Конспект урока письмо другу
Обновлено: 02.07.2024
Тема урока: Письмо другу. Обучение написанию дружеского письма.
- Обучающие:
- познакомить учащихся с жанром письма;
- определить особенности этого жанра;
- тренироваться в написании письма другу;
- сформировать навык практического умения заполнять адрес на конверте;
- развивать умение написания дружеского письма;
- способствовать возрождению эпистолярного жанра.
- карточки с образцами личного письма;
- карточки-памятки с планами личного письма.
Вступительное слово учителя:
2. Работа по теме урока
Задания, направленные на выявление особенностей личного письма.
– Прочитайте текст. Является ли он письмом? От имени кого и кому оно написано?
– Какие части, соответствующие письму, можно выделить в этом тексте?
– Что написано в тексте?
– Найдите в тексте прилагательные и местоимения, определите, к каким словам они относятся.
– Сделайте синтаксический разбор предложения: Тогда играем в шахматы, читаем книги, смотрим телепередачи, пишем письма.– Как начинается и заканчивается это письмо? О чем в нем говорится? Найдите два обращения? Какими знаками препинания они выделены?
Дорогой Павлик!
Ты спрашиваешь, видел ли я северное сияние. Ну, конечно, видел. Оно у нас так часто бывает, что мы уже совсем привыкли к нему. Оно бывает разноцветными столбами или разноцветной лентой, или точно занавес спускается с неба, свивается и дрожит, а я больше всего люблю, когда просто полнеба сияет золотисто-жёлтым светом, – кажется, точно открыты ворота в какую-то прекрасную страну…
Пока до свиданья, Павлик. Пиши мне побольше.
Твой друг.2. Обучение написанию дружеского письма
– Как же передать в письме свои чувства к человеку, как сделать так, чтобы он представил себя рядом с вами? Для этого есть много способов.
а) Начнем с обращения. Подумайте, как бы вы обратились в письме к своему другу, и запишите несколько примеров.
б) Красиво ли будет начать письмо к близкому человеку с рассказа о себе? А с чего начать?в) Сформулируйте несколько вопросов, которые можно использовать в подобном письме.
– Как можно поблагодарить человека за то, что он не оставляет вас своим вниманием?
г) Напишите о каком-то событии вашей жизни, постарайтесь передать свои чувства, сделать это так, будто вы говорите с адресатом.
д) Чем закончить письмо?
– Не бойтесь выражения своей привязанности .Выскажите просьбу писать вам так, чтобы захотелось это сделать. Попрощайтесь тепло, может быть, даже шутливо.
– Напишите конец своего письма.
3. Обобщение.
– Итак, что же нового и интересного узнали вы сегодня о письмо? Чем служебное письмо отличается от частного? Как достичь ощущения близости к дорогому человеку?
(Дети еще раз называют отличия частного письма от делового, указывают на непринужденность общения, повторяют особенности разговорного стиля речи, используемые в дружеском письме.)
Кирилл и Мефодий — славянские просветители, составители первой славянской азбуки.
Современная электронная почта
ПРИВЕТСТВИЕ
Каждое письмо начинается с приветствия и с обращения к адресату, которое всегда на письме выделяется запятыми.
Дорогая Маша!
Большое спасибо тебе
за письмо….
Здравствуй, милый Коля!
Вчера получил твоё
письмо и
спешу рассказать
тебе о …
Вы пишете недостаточно хорошо знакомым людям или официальным лицам . В этом случае письмо можно закончить следующим образом:
Вы пишете другу или родственнику, хорошему знакомому. В этом случае письмо можно закончить следующим образом:
Правила заполнения конверта
Здравствуй, Коля!
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ pz.doc
Автор дает согласие использовать данный ресурс только для ознакомления и проведения уроков.
Нельзя присваивать себе авторство данного ресурса, даже если будут внесены изменения.
Нельзя публиковать данный ресурс без согласия автора.
В случае частичного использования ресурса, ссылка на источник обязательна.
Пояснительная записка
Автор (ФИО, должность)
Козубова Тамара Николаевна, учитель русского языка и литературы
Русский язык, Т. А. Ладыженская
Цель и задачи ресурса
Дать учащимся представление об эпистолярном жанре и о письме как тексте; определить особенности этого жанра, сформировать навык правильного написания письма, соблюдать этикет составления корреспонденции.
Возраст учащихся, для которых предназначен ресурс
Программа, в которой создан ресурс
Т. А. Ладыженская
Методические рекомендации по использованию ресурса
Использовать в практике преподавания учителей русского языка
Источники информации (обязательно!)
Учебник Русский язык Т. А. Ладыженская
Выбранный для просмотра документ Приложения Word (4).docx
Приложение 1.
I группа
-Родина переписки Англия, а сложилась она более 200 лет назад. В это же время зародился и этикет составления корреспонденции.
II группа
Приложение 2.
История почтового письма насчитывает тысячелетия.
Следующим видом связи в истории человечества стали гонцы- вначале пешие, потом конные (сейчас бы их назвали курьерами).
История почты тесно связана с историей письменности, что и послужило начало зарождению почтовой связи. Для транспортировки писем применяли и голубей (почтовых).
В XI - XV веках письма писали на внутренней стороне отдельного слоя березовой коры (бересте), а потом использовали пергамент. О нем мы говорили ранее.
Почтовый ящик был придуман моряками в XVI веке. Все морские путешественники, плывущие из Европы в Индию, оставляли письма на мысе Доброй Надежды в каменном ящике. А другие корабли забирали послания в Европу. Все это продолжалось в течение нескольких столетий. В России первый почтовый ящик появился в Санкт- Петербурге в 1848 году.
- воспитывать интерес к предмету и эпистолярному жанру, бережное отношение к родному языку.
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке? Это он, Это он, Ленинградский почтальон.
Сегодня много Писем
В сумке на боку-
В семь часов он начал дело,
В десять сумка похудела,
А к двенадцати часам
Всё разнёс по адресам.
-Ребята, в рамках знакомства с разными стилями и жанрами сегодня мы познакомимся с эпистолярным жанром.
- Что такое эпистолярный жанр?
(Это жанр письма).
- В ваших глазах я вижу недоумение: зачем нам знакомиться с эпистолярным жанром, ведь в век электронной почты и мобильной связи этот жанр становится неактуальным. С этим трудно спорить, но скажите, вы любите получать письма от родных и близких? Вам нравится их читать?
(Им не хватает теплоты, душевности, ведь когда читаешь письмо, словно разговариваешь с близким тебе человеком)
III . Изучение нового материала.
1.. Вступительное слово учителя.
- Между первой весточкой в бумажном конверте и современной
электронной почтой - столетия, а сегодня они рядом. Ждут с
нетерпением, не сводя взгляда с монитора компьютера, и
электронное послание, и, открывая каждый день почтовый ящик,
традиционный почтовый конверт. Прошлое настоящее и будущее -
рядом в нашей жизни.2. Словарная работа.
- Давайте посмотрим, какие термины нам могут встретиться в эпистолярном жанре, попробуем их объяснить. Словарную работу мы
Словарная работа:
1. Эпистола - 1. Место, куда отправляют письмо
лист, письменная речь, беседа, посылаемая от одного
3. Почтальон — 3. Тот человек, кому отправляют письмо.
4. Адрес - 4. Человек, который доставляет почту по
указанному адресу.
5. Адресат -
6. Адресант -
5.Письмо, послание.
6.Бумажный кулечек квадратной или прямоугольной формы, в который вкладывают письмо.
7. Человек, отправляющий письмо.
Эпистола, конверт, почтальон, адрес, адресат, адресант, письмо.
-Мы забыли ещё некоторые слова, без которых не обходится ни одно
Здравствуйте, спасибо, до свидания, пожалуйста, извините.
Учащийся 1:
Почтовый ящик был придуман моряками в 16 веке. Направляясь из Европы в Индию, морские путешественники оставляли письма в большом каменном ящике на мысе Доброй Надежды, а возвращающиеся корабли забирали послания в Европу. Подобная связь действовала в течение нескольких столетий. В России самый первый почтовый ящик появился в Санкт-Петербурге. Датой его рождения считают 1 декабря 1848.
- А теперь прослушайте историю возникновения конверта!
Учащийся 3:-Спасибо нашим экскурсоводам.
4. Знакомство с видами писем.
- Существуют несколько видов писем. Давайте посмотрим, какими бывают письма:
- Как вы видите, видов писем достаточно много, все они отличаются друг от друга по тематике, содержанию и адресатам. Но есть правила, которые являются общими для написания любого письма.
5. Физминутка.
- К нам, кажется, пожаловал гость – почтальон Печкин.
1) Почтальон Печкин прислал загадки:
Всё на ней ездит:
И радость, и горе. (Почта)
Без крыльев, а летает.
Без языка, а говорит. (Письмо)
А в Москву щепки летят. (Письмо)
А жильцы в нём – вести. (Почтовый ящик)
Что на спеете видала,
Про всё рассказала.
А у того побывает,
Тот многое знает. ( Газета)
6.Правила написания письма.
- Итак, посмотрим, какие же есть правила написания современного письма. (читаем )
- Ребята, давайте подумаем для чего мы пишем письма (какие задачи - ставим перед собой и стремимся решить при общении с другими людьми)
Запись в тетрадь:
-поделиться чувствами, впечатлениями,
-Из каких частей строится письмо?
План письма (раздаю на парты)
1). Зачин. Вступление,
2). Информационная часть. Основная часть.
3). Концовка. Заключение.
Учитель: - Почтальон Печкин принес конвертики, чтобы вы их
правильно подписали и научились писать письма.
-От кого Петрова С.
-Откуда ул. Тургенева, д.12
-п. Кромы, Кромской район, Орловская обл.
-Куда Орёл ул. Бунина д. 7
7. Творческая работа.
-Теперь, когда вы знаете, какие бывают письма, каким стилем их надо писать, вы сами попробуете написать письмо.
1 Напишите другу письмо-поздравление.
2 Напишите дедушке письмо с благодарностью за присланный подарок.
3 Напишите письмо, в котором вы просите бабушку приехать к вам в гости.
IV . Итог урока:
- Что нового вы узнали о письмах на сегодняшнем уроке? Что было для вас наиболее интересным? Было ли что-то непонятно в изученном материале?
V . Задание на дом
На дом вы получаете творческое задание. Необходимо написать письмо своему другу с благодарностью по какому-либо поводу. Объем работы составляет 50-70 слов.
Читайте также: