Конспект урока образование плодов и семян

Обновлено: 03.07.2024

- выделяют главное, существенные признаки понятий; осу ществляют сравнение.

- знают строение плода, его функции, способы размножения плодов;

- умеют классифицировать плоды, приводить примеры различных видов плодов.

По ведущей дидактической цели : урок открытия новых знаний.

- практические (поиск информации, работа с таблицей, работа с электронным

Ключевые слова и понятия : оплодотворение, зародыш, зародышевый мешок, семя,

В начале урока учитель проводит проверку знаний у чащихся, организуя беседу по

вопросам параграфа 28 стр. 109. Другому ученику предлагает гербарные образцы

растений, и выбрать среди них ветроопыляемые и насекомоопыляемые. Обосновать

Обобщив ответы учащихся, учитель предлагает им ответить на вопросы ру брики « Что

Предлагает найти в учебнике на стр. 110 - 111 слова: оплодотворение, зародышевый

Каждый, ученик находит определение, зачитав, диктуют классу грамотно

Затем, чтобы правильно усвоить, как происходит оплодотворение растений, у читель

демонстрирует презентацию со схемой оплодотворения, и предлага ет ученикам

Далее учитель предлагает выполнить задание в рабоче й тетради № 1 - 3

самостоятельно, тем у кого нет ТПО, предлагает письменно ответить на вопросы в

тетради : Почему опыление имеет большое значение для существования мир а

2. После опыления и оплодотворения завязь, зародыш начинает быстро ра звиваться

3. В оплодотворение участвуют только пыльца и рыльце

5. В семязачатках завязи пестиков формируется яйцеклетки

Предлагает учащимся самостоятельно подвести итог урока продолжив

Параграф 29, подготовиться к биологическому диктанту, раб. тетрадь заполнить

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: сформировать у обучающихся представление об опылении и его видах, а также сформировать знания о процессе оплодотворения и его особенностях у растений.

образовательные:

• познакомить обучающихся с различными способами опыления у цветковых растений; с процессом оплодотворения;

• обобщить знания о цветке, как органе семенного.

развивающие:

• учить анализировать, делать выводы, работать с учебником;

• Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи.

воспитательные:

• воспитывать положительную мотивацию к учёбе;

• осуществлять на уроке экологическое воспитание школьников.

Оборудование: Учебник биологии для 6 класса по программе В.В. Пасечника, компьютер, мультимедийный процессор, презентация по теме.

Организационный момент.

У: Здравствуйте ребята! Меня зовут Наталья Владимировна. И сегодняшний урок мы проведем с вами вместе.

Актуализация знаний.

У: Нет на Земле ничего прекраснее и нежнее цветов - этого хрупкого и драгоценного дара природы. Цветы - сама жизнь. Великий сказочник Ганс Христиан Андерсен говорил: “Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок”. Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, дне рождения и праздниках. Даже самая скромная комната будет выглядеть нарядной и уютной, если на столе стоит букет цветов. Цветы добрые посредники между людьми. Они помогают делать наши отношения более сердечными, доверительными.

Цветы, как люди, на любовь щедры,

И щедро нежность, людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие теплые костры.

Цветы – эти прекрасные хрупкие творения природы, всегда были рядом с человеком.

У: Как вы думаете, для кого или для чего красота цветов?

Ответ детей

Давайте же выясним, правы вы или нет.

У: Для начала вспомним, какое строение имеет цветок?

(Последовательно снизу вверх на макете: цветоножка, цветоложе, чашечка, чашелистики, венчик, лепестки; тычинка: тычиночная нить, пыльник, пестик: рыльце, столбик, завязь, семязачатки).

Каковы главные части цветка? (пестик, тычинки).

У: Молодцы! Сегодня на уроке мы поговорим о двух очень важных для цветковых растений процессах, которые тесно взаимосвязаны между собой и без которых было бы невозможно продолжение рода у растений – о оплодотворении и опылении.

У: Целью нашего сегодняшнего урока будет изучить опыление и его виды, а так же познакомиться с процессом оплодотворения и его особенностями у растений.

Изучение нового материала.

У: Итак, для того чтобы произошло оплодотворение и образовался плод, необходимо, чтобы пыльца попала на рыльце пестика. Этот процесс называется - опыление.

(слайд 2)

Опыление – перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика.(запись в тетрадь)

У: Существует перекрестное опыление и самоопыление. Что это за виды? Ответить на эти вопросы нам поможет учебник (Одна группа учащихся ищет в тексте понятие “ самоопыление”, другая “перекрестное опыление”, затем определения записываются в тетрадь.) (слайд 3 )

Перекрестное опыление происходит при переносе пыльцы с тычинок одного цветка на рыльце пестика другого цветка того же или другого растения.

Самоопыление - пыльца попадает с тычинки на пестик того же самого цветка.

У: Верно. У самоопыляющихся растений пестики и тычинки созревают одновременно, тычинки обычно длиннее пестиков, что облегчает попадание пыльцы на рыльце. Пшеница, рис, горох, овес, картофель. (слайд 4)

У: Каким образом происходит перекрестное опыление?

“Было время, когда в Австралии не произрастал клевер. Привезли семена, посеяли. Клевер рос и рос хорошо, но плодов и семян не давал. Стали искать причину, почему клевер не давал плодов и семян, хотя обильно цветёт. Оказалось, что клевер не плодоносит потому, что не опыляется, а опыления нет потому, что нет в Австралии шмелей, которые опыляют цветки клевера. Привезли в Австралию шмелей, шмели посещая клевер, опыляли его. Клевер стал плодоносить”.

Проблемный вопрос: Почему шмели и вообще насекомые прилетают на цветки?

Посмотрите на эти цветки, какие они? (слайд 5) (Яркие, большие, ароматные, богатые нектаром, привлекательные). Полетят на эти цветы насекомые? (да, полетят). Такие растения называются насекомоопыляемые.

А эти цветы? (слайд 6) (мелкие, невзрачные, пыльца сухая мелкая, легкая). На эти цветы насекомые полетят? (нет). Эти растения ветроопыляемые. Береза, орешник, дуб, ольха, осина, рожь, кукуруза, пырей.

У: Как вы думаете, при каком опылении потомство будет очень похоже на родительское растение, а при каком не совсем? Почему?

(при самоопылении потомство будет очень похоже на родительское растение, т.к. опыление происходит при участии одного цветка, а при перекрестном опылении будет несколько отличаться от родительского растения).

У: Помимо естественного опыления, происходящего в природе возможно и искусственное опыление. Искусственное опыление - опыление, которое осуществляет человек с целью выведения новых сортов и повышения урожайности растений.

У: А что же происходит дальше, после того, как пыльца попала на рыльце пестика? (слайд 7)

Пыльцевое зерно состоит из двух клеток. Одна клетка прорастая, образует пыльцевую трубку, которая растет и продвигается к завязи. В завязи находится семязачаток, внутри которого расположен зародышевый мешок с центральной клеткой и яйцеклеткой.

Из другой клетки в пыльцевой трубке образуется два спермия.

У вас на столе лежат шарики из пластилина. Синего цвета –2 спермия, желтого цвета – это будет яйцеклетка. А красного цвета - центральная клетка.

Первый спермий сливается с яйцеклеткой, как это происходит и что при этом образуется? Возьмите слепленные из пластилина спермий и яйцеклетку и соедините их. Что получилось? Образовалась новая клетка.

Она называется зигота, из нее потом будет развиваться зародыш растения.

А теперь возьмите второй спермий и центральную клетку, соедините их. В этом случае образовавшаяся клетка называется эндосперм, в нем будут накапливаться питательные вещества.

У: Таким образом, у цветковых растений в оплодотворении участвуют два спермия, поэтому оплодотворение у них называют двойным. Этот процесс был открыт великим русским ботаником, академиком Сергеем Гавриловичем Навашиным в 1898 году.

Так что же такое оплодотворение? (запись в тетрадь)

Оплодотворением называют процесс слияния двух половых клеток - гамет. (слайд 8 )

У: После оплодотворения из семязачатка развивается семя, состоящее из кожуры, зародыша и запаса питательных веществ. После оплодотворения к завязи притекают питательные вещества, и она превращается в спелый плод. Околоплодник, защищающий семена от неблагоприятных воздействий развивается из стенок завязи. (слайд 9 )

Физкультминутка (слайд 10)

Наши алые цветки

Распускают лепестки. (плавно поднимаем руки вверх)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет. (качание руками влево-вправо)

Наши алые цветки

Закрывают лепестки, (присели, спрятались)

Головой качают, (движения головой влево-вправо)

Закрепление изученного материала.

А теперь ребята, давайте вместе с вами выполним тест, и проверим, как вы усвоили материал.

Контрольный тест по теме. (слайд 11)


На рисунке отметьте точками, правильные ответы, соедините точки.

1. Опыление – это

А. Перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика..
Б. Слияния спермия с центральной клеткой
В. Прорастание пыльцевых зерен
Г. Слияние половых клеток

2. Искусственное опыление – это перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика с помощью:

А. Ветра
Б. Человека
В. Воды
Г. Животных

3. Яркая окраска характерна для цветков, опыляемых:

А. Ветром
Б. Насекомыми
В. Путем самоопыления
Г. Искусственно

4. Самоопыление происходит у:

А. Березы, орешника
Б. Картофеля, гороха

В. Вишни клевера
Г. Ржи, кукурузы.

5. Оплодотворение у цветковых растений называют двойным, так как в нем участвуют:

В. Центральная клетка зародышевого мешка

Г. 2 центральные клетки зародышевого мешка

6. Семена развиваются из семязачатков, которые находятся

Б. В завязи пестика

Г. На рыльце пестика

7. Биолог, который открыл процесс двойного оплодотворения:

Если на лице появилась улыбка, значит, вы успешно справились с тестом, если улыбка немного исказилась, то у вас есть ошибки, над которыми нужно еще поработать.

Цель: Создание условий для развития познавательных интересов в области биологии и формирование навыков практической деятельности обучающихся через реализацию технологии проектного обучения.

1. Сформировать у учащихся знания о плоде, как о важном генеративном органе цветкового растения,

2. Развивать навыки работы с натуральными объектами и наглядными пособиями; самостоятельно работать с текстом; сформировать умения по классификации плодов; формировать навыки практической деятельности изучения цветковых растений через создание коллекции плодов и семян.

3. Продолжить воспитание бережного отношения к окружающей среде Воспитывать коммуникативные качества, работа в группах.

4. Развитие УУД: Личностные : готовность к самообразованию, самовоспитанию.

Коммуникативные : умение работать в группах, аргументировать свою точку зрения, вступать в диалог;

Познавательные: развивать навыки самопознания живой природы.

Регулятивные : осуществлять познавательную рефлексию в решении учебных задач.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: натуральные объекты, лист самооценки, презентация

1. Организационный этап.

Добрый день, ребята!

-Ученые заметили, что человек лучше усваивает информацию, если в нём преобладают позитивные эмоции.

-Поэтому посмотрите друг на друга, улыбнитесь и начинаем наш урок.

Ребята, обратите внимание на девиз сегодняшнего урока

«На уроке, как в лесу

Едва-едва отвлёкся – все ушли вперед.

На столах у каждого из вас лежат листы самооценки, не забудьте в конце урока по 5-ти бальной шкале оценить свою работу на уроке.

2. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.

-Вы уже знаете, что растение – это живой организм. Он питается, дышит, растет, развивается и размножается. Эти функции выполняют органы, из которых состоит тело растений.

-Давайте вспомним что такое орган?

-На какие 2 группы по выполняемым функциям можно разделить все органы растений? (вегетативные, генеративные)

-Вегетативные органы? Назовите их?

-С особенностями строения, какого из генеративных органов мы познакомились на прошлых уроках? (цветок)

-Ребята, а для чего нужны цветы в природе?

3. Постановка учебной задачи

- Я пришла к вам на урок с корзиной в ней находится то, что будет являться предметом нашего изучения. Найти ответ на этот вопрос вам поможет загадка:

Учитель загадывает загадку:

Весной повис-

Всё лето кис,

А сладок стал –

На землю пал.

- Так, что находится в корзине?

-Молодцы, действительно в корзине у меня находятся плоды растений.

Сформулируйте тему урока.

Тема нашего урока: (корректировка темы)

Какие задачи нам предстоит решить сегодня на уроке? (Слайд 2)

(Узнать: что такое плод? какие плоды бывают? многообразии плодов и их классификации).

Сегодня мы с вами поговорим о плодах, об их образовании и значении , а также выполним проект – составим коллекцию плодов и семян цветковых растений. И в конце урока мы должны будем ответить на вопрос:

Давайте рассмотрим плоды растений лежащие у вас на столах, назовите их, внимательно рассмотрите. Все ли они одинаковые или есть отличия? Какие?

(размер, цвет, форма.)

Правильно, т.е вы назвали внешние признаки плодов -морфологические.

А теперь, опираясь на знания, которые вы получили, изучив особенности строения цветка, попробуйте сформулировать, что же такое плод?

Запись в тетради . Плод – это генеративный орган цветкового растения.

Какие процессы необходимы для образования плода?

Ответ: Процессы, необходимые для образования плода (слайд 5).

Образование цветка.

Оплодотворение

Образование плода (Слайд 6).

Давайте дополним наше определение.

Плод – орган размножения цветкового растения, образующийся на месте цветка после опыления и оплодотворения. ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ!

А какое практическое значение плодов в природе? (образование семян)

- Давайте посмотрим, из каких основных частей состоит плод.

- Возьмите сливу- разломите пополам. Что наблюдаете? (семя)

- Т.е. главная часть – семя –зародыш будущего растения.

- А чем окружено семя? (мягкое содержимое). Околоплодник. Из какой части цветка он образовался? ( из пестика-завязи) . Т.О. околоплодник-это разросшиеся стенки завязи пестика.

Запись в тетрадь: ПЛОД= СЕМЯ + ОКОЛОПЛОДНИК

- Ребята, сливу вы легко разделили пополам? Почему? Правильно, т.к. околоплодник- мягкий. В биологии такой тип околоплодника называют сочным.

- А теперь тоже самое проделайте с грецким орехом. Получилось разломить этот плод пополам? Почему? Такой тип околоплодника называется сухой.

Итак, мы выяснили, что плоды разнообразны по форме, размерам, окраске, но всех их разделяют на группы : СУХИЕ и СОЧНЫЕ. ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ

- Приведите примеры растений с сухим и сочным околоплодником.

- А теперь возьмите виноград и разломите пополам, что наблюдаете? Сколько семян?

- Сравните со сливой.

- Оказывается плоды и сухие и сочные можно разделить еще на 2 группы: односемянные и многосемянные. Запись в тетрадь

- Приведите примеры односемянных и многосемянных плодов. Кто затрудняется может открыть учебник стр………

- Ребята, что нового узнали о таком органе как плод?

- Каковы общие признаки всех этих плодов? (Развиваются на месте цветка) - Что находится внутри плода независимо от того сочный он или сухой?(семена)

- А теперь, давайте приступим к следующей задачи урока и выполним проект - составим коллекцию плодов и семян цветковых растений. С какой целью? Где мы сможем использовать наш проект?

- Посмотрите коллекции плодов и семян, которые составили 6-тиклассники прошлого года, несет ли эта коллекция информационное пространство? Какие недостатки вы видите?

- Что бы вы хотели дополнить? Для чего?

- Для чего нужна информационная карта. Какие критерии выделите? Т.О. продуктом вашего проекта – создание информационной карты

- Давайте теперь определим основные этапы проекта. Проект –групповой, краткосрочный.

Защита проекта (обсуждение, что должны сделать на каждом из этапов)

-У каждой группы, на столах есть информация о растении. Вашей задачей будет составить информационную карту, по тем критериям, которые мы определили. Время выполнения (7 минут. )

Обобщение полученных знаний на уроке.

- Давайте вспомним тот вопрос, который мы поставили в начале урока и ответим на него.

На месте чего образуются плоды и для чего они нужны? (Слайд 14)

Плоды образуются на месте цветка.

Плоды нужны для распространения семян. (Слайд 15)

Давайте подведём итоги урока:

я выполнял задания…

я почувствовал, что…

у меня получилось …

урок дал мне для жизни…

мне захотелось… (СЛАЙД)

Домашнее задание : п. 34-читать, поработать с таб классификации плодов , подготовится к защите проекта. Подготовить информации(1чел из команды) о удивительных плодах!

- Ребята, обратите внимание на экран настроения. В виде чего он изображен? (плод-яблоко). Но он бесцветный и некрасивый! Я хочу, чтоб вы преобразили этот плод. Для этого каждый из вас возьмите стикер (красный цвет – у меня все получилось, я много узнал, желтый – не которые вопросы остались не понятными; зеленый- не доволен результатами работы) и и прилепите его на плод. Спасибо за работу.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Опыление цветков. Образование плодов и семян.

Конспект урока по естествознанию в 7 классе.

Выполнила: Страхарская В. М.

Тема урока: Опыление цветков. Образование плодов и семян.

Цель: Формирование представления о типах опыления и разнообразии образуемых плодов.

Задачи: I . 1. Обобщить знания учащегося об органах растений, частях цветка, видах соцветий.

2. Познакомить с процессом опыления, с приспособлением к опылению различными способами, разнообразием и классификацией плодов.

II . Продолжить работу над развитием памяти, логического мышления.

III . Ф ормирование бережного отношения к природе.

3. Изображения сухих и сочных плодов.

Тип урока: комбинированный.

Методы и методические приёмы:

I .Организация начала урока.

Долгожданный наступил момент,

Всегда интересно на уроках естествознания,

Потому что, на них мы добываем новые знания.

Но новые знания трудно получить, если не помним, что изучали на прошлых уроках.

Проверка изученного материала.

Задание 1. На выбор.

Вариант 1.Лёгкое задание: Даны схемы соцветий, нужно определить тип соцветия и подписать. За правильно выполненное задание получаете 3 балла. (Слайд №2)

Вариант 2. Задание сложнее: Даны названия соцветий, нужно начертить схемы соцветий. За правильное выполнение – 4 балла. ( Слайд № 3).

Вариант 3. Самое сложное задание: Начертить схемы соцветий, подписать названия соцветий. За правильное выполнение – 5 баллов.

Кисть (Слайд № 5) 1. Колос

Зонтик 2. Корзинка

Пестик 3. Початок

Корзинка 4. Тычинка

В. -1.Какое значение имеет тычинка?

О. -1. В пыльнике тычинки образуется пыльца.

В. -2. Какое значение имеет пестик?

О. – 2. Из завязи пестика образуется плод.

III . Постановка целей и задач урока.

Но для того, чтобы из завязи пестика образовались плоды, нужно, чтобы пыльца тычинки попала на рыльце пестика. И сегодня на уроке мы узнаем, как происходит перенос пыльцы с тычинки на рыльце пестика и какие плоды образуются. Тема урока: (Слайд №6) Опыление цветков. Образование плодов и семян .

IV . Изучение нового материала.

а) Опыление цветков.

В пыльнике тычинок созревает пыльца, она очень мелкая и легкая. Пыльца подхватывается ветром и переносится на рыльце пестика. Рыльце пестика липкое и влажное, хорошо удерживает пыльцу. Попадание пыльцы на рыльце пестика называется опылением

Запись в тетради. (Слайд №7)

Опыление – это перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика.

Существуют разные способы опыления.

Объяснение по схеме: (Слайд №8) Пыльца с тычинки цветка осыпается на рыльце пестика этого же цветка. Происходит САМООПЫЛЕНИЕ. У таких цветков пестик не имеет столбика, рыльца сидят на завязи и тычинка намного длиннее пестика.

Объяснение по схеме: Пыльца с тычинки одного цветка попадает на рыльце пестика другого цветка. Происходит (Слайд № 9) ПЕРЕКРЁСТНОЕ ОПЫЛЕНИЕ.

В. -1. Как ты думаешь, как пыльца с тычинки одного цветка может попасть на рыльце пестика другого цветка?

О. – 1. При помощи насекомых.

Растения, которые опыляются с помощью насекомых, имеют яркие лепестки и сильный аромат, много пыльцы.

2. Как ещё пыльца с тычинки одного цветка может попасть на рыльце пестика другого цветка?

У растений, которые опыляются ветром, созревает огромное количество пыльцы и пыльца очень лёгкая, поэтому она далеко разносится ветром.

б) Образование плодов и семян. (Слайд №10)

Демонстрация процесса образования плода после опыления цветка на схеме цветка: После опыления начинают осыпаться лепестки, засыхают тычинки, рыльце и столбик, а завязь разрастается. Постепенно завязь накапливает сахар, витамины и другие питательные вещества — образуется плод. Внутри плода созревают семена. Какие виды плодов образуются, ты узнаешь, посмотрев фрагменты видеофильмов. После просмотра ты должен ответить на вопросы:

Как различают плоды по количеству семян?

На какие две группы делятся все плоды?

/Демонстрация фрагментов видеофильмов/.

ФИЗМИНУТКА. А теперь, давай мы встанем –

Руки медленно поднимем,

Руки вниз, так постоим.

Наклонимся вправо, влево

И тихонечко мы сядем.

Вот с тобой мы отдохнули-

И теперь новая забота –

Нужно сделать на отлично классную работу.

Итак, как различают плоды по количеству семян?

На какие две группы делятся все плоды?

в) Лабораторная работа. Я хочу показать тебе различные плоды. Посмотри внимательно.

В. -1. Чем отличаются все эти плоды?

О. -1.Плоды отличаются по размерам, вкусу, окраске, аромату, форме.

В. -2.На какие две группы можно разделить все эти плоды?

О.-2.Плоды можно разделить на 2 группы: плоды сочные и плоды сухие.

/По ходу выполнения лабораторной работы составляется схема./ ( Слайд №11).

Односемянные Многосемянные Односемянные Многосемянные

1.Костянка 1. Ягода 1. Орех 1.Боб

2. Жёлудь 2. Стручок

3. Семянка 3. Коробочка

Назови сочные плоды. Как они называются?

О. – Сочные плоды – слива и виноград.

Нам нужно рассмотреть строение сочных семян, для этого я их разрежу, но прежде чем я возьму в руки нож, давай попробуем вспомнить, какие правила техники безопасности нужно знать при работе с режущими предметами?

О. – Нужно помнить – режем от себя, держим только за ручку, если нужно передать нож соседу, подаём ручкой вперёд, держа за тупую сторону лезвия.

Смотри внимательно, я разрезаю пополам плоды сливы и винограда. Чем отличается внутреннее строение плодов сливы и винограда?

Сочный плод с тонкой кожицей, сочной мякотью, косточкой, внутри которой находится одно семя. Это костянка . Плоды костянки имеют вишня, слива, абрикос и другие растения.

В сочных плодах смородины, клюквы, винограда несколько семян. Такие плоды называют ягодами. Плоды помидоров, арбузов, дынь, кабачков — ягоды.

А теперь рассмотрим сухие плоды. Сухие плоды не имеют сочной мякоти, они твёрдые. Среди них есть плоды с одним семенем и с множеством семян. Одно семя имеет плод дуба — жёлудь . И у орешника плод орех тоже с одним семенем.

Хорошо известный тебе плод подсолнечника называют семянкой . Семянки подсолнечника также содержат одно семя.

У пшеницы плод называют зерновкой или зерном . Этот плод имеет особенность: с него нельзя снять кожуру, как с ореха или жёлудя. Поэтому плод-зерновка у пшеницы, ржи, ячменя и других хлебных растений одновременно является семенем.

У каких же растений сухой плод содержит много семян? У мака. Плод мака — коробочка , в которой несколько тысяч семян.

У гороха плод — боб. Если нажать на створки боба, они рас­кроются, и мы увидим круглые семена — горошины. Такой же плод-боб у фасоли, клевера. Недаром эти растения называют бо­бовыми. А у дикой редьки плод — стручок. Он внешне похож на боб, но, сколько бы мы не давили на стручок, он не раскроется. У стручка между семенами есть перегородки. Плод-стручок у репы, редиса, капусты.

В. – Какие общие признаки есть у всех плодов?

ВЫВОД: Все плоды образуются из цветка и в них есть семена.

V . Закрепление и повторение изученного.

1. Из какой части цветка развивается плод?

2. На какие две группы делят все плоды?

3. Я буду показывать тебе картинки с изображением различных плодов, а ты попробуй их назвать.

VI . Подведение итогов урока, оценка знаний.

Что ты узнал сегодня на уроке?

Сегодня на уроке мы узнали, какие типы плодов, как они образуются, на следующем уроке мы продолжим знакомство с плодами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: изучить разнообразие плодов растений; показать многообразие плодов; научиться распознавать и определять типы плодов.

Задачи урока:

1. сформировать у учащихся представления о плоде как главном генеративном органе покрытосеменных растений, об их строении и многообразии.

продолжить формирование умений выделять главные признаки в характеристике органов растений;

подвести учащихся к выводу о родстве цветковых, расширить кругозор обучающихся.

воспитание аккуратности и самостоятельности в работе, экологическое воспитание. Продолжить формирование коммуникативных и организаторских умений, умений работать в коллективе.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: частично-поисковый, словесный, наглядно-образный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: коллекция семян и плодов, таблицы, учебник, рисунки, мультимедийный материал, экран, медиапроектор.

Ход урока I. Организационный момент (подготовка игры)

урок пройдет в необычной форме – в форме игры.

Ну что же, отправимся в путь.

– А на каком виде транспорта? (С учащимися выбираем вид транспорта)

– Отправимся в путешествие на поезде.

Места в оставшихся вагонах предложим нашим гостям. Сопровождать наш состав будет строгий проводник. Это очень строгий человек, любящий порядок.

II. Проверка знаний (взаимопроверка с использованием тестовых заданий)

Цветок – это:
A) околоцветник;
Б) яркий венчик;
В) видоизмененный побег;
Г) часть стебля.

Главные части цветка:
А) лепестки и чашелистики;
Б) пестик и тычинки;
В) цветоножка и цветоложе;
Г) столбик и рыльце.

Тонкий стебелек, на котором у большинства растений сидит цветок называют:
А) цветоложе;
Б) пестик;
В) цветоножка;
Г) тычинка.

Частью околоцветника является:
А) венчик;
Б) тычинки;
В) пестик;
Г) цветоложе.

Венчик состоит из:
А) пестиков;
Б) тычинок;
В) лепестков;
Г) цветоложе.

Назовите структуру цветка, частями которой являются рыльце, столбик, завязь:
А) тычинка;
Б) пестик;
В) околоцветник;
Г) цветоножка.

Цветки, в которых есть и тычинки, и пестики, называют:
А) раздельнополые;
Б) обоеполые;
В) двудомными;
Г) ветроопыляемыми.

Как называют околоцветник, состоящий из листочков двух типов:
А) двойной;
Б) двудомный;
В) простой;
Г) сложный.

Ответы: 1 – В; 2 – Б; 3 – В; 4 – А; 5 – В; 6 – Б; 7 – Б; 8 – А.

(Ответы на тестовые задания на магнитной доске или мониторе)

Все хорошо справились с заданием. Пора отправляться в путь. Наш поезд трогается с места.

III. Изучение новой темы

Плоды. Функции плодов.

Образование плодов и семян.

Основа всей жизни на Земле – растения, их зеленые стебли, листья, корни, плоды и семена. Жизнь любого растения начинается с семян, которые созревают в плодах. После того как цветок отцвел, наступает новый этап в его развития – образование плода.

Плод – это орган размножения цветковых растений, развивающийся из цветка и содержащий в себе семена.

Функции плода:

развитие и созревание семян,

осуществляют их распространение по земной поверхности.

Плод образуется в результате ряда изменений, происходящих в цветке после опыления и оплодотворения.

Плод состоит из околоплодника и семян.

Околоплодник – это разросшиеся и видоизмененные стенки завязи. В образовании околоплодника участвует основания тычинок, лепестков, чашелистиков, цветоложе.

Все плоды делятся на группы по трем признакам:

По количеству воды в околоплоднике;

По количеству семян;

По количеству пестиков, участвующих в образовании плода.

В зависимости от количества воды в околоплоднике плоды разделяются на сочные и сухие, односемянные и многосемянные. Если в цветке один пестик, то плод развивается простой, а если в цветке несколько пестиков – плод сложный.

Разнообразие плодов очень велико.

А) Сочные плоды:

Ягода – сочный плод с мякотью, покрытый снаружи тонкой кожицей, внутри плодов находится много мелких семян.

Яблоко – сочный плод с мякотью, покрытый кожицей, но семена лежат в пленчатых сухих камерах.

Тыквина – семена лежат в сочной мякоти, но наружный слой околоплодника деревянистый (арбуз, тыква, огурец).

Померанец или гесперидий – ягодовидный плод у цитрусовых (апельсин, лимон, мандарин).

Костянка – сочный плод с тонкой кожицей, мякотью и косточкой, внутри которого находится 1 семя (вишня, слива).

Б) Сухие плоды:

Орех – околоплодник жесткий, деревянистый, семя лежит свободно (лещина, фундук).

Желудь – околоплодник менее жесткий, плод окружен защитным покровом(дуб).

Семянка – сухой плод, околоплодник прилегает к единственному семени, но не срастается с ним (подсолнечник).

Зерновка – сухой плод, околоплодник срастается с семенной кожурой (рожь, пшеница).

Боб – сухой плод, который вскрывается двумя створками (горох, фасоль, бобы).

Стручок – сухой плод с двумя створками, но семена развиваются не на створках, а на перегородке плода (репа, капуста).

Коробочка – сухой плод, в котором находятся многочисленные семена (мак).

Сухие

Сочные

Односемянные

Многосемянные

Односемянные

Многосемянные

лещина, лотос, липа

горох, фасоль, бобы, акация, люпин

вишня, абрикос, миндаль, грецкий орех

смородина, виноград, картофель

капуста, редька, редис, горчица

арбуз, огурец, тыква

береза, вяз,клен, ясень

мак, тюльпан, белена, дурман

апельсин, лимон, мандарин

одуванчик, подсолнечник, череда, василек

яблоня, рябина, боярышник, груша

пшеница, рис, кукуруза, просо

гранатина, землянична (многоорешек)

гранат, клубника, земляника

Путь наш был нелегким, давайте отдохнем. (Физкультминутка)

IV. Закрепление

Цель: изучить и классифицировать плоды.

Оборудование: лоток, коллекция плодов, раздаточный материал, учебник.

Задание:

Рассмотреть плоды, которые находятся на вашем столе. С помощью учебника определите их названия.

Разделите их на сочные и сухие, односемянные и многосемянные.

Название плода

Тип плода

Какие растения имеют такой плод

1. Сочный

2. Сухой

3. Односемянной

4. Многосемянной

Вывод: Плоды бывают сочные и сухие, односемянные и многосемянные.

2. Игра-конкурс

Какие сказки связаны с растениями и их плодами? К каким типам относятся плоды упомянутых растений?

Плод боб – “Принцесса на горошине” Андерсен; “Боб, соломина и уголек” братья Гримм; “Петушок и бобовое зернышко” русская народная сказка.

Плод зерновка – русская народная сказка “Мужик и медведь” (рожь); “Конек-горбунок” П. Ершов (пшеница).

Плод стручок – “Мужик и медведь” (река).

Плод тыквина – “Золушка” Ш.Перро (тыква); “Приключение Чиполлино” Дж. Родари (тыква).

Плод ягода – “Приключение Чиполлино” Дж. Родари (вишенка).

Задача. Три подруги поспорили о строении плода шиповника. Первая говорит, что плод шиповника - ягода. Вторая утверждает, что – многоорешек, а третья настаивает, что многосемянка. Помогите разрешить спор девушек. ( Плод шиповника – многоорешек).

Стихи, песни, пословицы, поговорки о плодах.

Кафтан на мне зеленый,
А сердце как кумач,
На вкус, как сахар сладок,
А сам похож на мяч. (Арбуз)

Золотое решето черных домиков полно,
Сколько черненьких домков,
Столько беленьких жильцов. (Подсолнух)

Молодцы! Вы показали хорошие знания. А что вы скажете на прощание этой стране? (с каждого вагона по одному участнику рассказывают стихи).

Почему цветут цветы,
Это знаем я и ты:
Ведь у каждого растения
Семя есть для продолжения.
Плод созреет, упадет –
Семя в землю попадет.
Потому растут цветы,
Каждый год растут деревья
И приносят нам плоды.

Почему мы устаем?
Плохо спим, лекарства пьем?
Потому что витаминам
Мы вниманья не даем.
Овощи, фрукты нужны нам всегда,
Без них человеку – просто беда.
Нигде не найдет ценнее он клад –
Здоровьем каждый будет богат!

К чему мы все это вам говорим?
Чтоб знали природу и ей дорожили.
Любите природу, заботьтесь о ней,
Она сейчас многих вещей поважнее.
И счастье нашей планеты Земля,
Зависит, быть может, и от тебя.

V. Выводы

Плоды и семена поспевают на солнце, они несут нам энергию солнца. Но это еще не все. В плодах содержаться витамины, без которых мы не можем быть здоровыми. Плод – важный орган цветочного растения, обеспечивающий развитие, созревание, защиту и распространение семян. Многообразие плодов объясняется различными способами развития и распространения семян. Плоды служат пищей животными и человеку, используются в косметике, парфюмерии, а также для приготовления лекарств, их перерабатывают на консервы, соки, мармелад. О плодах и семенах народ говорил, как о самом сокровенном, слагал пословицы, поговорки, сказки.

Наше путешествие приближается к концу. Пора отправляться обратно домой (звенит колокольчик, музыка).

Рефлексия

Что было самым интересным на уроке?

Что было самым трудным?

VI. Подведение итогов урока.

Выставление оценок учащимся за выполнение проверочного теста, за работу на уроке.

Читайте также: