Конспект урока обобщение по теме предложение 4 класс

Обновлено: 04.07.2024

повторить ранее изученный материал по орфографии и грамматике.

Оборудование для учителя: мультимедийный проектор, карточки с индивидуальными заданиями, мячик, карточки с заданиями для работы в паре.

1.Организационный момент

2. ЧИСТОПИСАНИЕ.

Трава, семена, зеленый, победа.

Прочитайте 1 строчку, что вы прочитали (слова) спишите и подчеркните изученные орфограммы.. На какие правила встретились орфограммы в словах. (проверяемые и не проверяемые безуд. гласн.)

Среди зелёной травы виднелись красивые цветы.

Прочитайте вторую строчку. Что вы прочитали (предложение). Докажите что это предложение.

3.Тема, цели урока

КТО догодался какую тему мы сегодня с вами будем повторять на уроке?

Тема нашего урока: Обобщение пройденного о предложении.

Задачи урока – (обобщить знания о предложении)

Открыть план.

Что такое предложение.

Главные и второстепенные члены предложения

Виды предложений ?( – простые и сложные, распространенные и не распространенные.

Откройте учебники на с. 124, у.263

Читают задание. Устно составляют предложения.

Задание: Запишите второе предложение. Подчеркните основу. Выпишите словосочетания.

(Ответы: Щипал на луже и щипал траву.)

Проверка. Оценка (на полях!)

Выводы: (предложение. Главные и второстепенные члены предложения) .

И так на доска писано предложение.

Кончилась зима, из дальних стран возвратились птицы.

Задание: Списать. Разберите предложения по членам предложения, и указать части речи.

ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЧТО МОЖНО СКАЗАТЬ ОБ ЭТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ?(СЛОЖНОЕ- почему? (2 основы), РАСПРОСТРАНЕННОЕ. -почему ?)

Оцените свою работу.( Оценка на полях)

Упр. 267 (с. 125).

— Прочитайте предложения. Докажите, что это предложения. -УСТНО 6 ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ПИСАТЬ 2 ПРЕДЛ (2 УЧЕНИКА ЗА ДОСКОЙ ПО 1 ПРЕДЛОЖЕНИЮ) . (Самостоятельное выполнение. Проверка с доской. Оценка)

Выводы: Что мы записали? Докажите! (назвать основы)

Давайте подведем итог нашей работы.

  1. Что такое предложение?
  2. Какими бывают члены предложения?
  3. Какие предложения называются распространёнными и нераспространёнными?
  4. Что такое главные члены предложения?
  5. Что мы знаем о сложных предложениях.

Самооценка всей работы за урок.

Я предлагаю вам побывать в роли учителя.

Наш урок подошёл к концу.?

Ну а теперь, оцените каждый свою работу на уроке:

10. Домашнее задание

Определите границы предложений. Поставьте где нужно знаки препинания.

Наступила весна распустились подснежники и прилетели перелетные птицы

1.Вставь пропущенные буквы.

Б..р..гите воду. Быстрый ручей звонк.. журч..л в з..р..слях ч..ремухи. Но вот он выб..жал на ш..рокий лу… З..блестела на утренн..м со..нце в..да. Ручей сп..шил впере… Со всех ст..рон к шумн..му ручью ст..кались друг… ручьи. Он ст..новился ш..ре и глубже. Т..чение его з..медлилось. Наш ручей стал реч..кой. В мя..ком ил.. п..с..лились различ..ные ж..вотные. На п..верхност.. в..ды вес..ло з..к..ч..лись белые кувш..нки. Птицы свили гн..здо на высок..м б..р..гу. В..да н..сет ж..знь растении..м, птиц..м, ж..вотным и люд..м. Чистая в..да – главное б..гатство природы. Бер..гите воду!

2. Выпиши второе предложение, разбери по членам предложения, обозначь части речи, выдели словосочетания.

1.Вставь пропущенные буквы.

Б..р..гите воду. Быстрый ручей звонк.. журч..л в з..р..слях ч..ремухи. Но вот он выб..жал на ш..рокий лу… З..блестела на утренн..м со..нце в..да. Ручей сп..шил впере… Со всех ст..рон к шумн..му ручью ст..кались друг… ручьи. Он ст..новился ш..ре и глубже. Т..чение его з..медлилось. Наш ручей стал реч..кой. В мя..ком ил.. п..с..лились различ..ные ж..вотные. На п..верхност.. в..ды вес..ло з..к..ч..лись белые кувш..нки. Птицы свили гн..здо на высок..м б..р..гу. В..да н..сет ж..знь растении..м, птиц..м, ж..вотным и люд..м. Чистая в..да – главное б..гатство природы. Бер..гите воду!

2. Выпиши второе предложение, разбери по членам предложения, обозначь части речи, выдели словосочетания.

6.Физкультминутка
Мы немножко отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперед,
Вправо, влево поворот.
Дружно хлопаем руками,

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Открытый урок

по русскому языку

Тема урока: Обобщение знаний о предложении.

1.обобщить и систематизировать знания о предложении; закрепить умение определять

знаки препинания в предложении, делать синтаксический разбор предложения;

2 . развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать;

3.прививать любовь к русскому языку.

- Сегодня на уроке мы повторим всё, что знаем о предложении: знаки препинания в предложении, как давать характеристику предложения.

2.Минутка чистописания.(2 мин.)

У каждого на столе карточка с прописанными элементами, задания индивидуальные.

- Напишите строчку выделенных соединений.

3.Словарно-орфографическая минутка.(3 мин.)

- Сейчас я буду показывать слова, в которых пропущены буквы. Ваша задача вставить их и объяснить пропущенные орфограммы. ( Слова: весна, лёд, проталины, снег, ручьи).

Проталины - это место, где стаял снег, и открылась земля.

- На какую тему все эти слова? ( На тему весна.)

На дворе у нас весна, и мы сегодня будем работать с предложениями, рассказывающими нам о весне.

4. Обобщение по теме предложение.

- При изучении темы мы знакомились с новыми понятиями, терминами. Сейчас мы их вспомним. Проведём терминологический диктант. Вам нужно отгадать кроссворд. Если всё правильно, то получится слово, которое называет один из разделов русского языка, в котором изучаются все предложения и не только.

а) Кроссворд (10 мин).

1.Главный член предложения, который поясняет подлежащее и отвечает на вопросы Что делает? Что будет делать? ( Сказуемое)

2.Группа слов, связанных между собой по смыслу и выражающих законченную мысль.

( Предложение)

3.Второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей. ( Дополнение)

4.Знак препинания, который ставится между однородными членами предложения или между частями сложного предложения. ( Запятая)

5.Главный член предложения, который обозначает о ком или о чём говорится в предложении. ( Подлежащее)

6.С помощью какого знака препинания на письме выделяется прямая речь? ( Кавычки)

7.Второстепенный член предложения, который обозначает место, время и образ действия. ( Обстоятельство)

8.Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: Какой? Чей?

( Определение)

9.Два слова, связанных между собой по смыслу. Одно слово – главное, другое – зависимое. ( Словосочетание)

- Как называется раздел науки о языке? ( Синтаксис)

б) Разбор простого предложения.

- Итак, продолжим тему весны. Перед вами лежит текст.

- Как он называется? ( Три весны)

Автором его является известный вам писатель Виталий Бианки. Читаем текст по абзацам.

Первой приходит весна полевая. На земле чернеют первые проталины. Прилетают грачи, скворцы и жаворонки. Грачи таскают из земли червей. Скворцы ловят насекомых. Жаворонки собирают прошлогоднее зерно.

В полях бежит ручьями снег. Тает от солнца крепкий лёд реки. Наступает весна речная. Треснул лёд. Проснулись рыбы, рачки. Рады водяные птицы – утки, гуси, лебеди, чайки.

Зима уходить не хочет. Долго прячет последний снег в лесу. Но идёт весна лесная. Она укутывает деревья лесным туманом, возвращает певчих птиц.

- Итак, какие три весны описывает автор? Что приносит весна полевая? Какие события отличают весну полевую? Как названа в тексте весна лесная? (Зелёным туманом)

- Молодцы, слушаем задание.

Задание: выписать выделенные жирным шрифтом предложения, подчеркнуть члены предложения, дать характеристику. (По одному ученику с каждого ряда.)

- Напоминаю, что характеристику предложения выполняем по данной последовательности (показываю на таблицу разбора простого предложения).

( после разбора последнего предложения , задаю следующий вопрос )

- Только ли сказуемые могут быть однородными членами предложения?

( Однородными членами предложения могут быть все члены предложения.)

- Какие знаки препинания ставятся при однородных членах предложения?

( Между однородными членами предложения ставится запятая, если они не соединены союзами. Однородные члены предложения могут быть связаны между собой союзами, из которых чаще всего встречаются и, а, но. Перед союзами а, но обязательно ставится запятая. Перед и запятая не ставится если союз и употребляется в группе однородных членов всего один раз.)

- Молодцы, есть ли ещё в данном тексте предложения с однородными членами?

( Прилетают грачи, скворцы и жаворонки.)

- Как однородные подлежащие соединены между собой?

( Интонацией, то есть запятой и союзом.)

-Молодцы, разбор простого предложения мы повторили, а чем же отличается сложное предложение от простого предложения?

Сложное предложение состоит из нескольких простых предложений. В простом предложении одна основа, в сложном два и более.

Физминутка.

в) Работа по учебнику (упр. 757 стр.219)

- Откройте учебники, стр.219. Читаем вслух задание 757-го упражнения.

Задание: списать текст, подчеркнуть сложные предложения.

- Списывать не надо, выпишем только сложные предложения и выделим в них основы.

- Какие знаки препинания применяются в сложных предложениях?

( Объединённые простые предложения отделяются просто запятой, иногда запятой с союзами).

- Читаем предложения, выбираем только сложные.

г) Самостоятельная работа. Лото.

- Теперь немного поиграем. Эта игра напоминает лото, только у нас не будет бочек.

На карточках у вас по 9 заданий-9 предложений о весне, связанных по смыслу.

Задание: в предложениях есть слова, выделенные жирным шрифтом и подчёркнутые.

В словах, выделенных жирным шрифтом, определите член предложения; в подчеркнутых словах – часть речи, то есть чем оно выражено.

Побеждает тот, кто сделает всё правильно.

5. Итог урока.

- Наш урок подошёл к концу. Как вы думаете, успешно ли вы сегодня справились с заданиями на уроке?

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС, содержит приёмы ТРКМ.

ВложениеРазмер
Обобщающий урок по теме "Глагол" 937.41 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Планируемые результаты: предметные и метапредметные (УУД), на формирование которых направлена работа на данном уроке.

  • систематизировать знания о глаголе, как части речи;
  • формировать умение определять грамматические признаки глагола,
  • овладение нормами русского литературного языка, развитие умения осознанно употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем временах;
  • способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.

Познавательные: общеучебные (умение сравнивать), устанавливать аналогии; обобщать, учить выделять существенные признаки глагола.

Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планирование, контролировать и оценивать свои действия, оценка (адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролеров)

  • учитывать разные мнения, умение сотрудничать;
  • уметь формулировать собственное мнение и позицию;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке, в роли консультантов и организаторов;
  • развитие самостоятельности;
  • развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.

1.Оргмомент. Приветствие гостей.

Я рада приветствовать всех в нашем классе,

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе всем будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

2. Психологический настрой. Мотивация

Ниточку души от каждого из вас

В руки бережно возьму сейчас.

Мы соткём из ниточек урок,

Он общенья нашего исток.

А исток начало многих дел.

Я хочу, чтоб каждый захотел

Прямо здесь и слушать, и читать,

Думать, говорить, мечтать.

3. Самоопределение к учебной деятельности.

Запишем число. (Слайд)

- Прочитайте, о чем вы должны помнить, работая на уроке.

-Мы уже многое знаем.

-Мы должны показать все наши знания.

-У нас у каждого свое мнение и его нужно озвучить.

-Мы имеем право на ошибку.

Ребята, попробуйте определить тему нашего урока из моего высказывания:

Природа просыпается, оживает, ведь весна – это жизнь, движение, действие. А какая часть речи передаёт действие? (глагол)

- Как вы определите тему нашего урока?

Какие цели урока поставите?

- Сегодня нам предстоит систематизировать все наши знания о глаголе.

5. Систематизация знаний.

Повар -…, врач - …. учитель - …, ученик - …, баянист - …, художник - …, портниха - …, продавец - …, пекарь - . ветер - …, гром - …, молния - . трава - . дождь - …, солнце - . вода - ..

(Глагол – одна из наиболее употребляемых частей речи.

II. Стадия осмысления

1. Составление кластера

Свяжем в логическую цепь все ваши мнения, попробуем составить кластер.

  • трещит, скрипит, заскулит, воет
  • встречает, визжал, поскрипывал, дул
  • прочитает, удивить, запишет, нарисует

Проверка на экране. Оценка.

Какие ошибки вы чаще всего допускаете при написании глаголов?

– От чего зависит окончание глагола?

– Что вам известно о спряжении?

– Следующее задание проверит ваше умение определять спряжение глагола.

Работа в парах. Карточки с глаголами. Определить спряжение

смотрят -II спр.
едем - I спр.
думает - Iспр.
стелить I спр.
рубишь II спр.

3. Коллективная работа

Упражнение в написании личных окончаний глаголов.

Вставьте пропущенные буквы, обоснуйте ответ.

Дрожит на ветру

Стын…т на солнышке

4. Морфологический разбор глагола

празднуют п обеду

совершил геройский поступок

парад на Красной площади

битва за Москву

медаль за Отвагу

О чём напомнили вам эти словосочетания?

- Над кем одержал победу наш народ?

- Когда мы празднуем День Победы?

В мае русский народ празднует победу.

Сделаем морфологический разбор глагола (1 у доски)

Трудным был путь к Победе. Много славных сынов взрастила наша матушка - Родина. Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой. Примером тому рассказы о ваших семьях, где тоже есть свои герои. Но сегодня я хочу познакомить вас с героем нашей родной Волгоградской области ,уроженцем города Камышина А. П. Маресьевым . Алексей Маресьев в годы Великой Отечественной войны был военным лётчиком. (ролик )Военный корреспондент Б. Полевой написал книгу «Повесть о настоящем человеке. Я рекомендую вам прочитать эту книгу.

2016 год в нашей области объявлен годом А. Маресьева, т.к. 20 мая исполнилось бы 100лет прославленному лётчику, Герою Советского Союза, ставшего символом мужества и несгибаемой воли.

5. Работа с текстом из книги Б.Полевого.

1группа : подчеркнуть глаголы в неопределённой форме (что делать, что сделать)

2 группа: найти глаголы в форме прошедшего времени и определить число и род

3 группа: подчеркнуть возвратные глаголы

Лес стал заметно редеть. На снегу виднелись полосы зимней дороги. Алексей Маресьев уже не думал добраться до своих. Посторонние звуки заставили его сесть и оглядеться. Он увидел себя на лесной вырубке. В лесу пахло смолой и снежной сыростью. Из лесной чащи послышался тихий шепот. До него долетели звуки русской речи. Сердце забилось от огромной радости.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: развитие умения различать синтаксические конструкции: простые предложения с однородными членами, сложные предложения и предложения с прямой речью, продуцировать их, а также правильно пунктуационно оформлять.

Этапы урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

1 2 3 1

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Если я назову имя существительное, то вы запишете однокоренное имя прилагательное, если назову имя прилагательное, то вы запишете имя существительное. Обозначьте орфограммы.

Карнавальный, цитата, решительный, коридорный, тревожный, алмаз.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

II. Формулирование проблемы. Постановка цели и темы урока.

1 3 3

– Прочитайте ключевые слова.

Простое, сложное, однородные члены.

– Дополните их ключевыми словами темы на с. 94. Прочитайте и выберите самые важные, на ваш взгляд. (Прямая речь, слова автора, предложение с прямой речью.)

– На основе этих ключевых слов сформулируйте цель урока. (Научиться разграничивать простые предложения с однородными членами, сложные предложения и предложения с прямой речью.)

- Что нужно знать по теме урока?

– Что по-вашему необходимо, чтобы каждый был доволен своей работой? (Быть внимательным, активным на уроке, правильно уметь увидеть свои плюсы и минусы).

– Вам в помощь на столах лежат карты самоконтроля, где вы будете проводить оценивание по 5-бальной шкале.

III. Развитие умений.

4 5 6 1 3

- Итак, вспоминаем то, что знаем.

(Работа на слайдах)

1.Проверка домашнего задания.

- Дома вы составляли предложения про урок русского языка.

2. Простое с однородными членами.

4. С прямой речью.

- Выполним синтаксический разбор простого предложения с однородными членами; сложного.

(Ученики работают у доски)

Начался урок русского языка, и учитель вызвала к доске Витю.

Витя сосредоточился и хорошо выполнил задание.

2. Работа по карточкам.

Работа в паре.

– Графическое изображение предложений с однородными членами развивает внимание и улучшает грамотность. Предлагаю поработать в паре. От сплочённой работы зависит результат. Вам необходимо соотнести предложения со схемами.

3. Игра "Ловушка"(с доказательством).

- Найди ошибки в постановке знаков препинания. Выпишите в тетрадь предложения, в которых знаки препинания расставлены ошибочно.

4. Графический диктант.

1. Ёлочка стала расти, а берёза прикрывала её от ожогов солнца.

2. В тумане падают листья.

3. Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой.

6. Мороз щипал уши и лицо.

Последовательность работы:

1) Учитель читает первое предложение.

2) Ученики самостоятельно определяют на слух, обсуждают в группах, какое это предложение, и составляют схему.

3) Аналогично проводится работа с другими предложениями.

4) После выполнения всех схем осуществляется самопроверка по слайду презентации.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Читайте также: