Народный календарь 2 класс перспектива конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Подготовила: Осташова Анастасия Викторовна, преподаватель МАУ ДО Омутинская ДШИ, с.Омутинское.

  • Дать представление о гармоничном соотношении сезонного труда и развлечений в течение круглого года на примере русского земледельческого календаря.
  • Познакомить детей с праздниками и обычаями русского народа;
  • Воспитывать интерес и любовь к народным традициям;
  • научить приёмам и методам практической работы с различными материалами;
  • развивать самостоятельность, творческую активность;

Материалы:

Практическая значимость данной работы заключается в том, что разработанный нами дидактический материала можно использовать и на уроках рисования в школе, и на занятиях в художественных классах.

Ход занятия.

Когда мы говорим и календаре, мы имеем в виду разные календари: гражданские, церковные, лунные, огородные. А что же такое народный календарь?

Наши предки исстари занимались земледелием, поэтому культура в целом и основная масса праздников носила земледельческий характер. На протяжении многих веков крестьяне наблюдали за погодными явлениями, осмысляли полученный опыт и создавали обряды и нормы общественной жизни, также многое другое.

Так постепенно сложился народный календарь – это своего рода дневник и энциклопедия крестьянского быта сего праздниками и буднями.

Жизненный уклад земледельца определялся в первую очередь сменой времен года. Поворотными сроками солнечного календаря.

В конце декабря наступали зимние праздники – Рождество и Святки. Святки начинались в ночь с 24 на 25 декабря и продолжались 2 недели до Крещения. Святки отмечались всеми, но в основном это был праздник молодежи: ее игры, песни, обходы домов. Посиделки, гадания создавали неповторимую атмосферу святочного веселья. По дворам ходили колядовщики с песнями, желающими богатого урожая и достатка. Колядовщиков сопровождали ряженые. Они наряжались в вывороченную мехом наружу овчинную шубу, лицо закрывали маской или мазали его сажей.

У многих народов мира переход от зимы к весне отмечен особыми празднествами – карнавалами. На это же время приходилась и русская Масленая неделя. Она справлялась за 7 недель до Пасхи. К Масленой неделе строились первые качели и карусели. Масленица – время блинов, оладушек, сырников, пирогов и пышек. Все эти лакомства получали в первую очередь дети. На детей, получивших первый блин, возлагалась особенно ответственный обряд – закликание весны.

Кульминация праздника – костры. В начале масляной недели мастерили куклу в полный рост, наряжали ее, в воскресенье Масленицу, как образ уходящей зимы, сжигали.

С полдня до самого вечера купались в реках, водоемах, пели песни, водили хороводы. Собирали целебные травы. Ближе к вечеру разжигали костры, через которые прыгали девушки и парни. Девушки также гадали на суженого: сплетали венки и пускали по реке. Если венок плыл и не тонул, то брак ожидался счастливым и удачным.

Существовало такое поверье: в ночь на Ивана Купалу зацветает папоротник; нашедший такой цветок, сможет отыскать любой клад.


Творческая деятельность учащихся.

1. Проанализируйте произведения художников на тему русских народных праздников.

3. Выберите сюжет, в котором можно передать наиболее характерные виды праздничного действия: угощение блинами на масленицу, хороводы на Ивана Купалу, пение колядовщиков возле домов односельчан, ярмарочные осенние торги.

4. До начала творческой работы решите, из каких материалов можно выполнить тот или иной мотив панорамы. Как лучше использовать свойства различных материалов для передачи материальности.

5. Изготовление различных элементов панорамы: фигур и декораций.

6. Завершающий этап работы над коллективной композицией связан с обобщением и объединением разных сюжетов в единую композицию.

Итоги занятия:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ народный календарь 1.ppt

Урок окружающего мира 2 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок окружающего мира 2 класс

Урок окружающего мира 2 класс




Как в сказке… Солнце - батюшка Земля - мать Месяц - молодец Весна - молодица.

Как в сказке… Солнце - батюшка Земля - мать Месяц - молодец Весна - молодица Зима - белолица Осень - водяница

Октябрь Паздерник Грязник Листобой Листопад Замерь Позимник Свадебник Зазимье.

Октябрь Паздерник Грязник Листобой Листопад Замерь Позимник Свадебник Зазимье Подзимник

Народные праздники 15 октября 16 октября 17 октября Ерофей 18 октября ? 19.

Народные праздники 15 октября 16 октября 17 октябряЕрофей 18 октября? 19 октябряДенисы Позимские 20 октябряСергий 21 октябряТрифон, Пелагея

18 октября – Харитины-первые холстины День святой мученицы Харитины «Харитина.

Именины или День ангела Крещение Ангел – хранитель Каравай Именины в этот ден.

Именины или День ангела Крещение Ангел – хранитель Каравай Именины в этот день отмечают Алексей, Гавриил, Григорий, Денис, Евдоким, Кузьма, Матвей, Петр


Выбранный для просмотра документ народный календарь.doc

Урок окружающего мира, 2 класс

Цели: сформировать представление о народном календаре.

Планируемые достижения учащихся:

Предметные результаты:

знать некоторые народные приметы на погоду;

определять, наблюдения за какими именно явлениями природы служат основой для народных примет на погоду;

Метапредметные результаты:

соотносить народные приметы с ощущениями;

проверять народный прогноз на погоду по ближайшему дню-погодоуказателю;

сопоставлять реальные наблюдения и данные народных примет своего края.

Личностные результаты:

понимать важность народного календаря как сокровищницы опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней.

Формируемые УУД:

Познавательные: ориентироваться в учебном материале; извлекать информацию, представленную в разных формах;

Коммуникативные: строить правильное речевое высказывание;

Регулятивные: проявлять инициативность и самостоятельность.

Личностные : положительное отношение к учению, познавательной деятельности посредством вовлечения в творческую деятельность.

1. Организационный момент.

Как огромен мир вокруг –

Чудеса и там, и тут!

Не хотим ни есть, ни спать,

А про всё хотим узнать.

Настроились на работу? К очередному путешествию в окружающий мир готовы?

2. Актуализация знаний.

Есть в квартире молодец,
Математик и мудрец.
Постоянно, круглый год
Точный счет он дням ведет.
(календарь)

Как вы узнаёте из календаря, какой сегодня месяц, число, день?

Что ещё можно узнать из календаря?

Перед вами на выставке представлено множество календарей. Давайте ещё раз поближе их рассмотрим. Как они называются?

Настенный, перекидной, отрывной, лунный календарь., календарь знаменательных дат и событий, православный календарь и др.

Какой календарь, по-вашему, более удобный? Почему?

Как вы думаете, каким был календарь наших предков? ( Календарь наших предков был похож на современный?)

Испокон века на Руси пользовались особым календарём, народным.

3. Работа над темой урока.

Мой друг, заглянем в старь,

Откроем народный календарь!

А польза несомненна.

Все праздники он знает,

И нам напоминает!

Далее обратимся к форме календаря (месяцеслова). Оказывается, она была круглой. Отсюда в русском языке выражение круглый год .

hello_html_m14f7ab4b.jpg

В таком календаре осень – зима сравнивались с засыпанием и заколдованным сном - смертью, а весна – лето – с возрождением и пробуждением. Это напоминает человеческую жизнь, где весна – это молодость, лето – расцвет, осень – время сбора плодов (хорошо, если они есть, а то можно жизнь прожить, а плодов не собрать), зима – время мудрости и покоя.
Народный календарь родился много веков назад. Он существовал и развивался, в основном, в устной форме: от отца к сыну, от бабушки к внучке.

В календаре многие объекты природы наделялись свойствами живых существ, точно в сказках. Например, солнце- батюшка , земля- мать , месяц- молодец , весна- молодица , зима- белолица , осень- водяница . Также дни имели особые названия: они могли быть мужскими и женскими, молодыми и старыми, мертвыми и веселыми, толстыми и голодными, теплыми и холодными.

Народный календарь отмечал праздничное и будничное время, начало и конец важнейших работ. Все эти знания находили свое выражение в притчах.

Слово “примета” происходит от слова “примечать”, т.е. наблюдать. В результате наблюдений за тем, что происходит вокруг человека, у него накапливается жизненный опыт. Эти знания передавались из поколения в поколение, бережно хранились, и им народ доверял, как священной книге.
Множество примет дошло до нас из глубины веков. В приметах сохранилось очень много того, что было в старых народных праздниках и обычаях, они помогают предвидеть погоду, вырастить урожай.

Соотнесение народных примет на погоду с наблюдениями за живой и неживой природой

Вокруг вас в классе размещены осенние приметы. Я прошу выбрать только те из них, которые касаются месяца октября.

В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся.

Холоден октябрь-батюшка, а ноябрь и его перехолодил.

К октябрю берёзы оголяются.

В октябре - семь погод на дворе.

Октябрь и плачет, и смеется.

Октябрь завершает сборы к зиме.

Октябрь - месяц полных кладовых (норы, дупла, гнезда).

Плачет октябрь холодными слезами.
После октября летом не пахнет.
Сентябрь пахнет яблоком, октябрь - капустой.

* Гром в сентябре - тёплая и долгая осень.
* Появились опята – лето отошло.
* Низко улетают перелётные птицы – короткая осень.
* Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима.
* Появление поздней осенью комаров – признак тёплой зимы.

Прочитайте выбранные вами приметы. Давайте попытаемся оценить, соответствует ли наш октябрь описанию предков. (обсуждение, сопоставление с погодой за окном).

Народные праздники

Кроме погодных сюрпризов, в народном календаре расписаны все народные праздники с их традициями и обычаями. Подробнее обо всех этих днях поможет узнать православный календарь. Я же хочу показать вам только одну октябрьскую неделю.

А какое сегодня число? 18 октября.

Может быть, заглянем и узнаем, чем знаменателен сегодняшний день?

18 октября – Харитинин день.

В этот день отмечается память святой мученицы Харитины. Однажды молодую христианку оклеветали, и ей пришлось предстать перед судом. Несмотря на все пытки и унижения, Харитина держалась стойко и умерла не издав ни звука.

На Руси к этому времени полевые и огородные работы в деревнях заканчивались, и крестьяне приступали к делам домашним. На Харитину женщины садились за ткацкие станки и начинали ткать холсты.

Что касается мужчин, то они на Харитину приступали к изготовлению валенок.

Девушки же собирались на вечерки, где также занимались рукоделием — пряли, вышивали, вязали. Такая работа по обыкновению сопровождалась пением.

Наши девочки хоть пока и не ткачихи, а петь горазды. И они приготовили для вас частушки.

Частушки

С этим днём также связаны свои приметы. Попробуем проверить их точность?

Если вороны и галки вились в воздухе, а облака шли против ветра, это предвещало снег, а безветренная погода сулила похолодание.

Именины

А ещё народный календарь интересен тем, что в нём мы можем узнать о своих именинах или Дне ангела.

Перед вами листочки с небольшой информацией об этих словах. Прочитайте её, пожалуйста, а потом мы побеседуем.

День Ангела, или именины — это день, посвященный какому-либо святому, и праздновать его обязан человек, названный именем этого святого при крещении . Именины у христиан считаются гораздо более значимым праздником, чем день рождения человека. Человек, тем самым, приобретает Ангела-хранителя в лице святого, чьё имя он носит. А значит, обязан один раз в году чтить его и праздновать именины.

Беседа по вопросам:

Что такое именины?

Кто обязан праздновать именины?

Что считалось важнее: день рождения или именины?

Что приобретает человек после крещения?

На Руси принято было именины отмечать особо — эта традиция известна еще с XVII века. В семье выпекали по специальному рецепту именинные пироги, караваи и калачи. Праздничная выпечка раздавались в качестве угощения родственникам, друзьям и близким. В этом был особый смысл! Даже начинка пирогов подбиралась не случайная, а обозначающая черты характера самого именинника и его родственников.

Каравай именинник должен был испечь сам. Каравай должен быть большим. Тесто для него замешивают сдобное пресное. Начинкой для именинного каравая могут стать мясо, ягоды, грибы, а лучше всего - рыба.

А ведь я не зря завела разговор об именинах! Наверное, вам не терпится узнать, кто же именинники сегодняшнего дня?

Именины в этот день отмечают Алексей, Гавриил, Григорий, Денис, Евдоким, Кузьма, Пётр, Матвей.
Очень хочется поздравить сегодня с именинами нашего Матвея.

Иди, Матвей, к нам, а мы тем временем посмотрим, что же народный календарь говорит о тебе.

Вручение подарка Матвею.

Кстати, каравай в старину было принято не резать, а ломать над головой именинника. Считалось, что чем больше крошек и начинки упадет ему на голову – тем удачнее будет следующий год. Сейчас проверим, каким удачным будет год для нашего Матвея.

И, конечно, водили именинный хоровод.

Рефлексия

Вот так необычно, весело и самобытно жили в старину на Руси наши предки. Вам понравилось?

Мне бы очень хотелось выслушать каждого из вас, но это сегодня не получится. Но я всё же предлагаю вам выразить свои ощущения и впечатления.

Перед вами в нижней части экрана размещены знакомые вам значки: дождик, пасмурно и солнечно.

Если на уроке вам было интересно, комфортно, вы узнали новое и полезное для себя, прикрепите на осеннюю картину (прямо на экране) солнышко.

Если на уроке было интересно, весело, но ничего нового вы не узнали, прикрепите солнышко с тучкой.

Если урок был для вас скучен, не интересен и бесполезен, пусть на картину прольётся дождик.

Спасибо за работу.

А сюрпризы ещё не кончились! Мы с Матвеем приготовили для вас угощение пирог. И сейчас наш именинник угостит им каждого из вас.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока окружающий мир во 2 классе в рамках УМК "Перспектива".

Цели: сформировать представление о народном календаре.

Планируемые достижения учащихся:

Предметные результаты:

знать некоторые народные приметы на погоду;

определять, наблюдения за какими именно явлениями природы служат основой для народных примет на погоду;

Метапредметные результаты:

соотносить народные приметы с ощущениями;

проверять народный прогноз на погоду по ближайшему дню-погодоуказателю;

сопоставлять реальные наблюдения и данные народных примет своего края.

Личностные результаты:

понимать важность народного календаря как сокровищницы опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней.

Урок окружающего мира, 2 класс

Цели: сформировать представление о народном календаре.

Планируемые достижения учащихся:

Предметные результаты:

знать некоторые народные приметы на погоду;

определять, наблюдения за какими именно явлениями природы служат основой для народных примет на погоду;

Метапредметные результаты:

соотносить народные приметы с ощущениями;

проверять народный прогноз на погоду по ближайшему дню-погодоуказателю;

сопоставлять реальные наблюдения и данные народных примет своего края.

Личностные результаты:

понимать важность народного календаря как сокровищницы опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней.

Формируемые УУД:

Познавательные: ориентироваться в учебном материале; извлекать информацию, представленную в разных формах;

Коммуникативные: строить правильное речевое высказывание;

Регулятивные: проявлять инициативность и самостоятельность.

Личностные : положительное отношение к учению, познавательной деятельности посредством вовлечения в творческую деятельность.

1. Организационный момент.

Как огромен мир вокруг –

Чудеса и там, и тут!

Не хотим ни есть, ни спать,

А про всё хотим узнать.

Настроились на работу? К очередному путешествию в окружающий мир готовы?

2. Актуализация знаний.

Есть в квартире молодец,
Математик и мудрец.
Постоянно, круглый год
Точный счет он дням ведет.
(календарь)

Как вы узнаёте из календаря, какой сегодня месяц, число, день?

Что ещё можно узнать из календаря?

Перед вами на выставке представлено множество календарей. Давайте ещё раз поближе их рассмотрим. Как они называются?

Настенный, перекидной, отрывной, лунный календарь., календарь знаменательных дат и событий, православный календарь и др.

Какой календарь, по-вашему, более удобный? Почему?

Как вы думаете, каким был календарь наших предков? ( Календарь наших предков был похож на современный?)

Испокон века на Руси пользовались особым календарём, народным.

3. Работа над темой урока.

Мой друг, заглянем в старь,

Откроем народный календарь!

А польза несомненна.

Все праздники он знает,

И нам напоминает!

Далее обратимся к форме календаря (месяцеслова). Оказывается, она была круглой. Отсюда в русском языке выражение круглый год.


В таком календаре осень – зима сравнивались с засыпанием и заколдованным сном - смертью, а весна – лето – с возрождением и пробуждением. Это напоминает человеческую жизнь, где весна – это молодость, лето – расцвет, осень – время сбора плодов (хорошо, если они есть, а то можно жизнь прожить, а плодов не собрать), зима – время мудрости и покоя.
Народный календарь родился много веков назад. Он существовал и развивался, в основном, в устной форме: от отца к сыну, от бабушки к внучке.

В календаре многие объекты природы наделялись свойствами живых существ, точно в сказках. Например, солнце-батюшка, земля-мать, месяц-молодец, весна-молодица, зима-белолица, осень-водяница. Также дни имели особые названия: они могли быть мужскими и женскими, молодыми и старыми, мертвыми и веселыми, толстыми и голодными, теплыми и холодными.

Народный календарь отмечал праздничное и будничное время, начало и конец важнейших работ. Все эти знания находили свое выражение в притчах.

Слово “примета” происходит от слова “примечать”, т.е. наблюдать. В результате наблюдений за тем, что происходит вокруг человека, у него накапливается жизненный опыт. Эти знания передавались из поколения в поколение, бережно хранились, и им народ доверял, как священной книге.
Множество примет дошло до нас из глубины веков. В приметах сохранилось очень много того, что было в старых народных праздниках и обычаях, они помогают предвидеть погоду, вырастить урожай.

Соотнесение народных примет на погоду с наблюдениями за живой и неживой природой

Вокруг вас в классе размещены осенние приметы. Я прошу выбрать только те из них, которые касаются месяца октября.

В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся.

Холоден октябрь-батюшка, а ноябрь и его перехолодил.

К октябрю берёзы оголяются.

В октябре - семь погод на дворе.

Октябрь и плачет, и смеется.

Октябрь завершает сборы к зиме.

Октябрь - месяц полных кладовых (норы, дупла, гнезда).

Плачет октябрь холодными слезами.
После октября летом не пахнет.
Сентябрь пахнет яблоком, октябрь - капустой.

* Гром в сентябре - тёплая и долгая осень.
* Появились опята – лето отошло.
* Низко улетают перелётные птицы – короткая осень.
* Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима.
* Появление поздней осенью комаров – признак тёплой зимы.

Прочитайте выбранные вами приметы. Давайте попытаемся оценить, соответствует ли наш октябрь описанию предков. (обсуждение, сопоставление с погодой за окном).

Народные праздники

Кроме погодных сюрпризов, в народном календаре расписаны все народные праздники с их традициями и обычаями. Подробнее обо всех этих днях поможет узнать православный календарь. Я же хочу показать вам только одну октябрьскую неделю.

А какое сегодня число? 18 октября.

Может быть, заглянем и узнаем, чем знаменателен сегодняшний день?

18 октября – Харитинин день.

В этот день отмечается память святой мученицы Харитины. Однажды молодую христианку оклеветали, и ей пришлось предстать перед судом. Несмотря на все пытки и унижения, Харитина держалась стойко и умерла не издав ни звука.

На Руси к этому времени полевые и огородные работы в деревнях заканчивались, и крестьяне приступали к делам домашним. На Харитину женщины садились за ткацкие станки и начинали ткать холсты.

Что касается мужчин, то они на Харитину приступали к изготовлению валенок.

Девушки же собирались на вечерки, где также занимались рукоделием — пряли, вышивали, вязали. Такая работа по обыкновению сопровождалась пением.

Наши девочки хоть пока и не ткачихи, а петь горазды. И они приготовили для вас частушки.

Частушки

С этим днём также связаны свои приметы. Попробуем проверить их точность?

Если вороны и галки вились в воздухе, а облака шли против ветра, это предвещало снег, а безветренная погода сулила похолодание.

Именины

А ещё народный календарь интересен тем, что в нём мы можем узнать о своих именинах или Дне ангела.

Перед вами листочки с небольшой информацией об этих словах. Прочитайте её, пожалуйста, а потом мы побеседуем.

День Ангела, или именины — это день, посвященный какому-либо святому, и праздновать его обязан человек, названный именем этого святого при крещении. Именины у христиан считаются гораздо более значимым праздником, чем день рождения человека. Человек, тем самым, приобретает Ангела-хранителя в лице святого, чьё имя он носит. А значит, обязан один раз в году чтить его и праздновать именины.

Беседа по вопросам:

Что такое именины?

Кто обязан праздновать именины?

Что считалось важнее: день рождения или именины?

Что приобретает человек после крещения?

На Руси принято было именины отмечать особо — эта традиция известна еще с XVII века. В семье выпекали по специальному рецепту именинные пироги, караваи и калачи. Праздничная выпечка раздавались в качестве угощения родственникам, друзьям и близким. В этом был особый смысл! Даже начинка пирогов подбиралась не случайная, а обозначающая черты характера самого именинника и его родственников.

Каравай именинник должен был испечь сам. Каравай должен быть большим. Тесто для него замешивают сдобное пресное. Начинкой для именинного каравая могут стать мясо, ягоды, грибы, а лучше всего - рыба.

А ведь я не зря завела разговор об именинах! Наверное, вам не терпится узнать, кто же именинники сегодняшнего дня?

Именины в этот день отмечают Алексей, Гавриил, Григорий, Денис, Евдоким, Кузьма, Пётр, Матвей.
Очень хочется поздравить сегодня с именинами нашего Матвея.

Иди, Матвей, к нам, а мы тем временем посмотрим, что же народный календарь говорит о тебе.

Вручение подарка Матвею.

Кстати, каравай в старину было принято не резать, а ломать над головой именинника. Считалось, что чем больше крошек и начинки упадет ему на голову – тем удачнее будет следующий год. Сейчас проверим, каким удачным будет год для нашего Матвея.

И, конечно, водили именинный хоровод.

Рефлексия

Вот так необычно, весело и самобытно жили в старину на Руси наши предки. Вам понравилось?

Мне бы очень хотелось выслушать каждого из вас, но это сегодня не получится. Но я всё же предлагаю вам выразить свои ощущения и впечатления.

Перед вами в нижней части экрана размещены знакомые вам значки: дождик, пасмурно и солнечно.

Если на уроке вам было интересно, комфортно, вы узнали новое и полезное для себя, прикрепите на осеннюю картину (прямо на экране) солнышко.

Если на уроке было интересно, весело, но ничего нового вы не узнали, прикрепите солнышко с тучкой.

Если урок был для вас скучен, не интересен и бесполезен, пусть на картину прольётся дождик.

Спасибо за работу.

А сюрпризы ещё не кончились! Мы с Матвеем приготовили для вас угощение пирог. И сейчас наш именинник угостит им каждого из вас.

Цель урока: обогащение знаний обучающихся о жизни предков и формирование интереса к изучению данной темы.

Задачи урока: обобщить знания обучающихся о народном календаре, познакомить с историческими сведениями о народном календаре, формировать бережное отношение к сохранившимся традициям и обычаям.

Оборудование:виды календарей, словарь Ожегова, презентация.

Ход занятия

1. Организационный момент.

– Сегодня у нас необычный урок, т. к. на этом уроке мы будем вместе добыть информацию.

Давайте посмотрим, что я вам принесла.

(Учитель демонстрирует календарь – плакат, календарь отрывной, настольный календарь) Для чего они нужны?

(Дети высказывают свои мнения)

– Давайте вспомним, сколько месяцев в году?

– Назовите времена года. Сколько месяцев в каждом времени года? Назовите их. Узнать откуда произошло слово “календарь” в этом нам поможет Мудрая Сова. Слайд 1.

(У римлян первый день каждого месяца назывался “календы”.От него и произошло название календаря).

Мой друг, заглянем в старь,
Откроем народный календарь!
Смотрится отменно,
А польза несомненна.
Все праздники он знает,
И нам напоминает!

– Найдите среди данных календарей народный календарь.

(Дети приходят к выводу, что народного календаря перед ними нет)

– Тема нашего урока “Народный календарь”.

– Давайте составим план сегодняшнего занятия по теме “Народный календарь обычаи и обряды”

(Дети предлагают части плана, учитель поправляет и предлагает Слайд 3 – план)

“Народный календарь – обычаи и обряды”

  1. Исторические сведения о календарях.
  2. Что такое народный календарь.
  3. Обычаи и обряды.
  4. Для чего мы должны это знать

3. Работа над новым материалом.

– Для начала, давайте вспомним, а что такое обряды, обычаи, традиции. Для этого обратимся за помощью к словарю Ожегова.

(Двое детей ищут в словаре Ожегова ответ)

А теперь перейдем к плану нашего занятия.

1. Исторические сведения о календарях.

Солнце на небе, а число в календаре

– За долгую историю люди придумали много разных календарей.На Руси в течение долгого времени существовало три календаря: гражданский, церковный и народный (природный) месяцеслов, и эти три различные исчисления времени не всегда совпадали. Например, встреча нового года по гражданскому календарю в древности приходилась на 1 марта, что мало соответствовало ритму хозяйственной жизни. Церковный календарь открывал год 1 сентября. В 1348 г. на православном соборе в Москве решили, чтобы и гражданский, и церковный год начинался с 1 сентября. Этот порядок длился до эпохи Петра I, его указом новый год стал исчисляться с 1 января. Петр I ввел в России юлианский календарь, в то время как большинство европейских стран использовали более точный григорианский.

Старый календарь (стиль) – календарь, который вел римский император Юлий Цезарь в 46 году до нашей эры.

Новый календарь (стиль) – введен в 1582 году по указанию папы римского Григория ХIII. Называется григорианским.

В 1918 г. был осуществлен переход на григорианский календарь, так называемый новый стиль. Православная церковь не приняла этот переход и продолжает вести летосчисление по юлианскому календарю и в наши дни, что приводит к несовпадению времени празднования основных христианских праздников в Европе и России. И только природный месячник, следующий движению солнца, сохранил свой древний уклад и порядок.

– Народный календарь родился много веков назад на основе наблюдений за природой и длительного хозяйственного опыта. И до сих пор люди ведут счет по старому и новому стилю. На самом – то деле – один и тот же день! Но обозначить его можно по-разному.

– Так, что дружок, по старому счету может быть лето, когда по новому – уже хозяйничает осень!

Но всегда они стремились, как можно точнее согласовать свой счет времени с видимым движением солнца и с изменениями в природе – с чередой теплых и холодных времен года. Для этого вносятся поправки в календарь. После такой поправки образовалась разница между старым и новым. Разница эта в 13 дней.

Всякому мила своя старина

– Почему люди сохраняют разные способы счета времени? В разное время отмечают начало года? Празднуют разные праздники?

Во многом потому, что хотят сохранить свою память: знать песни, предания, обычаи своего народа. Ведь именно это соединяет предков и потомков, прошлое и настоящее. Праздники и обычаи любого народа хороши по – своему. В них соединились красота, сила и доброе согласие человека и Природы. Они помогают людям жить в одном ритме с Природой, мерно распределять их общий труд и отдых.

Каждый действует на свой образец, и всякое племя радуется тому, что имеет.

2. Что такое народный календарь.

– Мы с вами заглянули в историю и узнали о видах календарей. Теперь поговорим более подробно, что такое народный календарь.

Русский народный календарь – циклическое собрание русских народных праздников, обрядов, поверий и примет на каждый день, с помощью которого организуется повседневная жизнь людей в течение года.

1. Народный календарь является своего рода энциклопедией крестьянского быта с его праздниками и буднями. Издавна основным занятием славян было земледелие, поэтому культура в целом и основная масса обрядов и праздников носила аграрный характер. Праздники отмечались главным образом после важных трудовых периодов, в сравнительно свободное от работ время или же в переломные кризисные моменты в явлениях природы.

– Народный календарь отмечал праздничное и будничное время, начало и конец важнейших сельскохозяйственных работ, дни совершения различных ритуалов и проведения религиозно-магических действий. Вместе с тем он представлял собой своего рода народную энциклопедию, рассказывающую об устройстве мира, о природе человека, об общественном устройстве. Все эти знания находили свое выражение в приметах, присловьях, пословицах, песнях, притчах, легендах, заклятьях, приуроченных к тем или иным дням, неделям годового круга.

– Народный календарь, возникший в глубокой древности, был пропитан язычеством. Все, что окружало человека, было одушевлено благожелательной или злой силой, доставляло радость или печаль. В календаре наделялись свойствами живых существ солнце-батюшка, земля-мать, месяц-молодец, весна-молодица, зима-белолица, осень-водяница.

– Названия праздников нередко включали эпитеты, не имевшие ничего общего с христианским содержанием, они могли быть святыми, светлыми, чистыми, благими. Недели имели свои персональные названия: пестрая, всеядная, сырная, зеленая, постная и др. Для обозначения праздника широко использовались цвета: дни бывали белыми, красными, черными, зелеными. Также дни могли быть мужскими и женскими, молодыми и старыми, мертвыми и веселыми, толстыми и голодными, теплыми и холодными.

2. Народный календарь родился много веков назад.

– Народный календарь родился много веков назад на основе наблюдений за природой и длительного хозяйственного опыта. Народный календарь существовал и развивался в устной форме: от отца к сыну, от бабушки к внучке. Однако уже в XVII в. существовали “заветные, колдовские тетрадки”, в которых народные знания, народный опыт фиксировался письменно. Наряду с ними в русских деревнях были и деревянные календари, на которых специальными нарезками отмечались месяцы, недели, дни, праздники. “Знатник” — умеющий разбираться в этих зарубках человек — всегда мог сказать односельчанам, “когда сеять, когда жать, когда в скирды метать”, когда какого святого почитать.

Слайд 8.3. Основные моменты народного календаря – дни весеннего и осеннего равноденствия, зимний и летний солнцевороты.

– Народный земельный календарь опирался на смену времен года, а основными его вехами были дни весеннего и осеннего равноденствия, зимний и летний солнцевороты. Новый солнечный год по этому календарю начинался тогда, когда, по мнению крестьян, солнце поворачивало к новому свету, в дни зимнего солнцеворота. При определении сроков и продолжительности времен года русские крестьяне опирались на реальные климатические условия России. Зима у них была самым длинным временем года.

Ее начало приходилось на первые числа октября, а конец — на последние числа апреля. Весна заканчивалась в двадцатых числах июня, а лето — в конце июля, затем начиналась осень.

– Жизненный уклад земледельца изначально определялся сменой времён года, поворотными сроками солнечного календаря, фазами развития хлебов.

Особо выделялись в календаре 4 момента, связанные с Солнцем как источником света и тепла и условием произрастания всего в природе: это зимний и летний солнцевороты, весеннее и осеннее равноденствия. (22 декабря; 21 марта; 22 июня; 23 сентября).

В древности в эти дни гасили все огни и древним способом (трением дерева об дерево) возжигали новый. Позже эта традиция перешла на Пасху.

4. Обычаи и обряды.

– Важнейшие на Руси языческие обряды и праздники были тесно связаны с земледельческим трудом, с жизнью природы. Наши предки верили в божества, поклонялись им. Первыми, еще в глубокой древности, возникли праздники, связанные с земледельческим календарем предков восточных славян. Начинаясь в декабре, когда солнце "поворачивается на лето", предвещая скорое пробуждение кормилицы матери-земли от зимнего сна, и заканчиваясь осенью, с завершением уборки урожая, праздники составляли целостный календарный цикл. Отсюда и принятое в науке их название – календарные или праздники народного календаря. В отличие от праздников, появившихся в более поздние времена, они имели преимущественно магический характер. Их цель – обеспечить здоровье людям и лад в семье, хороший урожай полевых и огородных культур, богатый приплод домашней живности.

– Обрядовая структура народного календаря представляет собой цикл, который условно можно поделить на группу:

(1) святочные обряды (рождественские);
(2) масленичные обряды;
(3) ранневесенние обряды (недели Великого поста, Благовещение и др.);
(4) средневесенние обряды (Пасха, Юрьев день, Вознесение и др.);
(5) поздневесенние обряды (троицко-купальский период);
(6) летние обряды (жатвенная обрядность, Ильин день, Успение, и др.);
(7) осенние обряды, слабее всего выраженный в ритуальном плане (Рождество Богородицы, Покров, и др.);
(8) зимние обряды (Андреев день, Варварин день, Никола зимний и др.).

– Праздник предполагал также полную свободу от всякой работы. В этот день запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу, колоть дрова, прясть, ткать, то есть выполнять всю повседневную крестьянскую работу. Праздник обязывал людей нарядно одеваться, для разговора выбирать темы приятные, радостные, иначе вести себя: быть веселым, приветливым, гостеприимным. Характерной чертой праздника было многолюдье.

– В русской деревне все праздники включались в единую многоступенчатую последовательность. Они справлялись из года в год, из века в век в определенном порядке, установленном традицией. Среди них был главный праздник, обладавший, с точки зрения крестьян, наибольшей сакральной силой, — Пасха. Праздники великие: Рождество, Троица, масленица, Иванов и Петров дни и малые праздники, еще их называли полу – праздники, были связаны с началом разного рода крестьянских работ: первый день сева зерновых, заготовка на зиму капусты и т. п.

5. Итог занятия. Слайд 11.

– Народный календарь энциклопедия крестьянского быта с его праздниками и буднями. Издавна основным занятием славян было земледелие. Праздники отмечались главным образом после важных трудовых периодов. Народный календарь рассказывает об устройстве мира, о природе. Все эти знания находили свое выражение пословицах, обычаях и традициях, легендах и преданиях т.п. Народный календарь, возникший в глубокой древности, был пропитан язычеством. Люди верили в разные божества. Народный календарь родился много веков назад. Народный календарь существовал и развивался в устной форме.

Народный земельный календарь опирался на смену времен года, а основными его вехами были дни весеннего и осеннего равноденствия, зимний и летний солнцевороты.

– А теперь давайте посмотрим “Народный календарь 2012г.”, который подготовила я вам.

(Дети вместе с учитель просматривают и обсуждают страницы календаря)

6. Домашнее задание:

– Сделать “Народный календарь”. Это может быть календарь примет, праздников или он может быть более широким, где будут представлены все важные события месяца, сезона.

Читайте также: