Мир музыкального театра 6 класс конспект урока

Обновлено: 09.07.2024

Театр оперы и балета - опера, балет, мюзикл. Такой театр содержит оперную и балетную труппы, симфонический оркестр, огромный штат рабочих, подготавливающих спектакль и специалистов, которые готовят актёров к выходу на сцену.

Затем, в тесном сотрудничестве с постановщиком визуализируется каждый музыкальный номер. Так что следующий постановщик, может представить балет с совершенно другими движениями. Вот почему балет, существующий в постановке данного балетмейстера уникален. Другой человек, через время может поменять классический танец на современный, смешивать разные стили и т.д.

Такой уникальной постановкой является сотворчество музыкантов и исполнителей в 30-50 гг. 20 века. Либретто Леонида Лавровского, Адриана Пиотровского, Сергея Прокофьева и Сергея Радлова по одноимённой трагедии Уильяма Шекспира. Премьера балета в сокращённой версии состоялась в 1938 году в Брно (Чехословакия). Полностью балет был впервые поставлен в Кировском театре в Ленинграде в 1940 году (балетмейстер Л. М. Лавровский, в главной роли — Г. С. Уланова) Балет в редакции Лавровского ставился в Москве в 1946 году, в Большом театре. В 1955 году Мосфильм снял сокращённую киноверсию балета. Другие балетмейстеры, такие как Джон Крэнко в 1962 году, Кеннет Макмиллан (Kenneth MacMillan) в 1965 году, и Рудольф Нуреев в 1972 году, со временем создали новые постановки балета. В 1979 – постановка Ю.Н. Григоровича.

открытый урок для 6 класса " В мире музыкального театра" подготовила учитель музыки Попова М.Н.

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_6_klass.docx 17.92 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

МАОУ Гимназия №3

Городской округ Балашиха

(план-конспект урока музыки в 6 классе.)

учитель музыки Попова М.Н.

Цель урока: сформировать представление об особенностях театральных жанров музыки.

  • Обобщить знания учащихся об особенностях музыкальных жанров: балета, мюзикла.
  • Находить сходство и различия в музыкальных характеристиках героев.

Тип урока: ролевая игра

  • проводить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
  • знать имена выдающихся русских танцовщиков: Г.Улановой, Е.Максимовой, В.Васильева, М.Плисецкой, Н.Фадеечева и др.

При входе на урок ребятам вручаются билеты, как в театре на спектакль.

I. Приветствие. Распевание.

II. Что у вас у каждого в руках? Куда мы с вами сегодня отправимся?

- Нужно ли как-то готовиться к посещению театра?

- О чем вам рассказал билет?

III. Увертюра П. Чайковского “Ромео и Джульетта” - слушание фрагмента

- С каким произведением мы с вами познакомились на прошлом уроке? Билет может вам помочь ответить на этот вопрос?

- Кто написал это сочинение? Какое оно по объему? Чтобы его послушать обязательно идти в театр?

- Какое литературное произведение помогало П. Чайковскому написать увертюру?

- Какие основные темы раскрывает музыка увертюры?

Слушание 1 темы Приложение 1 (слайд 1)

Давайте вспомним еще одну тему из Увертюры ( слайд 2 )

- Что вы можете о них сказать? (первая тема была стремительная, грубая – это тема вражды семей Монтекки и Капулетти. Вторая нежная, лиричная, светлая – это тема любви Ромео и Джульетты)

IV. Итак, сегодня мы отправимся в музыкальный театр. Мы должны показать себя внимательными, чуткими слушателями (слайд 3)

- Что это значит, быть такими слушателями?

- Какие жанры музыки мы сможем там услышать и посмотреть? (слайд 4)

На основе трагедии У. Шекспира “Ромео и Джульетта” создано много музыкальных произведений в разных жанрах (слайд 5, 6)

- Как вы думаете, чем привлекает сюжет авторов? (яркие трагические образы)

- Есть опера Ш. Гуно, есть балет С. Прокофьева, мюзикл французского композитора Жеррара Пресгурвика . (слайд 7) Снят не один фильм. И сегодня мы, оказавшись в музыкальном театре, сможем познакомиться с некоторыми сценическими жанрами.

V. Балет “Ромео и Джульетта” С. Прокофьева – показ видеофрагмента (слайд 8)

В балете Прокофьева, в отличии от увертюры Чайковского каждое действующее лицо имеет свою музыкальную характеристику. Образы главных героев развиваются сложно и многогранно. Я думаю, вы без труда узнаете героиню.

- Какая Джульетта в вашем преставлении?

- Можно ли это понять не только по музыке, но и наблюдая за танцем Джульетты?

- А какой образ вы бы оставили без изменений на протяжении всего балета?

И только образ мрачной, тупой вражды, того зла, которое стало причиной гибели героев, остается неизменным на протяжении всего балета.

- Что вы можете сказать об этом фрагменте?

- Какой теме Чайковского созвучны эти интонации?

- Каков характер музыки? (маршевая поступь)

- В чем заключаются особенности музыкального языка этого фрагмента? (размашистость мелодии, острый ритм, резкие акценты, минорный лад)

- Звучала ли в этом фрагменте еще какая-нибудь тема? (контрастная мелодия, нежная, поэтическая)

И еще один фрагмент по выбору учителя.

VI. Ну, а теперь, как в театре, у нас антракт.

- Все знают, что это слово обозначает?

- Чем занимаются зрители в антракте? (ходят в буфет, обмениваются мнениями, осматривают помещения театра)

На стенах фойе театра обычно висят портреты артистов, прославляющих театр. Давайте и мы посмотрим некоторые фотографии исполнителей главных партий в этом балете в разные годы (слайды 9-11)

А теперь мы с вами споем. Я надеюсь, вы с радостью пришли на урок. И у нас есть песня, которая рассказывает о радости, что мы все вместе собрались. Вспомнили?

Исполнение песни “Изгиб гитары желтой” (слайд 12)

VII. Мюзикл “Ромео и Джульетта” - просмотр фрагмента

После антракта мы с вами посмотрим фрагмент мюзикла “Ромео и Джульетта”, написанного современным французским композитором Жерраром Пресгурвиком.

- Чем отличается жанры балет и мюзикла?

- Какой из них относится к легкой музыке?

Это запись с постановки студии эстрадно-джазового вокала в г. Ярославле. Это не профессиональные исполнители, это студенты Ярославских ВУЗов

- Что вы поняли из этой сцены, ведь пели на французском языке? (юноши из клана Монтекки пристают к девушкам из рода Капулетти)

VIII. Обобщение урока.

- О чем шла речь у нас на уроке?

- Где мы с вами побывали?

Сохраните билеты. На обороте дома напишите какой спектакль вы бы хотели посмотреть и если очень захотеть, мечта обязательно сбудется.

Это будет домашним заданием на лето.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок " В мире музыкальных инструментов"( проектная технология)

Подробный план презентации урока по теме "В мире музыкальных инструментов" - краткая аннотация, цели и задачи, проблемы ( темы) самостоятельных исследований, план проектов. Данная мето.

Урок " В мире музыкальных инструментов" ( проектная технология)

План презентации урока " В мире музыкальных инструментов" ( проектная технология). Данная методическая разработка реализуется в начальной школе.

Цель: создание условий для пробуждения интереса к классической музыке.Задачи: - познакомить учащихся школьных лагерей дневного пребывания с творчеством Н.А.Римского – Корсакова;- активизировать интере.


Разработка урока "В мире музыкальной сказки"

Тема урока: В мире музыкальной сказкиНаправлена на расширение и углубление нравственно-эстетических впечатлений от музыки, характеризующей картины сказочного сюжета.Тип урока: Урок - концерт.Вид.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект открытого урока

по музыке на тему:

Учитель: Целикова Л.И.

г. Алушта 2017г.

г. Алушта 2017г.

г. Алушта 2017г.

г. Алушта 201

Конспект открытого урока по музыке

Дата :21.04.2017г.

Планируемый результат и УУД

Предметные : познакомятся с понятиями: опера, рок-опера, вокальные жанры музыки, ария, хор, ансамбль, песня, солисты; научатся называть полные имена композиторов: Кристоф Виллибальд Глюк, Александр Борисович Журбин; проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений; определять форму, приемы развития и средства выразительности музыки.

Метапредметные:

Познавательные: связь музыки с другими видами искусства; осуществлять

поиск информациии расширяющей и дополняющей знания о взаимодействии музыки, изобразительного искусства и литературы; размышление о музыке; выражать свои эмоции в процессе познания произведений разных жанров.

Личностные : различать основные нравственно-этические понятия; понимать социальные функции музыки в жизни людей, общества, в своей жизни; жизненно образное содержание музыкальных произведений.

Регулятивные: планировать свою учебную деятельность и следовать инструкциям учителя; выполнять действия в усной форме; сравнивать различные исполнительские трактовки одного и того же произведения и выявление их своеобразия; определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру; самостоятельно отличать характер музыкальных произведений; отвечать на поставленные вопросы, владеть исполнительской и слушательной культурой .

Коммуникативные : понимать содержание вопросов о музыке и воспроизводить их; оформлять свои мысли в усной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; решение задач в процессе сотрудничества с учителем, одноклассниками в процессе музыкальной деятельности; работа в группе; коммуникативные действия в процессе восприятия, исполнения музыки.

сл. Р. Рождественского .

Тип урока: урок усвоения новых знаний; решение учебных задач.

Форма урока: урок-беседа с элементами игровой работы.

Эпиграф урока : Весь мир-театр, мы все – актеры поневоле,

Всесильная судьба распределяет роли

небеса следят за нашею игрой!

I .Организационный момент.

2. Музыкальное приветствие с помощью ладових жестов.

Учитель: Прозвенел звонок, начался урок. Добрый день.

Ученики: Добрый день.

Учитель: Ребята! Тема учебного раздела II полугодия звучит как?

Учитель: Мы продолжаем знакомиться с темой «Мир образов камерной и симфонической музыки.

А вот какая тема сегодняшнего нашего урока ? С какими композиторами и произведениями мы будем знакомится?

Давайте же вместе определим тему нашего урока. Для этого я сделаю вам небольшую подсказку. Фрагмент из произведения, которое непосредственно связанно с темой нашего урока уже сегодня звучал, когда вы входили в класс. Кто был внимателен, о чём говорилось в данном произведении ?

Ученики: (об Эвридике, об её потери)

Учитель: Кто же такая Эвридика? Кто её потерял?

Учитель: Так кто же потерял Эвридику?

Ученики: Орфей.

Ученики: Ария.

Учитель: То какой фрагмент из оперы звучал, когда вы входили в класс?

Ученики: Ария Орфея .

II . Определение темы и цели урока.

Учитель: И так. Мы уже близки к теме нашего урока. Где же мы можем увидеть постановку оперы, рок-оперы?

Ученики: (в музыкальном театре)

Записываем число и тему урока в тетрадь.

(Цель урока так же обсуждается и формируется в диалоге с учениками).

Учитель: Так что же будет целью нашего урока? С какими произведениями мы будем сегодня знакомиться?

Учитель: А так как постановку оперы, рок-оперы можно увидеть в театре, целью нашего урока будет: войти в мир музыкального театра с помощью данных произведений.

Эпиграфом урока будут слова Пьер де Ронсара:

«Весь мир-театр, мы все – актеры поневоле,

Всесильная судьба распределяет роли,

Небеса следят за нашею игрой!

Ребята! Также нам на уроке нужно будет решить ряд заданий:

определить на слух уже выученные произведения;

закрепить средства музыкальной выразительности и ряд понятий;

дальше развивать вокально-хоровые навыки;

поработать над песней «Если б камни могли б говорить:

III . Актуализация опорных знаний.

Чтобы достичь цели нашего урока нам нужно будет преодолеть ряд препятствий и решить ряд заданий.

И первым нашим заданием будет вспомнить и закрепить то, что вы уже должны знать. И сделаем мы это с помощью игр.

1.На прошлом уроке у нас была тема… (Во имя любви)

3. В основу спектакля композитор положил сюжет трагедии У. Шекспира

4.Он перенёс её действие в современную…(Америку) на западные окраины Нью-Йорка…(Вест-Сайд), населенный кем. (бедняками)

А сейчас небольшая музыкальная викторина.

Запишите произведения, которые прозвучат. После прослушивания необходимо определить порядок звучания данных произведений.

Что же помогает отличить одно произведение от другого ?

Ученики: (Средства музыкальной выразительности)

Цель: повторение и закрепление средств музыкальной выразительности.

Игровой материал: карточки, на которых написаны ответы определений

средств музыкальной выразительности.

Методика проведения игры: учитель раздаёт карточки ученикам, которые

сидят по группам 3-4 человека. Каждой группе одна карточка. На карточках

ответы того или иного определения средств музыкальной выразительности.

Учитель читает определение, а ученики должны поднять вверх правильный

ответ. Те группы, которые справились с заданием становятся победителями.

Задания для учащихся:

Музыкальная мысль, образное содержание которой выражено одним

Упорядочное чередование музыкальныхзвуков разной длительности.(Ритм)

Скорость исполнения музыки.(Темп)

Объдинение звуков разной высоты, что тянутся один к другому, тоесть связь

звуков между собой.(Лад)

Окраска звука, характерна определенному голосубили инструменту. (Тембр)

Сила звучания музыки. (Динамика)

Учитель: Ребята! А сейчас внимание на доску. Вот здесь под словами-понятиями (песня, хор, увертюра, а капелла, балет, романс, оркестр, дирижер, опера, ария) прячется композитор, с музыкой которого мы сегодня будем знакомиться.

Внимание, я зачитываю определение, а вы называете правильный ответ. Правильные ответы снимаются с портрета. Задание состоит в том, чтобы все ответы были сняты с портрета.(Проведение образовательной игры). И так, мы справились ещё с одним заданием и перед нами портрет австрийского композитора, одного из крупнейших представителей музыкального классицизма 18 века Кристофа Виллибальда Глюка.

IV . Новый материал.

Учитель: Ребята! Откройте книги на странице 156-157.

Пенье волшебное в душу целебное

Льет нам волнение

Скорбь и мучение замерли в нас.

Давайте прочитаем краткий пересказ мифа об Орфее и Эвридике, ставшего основой либретто оперы Глюка.

Ученики: ( Чтение учениками на стр.156)

Учитель: Если бы ты был композитором, сколько частей (действий) в развитии сюжета оперы ты бы выделил ? Почему?

Какие образы смогли бы раскрыть сюжет каждого из действий оперы?

Ученики: (Ответы учеников)

Учитель: Следующим нашим заданием будет познакомиться с основными темами оперы, орентируясь на нотную запись. Но, перед тем, как нам приступить к пению, что нам нужно помнить ?

Ученики: (Ответы учеников)

Учитель: И первое, что нам нужно сделать это приготовиться к пению.

(Исполнение попевки учениками, при пении 2-го куплета встают).

Учитель: И так, мы вспомнили с вами, как необходимо сидеть и стоять во время пения. А сейчас сели ровненько, внимание на страницу 157.

Давайте разучим первую тему опер ы по нотам в следующем порядке:

- анализ нотной записи;

- простукивание ритмического рисунка данной темы, одновременно проговаривая ноты, текст;

- сольфеджирование с помощью руки, представляемого нотного стана;

(при пении нотами ребята показывают место ноты на воображаемом нотном стане.)

- для запоминания текста использование метода хорового чтения;

- пение с текстом с одновременным показом движения мелодии рукой.

А сейчас внимательно, следя за нотной записью, послушайте в моем исполнении вторую тему оперы.

Третью тему оперы разучиваем в таком же порядке, как и первую.

- хор и пляску фурий.

При слушании музыки нужно постараться внутренним слухом услышать основные темы оперы, ориентируясь на нотную запись.

- Обратите внимание какими средствами выразительности композитор рисует различные образы героев оперы?

- Почему ария Орфея из заключительного действия оперы написана композитором в мажорном ладу?

Ученики: (Анализ произведений после прослушивания за схемой с использованием словарей эстетических эмоций)

Сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением – это рок-опера

В рок-опере А.Журбина (на либретто Ю.Димитрина) сохранена лишь основная сюжетная линия античного мифа – любовь героев, разлука, попытка Орфея вновь обрести Эвридику, его возращение к жизни без неё и, наконец их воссоединение навсегда. В либретто рок-оперы соединились древний миф и история современной рок-звезды, красивая сказка о чистой и жертвенной любви и история падения творческой личности – талантливого певца.

В рок-опере главные действующие лица –Орфей, Эвридика, Фортуна и Харон. Эсть и группа певцов, соревнующихся с Орфеем, а также хор Вестников, на протяжении всего спектакля, как и в древнегречесской трагедии, комментирует происходящее на сцене.

Орфей бросает вызов судьбе-Фортуне, и в его душе, как и прежде, начинает звучать нежная песня Эвридики. В сердце Орфея снова оживает любовь!

- дуэт Орфея и Эвридики;

- песню Орфея;

- сцену состязания

- явление Фортуны.

Ученики: (Анализ произведений после прослушивания за схемой с использованием словарей эстетических эмоций)

Учитель: - В каких известных тебе произведениях находил воплощение образ судьбы - Фортуны ?

- Сравни образы рок-оперы А.Журбина с образами оперы К.Глюка. Что в них общего? То их различает?

- Как современный музыкальный язык рок-оперы позволяет раскрыть замысел её создателей - композитора, либреттиста, исполнителей?

Ученики: (Ответы учеников)

V . Вокально-хоровая работа.

А сейчас мы переходим к вокально-хоровой работе.

И так, поём с помощью ладовых жестов.

Цель: развитие певческих способностей и закрепление ладовых жестов.

Методика проведения игры: учащиеся, (их должно быть не меньше 2)

выступающие в роли учителя, с помощью ладовых жестов поочерёдно распевают класс. А потом класс определяет, кто из участников игры был

лучшим в роли учителя. Он и становится победителем.

Упражнение: Поём по звукам трезвучия: ми-и я-а-ми. Выясняем, что на один слог припадает 2 звука. (исполнение данной распевки сначала учителем, а потом учениками).

1)Повторение текста песни (используя метод хорового чтения), уточнение её характера– художественного образа песни.

3) Исполнение песни под минусовку, обращая внимание на передачу художественного образа, характера песни с помощью средств музыкальной выразительности, в особенности динамики.

(При пении особое внимание обращаю на развитие вокально-хоровых навыков, на чистоту исполнения, качество звука, умение слушать друг друга, культуру исполнения.

Цель: развитие ритмического слуха, памяти.

Игровой материал: конверты с разными длительностями нот.

Методика проведения игры: ученики делятся на группы по 3-4 человека.

Каждой группе дается конверт, в котором находяться ноты разной

длительности. Учитель выстукивает ритмический рисунок, его повторяют

ученики с одновременным проговариванием ритмических слогов. И по

команде нужно выложить этот ритмический рисунок на парте. Группа,

справившаяся первой, поднимает руки вверх. Если ритмический рисунок у

них выложен правильно, они становятся победителями.

VII . Подведение итога урока.

Учитель: И так, ребята, наш урок подходит к концу. Поэтому нам нужно подвести итоги:

1. Над какой темой мы сегодня работали?

2.Что нового узнали?

3.Что было интересным?

4.Какие произведения прослушали?

5. Какую песню исполняли на уроке?

Ребята, как вы считаете, мы достигли поставленной нами цели урока? Ученики: (Ответы учащихся)

Учитель: Тогда можно сделать вывод.

Муз. И.Лученок, сл. Р. Рождественского .

Домашнее задание:

На этом наш урок закончен. Всем спасибо за работу на уроке.

Музыкальное прощание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемый результат и УУД

Предметные: познакомятся с понятиями: опера, рок-опера, вокальные жанры музыки, ария, хор, ансамбль, песня, солисты; научатся называть полные имена композиторов: Кристоф Виллибальд Глюк, Александр Борисович Журбин; проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений; определять форму, приемы развития и средства выразительности музыки.

Метапредметные:

Познавательные: связь музыки с другими видами искусства; осуществлять

поиск информациии расширяющей и дополняющей знания о взаимодействии музыки, изобразительного искусства и литературы; размышление о музыке; выражать свои эмоции в процессе познания произведений разных жанров.

Личностные: различать основные нравственно-этические понятия; понимать социальные функции музыки в жизни людей, общества, в своей жизни; жизненно образное содержание музыкальных произведений.

Регулятивные: планировать свою учебную деятельность и следовать инструкциям учителя; выполнять действия в усной форме; сравнивать различные исполнительские трактовки одного и того же произведения и выявление их своеобразия; определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру; самостоятельно отличать характер музыкальных произведений; отвечать на поставленные вопросы, владеть исполнительской и слушательной культурой.

Коммуникативные: понимать содержание вопросов о музыке и воспроизводить их; оформлять свои мысли в усной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; решение задач в процессе сотрудничества с учителем, одноклассниками в процессе музыкальной деятельности; работа в группе; коммуникативные действия в процессе восприятия, исполнения музыки.

сл. Р. Рождественского.

Тип урока: урок усвоения новых знаний; решение учебных задач.

Форма урока: урок-беседа с элементами игровой работы.

Эпиграф урока: Весь мир-театр, мы все – актеры поневоле,

Всесильная судьба распределяет роли

небеса следят за нашею игрой!

I.Организационный момент.

2. Музыкальное приветствие с помощью ладових жестов.

Учитель: Прозвенел звонок, начался урок. Добрый день.

Ученики: Добрый день.

Учитель: Ребята! Тема учебного раздела II полугодия звучит как?

Учитель: Мы продолжаем знакомиться с темой «Мир образов камерной и симфонической музыки.

А вот какая тема сегодняшнего нашего урока? С какими композиторами и произведениями мы будем знакомится?

Давайте же вместе определим тему нашего урока. Для этого я сделаю вам небольшую подсказку. Фрагмент из произведения, которое непосредственно связанно с темой нашего урока уже сегодня звучал, когда вы входили в класс. Кто был внимателен, о чём говорилось в данном произведении?

Ученики: (об Эвридике, об её потери)

Учитель: Кто же такая Эвридика? Кто её потерял?

Учитель: Так кто же потерял Эвридику?

Ученики: Орфей.

Ученики: Ария.

Учитель: То какой фрагмент из оперы звучал, когда вы входили в класс?

Ученики: Ария Орфея.

II. Определение темы и цели урока.

Учитель: И так. Мы уже близки к теме нашего урока. Где же мы можем увидеть постановку оперы, рок-оперы?

Ученики: (в музыкальном театре)

Записываем число и тему урока в тетрадь.

(Цель урока так же обсуждается и формируется в диалоге с учениками).

Учитель: Так что же будет целью нашего урока? С какими произведениями мы будем сегодня знакомиться?

Учитель: А так как постановку оперы, рок-оперы можно увидеть в театре, целью нашего урока будет: войти в мир музыкального театра с помощью данных произведений.

Эпиграфом урока будут слова Пьер де Ронсара:

«Весь мир-театр, мы все – актеры поневоле,

Всесильная судьба распределяет роли,

Небеса следят за нашею игрой!

Ребята! Также нам на уроке нужно будет решить ряд заданий:

определить на слух уже выученные произведения;

закрепить средства музыкальной выразительности и ряд понятий;

дальше развивать вокально-хоровые навыки;

поработать над песней «Если б камни могли б говорить:

III. Актуализация опорных знаний.

Чтобы достичь цели нашего урока нам нужно будет преодолеть ряд препятствий и решить ряд заданий.

И первым нашим заданием будет вспомнить и закрепить то, что вы уже должны знать. И сделаем мы это с помощью игр.

1.На прошлом уроке у нас была тема… (Во имя любви)

3. В основу спектакля композитор положил сюжет трагедии У. Шекспира

4.Он перенёс её действие в современную…(Америку) на западные окраины Нью-Йорка…(Вест-Сайд), населенный кем. (бедняками)

А сейчас небольшая музыкальная викторина.

Запишите произведения, которые прозвучат. После прослушивания необходимо определить порядок звучания данных произведений.

Что же помогает отличить одно произведение от другого?

Ученики: (Средства музыкальной выразительности)

Цель: повторение и закрепление средств музыкальной выразительности.

Игровой материал: карточки, на которых написаны ответы определений

средств музыкальной выразительности.

Методика проведения игры: учитель раздаёт карточки ученикам, которые

сидят по группам 3-4 человека. Каждой группе одна карточка. На карточках

ответы того или иного определения средств музыкальной выразительности.

Учитель читает определение, а ученики должны поднять вверх правильный

ответ. Те группы, которые справились с заданием становятся победителями.

Задания для учащихся:

Музыкальная мысль, образное содержание которой выражено одним

Упорядочное чередование музыкальныхзвуков разной длительности.(Ритм)

Скорость исполнения музыки.(Темп)

Объдинение звуков разной высоты, что тянутся один к другому, тоесть связь

звуков между собой.(Лад)

Окраска звука, характерна определенному голосубили инструменту. (Тембр)

Сила звучания музыки. (Динамика)

Учитель: Ребята! А сейчас внимание на доску. Вот здесь под словами-понятиями (песня, хор, увертюра, а капелла, балет, романс, оркестр, дирижер, опера, ария) прячется композитор, с музыкой которого мы сегодня будем знакомиться.

Внимание, я зачитываю определение, а вы называете правильный ответ. Правильные ответы снимаются с портрета. Задание состоит в том, чтобы все ответы были сняты с портрета.(Проведение образовательной игры). И так, мы справились ещё с одним заданием и перед нами портрет австрийского композитора, одного из крупнейших представителей музыкального классицизма 18 века Кристофа Виллибальда Глюка.

IV. Новый материал.

Учитель: Ребята! Откройте книги на странице 156-157.

Пенье волшебное в душу целебное

Льет нам волнение

Скорбь и мучение замерли в нас.

Давайте прочитаем краткий пересказ мифа об Орфее и Эвридике, ставшего основой либретто оперы Глюка.

Ученики:( Чтение учениками на стр.156)

Учитель: Если бы ты был композитором, сколько частей (действий) в развитии сюжета оперы ты бы выделил? Почему?

Какие образы смогли бы раскрыть сюжет каждого из действий оперы?

Ученики: (Ответы учеников)

Учитель: Следующим нашим заданием будет познакомиться с основными темами оперы, орентируясь на нотную запись. Но, перед тем, как нам приступить к пению, что нам нужно помнить?

Ученики: (Ответы учеников)

Учитель: И первое, что нам нужно сделать это приготовиться к пению.

(Исполнение попевки учениками, при пении 2-го куплета встают).

Учитель: И так, мы вспомнили с вами, как необходимо сидеть и стоять во время пения. А сейчас сели ровненько, внимание на страницу 157.

Давайте разучим первую тему оперы по нотам в следующем порядке:

- анализ нотной записи;

- простукивание ритмического рисунка данной темы, одновременно проговаривая ноты, текст;

- сольфеджирование с помощью руки, представляемого нотного стана;

(при пении нотами ребята показывают место ноты на воображаемом нотном стане.)

- для запоминания текста использование метода хорового чтения;

- пение с текстом с одновременным показом движения мелодии рукой.

А сейчас внимательно, следя за нотной записью, послушайте в моем исполнении вторую тему оперы.

Третью тему оперы разучиваем в таком же порядке, как и первую.

- хор и пляску фурий.

При слушании музыки нужно постараться внутренним слухом услышать основные темы оперы, ориентируясь на нотную запись.

- Обратите внимание какими средствами выразительности композитор рисует различные образы героев оперы?

- Почему ария Орфея из заключительного действия оперы написана композитором в мажорном ладу?

Ученики: (Анализ произведений после прослушивания за схемой с использованием словарей эстетических эмоций)

Сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением – это рок-опера

В рок-опере А.Журбина (на либретто Ю.Димитрина) сохранена лишь основная сюжетная линия античного мифа – любовь героев, разлука, попытка Орфея вновь обрести Эвридику, его возращение к жизни без неё и, наконец их воссоединение навсегда. В либретто рок-оперы соединились древний миф и история современной рок-звезды, красивая сказка о чистой и жертвенной любви и история падения творческой личности – талантливого певца.

В рок-опере главные действующие лица –Орфей, Эвридика, Фортуна и Харон. Эсть и группа певцов, соревнующихся с Орфеем, а также хор Вестников, на протяжении всего спектакля, как и в древнегречесской трагедии, комментирует происходящее на сцене.

Орфей бросает вызов судьбе-Фортуне, и в его душе, как и прежде, начинает звучать нежная песня Эвридики. В сердце Орфея снова оживает любовь!

- дуэт Орфея и Эвридики;

- песню Орфея;

- сцену состязания

- явление Фортуны.

Ученики: (Анализ произведений после прослушивания за схемой с использованием словарей эстетических эмоций)

Учитель: - В каких известных тебе произведениях находил воплощение образ судьбы - Фортуны?

- Сравни образы рок-оперы А.Журбина с образами оперы К.Глюка. Что в них общего? То их различает?

- Как современный музыкальный язык рок-оперы позволяет раскрыть замысел её создателей - композитора, либреттиста, исполнителей?

Ученики: (Ответы учеников)

V. Вокально-хоровая работа.

А сейчас мы переходим к вокально-хоровой работе.

И так, поём с помощью ладовых жестов.

Цель: развитие певческих способностей и закрепление ладовых жестов.

Методика проведения игры: учащиеся, (их должно быть не меньше 2)

выступающие в роли учителя, с помощью ладовых жестов поочерёдно распевают класс. А потом класс определяет, кто из участников игры был

лучшим в роли учителя. Он и становится победителем.

Упражнение: Поём по звукам трезвучия: ми-и я-а-ми. Выясняем, что на один слог припадает 2 звука. (исполнение данной распевки сначала учителем, а потом учениками).

1)Повторение текста песни (используя метод хорового чтения), уточнение её характера– художественного образа песни.

3) Исполнение песни под минусовку, обращая внимание на передачу художественного образа, характера песни с помощью средств музыкальной выразительности, в особенности динамики.

(При пении особое внимание обращаю на развитие вокально-хоровых навыков, на чистоту исполнения, качество звука, умение слушать друг друга, культуру исполнения.

Цель: развитие ритмического слуха, памяти.

Игровой материал: конверты с разными длительностями нот.

Методика проведения игры: ученики делятся на группы по 3-4 человека.

Каждой группе дается конверт, в котором находяться ноты разной

длительности. Учитель выстукивает ритмический рисунок, его повторяют

ученики с одновременным проговариванием ритмических слогов. И по

команде нужно выложить этот ритмический рисунок на парте. Группа,

справившаяся первой, поднимает руки вверх. Если ритмический рисунок у

них выложен правильно, они становятся победителями.

VII. Подведение итога урока.

Учитель: И так, ребята, наш урок подходит к концу. Поэтому нам нужно подвести итоги:

1. Над какой темой мы сегодня работали?

2.Что нового узнали?

3.Что было интересным?

4.Какие произведения прослушали?

5. Какую песню исполняли на уроке?

Ребята, как вы считаете, мы достигли поставленной нами цели урока? Ученики: (Ответы учащихся)

Учитель: Тогда можно сделать вывод.

Муз. И.Лученок, сл. Р. Рождественского.

Домашнее задание:

На этом наш урок закончен. Всем спасибо за работу на уроке.

Музыкальное прощание

Взаимопроникновения легкой и серьезной музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: рок-опера.
Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии.

Оценить 1688 0

Разработка урока музыки по теме "Мир музыкального театра"

Тема урока: "Взаимопроникновения легкой и серьезной музыки. Рок-музыка, Рок-опера. История и наследие".

Тип урока: Введение в тему. Знакомство с рок-оперой.

Научить понимать направления рок-музыки, проникновения рока в классическую музыку.

На основе восприятия содержания формировать осознанное отношение к жизни.

Формирование представления о музыке как о художественном воспроизведении жизни.

Воспитание личностного понимания историко-нравственной сущности музыкального наследия.

Задачи: Научить ребят разбираться в стилевых направлениях. Познакомиться с наследием российских современных композиторов. Воспитывать культуру музыкального вкуса.

рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание фотографий, афиши, слушание музыки);

работа учащихся с наглядными пособиями (анализ учащихся соответствия образу исполнителей, подбор декораций и костюмов);

анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы, нахождение и решение проблем;

хоровое исполнение романса;

Формы работы: фронтальные (восприятие музыки, музыкальные размышления и обобщения, моделирование художественно-творческого процесса и т.д.), что соответствует его цели.

Материал: видео материалы, компьютер, таблички, портрет композитора и либреттиста, изображения фрагментов рок-оперы.

Эпиграф к уроку (запись на доске и прочтение вслух):

Родилось рано наше поколенье -
Чужда чужбина нам и скучен дом:
Андрей Вознесенский

Учитель: Сюжет оперы основан на романтической истории любви дочери коменданта испанской североамериканской крепости Сан-Франциско Кончиты Аргуэльо к начальнику первой русской кругосветной экспедиции Николаю Петровичу Резанову. Рассказ о судьбе талантливого политика и путешественника и романтическая любовь Н.П. Резанова к дочери испанского коменданта Сан-Франциско Консепсии де Аргуэльо, которая прождала своего жениха, не зная о его смерти, более тридцати лет, вдохновляло творчество таких поэтов и писателей как Г.Р. Державин, русский поэт Александр Алланд и американский писатель, и поэт Френсис Брет-Гарт.

Учитель: Как вы считаете, почему тема любви актуальна и вечна?

Дети: Потому что сама любовь вечна, чувство любви - высокое чувство.

Звучит запись - "Пролог"

Учитель: Как иначе можно назвать пролог в опере?

Дети: Увертюра.

В основу либретто легла это поэма "Авось!". Но, создавая текст для рок-оперы, Андрей Андреевич очень многое в ней изменил. В либретто любовь героев предстаёт возвышенной, почти святой, оставляет чувство пронзительной грусти, надежды. Но как бы ни были прекрасны персонажи, и как бы ни была сильна их любовь, им не суждено быть вместе и ничего нельзя изменить.

Звучит запись - "Отпевание"

Учитель: Как называется такой номер в опере?

Дети: Монолог.

Учитель: Именно Резанов как историческое лицо совершил первое кругосветное путешествие, а не Крузенштерн и Лисянский, как принято полагать. Темой путешествия графа Резанова поэт интересовался давно и возвращался к ней не раз. Самый известный отрывок из рок-оперы был написан ранее в 1976году. В нем появляется тема прощания с любимой и родиной, являющейся главным лейтмотивом всего произведения, поразительно точно передающим настроение и эмоциональную окраску самой рок-оперы:

Ты меня на рассвете разбудишь,
Проводить необутая выйдешь,
Ты меня никогда не забудешь,
Ты меня никогда не увидишь.

Звучит запись - "Ты меня на рассвете разбудишь"

Учитель: Если бы мы услышали этот номер как отдельное произведение, то, как бы он назывался?

Дети: Романс - камерно-вокальное произведение.

Учитель: Следующий номер "Сцена в церкви, молитва", где Резанов просит благословения и помощи у пресвятой девы Марии.

Звучит запись - "Сцена в церкви, молитва"

Учитель: Каков характер музыки?

Дети: Музыка напряженная.

Учитель: Музыкальная форма?

Дети: Строится на контрастах.

Учитель: Фактура?

Дети: Многоплановая (традиции классики и русского церковного песнопения).

Учитель: Одним из образов-символов, проходящих через всю оперу, является образ Родины-России. В либретто она единственная, с кем он прощается перед отплытием и ради которой обязан вернуться:

Там храм Матери Чудотворной.
От стены наклонились в пруд
Белоснежные контрфорсы,
Будто лошади воду пьют.

Учитель: В жизни Резанова было три возлюбленных: Богоматерь, Кончита и Россия. В более поздней лирике Вознесенский, видя окружающую действительность, может только жалеть Россию. Но любовь к ней не только не убывает, а возможно, становится еще сильней:

Я тебя сравненьем не унижу,
Нищая любимая страна.

Он надеется, что в такой стране, как наша, все будет хорошо, но только позже, не в годы жизни поэта:

Жаль, что я, Россия, не увижу
Твои золотые времена.

Богоматерь предстаёт перед нами обычной земной женщиной, она приравнивается к образу Кончиты. В либретто Богоматерь полюбила Резанова и выбрала его для исполнения своего замысла - объединения России Америки.

Звучит запись - "Ария пресвятой девы Марии"

Учитель: Такой голос называется колоратурное сопрано, это самый высокий женский певческий голос. Почему Рыбников выбрал именно такой голос?

Дети: Потому что образ девы Марии возвышенный, недосягаемый, божественный.

Учитель: Очень интересна история стихотворения "Матросы", написанного в 1977 году. Вознесенский переносит в "Юнону и Авось" лишь часть этого произведения, тем самым умышленно меняя его смысл. В либретто надежда на "авось" - единственная возможность доплыть до Америки:

Наша вера вернее расчёта
Нас вывозит "Авось!".

Часть, которая не вошла в либретто, является самой важной в "Матросах". В ней говорится о том, что судьба человека, надеявшегося только на авось, предопределена: таким людям не выжить в современном мире и все их старания безнадёжны. Потрясающий эффект производит в стихотворении сравнение судьбы с предметом быта - авоськой:

Но от нашей надежды свойской
Сетям пустых судеб,
Через век назовут авоськой
Сумку, где носят хлеб.

Звучит запись - "Песня моряков"

Учитель: Но почему же Андрей Андреевич не включил в либретто эти, самые главные, на наш взгляд, слова?

Дети: "Песня Моряков" звучит в середине рок-оперы, когда у слушателей ещё есть надежда на то, что всё получится, что всё будет хорошо. И если бы Вознесенский вставил в либретто данное произведение полностью, то тем самым сразу бы сказал, что бесполезно, не нужно и глупо надеяться на возможность достижения какой-либо цели в жизни.

Учитель: Как встречают Резанова в Америке?

Дети: Без неприязни.

Учитель: Встретив Кончиту, Резанов увидел в ней земное воплощение своего идеала и перенёс на неё до этого мучавшее его чувство. Тем самым он, можно сказать, предпочёл живую женщину духу Божьей Матери, предав Богоматерь. И с этого момента удача покидает его.: В жизни Резанова было три возлюбленных: Богоматерь, Кончита и Россия. И время от времени ему приходилось выбирать между ними. Но в итоге Господь забирает у него их всех.

Звучит запись - "Сцена на балу"

Учитель: Что же может заставить Бога отвернуться от людей? Кого считал Резанов своим идеалом? Что говорится в главной христианской заповеди? Можно ли сопоставить любовь к земной женщине с любовью к образу Божьей Матери? Над этими вопросами я предлагаю вам подумать дома и в письменном виде изложить в тетрадях.

Вокальная работа. Разучивание романса "Ты меня на рассвете разбудишь"

Учитель: О том, как сложилась судьба героев рок-оперы мы узнаем на следующем уроке. Благодарю всех за работу. На этом урок окончен.

Читайте также: