (школы): - учащиеся - учителя - родители

Области применения

1. Социальный заказ на профессиональные кадры. В связи с возрастающим запросом на преподавание семейного курса в школе возрастает потребность в подготовке педагогических и научных кадров по семейной проблематике. 2. Содержательное наполнение воспитательной работы со студентами в сфере семейных отношений. 3. Использование материалов курса в беседах со студентами и при преподавании предметов гуманитарной направленности.

Министерство образования и науки (ВУЗы): - ректора проректора по воспитательной работе - преподаватели

Области применения

Министерство образования и науки: Академическая наука

Значение курса

Вводится курс мировоззренческого характера, что крайне важно для старшеклассников. В рамках его впервые речь идёт не столько о формировании понятий, сколько о смыслах и ценностях. Преподавание курса предполагает отношение к ребёнку не как к копилке знаний, а как к реальному, живому человеку, которому предстоит большая жизнь.

Варианты внедрения

Уровни: Федеральный компонент Региональный компонент - Школьный компонент

Испытание на практике

В настоящее время курс проходит апробацию в ряде регионов России. В г.Екатеринбурге и Свердловской области он преподаётся в десятках школ. 25 из них имеют статус экспериментальных площадок Уральского отделения Российской Академии образования. Преподавание курса проходит также в Оренбургской, Калужской и Калининградской областях, в ряде школ Санкт-Петербурга, Челябинской, Костромской, Курганской областей, на Дальнем Востоке.

География внедрения

Заключение

Авторы постарались создать новый продукт, начиная от осознания проблемного поля и теоретических посылов, через концептуализацию и проектирование, заканчивая воплощением в реальность.

Читайте также: