Зашифрованная переписка конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Сегодня мы с вами поиграем. Мы будем выступать в роли шифровальщиков. Нам предстоит долгий путь выполнения заданий. Но мы их будем выполнять последовательно, чтобы не нарушить алгоритм, потому что они связаны друг с другом. Если мы пропустим какое-либо задание, то не сможем пойти дальше и закончить игру.

Хорошие названия. А начнем мы с вами с разминки. Вспомним, какие задания мы выполняли ранее.

III. Актуализация полученных знаний

Ребята, давайте вспомним, что такое кодирование информации?

Ответы детей: (Кодирование – это процесс преобразования одной формы информации в другую с сохранением её смысла).

Каким способом можно закодировать информацию?

Ответы детей: (Графическим, азбукой Морзе, ребусами, иероглифами, нотами, перестановкой слов, числами и т.д.)

1. Проведите линию на 1 клеточку низ

3. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 1 клеточку влево

4. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 1 клеточку вниз

5. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 2 клеточки вправо

6. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 1 клеточку вниз

7. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 1 клеточку влево

8. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 1 клеточку вниз

9. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 1 клеточку вправо

10. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 1 клеточку вниз

11. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 2 клеточки влево

12._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 6 клеточек вниз

13._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 3 клеточки вправо

14._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 3 клеточки вниз

15._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 6 клеточек влево

16._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 3 клеточки вверх

17._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 10 клеточек вверх

18._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 1 клеточку влево

19._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 1 клеточку вверх

20._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 3 клеточки вправо

Учитель. Ребята, остановитесь и скажите, что у вас получилось?

Да, это старинный ключ, который нам пригодится, чтобы мы открыли сундук с заданиями. А еще мне нужен один помощник, который будет следить за правильностью выполнения заданий. Тот, кто первым расшифрует предложение на слайде, тот и будет моим помощником. Итак, мы открываем задания.

IV. Основная часть

Объяснение учителя

Кодирование информации цифрами. Посмотрите внимательно на таблицу. Что означает надпись в таблице? (Что буквы закодированы цифрами). Правильно. Мы умеем решать такие задания. Если вы решите задание в таблице на карточке 1, вы получите ответ, что вас ожидает в следующем конкурсе. Возьмите карточки с алфавитом, смотрите на доску, где таблица с заданием, расшифруйте и ответ запишите в карточке, что у вас на столах. А теперь выпишите во вторую таблицу те буквы, что зашифрованы под числами в первой таблице, которые у вас получились. Что у вас получилось?

Предлагаю Вашему вниманию презентацию к 24 занятию пропедевтического курса "Введение в геометрию" - 6 класс. Автор Фотина И.В.

Цель занятия познакомить учащихся с одним видом шифровки – способом решётки; развивать логическое мышление.

В презентации представлен алгоритм прочтения шифровки с помощью решётки, алгоритм создания решётки и написания шифровки. При просмотре презентации в режиме редактирования, пожалуйста, обращайте внимание на записи в заметках к слайдам, именно в заметках к слайдам дано описание действий по работе с решёткой. В заметках, так же, написаны рекомендации по работе с презентацией. Презентация содержит и познавательный материал. Желаю всем интересного и увлекательного урока.




Целевая аудитория: для 6 класса

Марина Николаевна, спасибо Вам за презентацию: красочно, познавательно. С удовольствием использовала в работе с 5-классниками.

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Презентация на тему: " Введение в геометрию Каратанова Марина Николаевна МКОУ СОШ 256 ГО ЗАТО г.Фокино Приморский край Занятие 24 Зашифрованная переписка 6 класс." — Транскрипт:

1 Введение в геометрию Каратанова Марина Николаевна МКОУ СОШ 256 ГО ЗАТО г.Фокино Приморский край Занятие 24 Зашифрованная переписка 6 класс.

2 Разминка Сумма двух чисел равна 462. Одно из них заканчивается нулём. Если этот нуль зачеркнуть, то получится второе число. Ответ (4) и

3 Разминка Решение У Андрея и Бориса вместе 11 орехов, у Андрея и Вовы – 12 орехов. У Бориса и Вовы – 13 орехов. Сколько всего орехов у Бориса, Андрея и Вовы вместе?

7 еманшту чне ч ионе в е р н в и е и у а с дети дак с в ыт р в элизе оеде п а е ь м т д е и и н еж и

8 Математика есть лучшее и даже единственное введение в изучение природы. Дмитрий Иванович Писарев 1840 – 1868 Дмитрий Иванович Писарев русский публицист и литературный критик, революционный демократ.

9 ники маз вии и етвн у п м д е е н о н она ени о тис д. н а са ми ор т иХ л т р р ч т а еа я

10 Александр Яковлевич Хинчин Именно на преодолении трудностей и развивается математика – 1959 Математик. Член-корреспондент АН СССР. Действительный член Академии педагогических наук РСФСР.

11 мнаадуе мту о иечт а о д о ж и с в о к Лои ода в оз чп н т м и. т уо те кн ь п о р в, м а р у о тм а

12 Михаил Васильевич Ломоносов 1711 – 1765 Первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит.

18 Цифры (числа) не управляют миром, но они показывают, как управляется мир. (И. Гете) Шифровка Зашифровать фразу:

19 цуриапв пор н ивов л в с н р, и я к т т а(ю лае н по км и ч а у к о юа а, ст м я о и р е ) ы ы м. зя р

Цель урока: рассмотреть с обучающимися различные методы шифрования информации.

Задачи:

  • Образовательные:
    • расширение кругозора детей за счет использования знаний межпредметных областей;
    • формирование первичных представлений об идеях и методах математики, как форме описания и методе познания действительности.
    • развитие умения работать с литературой;
    • развитие аналитического мышления.
    • воспитание умения работать в коллективе: выслушивать мнение других обучающихся и отстаивать свою точку зрения.

    Методы обучения: словесный, наглядный, деятельностный

    Формы обучения: групповая

    Средства обучения: доска, компьютер, мультимедийный проектор, экран, тетради, средства для письма (на экран выводятся изображения исторических личностей, ключи шифров, репродукции полотен художников).

    В результате изучения обучающиеся должны знать и уметь:
    – знать простейшие виды шифрования;
    – записывать информацию в виде шифра;
    – иметь представление о тех видах человеческой деятельности (2-3 вида), где используются шифры (только после изучения темы).

    Необходимые для работы термины:

    Шифр – какая-либо система преобразования текста с секретом (ключом) для обеспечения секретности передаваемой информации.
    Шифрование – обратимое преобразование информации в целях сокрытия от неавторизованных лиц, с предоставлением, в это же время, авторизованным пользователям доступа к ней.
    Криптогра́фия (от др.-греч. κρυπτός — скрытый иγράφω — пишу) — наука о методах обеспечения конфиденциальности, шифрах.

    Содержание занятия

    1. Вступительное слово педагога

    Во время своего рассказа учитель задает ребятам наводящие вопросы.

    Цель: сформулировать цель и задачи урока совместно с учащимися, заинтересовать их темой занятия, определить предварительные знания учащихся по этой теме

    2. Основная часть

    Цель: познакомить учащихся с основными методами шифрования информации.

    Чаще всего шифры применялись в военной области и дипломатии: сначала ими пользовались пираты, отмечая расположение кладов, алхимики, купцы, заговорщики. Впоследствии, дипломаты, стремящиеся сохранить тайны переговоров, военачальники, скрывающие от противника отданные распоряжения, разведчики и другие. Первые шифры были очень несложными. Рассмотрим самые известные из них.

    Работа с учащимися

    Мы с вами познакомимся с простой литореей, которая заключается в следующем: поставив согласные буквы в два ряда, употребляют в письме верхние буквы вместо нижних и наоборот, причём гласные остаются без перемены.

    б в г д ж з к л м н
    щ ш ч ц х ф т с р п

    Задание №1 для учащихся: расшифровать известное стихотворение А. Барто

    Шылкунас цотсацгит юпый
    Чошомис оп о кмуце.
    Оп цотафышас л кмищупы:
    – Пухеп кмуц шлечца, шефце!
    Пар шесик кмуцикля втоса,
    Угик экору окмяц…
    – Ноцпири щурахту л носа –
    Тмитпус тко-ко иф мещяк.
    По кук цотсацгит ромбикля:
    – Па эко елкь ущомбида!

    Выступал докладчик юный,
    Говорил он о труде.
    Он доказывал с трибуны:
    – Нужен труд всегда, везде!
    Нам велит трудиться школа,
    учит этому отряд….
    – Подними бумажки с пола –
    Крикнул кто-то из ребят.
    Но тут докладчик морщится:
    – На это есть уборщица!

    Задание №2 для учащихся: Зашифровать одно из известных детских стихотворений по выбору учащегося.

    Выступление группы 2 с рассказом об истории Марии Стюарт

    Субботним утром 15 октября 1586 года Мария Стюарт, королева Шотландии, была обвинена в государственной измене. Ей вменяли в вину организацию заговора с целью убийства королевы Елизаветы I, чтобы завладеть короной Англии. Сэр Фрэнсис Уолсингем, государственный секретарь королевы Елизаветы I, уже арестовал других заговорщиков, добился от них признания и казнил. Теперь он собирался доказать, что Мария была душой заговора, а посему наравне с ними виновна и наравне с ними заслуживает смерти. Королева Мария и предводитель католиков – аристократов Энтони Бабингтон пользовались шифром простой замены, в котором каждая буква исходного текста заменяется, в соответствии с ключом, другим символом. Такой вид шифрования был очень распространен в тот период и считался достаточно надежным. К сожалению, лучший криптоаналитик Елизаветы, Томас Фелиппес был экспертом в частотном анализе и смог расшифровать переписку заговорщиков без особых трудностей.

    Работа с учащимися

    Так как королева Мария Стюарт в основу своего шифра положила английский алфавит, то для нас с вами он является не очень удобным. Мы составим его аналогию. Каждой букве положим в соответствии определенный символ (составляется вместе с детьми). Потому шифр называется символическим.

    Читайте также: