Конспект урока внеклассное чтение сказки а с пушкина

Обновлено: 06.07.2024

Цели: познакомить обучающихся со сказкой А.С. Пушкина; учить анализировать поступки героев, сравнивать сказки народные и литературные; формировать умения анализировать литературное произведение, аргументировать свой ответ; учить видеть скрытый смысл, заключенный в сказках; обучать грамотному выразительному чтению; воспитывать культуру речи, слушания, высказывания, эмоций; учить различать положительных и отрицательных героев, давать краткую характеристику главных героев, оценку их поступков; обучать умению работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст; развивать память, речь, логическое мышление.

Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— анализ художественного текста, выделение в нем главной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой Формации в книге, умение ориентироваться в учебной и худо

жественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества А.С. Пушкина.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, выставка книг, аудиозапись сказки.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

На острове Буяне,

Стоит бык печеный

В одном боку быка нож точеный,

А в другом — чеснок толченый.

— Прочитаем медленно (еще: с ускорением, с замедлением темпа, с интонацией удивления, восхищения, выразительно).

III. Работа по теме урока

— Разгадайте кроссворд. Для этого нужно отгадать загадки.


1. Не ездок, а со шпорами,

Не сторож, а всех будит. (Ласково.) (Петушок.)

2. Живу в лесу и на лугу,

Я порчу в огороде грядки

И удираю без оглядки. (Заяц.)

3. Я увидел свой портрет.

Отошел — портрета нет. (Зеркало.)

Красным падает. (Яблоко.)

4. Волна в озере встает —

двойка белая плывет. (Лебедь.)

- Какие сказки вы читали?

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

Каковы ваши впечатления от услышанного?

- Что вам больше всего запомнилось из этой сказки?

- Какие слова и выражения были непонятны?

VI. Рефлексия

- С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

- За что бы вы себя похвалили сегодня?

VII. Подведение итогов урока

- Кому нравится читать стихи Александра Сергеевича, поднимите руки. А кому - сказки?

- Чем вам нравятся сказки А.С. Пушкина?

Домашнее задание

Перечитать сказку. Читать другие сказки А.С. Пушкина.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Сказка леса

Из душистых веток сплетена завеса,

Не пускают ветра сосны к сердцу леса.

Там в тиши прохладной есть ручей журчащий,

Свежий и прохладный, чистый и блестящий.

И, пугливо прячась в травке побережной,

В тот ручей глядится ландыш белоснежный,

И хранит из веток крепкая завеса

Дремлющую сказку — сказку в сердце леса.

— Понравилось вам стихотворение?

— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

— Прочитайте скороговоркой, выразительно.

III. Работа по теме урока

— О чем рассказывает нам автор?

— О каких сказочных явлениях природы говорит нам автор?

— С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? Кто его автор?

— Назовите главный вопрос урока, на который мы должны ответить.

— К какому жанру мы отнесем произведение А.С. Пушкина?

Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина проводится в 5 классе после изучения темы "Литературная сказка". Урок включает рассказ о няне поэта, викторину, игровые задания. В ходе урока соревнуется несколько команд.

Урок-игра по сказкам А. С. Пушкина.

  • Портрет Пушкина
  • Выставка книг
  • Иллюстрации учащихся к сказкам

С младенчества няня лелеяла Сашу. Благодаря Арине Родионовне он окунулся в мир волшебных народных сказок, старинных былей и небылиц, которые она замечательно рассказывала.

Вот как он вспоминал её после:

… в вечерней тишине

Являлась ты весёлою старушкой,

И надо мной сидела в шушуне,

В больших очках и с резвою гремушкой.

Ты, детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила

И меж пелён оставила свирель,

Которую сама заворожила.

Пушкин заслушивался сказками няни и позже, когда ему было уже 25 лет и он был сослан в Михайловское.

Семь сказок записал поэт со слов няни в свою специально заведённую тетрадь

Пленительные старинные предания и былины, рассказанные няней, уводили в мир чудесных превращений. Став поэтом, Пушкин расцветил их своей чудесной поэтической фантазией.

Сказки Арины Родионовны получили новое воплощение. Композиторы положили их на музыку.

Трогательная забота няни чувствуется в каждой строке её писем к Пушкину, которые он бережно хранил. 6 марта 1827 года Арина Родионовна диктует письмо к своему любимцу в Петербург:

А другой поэт, уже современный, Николай Доризо, тоже захотел отблагодарить няню поэта в своих стихах

Ученик читает стихотворение:

Всё было мудро предназначено

Судьбой – и сказки и былины.

Его сама Россия нянчила

Руками крепостной Арины.

В светелке – теплота перинная,

Свеча устало догорала,

И пеня русская, старинная

Его, младенца, пеленала…

Когда я в бронзе вижу Пушкина,

Стоящего в плаще крылатом,

Живое личико старушкино

Всегда мне видится с ним рядом,

Трудилась, господа не гневала,

Жила, как все. Вставала рано.

Но без неё, быть может, не было б

У нас Людмилы и Руслана.

Хотя о нас она не грезила,

Когда с хитринкой, по-крестьянски,

То вдруг задумчиво, то весело

Ему рассказывала сказки.

Водила в сутолоке рыночной

На праздники народных зрелищ,

В душе звала сынком, кровиночкой,

А вслух – лишь Александр Сергеевич.

С ним вы, Арина Родионовна,

В веках остались неразлучно.

Так с вашим именем созвучно.

Сегодня вы, ребята, вспомните, что знаете о сказках Пушкина, а, может быть, узнаете и что-нибудь новое.

У нас, как всегда, три команды: А, Б, В.

Нашу игру судят учащиеся 10и класса.

Каждая команда выберет себе капитана.

Конкурс первый – Угадай сказку

Конкурс второй – Разминка.

За каждый правильный ответ команда получает один балл.

Конкурс второй – капитанов.

А мы пока посоревнуемся дальше. Следующий конкурс – Сказочный предмет.

Я по очереди для каждой команды выну из коробки предмет. Ваша задача – назвать сказку, в которой встречается такой предмет. За каждый правильный ответ – 1 балл.

А теперь конкурс сказочных героев. Дома вы должны были представить героя сказки Пушкина. Давайте попробуем угадать.

Ребята представляют своих героев, а жюри оценивает мастерство, интересный рассказ по пятибалльной системе.

Конкурс капитанов закончился. Представьте свою работу. Жюри за каждый найденный повтор ставит один балл.

Следующий конкурс – восстановить текст. Сейчас мы узнаем, насколько вы точно знаете сказки Пушкина. Приглашаются капитаны. Вот вам одинаковый текст из одной из сказок Пушкина. Ваша задача – на месте пропусков вписать нужные слова. За каждое правильно вписанное слово – 1 балл.

Отвечает ветер ___________________ , -

Там, за речкой ______________________

Есть __________________ гора,

В ней _____________________ нора,

В той норе, во тьме __________________________ ,

Гроб качается __________________________

На цепях между столбов.

Не видать ничьих следов

Вкруг того __________________ места,

В том гробу твоя невеста.

А теперь, пока жюри подсчитывают баллы, мы с вами посмотрим инсценировку из сказки Пушкина, которую поставили девочки.

Далее жюри подводит итоги игры.

Я думаю, что всем было сегодня интересно на уроке. Мы вспомнили сказки Пушкина, которые вы знаете с детства, узнали много интересного о жизни Арины Родионовны, посоревновались, и в выигрыше сегодня все.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина в 5 классе по теме “Мои любимые сказки А. С. Пушкина”

Обобщение и дополнение знаний учащихся, которые пятиклассники получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина.

Урок внеклассного чтения по сказке Л.Петрушевской "Сказка о часах"

Урок внеклассного чтения по сказке Л.Петрушевской "Сказка о часах" разработан с использованием приемов технологии критического мышления.Может быть проведен в классах.


Урок внеклассного чтения по сказкам А.С.Пушкина

Урок по сказкам Пушкина в форме командной игры для 5 класса.


Опыт использования технологии "Перевёрнутый класс" (flipped-classroom) в проведении урока литературы . Урок внеклассного чтения по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель", 8 класс.

Автор делится практическим опытом использования технологии "Перевёрнутого класса" или "Перевёрнутого обучения" (flipped-classroom) при изучении повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" в 8 классе.


Урок внеклассного чтения по сказкам А.С.Пушкина

Урок по сказкам А.С.Пушкина.

1.Тема урока-размышления "Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н.Толстого в романе "Война и мир". Данный урок воспитывает у учащихся чувство восприятия прекрасного и на примере текста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: расширить читательский кругозор учащихся на примере творчества А.С. Пушкина.

Тип урока: урок- закрепление.

Форма урока: работа в парах, коллективная, индивидуальная.

Задачи урока:

Личностные УУД

Воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения.

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения поставленных задач.

Регулятивные УУД

Постановка и сохранение учебной задачи.

Умение ориентироваться в текстовом массиве, перечитывать текст, отыскивая информацию, необходимую для ответа на вопрос.

Развитие критического мышления.

Познавательные УУД

Формирование навыков самостоятельной работы с книгой (чтение-рассматривание), читательской компетенции.

Развитие образного и логического мышления, воссоздающего творческое воображение детей.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Коммуникативные УУД

Готовность слушать собеседника и вести диалог, формулировать собственное мнение и позицию.

Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;

Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.


1 Организационный момент

- Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок Мы отправимся в путешествие по сказкам А С Пушкина А чтобы это путешествие было более увлекательным и захватывающим вас ждет очень много заданий. Чтобы быстро и правильно их выполнить, мы сейчас разделимся на три команды. В конце урока команду победителей – лучших знатоков творчества великого русского поэта А С Пушкина - ждут призы Итак, в путь, ребята!

Ваша задача быстро собрать, прочитать и объяснить смысл пословицы

ЛОЖЬ,ДА,ДОБРЫМ , СКАЗКА, УРОК , В НЕЙ, МОЛОДЦАМ, НАМЕК

б) Опрос - разминка

Где родился А. С. Пушкин ? (В Москве)

Когда он родился? (6 июня 1799 года)

От кого маленький Саша узнал русские народные сказки? (От няни Арины Родионовны)

Сколько всего сказок написал А. С. Пушкин? (6 ,5 и1- не закончил)


в) Разгадайте кроссворд и прочитайте ключевое слово


2.Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно… (тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбку,
Старуха пряла свою пряжу.)

3.« Свет мой, зеркальце! Скажи
(Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее? )


д) Сказки просят::
- А СЕЙЧАС ВЫ, ДРУЗЬЯ, УЗНАЙТЕ НАС!

(Отгадайте название сказки по следующим словам)

3.Базар, жадность, лошадь, печка, работа, оброк, море, верёвка, наказание.

5.Три девицы, бочка, море, богатыри, белочка, орешки, лебедь, купцы.

е ) Блиц - турнир .

Как звали царя Салтана ? (Князь Гвидон)

В кого и в какой последовательности превращался князь Гвидон? ( Комар, муха, шмель)

Сколько раз закидывал старик невод в тот день, когда поймал золотую рыбку? (3 раза)

Что поймал старик в первый и во второй раз? (В первый раз –тину, во второй раз- морскую траву.)

Помогла ли старику рыбка и как?

Кто помогал королевичу Елисею в поисках царевны? (Солнце, месяц, ветер)

За какую плату согласился работать Балда? (За три щелчка)

Сколько раз в сказке А. С. Пушкина старуха посылала старика к рыбке и о чём она просила её?


ж) Заколдованные слова

- Дети, внимательно посмотрите на карточки и прочитайте заколдованные слова и скажите из какой они сказки.


з) Задание "ЛЕДОКОЛ"

Попробуйте отыскать сказочных героев или слова из сказок А. С. Пушкина в словах

СКАЗКИ и ПУШКИН.

СКАЗКИ- Салтан, комар, Арина, зеркальце, кораблик, изба.

ПУШКИН- повариха, учёный кот, шамаханская царица, корыто, изба, невод.


е) Прочитайте зашифрованную телеграмму и назовите её от правителя

Пл*щ*шь т*, к*д* з*х*ч*шь,

Т* м*рск** к*мн* т*ч*шь,

В*пл*сн* т* н*с н* с*ш*!


5.Подведение итогов урока

Урок внеклассного чтения оказался на редкость увлекательным и интересным! До новых встреч!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: обобщить и систематизировать знания по сказкам А.С. Пушкина;

Знания: сравнение литературной и народной сказок; герои сказки; характеристика героя.

Умения: выразительно читать произведение передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам; развивать память, речь, мышление, воображение; учить понимать поступки и характеризовать героев , сравнивать литературную и народную сказки.

Метапредметные результаты:

Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги.

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анали­за материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к (старшим, ценность человеческой жизни), проявление интереса и изучению творчества классиков.

Коммуникативные : ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаи­модействия в паре и группе (распределение обязанностей, со­ставление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);

Межпредметные связи:

игровые задания. В ходе у рока соревн уе тся неск олько команд.

 Ребята, сегодня мы с вами попу тешеств уем в замеч ательный мир сказки А. С.

Пушкина. (Обращается к портрету поэта) На ш урок называется « Что з а

о сказках, которые ему рассказывала Арина Родионовна.

С младенчества няня лелеяла Сашу. Благодаря Арине Родионовне он оку н улс я в мир

волшебных народных сказок, старинных былей и небылиц, которые она замеч ательно

Пушкин заслушивалс я сказками няни и п озже, когда ему было уже 25 лет и он был

Часто в долгие зимние вечера, когда за окном бу шевала метель, в печной тр у бе гудел

ветер, когда Пушкину было особенно одиноко, поэт при ходил к няне в светёлку. Здесь

всё было простое, русское, деревенское, уютное. «Вечером слушаю сказки моей няни,

От Арины Родионовны Пушкин услышал впервые и про избушку на курьих н ожках, и

Семь сказок записал поэт со слов няни в свою специально заведённу ю тетрадь

Пленительные старинные предания и былины, рассказанные няней, уводили в мир

чудесных превращений. Став поэтом, Пушкин ра сцветил их своей чудесной

Сказки Арины Родионовны получили новое воплощение. Композиторы положили их

Трогательная забота няни чувс тв уе тся в каждой строке её писем к Пушкин у , которые

он бережно хранил. 6 марта 1827 года Арина Родионовна дикту ет письмо к своему

Любезный мой друг Александр Сергее вич… Ваше обещание к нам побывать летом

меня очень радуе т. Приезжай, мой ангел, к н ам в Михайловское, всех лошадей на

А другой поэт, уже современный, Николай Доризо, тоже захотел отблагодарить няню

Сегодня вы, ребята, вспомните, что знаете о сказках Пу шкина, а, может быть, узнаете и

бурые лисицы, донские жеребцы, чистое серебро, злато. И всё это по доступным

 Тем, кто интересуется жилплощадью! Всего за 5 тысяч сд аю на лето горницу в

аренду. В горнице имеются: кру гом лавки крытые ковром, под свечами стол

 Школа целителей и экстрасенсов проводит ежем есячные платные курсы.

Излечиваются такие заболевания, как: укусы правого и левого глаза, волдыри на

За каждый правильный ответ команда получает один балл.

 Сколько жили старик со стару х ой у сам ого синего моря? (тридцать лет и три

 Какими словами извещал пету шок царя Дадона о том, что опасности для

царства - государства нет? (Кири - ку - ку, царствуй, лёжа на боку)

 Какая сказка заканчивается словами: «Сказка – ложь, да в ней – намёк, добрым

о сыне его славном Гвидоне и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о

Читайте также: