Конспект урока внеклассное чтение сказки а с пушкина
Обновлено: 06.07.2024
Цели: познакомить обучающихся со сказкой А.С. Пушкина; учить анализировать поступки героев, сравнивать сказки народные и литературные; формировать умения анализировать литературное произведение, аргументировать свой ответ; учить видеть скрытый смысл, заключенный в сказках; обучать грамотному выразительному чтению; воспитывать культуру речи, слушания, высказывания, эмоций; учить различать положительных и отрицательных героев, давать краткую характеристику главных героев, оценку их поступков; обучать умению работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст; развивать память, речь, логическое мышление.
Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные:
— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
— анализ художественного текста, выделение в нем главной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой Формации в книге, умение ориентироваться в учебной и худо
жественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества А.С. Пушкина.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, выставка книг, аудиозапись сказки.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
На острове Буяне,
Стоит бык печеный
В одном боку быка нож точеный,
А в другом — чеснок толченый.
— Прочитаем медленно (еще: с ускорением, с замедлением темпа, с интонацией удивления, восхищения, выразительно).
III. Работа по теме урока
— Разгадайте кроссворд. Для этого нужно отгадать загадки.
1. Не ездок, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит. (Ласково.) (Петушок.)
2. Живу в лесу и на лугу,
Я порчу в огороде грядки
И удираю без оглядки. (Заяц.)
3. Я увидел свой портрет.
Отошел — портрета нет. (Зеркало.)
Красным падает. (Яблоко.)
4. Волна в озере встает —
двойка белая плывет. (Лебедь.)
- Какие сказки вы читали?
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
Каковы ваши впечатления от услышанного?
- Что вам больше всего запомнилось из этой сказки?
- Какие слова и выражения были непонятны?
VI. Рефлексия
- С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
- За что бы вы себя похвалили сегодня?
VII. Подведение итогов урока
- Кому нравится читать стихи Александра Сергеевича, поднимите руки. А кому - сказки?
- Чем вам нравятся сказки А.С. Пушкина?
Домашнее задание
Перечитать сказку. Читать другие сказки А.С. Пушкина.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Сказка леса
Из душистых веток сплетена завеса,
Не пускают ветра сосны к сердцу леса.
Там в тиши прохладной есть ручей журчащий,
Свежий и прохладный, чистый и блестящий.
И, пугливо прячась в травке побережной,
В тот ручей глядится ландыш белоснежный,
И хранит из веток крепкая завеса
Дремлющую сказку — сказку в сердце леса.
— Понравилось вам стихотворение?
— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
— Прочитайте скороговоркой, выразительно.
III. Работа по теме урока
— О чем рассказывает нам автор?
— О каких сказочных явлениях природы говорит нам автор?
— С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? Кто его автор?
— Назовите главный вопрос урока, на который мы должны ответить.
— К какому жанру мы отнесем произведение А.С. Пушкина?
Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина проводится в 5 классе после изучения темы "Литературная сказка". Урок включает рассказ о няне поэта, викторину, игровые задания. В ходе урока соревнуется несколько команд.
Урок-игра по сказкам А. С. Пушкина.
- Портрет Пушкина
- Выставка книг
- Иллюстрации учащихся к сказкам
С младенчества няня лелеяла Сашу. Благодаря Арине Родионовне он окунулся в мир волшебных народных сказок, старинных былей и небылиц, которые она замечательно рассказывала.
Вот как он вспоминал её после:
… в вечерней тишине
Являлась ты весёлою старушкой,
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелён оставила свирель,
Которую сама заворожила.
Пушкин заслушивался сказками няни и позже, когда ему было уже 25 лет и он был сослан в Михайловское.
Семь сказок записал поэт со слов няни в свою специально заведённую тетрадь
Пленительные старинные предания и былины, рассказанные няней, уводили в мир чудесных превращений. Став поэтом, Пушкин расцветил их своей чудесной поэтической фантазией.
Сказки Арины Родионовны получили новое воплощение. Композиторы положили их на музыку.
Трогательная забота няни чувствуется в каждой строке её писем к Пушкину, которые он бережно хранил. 6 марта 1827 года Арина Родионовна диктует письмо к своему любимцу в Петербург:
А другой поэт, уже современный, Николай Доризо, тоже захотел отблагодарить няню поэта в своих стихах
Ученик читает стихотворение:
Всё было мудро предназначено
Судьбой – и сказки и былины.
Его сама Россия нянчила
Руками крепостной Арины.
В светелке – теплота перинная,
Свеча устало догорала,
И пеня русская, старинная
Его, младенца, пеленала…
Когда я в бронзе вижу Пушкина,
Стоящего в плаще крылатом,
Живое личико старушкино
Всегда мне видится с ним рядом,
Трудилась, господа не гневала,
Жила, как все. Вставала рано.
Но без неё, быть может, не было б
У нас Людмилы и Руслана.
Хотя о нас она не грезила,
Когда с хитринкой, по-крестьянски,
То вдруг задумчиво, то весело
Ему рассказывала сказки.
Водила в сутолоке рыночной
На праздники народных зрелищ,
В душе звала сынком, кровиночкой,
А вслух – лишь Александр Сергеевич.
С ним вы, Арина Родионовна,
В веках остались неразлучно.
Так с вашим именем созвучно.
Сегодня вы, ребята, вспомните, что знаете о сказках Пушкина, а, может быть, узнаете и что-нибудь новое.
У нас, как всегда, три команды: А, Б, В.
Нашу игру судят учащиеся 10и класса.
Каждая команда выберет себе капитана.
Конкурс первый – Угадай сказку
Конкурс второй – Разминка.
За каждый правильный ответ команда получает один балл.
Конкурс второй – капитанов.
А мы пока посоревнуемся дальше. Следующий конкурс – Сказочный предмет.
Я по очереди для каждой команды выну из коробки предмет. Ваша задача – назвать сказку, в которой встречается такой предмет. За каждый правильный ответ – 1 балл.
А теперь конкурс сказочных героев. Дома вы должны были представить героя сказки Пушкина. Давайте попробуем угадать.
Ребята представляют своих героев, а жюри оценивает мастерство, интересный рассказ по пятибалльной системе.
Конкурс капитанов закончился. Представьте свою работу. Жюри за каждый найденный повтор ставит один балл.
Следующий конкурс – восстановить текст. Сейчас мы узнаем, насколько вы точно знаете сказки Пушкина. Приглашаются капитаны. Вот вам одинаковый текст из одной из сказок Пушкина. Ваша задача – на месте пропусков вписать нужные слова. За каждое правильно вписанное слово – 1 балл.
Отвечает ветер ___________________ , -
Там, за речкой ______________________
Есть __________________ гора,
В ней _____________________ нора,
В той норе, во тьме __________________________ ,
Гроб качается __________________________
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того __________________ места,
В том гробу твоя невеста.
А теперь, пока жюри подсчитывают баллы, мы с вами посмотрим инсценировку из сказки Пушкина, которую поставили девочки.
Далее жюри подводит итоги игры.
Я думаю, что всем было сегодня интересно на уроке. Мы вспомнили сказки Пушкина, которые вы знаете с детства, узнали много интересного о жизни Арины Родионовны, посоревновались, и в выигрыше сегодня все.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина в 5 классе по теме “Мои любимые сказки А. С. Пушкина”
Обобщение и дополнение знаний учащихся, которые пятиклассники получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина.
Урок внеклассного чтения по сказке Л.Петрушевской "Сказка о часах"
Урок внеклассного чтения по сказке Л.Петрушевской "Сказка о часах" разработан с использованием приемов технологии критического мышления.Может быть проведен в классах.
Урок внеклассного чтения по сказкам А.С.Пушкина
Урок по сказкам Пушкина в форме командной игры для 5 класса.
Опыт использования технологии "Перевёрнутый класс" (flipped-classroom) в проведении урока литературы . Урок внеклассного чтения по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель", 8 класс.
Автор делится практическим опытом использования технологии "Перевёрнутого класса" или "Перевёрнутого обучения" (flipped-classroom) при изучении повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" в 8 классе.
Урок внеклассного чтения по сказкам А.С.Пушкина
Урок по сказкам А.С.Пушкина.
1.Тема урока-размышления "Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н.Толстого в романе "Война и мир". Данный урок воспитывает у учащихся чувство восприятия прекрасного и на примере текста.
Цель: расширить читательский кругозор учащихся на примере творчества А.С. Пушкина.
Тип урока: урок- закрепление.
Форма урока: работа в парах, коллективная, индивидуальная.
Задачи урока:
Личностные УУД
Воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения.
Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения поставленных задач.
Регулятивные УУД
Постановка и сохранение учебной задачи.
Умение ориентироваться в текстовом массиве, перечитывать текст, отыскивая информацию, необходимую для ответа на вопрос.
Развитие критического мышления.
Познавательные УУД
Формирование навыков самостоятельной работы с книгой (чтение-рассматривание), читательской компетенции.
Развитие образного и логического мышления, воссоздающего творческое воображение детей.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
Коммуникативные УУД
Готовность слушать собеседника и вести диалог, формулировать собственное мнение и позицию.
Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;
Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.
1 Организационный момент
- Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок Мы отправимся в путешествие по сказкам А С Пушкина А чтобы это путешествие было более увлекательным и захватывающим вас ждет очень много заданий. Чтобы быстро и правильно их выполнить, мы сейчас разделимся на три команды. В конце урока команду победителей – лучших знатоков творчества великого русского поэта А С Пушкина - ждут призы Итак, в путь, ребята!
Ваша задача быстро собрать, прочитать и объяснить смысл пословицы
ЛОЖЬ,ДА,ДОБРЫМ , СКАЗКА, УРОК , В НЕЙ, МОЛОДЦАМ, НАМЕК
б) Опрос - разминка
Где родился А. С. Пушкин ? (В Москве)
Когда он родился? (6 июня 1799 года)
От кого маленький Саша узнал русские народные сказки? (От няни Арины Родионовны)
Сколько всего сказок написал А. С. Пушкин? (6 ,5 и1- не закончил)
в) Разгадайте кроссворд и прочитайте ключевое слово
2.Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно… (тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбку,
Старуха пряла свою пряжу.)
3.« Свет мой, зеркальце! Скажи
(Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее? )
д) Сказки просят::
- А СЕЙЧАС ВЫ, ДРУЗЬЯ, УЗНАЙТЕ НАС!
(Отгадайте название сказки по следующим словам)
3.Базар, жадность, лошадь, печка, работа, оброк, море, верёвка, наказание.
5.Три девицы, бочка, море, богатыри, белочка, орешки, лебедь, купцы.
е ) Блиц - турнир .
Как звали царя Салтана ? (Князь Гвидон)
В кого и в какой последовательности превращался князь Гвидон? ( Комар, муха, шмель)
Сколько раз закидывал старик невод в тот день, когда поймал золотую рыбку? (3 раза)
Что поймал старик в первый и во второй раз? (В первый раз –тину, во второй раз- морскую траву.)
Помогла ли старику рыбка и как?
Кто помогал королевичу Елисею в поисках царевны? (Солнце, месяц, ветер)
За какую плату согласился работать Балда? (За три щелчка)
Сколько раз в сказке А. С. Пушкина старуха посылала старика к рыбке и о чём она просила её?
ж) Заколдованные слова
- Дети, внимательно посмотрите на карточки и прочитайте заколдованные слова и скажите из какой они сказки.
з) Задание "ЛЕДОКОЛ"
Попробуйте отыскать сказочных героев или слова из сказок А. С. Пушкина в словах
СКАЗКИ и ПУШКИН.
СКАЗКИ- Салтан, комар, Арина, зеркальце, кораблик, изба.
ПУШКИН- повариха, учёный кот, шамаханская царица, корыто, изба, невод.
е) Прочитайте зашифрованную телеграмму и назовите её от правителя
Пл*щ*шь т*, к*д* з*х*ч*шь,
Т* м*рск** к*мн* т*ч*шь,
В*пл*сн* т* н*с н* с*ш*!
5.Подведение итогов урока
Урок внеклассного чтения оказался на редкость увлекательным и интересным! До новых встреч!
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Цель: обобщить и систематизировать знания по сказкам А.С. Пушкина;
Знания: сравнение литературной и народной сказок; герои сказки; характеристика героя.
Умения: выразительно читать произведение передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам; развивать память, речь, мышление, воображение; учить понимать поступки и характеризовать героев , сравнивать литературную и народную сказки.
Метапредметные результаты:
Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги.
Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
Личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к (старшим, ценность человеческой жизни), проявление интереса и изучению творчества классиков.
Коммуникативные : ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);
Межпредметные связи:
игровые задания. В ходе у рока соревн уе тся неск олько команд.
Ребята, сегодня мы с вами попу тешеств уем в замеч ательный мир сказки А. С.
Пушкина. (Обращается к портрету поэта) На ш урок называется « Что з а
о сказках, которые ему рассказывала Арина Родионовна.
С младенчества няня лелеяла Сашу. Благодаря Арине Родионовне он оку н улс я в мир
волшебных народных сказок, старинных былей и небылиц, которые она замеч ательно
Пушкин заслушивалс я сказками няни и п озже, когда ему было уже 25 лет и он был
Часто в долгие зимние вечера, когда за окном бу шевала метель, в печной тр у бе гудел
ветер, когда Пушкину было особенно одиноко, поэт при ходил к няне в светёлку. Здесь
всё было простое, русское, деревенское, уютное. «Вечером слушаю сказки моей няни,
От Арины Родионовны Пушкин услышал впервые и про избушку на курьих н ожках, и
Семь сказок записал поэт со слов няни в свою специально заведённу ю тетрадь
Пленительные старинные предания и былины, рассказанные няней, уводили в мир
чудесных превращений. Став поэтом, Пушкин ра сцветил их своей чудесной
Сказки Арины Родионовны получили новое воплощение. Композиторы положили их
Трогательная забота няни чувс тв уе тся в каждой строке её писем к Пушкин у , которые
он бережно хранил. 6 марта 1827 года Арина Родионовна дикту ет письмо к своему
Любезный мой друг Александр Сергее вич… Ваше обещание к нам побывать летом
меня очень радуе т. Приезжай, мой ангел, к н ам в Михайловское, всех лошадей на
А другой поэт, уже современный, Николай Доризо, тоже захотел отблагодарить няню
Сегодня вы, ребята, вспомните, что знаете о сказках Пу шкина, а, может быть, узнаете и
бурые лисицы, донские жеребцы, чистое серебро, злато. И всё это по доступным
Тем, кто интересуется жилплощадью! Всего за 5 тысяч сд аю на лето горницу в
аренду. В горнице имеются: кру гом лавки крытые ковром, под свечами стол
Школа целителей и экстрасенсов проводит ежем есячные платные курсы.
Излечиваются такие заболевания, как: укусы правого и левого глаза, волдыри на
За каждый правильный ответ команда получает один балл.
Сколько жили старик со стару х ой у сам ого синего моря? (тридцать лет и три
Какими словами извещал пету шок царя Дадона о том, что опасности для
царства - государства нет? (Кири - ку - ку, царствуй, лёжа на боку)
Какая сказка заканчивается словами: «Сказка – ложь, да в ней – намёк, добрым
о сыне его славном Гвидоне и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о
Читайте также: