Постановка звука мь конспект

Обновлено: 07.07.2024

Предлагаемый материал представляет собой конспект фронтального логопедического занятия для детей 6-го года жизни, имеющих диагноз ФФН. Задания, предложенные в конспекте, направлены на формирование произношения, развивают фонематический слух и звуковой анализ, способствуют развитию грамматического строя речи, активизируют словарный запас, слуховое внимание и память. Занятие проходит в игровой форме.

  • уточнить и закрепить правильное произношение звуков М, МЬ,
  • развивать фонематическое восприятие и звуковой анализ,
  • учить согласовывать притяжательное местоимение МОЙ с существительными.

Оборудование: индивидуальные наборы для позиционного анализа по количеству детей, игрушки кукла Маша и медведь Миша, картинки (или игрушки) МАЛИНА, ДОМИК, МАТРЕШКА, МЕД, СОМ, МАШИНА, ПОМИДОР.

Ход занятия.

Характеристика звуков М, МЬ по акустическим и артикуляционным признакам. Дети произносят звук М, наблюдая за артикуляцией, приходят к выводу, что звук М согласный, т.к. есть преграда. Появляется игрушечный Медведь, уточняется, как звучит звук МЬ в его имени – Миша. Дети сравнивают звуки М и МЬ, делают вывод, что один из них – твердый, а другой – мягкий.

Развитие фонематического восприятия. Детям предлагается разделиться на 2 команды: Машину и Мишину. Машина команда будет ловить твердый звук М, А Мишина – мягкий звук МЬ.

М МЬ П Н МЬ НЬ М МЬ М П Н МЬ Н М

МА МИ ПА НУ МУ МЕ МЫ МЁ НЫ НА МИ МО

МЕД МАК НОГИ МОЕТ МИЛА ПИЛА НОЧЬ МАСКА ПОЧТА МЕСТО

Динамическая пауза. Дети заучивают стихотворение для развития высоты голоса, сопровождают слова характерными движениями.

У медведя дом большой,
А у зайки – маленький.
Наш медведь пошел домой,
Поскакал и заинька.

Развитие звукового анализа. Детям сообщается, что Машенька хочет навестить Медведя и попросить прощенья за обман. Она хочет отнести Мише подарки. Надо отобрать предметы (или картинки) только со звуками М, МЬ, определить позицию звуков в словах. Дети называют картинки или предметы, находят в словах звук М или МЬ, определяют его позицию в слове: начало, середина, конец. картинки остаются на наборном полотне лицевой стороной вниз. Дается установка на запоминание.

Актуализация глагольной лексики. Детям предлагается добавить слово в предложение. Упражнение выполняется стоя, слова сопровождаются подходящими движениями.

Мы с Машенькой в лес … (пойдем), бегом по тропинке … (побежим), к Мишиному домику … (подойдем), подарки ему … (отдадим, вручим, подарим, отнесем…).

В добавленных словах выделяем последний звук М, после выполнения упражнения делаем вывод, что звук М был на конце слов.

Итог. Медведь благодарит Машу и всех детей за подарки и напоминает, что во всех словах встретился твердый звук М или мягкий звук МЬ.

Конюхова Ольга Викторовна,
учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад № 62″
комбинированного вида, город Старая Купавна
Ногинского района Московской области

Виды и причины нарушения произношения

  • особенность строения артикуляционного аппарата;
  • неразвитый фонематических слух;
  • недостаточно подвижный артикуляционный аппарат;
  • плохая речь окружающих.

Артикуляционная гимнастика

Процесс подготовки артикуляционного аппарата малыша к правильному произнесению звуков начинается с артикуляционной гимнастики. Цель гимнастики — научить малыша движениям и положениям, которые должны занимать его губы, язык и мягкое нёбо во время говорения.

Заниматься артикуляционной гимнастикой желательно ежедневно, повторяя каждое упражнение пять–шесть раз.

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух — это способность ребёнка слышать и правильно воспринимать звуки родной речи. Цель этого этапа — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.

Постановка звука

  • губы плотно сомкнуты и в момент смычки напряжены;
  • положение языка зависит от следующего звука;
  • мягкое нёбо опущено, и воздушная струя проходит в носовую полость, воздух изо рта не выходит;
  • голосовые связки разомкнуты, и ладонь, приложенная к шее, ощущает вибрацию гортани.

Автоматизация звука

Процесс постепенного и последовательного введение нового (поставленного) звука в слоги, слова, предложения и наконец, в самостоятельную речь ребёнка называется автоматизацией. Спешить и нарушать последовательность процесса автоматизации нельзя. Так, если малышу ещё трудно медленно произнести новый для него звук в отдельных словах, то требовать от него произносить целые предложения или даже сразу правильно использовать закрепляемый звук в повседневной речи просто бессмысленно.

  • ме — мя — мю
  • ме — мё — ми
  • мю — ме — мя
  • мя — мю — мё
  • ме — ми — мя
  • ме — мя — мё
  • имь — емь — ямь
  • ямь — юмь — емь
  • имь — емь — ёмь
  • имь — ямь — имь
  • емь — юмь — ямь
  • имь — ямь — емь
  • ямя — еме — ёмё
  • еме — ёмё — ямя
  • юмю — ёмё — яма
  • ими — еме — юмю
  • юмю — еме — ёмё
  • еме — ёмё — юмю
  • бме — бми — бмё
  • бмю — бмя — бме
  • бми — бмё — бмю
  • сме — сми — смю
  • смя — смё — сме
  • сми — сме — смю

Миф, пламя, камин, медаль, мебель, мёд, знамя, времянка, мешок, медведь, мяч, хомяк, племя, метр, место, мякоть, имя, комикс, домино, миллиметр, мишень.

Смелый медвежонок, знаменитое имя, своими глазами, мягкая мебель, мелкие карамельки, кромешная темень, наметил мелом, менять место, меньше метра.

Медведица идёт медленно. Гномик построил каменный домик. Пчёлы мешают медвежонку лакомиться мёдом. Возьми мешок мелочи. Повар кормит Милу и Мишу мятными пряниками.

Мячик прыгает цветной
Во дворе передо мной,
Этот мячик очень мил:
Стёкол он еще не бил!
(Г. Виеру)

Нарушение произношения звуков [М] и [МЬ] и других губно-губных звуков встречается в логопедической практике гораздо реже, чем нарушение произношения свистящих, шипящих, аффрикат и соноров. Именно этим объясняется интерес к данным дефектам у практикующих учителей-логопедов.

Вашему вниманию представлен конспект индивидуального логопедического занятия по постановке и автоматизации звука [МЬ] в слогах.

Данный конспект предназначен для учителей-логопедов по коррекции звукопроизношения старших дошкольников в современных условиях логопедического кабинета в ДОУ в рамках индивидуальной и подгрупповой работы.

Конспект индивидуального логопедического занятия

Постановка и автоматизация звука [МЬ] в слогах

• постановка звука [МЬ];

• автоматизация звука [МЬ] в прямых и обратных слогах;

• развитие фонематического слуха (различать звуки [М] и [МЬ] в слогах).

Сюжетно – игровая основа. Волшебная страна звуков. Котёнок Мил в гостях у ребёнка в детском саду.

1. Вводная часть

Котёнок Мил звук [МЬ] забыл.

Вдруг заплакал наш котёнок.

Подошёл к нему ребёнок.

Говорит: «Не плачь, родной,

2. Основная часть

Артикуляция звука [МЬ]

Характеристика звука [МЬ]: согласный, губно-губной, мягкий, звонкий.

Описание правильной артикуляции звука [МЬ]:

• губы сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выходом воздуха;

• воздух выходит через нос;

• кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута;

• голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Постановка звука: по подражанию.

Логопед предлагает ребёнку помочь котёнку добраться до миски с молоком.

Логопед называет слоги, а ребёнок показывает кулачки – на звук [М] и ладошки – на звук [МЬ].

Ребёнку нужно повторить за логопедом в слогах мягко

Ребёнок выделяет ударный слог ударом палочкой по барабану

Слоги: ми-ми-ми`, ми-ми`-ми, ми`-ми-ми; мя-ми-ме`, ми-ме`-мю, ме`-мю-мя; мя-мю`-ми, ми-ме`-мя, мю-ме`-ми, ми-мя`-мю, ме-ми`-мя; а`мь –омь-умь, и`мь-емь-юмь, я`мь-имь-юмь, `ымь-амь-омь, `умь-юмь-ымь.

3. Подведение итогов.

1. Жидкова Л.И. Коррекция произношения звуков раннего онтогенеза у детей дошкольного возраста в условиях логопункта ДОУ.

2. Егорова О. Звуки М, Мь, Н, Нь. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5 – 7 лет

- развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза;
- развивать длительный плавный выдох, зрительное внимание, мышление, артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию движения.

- воспитывать у детей позитивное отношение к логопедическим занятиям, культуры поведения во время их проведения.

Оборудование: Зеркала для каждого ребёнка, артикуляционные профили, буквы,
разноцветные фишки (символы звуков), счётные палочки, звуковые линейки, игрушечная ёлка, игрушки, фигурка Дед Мороза, изображение светофора, предметные и сюжетные картинки, песочница с песком.

1. Организационный момент:

Белый снег лежит кругом
Падают снежинки
Ой! Мороз стоит за ёлкой
Сядьте дети, прячьте нос.
Ребята! Вы любите отгадывать загадки?

Наступили холода
Превратилась в лёд вода.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? Правильно, ребята, это бывает зимой. Ребята, а вы любите гостей..
Сегодня к нам на урок пришли герои сказки . Они спрятались в песочнице. Подойдите к песочнице и откопайте их. Кто это? Правильно, Маша и медведи.

Психогимнастика: - Вспомнить и изобразить, как испугалась Маша; изобразить медведей и вообразить, как будут рады Маше бабушка и дедушка.

Попрошу Вас встать и взяться за руки друзья.
Взявшись за руки,
Мы встали
И на Эм похожи стали.
В. Степанов.
Нарисуйте на песке букву М.

Пальчиковая гимнастика

(Развитие тонкой моторики, координации речи с движением).
Стою и снежинки в ладошку Ритмичные удары пальцами левой руки,
ловлю. Начиная с указательного, по ладони правой руки.
Я зиму, и снег, и снежинки Ритмичные удары пальцами правой руки,
люблю. Начиная с указат., по ладони левой руки.
Но где же снежинки? сжать кулаки, на ответ – разжать.
В ладошке вода,
Куд же исчезли снежинки? На первый вопрос – сжать, на ответ – разжать.
Куда?
Растаяли хрупкие льдинки - Мелкие потряхивания расслабленными ладонями.
лучи.
как видно, ладошки мои горячи.

3. Звуковой анализ и синтез слогов.

Рядом с красным кружочком ( гласный звук) стоит синий (зв. м)
- Что это? (это слог)
- Как вы догадались? (слоги состоят из звуков)
- Если это звук А, как будет звучать слог? ( АМ ), а если поменять местами –(МА)
и т.д
- Гласный звук превращается в И, слог звучит (ИМ), наоборот будет - (МИ)
- Меняем синий на зелёный.

4. Работа со словом.

Ребята! Вы любите отгадывать загадки?
Наступили холода
Превратилась в лёд вода.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? Правильно, ребята, это бывает зимой
Сегодня на нашем занятии мы будем говорить об этом прекрасном времени года. Почему? Правильно. Здесь есть звук [м], а как он звучит – твёрдо, где стоит в середине слова. Молодцы!
А, сейчас, мы отдохнём – встали и повторяем за мной движения и слова.

Что мы с вами слепили из снега? Правильно, маленький и миленький снеговик
(вывешивается картинка снеговика).

Вам, нравится? Маленький и миленький можно заменить словами мал и мил.
Ребята, а скажите, в слове мал и в слове мил, какие первые звуки – М – Мь.
Давайте, выложим звуковую дорожку слова мал, а затем слова мил (проводится звуковой анализ данных слов). Напечатаем слова и обозначим звуки.

Поменяем условие игры. Вы будете слушать слова и показывать на светофоре место
звуков в словах, которые я буду называть (метель, зима, ком, кормушка, сломал, мороз и т.д.)

4. Лексико – грамматические задания.

(Работа с антонимами, согласование прилагательных с существительными в роде и числе.)
Напомните, кто сегодня у нас в гостях – Маша и Мишутка. Наши герои живут в южной части нашей страны и поэтому они не знают какая бывает настоящая зима.
Давайте им расскажем про это время года.

  1. Погода зимой жаркий, а летом холодный. Вы согласны, давайте по очереди будем её исправлять.
  2. Одежда зимой лёгкое, а летом тёплое. Согласны?
  3. Летом солнце бледный, а зимой яркий. Согласны?
  4. Зимой перелётная птицы остаются. Согласны?
  5. Заяц летом белое, а зимой серое. Согласны?

А, почему он меняет цвет?

5. Составление предложений. Связная речь.

Наша Маша любит играть и она спрашивает в какие игры можно играть зимой.
Давайте, ребята ей расскажем, а помогут вам картинки. По очереди составляем предложения. Не забывайте про слова, которые отвечают на вопросы: какая, какой, какие,
какое?

  1. Дети лепят зимой снежную бабу.
  2. Мы любим убирать лопатой пушистый снег.
  3. Ребята катаются на деревянных лыжах.
  4. Девочки катаются на острых коньках (на больших санках).
  5. Дети любят падать в сугроб и смотреть на синее небо.

Молодцы, ребята! Я думаю, что Маше и Мишутке очень понравился ваш рассказ про зимние забавы детей.
Кто сможет повторить рассказ или придумать свой?
Итог занятия.

Читайте также: